Машиностроение 
1.06.2018

ФСБ – заводу им. Горького: «Мы мечтали о таких кораблях»

Чудеса импортозамещения в Зеленодольске: как пограничный «Океан» из почти полностью «буржуя» превратился на 99% своего

С введением санкций завод им. Горького, оказывается, едва не лишился одного из главных (и дорогих — 8,66 млрд рублей за штуку) заказов — кораблей проекта «Океан». Настолько особенная на нем энергетическая установка, которую делали спецы Финляндии, Норвегии и Франции. Но, как узнал корреспондент «БИЗНЕС Online», на заводе поднапряглись и сделали свою. Об этом рассказали сегодня на церемонии спуска на воду сторожевика «Петропавловск-Камчатский».

Поначалу пограничный корабль «Океан» можно принять за гражданское судно – синий корпус, белая надстройка, полоска-триколор по борту. И только потом замечаешь пушку...

МИРНЫЙ ПОГРАНИЧНИК МОЖЕТ ПРЕВРАТИТЬСЯ В РАКЕТНЫЙ КОРАБЛЬ

Поначалу пограничный сторожевой корабль проекта 22100 «Океан» даже можно принять за гражданское судно — из-за специфического, почти цивильного «камуфляжа»: синий корпус, белая надстройка, полоска-триколор по борту. И только потом замечаешь пушку на носу, места для скоростных катеров, вертолетную площадку.

ПСКР этого проекта предназначены для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ России. Их автономность плавания — до 70 суток. Вооружение, как обычно у ПСКР, легкое: 76-миллиметровая артиллерийская установка АК-176М и две морских тумбовых пулеметных установки «Жало». Но «Океан» может быть дооснащен ударными комплексами со средствами целеуказания. Сегодня эту блуждающую по СМИ информацию корреспонденту «БИЗНЕС Online» подтвердил главный конструктор петербургского ОАО «ЦМКБ „Алмаз“» Борис Лейкис. По его словам, возможность такой трансформации в военное время предусматривается техническим заданием. «За короткое время „Океан“ можно переоборудовать в ударный корабль», — отметил он. Также на борту — вертолет Ка-27ПС и катера, которые можно спускать на воду и поднимать во время движения корабля.

Задачи «Океанов» в мирное время — охрана границы, поисково-спасательные операции, обеспечение действий спецназа. В военное — охрана пунктов базирования боевых кораблей. Район плавания неограниченный, но предполагается, что сторожевики будут действовать в северо-западной части Тихого океана, арктических и неарктических замерзающих морях.

Отметим, что «Океан» — корабль большой по размерам, с водоизмещением в 3,2 тыс. т, поэтому сам переход из Зеленодольска — настоящая спецоперация: для нее разработана система понтонов, которую «навешивают» на корабль.

Срок службы «Океанов» — не менее 40 лет.

Альберт Каримов (слева): «Мы можем гордиться тем, что «Океаны» строятся в Татарстане»

«ТАКИХ УСТАНОВОК В МИРЕ ЕДИНИЦЫ»

Изначально проект предполагал тотальное использование импортных комплектующих. Именно такова «Полярная звезда» — головной корабль проекта, заложенный в Зеленодольске 30 мая 2012 года и спущенный на воду 21 мая 2014-го. Он был передан заказчику в 2016 году и несет службу в пограничном управлении ФСБ РФ по Западному арктическому району.

Но теперь на «Океаны» будут устанавливать только российское основное оборудование. Как заявил сегодня Лейкис, первый серийный «Океан», получивший именование «Петропавловск-Камчатский», на 99% российский. Источник «БИЗНЕС Online» в кораблестроении предлагает относиться к таким словам с осторожностью: «Основную часть оборудования (главные машины и дизель-генераторы) поменяли, но и иностранное „железо“, из того, что успели закупить, осталось».

Как бы то ни было, импортозамещение повысило стоимость кораблей — с 7,8 млрд до 8,66 млрд рублей. Как разъяснил Лейкис, главным фактором удорожания стала необходимость едва ли не возродить отечественное производство агрегатов и комплектующих. Например, финские дизели Wartsila заменены продукцией ОАО «Коломенcкий завод», и пограничники уверяют, что новые движки их устраивают.


Впрочем, «движки» — это слишком простое обозначение для сердца «Океана». Как рассказал Лейкис, энергетическую установку для «Полярной звезды» создавали лучшие конструкторские коллективы Франции, Норвегии и Финляндии. «Она была по типу как хороший автомобиль с частичным электродвиженем: в пробках — электродвигатель, на автобане — дизель, — объяснил конструктор. — Таких установок в мире единицы. И когда ввели санкции, за границей, видимо, думали, что больше Россия современных кораблей строить не будет, потому что создать такую установку очень сложно. Поэтому был выбор: либо остановить серийное строительство „Океанов“, либо попытаться сделать энергетическую установку с точно такими же функциями. Благодаря „Коломенскому заводу“ и „Русэлпрому“ мы сумели повторить эту установку на базе отечественного машиностроения».

«На ход строительства импортозамещение не повлияло, и риска, что что-то будет некачественным, нет», — уверяет генеральный директор АО «Судостроительная корпорация „Ак Барс“» (в нее входит завод им. Горького) Ренат Мистахов. На церемонии он подчеркнул, что строить «Полярную Звезду» было непросто, а еще сложнее ее было сдавать заказчику, приоткрыл он завесу секретности над причинами довольно длительной приемки корабля заказчиком. «Но этот путь надо было пройти, чтобы нам поверили», — констатировал он.

Теперь заводу предстоит новый экзамен. «Петропавловск-Камчатский» должен на деле подтвердить адекватность импортозамещения — и для промышленности, и для моряков.

Ренат Мистахов (справа): «На ход строительства импортозамещение не повлияло, и риска, что что-то будет некачественным, нет»

ЖДУТ В АРКТИКЕ И ПРИМОРЬЕ, НА КАМЧАТКЕ И САХАЛИНЕ

Что импортозамещать не собирались — так это бытовую технику, скажем, холодильники и другие бытовые приборы. Тут надо особо сказать о бытовых условиях на «Океанах».

Экипажам (41 человек) создан исключительный для служивых комфорт: сауна, бассейн, спортзал... В советское время пограничники получали корабли, которые являлись или вариантами проектов для ВМФ, или спроектированы были по единым с ВМФ спартанским требованиям к обитаемости. Но в 90-е годы пограничники стали требовать от промышленности проектов с повышенными условиями комфорта. Говорят даже, что условия обитания на 22100 лучше, чем на кораблях береговой охраны США. Мебель впервые в истории российского боевого флота делается специально под каждый тип кают (на одного, двух, четырех человек). «Приятно слышать благодарность экипажей», — улыбается Лейкис.

Корабль спроектирован по так называемому зональному принципу — разделен на пять функциональных зон, чтобы выполняющие разные функции члены экипажа не мешали друг другу. Например, зона управления корабля: ходовая рубка, серверная, каюта командира, средства спецсвязи. За носовой переборкой машинного отделения — каюты, кают-компания, столовая, камбуз, варочный цех. Далее — зона спецназа, который размещен в жилых каютах. Оттуда — выход на катера и в вертолетный ангар. К слову, право служить на корабле (а там только офицеры и мичманы) получают по конкурсу, и он, как говорят, «огромный». У «Океана» самый высокий класс автоматизации — А1.

«Потребность в таких кораблях очень большая, — завил на церемонии руководитель департамента береговой охраны пограничной службы ФСБ РФ Геннадий Медведев. — Их жду в Арктике, Приморье, на Камчатке, Сахалине... Вспоминаю свою молодость — мы мечтали о таких кораблях! Сегодня наши мечты и идеи о том, какими они должны быть, вами воплощаются в жизнь». Как отметил в своей речи вице-премьер правительства РТ — министр промышленности и торговли РТ Альберт Каримов, мы можем гордиться тем, что «Океаны» строятся в Татарстане.

Изначально заказ на «Океаны» ограничивался четырьмя кораблями, сегодня говорят о девяти. А вообще когда-то речь шла о двух десятках. Сегодня на зеленодольских стапелях еще один «Океан». Лейкис не сомневается, что он будет сдан в срок — до конца 2019 года.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (34) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
1.06.2018 16:03

фсб может и рады, а вот гражданского судостроения как не было так и нет ни в татарстане ни в стране, хотя под боком и волга и завод.
просто позор эксплуатировать остаток машин советских времен и говорить о развитии туризма, фундаментально никто не занимается отраслью

  • Анонимно
    1.06.2018 16:03

    фсб может и рады, а вот гражданского судостроения как не было так и нет ни в татарстане ни в стране, хотя под боком и волга и завод.
    просто позор эксплуатировать остаток машин советских времен и говорить о развитии туризма, фундаментально никто не занимается отраслью

    • Анонимно
      1.06.2018 22:46

      1. жоржик. видимо решается вопрос на каком государственном языке обучать местных жителей сборке металлических корпусов судов;
      2. а пришлые - залётные привыкли только бабки рубить что Николаев, что Мурманск, что Астрахань с Ярославлем, что тот же Зеленодольск будет бабло будут кадры...
      3. а Вы о судоходстве на Волге это ж надо знать, а так проще сварганить очередной отельчик в любимой нами всеми Турции и рубить там бабки круглый год;
      4. в обще то с языками разберутся, а вот с ледоставом будет трудноватенько

    • Анонимно
      2.06.2018 18:27

      Так сейчас капитализм и рынок, закажи и сделают, комерсанты не заказывают вот в чем проблема - доят старье.

  • Анонимно
    1.06.2018 16:08

    А нищие дачники не рады. Ездить на старых ржавых корытах каждые выходные и бояться очередной Булгарии! Где для гражданки судна?

    • Анонимно
      4.06.2018 05:54

      Нерентабельно дачников возить. Нет достаточного платежеспособного спроса на услуги по перевозке и, соответственно, нет экономического смысла в закупке новых судов.

  • Анонимно
    1.06.2018 16:10

    Увы, гражданское судостроение переживает не совсем свои лучшие времена...

    • Анонимно
      1.06.2018 17:57

      Сейчас такое время, что подобные Сторожевые Катера идут как Большие противолодочные корабли в 70-х ХХ века. Плюс, не удивлюсь, если уже на этих катерах должность командира корабля соответствует званию капитана 1 ранга. Удивительно то, что не Контр адмиралу...

  • Анонимно
    1.06.2018 16:12

    Пусть "мечты сбываются" и "чудеса становятся явью" не только у силовиков!)))

  • Анонимно
    1.06.2018 16:24

    Репит: Япония одобряэ! Все японские рестораны аплодируют стоя - есть кому сторожить для них камчатского краба, которого здесь, именно эти корабелы, большинство по крайней мере, отродясь не видывали.

  • Анонимно
    1.06.2018 16:26

    Только и остается сказать - молодцы! А завод не виноват в том, что нет гражданского судостроения. Он работает для того, кто дает деньги.

    • Анонимно
      1.06.2018 17:38

      Эти деньги дают те, кто у нас их отобрал. С жилами, с мясом выдрал!

  • Анонимно
    1.06.2018 16:28

    Хватит ворчать,гордиться надо...

    • Анонимно
      1.06.2018 17:31

      Чем гордиться?! Вы, простите, когда-нибудь пробовали камчатского краба, лосося, угря или др. дальневосточные дкликатесы? Почему на полках наших магазинов рыбы дороже, чем мясо? Почему в японских ресторанах можно, без проблем, отведать свежий дальневосточный улов?!

      • Анонимно
        3.06.2018 00:54

        Когда корабли только пилили на металлолом для той же Японии- о таких проблемах, как Вы говорите, никто не думал, т.к. не было того самого мяса , которое сейчас дешевле рыбы, а уж об угрях, крабах и т.п. вообще в лучшем случае только где -то слышали. То, что Вы, судя по Вашим словам, завсегдатай японских ресторанов- это тоже прогрэс. Так что зря Вы брюзжите- движение есть, и это радует.

        • Анонимно
          3.06.2018 11:29

          Движуха в одну сторону, в карманы рос. жуликам, а народ нищеброд. А статья в стиле первых каналов ТВ, все в мире козлы, только мы правы.

  • Анонимно
    1.06.2018 16:39

    Мистахов с чувством юмора, это очень хорошо.

  • Анонимно
    1.06.2018 17:02

    Давайте порадуемся за моряков, которым служить в НОРМАЛЬНЫХ условиях, а не в железных кубриках. Давайте порадуемся за рабочих завода, которые получают зарплату, а вместе с ними еще за население, Зеленодольска, которое обслуживает (продавцы, шоферы и т.д.) завод. А налоги, которые остаются в Татарстане. Многие морские регионы с завистью смотрят на нашу республику, у которой есть судостроительный завод.

    • Анонимно
      1.06.2018 17:14

      Нормальные люди разумеется рады успехам в любой отрасли.
      А те кто тут постоянно ноет и критикует все и вся - им такие новости как серпом ....

    • Анонимно
      1.06.2018 17:18

      "... население, Зеленодольска, которое обслуживает (продавцы, шоферы и т.д.)...."
      .... не только судостроительный завод, но и японские рестораны.

    • Анонимно
      1.06.2018 17:32

      ...ещё какие дифирамбы прикажете петь?
      Да, как насчет заупокойной мессы по гражданскому
      речному флоту?
      Фома

      • Анонимно
        3.06.2018 09:04

        Служите её в одиночестве, за закрытыми дверями, не мешая другим радоваться жизни.

      • Анонимно
        3.06.2018 16:49

        Так ЗАКАЖИТЕ гражданское судно ( Туриста ) четырех палубного.Проплатите производство вот Вам и будет возрождение ГРАЖДАНСКОГО судостроения.Или Вам проше поплакать и покричать почему гражданские суда не делают.Или по Вашему мнению этот завод должен начать Выпуск гражданских судов СРОЧНО.Тогда простой вопрос ЧТО Он должен выпускать и кто будет платить за СУДА.Жду Ваш УМНЫЙ ОТВЕТ.Дмитрий.

    • Анонимно
      4.06.2018 08:48

      так пусть строят, в чем проблема, какая зависть.
      а стремиться надо к лучшему и чему то радоваться в глобальном смысле нет причины.

  • Анонимно
    1.06.2018 17:29

    а почему они у нас такие вечно кривые, будто на коленке сделанные ? Ведь невооруженным глазом видно что плоскости все гуляют, качество покраски примитивное ..Неужели это у нас у русских в крови делать тяп ляп.. Обидно

  • Анонимно
    1.06.2018 17:30

    Могучие лайнеры завода наводят ужас на наших врагов.

  • Анонимно
    1.06.2018 18:06

    Пока всенародно избранный президент играет в войнушку, для народа избирателя никаких благ не предусмотрено.
    Кроме запудривания мозгов

    • Анонимно
      1.06.2018 18:20

      Так даже немногое что есть в стране - приходится защищать.. Или уроки истории в школе пропускали?

  • Анонимно
    2.06.2018 07:23

    "99% своего " делается на зарубежных станках. Проектирование на западном железе, ну и т.д. Практически все предприятия ВПК в многомиллиардных долгах, которые приведут к банкротству после окончания действия госпрограммы перевооружения

  • Анонимно
    2.06.2018 13:48

    За наш счет банкет, за наши налоги

  • Анонимно
    2.06.2018 21:02

    интересно ,а те кто тут сожалеет о японских ресторанах работал на заводе впк? не сегодня, а те двадцать лет что они ждали эти заказы,подрабатывая по ночам кто дворником,кто сторожем. ? а это ведь не просто разнорабочие,а спецы высочайшего класса. И их три миллиона человек,а сколько народа варит сталь, перевозит материал ,производит сопутствующие детали наверно и не перечесть . Прибавьте ко всем выше перечисленным членов их семей и тогда поймете что выше названный океан важнее для народа чем Ашаны ,Ленты Магниты ,а денег туда вливается не меньше.

  • Анонимно
    3.06.2018 08:24

    Всё не так для русофобов и кораблик маленький, и русских речных трамвайчиков не хватает, да и вообще его надо перекрасить в зелёный цвет, а вместо пушки поставить установку для фейерверков, а на носу ледорезную пилу для арктических походов.
    Виталий Шатилов

  • Анонимно
    3.06.2018 21:34

    Конечно хорошо,что Татарстан имеет возможность строить океанские корабли.Не надо сопли распускать,что у нас всё плохо, за бугром хорошо. Не всё получается по принципу "вынь да положи" .Забываем в какой яме была страна в 90х.На счёт тихоокеанских деликатесов(крабы и т.д и т.п) согласен,широка страна моя родная,домашний бизнес не хочет поймать и везти морепродукты с Дальнего востока из-за высоких цен на транспорт.Всё в руках капиталистов.Им легче всё продать в Корею и Японию.Надо думать над тем,как повлиять на ситуацию. А что касается кораблей для погранцов, пускай строят,граница страны очень длинная,надо же её обслуживать.Как было в Советском Союзе.

  • Анонимно
    4.06.2018 18:27

    Что интересно если в комментах есть возможность ставить оценки.То не зависимо от текста комментария обязательно наставят минусов если написан текст не на тему как все плохо в РОССИИ.Не дай Аллах что-то написать о положительных вещах.Как пример мой коммент Выше.Стоило мне написать Патриоту и радетелю о судьбе России и гражданского речного Флота.Что мол если так переживаете за флот то заказывайте корабли за СВОЙ счет или объясните кто должен строить Гражданский речной флот.Ответов не было зато МИНУСОВ на мой коммент НАСТАВИЛИ.Так все таки Господа ПАТРИОТЫ.Объясните кто ДОЛЖЕН заказывать Гражданский ФЛОТ.И почему по Вашему мнению Зеленодольский завод должен САМОСТОЯТЕЛЬНО без ПРОЕКТОВ и проплаченных ЗАКАЗОВ за свой счет начинать производство Гражданских судов.Он же ПРОИЗВОДИТЕЛЬ судов а не ЭКСПЛУАТАНТ.На заводе понятия не имеют что именно нужно построить и кто эту постройку оплатит.Или Вы своими ПАТРИОТИЧЕСКИМИ призывами имеете только ОДНУ ЦЕЛЬ обанкротить и развалить еще ОДИН успешно работающий завод.Дмитрий.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль