Общество 
1.06.2018

Замглавы Россельхознадзора РФ: «До чего мы дожили! Дальше так жить нельзя»

Татарстан сдал позиции по внедрению «Меркурия» — не готовы половина магазинов, 40% общепита и 14% производителей молока, рыбы и мяса

«Крики и противники, конечно, будут», — признался накануне замглавы Россельхознадзора РФ Николай Власов на совещании с татарстанскими фермерами, посвященном внедрению системы электронной ветеринарной сертификации. Остался ровно месяц до обязательного подключения к «молочному ЕГАИС»: за отказ сначала будут предупреждения, потом — штрафы. Как Татарстан журили за низкие темпы внедрения системы и почему власти будут сквозь пальцы смотреть на неаккуратные сертификаты — в репортаже «БИЗНЕС Online».

С 1 июля всем производителям и продавцам молочной и мясной продукции предстоит в обязательном порядке перейти на автоматизированную систему «Меркурий» С 1 июля всем производителям и продавцам молочной и мясной продукции предстоит в обязательном порядке перейти на автоматизированную систему «Меркурий» Фото: Динар Ахметзянов

«ПРАВИТЕЛЬСТВО НЕ ПОГЛУПЕЛО, И САДИСТОМ ТАМ НИКТО НЕ СТАЛ!»

Остался ровно один месяц до того, как закон об электронной ветеринарной сертификации вступит в законную силу. С 1 июля всем производителям и продавцам молочной и мясной продукции предстоит в обязательном порядке перейти на автоматизированную систему «Меркурий», которую уже окрестили «молочным ЕГАИС». Накануне во Дворце земледельцев министерство сельского хозяйства и продовольствия РТ устроило совещание на эту тему, чтобы измерить градус настроений среди предпринимателей, не раз заявлявших о том, что они не готовы перейти к электронным сертификатам. Для разъяснительной беседы даже выписали из Москвы замглавы Россельхознадзора России Николая Власова.

«Что такое электронная сертификация и зачем она нужна?» — начал до совещания пресс-конференцию для республиканских журналистов Власов. Он кратко поведал, что систему «Меркурий» разработали еще на рубеже 2012–2013 годов с двумя главными целями: обеспечить биологическую и пищевую безопасность, а также сделать продукцию отслеживаемой. То есть смысл в том, чтобы подчинить все продукты единой системе, через которую «большой брат» в виде ветнадзора будет всегда видеть и знать, какое и откуда, например, молоко поступило в продажу и в каком виде оно дойдет до потребителя. «Для некоторых секторов удалось ее адаптировать под потребности, а для некоторых — нет. Потому что в некоторых секторах было очень сильное сопротивление внедрению электронной сертификации. Почему? Потому что она дает прозрачность оборота не только для контролирующих органов, но и контрагентов и потребителя. А это многим не нравится, потому что у нас много полулегального бизнеса, а много и вообще нелегального. У нас есть сотни „предприятий“, продукция которых на рынке присутствует, а сами предприятия в природе отсутствуют», — доказывал журналистам необходимость «Меркурия» московский гость.


В  2015 году приняли закон об электронной сертификации, по которому система была добровольной вплоть до 1 января 2017 года. После ее решили сделать обязательной, но с этим не спешили — дали отсрочку до 1 июля 2018 года. Бизнес расценил это как «слабость правительства» и перестал подписываться на «Меркурий», оформляя по старинке бумажные сертификаты. «Оказалось, что наше бизнес-сообщество вместо того, чтобы сориентироваться и понять, что правительство дает им еще один шанс и дает время для подготовки, восприняло это как сигнал слабости от правительства, что, мол, могут еще раз перенести или вообще отменить. И расслабились. Из этого состояния мы выходили три месяца», — рассказывал замглавы Россельхознадзора. Более того, по его словам, ярые противники новшества — Danone, PepsiCо, «Вимм-Билль-Данн» — даже саботировали требования власти, призывая рынок бойкотировать новую систему. Но отсрочивать неизбежное по этой причине, дабы не повторить откат от намеченных планов по внедрению «Меркурия», уже точно не будут. И 1 июля — последняя черта, когда предпринимателям надо просто смириться и подключиться.

Как отметил Власов, сегодня в стране ежедневно оформляется примерно 2,2 млн электронных сопроводительных документов, то есть 150 электронных сертификатов в секунду. Но этого слишком мало. По информации Власова, сеть супермаркетов «Магнит» уже полностью перешла на электронные сертификаты и оформляет в сутки до 1 млн таких документов из 2,2 млн по стране. А таких крупных сетей сегодня в стране 6, и они дают лишь 30% оборота продтоваров. Несложными математическими операциями можно подсчитать, что в идеале в стране должно выписываться как минимум 20–22 млн электронных сертификатов в сутки. А ведь есть еще и нетерминальная часть рынка, например сбор молока у населения. По оценке Власова, при полной адаптации рынка «Меркурий» обеспечит оборот в 12–18 млрд сертификатов в год. «Переход идет, но темпом мы совершенно недовольны», — констатировал замглавы Россельхознадзора. Оставляет желать лучшего и степень готовности самого бизнеса переходить на новую систему электронной сертификации. На сегодня степень реального перехода составляет лишь 10% при степени готовности предпринимателей делать это в районе 30%. Это в среднем по стране, в разных регионах ситуация различается. Например, сегодня в лидерах по внедрению «Меркурия» — Ярославль, где приходится 1,5 сертификата на душу населения, а должно быть минимум 6.

Чтобы увеличить, нажмите

Допустим, все производители продуктов перейдут на эту систему. Обработка 18 млрд сертификатов в год — задача непростая даже для самой совершенной автоматизированной системы. Даже сегодня многие отмечают, что скорость системы оставляет желать лучшего — случаются задержки по 15 минут при оформлении одного сертификата! Но Власов в ответ на вопрос «БИЗНЕС Online» заявил, что «Меркурий» — это технически совершенная система и подобных задержек в ней не может быть. По его словам, сегодня среднее время отклика системы составляет 40 мс, а при максимальной нагрузке серверов — 20–30 секунд, не более. А задержки, как правило, связаны с работой не самой системы, а с несовершенными линиями связи и интеграцией с другими сервисами. Вопрос же в том, через какой интерфейс «Меркурия» работают те же молочники. Например, есть сторонняя информационная система для бухгалтерского учета «1С». С этим самым популярным в стране сервисом «Меркурий» скоро подружится — как отметил Власов, основатель «1С» Борис Нуралиев уже обещал, что интегрирует ядро своего детища с «Меркурием». То есть, покупая софт «1С», бизнес уже автоматически будет подключен к электронной ветеринарной сертификации. Куда сложнее с немецким софтом SAP, через которые предпочитают работать крупные компании. Вообще подключение и использование «Меркурия» по закону бесплатно. Выложить деньги придется только за интеграцию со сторонними сервисами, а еще за наем сотрудника, ответственного за ежедневную выписку сопроводительных документов на продукты.

В беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» замглавы Россельхознадзора отметил, что первое время сильно штрафовать бизнес за игнорирование «Меркурия» не будут. «Я могу ответственно заявить, что правительство не поглупело, и садистом там никто не стал», — подчеркнул Власов. По его словам, если вторую отсрочку уже никто не будет делать, то «штрафные каникулы» для бизнеса устроить еще можно. Соответствующий законопроект находится в Госдуме, но только вот срок таких каникул в нем не определен до конца. Если производитель не грубым образом нарушит новые правила электронной сертификации, то он в первый раз отделается лишь предупреждением. Если же это будет злостный нарушитель или вообще отказник от «Меркурия», то он будет наказан рублем. «Если это сделает владелец ЛПХ или другое частное лицо, то это от 3 до 5, но не лет, конечно, а тысяч рублей. Если это сделает должностное лицо, то это от 30 до 50 тысяч рублей. А если это сделает какая-нибудь компания, то тогда, к сожалению, от 300 и до 500 тысяч рублей», — пояснил Власов. Но он же призвал не строить иллюзии по поводу слишком слабых штрафов — осенью Госдума рассмотрит поправки, и штрафные санкции вырастут до 2 млн рублей для «юриков» и до 50 тыс. для граждан. Но это будет точно не раньше 1 января 2019 года.

Оценить экономический эффект от поголовного перехода на электронную сертификацию главный идеолог «Меркурия» не смог. Но если эта система поможет избавить прилавки от фальсификата и контрафакта, то это однозначно будет успехом. Сегодня, по его словам, рынок нелегальной и полулегальной продукции в России составляет 1,4 трлн рублей в год. Только фальсифицированного молока продается в год 4% из 20 млн тонн. То есть это около 1 млн тонн, что равно в денежном эквиваленте примерно 100 млрд рублей. А еще есть и контрафакт, который выявить-то сложно, а не то что подсчитать.

Алмаз Хисамутдинов: «С начала внедрения «Меркурия» в республике выдали более 11 млн. электронных сертификатов, ежедневно оформляется 50 тыс. документов» Алмаз Хисамутдинов: «С начала внедрения «Меркурия» в республике выдали более 11 миллионов электронных сертификатов, ежедневно оформляется 50 тысяч документов» Фото: agro.tatarstan.ru

«РАЗ ВЫ ИХ НЕ СМОГЛИ ОБРАЗУМИТЬ ЗА ЭТИ ГОДЫ, ТО ИХ УЖЕ БУДЕТ УЧИТЬ ЖИЗНЬ»

«Подготовили вопросы самому главному человеку?» — начал совещание министр сельского хозяйства и продовольствия РТ Марат Ахметов сразу после пресс-конференции. На встречу пришли представители всех сторон — фермеры, владельцы кооперативов, крупных сетей. Приехали просвещаться в Казань даже сотрудники башкирского ветнадзора.

Доложить о положении дел в Татарстане с внедрением электронной ветеринарной сертификации Ахметов доверил начальнику главного управления ветеринарии кабмина РТ Алмазу Хисамутдинову. И он начал с цифр. С начала внедрения «Меркурия» в республике выдали более 11 млн электронных сертификатов, ежедневно оформляется 50 тыс. документов. К концу года эта цифра должна достигнуть 200 тыс. в день. В Татарстане сегодня насчитывается 72 тыс. объектов, на которых осуществляется контроль за оборотом продукции. Из них более 55 тыс. — это ЛПХ. Готовность предприятий перейти с июля на электронные сертификаты на продукцию он представил следующим образом: социальное питание (школы, детсады) — 86%, общественное питание — 60%, розница — 50%, опт — 88%, предприятия (молокозаводы, мясные и рыбные цеха) — 86%. Как видно, единства среди республиканских предпринимателей точно нет.

«На практике это [самостоятельное оформление электронных сертификатов ЛПХ] неосуществимо, поскольку не каждый собственник имеет технические возможности и навыки работы с электронными устройствами, — все-таки признал Хисамутдинов. — Есть производители, которые откровенно отказываются от электронной сертификации готовой продукции. Мы обеспокоены тем, как они смогут организовать работу с 1 июля...» Начальник главного управления ветеринарии РТ призвал всех фермеров не затягивать с подключением «Меркурия». Хотя они уже вряд ли успеют — интеграция системы с учетным софтом идет один-два месяца.

«60% творога в торговых сетях не соответствует требованиям. 30% масла не соответствуют требованиям. И тут еще 30% молока... До чего мы дожили!» «60 процентов творога в торговых сетях не соответствует требованиям. 30 процентов масла не соответствуют требованиям. И тут еще 30 процентов молока... До чего мы дожили!» Фото: agro.tatarstan.ru

На этом свой короткий доклад Хисамутдинов закончил, и Ахметов предложил Власову сказать несколько слов. Но несколькими словами дело не ограничилось — тот катком прошелся по всем ключевым показателям республики по внедрению «Меркурия», критикуя регион. По его данным, в Татарстане в январе 2018 года оформили 1,1 млн электронных сертификатов, феврале — почти 1,2 млн, марте — 1,38 млн, апреле — 1,47 миллиона. «Эта динамика нас, откровенно говоря, не очень впечатляет!» — заявил московский гость. Раньше Татарстан был в лидерах по внедрению новой системы, а теперь по числу оформленных сертификатов спустился на 5-е место. В Москве, к слову, в месяц оформляется до 4 млн документов. Если брать из расчета число сертификатов на душу населения, то тут республика вообще на 20-м месте по стране. В Татарстане этот показатель составляет лишь 0,38 сертификата на душу населения, а у лидирующей Ярославской области — 1,4. А в идеале должно быть, напомним, 6! Нехитрыми математическими вычислениями, умножив 3,8 млн татарстанцев на 6 и сопоставив число с темпами внедрения электронной сертификации, получится, что Татарстану нужно 19 лет, чтобы полностью перейти к «Меркурию». Хотя Власов заметил тут, что 0,38 — не самый худший показатель по стране. В Дагестане ситуация с этим в 10 тыс. раз хуже...

«Раз вы их [бизнес] не смогли образумить за эти годы, то, скорее всего, эта ситуация сохранится и после 1 июля. Соответственно их уже будет учить жизнь и те штрафы, которые вы будете на них накладывать», — заявил Власов. И если, например, крупные переработчики молока почти потеряны для «Меркурия», то сейчас надо сосредоточиться на мелкой рознице и ЛПХ. Марат Готович в течение выступления Власова что-то старательно конспектировал на бумаге.

Николай Власов: «Крики и противники, конечно, будут. Но это надо решать» Николай Власов: «Крики и противники, конечно, будут. Но это надо решать» Фото: agro.tatarstan.ru

 «Был проведен анализ молочного рынка. Мы знали, что там ситуация плохая. Но на деле оказалось, что там еще хуже. Оказалось, что 60 процентов творога в торговых сетях не соответствует требованиям. 30 процентов масла не соответствуют требованиям. И тут еще 30 процентов молока... До чего мы дожили! Дальше так жить нельзя. Это просто недостойно нашей страны, нашего народа. Крики и противники, конечно, будут. Но это надо решать», — призвал Ахметова замглавы Россельхознадзора.

— А если система работает, а он не готов? –— вопрошал глава минсельхоза РТ.

— Значит, он никуда не везет свою продукцию, — отвечал Власов.

— А в части молока?

— Тоже. Ну, или везет, при этом нарушая правила и подвергаясь штрафным санкциям.

— Вот вы сказали, что некоторые регионы очень хорошо продвинулись. Алмаз Гаптраупович докладывал, что они уже выписывают 98 процентов сертификатов.

— Нет! Он не так сказал. Он сказал, что из числа оформляемых сертификатов 98 процентов подается в электронном виде. Он не сказал, что на весь объем. У вас весь объем гораздо больше. Бо́льшая часть продукции вообще не сертифицируется.

— Он кривит душой? А мне как понять его тогда? Вот вы нас с Московской областью сравнивали, что они там в два раза больше выписывают... — продолжал Ахметов, которого, видимо, задела легкая критика москвича.

— Нет, я не сравнивал! Я просто назвал цифры, а сравнивать у меня времени нет. Население Московской области, кажется, в четыре раза больше населения Татарстана. Если они в два раза больше вас оформляют, значит, что они хуже вас в два раза работают.

— А, вот так вот, да? — сказал Ахметов, вызвав бурный смех в зале.

Марат Ахметов: «Когда нам ждать нормализации молочного рынка? Мы к осени ожидаем нормального молочного рынка? Нормальных цен, я имею в виду» Марат Ахметов: «Когда нам ждать нормализации молочного рынка? Мы к осени ожидаем нормального молочного рынка? Нормальных цен, я имею в виду» Фото: agro.tatarstan.ru

«НИ ХРЕНА НЕ СТАВИТСЯ НИЧЕГО! А ПРОДУКЦИЮ НАДО ОТПРАВЛЯТЬ...»

После этого микрофон уже передали залу, чтобы взволнованные фермеры уже сами задали все интересующие их вопросы разработчику «Меркурия». Открыла сессию вопросов региональный директор компании Danone Мария Жаркова, которая выразила обеспокоенность по поводу аварийных ситуаций, когда система подвисает или вовсе не функционирует.

— Кстати, они вроде свое отношение [к «Меркурию»] изменили, — заметил Ахметов, говоря о Danone.

— Мы в системе работать будем, потому что мы законопослушная компания!

— Вопрос только — когда? Да и какая вы законопослушная компания? Не смешите! Я вашу компанию хорошо изучил. Вы норовите не исполнять закон, а писать законы, — подшутил над противником «молочного ЕГАИС» Власов.

Возвращаясь к сбоям системы — к слову, такие действительно бывают. Но если корреспондент «БИЗНЕС Online» в своем вопросе указывал на высокую нагрузку на систему, приводящую к сбоям, то Власов объяснил такие «неудобицы» хакерскими атаками. Но в любом случае, если произойдет аварийный сбой системы, то Россельхознадзор вернется на время поломки к бумажным сертификатам.


— У меня есть реальный вопрос, — снова вмешался Ахметов, поднимая с места главу одного из КФХ Минзифара Исмагилова. — Вот руководитель конкретного кооператива. Собирает молоко у населения, у себя перерабатывает и дальше сам реализует в Казани. Вот ты готов?

— Нет, я не готов, — ответил фермер. По его словам, внедрение системы электронной сертификации будет сильно тормозить его предприятие. Молоко они развозят рано-рано утром по точкам. А молоко — это все-таки продукт высокого ветеринарного риска, скоропортящийся продукт, и время тут решает все. Оформляя документы на партию в «Меркурии», первые грузовики смогут выехать в город только ближе к обеду, когда «мертвое молоко» уже никому не нужно. «Для чего это нам?» — вопрошал фермер, искренне не понимая, почему он вдруг должен нанимать за свой счет отдельных людей, которые бы каждый день рано утром заполняли сложные формы на электронные сертификаты. И это стало главным камнем преткновения беседы с Власовым. Последний в сдвигах времени поставки никакой проблемы не увидел. 


Как дальше выяснилось, проблема использования «Меркурия» есть не только у молочников, но и у продавцов мороженого. Один из них столкнулся с тем, что, по его словам, при бесплатной системе с него за подключение к сервису требовали деньги. А другие заподозрили, что «Меркурий» никак не сможет остановить нерадивых производителей подмешивать в молоко сухие смеси или пальмовое масло. Но основными аргументами было нежелание фермеров тратиться на содержание системы электронной сертификации и сомнения по поводу доступности сервиса. Власов часть вопросов назвал детскими и посетовал, что участники рынка просто не читают высылаемые им алгоритмы действий. Впрочем, с некоторыми замечаниями согласился, например с тем, что «Меркурий» сегодня не позволяет отслеживать халяльную и кошерную продукцию.

Администратор республиканского «Меркурия» по имени Булат посетовал на то, что большинство заполняемых электронных сертификатов просто не соответствуют действительности — часть данных просто взята с потолка, другая часть напутана. «Нам аккуратность пока неважна», — ответил Власов. «Мониторинг показал, что у нас один товарищ в регионе недалеко от Москвы сделал объединение 1500 партий говядины, — поделился одной из историей замглавы Россельхознадзора. — Я ему звоню и спрашиваю: „Зачем ты это сделал?“ Он мне говорит: „Николай Анатольевич, вы понимаете, у нас интеграционное решение стоит, потому что ни хрена не ставится [в системе] ничего. А продукцию надо отправлять. Я не успею руками 1500 сертификатов оформить. Вот я 1500 партий объединил и один сертификат выписал“. Вот что происходит. Мы пока будем либерально на все это смотреть. Кощунственно прозвучит, но нам пока большая аккуратность не нужна».


— Автомобиль, который стоит, очень трудно повернуть. А когда он хоть чуть-чуть у нас поедет, тогда направлять его уже интереснее. Давайте мы его немного разгоним, а потом... — продолжал Власов.

— А потом он в кювет! — шутил Ахметов. Хотя в каждой шутке, как говорится...

Дискуссия продолжалась почти полтора часа. На правах хозяина площадки Ахметов задал Власову последний, но очень больной для татарстанских молочников вопрос: «Когда нам ждать нормализации молочного рынка? Мы к осени ожидаем нормального молочного рынка? Нормальных цен, я имею в виду». Сначала московский гость заметил, что вопрос цен — не его тема. «Но я не вижу никаких особых мер, чтобы их восстановить. Мы многократно предлагали, чтобы был баланс в сельском хозяйстве, надо нормировать долю в цене. С моей точки зрения, это абсолютно очевидная вещь. То есть государство должно регулировать: 30 процентов получает производитель сырого молока, 30 процентов получает переработчик, 15 процентов — дистрибьюторы, 25 процентов — ретейлеры, — порассуждал Власов. — Контролируется это элементарно! Если этого не сделать, то производитель сырого молока всегда будет в проигрыше. Джек Лондон про это писал: „Сколько ни вкалывает шахтер — он больше 18 долларов не получит. Потому что все остальное идет на железную дорогу“. Классика жанра. Кто строит железную дорогу — тот и монетизатор...»

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (101) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
1.06.2018 08:16

Азат Д

Татарстан же передовой регион? Или это саботаж?
Что, приписок по молоку много?

  • Анонимно
    1.06.2018 08:16

    Азат Д

    Татарстан же передовой регион? Или это саботаж?
    Что, приписок по молоку много?

    • Анонимно
      1.06.2018 08:38

      Не в бровь, а в глаз. И все махинации выплывут в августе-сентябре.

    • Анонимно
      1.06.2018 10:25

      А может Иннополису здесь есть чем заняться? И сделать что-нибудь попроще и подешевле Меркурия?

      • Оптимист
        1.06.2018 10:40

        Россия в первом квартале этого года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличила импорт пальмового масла на 35,8%, до 267 тыс. т, сообщил Росстат. В 2017 году Россия импортировала 891 тыс. т пальмового масла, в 2018-м импорт должен перевалить за 1 млн. тонн. Т.е.в год приходится по 7 кг пальмового масла на россиянина (включая грудных младенцев). Одним из главных компонентов русской кухни становится пальмовое масло.

        Коровы и натуральное молоко только мешают хапугам

        • Анонимно
          1.06.2018 11:29

          Скажи за татарскую кухню. Где наши сельхоз агломерации? Торжественно цветут ВАМИНОМ?

      • Анонимно
        1.06.2018 12:33

        Никифорова на место Ахметова.

      • Анонимно
        1.06.2018 12:34

        Чем меньше коров, тем больше цифровизация молока.

      • Анонимно
        1.06.2018 12:35

        Скотники и доярки должны стать айтишниками.

      • Анонимно
        1.06.2018 12:36

        Если деревенские научатся обслуживать "Меркурий", они скотоводством заниматься не будут - поедут работать в Иннополис.

      • Анонимно
        1.06.2018 12:37

        Татарстан опять "впереди".

    • Анонимно
      1.06.2018 11:26

      Татарстан - передовой регион...по припискам???
      Вот эта новасть!!!А ведь никто и не в курсе был...

    • Анонимно
      1.06.2018 11:29

      ЛЕЙКОЗНЫХ много!

  • Анонимно
    1.06.2018 08:37

    Мы не готовы к цифровизации совершенно.Егаис,Меркурий,изменения в кадастре,бюрократия жёсткая в согласованиях при строительстве,регистрации,лицензировании,слаборазвитые мобильные сети,плохоработающий интернет....Всё это сильно тормозит желание развиваться,да и работать тоже.

    • Я человек старый и помню Валюнтаризм при Хрущеве с посадкой кукурузы! Тогда было три типа председателей Колхозов! Первый тип кричали ,что какая кукуруза вам в Вологодской области и не сеяли кукурузу ,а рож и лен только! Второй тип отдавали под козырек и сажали только кукурузу и разваливали свои хозяйства! Третий тип был сеяли кукурузу в снег в апреле,потом шли в райком с докладом мы задание партии и правительства выполнили ,но она сволочь не взошла и можно мы пока не поздно посадим яровую пшеницу в мае,а кукурузу обязательно самыми первыми посадим опять на следующий год и добьемся хорошего урожая царицы полей! Сейчас с Меркурием такая же идиотская ситуация! Будут ЛПХ штрафовать и последтние Бабки коров и баранов зарежут! Будут заполнять Меркурий,значит все хозяйство загубят как сказал Фермер Исмагилов! А на плаву останутся те кто с потолка будет заполнять Меркурий,чиновники дармоеды будут рапортовать что мы Татары впереди всей планеты,а как суррогаты были так и будут,только те кто вступят в Меркурий также будут давать взятки проверяльщика как сейчас! Я Вот не понимаю Минниханова и
      Ахметова совсем! Когда не надо и не по делу он подает инициативы то по языку,то по спасению разворованного Бабаевцами банка ТФБ,а тут наверняка с Ахметовым понимают что Меркурий это очередная хрень типа забойных цехов в России для ЛПХ и молчат оба в тряпочку! Я думаю если правильно объяснить и доходчиво всю дурь с Меркурием и даже Юристы и экономисты в правительстве поймут абсурдность этой затеи!

      • Анонимно
        1.06.2018 14:16

        Уважаемый Мурат! В 1964г, когда сняли Хрущева вам было 7 годов от роду. Про волюнтаризм Никиты Сергеевича вы намного позже прочитали и заодно про типы прежколхозов. Так что может хватит лапшу вешать на уши благодарных читателей БО

        • Анонимно
          1.06.2018 15:01

          А про перегибы на местах при коллективизации, и, как следствие, статью "Головокружение от успехов" тоже помните?

          • Господа Когда мне было 7 лет я помню были при нем бананы,сладкие кукурузные хлопья,а за хлебом ,яйцами,молоком,сахаром долго стояли в очередях при Хрущеве! На всю жизнь запомнил яйца лежали в деревянных ящиках с деревянной стружкой! Бабушка стояла в очереди несколько часов,а давали десяток в одни руки!А я играл в песочнице и как очередь подходила меня бабушка подзывала! Так Вот Бабушка купила 20 штук и еще раз встала и через несколько часов очередь наша подошла и продавец говорит : Как Вам не стыдно женщина! Вы второй раз уже стоите! Бабушка говорит нет в первый раз! Продавец я Вашего мальчика запомнила и спрашивает у меня : Мальчик Вы тут стояли? Я говорю я яйца люблю! Стоял или нет? Я говорю НЕТ! И она говорит Вот у нас какие Пионеры скоро будут не в
            пример Павлику Морозову! Так что у меня и валюнтаризм и головокружение от успехов в сердце сидят с детства ,как и твои подметные комменты! А мои внуки едят яйца сколько хочешь сейчас и просто надо сходить в курятники ,где я вывожу 7 пород деревенских кур отдельно и продаю таким
            же крестьянам как я кто не хочет есть генно модифицированную курятину и яйца от них!!

            • Анонимно
              1.06.2018 17:29

              Уважаемый Мурат! С волюнтаризмом и головокружением от успехов разобрались. А как насчёт пепла Клааса? Он стучит в ваше сердце? И ещё. С яйцами осторожнее, много есть их вредно! И на посошок вам: комменты подмётные не бывают. Только письма!

            • Анонимно
              3.06.2018 13:33

              При Хрущёве бананы были?)) Финики были, а вот бананы...

      • Анонимно
        1.06.2018 16:52

        Так и не понял, что плохого в Меркурии? Хотят учитывать молоко, что плохого? Или фермеры не хотят давать данные, поэтому для них и плохо?

        • Меркурий для крупняков ,где есть бухгалтера,экономисты и прочая бюрократия может еще не плохо!Ну на хрена Бабке имеющей в ЛПХ одну козу нанимать ИТ СПЕЦИАЛИСТА и в Москву давать данные по надоям и кому продала она эти 4 литра? В прошлом году заставили эту бабку за сотни км возит курицу чтобы продать тушку соседу через забор в забойный цех и на хрена так издеваться над своим народом то? Ладно про редиску и соленые огурцы и самогонку и татарскую молочную водку Аракэ туда не включили и просто тупо запретили нам продавать,а только самих пить заставляют и не включили в меркурий !

          • Анонимно
            1.06.2018 17:42

            С водкой тоже посторожнее, уважаемый Мурат! Насчёт вреда от яиц куриных я вас уже предупредил!

  • Анонимно
    1.06.2018 08:42

    Меркурий это как в анекдоте : .... также только отчетность прибавилась

  • Анонимно
    1.06.2018 08:46

    Все просто. Чтобы внедрить Меркурий на местах нужны деньги. Чтобы вести Меркурий из дня в день нужны люди, как минимум два (отпуск, болезнь), техника. А это постоянные большие затраты- ФОТ с налогами, техника, айтишники в деревню, интернет. А денег в отрасли нет. Это не нефть. Самое печальное для меня это то, что порог вхождения в бизнес увеличивается. Хочет семья стать ЛПХ, завести пусть 20 коров. обязана выделить/нанять двух человек (!!!) на непроизводственную деятельность.

  • Анонимно
    1.06.2018 08:56

    Фсе магазины тоже что ли должны быть в системе "Меркурий"?

  • Анонимно
    1.06.2018 08:56

    Азат Д

    Почему наши отстают? Ведь Татарстан позиционирует себя как республику информационных технологий?
    И наши же кричали, что полно фальсификата в молочной продукции? а эта система как раз будет отслежиать.
    В общем, как обычно, кто громче всех кричит "Держи вора" тот. ...

    • Анонимно
      1.06.2018 09:57

      Система не даёт защиты от суррогата, но даст информацию, благодаря которой можно будет отследить, кто из чего делает «молочные» Продукты

      • Ребята не говорите глупости! Что думаете министр МВД Татарстане не знал где стоят проститутки Казани и где интим Салоны в Казани и кто хозяин и кто их в МВД крышует? И что для этого чувашских полицейских нужно было направлять в Казань,чтобы уголовные дела на них возбуждать?! То же самое контролеры по молочке думаете не знают кто в Татарстане делает молочку из пальмы и сухого молока и кто и где ее продают без Меркурия ! Азат , Меркурий это как третья нога депутатам ,толку не будет,но носки,ботинки и штанину третью покупать надо будет и самое страшное очень секс осложнит в Думе и Госсовете в перерывах между заседаниями сессии !Азат ты купи вот 20 коров и вспомнишь меня тогда и тоже будешь говорить , а на хрена мне Меркурий,если не чем кормить скот,молоко девать некуда,а в спальне две живут интернетчицы,которых надо три раза кормить супом и еще платить надо зарплату!

        • Анонимно
          1.06.2018 13:39

          Самое страшное не то что покупают пальму, а то что продавцы крышуются чиновниками.

      • Анонимно
        2.06.2018 06:45

        Когда молзаводы существует ВАМИНа суррогат не кончится.

    • Анонимно
      1.06.2018 12:40

      Наши умеют заниматься только абстрактной, теоретической цифровизацией.

    • Анонимно
      1.06.2018 12:41

      Цифровизация и нынешнее с/х РТ не совместимы.

    • Анонимно
      1.06.2018 12:41

      Корове седло.

  • Анонимно
    1.06.2018 09:05

    Позор куда катимся

    • Анонимно
      1.06.2018 10:45

      позор позор, позор позор. Перед кем позор-то?
      Перед самими собой что ли?
      Или перед другими странами?
      Так они давно уже знают про наш позор и ничему не удивляются, как вы до сих пор.

  • Анонимно
    1.06.2018 09:17

    А может нашему руководителю Минсельхоза РТ пора попробовать себя в какой-нибудь другой должности? а здесь освободить дорогу молодым

    • Анонимно
      1.06.2018 09:29

      Нет до 70 посидеть надо ещё , а потом на другую можно .

      • Анонимно
        1.06.2018 09:42

        класс!)))
        самое апртивное что седогривых на любом офисборище .... везде по стране ,абсолютно везде ,это как пиявки ненасытные ничем от халдозы не отодвинешь

    • Анонимно
      1.06.2018 10:08

      Согласен. Давно пора

  • Анонимно
    1.06.2018 09:29

    Почему на совещании о ситуации докладывал не Хабипов?!
    Он что, может только с умным видом сидеть? Может не на том месте сидит, не пора ли деду на завалинку, гусей пасти. Как бальшой специалист по этой нежнейшей птице, с этим может быть справился. Усидчивый.
    Ахметов, хватит подставлять Алмаза Габдрауповича! Пусть за детище Россельхознадзора, отвечают свои няньки в лице Хабипова и его службы!

    • Анонимно
      1.06.2018 10:51

      Поддерживаю! Это было очень нужное совещание, а докладчик не тот. Было бы более уместно услышать от руководителя россельхознадзора по РТ о ситуации с Меркурием. Озвучить проблемы и предупредить министра о последствиях.
      А так что, Хисамутдинов – это пешка в большой шахматной партии. Им завтра пожертвуют, чтобы вновь выиграть инициативу. Алмаз и сам знает, что ему надо двигаться в фигуры, или стать главой района или министром, иначе проректором пойдет в ветеринарную академию

    • Анонимно
      1.06.2018 10:56

      Да потому что именно субъекты РФ отвечают за внедрение в регионах электронной вет. сертификации, а Россельхознадзор является оператором Меркурия.

      • Анонимно
        1.06.2018 11:26

        Да потому что и за сельское хозяйство и животноводство в районах отвечают главы районов, а минсельхоз является лишь оператором субсидий

    • Анонимно
      1.06.2018 11:17

      Точнее не скажешь!

    • Анонимно
      1.06.2018 11:55

      А у вас видимо ума хватает только здесь свой яд выливать. Завидуем молча товарищ аноним!!!

    • Анонимно
      1.06.2018 12:43

      Габдрауповича заменить Абрамовичем.

      • Анонимно
        1.06.2018 13:13

        12.34. Заменить хотя бы Ивановичем.

      • Анонимно
        1.06.2018 13:29

        Согласны на Гусмановича! Мотыгуллина Габдулхака!
        Больше достойных нет!

        • Анонимно
          1.06.2018 13:53

          Вот тогда конец придет легальной ветеринарии в РТ. Все погрязнем во взятках

  • Анонимно
    1.06.2018 10:01

    Это не совсем хорошо нанять двух аитишников все будет ложиться на цену продукции те на народ и это очень идеальная система для погребения сельского хозяйства молодцы такое очень трудно придумать а про запред пальмового масла ради здоровья нации слпбо?

    • Анонимно
      1.06.2018 10:55

      Вспомнил про пальмовое масло))
      В 2002 году было, заглянул в бухгалтерию по работе. Там дамочка продавала ПАЛЬМОВОЕ масло)))
      В литровой бутыли (пластиковой) была какая-то смешанная масса: наполовину жидкое масло, наполовину какая-то густая каша бело-жёлтого цвета.
      Вижу, у наших бухгалтеров глазки блестят, глав.бух кошелёк в руках держит и блаженно улыбается: нашлась панацея от всего))
      Дамочка щебечет, что это такое редкое супер-пупер масло! И пить можно, и на суставы, и на лицо, и на волосы, и ногти обязательно))
      Помню, что от цены у меня глаза на лоб полезли...
      Глав.бух наша точно взяла, других уже не обратил внимания от удивления))
      Так что, не гоните пургу на пальмовое масло)) Оно уникально))
      Правда, потом не осмелился спросить у бухгалтера: помогло или нет...))

  • Анонимно
    1.06.2018 10:04

    Им всем более подходит гурьбой ходить друг за другом...... на постанововочных мероприятия.Там нинадо думать и за что-то отвечать. А по вопросам меркурия, это же нужно работать... Они такому не привыкли. Как бы держаться за министерские кресла подольше,иначе как же дальше жить. Ничего, Татарстские, как всегда, дорого не возьмут отрапвртуют, как всегда, ложью.. До сих пор же прокатило.

    • Анонимно
      1.06.2018 12:44

      Тема для очередного семинара.

    • Анонимно
      1.06.2018 12:45

      С/х РТ вступает в ступор.

    • Анонимно
      1.06.2018 13:17

      исх РТ всю жизнь занималось приписка. 30 лет отработал в этой системе и ежемесячно делал отчеты (разные) 1.для себя;2.для хозяина; 3. для управления с/х района и ветстанции.

  • Анонимно
    1.06.2018 10:05

    Не пойму как от заполнения сертификата может повыситься качество молока или сыра.Всё это пустой формализм.Бумаготворчество.Отвлекающее людей от реальной работы.

    • Анонимно
      1.06.2018 11:30

      Ветсертификация не пропустит лейкозное и туберкулезное молоко

      • Анонимно
        1.06.2018 13:43

        Да ну на????
        У нас в Татарстане нет просто мясокомбината для контрольного убоя животных реагирующих на туберкулин. А лейкоз коров (именно коров) не так страшен так как человек не корова.

    • Анонимно
      1.06.2018 13:19

      а ведь всего-то:ввести запрет на ввоз пальмового масла!

      • Анонимно
        1.06.2018 15:15

        13.19. Молока не будет хватать.
        Натурпродукта всем не хватит.

    • Анонимно
      2.06.2018 10:30

      По эл.сертификатам видно, сколько, откуда и какой продукции поступило на предприятие за определённый промежуток времени и сколько вышло готовой продукции в продажу. Оттуда и контроль качества.
      Те же ЛПХ , Ип и т.д. один раз в месяц проверяют свою продукцию в вет.лаборатории на качество(платно) и целый месяц сами выписывают себе ветсертификаты ежедневно бесплатно. Сложности никакой абсолютно.

    • Анонимно
      2.06.2018 23:30

      Это дело абсолютно качеством не интересуется, здесь главное "впарить услугу, поддержанную законодательно", 1) Благие намерения (качество); 2) Отчётность о современном цифровом направлении; 3) Вложенные госинвестиции и т.д. А на выходе "навар" для того кто этим управляет. А суть дела....., да кому она нужна?

  • Анонимно
    1.06.2018 10:08

    Может приписки меньше будет, кто знает...

  • Анонимно
    1.06.2018 10:43

    Все кто думали развивать и заняться сельхозпроизводством уйдут в другие отрасли и через несколько лет мы на коленях будем просить дядю Сашу (Беларусь) или Америку чтобы жались над нами и дали дохнуть с голоду

  • Анонимно
    1.06.2018 10:50

    ...Наши кричали и сейчас кричат про фальсификат... а вот те , кого нашими назвать пока трудно, они и тянут показатели Республики на пятое место (среди 85 регионов РФ). Гос.структура из числа тех, что выпускали в бумажном виде сейчас 98% выпускают в электронном- здесь все нормально! А вот те кто ,скорее всего, "не чист на руку" и те, кто не хочет жить в "ногу со временем", они как-раз и тормозят умышленно... Рычагов-то пока нет : Закон вступает в силу только с 1 июля 2018 года. А пока закон позволяет и в бумажном виде, и в электронном равнозначно. Но если не пробовать сейчас электронно, то 1 июля мы можем увидеть несколько печальную картину: своеобразный "коллапс" - торговые сети не смогут принимать молочно-мясную продукцию , а переработчики смогут поставлять в магазины только так называемые "фальсификаты", но уже с правильной этикеткой "спред из растительного сырья", "творожная масса", "сырный продукт" и т.д. и т.п. Для подобной продукции электронные свидетельства не нужны и они не запрещены к реализации , только под своим настоящим наименованием... Вот тогда сами собой выплывут добросовестные и законопослушные производители , а там глядишь и цены для сельхозтоваропроизводителей нормализуются!

  • Анонимно
    1.06.2018 12:02

    А у Татспиртпрома ЕГАИС провалился что-ли? Что-то об этом не пишут.

  • Анонимно
    1.06.2018 12:19

    Чиновники своими инициативами поднимают цены. Качество оно производится, а контроль нужен, но он не может сделать качество. Бардак не исправишь с помощью компьютерных технологий.

    • Анонимно
      1.06.2018 12:59

      Не исправишь, да.
      Если вы пытаетесь автоматизировать хаос, то в результате получите не порядок, а автоматизированный хаос.

      • Анонимно
        1.06.2018 15:17

        12.59.
        Поговорка с прошлого века, со времён внедрения АСУ.

        А АСУ так и не внедрили.

  • Анонимно
    1.06.2018 12:38

    Точнее не скажешь.

  • Анонимно
    1.06.2018 12:46

    Штрафами по Меркурию загубят молочное производство.

  • Анонимно
    1.06.2018 12:47

    Мелкие фермеры зарежут последние коровы.

  • Анонимно
    1.06.2018 12:48

    Надо бы видеонаблюдение с интернетом организовать от коровы до кассы магазина. А может и до кухни, чтоб четко знать: на вкус ущущается пальма или нет, прокисло или не успело прокиснуть.

  • Анонимно
    1.06.2018 12:48

    Вперёд Россия, к новым вершинам цифровизации!

  • Анонимно
    1.06.2018 12:48

    Это вам не в айфоны уткнуться.

  • Анонимно
    1.06.2018 12:55

    Каким образом Меркурий сделает рынок прозрачным? Непонятна схема.То что активно внедряет Магнит, крупный продавец пальмового масла во всех видах, уже вызывает подозрения

  • Анонимно
    1.06.2018 13:56

    Азат Д

    Вот на основании Меркурия, ответственным и честным производителям, надо давать субсидии хотя бы компенсировать доп расходы. Зато таким будут открыты рынки сбыта.

  • Анонимно
    1.06.2018 17:16

    УНИЧТОЖЕНИЕ ПРОСТОГО КРЕСТЬЯНИНА. ВОТ И ВСЕ.
    НЕ ОДИН ЧИНОВНИК НЕ ХОЧЕТ РАБОТАТЬ, ВСЕ ТОЛЬКО ИЩУТ СЕЙЧАС КРАЙНЕГО ЧТОБЫ КАК ТО ОТМАЗАТЬСЯ ЧТО ПРИДУМАЛИ ЭТОТ БРЕД.

  • Анонимно
    2.06.2018 06:53

    Да здравствует ВАМИН все будет ОК- конечно не амин.

  • Анонимно
    2.06.2018 09:08

    Уничтожат производителей своими технологиями. Много лет работала в очень крупной ИТ компании, франчайзи 1С. Один из отделов занимается розницей и всеми новшествами. ЕГАИС, онлайн-кассами, Меркурием. Чтобы найти и обучить сотрудников, которые бы внедряли новшества нужны усилия. Далеко не вся молодежь с образованием способна работать в таких компаниях. А Вы хотите чтобы все фермеры, ЛПХ, продавцы занимались этим. Правительство должно понимать, что не все способны работать в программах и интернете. Хороший фермер-производитель, ЛПХ может не справиться с Меркурием и т.п. и просто плюнуть и перестать заниматься своим настоящим делом. И затраты будут и немалые. Сочувствую бизнесу. Летом второй год живем в деревне, Была ферма. В этом году уже закрылась. коровы проданы.
    Пусть попробуют в правительстве сесть и поработать в программах. Смогут ли?
    И еще есть очень хороший анекдот. Программы хвастаются как у них все четко, Интернет, что все на связи, а электричество говорит "ну-ну".

    • Азат Д
      2.06.2018 09:24


      Эрунду не болтайте. Это так же можно отдать на оутсорсинг как и бухучет.

      • Анонимно
        2.06.2018 10:31

        Вы не уловили. Меркурий интегрирован в 1С. Все бесплатно. Если есть договор поддержки 1С -раз. Настроить в программе , чтобы работало, многие пользователи не могут. Платно 2950 в час-2. Если что-то не отправляется, начинают звонить, но если нет договора поддержки( Меркурий) никто не обязан бесплатно консультировать. Мы с этим сталкивались каждый день! Истерик насмотрелись. Даже крупные компании с целым штатом ИТ-специалистов, обращаются, требуют решить проблему. Интеграция у крупных компаний, крупных решений 1С стоит миллионы. Мне кажется слишком много стало узколобых в правительстве. Прежде чем что-то внедрять, проанализируйте.
        Начали ездить летом в деревню, видим что творится. Планировали жить в одной деревне, одна корова на 15 км в округе. решили жить во второй. Ферму прошлой осенью ликвидировали, одна корова опять на 15 км. Ликвидируют производителей самого ценного молока. Когда корова пасется на лугу.
        Тупость неимоверная. несколько лет назад, когда заговорили об электронном правительстве, предупреждали, что нет своих операционных систем. сейчас спохватились. Сегодня ликвидируем остатки коров с этим Меркурием. Завтра будем выпрашивать хотя бы пальмовое молоко. Когда уже придут во власть хозяева а не холуи. С собственным достоинством. У нас в стране должно быть все самое лучшее. И продукты и программы. А у нас сидят с открытым ртом и все делают для того, чтобы Америка, Европа и Китай процветали. Еще и деньги туда вывозят. Придумывают бесконечные контролирующие системы, потому что сами воруют. Частникам и фермерам нужно доплачивать, чтобы не ликвидировали производство ценнейшего молока, а не душить. Сначала думала шутка о площадках для забоя. Настолько идиотически звучит. Сейчас еще нелепее придумали. Система вет. контроля существовала всегда. Но там сразу увидят из чего состоит молоко. Потому и пытаются ликвидировать.

        • Азат Д
          2.06.2018 14:33


          "Планировали жить в одной деревне, одна корова на 15 км в округе. решили жить во второй. Ферму прошлой осенью ликвидировали, одна корова опять на 15 км. Ликвидируют производителей самого ценного молока. " - Эй слушай , да, зачем так говоришь, а? Татарстан передовой регион по производству молока . И ему все мешают - удмурты, белорусы, пальмовое масло.

    • Анонимно
      2.06.2018 10:25

      Если Вы, "умный диванный эксперт", не сработались в ИТ компании, уехали на село,тогда Вам сам бог велел помочь с внедрением "Меркурий" на селе, а Вы панику сеете... Чтобы в готовую программу вбивать данные , достаточно школьного уровня знания компьютера (1-2 дня приспособиться, как приспособились к смартфонам)... Нет никаких проблем у того, кто хочет это делать - работают же, нормально все... Дело то благое для порядка...Вспомните свою критику через 2-3 года и пожалеете о написанном. Это один из методов борьбы с недобросовестными производителями и поставщиками(подпольщиками, травящих людей из технического пальмового масла). Все силы прилагаются для добросовестных сельхозтоваропроизводителей, чтобы на качественное натуральное была соответствующая цена! Названием на упаковке "Честное молоко" врядли поверит грамотный покупатель...

      • Анонимно
        2.06.2018 23:47

        "Травят " пальмовым маслом, - кто? деревенские фермеры ? со своими то объёмами? и пальмовое масло закупают да? Вот видимо и у правительства такие же взгляды глупого ребёнка, не имеющего понятия о реальной жизни, - фантазёры!

  • Анонимно
    2.06.2018 21:56

    Пока все чиновники и команда клановой родни,поднявшиеся при суверенитете не уйдет, так и будем жить в этом цирковом мире нищими, пока командуют депутаты Мингазовы, Хайруллины, Фардиевы, Ахметовы и т.д. ничего не изменится.

  • Анонимно
    3.06.2018 07:16

    за этой автоматизацией стоят большие деньги , россельхознадзору не важно будет работать нормально , а главное сколько денег уйдет в их карман, начальство в доле от продажи компьютеров, программы, техники цифровой прочей, вот и млрд в их карман, вот и пекутся только в свою пользу, фальсификат эта затея не будет выявлять нисколько, это 100 % правда, но зато молочные продукты подорожают, интересно на анализы количественные и качественные нужно время, чтобы обнаружить бактерии и прочие добавленные химикаты, а здесь до млн сертификатов в секунду, ерунда, система пустая, и ненужная, нужная для обогащения Власова

  • Анонимно
    3.06.2018 07:23

    все это придумали чтобы заработать себе в карман мрды , честной воды коррупция

  • Анонимно
    3.06.2018 07:33

    невнятный ответ на все вопросы

  • Анонимно
    3.06.2018 07:34

    важность и напыщенность и никакого внятного ответа на вопросы

  • Анонимно
    3.06.2018 07:34

    ничего конкретного и понятного не сказал этот власов

  • Анонимно
    3.06.2018 10:30

    Все помнят,с каким сопротивлением внедрялась система Платон.Все знают,что в этом году его владелец,сын Вексельберга, стал долларовым миллиардером.Никто не заметил улучшения дорожного обслуживания или строительства дорог.Я уверен,что внедрение цифровых сертификатов это новый вид налога на работяг с целью обогащения очередного московского чиновника,система иного просто не предполагает.За 30 лет так называемой демократии для человека не сделано ничего,только ухудшение жизни,увеличение налогов,безмерное обогащение чиновников

  • Анонимно
    3.06.2018 15:30

    Граждане! Беда заключается в том, что внедрители Меркурия уподобились тому теленку, который всех и всё считал(правда - без особого смысла, но с конкретными последствиями для своего здоровья)! в этой системе сопровождение ветеринарными сопроводительными документами требуется не толко на мясо(мясные продукты), молоко(молочные продукты), яйца, но и на всё что можно ассоциировать с ветеринарией, включая НАВОЗ и ПОМЁТ! Там список за сотню наименований! И это при архизапутанной системе выписки-отслеживания, гашения входящих вет.сопровод. документов на партию, выписку новых на часть партии к производству или перемещению, опять гашению и т.д. до бесконечности, пока товар не сдохнет или сгниет или же, наконец, попадёт к потребителю в розничной сети. Качество, порядок, борьба с контрафактом в такой мутной воде - это утопия! Кормушка для придумавших - да! Интеграция с 1С стоит от 18 тыс. руб. в крайне урезанном варианте, до 80-100 тыс. в многопользователе! В общем - беда-огорчения! Числа с 15-20 июля, опасаюсь так и голод начнется!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль