Культура 
7.06.2018

Гузель Яхина: «В ранние советские годы завязались узлы, которые мы развязываем до сих пор»

Писательница представила казанской публике свой второй роман — «Дети мои»

Роман «Дети мои» обещает стать не меньшим событием, чем «Зулейха открывает глаза». Корреспондент «БИЗНЕС Online», побывав на презентации книги в Казанской ратуше, узнал, за что Гузель Яхину можно выдвинуть на Нобелевскую премию, чего не хватает Александру Славутскому, чтобы поставить спектакль про Зулейху, и как немецкая мифология соприкоснулась с советской реальностью.

... Гузель Яхина: «Вся история со сказочным сюжетом кажется выдуманной, а каждая деталь этой мозаики — правда» Фото: Айгуль Мутыгуллина

«ЭТО ВРЕМЯ ДЛЯ МЕНЯ НЕВЕРОЯТНО ИНТЕРЕСНОЕ»

«Очень много лиц, которых я даже не ожидала увидеть, и немного разволновалась», — призналась Гузель Яхина перед началом презентации. Среди гостей, например, были режиссер Качаловского театра Александр Славутский и автор идеи создания в Казани музея самогона Юрий Круглов. Вел вечер известный писатель Ильдар Абузяров, и первый вопрос его касался того, почему в обоих романах примерно одно и то же время действия.

«Это время для меня невероятно интересное, — ответила писательница. — Действие второго романа происходит также в ранние советские годы, начинается в 1916-м. В начале читателю не очень понятно, что это за время, жизнь в немецкой колонии („Дети мои“ рассказывает о жизни поволжских немцевприм. ред.) течет достаточно традиционная. Все это могло происходить и в XIX веке, и в конце XVIII. Читатель начинает чувствовать время к середине первой части, к сотой странице. Роман охватывает 22 года, и это ранние советские годы». По словам Яхиной, в это время случилось то, последствия чего ощущаются до сих пор: «Завязались те узлы, которые мы развязываем до сих пор». По мнению писательницы, второй роман  получился намного глубже, а темы их перекликаются — маленький человек на фоне большой истории, отцы и дети. «В „Зулейхе“ тема отцов и детей была одной из второстепенных, в романе „Дети мои“ она выходит на первый план, — говорит Яхина. — Это отношения отцов, которые родились до перелома и испытали на себе все его тяготы, и их детей, которые родились после и росли в достаточно стабильное время. Отцов, которые писали советскую сказку, и их детей, которые в этой сказке вырастали и в эту сказку верили. Отцов, которые могли умолкнуть, тем самым пытаясь уберечься от собственного травматического опыта, и детей, которые вырастали и многого не знали об истории своих отцов».


Яхина уверена, что Октябрьская революция была огромной травмой, ящик Пандоры, из которого явились все следующие неприятности. «В „Детях“ четыре главы из тридцати посвящены вождю Иосифу Сталину, — рассказывает Яхина. — Он не называется по имени, но присутствует в романе под безличным местоимением „он“, обозначается словом „гость“, и с первых строк понятно, что речь идет именно о Сталине. Это роман об отцовской любви по одной линии и об отце народов, который оставил без отеческой любви целый народ по другой». По словам автора, «Дети мои» — роман о народе, который в 1767 году Екатерина II приняла под крыло большого государства, а в 1941 году «он стал заложником тех страшных отношений между государствами и оказался народом-сиротой».


«КАЖДАЯ ДЕТАЛЬ ЭТОЙ МОЗАИКИ — ПРАВДА»

Рассказывая о книге, Яхина невольно раскрывала и сюжет.

Главному герою, учителю истории по имени Якоб Иванович Бах, на начало действия романа 32 года. Из родного села он убегает на другой берег Волги. Это не что иное, как побег от реальности, от исторического процесса, в который он вовлечен. Попытка уединиться, изолироваться и защитить сначала себя, а потом любимую женщину и своих детей. Этим побегом, этой изоляцией он пытается спастись от того, что происходит. И он терпит поражение в попытке уйти от истории, и в конце концов он принимает, что от истории убежать невозможно. Все равно придется в эту историю войти и стать его частью. Волга, которая течет мимо него, а он наблюдает за ее жизнью с высоты правого берега, — это не что иное, как история, которая протекает мимо. Кажется, что на нее всегда можно смотреть с высоты своего холма. Но это иллюзия.

Главный герой приезжает в деревню учить девушку вдвое моложе него немецкому языку. Ее прячут от него за ширмой. Эдакая любовь, которая рождается через интеллектуальное общение, через голос. Они друг друга не видят, но это не мешает им любить друг друга. И когда героиню хотят увезти в Германию, она сбегает от отца и просит крестьян довести ее до хутора, где живет герой.

«Ему кажется, что немецкие сказки сбываются, — расшифровывает аллюзии романа с немецкими сказками Яхина. — Кукуруза золотится так, словно  в каждом початке сидит по златовласой деве, пшеница колосится так обильно, будто под колхозным полем — настоящие гномы куют свое золото. Есть сказки, которые сбываются так здорово, так радостно, что хочется писать их еще и еще. Но наступает июль 1927 года, после которого все идет немножко не так. А потом совсем не так. И сказки начинают сбываться в противоположном, негативном направлении. И потом становится столько ужасного, что хочется, чтобы эти сказки перестали сбываться. Но сделать это невозможно».

По мнению писательницы, в 1926–1927 годах казалось, что советская сказка сбудется именно так, как было обещано. За нее была сама природа, потому что в 1926-м был рекордный урожай, за Советскую власть были часть интеллигенции и часть крестьянства. Народ немного отдохнул от революционных событий, и казалось, что наступил душевный покой. Но потом наступил 1927 год. Оппозицию задавили, Троцкий уехал из страны, и дальше стало понятно, что сказки сбываются совсем не так, как хотелось.

«Вся история со сказочным сюжетом кажется выдуманной, а каждая деталь этой мозаики — правда», — говорит Яхина.

... «Дети мои» — это не только про поволжских немцев, но и про крымских татар, чеченцев и другие народов, которых коснулась рука «отца нации», — сказал один из почитателей писательницы
Фото: Айгуль Мутыгуллина

НАВЕЯНО ЭЙЗЕНШТЕЙНОМ

Писательница назвала два фильма, которые повлияли на оба романа. Это «Бежин луг» Сергея Эйзенштейна — фильм был почти смонтирован, когда его запретили. В итоге остался только видеоряд, смонтированный энтузиастами из фотографий, которые делались во время съемок, и из некоторых обрезков пленки. И этот 20-минутный видеоряд, по мнению Яхиной, производит совершенно страшное впечатление. «Если посмотреть, можно догадаться, представить, каким мог быть фильм, — говорит Яхина. — Я думаю, он был лучшим в творчестве Сергея Эйзенштейна. Я говорю так потому, что есть сохранившийся сценарий. Эта картина повлияла на меня невероятно сильно. Фильм о раскулачивании, о советском селе».

Второй фильм — «Мартин Вагнер» (второе название – «Ковер Стеньки Разина»). Это единственная игровая лента, снятая на студии «Немкино» в 1927 году, 46 минут экранного времени. В фильме снимались три профессиональных актера, а герои второго плана и все массовка были сыграны немецкими колхозниками, то есть теми, кто и жил в немецком Поволжье. «Я сфотографировала самые интересные кадры, и поэтому те образы, которые описаны в романе, срисованы с настоящих людей, живших в то время в советском Поволжье. Причем один из главных героев романа Гофман, горбун-коммунист, родился прямо из этой картины», — раскрыла некоторые секреты Яхина...

Очередь за автографами писательницы растянулась на несколько десятков минут. Один из почитателей сообщил, что «Дети мои» — это не только про поволжских немцев, но и про крымских татар, чеченцев и другие народов, которых коснулась рука «отца нации». И за то, что Яхина поднимает эту тему, роман нужно выдвинуть на Нобелевскую премию.

«Вторая книга у Яхиной получилась интереснее, — поделился впечатлением с корреспондентом „БИЗНЕС Online“ Славутский. — Она более поэтична и крепче сделана». Он рассказал, что был разговор о постановке «Зулейхи» в театре, но для этого произведение оказалось сложноватым: «Необходимо много привходящих моментов, прежде всего чтобы был артист на определенную роль. Мы же не кино, мы не можем приглашать кого-то со стороны. Поэтому это все непросто. А Гузель — очень талантливый человек, с моей точки зрения. У нее большое будущее».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (38) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
7.06.2018 11:08

Да, люди "голосуют" рублём в пользу интересного писателя. Остальные писатели - "непризнанные гении", которые интересны только сами себе, но никак не общественности.

  • Анонимно
    7.06.2018 10:19

    кто больше продал тот и гений...

    • Анонимно
      7.06.2018 11:08

      Да, люди "голосуют" рублём в пользу интересного писателя. Остальные писатели - "непризнанные гении", которые интересны только сами себе, но никак не общественности.

      • Анонимно
        7.06.2018 12:11

        Сам подход неправильный, например книгу «Бандитская Казань» прочитали десятки тысяч, но не потому что автор гений. Просто она интересная, а читать и покупать насильно никого сейчас не заставишь. Только республиканские бумажные газеты ещё навязывают по разнарядке, хотя туалетная бумага уже давно не дефицит. Зато Бизнес Онлайн радует нас ежедневно и бесплатно. Кто мешает «гениям с улицы Муштари» или грандам Татмедиа создавать нетленные шедевры, которые переведут на все языки мира?

    • Анонимно
      7.06.2018 13:47

      Механизм появления популярности не объяснима. Этого даже сама Яхина не может сказать.

      • Анонимно
        7.06.2018 15:52

        да, почему-то книга стала популярной и в 2016 и 2017ой попала в топ продаж по России. Почему- непонятно, но Яхина - молодец!

    • Анонимно
      7.06.2018 13:51

      Оказалось, что в современной литературе хорошо, когда прозу пишет профессиональная сценаристка.
      Произведение получается легко представляемой в "3D" в сознании читателя.

    • Анонимно
      7.06.2018 13:52

      Хорошо то, что Славутский не ставит "Зулейху...".
      Об истинной причине, конечно. Он промолчал.

    • Анонимно
      7.06.2018 13:54

      Гордимся с Яхиной! Булдыра.

    • Анонимно
      7.06.2018 13:59

      В Казани можно поставить не "Зулейху...", а только спектакль по "Зулейхе...", исключив места не характерные, не типичные для татар, принижающие их достоинство.

      • Анонимно
        7.06.2018 14:08

        В Казани уже разрешили цензуру? Эти "не типичные" места кто будет определять? Президент, муфтий или Минкульт? Свободолюбивый полёт Вашей фантазии восхищает!

        • Анонимно
          7.06.2018 14:34

          14.08. Почти все спектакли и кино снимаются по произведению как видится режиссёру. Никакой цензуры для этого не нужно.

  • Анонимно
    7.06.2018 10:40

    На гениальность могут претендовать только члены Союза писателей Татарстана?

  • Анонимно
    7.06.2018 11:06

    Али.

    Заказал книгу через ОЗОН.

  • Анонимно
    7.06.2018 11:52

    А за последние 25-30 лет сколько завязали кармических узлов! Одному Богу известно. Развязывать их придется не нам, так нашим детям. И будет это очень больно.

  • Анонимно
    7.06.2018 12:02

    Вот это наш истинный Татарский народный писатель, а не те что протирают штаны и юбки в союзе писателей РТ ожидая подачек от власти и грызясь при это между собой за премию Тукая.

    • Анонимно
      7.06.2018 13:53

      Пафоса скока!!!!Истинный Татарский...?????А сама авто не любит ,что бы ее называли татарской.С этим как быть?Хаматова тоже татарский артист?С ее ненавистью ко всему татарскому?Или вам хотелось бы,что бы татары ненавидели сами себя?

      • Анонимно
        7.06.2018 14:39

        15.53. А писатель и не должен только любить народ о котором он пишет, ибо тогда не будет непредвзятости и точности. Писатели Салтыков - Щедрин, Чехов, Куприн и др. выражались плохо и критично о русском народе, но они были и есть великие русские писатели и любили его. А наши доморощенные Татарские писатели только графоманией на потребу власти занимаются и сосут бюджет. Может им лучше откуда нибудь из Италии писать, а то наша родная земля и близость к власти видно на них так негативно влияет.

  • А вас кто националистов,исламистов среди татар любит то? Вы только нас татар позорите! Ничего толового не с петь,не написать,не с играть не можете,а все туда же Мы татары! Позорники Вы все! Вместо того чтобы гордится Хаматовой,Яхиной историком Сибагатуллиным и Базретдиновым вы их подметок не стоите и способны только подлые анонимные комменты в БО писать выдавая себя за татар! Какие Вы татары? Вы провокаторы кто церкви поджигает по ночам и убивает не верных имамов в Татарстане и еще хуже их ВЫ! Те хоть прячутся ,а вы свою ненависть к татарам пытаетесь выставить на показ,как плохая хозяйка грязное белье свое на забор вешает!

    • Анонимно
      7.06.2018 15:48

      Сибагатуллин историк??? В своем уме? Это Саубаныч чтоли???

      • Анонимно
        8.06.2018 00:10

        Сиразин ферме,козы,свиньи.Сибгатуллин по образованию ветеринар.Короче творческие личности.

    • Анонимно
      8.06.2018 17:47

      Соглашусь с Муратом полностью, жизнь прожил здесь и толковые люди, приносящие пользу своей работой, всегда очень сдержанны по национальному вопросу.

  • Анонимно
    7.06.2018 15:45

    В московском метро видел женщину, читающую эту книгу.

  • Анонимно
    7.06.2018 16:01

    Лучше конечно было бы, если она писала на татарском языке. А потом её произведения переводили на многие языки мира. А ещё лучше, если бы она писала добрые произведения про татар.

    • Ну вот зачем ей писать на татарском лучше то? Вы хоть одного писателя татароязычного знаете кем зачитывается весь мир или по его произведениям снимается кино мирового уровня? Тукай почему великий? Он впитал в себя Русскую литературу,а та в свою очередь мировую! И потом Яхину ведь перевели на Татарский,но нет читателей сейчас на татарском языке,как и на русском тоже! Время проходит и прозы,и романов! И почему Вы считаете что про татар надо писать добрые только произведения! Вы вспомните татарские пословицы про татар! Татар Атка утырса,атанын энета! Главный бич татар это чванство! Живот вперед,Мин началник,а сез никто! Без булдырабыз,сезне штанцыз калдырабыз! И так далее! И вообще все татарские националисты не только татар интеллигентов отталкивают от себя,но и всех детей татар сейчас отталкивают своими выпадами против русскоязычной татарской интеллигенции,а не татар вообще бесят!

  • Я помню в 90 годы в Комсомолец Татарии была статья Не хочу быть татаркой! На пароме была очередь и автобус с азатлычниками ,который по приказу Шаймиева ехал на площадь Свободы устраивать беспорядки полез без очереди и шофера всех национальностей вышли из машин и пытались поставить их в очередь! И девчонка испугавшись драки за своего отца в истерике кричала я теперь не хочу быть ТАТАРКОЙ АТИ! Но благодаря Нуриеву,Хаматовой,Яхиной и другим великим ТАТАРАМ сколько детей татар по всей России теперь будут гордится что они родились тоже татарами ! Спасибо Гузель тебе за это и твое имя переводится правильно!

    • Анонимно
      7.06.2018 16:37

      То, что татары ими гордятся, это бесспорно. Но дело в том, гордятся ли они сами татарами и считают ли себя вообще татарами. Вот в чём вопрос.

      • Думаю считают себя татарами Русскоязычными! А вы все их хотите заставить чтобы как некоторые Мишары,кряшены,Нанайбаки себя татарами не считали? Вы все своими подлыми комментами этого добиваетесь? Вы хотите чтобы татарами были только те кто в союзе писателей состоит и кухонным татарским языком владеет только ,а на большее не способен?

        • Анонимно
          7.06.2018 17:28

          Я хочу, чтобы татары знали свой родной язык или хотя бы стремились его знать. И не стеснялись называть себя татароязычными татарами.

          • У нас в каждом классе висел лозунг: Я б русский бы выучил только за то ,что на нем разговаривал Ленин! А для чего надо учить татарский чтобы Ватаным Татарстан читать или Татарскую солянку смотреть или понимать о чем Салават поет! А с Вами и Байрамовой и Фандасом Сафиуллиным можно и По РУССКИ говорить и судя по тому ,что вы пишите не плохо по русски с вами можно тоже не прибегая к
            татарскому языку говорить! И с чего вы взяли что для Казанских татар Татарский язык родной? Мы все мишары,казанцы это отатаренные ордынцами кипчаками метисы из чуваш,мари,мордвы.булгар,венгров! И язык это всего на всего средство общения! И казанцы потеряли свой
            язык и кипчакский стал
            языком межнационального общения в многонациональном Казанском Ханстве и его приняли тогда сотни тысяч русских пленных и отатарились тоже тогда! Сейчас из за того что нет по сути татарской интеллигенции и татары обрусевают и поэтому никто не стремится отдавать детей в татарские школы и прежде всего люди из номенклатуры,чтобы детей не делать второсортными по жизни,так как все те кто сбежал из татарских деревень в Казань,Челны,в Москву,в Питер намыкались от того что были татароязычными! А теперь за правду ставьте минусы мне !

        • Анонимно
          8.06.2018 14:22

          17.18. Русскоязычных татар не бывает, они являются только переходной массой от татар к русским.
          Если бы в российском этногенезе формировались русскоязычные татары, то их было бы сейчас около 45 млн чел.
          Не занимайтесь самообманом, изучайте и берегите татарский язык.

  • Анонимно
    7.06.2018 19:05

    Русские татарстанцы очень любят Гузель за открытие для нас подлинной национальной татарской истории и великолепного женского образа. Вторую книгу её приобретём обязательно!

  • Анонимно
    7.06.2018 21:55

    Яхина - не татарка
    Яхина - не мать
    Яхина - не писатель
    Яхина - фантаст

  • Анонимно
    8.06.2018 08:38

    На мой взгляд,произведения Яхиной больше подходят под жанр "театр у микрофона" - так в советские годы читались произведения по радио артистами. Произведения повествовательные и мало подходят для сценического воплощения. Представляю как бы это было и понимаю, что мне было бы скучно.

  • Анонимно
    8.06.2018 17:20

    Что то неравнодушна она к Октябрьской Революции,грамотность то она подняла. Дед то не умел читать, грамотность то подняли у всех. И среднее образование появилось до войны у части населения и высшее.

  • Анонимно
    8.06.2018 17:33

    Чо то Яхина противоречить русским быто описателям . Вот что писали о положение татарской женщины раньше . Верещагин «О бабьих стонах». Автор отмечал, что такое отношение к женам характерно исключительно для русских крестьян: «Посмотрите теперь, как татарин холит свою жену: в дому — лучшее ей помещение и всегда ей перина, почему и не валяется она на полу на чем пришлось; чистота везде и почет, а не то чтоб бить с утра до утра. Едут в гости — муж усадит жену на подушки и не позволит встать отворить полевые ворота. Подобное же отношение между супругами и у чуваш и черемис (только живут они очень грязно). Процессов или жалоб на жестокое обращение, по крайней мере, я не слыхал. Не то у русского. Баба паши, баба коси, баба сгребай сено, баба жни, баба правь все женские работы и убирай все по хозяйству, даже дрова руби. Едут в гости, — баба отвори ворота, поправь лошадь, пьяного спать уложи… Хорошее и гуманное отношение с женой у русского — исключение, а у иноверцев наоборот».

  • Анонимно
    8.06.2018 19:17

    "Октябрьская революция- ящик Пандоры"?! Какой был уровень населения царской России до 1917 года? Какой стал даже уже к 1941 году, преодолев огромную разруху мировой войны и гражданской! Одна сталинская конституция 1936 года что стоит! Закрепила все права и свободы ( и не надо здесь ссылаться на "репрессии", здесь столько всякого вранья намешано, на маленьком примере разоблачений " творений Солженицына" только посмотреть), была классовая война и кто- кого стоял вопрос), все социальные, медицинские, трудовые, образование- все создавалось. Яхина просто зашла в современную "модную" тематику очернять советский период и весь сюжет под него пристроила, ничего выдающегося здесь нет.

  • Анонимно
    9.06.2018 21:39

    Полностью согласен, хорошего было намного больше.А перегибы на местах всегда были. Темы Яхина берет только неизведанные.Но в своей интерпретации!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль