Культура 
14.06.2018

«В письмах он подписывался «Брат Го»: как Говорухина вспоминают его казанские друзья

Каким войдет в историю создатель картины «Место встречи изменить нельзя», судьба которого тесно переплетена с Татарстаном

Сегодня подтвердились слухи о смерти знаменитого российского режиссера Станислава Говорухина, умершего на 83-м году жизни в подмосковном санатории. Его жизнь стала эпохой не только для отечественной культуры, но и, в частности, для Казани, с которой была связана юность и первая любовь Станислава Сергеевича. О человеке, создавшем и великие киношедевры, и татарское документальное кино, дружившем с двумя Владимирами — Высоцким и Путиным, — вспоминают в разговоре с «БИЗНЕС Online» люди, близко его знавшие.

Сегодня подтвердились слухи о смерти знаменитого русского режиссера Станислава Говорухина, умершего на 83 году жизни в подмосковном санатории Сегодня подтвердились слухи о смерти знаменитого российского режиссера Станислава Говорухина, умершего на 83-м году жизни в подмосковном санатории Фото: ©Алексей Филиппов, РИА «Новости»

«ОН БОРОЛСЯ ДО КОНЦА С БОЛЕЗНЬЮ, НО ОНА ЕГО ПОБЕДИЛА»

Еще вчера новости о смерти Станислава Говорухина казались фейковыми, и СМИ, поверившие Telegram-каналам, тут же прикусили язык. Жена кинорежиссера, Галина Борисовна, в коротких разговорах с журналистами уверяла, что «Станислав Сергеевич прекрасно себя чувствует, но ни с кем разговаривать не хочет». «Слава богу, — выдохнула страна, — значит, он жив и будет жить еще долго». Но 82-летний Говорухин прожил только до следующего утра. Сегодня о его смерти заявили уже официально.

Это произошло на заседании Госдумы, где спикер Вячеслав Володин просто и скупо предложил депутатам почтить память своего коллеги (как-никак режиссер отработал в Думе 25 лет и до последнего занимал пост главы комитета по культуре). «В 10:37 в санатории „Барвиха“ после тяжелой и продолжительной болезни скончался, ушел из жизни Станислав Сергеевич Говорухин, — заявил Володин и добавил. — Он боролся до конца с болезнью, но она его победила».

Судя по всему, в последние дни он был очень слаб, с трудом разговаривал, но «еще мог пожать руку», как свидетельствовали близкие. Накануне нового 2018 года ему удалили легкое, которое он основательно прокурил за свою долгую кинематографическую жизнь. Но причиной смерти стало все-таки не это. Ему стало плохо с сердцем, когда он участвовал в фестивале «Кинотавр» в Сочи. Уже в Москве Станислав Сергеевич обратился в больницу и даже вроде бы пошел на поправку. В связи с этим его перевели для реабилитации в подмосковный санаторий «Барвиха», но болезнь неожиданно вернулась.

Кинорежиссер умер 14 июня, когда православная церковь, прихожанином которой он был, вспоминает Иоанна Кронштадтского — последнего своего святого, который накануне революции пытался быть опорой престола. Известно, что отношения Говорухина с властью складывались порой очень драматично, но с Владимиром Путиным его связывала не только работа в ОНФ, но и искренняя дружба. Возможно, поэтому телеграмма от Путина с соболезнованиями родным Станислава Сергеевича пришла практически мгновенно. По обыкновению, соболезнования озвучил и Дмитрий Песков. «Как и вся страна, Путин считает его гениальным режиссером, очень активным и уважаемым общественным деятелем, россиянином, который всегда очень активно участвует в жизни своей страны, — прокомментировал президентский пресс-секретарь. — Он всегда имел свою собственную точку зрения относительно того, как должны обстоять дела в нашей стране, отстаивал эту точку зрения и работал для ее воплощения в жизнь. Вы знаете, что Путина и Говорухина объединяли очень тесные, дружеские отношения, Путин относился к нему с большим уважением».

«ТАТАРЫ, ЧУВАШИ, ТУНГУСЫ, ЧЕЧЕНЦЫ — ВСЕ ОНИ РУССКИЙ НАРОД»

Юность Говорухина неразрывно связана с Казанью, где в 50-е он учился в знаменитом «ленинском» университете (ныне КФУприм. ред.) на геофаке. Позднее, приезжая в Казань уже прославленным всесоюзным мэтром, он с удовольствием вспоминал те далекие годы, когда на улице Баумана его волновали голоса татарских красавиц, когда недалеко от белокаменного Кремля прятались в садах старые деревянные домики, а за университетскими партами сидели будущие романтики-шестидесятники, у которых «все было еще впереди, все было еще возможно». Сын репрессированного донского казака, погибшего, предположительно, в 1938 году, Говорухин любил и понимал эту многонациональную «цветущую сложность» России — как раз так, как понимают ее казаки, которых еще Лев Толстой считал наиболее близким к татарам народом. Верность вечному синему небу и степи, выстеленной в изголовье, всегда роднили казачество с другими «номадическими» народами России. Однако Станислав Сергеевич отказывался считать это основанием для некоей «россиянской нации» — хотя бы потому, что само слово «россиянин», связанное с риторикой ельцинского времени, было для него ненавистным. Вместо этого он всех радушно записывал в «русские». «В понятии „русский“ никогда не было и намека на национальность: татары, чуваши, тунгусы, чеченцы — все они русский народ», — заявлял он, будучи уже депутатом Госдумы. Понятно, что себя он именно таким русским и чувствовал: в нем жила эта древняя, певучая кровь многих народов, создавших нашу страну из пестрого ожерелья огромных евразийских пространств.

Сломанная отцовская судьба предопределила то, что Станислав Сергеевич родился в 1936 году в городе Березники на территории нынешнего Пермского края. Отсюда начинается кочевой маршрут его долгой и непредсказуемой жизни, для которой Казань стала лишь стартовой ступенькой в будущее. Зато этот город позволил ему вынырнуть из сибирско-уральского небытия, на которое советская политика «расказачивания» обрекла его семью. Желание выучиться на геолога Говорухину подсказало само время: тогда все грезили экспедициями и походами, ночевками в тесных палатках у тлеющего костра и шумными открытиями, сделанными в пути как бы невзначай. О первом образовании сына позаботилась мать Прасковья Афанасьевна Глазкова. Будущий режиссер учился примерно, но, говорят, часто пропадал в горах: увлекшись альпинизмом, он поднялся не только Урал, но даже на Тянь-Шань и Эльбрус. Именно поэтому впоследствии он так близко сойдется с Владимиром Высоцким, пришедшим в современную поэзию в качестве «барда альпинистов» с его «Песней о друге» и «Скалолазкой».

Впрочем, окончив в 1958 году геологический факультет Казанского государственного университета, геологом Говорухин так и не стал. Его хватило лишь на год: поработав в Средне-Волжском геологоразведочном управлении, он возвращается в Казань и до 1961-го трудится здесь редактором и ассистентом режиссера на городской студии телевидения. Этот двухлетний опыт и позволил ему раз и навсегда определиться с профессией. Вскоре Станислав Сергеевич уезжает в Москву и поступает во ВГИК — кстати, по квоте, выделяемой для национальных республик. К чести Говорухина, квоту он оправдал целиком и полностью, получив на руки красный диплом Всесоюзного государственного института кинематографии (мастерская Якова Сегеля). Начинается его блестящая режиссерская биография.

«ВОЛОДЯ ВЫСОЦКИЙ МОЙ ВЫБОР СЕГОДНЯ ПОДДЕРЖАЛ БЫ»

В 1961 году Говорухин первый раз женился. Как вспоминала сокурсница Станислава Сергеевича Ирина Донская, по нему страдала не одна студентка университета, но он выбрал актрису Качаловского театра Юнону Кареву. Возможно, это тоже сыграло свою роль в его последующей карьере. Но, разумеется, никакого расчета в браке альпиниста и актрисы не было. Просто Говорухин наконец-то встретил одну из тех татарских красавиц, чьи голоса завораживали его еще с юности. Нетипичное для татарской среды имя Юнона выбрал для Каревой ее отец, архитектор по профессии, которому нравилась древнеримская богиня, считавшаяся покровительницей женщин и брачных союзов.

Имя оказалось счастливым: Карева не просто ввела своего мужа в «священный храм театра», но и родила ему сына Сергея — памятного многим в Казани режиссера и писателя, посвятившего свою короткую бурную жизнь поездкам по горячим точкам 1990-х годов и фронтовой кинодокументалистике. Сама Юнона Карева отслужила в Качаловском театре ровно 37 лет (с 1955 по 1992 год) и ушла отсюда лишь тогда, когда с ней по непонятным причинам не продлили контракт. Самая ее знаменитая роль в кино связана с картиной мужа «Место встречи изменить нельзя», где она сыграла роль Галины Желтовской — жены Ивана Груздева (в исполнении Сергея Юрского). При этом она, без всякого сомнения, успела создать собственную актерскую школу, к которой принадлежала и Чулпан Хаматова. Именно Карева в свое время настояла на том, чтобы Хаматова отправилась учиться в Москву.

Карева умерла в 2013 году, через два года после смерти своего сына Сергея Станиславовича, безвозвратно подорвавшего свое здоровье во фронтовых командировках и ранениях и очень рано настигнутого инсультом. Тем не менее Сергей успел продолжить род Говорухиных, подарив своим родителям внуков Станислава и Василия, а также внучку Варвару.

Вторую свою супругу, Галину Борисовну, Говорухин-старший встретил на Одесской киностудии, к которой он был приписан вплоть до 1987 года. К тому времени его знал уже весь Советский Союз. В Одессе Станислав Сергеевич снял и те два фильма, которые вместили в себя всю короткую биографию Высоцкого  — «Вертикаль» и «Место встречи...». В «Вертикали» Высоцкий впервые предстал перед советским зрителем в амплуа брутального героя с гитарой и легендарной хрипотцой в голосе, а не в образе чудаковатого и нелепого тракториста Андрея Пчелки, близкого скорее к персонажам Савелия Крамарова. Заслуга Говорухина в том, что он разглядел в невысоком и не очень ладно скроенном барде героическое начало и ввел его полузапрещенную поэзию в пространство советского фильма. Спустя годы другой, смертельно усталый и неправдоподобно знаменитый, Высоцкий вернется в говорухинское киноискусство в качестве Глеба Жеглова. Фильм выйдет на экраны всего за год до смерти Владимира Семеновича.     

Дружба с Высоцким войдет в биографию Говорухина настолько заметной красной нитью, что ему припомнят ее тогда, когда Станислав Сергеевич станет доверенным лицом Владимира Путина и возглавит его избирательный штаб на президентских выборах 2012 года. «Высоцкий подал бы вам руку, будь он жив?» — спросят его в эфире радио «Комсомольская правда». Говорухин поморщится, но ответит: «Знаете, вопрос оскорбительный, но я не оскорблюсь. Потому что я знал Володю Высоцкого лучше, чем тот, кто задает этот вопрос. Уже больше 30 лет прошло, как его нет на свете. Но мысленно я все эти годы с ним советуюсь. И я не думаю, чтобы он пошел за теми, кто хочет для России беды и развала. Уверен: Володя Высоцкий мой выбор сегодня поддержал бы».

Отдадим должное: в своем политическом выборе Говорухин действительно здорово отличался от многих представителей московской богемы, пресмыкавшихся в 90-е перед Борисом Ельциным и аплодировавших расстрелу Белого дома. В это время Станислав Сергеевич снимает свою «Великую криминальную революцию» и «Ворошиловского стрелка», в которых выносит немилосердный приговор ельцинской эпохе. И даже его дружба с Путиным началась далеко не сразу: потребовалось без малого 11 лет путинского времени, чтобы Станислав Сергеевич протянул руку российскому президенту, разглядев в нем не просто «преемника Ельцина», но наследника российской государственности как таковой.

Теперь Говорухина нет с нами, но он там, куда год за годом уходили его друзья и родные: и друг Высоцкий, и первая жена Юнона, и сын Сергей. Вероятно, это «место встречи» тоже изменить нельзя. Зато людям, которые встречаются здесь, больше не суждены разлуки.


«ОН ВСЕГДА ЗАХАЖИВАЛ В НАШ КОМИТЕТ КОМСОМОЛА, РАССКАЗЫВАЛ О СВОИХ ПРИКЛЮЧЕНИЯХ»

Каким запомнился знаменитый кинорежиссер своим соотечественникам и землякам, «БИЗНЕС Online» поинтересовался у людей, знавших лично Станислава Говорухина:

Ирина Донская  сокурсница Говорухина по университету:

— Я уже догадываюсь, по какому поводу вы звоните. Очень горькая новость. Мы познакомились со Станиславом Говорухиным в университете. Я училась на филологическом факультете, он — на геологическом. А близко мы стали общаться, когда стали сотрудничать с нашей замечательной университетской газетой «Ленинец». Редактором тогда был Женя Горчинский, выпускник КГУ, очень эрудированный и интересный, нестандартный  человек. И у нас там образовалась своя компания. Говорухин, полный остроумия, писал различные фельетоны, я была членом вузовского комитета комсомола, поэтому у меня были другие темы, о комсомольской жизни. И третьим нашим другом был Николай Беляев, поэт. Он, к сожалению, тоже скончался, в позапрошлом году. Нашу троицу называли ГоБелДон, по первым буквам фамилий. Когда он писал мне письма, то подписывался «Брат Го», а я подписывалась «Брат Дон». Я из этой троицы сейчас одна осталась. Мы, как и все студенты, ходили в различные туристические походы, в том числе и в марийские леса. Но у Говорухина основные интересы были не здесь, для него главным был альпинизм. И Тянь-Шань он преодолевал, а про Эльбрус и говорить нечего. Когда он возвращался оттуда, он был полон впечатлений, всегда был веселым, бодрым. Он всегда захаживал в наш комитет комсомола, рассказывал о своих приключениях и впечатлениях, с неизменными остротами, с остроумием. В дальнейшем, после окончания университета,  наша дружба на протяжении всех последующих лет продолжалась. Говорухин уехал по распределению в Горький, но мы вели переписку. Потом он вернулся в Казань и работал на телевидении. Одной из самых главных черт характера Говорухина я бы назвала его большой интерес к жизни. При том, что у него было достаточно сложное детство, его отец был репрессирован. Родился он где-то в Зауралье, а потом переехал к нам в Тетюши, учился там в школе, и только затем его семья переехала в Казань. Когда он стал учиться в университете, перед ним открылся большой мир, и он проявлял очень большой интерес ко всему. В те годы у него самым большим увлечением стало кино, итальянский неореализм. Я думаю, что то, что он потом стал кинорежиссером, у него началось именно с этого громадного интереса к итальянскому кино. Он как-то очень быстро и глубоко стал разбираться в этих фильмах Федерико Феллини и других. Хотя перед этим никакого образования в этой области не имел.

Его смерть — очень большая потеря для всех, кто его знал и конечно для нашего кино. Равных ему по проникновению в жизнь, по естественности передачи характеров и образов, я никого не вижу.

Геннадий Карюк  советский и российский кинооператор и кинорежиссер:

— Он отличался твердостью слова: вот как он сказал, так оно и будет. Был прекрасным художником. Для любой картины, которую он снимал, он всегда строил такой маршрут, чтобы группа побывала на новом месте. Устраивал ужины и приглашал всю съемочную группу, угощал всякими деликатесами, хорошим пивом, хорошей водочкой. Двери его дома всегда были открыты для всех. Я вам скажу, что это честнейший человек был. Юмористом был, душой компании. И самое главное — был очень талантливым. Для меня это удар. Недавно я потерял Киру Муратову, сейчас Славу Говорухина... Это большая утрата.

«ГОВОРУХИН — РОДОНАЧАЛЬНИК ТЕЛЕВИЗИОННОГО КИНО У НАС В ТАТАРСТАНЕ»

Вадим Кешнер  народный артист Татарской АССР, заслуженный артист РСФСР, народный артист России:

— Мы познакомились со Славой Говорухиным в 1957 году, в нашем театре. Я уже не помню, кто нас представил. Потом появилась Юнона Карева — будущая первая жена Говорухина, потом мы стали дружить все вместе. В 17-й комнате театрального общежития на Кави Наджми в Казани мы все вместе встречали 1959 год. Говорухин был человеком с огромным чувством юмора, и он нам каждому написал на стене такие аншлаги, плакаты, и в каждом по четыре строчки. Мне было написано следующее: «Старка водки лучше, конечно, да здравствует Вадик Кешнер!» После этого посвящения мы дружили вплоть до сегодняшнего дня всю жизнь. В последнее время мы встречались очень редко, но, когда я был в Москве, мы всегда виделись. И всегда встречались, когда Слава был в Казани. У меня на стене висит подаренная им одна из первых его картин, написанных маслом. А ведь он впервые взял кисти в руки, когда ему исполнилось 59 лет! Потом он дарил мне альбомы с его картинами.

Почему они поженились с Юноной Каревой, что их привлекало друг в друге? Конечно же, любовь! Потому что Славка мог жениться только по любви. В нем же самом привлекало сочетание силы и доброты, он был мужик до мозга костей, очень мужественный, и в то же время нежный внутри при такой суровой внешности. Он был очень чистоплотен. Я имею в виде не только порядочность, но и любовь к чистоте. У него дома всегда как вылизано все, все очень чисто. Но и сам он был очень честен. То, что он делал на политическом Олимпе, это тоже все следствие его убеждений, а не желание пристроиться. Я убежден в этом на сто процентов, потому что Славку знаю очень хорошо. Мы всю жизнь так друг друга и звали — Славка и Вадька...

Когда он снял фильм «Так жить нельзя», я, помню, сидел в кинотеатре и думал: «Боже, как же он осмелился это сказать!» Но были и смешные эпизоды. В 1962 году мы вместе отдыхали на Волге, в нашем лагере. Издавали газету «Эх, отдохнем!», столько веселья было! У меня сегодня такое горе, а я вспоминаю его со светлой улыбкой. Там был такой эпизод, что меня во время этого отдыха даже судили. Я очень люблю воблу, и, когда я украдкой съел воблу в своей палатке, меня засекли и устроили суд, обвинителем на котором был Говорухин. А я, вспомнив выступления Григория Димитрова, начал их самих обвинять. Правда, при этом, кажется, пересолил... Помню, как мы ездили с ним за водкой в Шелангу, на другой берег, как долго разговаривали. Как ездили на рыбалку и как потом устраивали на весь наш лагерь пир, в котором и на первое, и на втрое были рыбные блюда. Так что только доброе, только светлое в воспоминаниях о нем.

Мы пронесли нашу дружбу через всю жизнь. Он мне всегда помогал. Вот сейчас в конце июня моя внучка отправится на каникулы в «Артек», а это ей устроил мой друг Слава. Представляете — находясь в больнице и умирая, он устроил мою дочку в «Артек»!

У меня сегодня ощущение невосполнимой человеческой потери, я уже не говорю о творческой. Это отдельная статья. Потому что он был необыкновенно щедр с друзьями.

Юрий Гвоздь  кинооператор:

— Не все знают, но Говорухин — родоначальник телевизионного кино у нас в Татарстане. В 1959 году у нас в Казани на Шамиля Усманова официально открылась телестудия и центром этой телестудии, одним из подразделений, была киногруппа. В свое время ее даже называли «татарский Голливуд». В киногруппе были кинооператоры, проявка и все прочее. Раньше ведь не было видео, и все телевидение держалось, в общем-то, на кинопленке.

У нас была небольшая комната, где все кинооператоры сидели, а Говорухин после геофака КГУ пришел к нам редактором киногруппы. Я-то был молодым, 18-летним, работал ассистентом оператора. Только-только начался 1967 год, и вдруг старшие ребята говорят: вот, Станислав, Стас к нам пришел. У нас был оператор Толя Кальюрант, эстонец, им всем лет под 30 было. Они с ним в шахматы поиграли, а потом поспорили — кто в коридоре, упираясь спиной в одну его стену, и ногами в другую, поднимется выше. Кальюрант был высоким и крепким мужиком, но он грохнулся, а Станислав дошел до конца, до потолка. Я это сам видел.

Я, общаясь с ним, отметил для себя, что у Говорухина всегда были свои принципы, которых он придерживался. Я с ним раз шесть-семь в разных ситуациях встречался — и в Казани, и в Москве — и всегда отмечал, что это очень принципиальный мужик в каких-то позициях. Во времена Ельцина, например, мы все были под обаянием этой «ельцинской демократии» и всего подобного. Мы как-то в Москве с ребятами сидели, выпивали, и он говорил примерно так: «Бардак в стране. Все равно в любом деле четкость должна быть, порядок». Хотя все, кто сидел вокруг, с ним не соглашались.

И еще я отметил, что он всегда очень хорошо относился к Казани. Ведь это был город его юности. Поэтому он с казанцами всегда встречался без всякого гонора, хотя был уже маститым режиссером.

Еще одно наблюдение касается женщин, которые работали в нашей киногруппе, — проявщицы, монтажницы. Даже после того как он от нас уехал в Москву, я всегда удивлялся, как часто эти женщины о нем вспоминали. Причем женщины-то были разных типов, но все с одинаковой теплотой говорили о нем, называли Славой. Это я к тому, что у него хорошая мужская харизма была. Он вроде с виду был не слащавый такой, которые обычно женщинам нравятся, но что-то в нем притягательное было. Чувствовалось, что все эти женщины были в него влюблены. Может быть, это мелочь, но она очень много о Говорухине говорит. То есть он в этой киногруппе, с одной стороны, был душой кампании, а с другой, был мозговым центром. Согласитесь, что такой тип, как «душа компании», почти всегда бывает таким разгильдяем, но к Говорухину это не относилось. Он мог быть и очень теплым с людьми, и очень требовательным. В нем эти два качества удивительно сочетались.

«БЫЛО ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО, КАКУЮ БАНДУ ОН ВЗЯЛ ЗА ПРООБРАЗ «ЧЕРНОЙ КОШКИ»

Максим Беляев  заместитель председателя Верховного суда РТ:

— Говорухин — великий российский режиссер. В 2015 году мне посчастливилось встретиться с ним в Москве. Он как раз закончил работу над фильмом «Конец прекрасной эпохи» по произведениям Сергея Довлатова, рассказывал про этот фильм. У меня же первые воспоминания о Говорухине были связаны с картиной «Место встречи изменить нельзя». Этот фильм оказался на кассете, которую я купил с первым своим видеомагнитофоном. Картина «Место встречи…» стала одной из моих самых любимых, поэтому мне было очень интересно, какую банду он взял за прообраз «Черной кошки» в этом фильме.

Дело в том, что в книге «Бандитская Казань» есть моя глава про казанскую банду Кормакова. Эта банда была очень похожа на «Черную кошку». Члены данной банды так же собирались за большим столом в частном доме, такие же налеты совершали. У Говорухина в фильме главарь по прозвищу Горбатый, а в Казани был Косой, косоглазый. У этих двух банд было столько сходных признаков, что я спросил у Говорухина: «Не по этой ли банде вы сняли фильм?» Он ведь все-таки в Казани прожил какое-то время, может быть, что-то слышал.

Но он ответил, что нет. Послевоенных банд было много, и какую-то конкретную он не брал в качестве прообраза. Просто воспользовался тем сценарием, что написали братья Вайнеры. История, которую они написали, непосредственно ни с Казанью, ни с Москвой не связана, это собирательный образ.

В разговоре Говорухин держался на дистанции, я бы не сказал, что он очень открытый человек. Но он показал себя достаточно начитанным, интеллектуальным, талантливым мастером, с котором можно было интересно поговорить на любую тему. Мы обсудили с ним фильм «Место встречи изменить нельзя», и я подарил ему книгу «Бандитская Казань». В тексте этой книги он дважды упоминается. Я ему на это указал, он улыбнулся. Как я понял, Казань у него вызывает все-таки теплые воспоминания.

Сейчас прочитаю вам главу «Охота на волков» из этой книги, где говорится о Говорухине: «...Много лет спустя работу по ликвидации одной из послевоенных банд увековечил в своем киносериале „Место встречи изменить нельзя“ режиссер Станислав Говорухин». А вот другая цитата: «Именно в это время в одном из уютных двориков старой Казани проходит свои уличные университеты обычный советский мальчик — Слава Говорухин. Местная шпана уважает этого пацана в перешитой военной форме за справедливость и умение постоять за себя». Этот фрагмент Говорухину очень понравился. Он мне сказал: «Так и было».

Это была приятная встреча, а сегодня такое трагическое событие. Для меня это и есть конец прекрасной эпохи, эпохи говорухинского кино.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (80) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
14.06.2018 11:21

вы уже совсем что ли?! отделяйте котлеты от мух, точнее политические пристрастия и человеческие ценности.

  • Анонимно
    14.06.2018 11:05

    Это был Великий Мастер. Одного его фильма "Место встречи изменить нельзя" было бы достаточно для оценки гения.Но мне его не жаль так как он защищал эту власть.

    • Анонимно
      14.06.2018 11:21

      вы уже совсем что ли?! отделяйте котлеты от мух, точнее политические пристрастия и человеческие ценности.

    • Анонимно
      14.06.2018 11:27

      Будем надеяться, что он просто искренне заблуждался.

      • Анонимно
        14.06.2018 12:21

        11.27 Заблуждаетесь Вы.. Или Вам и вам подобным это и в голову не может прийти? . А Говорухин был достаточно мудрым человеком для этого.. Впрочем - наплевать на ваше мнение..
        Ушла эпоха целая с Говорухиным.. Очень жаль ..

        • Для меня Говорухин не умер совсем! Он будет жить в своих фильмах,благодаря которым и прошла перестройка и ушли в небытие партократы ! То что он как и я в Путине видел либерал державника ,но к сожалению не знаю как Говорухин, но я в нем не вижу реформатора! Путин уважает Столыпина,а сам премьером ставит Медведева,который загубит страну! Но думаю скоро и Медведева,и Кудрина, и прочих компродоров Путин выгонит и премьером поставит Гпудинина!

      • Анонимно
        14.06.2018 17:27

        Не знаю, искренне ли он заблуждался или , подобно Михалкову- бесогону, просто место у жирной кормушки отрабатывал , но " лоялист - пропагандист" был рьяный.

    • Анонимно
      14.06.2018 11:30

      Молчали бы Вы насчет власти. Народ имеет такую власть - какую заслужил. Так что не надо о покойных, тем более о гениях.

      • Анонимно
        14.06.2018 15:43

        гений, это слишком громко...талантлив, самобытен, безусловно, но не гениален...

    • Анонимно
      14.06.2018 11:44

      Для начала снимите хоть один фильм уровня Говорухинских, а потом будет рассуждать об отношениях с власть предержащими.

      • Анонимно
        14.06.2018 12:35

        Вы отказываете человеку в праве иметь свою точку зрения только потому, что он не снимает фильмы?

      • Анонимно
        15.06.2018 03:24

        Интересное совпадение: Владимир Высоцкий умер во время Олимпиады-80, Станислав Говорухин - в день открытия ЧМ.

    • Анонимно
      14.06.2018 12:22

      Даже сейчас. Умер гений.. Мудрый, умный человек, много понимающий в жизни. но мелким либеральным пакостникам даже сейчас надо вылезти со своими пакостными комментариями..

    • Анонимно
      14.06.2018 12:46

      Многие приличные люди никак не комментируют смерть Говорухина. К чему бы это?

      • Анонимно
        14.06.2018 17:28

        Об умерших или ничего , или только .... Ничего.

        • Анонимно
          14.06.2018 20:14

          Или ничего кроме правды. Вот настоящее продолжение афоризма.

    • Благодаря его другу известному российскому художнику-постановщику Валентину Гидулянову, мне удалось поприсутствовать на двух съёмочных днях фильма "Благословите женщину". Видел как этот великий мастер работает. Тишина. Дым от его трубки. Тихое объяснение без повышения голоса. Минимум экспрессии. Но съёмка шла по отмеренной и безукоризненной раскадровке. Все отлажено на сценарному уровне.
      Великие и достойные мастера работают тихо и тихо умирают. Так и произошло... Горжусь тем, что с ним был из одной альма-матер.

    • Анонимно
      14.06.2018 21:17

      Ты о себе подумай,когда уйдёшь, кто то по тебе уронит слезу.Ты столько желчи народил,что утонул в нем и булькаешь.Сам не создал наверняка ничего и не создашь,кроме злобы.Ату тебя ,ату...Говорухин великии гражданин нашей страны.А ты никто и зовут тебя никак...Даже нет элементарной порядочности..Говорухин останется в своих фильмах надолго..Большая утрата для страны..ФФ

  • Галеев Зуфар
    14.06.2018 11:05

    Режиссер был от Бога. Соболезную родным и близким.

  • Анонимно
    14.06.2018 11:06

    Он был любим нынешней властью. Не зря сам Володин сообщил об этом.

    • Анонимно
      14.06.2018 11:31

      Не знаю про власть, а мною был любим. Соболезнования родным и близким.

    • Я вот и власть не люблю особенно чиновников ,оборотней,попов и мулл и бандитов,а Говорухина как и Путин уважаю!

  • Анонимно
    14.06.2018 11:11

    светлая память режиссеру профессионалу человеку....
    искренние соболезнования родным близким друзьям. он был личностью.

  • Анонимно
    14.06.2018 11:11

    ну вот и всё... соболезнования. буду пересматривать его шедевры. его картины отличались не только историей, но и красивыми натурными съемками. посмотрите хотя бы "ворошиловский стрелок", сейчас дворов с такой зеленью почти не найти. только в каких-то рай.центрах и пгт

  • Анонимно
    14.06.2018 11:15

    Потеря...

  • Анонимно
    14.06.2018 11:16

    Пусть земля будет пухом.

  • Низами
    14.06.2018 11:17

    Соболезную... Таких нынче не делают...
    Не хотелось бы, чтобы, как сейчас любят, появлялись ремейки на его фильмы...

  • Анонимно
    14.06.2018 11:18

    Светлая память великому режиссеру.

  • Анонимно
    14.06.2018 11:18

    Весь печальное известие, для всей России,и тем более казанцев, где он сделал первые шаги в искусство и политику.Чего стоит его знаковый фильм, Место встречи изменить нельзя, и фраза из него , что вор должен сидеть в тюрьме, антитезой которой стали проклятые ,бандитские во всех смыслах 90 -е гг. И только в последние годы завет фронтовика Жеглова, стали постепенно воплощать в жизнь.Пусть земля на Новодевичьем, будет тебе Станислав, пухом,ты навеки вошел в историю России как рыцарь без страха и упрка.

    • Анонимно
      14.06.2018 11:52

      Ты, мил-человек попутал! Шарапов фронтовиком был.

      • Анонимно
        14.06.2018 14:23

        Мил чеоовеку.. Не занимайся стебом, понятие фронтовик, автор очевидно упортребил специально, ибо Жеглов был на переднем краю фронта борьбы с бандитизмом,пышно расцветшеом после войны, там погибло немало милицоионеров.Полносью, согласен, что новый расцвет бандитизма произошел в 90 е мутные и смутные, и только сейчас начали выполнять завещание Жеглова -вор должен сидеть в тюрьме.В Китае и Сингапуре за воровство в крупных масштабах, чиновников расстреливали, а сейчас дают пожизненное, невзирая на ранги.Так, что Улюкаев и воры губернаторя еще дешево отделались. Думаю, что и в РТ, моги бы жестче подходить к ворам при большой должности.По Водопьяновой и Шевцову, это пока не видно.у

    • Анонимно
      14.06.2018 17:36

      И это всё о нём : вошёл в историю кинематографа как великий режиссёр, закончил свою историю жизни как провластный прикормленный пропагандист. Как - то так получается.

  • Анонимно
    14.06.2018 11:19

    Когда Он последние годы сидел во всяких президиумах, на Его лице было видно искреннее изумление и печальное недоумение всем, что происходило в Его стране ...

  • Анонимно
    14.06.2018 11:23

    слов нет! время идет вперед, но к сожалению не в сторону эволюции, так как теряем талантливых, не приобретая таковых...

  • Анонимно
    14.06.2018 11:27

    Светлая память... Режиссёр от бога. Пусть земля будет пухом.

  • Анонимно
    14.06.2018 11:28

    Жаль, хорошие люди уходят от нас

  • Анонимно
    14.06.2018 11:30

    Глыба, без лишнего пафоса и самолюбования - отличный режиссер, отличные роли - хотя-бы в орел и решка. Пусть земля будет пухом.
    RIP

  • Анонимно
    14.06.2018 11:33

    Спасибо ему за фильм 'Ворошиловский стрелок',смотрится на одном дыхании. Как точно там сыграл Ульянов. Соболезную.

  • Жалко. Соболезную родным и близким. Наш земляк.

  • Фидарис
    14.06.2018 11:40

    Соболезнования близким и друзьям.
    Его жизнь разделилась как-бы на две половины: первой можно гордиться, а второй надо стыдиться. на его примере еще раз убеждаешься: человек, все-таки, существо слабое

  • Анонимно
    14.06.2018 11:40

    фигура федеральная,надо солидную делегацию посылать на поминки.

  • Анонимно
    14.06.2018 11:42

    Искусство должно быть отдельно от политики, иначе смотрится это как-то с запашком! Фильмы хорошие! Земля ему пухом!

  • Анонимно
    14.06.2018 11:46

    Уходи эпоха. Табаков, Говорухин... Такого уже не снимут никогда.

  • Анонимно
    14.06.2018 11:53

    Соболезную родным и близким, личность весомая в истории страны, сложная, по этому "Трилогия лжи Станислава Говорухина. Так жить нельзя." на ютубе советую посмотреть.

  • Анонимно
    14.06.2018 12:03

    Учился в казанской школе № 94.

    • Анонимно
      15.06.2018 00:26

      В музее школы стенд, посвящённый ему- не знаю сейчас остался или нет. Оттуда о нем впервые узнала.

  • Анонимно
    14.06.2018 12:10

    Хорошие фильмы снимал. Спасибо ему. Аминь

  • Анонимно
    14.06.2018 12:25

    Дети капитана Гранта - шедевр, который можно смотреть бесконечно. причем и нашим детям, и внукам. Не устаревающий фильм, вечные ценности. Говорухин - гениальный режиссер, увы, каких мало...

    • mad big
      14.06.2018 20:18

      Умер мэтр. И случайно сегодня одним глазом смотрел "ТИхий Дон".
      Ну почему раньше снимали фильмы, которые не скучно пересматривать по многу раз? А не сегодняшние полуфабрикаты.

  • Анонимно
    14.06.2018 12:26

    Ворошиловский стрелок - очень сильно снят.

  • Анонимно
    14.06.2018 12:49

    Великий режиссер. Земля пухом.

  • Анонимно
    14.06.2018 13:10

    Хорошо если оставил учеников.

  • Анонимно
    14.06.2018 13:31

    Сниму шляпу и помолчу...….

  • Анонимно
    14.06.2018 13:35

    У режиссера был пресс-секретарь?

  • Анонимно
    14.06.2018 14:13

    Нет слов, слезы, слезы, слезы...Благодарю за счастье быть его современницей.

  • Анонимно
    14.06.2018 15:42

    Очеь хочу, чтобы на прощание пришел Армен Джигарханян ,его ровесник, послений, из ныне живущих, главных героев, фильма Говорухина, потрясающе сыгрвший главаря бандитов, великий актер. К сожалению, попавшмъий в неприятную и мутную, полукриминальную историю. Надеюсь, что он придет в себя и продолжит руководить театром.

  • Анонимно
    14.06.2018 16:17

    ▶◀
    Это огромнейшая утрата. Величие его таланта может осознать любой здравомыслящий человек, который видел, хотя бы небольшую часть его работ. Величие его - в умении доносить до зрителя сложнейшие, важнейшие сокровенные мысли в самой доступной форме. В умении апеллировать к самым потаённыйм глубинам человеческой души.
    Вечная память великому мастеру.

  • Анонимно
    14.06.2018 16:43

    Жаль. Хороший был дядька.

  • Анонимно
    14.06.2018 16:57

    не приятный человек.

  • Анонимно
    14.06.2018 16:58

    замечательный человек - вечная память...

  • Анонимно
    14.06.2018 17:35

    Если собрать все те минуты и часы, которые люди посвятили его фильмам, ощутить их наслаждение сценарием, режиссурой, игрой актеров, воспринять их философское осмысление каждой идеи, заложенной в его фильмах, я думаю, это будет самый огромный, до самых небес девятый в энной степени вал его обожаемого моря и самая крутая вершина, которые великий режиссер так любил!
    А те, кто пишет здесь свои немыслимо никчемные комментарии о их якобы более изысканных политических взглядах, очень хорошо показывают свой человеческий уровень, с такими Говорухин и боролся своими фильмами, таким и показывал их сущность. Светлая память и земля ему пухом...

  • Азат Д
    14.06.2018 17:38


    Он оправдывал коррупцию в России.

  • Анонимно
    14.06.2018 17:47

    Если бы не поистине великий фильм, телесериал "Место встречи изменить нельзя", то Владимир Высоцкий ушел бы из жизни не недовоплощенный, как актер.

    То, что благодаря Станиславу Сергеевичу, он снялся в этой роли...

    Даже за ОДНО это Станиславу Говорухину - вечная память, покой, благодарность искренняя!

    Не было бы этой картины - не было бы ПОЛНОГО Высоцкого...

  • Анонимно
    14.06.2018 17:58

    есть еще Садальский Станислав Юрьевич

  • Анонимно
    14.06.2018 18:19

    Как говорит Бабченко - пофиг

  • Анонимно
    14.06.2018 18:35

    Из интернета."Сегодня после продолжительной болезни умер режиссер Говорухин.
    В советское время он снял немало отличных фильмов. Лично мне у него всегда нравились "В поисках капитана Гранта" и "Место встречи изменить нельзя". В пост-советское время, как и у большинства советских режиссеров, творческая кривая пошла вниз, хотя нельзя не отметить счастливое исключение с "Ворошиловским стрелком", один из немногих фильмов 90х, который вполне пережил свое время.
    На изломе 80-х-начала 90х, Говорухин принял деятельное участие в уничтожение страны, о чем сам потом публично раскаивался, поминая свою трилогию "Так жить нельзя", меметичную "Россию, которую мы потеряли" и покаянную "Великую криминальную революцию". Данные опусы были многократно разоблачены за систематическое вранье, передергивание и манипуляцию (особенно первые два), что сам Говорухин впоследствие частично признавал, указывая, что он мол тоже был обманут, поэтому так снимал, а о последствиях своей деятельности не думал, ввиду чего его документальное творчество принесло стране и народу много вреда.
    В политике его тоже изрядно помотало - сначала поддерживал Горбачева, потом был против Горбачева. Сначала поддерживал Ельцина, потом был против Ельцина. Сначала был против Путина называя голосовавших за него рабами, потом был за Путина и даже возглавлял его избирательный штаб. Последовательно поддерживал Демократическую Партию России, КПРФ, движение Лужкова-Примакова, Единую Россию, проделав путь от яркого оппозиционера до ультра-лоялиста. Вообщем, "часто ошибающийся политик широких политических взглядов". В свое время пытался избираться в президенты РФ, но без особого успеха.
    В итоге, помнить его будут как за отличные фильмы, так и за политическую неразборчивость."

  • Анонимно
    14.06.2018 18:39

    Говорите ,что хотите, но Говорухин был личностью .Но зачем он поперся во власть ? Художник и власть всегда несовместны , и тут он самому себе изменил. Судьба мне позволила несколько минут пообщаться с Юноной Ильиничной . Прекрасная женщина , красивая и в старости . Хотя она не была наверное такой уж старой .Но жили они чудесно , на площади Свободы , мы искали гитару на выступлении в Джалиля и я оказался на их квартире. Квартира просторная но не шикарная. Гитара не подошла , она была с нейлоновыми струнами. Я и знать не мог , что нахожусь в квартире будущих знаменитых людей.

    • Анонимно
      14.06.2018 22:41

      Артистам не надо лезть в политику, чтобы их простой народ не разлюбил, и не возненавидил.

  • Анонимно
    14.06.2018 18:51

    Картина "Так жить нельзя" ее нужно сейчас показывать, она к нашему времени тоже подходит. Ведь фактически ничего не изменилось, стало еще хуже чем было.

  • Анонимно
    14.06.2018 20:12

    Соболезную....хороший был человек...режиссер...Скорбим...

  • Анонимно
    14.06.2018 22:16

    Россия которую мы потеряли и настоящих людей.....Соболезную семье.Пусть дух его останется с нами на вечно.

  • Анонимно
    14.06.2018 22:22

    Робинзон, Вертикаль, МВИН.....,
    друг Высоцкого....
    какой твой парень не живет...

  • Анонимно
    14.06.2018 22:41

    Уходят таланты, уходят гиганты.....

  • Анонимно
    15.06.2018 00:03

    самый кассовый фильм СССР"Пираты "20 века " с Талгатом Нигматуллиным

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль