Исторический центр Казани 
28.05.2018

Прогулка с Миннихановым: в Казани обновят «храм на воде» и Нижнезареченскую дамбу

Дом Свешникова станет жилым, школа «СОлНЦе» возводит четырехэтажный пристрой, а лицей при КФУ лоббирует расширение учебных площадей

Традиционный обход исторического центра Казани совершил вчера Рустам Минниханов. На этот раз он охватил и Вахитовский, и Кировский районы, дав добро не только на продолжение реставрации домов на Баумана, но и памятника павшим воинам и дороги к Зилантову монастырю. А компания зятя Равиля Зиганшина, похоже, займется комплексным освоением Нижнезареченской дамбы вкупе с «храмом на воде». Как Казань продолжит восстанавливать исторический облик, узнавали корреспонденты «БИЗНЕС Online».

Рустам Минниханов провел очередную большую прогулку по историческим окрестностям Казани. В поле зрения президента оказался добрый десяток объектов в самом сердце города, в Вахитовском и Кировском районах

ПРИСТРОЙ ДЛЯ «СОЛНЦА» И ВЕРОЯТНОЕ РАСШИРЕНИЕ ЛИЦЕЯ КФУ

Вчера президент РТ Рустам Минниханов провел очередную большую прогулку по историческим окрестностям Казани. В поле зрения президента оказался добрый десяток объектов в самом сердце города — в Вахитовском районе, а также в Кировском. Его сопровождала весьма внушительная делегация в составе мэра Казани Ильсура Метшина, помощника главы республики Олеси Балтусовой, министра строительства Ирека Файзуллина, министра образования Рафиса Бурганова,  министра культуры Ирады Аюповой, прокурора республики Илдуса Нафикова, главы ПСО «Казань» Равиля Зиганшина, ректора КФУ Ильшата Гафурова, митрополита Казанского и Татарстанского Феофана. И это далеко не полный список участников экскурсии.

Обход начался с улицы Кави Наджми, где президент осмотрел, как идет возведение четырехэтажного пристроя к известной казанской школе «СоЛНЦЕ». Подробности стройки президенту растолковал директор Павел Шмаков. Работы над этим объектом начались весной 2018 года, генеральным подрядчиком выступает казанское ООО «РСС инжиниринг». «У нас школа была в 2013 году создана наспех, — напомнил в беседе с „БИЗНЕС Online“ Шмаков. — Нам дали здание на Кави Наджми, но оно было не приспособлено для учебы, и нас начали закрывать. И весь год нас закрывали: то Вахитовский суд, то Верховный суд РТ. В конце концов это дошло до президента, и 29 мая 2014 года он приказал решить проблемы. И они стали решаться, но очень медленно: сначала один капремонт, через год дали еще денег — второй капремонт сделали. Затем в 2016 году президент пришел к нам в гости и дал распоряжение, чтобы с 1 августа 2016 года начать строительство пристроя. Но президент распоряжение дал, а оно не выполнялось — два года, пока не начался скандал с татарским языком. И тут президент снова про нас вспомнил».

По словам директора школы «СоЛНЦЕ», судьбоносное решение было принято 29 декабря 2017 года. Минниханов лично распорядился выделить из татарстанского бюджета 137 млн рублей на строительство полноценного четырехэтажного пристроя. Но процесс согласования всех бумаг подзатянулся (неудивительно — все-таки исторический центр города), и к строительству приступили только в конце марта. По проекту, в пристрое должны разместиться столовая и новые учебные кабинеты. Общая площадь строительства составляет 2,5 тыс. кв. м, при этом нынешняя площадь здания школы составляет примерно 650 кв. метров. Сначала датой окончания строительства называлось 30 сентября, но потом сроки передвинули на 31 декабря этого года. «Президент приходил, чтобы лично посмотреть, как дела идут. А они идут нормально. Все строится, кроме одного: столовая, кабинеты будут, а вот толкового спортзала — опять нет. Решили, что сначала построят это, а потом уже подумают о спортзале или спортплощадке. Но самые главные проблемы школы будут решены процентов на 80», — разъяснил Шмаков.

Обход начался с улицы Кави Наджми, где идет возведение четырехэтажного пристроя к известной казанской школе «СоЛНЦЕ»

Пока идет постепенное строительство пристроя для школы «СОлНЦЕ», о своем расширении пока лишь только мечтает лицей им. Лобачевского при КФУ. Президент РТ во время своего обхода центра города «забежал» также и в «вотчину» ректора Гафурова. Тот вместе с директором лицея Еленой Скобельциной рассказали Минниханову об идее расширения здания на 3,5–4 тыс. кв. метров. «На сегодняшний день лицей имени Лобачевского может принять только от 80 до 100 человек, 6–8-е классы. А подается более 1,4 тысячи заявлений! То есть лицей в течение последних лет всегда входит в топ-100 лицеев России, оба наших лицея, включая IT-лицей, всегда пользуются огромным спросом! — рассказал корреспонденту „БИЗНЕС Online“ Гафуров. — По площадям мы находимся в большом ограничении. Нам просто расширяться по тем нормативам, которые сегодня есть, нельзя. И вот мы попросили рассмотреть возможность расширения площадей для лицея».

В ответ президент поручил министру Бурганову соотнести эти предложения с нормами образовательных учреждений и разработать план-график по расширению лицея. «Рустам Нургалиевич дал соответствующим службам поручение подготовить конкретные предложения, и самое главное — подготовить предложения по стоимости», — говорит ректор КФУ.

Пока идет постепенное строительство пристроя для школы «СОлНЦЕ», о своем расширении пока лишь только мечтает лицей Лобачевского при КФУ

КВАРТАЛ ГОСТИНИЦЫ ДВОРЯНСКОГО СОБРАНИЯ: ДВУХЪЯРУСНЫЕ КВАРТИРЫ, АНФИЛАДЫ КОМНАТ И СООБЩЕСТВО ВОКРУГ ТИХОГО ДВОРА

Еще одним объектом, который осмотрел Минниханов, стал объект культурного наследия федерального значения «Здание гостиницы Дворянского собрания XVIII века», расположенный по ул. Рахматуллина, 6/9. Здесь расположены «Дом Пискунова, 1841 год», возведенный в 1841 году архитектором Петонди, и здание, в котором в 1873 году родился и жил революционер Николай Бауман, давший свое имя главной казанской улице. У гостиницы, восстановлением которой занимается казанский архитектор Марсель Искандаров, президенту показали план-график производства работ. Как сообщила «БИЗНЕС Online» Балтусова, на восстановление гостиницы дан срок в три года. Впрочем, при реставрации сроки не могут быть жесткими, добавила она. «Реставрация — это всегда непредсказуемо, может затянуться, — предупредила она. — Главное, что решено окончательно следовать концепции Искандарова и начинать с Дворянского собрания. Один за другим три главных памятника по плану должны отреставрировать и приспособить, остальные — потом».

На полуразрушенных зданиях в центре города ведут противоаварийные работы «Ак Барс Девелопмент» и Госжилфонд при президенте РТ. Представители компаний рассказали президенту о работах по реконструкции исторического квартала по ул. Рахматуллина — Кави Наджми — Профсоюзная — Мусы Джалиля. Они представили план-график производства работ по поэтапной реконструкции зданий с приспособлением под жилой комплекс.

На восстановление объекта культурного наследия федерального значения «Здание гостиницы Дворянского собрания XVIII века», расположенного по ул. Рахматуллина, 6/9, дан срок в три года

Сам Искандаров в разговоре с «БИЗНЕС Online» отметил, что над проектом работает также известный казанский архитектор-реставратор Юлия Васильева, а в целом концепция предполагает возвращение этому кварталу его исторической функции. Эти дома строились когда-то как жилые. И объективно место очень удобно: центр, старинные дома, и в то же время здесь очень спокойно. «Объект сложный, но очень перспективный — в архитектурном, инновационном плане, — сказал Искандаров. — Все базируется на традициях. Это, возможно, первая попытка в Казани с точки зрения реализации жилой архитектуры в центре в рамках воссоздания квартала и возвращения ему исторических функций. Когда-то это был жилой квартал, и проектом предполагается возвращение сюда жизни. Само слово „жилье“, на мой взгляд, звучит слишком шаблонно по отношению к тому, что здесь предполагается... Это жилье нового типа, которое распространено в той же Европе. Но чтобы в историческом памятнике вновь разместились квартиры премиального уровня в рамках реконструкции целого квартала — думаю, в Казани это впервые».

Идея «жилье вокруг двора» является одной из главенствующих. У части квартир (двухъярусных), расположенных на первом-втором этажах, предполагается наличие независимого входа с территории тихого двора, а у ряда квартир — с формированием отдельной территории. Такой тип жилья был когда-то характерен для исторического центра, говорит Искандаров. Это позволит создать уникальную среду для будущих жителей, а число таких уникальных квартир здесь будет очень небольшим. Помимо этого жилья с внутренними лестницами, часть квартир будет в традиционном понимании. А в доме Пискунова, к примеру, предполагается восстановление квартир в старинных пропорциях и интерьерах — с анфиладами комнат. «Такого в Казани в рамках крупномасштабного проекта еще не делалось, хотя в Москве, за границей мы это наблюдаем, — подчеркивает архитектор. — Если здания строились жилыми, в них легко возвращается эта историческая функция, но, естественно, на современном технологическом уровне XXI века». А для самой Казани важно, чтобы жизнь в центр возвращалась не в результате кампаний и каких-то инициатив, альтруизма и усилий отдельных подвижников, а естественным образом. 


ЕЩЕ ОДНА ДАМБА — «ПОД КРЫЛО» ЗЯТЯ ЗИГАНШИНА

Последовала также презентация объекта культурного наследия «Гостиница „Грандотель“» («Дом Свешникова, начало XIX века») на перекрестке улицы Кави Наджми и пешеходной улицы Баумана. Представитель ООО «Барс Инвест Груп» рассказала о планах по реконструкции здания и сообщила, что на объекте ведется проектирование, финансирование имеется, в ближайшее время планируется установка строительного ограждения и начало противоаварийных работ. Минниханов одобрил проект. Напомним, что «Барс Инвест Групп» на 90% контролирует Эмиль Хуснутдинов, бывший первый замруководителя исполкома Казани. «Мы будем этот дом восстанавливать, — подтвердил „БИЗНЕС Online“ сам Хуснутдинов. — Назвать какие-то сроки сложно. Все зависит от того, как пройдут историко-архивные изыскания, контраварийные мероприятия. Пока не раскопаем, невозможно понять до конца состояние объекта, а от этого зависят дальнейшие действия». По тем же причинам непонятен пока и бюджет строительства. Сейчас первые средства выделены на проектирование, расчистку, противоаварийные работы. В будущем здесь будет жилой дом. Оценить класс будущего жилья Хуснутдинов затруднился: дом, безусловно, с историей, в центре города, но все зависит от проекта и согласований с минкультуры. 

Далее участники осмотра объектов в историческом центре Казани отправились на Нижнезареченскую дамбу на правом берегу Казанки. Сейчас власти города рассматривают проект строительства здесь пешеходной зоны и развлекательных объектов для отдыха горожан. По мнению Минниханова, должен быть разработан комплексный план освоения этой территории. Неспроста в экскурсии участвовал Зиганшин — очевидно, ПСО «Казань» готовится к освоению очередной прибрежной территории. Эту дамбу наряду с целым рядом других городских дамб осенью 2017 года арендовало ООО «Коаст», которая принадлежит Тимуру Зайнутдинову, основному бенефициару ПАО «Кварт» и зятю Зиганшина. Дамба арендована на трехлетний срок, за право аренды компания платит более 416 тыс. рублей в год. Но в нынешнем виде дамба никого не устраивает, перемены неизбежны. «Дано поручение институту „Татинвестгражданпроект“ совместно с главным архитектором города и ПСО разработать проект развития с учетом всех ограничений по ПЗО Кремля, инвестпредложений и рекомендаций госкомитета по туризму. Проект нужен как можно скорее, так как на нем завязано решение по мосту к храму на Казанке», — раскрыла детали проекта Балтусова.  

Напомним, что в конце сентября 2017 года «Коаст» получил в аренду Адмиралтейскую транспортную дамбу (более известна как Кировская) и «Верхнюю плотину» (со стороны речного техникума) Казанки. Еще раньше, в июне 2017 года, исполком Казани отдал Кремлевскую (Федосеевскую) набережную в концессию на 49 лет дочери Зиганшина, Адели Зайнутдиновой. Так что Зиганшин плотно занимается казанскими дамбами — в плотном сопровождении профессионального окружения Минниханова. В пресс-службе ПСО «Казань» корреспонденту «БИЗНЕС Online» сообщили, что набережные находятся в ведении другой компании — «Коаст» и поэтому комментариев предоставить не могут.

Президенту презентовали реконструкцию известнейшего храма-памятника Спаса Нерукотворного «Памятник павшим воинам»

ПАМЯТНИК ПАВШИМ ВОИНАМ ОТРЕСТАВРИРУЮТ, К ЗИЛАНТОВУ МОНАСТЫРЮ ПРОЛОЖАТ ДОРОГУ

Здесь же, в Кировском районе, главе республики презентовали краткий план мероприятий празднования 300-летия Казанского адмиралтейства на территории Адмиралтейской слободы. Здесь планируется проводить музыкальные фестивали, детско-юношеские парусные регаты, а Институт истории академии наук РТ наметил научно-практическую конференцию, посвященную казанскому судостроению. Скоро здесь должны заложить камень в ознаменование начала строительства музейного комплекса. Минниханов поддержал все эти планы, а также поручил начать работы по реконструкции пожарной каланчи на Мало-Московской улице.

Далее президенту презентовали реконструкцию известнейшего храма-памятника Спаса Нерукотворного «Памятник павшим воинам». Как рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» митрополит Феофан, к храму, одиноко стоящему на небольшом островке, будет заново построен мост. Сам памятник тоже будет серьезно отреставрирован: здесь планируют обновить кирпичную кладку и облицовку, а также укрепить цоколь и береговые откосы. «Работы в „храме на воде“ будут проводиться в контексте реконструкции Нижнезареченской дамбы и набережных, с которыми памятник образует единый комплекс, — свидетельствует владыка Феофан. — В том, что это будет сделано, у меня нет никаких сомнений: президент Минниханов никогда не бросает слов на ветер, каждое его обещание — золото».   

Кроме того, Феофан попросил президента посодействовать в ремонте улицы, ведущей к Зилантову женскому монастырю. Сейчас проезд полуразрушен, проехать к монастырю непросто. «Да, мы договорились с президентом РТ Рустамом Миннихановым о ремонте дороги, ведущей к Зилантову Свято-Успенскому монастырю, — подтвердил митрополит. — О сроках производства и окончания работ говорить пока рано, но думаю, что дорога будет приведена в порядок нынешним летом».

«Объезды и обходы исторического центра изначально носят прикладной деловой характер и проводятся с целью решения проблем на тех или иных объектах, — напоминает Балтусова. — Стоит вспомнить, что все наши главные музеи в центре лежали в руинах на 2011 год. За 7 лет в них были вложены средства — и сегодня это процветающие музеи с современными экспозициями. Стоит вспомнить и другие здания: например, Пушкина, 10, Театральная, 1 и прочую частную собственность, которую удалось поставить на реставрацию, избежав сноса. Многое удалось сохранить в центре Казани благодаря вниманию первого лица республики. Рустам Нургалиевич поддержал и установку туристической навигации, которая поэтапно ставится сейчас по нашим достопримечательностям, и развитие Старо-Татарской слободы, и многое еще в процессе».

Фото и видео: president.tatarstan.ru

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (300) Обновить комментарииОбновить комментарии
Оптимист
28.05.2018 12:56

Школы нужны, дома науки, дома техники, школы исскуств.У детей надо вкладывать

  • Анонимно
    28.05.2018 12:18

    Памятник защитникам Казани когда будет?

    • Анонимно
      28.05.2018 13:01

      Видимо тогда же, когда в США поставят памятник ирокезам - защитникам от американцев и канадцев.

      • Анонимно
        28.05.2018 13:49

        Вы для сначала уровень жизни обеспечьте, как в США.

        • Анонимно
          28.05.2018 14:42

          Вот у них при таком уровне жизни памятника нет. Ну и нам не нужен будет, да? Вы к этому ведете?

          • Анонимно
            28.05.2018 15:46

            Я веду к том, что вы, большой брат, не умеете развивать государство.

            • Анонимно
              31.05.2018 16:42

              Так развитием США активно занимаются не одну сотню лет, в то время как вся история России - перестройки, из одного в другое... Хоть сейчас какая-то стабильность и развитие.

        • Анонимно
          28.05.2018 14:46

          Это то же самое что Мамаю в Москве памятник поставить
          Аккуратней надо быть
          Не нагибать народы

        • Анонимно
          28.05.2018 17:00

          13.49 Для начала нужно у себя станок печатный поставить. И затем начать бомбить разные страны себе в прибыль, устраивать хаосы по всему миру себе в прибыль, устраивать мировые войны и наживаться на них за счет других.. ВЫ к этому призываете? К созданию еще одного сатанинского государства? Нас не так воспитывали..

          • Анонимно
            28.05.2018 17:20

            Для начала надо работаь так чтобы ваши деньги брали повсему миру, ИЗобрести 99% тогочто мы пользуемся,а хаос извните это государства котрые каждые десять лет валюту свою меняют и имеют ко всемсоседям претензиии! США ОПЛОТ МИРА

            • Анонимно
              28.05.2018 18:19

              17.20 Сша - оплот мира? Около сотни войн развязаны этим государством только за последнее столетие.. Миллионы и миллионы убитых. Разрушенные страны и экономика. Выжженные земли.. Высосанные ресурсы. Какие деньги признанные по всему миру? Вы знаете когда и как они появились. Прочистите себе голову, прежде чем писать вздор, да еще и заглавными буковками)))

              • Анонимно
                28.05.2018 19:43

                Сша - оплот мира? Около сотни войн развязаны этим государством только за последнее столетие.. Миллионы и
                Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/383700-
                а ты посчитай, начиная, хотя бы с 1905г!

            • Анонимно
              28.05.2018 23:32

              Зачем же мучаетесь в хаосе, туда-туда , бегом, в "оплот мира"))))

            • Анонимно
              29.05.2018 06:18

              Много вас в Казань понаехало что то в последнее время, для создания ‘общественного’ мнения

          • Анонимно
            28.05.2018 21:23

            станок печатный поставить большого ума не надо. Только кому будут нужны напечатанные фантики?

        • Анонимно
          29.05.2018 08:56

          Это как?

          Так вот?:

          43 млн американцев живут за чертой бедности. Об этом президент США Дональд Трамп заявил в ходе выступления с обращением к конгрессу, передает Fox News.

          «94 млн американцев безработные, более 43 млн людей живут в бедности и более 43 млн живут на талонах на питание. Один из пяти трудоспособных человек не работает», — сказал Трамп.

          • Анонимно
            29.05.2018 09:16

            А еще у них негров линчуют... Жива советская пропаганда!

          • Анонимно
            29.05.2018 09:54

            А говорят казанцы нищают. Думаю наша статистика куда лучше.

            • Анонимно
              30.05.2018 11:35

              Сравнивать сложно, но в Казани управление грамотнее будет.

            • Анонимно
              11.06.2018 19:49

              По заполненности торговых центров этого не скажешь.

        • Анонимно
          29.05.2018 09:52

          Казань не далеко от США ушла, у нас просто культуры разные. До Швейцарии нам ещё расти, а тут вы приукрашиваете.

      • Анонимно
        28.05.2018 15:11

        Ваш сарказм здесь не уместен!!!

      • Анонимно
        28.05.2018 18:50

        Вы думаете , в США нет памятников индейцам, коренным жителям? Вы глубоко ошибаетесь. Их достаточно.
        Но самый большой памятник в мире (высота 340 метров) индейскому вождю "Бешеный конь" строится уже 80 лет. Удивительный мемориал. Кликните.

        • Анонимно
          29.05.2018 09:55

          У нас любое изменение в штыки воспринимают, а уж из-за спорного вообще войну развязать могут.

          • Анонимно
            30.05.2018 11:37

            Действительно, к этому надо подходить с умом. Чтобы все стороны были более менее довольны.

      • Анонимно
        28.05.2018 19:55

        идимо тогда же, когда в США поставят памятник
        Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/383700
        - нужен памятник погибшим воинам Отечественной Войны 1552 - 1557гг. и всем Ханам Казанского Ханства и Золотой Орды. Это история.

    • Анонимно
      28.05.2018 13:08

      Где памятник Алмушу (Джагфару) - булгарскому хану, потомку хана Кубрата, основателю Казанской крепости? При нём о Волжской Булгарии узнали все соседние страны и народы. При нём впервые ислам укрепился в Среднем Поволжье. При нём построены Биляр и Болгар, другие города.

      • Вы юморист однако! Я знаю в союзе Писателей есть группа татарских писателей кто хочет на Горках на Улице Кул
        Гали поставить памятник великому Булгарскому поэту Кул Гали на его улице и восстановить его дом! Ну ладно есть у нас историк директор института истории Рт Рафаэль Хакимов,который развенчал этот миф и сказал что Кул Гали Хорезмиец! Когда найдется у него мужество развенчать миф про Алмуша что он принял Ислам 1100 лет назад и тем более про тысячелетие Казани!

      • Анонимно
        28.05.2018 13:58

        Ещё напиши чтобы в Парке Горького установили. Аха. Там все места уже расписаны.

        • Анонимно
          31.05.2018 16:46

          Парк Горького сейчас смотрится гармонично, памятник туда запихнуть будет неуместно. Впрочем, если кто-то предложит конкретное место с концептом, почему бы и нет.

          • Анонимно
            10.06.2018 21:21

            Парк Горького моно расширить, кстати.

            • Анонимно
              11.06.2018 19:51

              И сделать не один выход на набережную, которую пока тоже только делают.

      • Анонимно
        28.05.2018 15:20

        Казань основали булгары в X в. на северо-западе Волжской Булгарии, как пограничную крепость! Официально Ислам приняли в 922 г. в г. Булгар, прибывшим посольством из Багдада! Арабские путешественники и историки сохранили в своих трудах эти страницы истории древних булгар!)

        • Анонимно
          28.05.2018 15:54

          Почему ты решил, что они не придумали это и не приукрасили? Что, татары так легко променяли свою религию предков на какую-то заморскую?

          • Анонимно
            28.05.2018 23:37

            Булгары к тому времени уже были приверженцами ислама в большинстве своем. Были уже и мечети. Просто нужно было покровительство Багдада, чтобы противостоять хазарам.

            • Анонимно
              29.05.2018 09:58

              Сдается, то был, Ислам шиитского толка.

              • Анонимно
                29.05.2018 11:16

                Тогда еще не было разделения на шиитов и суннитов, в Багдаде была резиденция халифа, правителя мусульманского мира.

            • Пpохожий
              29.05.2018 11:04

              откуда такая информация?
              Булгарских летописей нет. есть арабские и русские и не очень то они подробны.

            • Анонимно
              11.06.2018 19:52

              Вечный спор. История с белыми пятнами. До сути докопаться сложно.

        • Анонимно
          28.05.2018 16:00

          Не был фадлан на Волге
          Разоблачили его давно
          Ислам принимали при хане Узбеке в З.О

        • Анонимно
          28.05.2018 17:07

          Про Казань первые сведения относятся к 14 веку,откуда Вы взяли,что ей 1000 лет?!

          • Анонимно
            31.05.2018 16:47

            Отнюдь, первые упоминания датируются 10-ым веком, отсюда и тысячелетие Казани.

        • Анонимно
          28.05.2018 18:54

          Волжская Булгария географически находилась на Великом Шёлковом пути: начиная с IX-X вв. арабские путешественники, учёные, торговцы останавливались на отдых в городах Булгар, Биляр и Сувар. Купцы и ремесленники из Хорезма, Самарканда и др. восточных стран, всё чаще приезжали на берега средней Волги. Местные жители понемногу начинали знакомиться с новой,на тот момент, для них религией-Ислам!)

        • Анонимно
          28.05.2018 18:57

          Знаменитые учёные, путешественники: Ибн Рушди, ибн Фадлан и др. были свидетелями распространения Ислама на берегах Средней Волги, о чем описано в книгах, оставлено множество трудов!)

        • Анонимно
          28.05.2018 19:01

          Исламская культура того времени оказала благотворное влияние на развитие и становление булгарской, мусульманской цивилизации! В Волжскую Булгарию приглашались на работу лучшие мастера из Средней Азии, врачи, учителя, архитекторы, учёные из всего Ближнего Востока!)

        • Анонимно
          28.05.2018 19:07

          На натюрмортах, зарисовках художников XIX в. сохранились рисунки с десятками ещё тогда сохранившихся строений, зданий в г. Болгар! К сожалению, тогда местные жители разбирали, растаскивали древние строения на свои сельскохозяйственные нужды...

    • Анонимно
      28.05.2018 13:38

      А это кому? Черемисам что ли, которые со стороны Арска воевали с касимовскими татарами Ивана Грозного? Когда вся знать Казанского ханства попыталась из кремля сбежать.

      • Анонимно
        28.05.2018 17:48

        Это фактически памятник воинам интернационалистам

    • Анонимно
      28.05.2018 15:13

      Очень интересны труды известного русского историка Михаила Худякова: "Очерки по истории Казанского Ханства"

      • Анонимно
        28.05.2018 16:01

        Про Зюрейскую даругу прочитайте
        Все станет ясно

        • Анонимно
          29.05.2018 10:50

          Дус! Ты кроме Зюрейской дороги о чем-нибудь другом читал? Задолбал уже всех Зюрейской дорогой! Представляю, что бы ты делал, если бы прочитал ещё о чем-нибудь!

    • Анонимно
      28.05.2018 15:23

      Данный комплекс был поставлен всем, кто погиб при взятии Казани.

      • Анонимно
        28.05.2018 16:59

        А мусульманам разве может быть памятником православный храм?

        • Анонимно
          28.05.2018 17:32

          Однозначно -это памятник погибшим завоевателям Казани-конечно жалко их героев слов нет,жизнь отдали,но по логике-напротив должен быть и памятник десяткам тысяч невинно погибших защитников и мирных жителей города,хоть какой,хотя бы оч. микроскопический и совсем неприметный,но нет его- пащиму!?!

      • Анонимно
        29.05.2018 05:58

        Данный комплекс был поставлен всем, кто погиб при взятии Казани.
        Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/383700
        - читай М. Худякова: ...такою гекатомбою...

    • Анонимно
      28.05.2018 18:44

      Падение Казани-это была великая трагедия! Конец целой эпохи...

      • Пpохожий
        29.05.2018 11:06

        казанское ханство было что то около ста лет.
        все таки для эпохи это как то маловато.

        • Анонимно
          29.05.2018 13:19

          Во-первых, у 18:44 речь идёт об эпохе татарских ханств с 1240-х годов.
          Во-вторых, вИликий и мАгучий СССР просуществовал гораздо менее 100 лет.

      • Анонимно
        10.06.2018 21:23

        Можно и Волжскую Булгарию вспомнить.

    • Анонимно
      28.05.2018 23:44

      Что там делает на первом фото этот волосатик-директор школы? Не много ли его в последнее время?

      • Анонимно
        10.06.2018 21:23

        Другие директора школ не так активны, вот и не видать.

    • Анонимно
      29.05.2018 07:49

      И так в центре кремля стоит огромная мечеть, которую даже с самолёта видно. Какие ещё памятники? Зачем? Пусть лучше лицей при КФУ нормально отремонтируют.

      • Анонимно
        29.05.2018 09:18

        КФУ - федеральная структура, пусть на деньги федералов ремонтируют.

      • Анонимно
        11.06.2018 19:55

        Для начала садики и школы доремонтировать.

    • Анонимно
      29.05.2018 08:48

      Памятник в общем то павшим войнам. На этом месте похоронили всех павших во взятии Казани. Мало того в штурме Казани участвовали и тюркоязычные народы Казанского ханства, в том числе и Казанские мурзы. (Кстати татары как народ появились только в двадцатом веке) Историю учить надо! а потом непонятные фразы писать!

      • Анонимно
        29.05.2018 09:25

        Вы не ведаете реалий той эпохи. Война шла под религиозными знаменами. "Русские войска захватили Казань и внесли туда икону божьей матери", пишет Федор Достоевский в "Дневнике писателя" за 1876 год. Татар тогда называли "погаными", а посему вместе с православными захоронить никак не могли. По преданию, погибших татар захоронили в районе нынешней Ново-татарской слободы, где нынче расположена 5 городская больница. Поэтому православный храм на Казанке никак не может быть памятником павшим воинам-мусульманам.

    • Анонимно
      29.05.2018 09:50

      Неужели вам так памятник нужен? Это ведь совсем не необходимость даже в сфере благоустройства.

      • Анонимно
        31.05.2018 11:43

        А почему нет? Исторической и культурное наследие. И как часть благоустройства тоже идеальный вариант.

    • Анонимно
      29.05.2018 10:55

      Москва не разрешает с 90х годов строить памятник защитникам Казани.

    • Анонимно
      30.05.2018 11:54

      Сложные вопросы, нужно основательнее подходить.

  • Анонимно
    28.05.2018 12:20

    Памятник павшим воинам нужен. Почему национальная дискриминация? Нужен памятник и павшим воинам татарам!

    • Анонимно
      28.05.2018 13:02


      Вечно в истории - часть татар всё делает для Мск, а не для татар. Не бесплатно конечно.

    • Анонимно
      28.05.2018 13:13

      12:20. А смысл в строительстве нового памятника. Этот сохранили потому что он построен 200 лет назад, с него потом брали пример при строительстве памятников в Севастополе и в Москве в 19 веке.
      Новых памятников ни защитникам ни победителям давно не строят.

    • Анонимно
      28.05.2018 14:01

      Там захоронены войны обеих сторон

      • Анонимно
        28.05.2018 17:00

        Этого не могло быть, поскольку война проходила под религиозными знаменами. вы себе не представляете реалии 16 века.

    • Анонимно
      28.05.2018 14:24

      Так строили же, как-то, прямо у подножия кремлевской стены. Убрали по требованию Юнеско.

      • Анонимно
        28.05.2018 15:55

        Правильно и сделали. Это те же, видимо , кто Конституцию РТ писал?

  • Анонимно
    28.05.2018 12:25

    Вы бы все, вот в этом же составе, можно и без красок там нет необходимости, поситили бы деревни вашего региона. Там ведь карауууул..... Видели бы в каких условиях живёт и существует те кто пытается накормить этот регион и страну..... Но этих людей допускают там где хозяевам и посетителям угодно и выгодно. Сердце болит за деревни наши

    • Анонимно
      28.05.2018 12:52

      Деревни нужно покидать и перебираттся в город

      • Анонимно
        28.05.2018 13:54

        Продукция тоже в городах будете выращивать?

        • Анонимно
          29.05.2018 09:57

          В деревнях очень маленький процент продукции. В основном всё фермы. А так там обычно для себя растят и всё.

          • Анонимно
            11.06.2018 19:57

            В деревнях это не налажено просто. Именно вопрос поставки, спроса и предложения.

        • Анонимно
          11.06.2018 19:56

          За пределами города можно.

    • В деревнях Татарстана разве такой уж караул? Все познается в сравнении, конечно. Так вроде татарстанские деревни еще держатся в отличии от остальной российской действительности

    • Анонимно
      28.05.2018 17:10

      Вы назовите, пожалуйста, конкретные деревни , где такая катастрофическая ситуация. Те деревни, что я знаю, вполне благополучные.

    • Анонимно
      30.05.2018 11:39

      Вкладывать деньги в деревни сейчас очень невыгодно. Пускай лучше едут из них в город, а сам город будет расти.

      • Анонимно
        31.05.2018 11:44

        Тоже так думаю. Сейчас в деревне молодежь жить не хочет. Остаются там старики или просто алкаши и лодыри, которые сидят на шеи у пенсионеров, а работать в город ехать не хотят

  • Анонимно
    28.05.2018 12:32

    Хормэтле Ростэм Нургали улы, по адресу Моссковская,22 распологается типпография Вестфалика и ряд офисов на смежной территории с автосервисом Автолига- это здание бывшей мечети, оно смотрит на Киблу, в нем есть даже выход на минарет в кирпичной купольной части здания.

    Просим Вас в Священный месяц Рамадан вернуть здание верующим мусульманам и привести прилегающую территорию в порядок, как вы привели в порядок мечеть Галеевскую. Спасибо.

    • Анонимно
      28.05.2018 13:05

      Олеся Балтусова так тщательно сопровождает Президента по церквям, что пора ей заглянуть и на Моссковскую,22 в здание бывшей мечети, вернуть ее тоже в надлежащее состояние и привести в доисторический вид.

      • Анонимно
        11.06.2018 19:57

        Скорее всего Семину принадлежит. А его в Казани нет давно

    • Анонимно
      28.05.2018 13:39

      Так предложите хорошую цену и выкупите, у ДУМ денег я думаю хватает. На хадже и других мероприятиях зарабатывают, на джипах ездят. Просто нехорошо из бюджетных т.е. народных денег просить то, за что государству придется заплатить из своего кармана.

      • Анонимно
        28.05.2018 14:26

        А зачем платить, согласно федерального закона все культовые сооружения построенные до революции 1917 возвращаются безвозмездно.

        • Анонимно
          28.05.2018 15:17

          от построенного в 1917 там наверное даже фундамента не осталось, все новодел.

          • Анонимно
            28.05.2018 15:29

            В мечети на Моссковской,22 стены толщиной 120 см и никому сегодня так строить не надо. Здание сидит под углом к Чернышевского и к Московской в направлена строго на Каабу.

            • Анонимно
              28.05.2018 15:48

              Не помню такого здания. Там вроде все по улице выровнено. Или оно немного в глубине?

              • Анонимно
                28.05.2018 16:09

                Под это направлению любой дом по Чернышевского и Т.Гизата смотрит, теперь что все отдавать.
                Здесь сами улицы сориентированы так.

              • Анонимно
                28.05.2018 16:18

                Да оно в глубине, его закрывает автомойка и сервис Автолига, наберите в Яндексе Московская 22, там хорошо видно. Сейчас в здании мечети типпография Вестфалика.

                • Анонимно
                  28.05.2018 16:44

                  Спасибо. Буду мимо проходить - погляжу. Интересно. Если бывшая мечеть - то наверно надо как то решать вопрос с возвратом и реставрацией. Пусть и постепенно и не сразу.

                • Анонимно
                  28.05.2018 17:18

                  сколько панорамы не смотрел так и не нашел ничего особого в этом здании. ну нет в нем ничего от мечети.

      • Анонимно
        28.05.2018 23:41

        Мечети в большинстве своем строятся на пожертвования, в отличие от церквей.

    • Анонимно
      28.05.2018 15:06

      Вернуть мечеть народу-это справедливое, богоугодное дело!) Аллаhа бирса!)

    • Анонимно
      28.05.2018 15:10

      Иске мэчет бинасын кирэ халыкка кайтарсыннар!) Гаделлек очен! Аллаhка гыйбадэт кылыр очен!) Нужно вернуть все храмы, культовые сооружения народу!

  • Анонимно
    28.05.2018 12:33

    Шмаков хит сезона,обеспечил себя недвижимостью и поддержкой до пенсии,поймал удащу за хвост.Но дочери вроде как по прежнему в Финляндии?Или ошибаюсь?

    • Анонимно
      28.05.2018 12:54

      У Пескова во Франции, у Лаврова в сша

      Отнюдь не подполье в тылу врага

      • Анонимно
        28.05.2018 15:10

        Не знаю, как у Пескова, но у Лаврова дочь после учёбы - уже давно живёт в России.

      • Анонимно
        28.05.2018 16:55

        у Лаврова давно в России

      • Анонимно
        28.05.2018 17:52

        А про своих стесняемся написать?

      • Анонимно
        31.05.2018 11:46

        Нет ничего сверхестественного, чтобы уехать учиться за границу. Главное, хотеть учиться, а не как у нас - лишь бы просто отсидеть 4 года в универе и получить корочку

    • Не понимаю чем на вам так не нравится. Человек своими силами создал нужный и интересный проект и всячески пытается его поддерживать

    • Анонимно
      28.05.2018 12:57

      Какая разница где они?

    • Анонимно
      28.05.2018 13:51

      Шмаков заслужил.

    • Анонимно
      28.05.2018 13:56

      Приз Шмакову за правильно выбранную сторону при решении языкового вопроса. Ну, а что он думает на самом деле, да какая разница - не за всякую принципиальную позицию даются властные преференции.

  • Анонимно
    28.05.2018 12:34

    Казань всегда ассоциировалась с этим памятников. Когда из вагона поезда появляется этот Дом, то всё, приехал в Казань.

    • Шмакову правильно помогает президент он мой друг,а школу Лобачевского надо расширить там мой внук учиться и там не разбежишься,а ноги у него длинные!

    • Анонимно
      28.05.2018 12:55

      А вот у меня возникают другие чувства.
      А.Поц.

      • Господин Поц! Казань если вы знаете на Курултае проголосовала вся за союз с правнуком Мамая Грозным и с ним шли 150 тысячное татарское войско и в том
        числе мои предки из самого крупного села
        России Елизань служилые Татары освобождать Казань от Крымчаков и вы знаете кто был провокатором и устроил бойню в Казани,хан Ядыгар ,который встретив Ивана с Чак Чаком,а потом закрыл перед носом ворота Кремля вместе с Кул Шарифом и первый потом побежал креститься после боя ! А в этом памятнике захоронены и русские и татары освобождавшие Казань!

    • Анонимно
      11.06.2018 21:00

      Не все приезжают в Казань с той стороны)

  • Анонимно
    28.05.2018 12:35

    Во дворе отеля Шаляпин стоит 2-х этажный "памятник старины", с громким названием офисный центр Университетская 5/37.
    Полуразваленный сарай, который как бельмо на глазу у гостей нашего города.

    • Анонимно
      30.05.2018 11:41

      Взять и снести его что ли? Это ведь чья-то собственность, такое нельзя себе позволять.

  • Анонимно
    28.05.2018 12:35

    Часто ловлю себя на мысли, а у этой власти в республике есть голова? Зачем им так упорно застраивать Казань церквями и вот такими памятниками. Для чего? Зачем Казани та икона, привезенная из Ватикана, с которой так носятся наши власти? зачем для нее строить целый комплекс из церквей в самом сердце Казани. Зачем реставрировать памятник захватчикам Казани, его разрушителям. И в то же время хотя бы для равновесия нет его защитникам как память о погибших, защищая свою родину от захватчиков. Нет памятник тому же основателю этого города. Иногда кажется, что это сознательное уничтожение памяти народа. И это один из способов ассимиляции, уничтожения народа, кстати, наравне и с тем, что государственный язык на территории республик и превращается в некое подобие хобби для некой части странных людей тут. Это тоже один их инструментов по уничтожению народа на его территории.
    А.Поц.

    • Оптимист
      28.05.2018 12:56

      Школы нужны, дома науки, дома техники, школы исскуств.У детей надо вкладывать

      • Анонимно
        28.05.2018 13:23

        Так со школ статья и начинается. Солнце и лицей при КФУ.

        Или вы не читая комменты строчите?

        • Анонимно
          31.05.2018 11:47

          нужно в этом направление дальше двигаться и развивать. Правильно все делают.

      • Анонимно
        28.05.2018 15:34

        Одно другому не мешает.

      • Анонимно
        28.05.2018 15:39

        Вроде бы к мундиалю в районе казань-арены наводят блеск на киллометр в радиусе.Но когда едешь к стадиону из Сотетского района видишь халабуды на трамвайном кольце напротив Компрессорного завода!Просто 90-ттакое позорище!!!Почему не снесут?!!!

      • Анонимно
        30.05.2018 11:42

        В Казани в детей начали хорошо вкладываться, за следующее поколение не страшно.

        • Анонимно
          31.05.2018 11:48

          Есть все условия для развития детей и обучения. Недавно была новость, что открыли очередной современный центр для детей. Там и новым профессиям уже можно учиться. Имею ввиду те, которые появляются с каждым годом в интернете.

    • Для Вас возможно это не имеет значения, но для многих это является святыней. К тому же это архитектурная красота Казани и плюс в копилку туристической инфраструктуры

      • Анонимно
        28.05.2018 13:42

        АРХИТЕКТУРНАЯ КАЗНЬ НЕ КРАСИВА!! АТУРИЗМА В КАЗАНЬ В ЭКОНОМИЧСКИ ЗНАЧИМЫХ ОБЪМАХ НЕТ и не будеит! ХВАТИТМАНТРЫ ПРО ТУРИЗМ!! ВРАНЬЕ ЭТО!! АРХИТЕКТУРНЫВЙ ОБЛИК КАЗАНИ ВТОРИЧЕН УРОДЛИВ ИСТРИЧСКАЯ КАЗАНЬТ НЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТ ЦЕННОСТИ ВООБЩЕ!

        • Анонимно
          28.05.2018 14:48

          Ну как, Вы уже засыпали Булак и спасли велосипедистов от геммороя и бесплодия?

          • Анонимно
            28.05.2018 14:59

            велосипедистов не спасет ничего.
            а булак вы верно заметили надо засыпать он уродлив вонюч.и ненужен

            • Пpохожий
              28.05.2018 15:42

              вообще нет запаха от него.
              единственная проблема Булака это две улицы вокруг него.

              • Анонимно
                28.05.2018 16:36

                воняет булак
                и дико некрасив

                Улицы важнее вонючей канавы. засыпать.

                • Анонимно
                  28.05.2018 16:45

                  Нет велосипедисты большей зло - начать надо с них. Булак это проблема номер 2.

                • Пpохожий
                  28.05.2018 17:19

                  он красив особенно сейчас когда засадили деревьями его!

                • Анонимно
                  28.05.2018 17:29

                  Наоборот, я бы снес улицы вдоль Булака и засадил там большие парки. Была бы красота вдоль речки, как в Мюнхене.

                  • Пpохожий
                    28.05.2018 17:31

                    к сожалению это основные магистрали в этой части города. московская и нариманова с потоком явно не справятся.

                  • Анонимно
                    28.05.2018 17:49

                    вам бы город снести. КРАСОТЫ НЕ БУДЕТ була крукотворная кнава вот инадо долгиприроде вернуть дорга была лучше чем эта грязь и вонь

        • Анонимно
          29.05.2018 10:55

          Хорош кричать!!! Прими таблетки!!! И дальше НЕ забывай их принимать регулярно!!!

        • Анонимно
          30.05.2018 11:44

          Ещё скажите ЧМ нам денег не принесет, а толпы автобусов с туристами - пыль в глаза.

          • Анонимно
            31.05.2018 11:50

            ЧМ помогает пополнить бюджет города, а также и горожане могут на год вперед заработать. Если работают в сфере туризма и развлечений. Те же такисты ой как хорошо наварятся летом

    • Анонимно
      28.05.2018 13:15

      Поц. Власти Татарстана это делают как раз потому что голова есть на плечах. И правильно делают.

    • Анонимно
      28.05.2018 13:15

      Историю, товарищ Поц, нужно знать.
      А история такова, что в 1552 году местные мишаре решили прогнать татарскую, в том числе - представителей крымскотатарского ханства, власть. Для этого многие убежали в Москву, приняли подданство у Ивана Грозного, и собрав недовольных, под предводительством московского князя захватили Казань.

      Теперь вопрос к вам, товарищ Поц. Кто кому должен поставить памятник?

      • Анонимно
        28.05.2018 13:40

        История такова, что в 1552 году Казанское ханство было завоевано, какими бы окрасками не пытаетесь окрасить сей факт. А смуту затеяли агенты западников. Читайте книгу "Татарское наследие" Гали Еникеева, там все обстоятельно доказано.

      • Анонимно
        28.05.2018 13:42

        28.05.2018 13:15

        Чушь не пиши! При взятии Казани в 1552 году в войске Ивана 4 было лишь 2 тысячи касимовских татар.

        Хватит байки выдумывать, что якобы татары брали Казань! Полная информация есть в русских летописях, татарских книгах и марийских легендах.

        • ПутчДемона
          28.05.2018 14:50

          Памятник нужен "битва за Казань".

        • Анонимно
          28.05.2018 15:22

          //Полная информация есть в русских летописях//

          Да, летописцы, а также интенданты вели подробную статистику войска Ивана Грозного при его движении на Казань.

          Статистика следующая:
          Русские 50 тыс. 33% от численности войска
          Татары касимовские 30 тыс.
          Татары астраханские 20 тыс.
          Татары московские, нижегородские и казанские 10 тыс.
          Ногайцы 3 тыс.
          Мещеряки 3 тыс.
          Чуваши 10 тыс.
          Мордва 7 -10 тыс.
          Черемисы и вотяки (мари и удмурты) 10 тыс.

          Всего 150 тыс. чел.

          Подробнее:
          "Покорение Казани войсками Иоанна IV Грозного"
          https://rusidea.org/25101503

          • Анонимно
            28.05.2018 15:51

            28.05.2018 15:22

            Эти цифры из журнала "Мурзилка" от журналиста Сергея Снежко?
            Какие 30 тысяч касимовские?
            Какие 20 тысяч астраханские?
            Вы о чём?
            Читайте научную литературу, а не байки журналистов.

            • Анонимно
              28.05.2018 17:23

              //Эти цифры из журнала "Мурзилка"//

              Нет. Это сугубо научные источники из различных древних летописей, но цифры во всех летописях весьма схожие.

              Если вам нужны источники, то вы список источников вы можете посмотреть в конце вот этой научной статьи.

              http://www.pravaya.ru/look/4520

              Хотелось бы посмотреть на ваши исторические источники, и то же со ссылками, чтобы все желающие могли посмотреть их.

          • Анонимно
            28.05.2018 18:01

            //летописцы, а также интенданты вели подробную статистику войска Ивана Грозного при его движении на Казань//

            Кстати, каждый из вас может попробовать побыть в роли историка, и самому почитать непосредственно одну из летописей на эту тему.

            Неподготовленному читателю летопись читать несколько тяжело (русский язык с тех пор довольно сильно изменился), но сам текст летописи сообщает об очень интересных подробностях похода.

            ПСРЛ, том XIX. История о Казанском царстве (Казанский Летописец). Издание 1-е. — СПб., 1903. 546 стр. + 6 табл. снимк.

            http://xn--80ad7bbk5c.xn--p1ai/ru/content/istoriya-o-kazanskom-carstve

            • Анонимно
              28.05.2018 18:24

              На каком листе "Казанского Летописца" читать про 30 тысяч касимовских и 20 тысяч астраханских татар в войске Ивана 4-го? Читал, но таких цифр не нашел. Летописец про много русских походов на Казань написал. В 15 веке, в 16 веке.

          • Анонимно
            28.05.2018 23:57

            Вот еще и летописям верить...))) Летописи писали люди, по заказу, политически ангажированные, как теперь говорят. Всю русскую историю переврали, а нашу- так прямо истину написали?

          • Анонимно
            29.05.2018 01:04

            Касимовские татары-это мишари.Почему ещё 3 тыс,мещеряков?

      • Анонимно
        28.05.2018 23:54

        Учат Вас , учат. Политика- концентрированное выражение экономики. Вот чуть -чуть сотрясите серое вещество ( извилины создайте) , в чем сходился экономический интерес у Москвы и Казани в то время, может и поймете причину похода Ивана. А то прогнать, разогнать... Детский сад.

    • Анонимно
      28.05.2018 13:23

      А не Ловите ли себя на мысли что Вы-"националист"???

      • Анонимно
        28.05.2018 14:28

        А что? Президент РФ В. Путин тоже, - назвал себя
        националистом, т.е. преданным своей нации.
        Похоже, что вы ищете черную кошку .... ну, нет её там!
        Фома

    • Анонимно
      28.05.2018 14:57

      Подход типичного националиста, потому и понять ничего не можешь!

    • Анонимно
      28.05.2018 23:47

      Мыслей немного у Вас, похоже. Да и те странные какие-то.

  • Анонимно
    28.05.2018 12:38

    Кто нибудь был у памятника на воде? Внутрь зайти можно? Есть что посмотреть или только снаружи?

    • Анонимно
      28.05.2018 13:00

      В советские годы я туда заходил. Там нет ничего.

      • Анонимно
        28.05.2018 13:13

        Памятники дружбе должны быть а не войне

        • Анонимно
          31.05.2018 16:50

          Казань сейчас представляет из себя наглядный пример дружбы народов, очень многонациональный город. )

    • Анонимно
      28.05.2018 13:07

      Были тесть с тещей лет десять назад. Внутрь заходили через стальную очень тяжелую массивную решетку. Поглазели, внутри побывали. Назад пошли, а решетка не открывается))) Тесть рассказал что еле -еле ее приоткрыл (хотя он сам человек далеко неслабый). А что внутри как убранство че-то как то не впечатлило.
      Сам не был, давно хочу посмотреть. Хотя бы снаружи))

      • Пpохожий
        28.05.2018 15:50

        когда я там лазил в детстве там все открыто было и ничего интересного кроме костей не наблюдалось
        внизу кстати действительно кости были-а сверху просто пустое помещение.

      • Анонимно
        28.05.2018 16:31

        Были там,сильно пожалели отданных ключнику 200руб. т.к. нет там ничего интересного,огромный пустой зал,заваленный всяким строительным мусором. Сбоку с улицы-железная дверь,ведущая в неглубокий подвал.Он представляет из себя квадратный тоннель по периметру всего здания-из стен тоннеля пробиты небольшие отверстия окна в центральную часть подвала-квадратную комнату расположенную как раз под полом зала часовни.Эта комната-якобы усыпальница совершенно пустая,из плексиглаза грубо склеен небольшой 50см.гробик,весь залитый парафином от свечки,а в нем лежит 2-3 пробитых чем то старых черепа- пол усыпальницы,как и пол всего тоннеля,полностью залит бетоном,чтоб не проникали грунтовые воды. Все стены оч. грубо заштукатурены,во время последней реставрации новодела 10лет назад. нет там ничего интересного и намека на старину тоже нет и близко-обыкновенный темный и пыльный оч. сырой и холодный подвал любой старой хрущевки. Пускает туда за деньги в карман,кого попало подозрительного вида охранник с бородкой или как там его звать,величать не знаю -это было летом,пару лет назад-сходите кому интересно,думаю ничего там не изменилось-в самодельном и смешном музее для наивных и глупых(небедных) туристов))

        • Анонимно
          28.05.2018 17:59

          Заброшеннный и забытый властью исторический памятник, которых по древности не так уж и много в Казани.

          • Анонимно
            29.05.2018 17:40

            //Заброшеннный и забытый властью исторический памятник//

            Скорее не "забытый" - а игнорируемый властью для ремонта и реставрации памятник.

            • Анонимно
              30.05.2018 11:48

              Я бы не сказал, там не все так страшно как тут пишут. Он вполне себе в состоянии, просто неинтересный.

    • Анонимно
      28.05.2018 17:56

      До революции 1917 года там проживали 4 монаха (по углам были кельи), молившиеся об упокоении душ погибших при взятии Казани. Кости там в огромном количестве, собственно, это же и есть "братская могила". Уникальный памятник, конечно. Обязательно нужно его сохранить. Буквально дней 5 назад ребенок писал ВПР по истории, и задал мне вопрос из контрольной работы: "приведите пример памятника историческому событию (расположенный в вашем городе), которое оказало значительное влияние на истоию российского государства". Я ответил дочери, что первое, пришедшее на ум - это, конечно, "Памятник воинам, павшим при взятии Казани в 1552 году". А что еще? Не момориал Ленина, и не Муса Джалиль, уж извините, при всем уважении к поэту.

      • Анонимно
        29.05.2018 06:24

        Соответственно рядом на воде нужна мечеть, чтобы молиться за убитых татар, защитников родины Казанского Ханства.

  • Анонимно
    28.05.2018 12:39

    так вот почему Шмаков на суды по языку ходил

    • Шмаков сам по себе идейный мужик. Безыдейный такую школу создавать бы не стал.

      • Буре
        28.05.2018 14:02

        Шмаков Учитель
        Своим примером учит детей не врать и не бояться
        Мужчина

        • Анонимно
          28.05.2018 14:50

          У Шмакова хорошая школа. Одна из лучших в Казани. Хотя он конечно товарищ своеобразный. Но результат есть. И детям там нравится.

          • Анонимно
            28.05.2018 15:12

            В школе просто есть несколько хороших учителей. И всё. В остальном как Вы совершенно правильно написали - полное своеобразие.

          • Туда не только к Шмакову стремятся дети с родителями ,но и учителя и в том числе по татарскому языку! У меня даже дочь из КФУ хотела туда перейти и просила меня как друга Шмакова устроить протекцию! А я сказал ,что он по блату не берет и в шею выгонит тебя если я ему по звоню!

          • Анонимно
            28.05.2018 15:21

            Боец
            Выстоял атаки прокурорских
            Не дрогнул и не побежал
            Сила в правде
            Настоящий пример для своих учеников
            Настоящий защитник Конституции РФ

          • Анонимно
            28.05.2018 23:52

            Олеся Балтусова тоже шмаковский колледж закончила

        • Анонимно
          28.05.2018 17:58

          Сила Шмакова - в его брате в Москве.

        • Анонимно
          29.05.2018 08:08

          После окончания школы какие двери для выпускников открываются?
          Шмаков так и не похвастаться грантами своих учителей и учеников.

          • Анонимно
            29.05.2018 09:27

            Шмакову, вообще, не свойственно хвастаться, вы свои пороки на него не переносите.

            • Анонимно
              29.05.2018 10:03

              Других критериев нет. Кроме полученных грантов.

              • Анонимно
                29.05.2018 11:18

                Дети у него счастливые и с хорошими знаниями. Вот это - главный критерий.

  • Анонимно
    28.05.2018 13:02

    А как же восстановление и сохранение культурного наследия татар? После Ивана Грозного столько был разрушено, это кто будет восстанавливать?

    • Анонимно
      28.05.2018 13:08

      На месте Ханского Дворца и мечети располагается Благовещенский Собор, поэтому надо его восстановить через фонд Возрождение на месте НКЦ Казань, по примеру Ак Мэчет в Болгарах.

    • Анонимно
      28.05.2018 13:20

      Высокого уровня в Казанском ханстве достигли градостроительство и архитектура. Летописец так описывал въезд Ивана ІV в завоеванную Казань:

      «…И когда Казань-город очистили,
      В неё сам самодержец наш выехал…
      Он приехал на площадь великую,
      У царева двора с коня доброго
      Соскочил, удивляясь бывшему…
      Не напрасно казанцы противились
      И сражались со славою до смерти,
      Ибо царство сие стоит этого!
      И вошёл он во двор, в сени царские,
      И пошёл в златоверхие теремы,
      И палаты, любуясь, осматривал,
      Хоть была красота их разрушена
      От стрельбы непрестанной от пушечной…».

    • Анонимно
      28.05.2018 13:24

      И что же было разрушено? Вы площадь старой крепости представляете? Что там может уместиться, кроме 2-х мечетей.

    • Пpохожий
      28.05.2018 13:38

      так не осталось нечего с тех времен. от 16 века то почти ничего нет только чуток кремля а от татарских времен вообще нечего.
      что вы собрались восстанавливать?
      лепить новоделы? их хватает и так.

      • Анонимно
        28.05.2018 14:36

        а новый огромный храм на Большой Красной разве не новодел? у нас церквей мало?

        • Анонимно
          28.05.2018 15:09

          По нему известен точный проект. Снесли его относительно недавно. Ну и вообще в Казани не так много было зданий, построенных более или менее известными архитекторами. Этот собор вроде строили по проекту И. Старова. Не Растрелли, не Росси и не Монферан, но все же известный архитектор эпохи классицизма.

        • Пpохожий
          28.05.2018 15:47

          и потому надо еще одну забабахать?!!

          • Анонимно
            28.05.2018 17:18

            а вам какая разница? не на ваши деньги "бабахают".

            • Анонимно
              28.05.2018 17:51

              дык а тебе какая разница?памятник защитникам Казани тоже не на твои деньги будет строиться. нет у тебя денег!!!

              • Пpохожий
                29.05.2018 11:16

                свои я не дам.

                хватит плодить мечети и забивать дурью голову людям!

                • Анонимно
                  29.05.2018 13:24

                  Молодец ПРОХОЖИЙ. Прочёл я твой коммент и теперь все постройки церквей и мечетей отменяю, баста! Тем более раз уж ПРОХОЖИЙ денег на это не даст.

  • Анонимно
    28.05.2018 13:26

    "Әле 1999 елда ук "Гасырлар авазы" исемле фәнни-документаль журналда архитектура докторы, профессор Галина Айдарова-Волкова ның "Казан ханлыгы архитектура эзләрен эзләнүдә" дигән мәкаләсе бастырылган. Язмада Казандагы Николо-Гостинодворская чиркәвенең Казан ханлыгы чорында мәчет бинасы булуы языла һәм архитектура, тарихи дәлилләр китерелә. Шуларның берсе – 1839 елда Эдуард Турнерелли ясаган рәсем. Рәсемдә Николо-Гостинодворская чиркәвендә, Болгар чоры архитектурасының дәвамчысы буларак, татар архитектурасына хас элементларны күреп була."
    Айдарова-Волкова сүзләренчә, Явыз Иван Казанны яулап алганнан соң булган барлык биналардан бер таш та калдырмыйча шәһәрне җимереп юк иткән дигән фикер – ялган. Дөньяда шуңа охшаш вакыйгалар бихисап булган, әмма беркайда да алай итеп эш итмәгәннәр. Шәһәрне үзләренчә җайлаштыру тәҗрибәсен уңай күргәннәр, мәчетне чиркәүгә, чиркәүне мәчеткә әйләндергәннәр. Ләкин галимнәргә Казан ханлыгы вакытындагы татар архитектурасы биналарының калдыклары сакланып калмаган, Явыз Иван әмере белән юк ителгән дип фикер йөртү уңайлырак, чөнки фәнни эшләр инде күптән язылган, ә аларны кире карау кайбер галимнәрнең абруена тәэсир итәчәк, ди Айдарова-Волкова.
    Әйтик, төрекләр Константинополь шәһәрен яулап алганнан соң, православларның танылган Айия-София чиркәвен мәчеткә әйләндергән. Дүрт манара кушып Коръән аятьләрен элеп кую җиткән һәм бу инде мәчет булып саналган. Ә яулап алганнан соң, бар биналарны соңгы ташына кадәр җирдән казып алып юкка чыгару күренеше беркайда да булмаган.
    Минем диссертация эшемдә дә Казанның акрынлап урыс шәһәренә әверелүе турынада әйтелә, чөнки шәһәрнең биналарын, ныгытмаларын яңа таләпләргә яраклаштыру эше барган. Чиркәүләр төзү кирәк булган икән, нәрсәгә мәчетләрне нигезенә кадәр җимерергә?
    XVIII гасырда Болгар җирендә дә шулай эшләгәннәр. 1712 елда Болгар җирендәге шәһәрлектә монастырь сала башлагач төрбә, гыйбадәтханәне чиркәүгә әйләндереп, ярымай урынына тәре урнаштырганнар да, шулай итеп шәрекъ төрбәсен изге Николай чиркәвенә әйләндергәннәр. Бу безнең җирләрдә булган тәҗрибә. Яраклаштырып булганны нигә тулысынча җимерергә? Шулай итеп бөтен Казан шәһәре яраклаштырылган"

    Менә бу "Азатлык"та чыккан интервью Казанда татар архитектурасын торгызу эшләрен башлау кирәген дәлилли.

  • Буре
    28.05.2018 13:32

    В Казани нужен обьеденяющий памятник
    Например русский и татарин вместе победили фашизм
    Покорили космос
    Религии разьеденяют

    • Анонимно
      28.05.2018 14:14

      Согласен абсолютно.
      Про обьединение в 28 панфиловцев хорошо сказали:
      «...Заодно покажем им, если они ещё не знают, кто такие русские и что такое у нас слабое место. Точно?
      — Покажем... Вообще-то, я казах.
      — А казах что, не русский? Мы же сейчас за Россию дерёмся. За Казахстан будем драться — всем покажем, кто такие казахи. Уж не сомневайся...»

  • Анонимно
    28.05.2018 13:59

    Позорище. Этот храм на воде уже как минимум 2 раз ремонтируют. Просто деньги воруют. На самом видном месте табличка висела. ГИСУ заказчик срок выполнения 2017 год. Тьфу. Ни стыда ни совести

    • Анонимно
      29.05.2018 10:01

      А вы не думали, что это сложно отремонтировать? Заведомо проигрышное решение, но хотя бы пытаются.

  • Анонимно
    28.05.2018 14:17

    Нужны памятники основателю Казанского ханства великому хану Улу Мухаммеду и защитникам Казани, погибшим в 1552 году. Татарский народ уже давно требует это. Память выдающихся и погибших людей должна быть достойно увековечена!

    • Анонимно
      28.05.2018 14:21

      Тарский народ не требует! тарски йнарод требует участия вприбылях татнефти и газпромаа ваши памятники у себя н а даче

    • Анонимно
      28.05.2018 14:46

      А какие культурные объекты остались после Улу Мухаммеда? Какие социальные институты?

      • Анонимно
        28.05.2018 15:03

        Социальный институт - курултай.
        Культурный объект - мечеть, переделанная в Благовещенский собор.
        Ещё какие вопросы?

        • Анонимно
          28.05.2018 15:39

          Какой еще курултай?
          Пишется и произносится корылтай.

          • Анонимно
            28.05.2018 15:44

            15:39 На чувашском языке пиши и произноси как хочешь. Я писал на русском языке.

            • Анонимно
              28.05.2018 16:26

              15-44
              Русский язык плохо знаешь?
              С какого перепугу меняешь буквы?

        • Анонимно
          28.05.2018 15:45

          Курултай существовал еще до Чингис хана.
          А школы, больницы на собранные за 10лет налоги?

      • Анонимно
        28.05.2018 15:16

        Какие культурные и социальные объекты за 10лет? ))
        Собрал налоги и только его и видели.

    • Пpохожий
      28.05.2018 15:46

      он был крымчаком же

  • Анонимно
    28.05.2018 14:31

    «школа «СОлНЦе» возводит четырехэтажный пристрой»

    За это Шмаков удовлетворит любые запросы местных властей.

    • Анонимно
      28.05.2018 18:11

      Шмаков проявил себя как настоящий герой, отважно отражая незаконные и антиконституционные действия прокуроров. Он достоин только восхищения. Не думаю, что трусливые власти на это его поощряли. Это просто настоящий мужчина, вот и все.

  • Анонимно
    28.05.2018 14:33

    Набережная в частных руках (аренда на 3 года), а строить и разрабатывать концепцию будут скорее всего за бюджетные деньги.

    Парадокс.

    • Анонимно
      29.05.2018 10:04

      вы себе сами этот парадокс придумали. строить будут за счет частника, а проект все равно надо разрабатывать с городом.

  • Анонимно
    28.05.2018 14:39

    У сувар звучит как Хазан, у финно- угров или мари- Кошань. Так чей это город- Казань? Почему отказались от празднования 500летия во времена Румянцева?

    • Анонимно
      28.05.2018 15:00

      У татар Берлин произносится "Бэрлинь", Германия со средних веков называется "Алмания". По вашей логике - Берлин татарский город, а Германия татарское государство?

    • Анонимно
      28.05.2018 15:34

      Румянцева упомянули, видимо, ошибочно. А первый хан утвердился в 1437году. А до того, город принадлежал Волжской Булгарии, существовал в виде поселения, назывался Кошанъ.Поэтому, видимо, город не столь презентабельно выглядит. Столицей был Биляр, правили эмиры.

    • Анонимно
      28.05.2018 16:15

      Определить даже приблизительно время первых поселений в Казани нельзя. Время же первого водворения хана в настоящей Казани вряд ли должно служить исходной датой для празднования 500-летнего юбилея города».
      ...К мнению авторитетных ученых городская дума отнеслась с пониманием -долгожданное пятисотлетие Казани не состоялось.
      Перепечатывается из газеты "Вечерняя Казань" от 2 августа 2005 года.

  • Анонимно
    28.05.2018 14:46

    Спасибо нашему Президенту РТ за трепетную заботу и восстановление церквей, ждем восстановление комплекса Ханског Дворца с мечетью и мечети Нур Али, разрушенные в 1552 году.

    • Анонимно
      28.05.2018 15:11

      Мысль не плохая, только не известно, как они выглядели. А вот все мечети исторические, надо конечно восстановить.

      • Анонимно
        28.05.2018 21:28

        Берите пример с Шаймиева, он тоже не знал как выглядел Кул Шариф, менял проект 12 раз, построил- сейчас это гордость татар и визитная карточка Татарстана.
        Он не знал как должен выглядеть Ак Мэчет в Болгарах, но Аллах внушил ему, и он построил белоснежную мечеть. Главное Ихлас- искренность в сердце.

        • Анонимно
          30.05.2018 09:59

          Чего же он так лоханулся с Хранительницей? Тоже не знал, как хранительницы выглядят. И выбрал такую страшилку, что все вокруг испугались. Даже решили ПОКА не устанавливать...

          Кстати, кто знает, ГДЕ сейчас эта знаменитая скульптура - ведь за неё деньги плАчены. И нехилые деньги...

  • Анонимно
    28.05.2018 14:55

    Надоели провокаторы с обеих сторон. Что осталось из культурного наследия - надо восстанавливать. Так получилось, что в основном из самого древнего сохранилась религиозная архитектура - так значит именно её и надо сохранять: и мечети и церкви, не взирая на принадлежность. А то что хорошие школы надо поддерживать и расширять - так с этим тоже никто не спорит. Хорошо бы не только Солце и Лобачевку. Надо бы и другим помочь: 131, 7 и другим. У ИТ - лицея и так новое здание. И обычные школы не забывать.

    • Анонимно
      30.05.2018 11:50

      Со школами попроще, власти детей любят и для них многое делают. А вот религиозные темы спорные, но я надеюсь найдут общий язык..

  • Анонимно
    28.05.2018 15:44

    Есть мечеть Иске-Таш, которую построили на месте братского захоронения воинов, защищавших Казань в 1552г. Раньше там был камень Зур Иске Таш. Справедливо было бы параллельно и там провести реставрацию на территории. По аналогии Болгар - Свияжск. Люди бы приезжали поклониться.

  • Анонимно
    28.05.2018 16:32

    В старинном здании будет не склад, не офис, не кинотеатр, не конюшня, а будут !!!! барабанная дробь!!!!! КВАРТИРЫ! Ура! Я дожила до здравого смысла хотя бы на таком пятачке. Неужели кто-то сообразит и на улицу Баумана в старинные дома вернуть-поселить людей. Почему в Париже можно жить в старинных домах(естественно переоборудованных по последнему слову техники, не только с туалетами, но и с лифтами), а в Казани нельзя?

    • Анонимно
      28.05.2018 16:56

      Да, это проблема. Надо как то исторические здания именно под жилье перепланировать. Тот же квартал в районе Профсоюзной - Рахматуллина вроде ведь в жилье переделывают?

    • Анонимно
      30.05.2018 11:53

      Это все таки центр, квартиры будут огромных денег стоить. А вот аренда мб

  • Анонимно
    28.05.2018 18:05

    ПРЕДЛАГАЮ, ДЛЯ ПОГИБШИХ ВОИНОВ ТАТАР ПОСТРОИТЬ ТОЖЕ МЕЧЕТЬ НА ВОДЕ, РЯДОМ С ХРАМОМ НА ВОДЕ! ВОТ ЭТО И БУДЕТ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИЗЮМИНКОЙ КАЗАНИ-ПО ОДНОМУ МОСТИКУ В ХРАМЫ И ПО ВОДЕ!!!

    • Анонимно
      28.05.2018 18:14

      Поддерживаю строительство памятника воинам защитникаи Казанского Ханства.

      • Анонимно
        29.05.2018 07:43

        А как увековечить память защитникам Волжской Булгарии? Они тоже героически сражались против войск Бату хана.Только на третий раз сопротивление было сломлено.

        • Анонимно
          29.05.2018 09:03

          07:43

          Сохраненные фундаменты Биляра и есть тому памятник.

          • Анонимно
            29.05.2018 09:17

            Почему булгарам руины, а казанцам регулярный памятник?

            • Анонимно
              29.05.2018 09:40

              Потому что сегодня людей с национальностью булгар, как и гномиков и гоблинов, всего лишь 5 человек осталось во всём мире.

              • Анонимно
                29.05.2018 09:46

                Знаково))) пользовались всем булгарским и не уважали.

              • Анонимно
                29.05.2018 09:53

                Татар тоже много не насчитаете. Они же расстоянии))
                Народ этих широт, принявший Ислам не татары, и даже не тюрки.

              • Анонимно
                29.05.2018 10:36

                А мишары? Они носители иранского компонента.

            • Анонимно
              29.05.2018 09:51

              Булгария перестала существовать де факто и де юре, так же как и Киевская Русь, спасибо разрухе в головах монгол. История повторяется. Опять деньги народа в оффшорах. Традиции написанные в скрижалях?

          • Анонимно
            30.05.2018 10:06

            Для 09:03

            Действительно! Почему в Биляре нет памятника защитникам города?

            • Анонимно
              30.05.2018 12:03

              Если у тебя есть лишние деньги, ставь памятники на каждом углу. В Билярске проживают 2 тыс человек, они что ли будут глазеть на твой памятник, у них есть более насущные потребности.

    • Анонимно
      30.05.2018 10:05

      Для 18:05

      Когда строили памятник погибшим воинам, воды вокруг него НЕ БЫЛО. Берег реки Казанки - место, откуда войска Ивана Грозного пошли в наступление - татар-защитников Казани там НЕ БЫЛО.

      Татары-защитники Казани были внутри городских стен города Казани - на территории современного Кремля - они защищали город изнутри. После взятия города часть татарского войска бежала вверх по реке Казанке. Вот там и надо ставить памятник тем защитникам, кто убежал...

      • Анонимно
        30.05.2018 12:10

        Никто не убежал, город был окружен и находился в многомесячной осаде. После захвата Казани, население города и его защитники были уничтожены. До XVIII века татарам, вообще, не разрешали селится в черте Казани, татарская слобода появилась только спустя два столетия, после захвата татарской столицы русскими войсками.

        • Анонимно
          30.05.2018 13:23

          Всеми уважаемый историк М. Худяков пишет другое - Очерки по истории Казанского ханства/Михаил Худяков. - Казань: Магариф, 2004. - 304 с. - стр. 159:

          "... Под напором русского войска казанцы были оттеснены в дальний, северо-восточный угол двора ... казанцы стали прыгать через стену и выбежали из крепости к р. Казанке. Перейдя вброд мелководную речку, они пробились сквозь русское войско, рассыпались по лугам и скрылись в заречном лесу. Это был единственный отряд казанского войска, уцелевший от гибели."

  • Анонимно
    28.05.2018 18:08

    Когда Минниханова по кварталам проведут? Дороги между доамаи как после бомбёжки. Подумайте о простых людях!

  • Азат Д
    28.05.2018 18:17


    Там уже есть одна церковь, зачем ещё одну?
    И по Конституции, государство отделено от религии, зачем тогда государство строит этот религиозное здание?

    • Анонимно
      30.05.2018 11:54

      Потому что власти это слуги народа, не забывайте И они должны строить то, что хочет народ. В разумных пределах конечно.

      • Анонимно
        30.05.2018 14:29

        А что, разве народ просит церкви строить?

        • Анонимно
          31.05.2018 16:49

          Нет, но мечеть там построить просили. Может построят, видно будет.

  • Анонимно
    28.05.2018 19:28

    Про гостиницу дворянкого собрания такой бред написан, что просто ведь смешно... Искандаров : "а в целом концепция предполагает возвращение этому кварталу его исторической функции. Эти дома строились когда-то как жилые. " - дом Пискунова-жилой, согласен; дом , где жил Бауман- тоже жилой, да, НО самое крупное-то там здание строилось не как жилое! Как такое можно было сказать-то?! Это здание строилось первоначально под дворянское собрание, а не под жилой дом! Зачем все в одну кучу -то сваливать?! Еще ведь пруфисиональный "архитектор"... Из удащливых что ли?.. Затем она стала гостиницей и оооочень долгое время была ею, и только гораздо позднее , в сов. времена, она стала уже жилым домом, как и многие другие исторические дома/усадьбы в городе... Типо дом Пискунова и дом, где жил Бауман, строились как жилые, и поэтому дай-ка я скажу , что и это здание было как жилое- его фантазии так что ли нужно понимать?! У любого знающего спросите и он ответит , что это здание НИКОГДА не строился под жилой дом... С учетом всех этих очевиднейших фактов, гораздо разумнее было бы там восстановить, как уже вчера я писал здесь, как раз таки гостиницу и тем самым как раз таки вернуть ей ее " историческую функцию"... Ей здесь самое место. Сами же любят везде и всюду пихать свои гостиницы, на месте, надо сказать, уничтоженных исторических здании... Она была бы одной из лучших гостиниц России наверное, ведь такое красивейшее здание было... Тем более здание 18 века, здание, в котором был сам Пушкин, Мария Волконская и другие видные деятели императорской России...
    Жалко мне все это читать... Жк решили сделать, мда....

  • Анонимно
    29.05.2018 07:57

    Покровская суббота.

    Поминовение усопших — одна из многочисленных традиций православия. Она направлена на поддержание памяти о покинувших земной мир людях и освобождение последних от совершенных ими когда-то грехов через молитвы.
    История
    Поминальный день был установлен в середины 16-го века и проводился для почитания памяти погибших воинов, участвовавших в штурме Казани в 1552 году. В результате сражений русское войско понесло большие потери.
    Павших воинов похоронили недалеко от Казанского Кремля, а правитель того времени, Иван Грозный, наказал в определенный день — в субботу, накануне Покрова, поминать воинов. 
    Православная же церковь далеко не сразу признала праздник. Официально Покровская суббота была установлена в 1592 году указом Патриарха Иова, который издал указ о ежегодном поминовении павших при взятии Казани на Покров Пресвятой Богородицы 1552 года.
    Впоследствии православные стали поминать в этот день не только падших воинов, но и собственных усопших родственников. Данная традиция сохранилась по сей день.

  • Анонимно
    29.05.2018 08:18

    Ликвидация Казанского ханства вызвала глубокое уныние и возмущение у всех мусульманских государств: Турция, Крымское и Астраханское ханства, а также Ногайская Орда не признали российских завоеваний. Однако они не были готовы к единству действий и не могли организовать совместного военного похода на Москву. Наоборот, вследствие их внутренних противоречий Московскому правительству Ивана IV удалось без всякого перерыва продолжить политику завоеваний в Поволжье, и следующим объектом захвата стало Астраханское ханство.

    • Анонимно
      29.05.2018 09:26

      Они, видимо, до сих пор в унынии. Если у каждого хана была куча потомков, то понятно кто сеял смуты - доступ в общаку был закрыт. Понятно чем не угодны были цари-императоры))...... собственные способности зарабатывать отсутствовали.

      • Анонимно
        29.05.2018 10:47

        И сами ничего не делали и другим шлагбаумы опускали))

    • mad big
      29.05.2018 10:26

      А что делать. Время такое было. Если бы не он их, то они бы его.

  • Анонимно
    29.05.2018 10:24

    Когда в Казани будет воссоздано Кряшенское училище? Или для нашего народа в РТ перспектив нет?

    Ринатъ Гараевъ.

  • Анонимно
    29.05.2018 10:56

    Казан өлкәсендә мөселманнар гына яшәми, анда христианнар да. Халифат ясамагыз, толерантлы булырга кирәк!

  • Анонимно
    30.05.2018 11:56

    Чтобы не делали, Казань не должна утратить свой облик. Я не говорю откинуться на 100 лет назад, но и становится обезличенным нельзя.

    • Анонимно
      31.05.2018 16:41

      Исторический центр наоборот сохраняют, обезличиность Казани точно не грозит.

  • Анонимно
    31.05.2018 10:21

    Очередная дамба попала в руки Зиганшина - опять будут засыпать Казанку? От нее уже и так ничего не осталось. Со стороны Миллениума настроили бесполезных вилл, пляж у НКЦ засыпали и для чего все это спрашивается? Надо сохранять природу, а не уничтожать!

    • Анонимно
      31.05.2018 16:40

      Так там дамба уже есть, ничего уничтожать не будут, просто приведут в порядок то, что есть. Больше ничего и не требуется.
      Ну и природу в рамках разумного сохраняют, но при этом само развитие города чуть-чуть подвигает её, что тоже нормально.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Подпишись на нас в Zen