Общество 
14.06.2018

«Люди хотят нормально поспать»: почему ДУМ РТ перенесло праздничный намаз на 7 утра?

Мусульмане Татарстана из городов и сельской местности впервые отметят один из главных своих праздников с разницей в 3,5 часа

Сегодня исламская умма Татарстана последний день в этом году держит пост — уразу в священный месяц Рамадан. Завтра утром во всех мечетях состоятся праздничные богослужения. Новшество этого года — сначала гаит-намаз совершат в сельской местности РТ, а уже потом в городах. О том, чем вызвано такое решение ДУМ РТ и ждать ли завтра на праздничной молитве в одной из казанских мечетей Нурсултана Назарбаева, — в материале «БИЗНЕС Online».

Сегодня с заходом солнца (для Казани это 20 часов 29 минут) согласно мусульманскому летоисчислению наступает месяц Шавваль Сегодня с заходом солнца (для Казани это 20 часов 29 минут) согласно мусульманскому летоисчислению наступает месяц Шавваль Фото: «БИЗНЕС Online»

 ГОРОД И СЕЛО ОПЯТЬ НЕ РАВНЫ. ТЕПЕРЬ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ШАРИАТА

Сегодня с заходом солнца (для Казани это 20 часов 29 минут), согласно мусульманскому летоисчислению, наступает месяц Шавваль. Это значит, что Рамадан 1439 года по хиджре, считающийся у приверженцев ислама священным (его также называют «султаном всех месяцев»), уходит в историю. Вчера во всех мечетях Татарстана прошли последние ночные бдения — умма совершала намазы-таравих, а уже завтра с утра правоверные соберутся для празднования Ураза-байрама. В «домах Аллаха» пройдет праздничная молитва — гаит-намаз. Согласно традиции, ее совершают, как принято говорить у татар, «когда солнце поднимется на высоту копья», то есть примерно через полчаса после восхода светила. Это наиболее оптимальное время, потому что часом ранее в мечеть стекаются люди на иртәнге (утренний) намаз, завершив который принято восхвалять Аллаха, произносить салаваты в честь пророка Мухаммеда, читать отрывки из Корана и произносить зикры.

Но в этом году ДУМ РТ решил сохранить древнюю традицию лишь для сельской местности. В городах же Татарстана гаит пройдет в 7 утра. В сообщении на сайте муфтията говорится: «В столице республики — Казани — основное торжество с участием муфтия Татарстана Камиля хазрата Самигуллина пройдет в Галеевской мечети в центре города по адресу ул.Тукая, д. 40. В 06:40 муфтий республики Камиль хазрат традиционно начнет читать праздничную проповедь, далее в 07:00 состоится гаит-намаз, 07:05 — хутба (мусульманская праздничная проповедь)». Правда, несмотря на некоторое нарушение сложившейся практики, с точки зрения шариата здесь никаких канонических нарушений нет. Ведь, как сказано в «катехизисе» татарских мусульман — книге Ахмадхади Максуди «Гыйбадәте Исламия» («Введение в практику ислама»): «Время праздничных намазов отсчитывается от момента, когда солнце после восхода поднимется на высоту три аршина до полуденного намаза».

В Казани основное торжество с участием Камиля хазрата Самигуллина пройдет в Галеевской мечети. В 06:40 муфтий республики традиционно начнет читать праздничную проповедь, далее в 07:00 состоится гаит-намаз, 07:05 – хутба В Казани основное торжество с участием Камиля хазрата Самигуллина пройдет в Галеевской мечети. В 06:40 муфтий республики традиционно начнет читать праздничную проповедь, далее в 07:00 состоится гаит-намаз, 07:05 — хутба Фото: prav.tatarstan.ru

Однако любопытно, что на этот раз татарстанский муфтият разделил горожан и жителей сельской местности, при этом главный казый ДУМ РТ Джалиль Фазлыев напомнил в беседе с «БИЗНЕС Online», что все это следствие эксперимента, проведенного двумя годами ранее. «В 2016 году мы так же Ураза-байрам провели в 7 часов утра, но это не понравилось жителям сел, мол, поздно. В прошлом году он прошел в 4 утра — пожаловались горожане из Казани, Набережных Челнов, что слишком рано. Поэтому в этом году было принято решение в сельской местности провести примерно в 3:30, в городах — в 7:00», — говорит Джалиль хазрат.

Легко предположить, что нынешнее решение пролоббировали республиканские чиновники и солидные бизнесмены, среди которых все чаще встречаются практикующие мусульмане. Хотя, например, Рустаму Минниханову раннее начало гаит-намаза никогда не мешало прийти на праздничную молитву. В связи с чем появились даже версии, что решение муфтията связано с визитом в Казань Нурсултана Назарбаева, дескать, тот тоже желает поучаствовать в празднествах. Но в пресс-службе президента РТ «БИЗНЕС Online» сообщили, что участие президента Казахстана в намазе не запланировано ни в Галеевской мечети, ни в какой-либо другой. Хотя наши источники в ДУМ РТ утверждают, что, напротив, вовсю готовятся к возможному будущему утреннему визиту Минниханова в компании Назарбаева. То ли хотят сделать сюрприз, то ли все будет зависеть от воли самого высокого гостя.

В этом году было принято решение в сельской местности провести Ураза-байрам примерно в 3:30, городах 7:00» В этом году было принято решение в сельской местности провести Ураза-байрам примерно в 3:30, в городах — 7:00» Фото: «БИЗНЕС Online»

 «Я СЧИТАЮ, ЧТО ЭТО АНТИЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОДХОД»

Интересно, что внутри мусульманской уммы РТ, где часто устраивают целые диспуты по любому поводу, на этот раз мы практически не нашли противников решения муфтията.

«Да, в советское время, насколько я знаю из источников, время не меняли, несмотря на отсутствие транспорта в это время. Люди добирались тем не менее до мечети пешком, речь идет о единственной в Казани мечети „Марджани“, совершали намаз рано утром», — вспоминает исламовед, доцент КФУ Азат Ахунов и добавляет, что тогда Ураза–байрам не был и выходным днем, религия же фактически была вне закона, а власти не были заинтересованы в том, чтобы на праздничное богослужение пришло много людей. Так что Ахунов — сторонник более позднего времени совершения гаита: «Чем больше людей соберется, чем больше людей сможет отпраздновать, тем лучше. Мы живем в мегаполисе, и не всем удобно добираться рано утром до мечетей, особенно пожилым людям». 

в пресс-службе президента РТ «БИЗНЕС Online» сообщили, что участие Нурсултана Назарбаева в намазе не запланировано, ни в Галеевской мечети, ни в какой-либо другой В пресс-службе президента РТ «БИЗНЕС Online» сообщили, что участие Нурсултана Назарбаева в намазе не запланировано ни в Галеевской мечети, ни в какой-либо другой Фото: kremlin.ru

Первый муфтий Татарстана Габдулла Галиуллин также поддерживает решение духовного управления мусульман республики: «7 утра — более удобное для людей время, в Москве ведь вообще в 8–9 совершают намаз. Тут, я считаю, повода для разногласий нет», — сообщил Галиуллин «БИЗНЕС Online». Имам мечети «Казан нуры» Алмаз Мухлисов тоже уверен, что противоречий нет: «Хотя мы и привыкли праздничные намазы совершать утром, но перенос его на более позднее время — тоже неплохо. Летом солнце выходит рано, многие люди могут проспать, а тут более удобное время, значит, тех, кто придет в мечети, будет больше. Это решение муфтията, мы ему подчиняемся. Скажут читать рано — прочитаем; если позже, то позже прочитаем. И так и так — все в рамках шариата».

А экс-первый заммуфтия Татарстана Рустам Батров и вовсе считает, что праздничный намаз надо проводить не в 7 утра, а еще позже: «Надо сделать так, чтобы праздник был удобен людям. А тут 7 утра — выходной день, люди хотят нормально поспать, пойти с маленькими детьми, а чтобы поднять ребенка, то во сколько же его надо разбудить, в 5 утра?  7 утра — это очень рано. Надо, чтобы это был семейный праздник, была радость, целый месяц ведь люди напрягались, целый месяц было испытание. Поэтому я считаю, что это античеловеческий подход».

Лишь Ахмад Муфлихунов — сын покойного автора тафсира Корана Нуруллы Муфлихунова, состоявшего в жесткой оппозиции к официальному духовенству, — считает решение ДУМ РТ перенести время проведения гаит-намаза «несколько странным»: «Я не помню, чтобы мой отец когда-то проводил праздничный намаз позже обычного, да и когда я был в Мекке, там Ураза-байрам так же совершали рано утром, после восхода солнца», — говорит Муфлихунов-младший, но добавляет, что решение татарстанского муфтията «разрешено шариатом». 

До начала гаит-намаза тем, кто не сделал это в течении священного месяца, надо успеть дать фитр садакасы (милостыню разговения) До начала гаит-намаза надо успеть дать фитр садакасы (милостыню разговения) тем, кто не сделал это в течение священного месяца Фото: «БИЗНЕС Online»

«ПРАЗДНИЧНЫЙ СТОЛ ДОЛЖЕН БЫТЬ ШИКАРНЕЕ, ЧЕМ НОВОГОДНИЙ, ИЛИ ТОТ, ЧТО ГОТОВЯТ НА ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ»

Некоторыми тонкостями завтрашнего праздника «БИЗНЕС Online» попросил поделиться с нашими читателями главного казыя ДУМ РТ Фазлыева. По словам Джалиля хазрата, у двух праздничных намазов — на Ураза-байрам и Курбан-байрам — есть свои особенности и традиции. Так, если на Курбан-байрам рекомендуется идти голодным, чтобы потом отведать бульон и мясо жертвенного животного, то, прежде чем направится на Ураза-байрам, необходимо отведать пищу. «Праздничный стол должен быть шикарнее, чем новогодний, или тот, что готовят на  день рождения, поэтому и называют его фитр ашы, чтобы любой человек мог отведать, почувствовать атмосферу праздника. У татар принято проведать как минимум 7 человек, особенно родителей, пожилых родственников. Ходят на кладбище, чтобы почтить память усопших», — говорит наш собеседник.

Важный момент: до начала гаит-намаза надо успеть дать фитр садакасы (милостыню разговения) тем, кто не сделал это в течение священного месяца — в этом году она была установлена в размере 100 рублей, а для тех, кто выплачивает закят, рекомендуемая сумма фитр-садаки составляет 600 рублей на человека. Главный шариатский судья Татарстана напомнил: суть фитра в том, чтобы те, кому положена эта милостыня (неимущие, бедные, больные, вдовы), смогли на эти деньги вдоволь насладиться праздником Ураза-байрам. Кроме этого, есть еще милостыня фидия за невозможность держать пост по состоянию здоровья и при невозможности восполнить это в другой день. Ее размер — 200 рублей за каждый пропущенный день. Размеры этих милостыней устанавливаются согласно изречениям пророка Мухаммада и исходя из стоимости перловой и пшеничной крупы, фиников и изюма. В месяц Рамадан традиционно выплачивается и закят (обязательный ежегодный налог в исламском праве). «Нисаб для выплаты закята по золоту был установлен в 210 тысяч рублей», — напомнил Джалиль хазрат. То есть, если человек в течение года заработал не меньше 210 тыс., значит, он обязан дать садака в размере 2,5% от этой суммы. Но это пожертвование можно сделать и после окончания священного месяца.

Как было сказано выше, Ураза-байрам принято широко отмечать. Такую возможность предоставит ряд мечетей Казани. Так в «Гаиля» сразу же после пятничного намаза состоится детский праздник, а Закабанная мечеть Казани в парке «Калейдоскоп» планирует организовать гуляния для подрастающего поколения. Кстати, для тех, кто не может присутствовать на праздничном намазе, ТРК «Новый век»  планирует вести из Галеевской мечети прямую трансляцию, которую потом повторят еще и днем.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (55) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
14.06.2018 12:21

Если перевести время на 2 часа, то таких проблем не будет. Пора уже вернутся на "декретное" время и правильное время - начав отчет от Гринвича.
И вернуть переходы на летнее и зимнее время. А не так как сейчас - установили зимнее время и переводы отменили.

  • Анонимно
    14.06.2018 12:06

    К богу можно обращаться в любом месте и не обязательно заученными молитвами, главное чтобы это было искренне и вы чувствовали связь через торсионные поля, ибо бог не меняет того что происходит с человеком пока он сам не поменяет все

    • Анонимно
      14.06.2018 13:58

      Минутка ликбеза на Бизнес-Онлайн:

      Что такое торсион? Это самый обычный механизм упругого кручения.
      Простейший торсион можно сделать из карандаша и двух ниток:
      1) Нитки натягиваем параллельно
      2) Кладем карандаш поперек ниток так, чтобы одна нитка была сверху, а другая - снизу.
      3) Закручиваем нитки карандашом.
      Всё, торсион готов.
      Потянем за нитки - они начнут раскручиваться в обратную сторону и крутить карандаш.
      На этом принципе строились некоторые экземпляры осадной техники древнего мира.

      Но что же такое торсионные поля? А ничего. Это просто выдумка какого-то шутника, на которую уже несколько десятилетий ловятся городские сумасшедшие.

    • Анонимно
      14.06.2018 13:59

      это непорядок. Сейчас у нас самые длинные дни лета,но вчера в 21-00 вышел из мечети,после ужина-а НА УЛИЦЕ НОЧЬ!!! Зато в 2часа ночи у нас в Казани-светло как днем-КОМУ ЭТО НУЖНО!?! В чем сложность перевести часы по Москве-это же не станцию метро Дубравную открыть в двадцатый раз и все безрезультатно и опять невозможно!!!

    • Мы стоим все во времени,
      Мы не можем стоять вне его,
      Не понимаем, но ценим его,
      В жажду жизни и грех погружаясь...
      (1998)

  • Анонимно
    14.06.2018 12:07

    Что за бред? Это уже не ислам

  • Анонимно
    14.06.2018 12:10

    ДУМ РТ превратился в частную лавочку!

    • naill
      14.06.2018 15:23

      ГАЕТ намазы восход определяется , кому не нравится или нравится нет такого , это ещё что -хочу не хочу

      • Анонимно
        15.06.2018 00:28

        Ну там же русским языком сказано, что гает может быть прочитан в промежутке до времени полуденного намаза. Знатоки...

  • Анонимно
    14.06.2018 12:11

    Сделайте в республике нормальное время, отмените московское, которое не подходит из за того что в в девять вечера даже в июне темно, и разделять не придется город и деревню

    • Анонимно
      14.06.2018 13:14

      Нормальное время это как? в 3 утра вставать и бежать на работу? Вот стемнеет в 9 вечера, обнимите жену и ложитесь спать.

      • Анонимно
        14.06.2018 13:41

        Ну если у Вас все решение проблем только в том чтобы лечь в девять часов спать, то Ваш мир мне понятен.

        • Анонимно
          14.06.2018 14:11

          Вам совершенно непонятен мой мир. Я молодая могу и в темноте погулять. А вы что хотите ? Идти капать после 9 вечера?

    • Анонимно
      14.06.2018 13:28

      12.11 У нас в Казани время не только московское, а еще и правильное астрономическое. Разница составляет каких то жалких полчаса всего.. Так что не понятно, что требуют те, кто хочет здесь время поменять? Просто чтобы ничего московского не было? С головкой со своей разберитесь.. А то все время что-то требуете и обращения за обращением.. И почему то от Москвы..

      • Анонимно
        14.06.2018 17:18

        в Казани Солнце на 40 минут, а в НабЧелнах на 50 минут раньше, чем в Москве. Про Уруссу, Бугульму и др.города даже не говорю - там больше 1 часа.
        Верните нам возможность переводить стрелки часов 2 раза в год, не издевайтесь над людьми :-(

        • Анонимно
          14.06.2018 17:57

          Про Уруссу не надо тут. Мы в Башкирию переходим от вас.

    • ЛДПР
      14.06.2018 13:32

      Нет не меняйте московское..меня так устраивает...

    • Анонимно
      15.06.2018 07:54

      Это что, очередную "волну" (проблему) гоните на Татарстан?
      Уймитесь.

  • Анонимно
    14.06.2018 12:21

    Если перевести время на 2 часа, то таких проблем не будет. Пора уже вернутся на "декретное" время и правильное время - начав отчет от Гринвича.
    И вернуть переходы на летнее и зимнее время. А не так как сейчас - установили зимнее время и переводы отменили.

    • Анонимно
      14.06.2018 13:56

      Полностью поддерживаю! В три утра светло как днем. в 21-00 темно. У нас фактически ежедневно отнимают по 2 часа активной жизни. Я был шокирован когда узнал, что Госсовет РТ решил не переводить стрелки часов. Чем они руководствовались? Здравым умом? Сомневаюсь. И с гаит-намазом не было бы никаких проблем.

      • Анонимно
        14.06.2018 14:14

        А что вам мешает вести активную жизнь в темноте. Вот что вы лично собрались делать после 9 ти вечера в городе? Свет горит в городе везде, освещения. Деревенские итак встают в 3 утра корову доить им до 9 ти вагон времени пахать и пахать. Вам просто скучно и надо часы хотя бы туда сюда подвигать? В Питере вот вообще не темнеет практически.

    • Анонимно
      16.06.2018 16:08

      Я с Вами согласна на 100%

  • Анонимно
    14.06.2018 12:39

    В чем тут вообче проблема?

  • Анонимно
    14.06.2018 12:40

    Ураза бэйрэм белен сезне чын кунелдэн котлыйм! Бэхет, исэн саулык Ходай бирсен барыгызга!

  • Анонимно
    14.06.2018 12:41

    Дожили, даже здесь все по приказам, указам. Крутать теперь не только закон, как хотят, но и религию. Татарстан во всем отличился, начали на день раньше, молитва на три часа позже

  • Анонимно
    14.06.2018 12:43

    Ключевая фраза: пролоббировали чиновники! И сюда добрались!

  • Анонимно
    14.06.2018 12:44

    А почему муфтий до конца не придерживается всех канонов ислама?! Ведь сказано в коране что месяц Рамадан может составить 29 или 30 дней, в зависимости если 14 июня вечером будет ЗРИТЕЛЬНО зафиксировано появление нового месяца (а не по подсчетам!) то последним днем Рамадана будет 14 июня, соответственно 15 июня Ураза байрам. Если ЗРИТЕЛЬНО не определяется (только 14 июня) то Ураза байрам будет 16 июня, а 15 июня последний день поста.
    Тоже самое было и с первым днем поста: муфтий объявил что Ураза началась 16 мая, когда как во всех исламских государствах 17 мая (по той же причине - не видели луну).
    Получается внесение неясности.

    • Анонимно
      14.06.2018 13:14

      Луну видели и в Турции, и в Иране и в других мусульманских странах.
      Теперь скажите ! Где написано, что нужно луну видеть именно в /Саудовской Аравии , в Мекке, или Медине ???

    • Анонимно
      14.06.2018 14:57

      Такой вопрос поднимался и в Турции. Они тоже вступили в уразу, как и в Татарстане. Их муфтий дал очень логичный ответ. Мы живем в век науки и технологий. Луну в этот день уже видят в Калифорнии, что доказывается астрономическими вычислениями. Так что вполне нормально, что жители Земли на основании этого начинают уразу. Если судить по вашему, в пасмурное время вообще не надо начинать уразу, так как Луну не видно

  • Анонимно
    14.06.2018 12:47

    Люди хотят не только нормально поспать, но и попить- поесть и ,вообще, они хотят нормально пожить!

  • Анонимно
    14.06.2018 12:48

    У нас в деревне пригласили на 02 часа 30 минут утра. Ну что это такое. Приехали гости и молодые и дедушка 79 лет. Они конечно недовольны , что так рано начинается .

  • Анонимно
    14.06.2018 13:18

    Кому надо пойдет в любое время, кому не интересно хоть в 12 дня сделайте, не пойдут. Мне вот всё равно. Ещё один дополнительный выходной. Поедем за город, подышим свежим воздухом, отдохнем. Спасибо за выходной.

  • Анонимно
    14.06.2018 13:28

    Вот ворчуны)) Праздник же завтра. Пусть Всевышний примет дни Уразы и даст возможность еще держать пост.
    Грустно, что проходит месяц Рамадан. Светло было на душе. Всем всех благ!

    • Анонимно
      14.06.2018 22:59

      Ак Ураза-байрам мубарак, бэхетле булсын!) Бэйрэм белэн дин кардэшлэр!) С праздником, уважаемые мусульмане!)

  • Анонимно
    14.06.2018 13:45

    В принципе,для 1439 года мы неплохо живём!Всех с праздником!

  • Анонимно
    14.06.2018 13:49

    Вот у людей проблемы...а у нас бензин растет в цене, пенсионный возраст подняли, повышение НДС не за горами!

    • Анонимно
      15.06.2018 00:34

      Поверьте, мусульмане тоже бензином машину заправляют и на пенсию они тоже выходят.

  • Анонимно
    14.06.2018 13:59

    Юк-бар турында сүз куерту.

  • Анонимно
    14.06.2018 14:01

    для того, кто действительно полон намерения совершить праздничный намаз в мечети, любое время будет оптимальным, потому что верующий человек ждет его, готовиться к нему (пост, намаз, таравих) и не ограничен временем в 2.30 как в деревне, либо в 07.00 часов.
    Ключевая фраза: пролоббировали чиновники если ради своего удобства переносить время намаза, для того чтобы посетить мечеть раз в год почему не придти ночью?


  • Анонимно
    14.06.2018 14:11

    Восход и закат в Эр-Рияде: 14 июня 2018
    Время восхода солнца: 05:04
    Время заката солнца: 18:43
    Теперь понятно, кто эти обычаи придумал и для кого?

    • Анонимно
      14.06.2018 14:58

      Эр Рияд близок к экватор_у и там практически круглый год время захода и восхода солнца не меняется. Но поскольку религия ислама пошла с этого места местные верующие придерживаются правил по их времени. татарастан повторяет то же самое оглядываясь на Москву

  • Анонимно
    14.06.2018 14:21

    Ждём мнения знатока Батрова......

    • Анонимно
      14.06.2018 17:30

      Батров для удобства и комфорта хочет переписать все порядки в Коране?

  • Анонимно
    14.06.2018 14:58

    Всё делают себе в угоду....

  • Анонимно
    14.06.2018 17:52

    Не нужно двигать время на часах, сдвигайте начало рабочего дня на час вперед и работайте. Никто же не мешает этому.

  • Анонимно
    14.06.2018 18:58

    Ураза-байрам- 'Ид аль-Фитр Мубарак, бэхетле булсын!) Поздравляем с праздником окончания Поста месяца Рамадан!)))

  • Анонимно
    14.06.2018 19:27

    Странно,что некоторые предприятия и вузы РТработают,а некоторые-нет... где мы?с кем мы???

  • Анонимно
    14.06.2018 20:39

    Вот это научные дискуссии!!

  • Анонимно
    14.06.2018 22:21

    кардашлар! обращаемся многим. свою тупость не надо здесь писать. делайте пожалуйста так как положено. а не так хочу не хочу. не надо наводить смуту. а то начинаете детский сад: могу не могу.

  • Анонимно
    14.06.2018 23:14

    С праздником, дорогие мусульмане!) Бэйрэм белэн кадерле дуслар!)

  • Анонимно
    15.06.2018 00:14

    Чем дальше от муллы,тем ближе к аллаху.

  • Анонимно
    15.06.2018 05:31

    Ураза Гаете мөбарәк булсын!
    Күңелләребезгә иман нуры өстәсен, һәркемгә иминлек, мәхәббәт, мәрхәмәт һәм бәрәкәт китерсен! Барчабызга да сәламәтлек, бәхет һәм муллык насыйп итсен! Кылган догаларыбыз, теләгән теләкләребез кабул булып, дөньяларыбыз тыныч, табыннарыбыз мул, якын кешеләребез һәрчак янда булсын!

  • Анонимно
    15.06.2018 17:20

    До чего народ докатился,ради сна готовы намаз оставить. Вы не путайте политику свою,с делами всевышнего.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль