Общество 
22.06.2018

Алексей Исаев: «Сталин – это русский Наф-Наф. Перед войной он выстроил каменный дом»

Автор «Антисуворова» о 3 млн пленных красноармейцах в 1941 году и о том, почему 22 июня не должно повториться

«Накануне войны Красная Армия имела вооружение, стоящее на передовой линии тогдашней науки. Однако наши безвозвратные потери в 1941 году составили более 5,3 миллиона человек», — констатирует известный историк Алексей Исаев. В интервью «БИЗНЕС Online» он рассказал, подорвали ли репрессии боеспособность СССР, почему, несмотря на первые поражения, наши войска «сняли стружку» с вермахта и был ли Сталин хорошим военным стратегом.

Алексей Исаев: «Эпоха сменилась. Сейчас нет на горизонте условных «монголов» или «нацистов». Повторения событий именно в таком виде, я думаю, не будет» Алексей Исаев: «Эпоха сменилась. Сейчас нет на горизонте условных «монголов» или «нацистов». Повторения событий именно в таком виде, я думаю, не будет» Фото: стоп-кадр видео

«МОНГОЛЫ ПРОЯВИЛИ СЕБЯ В ИСТОРИИ КАК ПРЕЦЕДЕНТ СИЛЫ, СПОСОБНОЙ СОКРУШИТЬ РУССКУЮ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ»

– Алексей Валерьевич, в предисловии к своей книге «Вторжение» вы сравниваете гитлеровскую агрессию 1941 года с татаро-монгольским нашествием. В частности, вы пишете: «Монголы нового времени, уже не на лошадях, а на танках, тягачах и автомобилях, пришедшие не с востока, а с запада, грозили смертью и опустошением». Но почему именно с монголами, а не, скажем, с наполеоновской армией 1812 года, тоже пришедшей с запада?

– Это в опровержение тезиса о том, что Россию никто не мог победить, а огромные расстояния нас неизменно спасают. Я так и написал в книге, что монголы проявили себя в истории как «прецедент силы, способной сокрушить русскую государственность». Подчинение Руси проходило в несколько этапов, но все равно оно показало, что нас можно победить, потому что при стечении определенных обстоятельств мы не являемся неуязвимыми. Соответственно, у немцев тоже были реальные шансы подмять нас под себя. От Советского Союза потребовались неимоверные усилия, чтобы этого не произошло.

Что касается Наполеона, то его судьба как раз ложится на чашу весов, доказывающую, что мы за счет своих просторов и природных условий достаточно устойчивы перед внешним воздействием. Но нельзя забывать и о противоположном примере – монголах.

– Монгольское нашествие – это единственный пример такого рода, опровергающий нашу непобедимость?

– Да, но весьма впечатляющий пример. Если сложатся определенные обстоятельства, то нас сомнут.

– В 1941 году мы оказались перед лицом такой же опасности?

– Судите сами: на границе 40 дивизиям Красной Армии противостояли 100 дивизий вермахта. Если говорить о численности вооруженных сил в целом, то у немцев было 7 миллионов 200 тысяч человек, а у нас 5 миллионов. 400 тысяч человек – по состоянию на утро 22 июня. При этом технически мы отчасти превосходили гитлеровцев. В частности, к началу июня 1941 года на вооружении Красной Армии состояли 25 932 танков, САУ и танкеток. Почти 14 тысяч танков были сосредоточены  в западных военных округах.

Однако немцы многократно превосходили по численности войска, которые были сосредоточены с нашей стороны границы, что позволило им добиться сокрушительного успеха по направлениям главных ударов. Впрочем, на вспомогательных направлениях они тоже благополучно пробивали нашу приграничную завесу и двигались дальше.

Цель операции «Барбаросса» была проста – разгромить Вооруженные силы Советского Союза. В каком состоянии будут находиться эти вооруженные силы на момент подписания плана, никто из немецких военачальников не знал. Мы могли бы, к примеру, провести мобилизацию 10 июня 1941 года, но от этого план «Барбаросса» никак бы не изменился. Соответствующие директивы, которые были розданы группам армий вермахта, тоже бы не поменялись.

– Тем не менее какие-то профилактические меры накануне войны принимались советским Кремлем. Вы пишете о директиве, полученной войсками Прибалтийского военного округа еще 16 июня 1941 года.

– Да такая директива была получена и отчасти выполнена, но ввиду описанного соотношения – 40 дивизий против 100 дивизий – принятые меры Красную Армию не спасали.  В Прибалтике, которую вы упомянули, строительство укрепрайонов на границе началось весной 1941 года, а за неделю до начала войны, согласно директиве, эти укрепления были приведены в боевую готовность. На практике это означало закладку амбразурных проемов мешками с землей и деревянными щитами, а также установку в них вооружения.

Характерный пример здесь – 125-я стрелковая дивизия в Прибалтике, прикрывавшая шяуляйское направление. Она была приведена в боевую готовность и заняла оборону. Более того, дивизия не просто заблаговременно села в укрепления, но и была дислоцирована на позициях в глубине. На границе оставалось лишь боевое охранение. По состоянию на 21 июня 125-я дивизия насчитывала 10 522 человека и имела на вооружении множество самозарядок Токарева: 8190 обычных винтовок и 3630 самозарядных. Плюс к этому она располагала 813 пистолетами-пулеметами ППД. Это был достаточно высокий и редкий уровень оснащения автоматическим оружием в армиях приграничных округов, однако эту оборону немцы прорвали за день. Так что приведение в боевую готовность совсем не гарантировало успеха в реалиях 22 июня.

При этом у 125-й стрелковой дивизии имелась даже авиационная поддержка. Однако командование немецкой  1-й танковой дивизии, действовавшей на этом направлении, так оценило действия советской авиации: «Наше истребительное прикрытие эффективно, отдельные бессистемные бомбежки со стороны русских».

Впрочем, взлом нашей обороны, заранее занятой 125-й дивизией, все равно дорого обошелся противнику. 1-я танковая дивизия потеряла за один день 313 человек убитыми и ранеными и 34 человека пропавшими без вести. Для летней кампании вермахта это стало своего рода одним из отрицательных рекордов.

«КРАСНОАРМЕЙЦЫ ИНОГДА ОКАЗЫВАЛИСЬ ПОД УДАРОМ НЕМЕЦКИХ ВОЙСК, НЕ ИМЕЯ ОРУЖИЯ»

– Верно ли, что в начале войны соотношение потерь Красной Армии и вермахта выглядело как 10 погибших красноармейцев против одного убитого гитлеровца?

– Это соотношение скорее относится к периоду Смоленского сражения (с 10 июля по 10 сентября 1941 годаприм. ред.). Да, соотношение было крайне неблагоприятным.  

– Но можно ли говорить о том, что советская армия мирного времени была полностью уничтожена немцами?

– Если мы говорим об армии мирного времени, следует помнить, что в ее состав входили и те войска, которые были дислоцированы на Дальнем Востоке, в Закавказье и Средней Азии. Следовательно, говорить о том, что вся армия мирного времени исчезла в результате немецкого вторжения, будет неправильно. Многие военные формирования Красной Армии, находившиеся во внутренних округах, благополучно дожили до осени 1941 года, то есть до битвы за Москву. Потерпели поражение и были основательно разгромлены только соединения приграничных округов. Если же говорить о более долгом периоде, а не только о первых днях войны, то и армии внутренних округов. Но разгром не означал, что они были полностью нигилированы. Многие соединения просто выводили в тыл на переформирование. Некий костяк Красной Армии все равно сохранялся.   

– Считается, что нашу замедленную реакцию на фашистское вторжение обусловили инструкции из Кремля: ни в коем случае не поддаваться на провокации! Даже артподготовку, начатую немцами утром 22 июня, мы воспринимали как провокацию?

– На момент открытия огня немцами действовала директива №1, присланная из Москвы, – она же директива без номера. Там действительно говорилось: «Задача наших войск – не поддаваться ни на какие провокационные действия, могущие вызвать крупные осложнения». Однако в реалиях первого дня войны мы вынуждены были отвечать немцам. Противника встречали и гарнизоны приграничных укрепрайонов, и сами пограничники им давали бой. Война – это когда ты сам стреляешь, иначе тебя убьют. Другое дело, что в результате политики, призывающей не поддаваться на провокации, красноармейцы иногда оказывались под ударом немецких войск, не имея оружия. Прецедентов таких мало, но они были. Но в целом, когда в наших людей стреляли, они отвечали, невзирая на приказы. Версия о том, что наши бойцы и командиры боялись и шага ступить, чтобы не нарушить приказа, и поэтому их били как детей, – это художественное преувеличение, несмотря на то, что распоряжение из Москвы «отвечать ударом на удар» поступило уже много позже немецкой артиллерийской подготовки.

– Какие еще примеры героического сопротивления, кроме Брестской крепости, мы можем вспомнить?  

– Если говорить о первых днях войны и аналоге Брестской крепости, то таковым, безусловно, является битва за Лиепаю. Прибалтийский порт и военно-морская база, расположенные здесь, оказали немцам весьма ожесточенное сопротивление. И это подтверждается тем фактом, что потери немцев под Лиепаей почти идентичны потерям, которые они понесли в первые дни в Брестской крепости. В лиепайском сражении столкнулись две неполные дивизии: с нашей стороны – 67-я стрелковая, с немецкой – 291-я пехотная. Почти равное соотношение сил привело к тому, что немцы безвозвратно потеряли более 400 человек.

Другой пример – Владимиро-Волынский укрепрайон, который вообще заставил немцев поменять свой первоначальный план действий и распределения сил между разными направлениями. Сломить сопротивление гарнизонов опорных пунктов Владимир-Волынского УРа удалось лишь к утру 23 июня. Красноармейцы, участвовавшие в тех боях, позднее  попали в «киевский котел» и просто не выжили, чтобы рассказать о себе. Можно вспомнить также сражение под Сокалем. Здешние советские ДОТы оказалось очень нелегко вывести из строя. Сами немцы описывали это так: «Несмотря на орудийный обстрел, нескольким солдатам с огнеметами и взрывчаткой удалось подобраться к амбразуре. Однако из-за высокого качества русских материалов взрывы оказались безрезультатными. В ходе дальнейшего применения огнеметов и взрывчатки удалось подорвать входную дверь, после чего взобраться на ДОТ. После взрыва перископного отверстия и дальнейшего использования дымовых шашек и взрывчатки удалось увеличить отверстие настолько, что стало возможным опустить внутрь заряд взрывчатки. Помимо этого, внутрь были залиты бензин и горючее для огнеметов. Произведенным взрывом внутренности ДОТа были полностью уничтожены. После этого удалось убедиться, что гарнизон ДОТа погиб в полном составе». Добавим, что на атаку только одного советского ДОТа под Сокалем у гитлеровцев уходило до трех часов. Немцы признавали, что «русские солдаты оказали выдающееся сопротивление, сдаваясь только в том случае, если были ранены, и сражаясь до последней возможности».

Еще один вроде бы известный факт – контратака 41-й стрелковой дивизии генерал-майора Георгия Микушева, которая сейчас полностью подтверждается документами обеих сторон. Это событие давно обросло множеством легенд. К примеру, в «Краткой истории Великой Отечественной войны» в свое время утверждалось: «23 июня дивизия контратаковала противника, отбросила его за государственную границу и продвинулась до 3 километра на польскую территорию». История Киевского округа описывает подвиг бойцов Микушева более сдержанно: «244-й и 102-й стрелковые полки смелой контратакой отбросили немцев до самой границы». То, что дивизия гнала врага 3 километра по его территории, – это, скорее всего, домыслы, но факт остается фактом – немцы в первый раз побежали. Георгий Николаевич Микушев, будучи грамотным командиром, так построил свои действия 22 июня, что это стало возможно (Микушев погиб под Козельском в сентябре 1941 года, а его дивизия еще отличилась в оборонительных боях за Киевприм. ред.).

«ЗА ВЕСЬ 1941 ГОД 3 МИЛЛИОНА КРАСНОАРМЕЙЦЕВ ОКАЗАЛИСЬ В ПЛЕНУ»

– Говорят, что даже генерал Андрей Власов, позднее переметнувшийся к немцам, неплохо проявил себя в июне 1941 года подо Львовом?

– С генералом Андреем Власовым ситуация несколько сложнее. С формальной точки зрения он участвовал в приграничном сражении. Действия танков его 4-го механизированного корпуса оказали существенное влияние на развитие событий на львовском направлении. Немцы здесь сдерживались результативно. Но де-факто полевые группы механизированного корпуса нарезал командующий 6-й армией генерал-лейтенант Иван Музыченко, который фактически через голову Власова командовал его дивизиями и его корпусом, включая даже отдельные полки. Говоря современным языком, это был такой микроменеджмент со стороны командарма. Какого-либо полководческого искусства Власова здесь не просматривается. Он в лучшем случае переписывал приказы, либо подписывал их и отправлял дальше. Что касается Музыченко, то он весьма эффективно провел приграничное сражение и получил высокую оценку на самом верху (в августе 1941 года под Уманью 6-я армия попала в окружение, генерал-лейтенант Музыченко был тяжело ранен в левую ногу и захвачен в плен, содержался в немецких концлагерях вплоть до апреля 1945 года, после освобождения был восстановлен в рядах Красной Армии и умер в 1970 году в Москвеприм. ред.). Если же говорить о Власове, то он был далеко не худшим в числе тех, кто командовал Красной Армией летом 1941 года. Но я бы не назвал его выдающимся. Командармы номер один – это уже упомянутый мною Музыченко, Михаил Потапов (командовал 5-й армией, в сентябре 1941 года также попал в плен к немцам, где находился до апреля 1945 годаприм. ред.), Константин Рокоссовский. Но никак не Власов. Генерал-майор Власов был одним из середнячков, которые не посыпались и не побежали. Однако никаких выдающихся успехов ему нельзя приписать.

– Сколько всего советских солдат и офицеров оказались в плену в результате гитлеровского наступления? На этот счет встречаются самые разные данные.

– Могу сказать, что немецкая оценка о том, что 5 миллионов 200 тысяч красноармейцев якобы были пленены, не соответствует действительности. Более того, даже в немецких документах (в частности, по военнопленным, оказавшимся в распоряжении группы армий «Центр») есть претензии к составителям со стороны командования, что они сильно завышают данные. Там даже имели место разбирательства, откуда взялись такие космические цифры. Но можно говорить, что за весь 1941 год – вплоть до начала советского контрнаступления под Москвой в декабре – около 3 миллионов красноармейцев оказались в плену.

– В любом случае это очень значительная цифра! Больше половины армии!

– Но надо помнить, что мы оперируем очень приблизительными данными. Скажем, как учитывать пропавших без вести? Они могли погибнуть во время прорывов, могли попасть в плен или же просто затеряться. В конце концов, они могли погибнуть в плену. Между прочим, очень много советских военнопленных умерли в первую же военную зиму. Поэтому сказать достоверно, что такой-то человек погиб при прорыве из Вяземского «котла» или умер в плену, зачастую практически невозможно. Это, разумеется, не касается генералов – информация об их судьбе шла через более высокие инстанции.

– Сколько всего было «котлов», в которые попала Красная Армия в 1941 году?

– Если говорить о самом первом «котле», то это был Белосток-Минск (так называемый Новогрудский «котел»), который формально замкнулся уже 28 июня 1941 года. Заметим, что еще директива по стратегическому сосредоточению и развертыванию войск» от 31 января 1941 года требовала «уничтожения войск противника, находящихся между Белостоком и Минском». Об окончании боев в этой местности группа армий «Центр» отчиталась в своем оперативном донесении от 8 июля 1941 года. Число погибших или попавших при этом в плен с нашей стороны можно оценить  примерно в 200 тысяч человек. Отдельные группы красноармейцев продолжали выходить из «котла» к своим вплоть до конца июля и даже до начала августа. Что касается группы армий «Центр», то ей 10 дней боев обошлись приблизительно в 15–16 тысяч человек. Это, пожалуй, примерно треть от общих потерь германской армии в приграничных сражениях на Восточном фронте. Но, конечно же, эта цифра в любом случае гораздо ниже, чем потери советских войск. Сказывались внезапность и численное превосходство немцев. 

Другой крупный котел – сражение под Уманью в августе 1941 года. Именно в Уманском «котле» попали в плен командующие 6-й и 12-й армиями генералы Музыченко и Павел Понеделин (после освобождения заключен в Лефортовскую тюрьму и расстрелян в 1950 годуприм. ред.). Практически одновременно случился Смоленский «котел». К сентябрю это уже Киев и Мелитополь. В октябре – Вязьма и Брянск. Есть еще такой «недокотел» — Лужский. Здесь, на ленинградском направлении, немцы продвигались особенно быстро. Средний темп продвижения танковых соединений вермахта составлял 30 километров в сутки, а в отдельные дни – свыше 50 километров. К примеру, XXXXI моторизованный корпус 4-й танковой группы Гепнера продвинулся на 750 км, LVI моторизованный корпус – на 675 километров. Танковые дивизии обосновались на плацдармах, захваченных ими на реке Луге, и стали ждать подхода пехотных соединений. Впрочем, бои в Лужском «котле» длились до середины сентября 1941 года и принесли немцам не более 20 тысяч пленных. Это оказалось наименее результативным в сравнении с другими окружениями лета – осени 41-го.

Кроме того, было много небольших «котлов», в которые могла попасть всего одна дивизия или тысяча бойцов. Например, Рославль в Смоленской области на рубеже июля-августа 1941 года. Здесь в затруднительном положении оказалась 28-я армия генерала Владимира Качалова (Качалов погиб в танковом сражении 4 августа 1941 года, долгое время считался пропавшим без вести или сдавшимся в плен к немцам; военная коллегия Верховного Суда СССР даже заочно приговорила убитого генерала к смертной казни, реабилитирован в конце 1953 года после обнаружения останковприм. ред.). Я говорю не в целом о 28-й армии, а о нескольких ее дивизиях.

«ПРИБАЛТЫ, КОТОРЫЕ ВОСПРИНЯЛИ ИДЕИ КОММУНИЗМА, ДАЖЕ ИЗ БРЯНСКОГО И ВЯЗЕМСКОГО «КОТЛОВ» ВЫСКАКИВАЛИ, СДЕЛАВ ЛИЦО КИРПИЧОМ»

– Правда ли, что при отступлении из Таллина мы едва не потеряли практически весь базировавшийся там Балтийский флот? Некоторые эксперты называют это Цусимой 2.0.

– Нет, это абсолютно не так. В ходе Таллинского перехода боевые корабли Балтийского флота в подавляющем своем большинстве прорвались в Кронштадт. Да, было потеряно много морского транспорта (из 20 дошло только 2прим. ред.). Однако, если сравнивать Таллин с немецкой десантной операцией на Крите в мае 1941 года, то там англичане в штуках кораблей потеряли гораздо больше. Можно спорить с решениями советского командования относительно построения отрядов и защиты транспортов, но костяк боевых кораблей все-таки был спасен (из 225 кораблей и судов до Кронштадта дошли 163, в том числе 132 военных корабляприм. ред.). Исходя из этого, я бы не стал называть Таллинский прорыв повторением Цусимы.   

– Однако на наши боевые действия в Прибалтике накладывал отпечаток тот факт, что местное население было не слишком к нам расположено.

– Да, это сказывалось, это был неблагоприятный фактор. Обычно говорят о диверсантах, которые режут провода и нападают на наши тылы. Но, к примеру, в Риге местные националисты подняли восстание в надежде на то, что им помогут немцы. Однако их успели перебить еще до того, как немцы вошли в латвийскую столицу. Если противостоять моторизованным немецким корпусам нам было действительно тяжело, то с уничтожением повстанцев у Красной Армии обстояло все хорошо (согласно открытым источникам, латышские националисты  успели захватить павильоны рижского Центрального рынка и завязали перестрелки в других районах города, но в тот же день были перебитыприм. ред.).

Вспомним также о том, что еще накануне войны в прибалтийских национальных армейских соединениях прошли аресты. Кроме того, сами национальные армии Прибалтики были заранее переформированы в 22-й, 24-й и 29-й территориальные стрелковые корпуса Красной Армии. Что касается тех прибалтов, которые искренне восприняли идеи коммунизма, то они даже из Брянского и Вяземского «котлов» умудрялись выскакивать – прямо на немецких грузовиках, закупленных республикой, сделав, как говорится, лицо кирпичом.

В Прибалтике немцы продвигались быстро не из-за сочувствия местного населения, а потому, что там против самого слабого Прибалтийского военного округа действовали сразу две танковых группы противника. Они смели все на своем пути уже в первые дни войны, и советские войска сразу начали отступление. Но вот Эстония стала для немцев крепким орешком. Мы пришли в себя и заняли оборону, так что из Таллина мы эвакуировались только к концу августа. Представьте себе размеры Прибалтики и сразу поймете, как долго мы удерживали Эстонию. Также, как и Одесса, Таллин стал изолированным островком сопротивления, расположенным при этом не так далеко от государственной границы.

Собственно, штурм Таллина начался 20 августа 1941 года. К городу вплотную подступили 254-я, 61-я и 217-я пехотные дивизии, объединенные управлением XLII армейского корпуса генерала инженерных войск Вальтера Кунтце. За  неимением артиллерии, потерянной при отступлении от границы, мы подключили к обороне корабли Балтийского флота. Но их огня было явно недостаточно, чтобы остановить Кунтце. 25 августа немцы были уже в восточных пригородах Таллина. 27 августа начался обстрел удерживаемой нами бухты артиллерией и минометами. Была объявлена эвакуация. К 23:00 27 августа корабли Балтийского флота вышли на рейд. При этом корабельные орудия до последнего вели интенсивный огонь, не позволяя противнику приблизиться вплотную к гавани.

– Параллельно развивалось вражеское наступление на Карельском перешейке со стороны Финляндии. Нередко приходилось слышать о «благородстве» финнов, которые якобы дошли до своей старой государственной границы по реке Сестре, потерянной во время «зимней войны», и остановились.

– На Карельском перешейке наступали только финны. Между Ладожским и Онежским озерами – тоже только финны. При этом они все-таки перешли свою старую государственную границу. Финское наступление – это июль 1941 года. А на севере финны действовали заодно с немецкими соединениями, пытаясь нанести удар по Мурманску. Но эта операция оказалась для них неудачной. У самих же финнов не было достаточно сил и средств, чтобы сломать линию Карельского укрепрайона. На их месте немцы выступили бы лучше.

– Верно ли, что советская зимняя кампания 1939 года оказала влияние на мировоззрение Гитлера, который, убедившись, что Советский Союз не в состоянии справиться даже с маленькой Финляндией, принял решение напасть на нас?

– Нет, это не так. Немцы следили за этой войной и прекрасно понимали проблемы театра военных действий. Их оценки были довольно сдержанными. Да, Красная Армия не показала себя на высоте во время этой кампании, но с учетом особенности театра это было объяснимо. Красную Армию критиковали, но как побудительный мотив для решения Гитлера это истолковывать нельзя. Оценивались советское государство в целом и его возможности. В этом контексте следует сказать, что Гитлер недооценивал Советский Союз, в том числе по его мобилизационному потенциалу, по возможностям использования вооружений и его количеству.

«РЕПРЕССИИ ЗАТРОНУЛИ ЛИШЬ 4 ПРОЦЕНТА ОТ ОБЩЕЙ ЧИСЛЕННОСТИ КРАСНЫХ КОМАНДИРОВ»

– Говорят, что немцы оценивали наши возможности даже ниже тех, что были у французской армии.

– На этот счет есть известное высказывание Гитлера, которое он обронил после разгрома Франции (капитулировала в июне 1940 годаприм. ред.): «Поверьте мне, в сравнении с этим восточный поход против России будет детской игрой». Немцы самонадеянно считали, что, если они разбили Францию, которая вытянула на себе Первую мировую войну и привела тогдашнюю Германию к капитуляции, то русских они тем более одолеют. Это мнение, как известно, оказалось ошибочным. Они руководствовались не только воспоминаниями о Брестском мире, но и оценкой старой русской армии как таковой, у которой имелись большие проблемы с кадрами и вооружением. Однако эти проблемы во многом были преодолены новой советской властью.    

В этом контексте я обычно называю Иосифа Сталина «Наф-Нафом русской истории». Он заранее, подобно поросенку Наф-Нафу из сказки о трех поросятах, готовился к отражению возможных ударов, и строительство «каменного домика» оказалось весьма результативным. 10 лет перед войной Сталин не потратил впустую. Если бы мы начали шевелиться только в 1937–1938 годах, то мы бы не сумели пробежать ту дистанцию, которая требовалась для полноценной подготовки к войне. Я говорю не только о строительстве военных заводов, но о масштабной индустриализации как таковой. Что произошло в 1941 году? К примеру, из Кировского завода в Ленинграде, производившего танки, мы вывезли 500 станков. Хотя в реальности их было там раз в 7 больше, так что мы эвакуировали лишь малую часть. Зато у нас имелся Челябинский тракторный завод, который реально производил тракторы. Но это было мощное предприятие, из которого в короткие сроки можно было выковать Танкоград. Что же делает Сталин?  6 октября 1941 года он переименовывает Челябинский завод в Кировский и назначает его директором Исаака Зальцмана, возглавлявшего одноименное предприятие в Ленинграде начиная с 1938 года. В результате Кировский завод на Урале за годы войны поставил фронту 18 тысяч танков и САУ, 48,5 тысяч танковых моторов, 85 тысяч комплектов топливной аппаратуры, более 17 миллионов заготовок снарядов, а также разработал и поставил на серийное производство 13 типов боевых машин и 6 видов танковых двигателей.

Мы также потеряли Харьков вместе со здешним танковым заводом, но его эвакуация была не такой чудовищно провальной, как с Кировским заводом. Достаточно сказать, что на Уралвагонзавод с трех харьковских предприятий прибыло полторы тысячи вагонов с оборудованием. Так что мобилизация имеющихся мощностей, в том числе судостроительных, дала нам очень многое. Да, Т-34, производившиеся в «Красном Сормово» в Горьком, называли «сормовскими уродами». Но они были. Поэтому своевременная индустриализация страны, осуществленная Сталиным, позволила выстоять даже при частичной потере военных мощностей. За счет имевшегося гражданского сектора мы выстроили ту систему производства советских вооружений, которая позволила нам выдержать удар противника и выгнать немцев с нашей территории.

– Как известно, Сталин не был военным человеком. Кроме опыта Гражданской войны, который не все считают для него удачным, он не обладал военным бэкграундом. Откуда взялось в нем это полководческое и стратегическое мышление?

– Вообще-то, если говорить о Гражданской войне, то Сталину всерьез приписывается успех Красной Армии в разгроме похода Деникина на Москву в незабываемом 1919 году. Что касается периода Великой Отечественной, то, конечно, у Сталина случались ошибки. Но при этом он был человеком с очень большим горизонтом планирования. Георгий Жуков рассказывал Константину Симонову, что Сталин хорошо разбирался в стратегии, поскольку она пересекалась с политикой. Но он плохо разбирался с тактикой – все, что он указывал, было практически нежизнеспособно. Однако именно это сталинское качество – иметь горизонт планирования на несколько шагов вперед – сыграло огромную роль в нашей будущей победе. А в 1941 году оно же позволило ему избежать полного разгрома и гибели страны и переиграть сильных в промышленном отношении немцев.  Сталин ни в коей мере не был свадебным маршалом. Многие ключевые решения он принимал сам.

– А как же репрессии в высшем командном составе Красной Армии? Или, наоборот, поиск и выявление «врагов» позволил избежать их предательства в будущем, как считают некоторые эксперты?

– Я считаю, что репрессии при их негативной роли не имели все же такого решающего значения. Численность офицерского корпуса в мае 1941 года – 400 тысяч человек. Считается, что репрессии 1937–1938 годов затронули лишь 4 процента от общей численности красных командиров. Между тем в последующие годы перед войной проводится интенсивная реорганизация армии. Наблюдался ее взрывной рост: в августе 1939 года Красная Армия насчитывала 3 миллиона 800 тысяч человек, а к 22 июня 1941 года – 5 миллионов 400 тысяч. Офицерский корпус вырос сообразно численности вооруженных сил. Понятно, что качество его подготовки местами было не очень. Для этого времени характерно быстрое продвижение командиров по службе. В результате дивизиями командовали полковники вместо генерал-майоров, корпусами – генерал-майоры, полками – майоры. На этом фоне роль репрессий была невелика. Да, плохо, что у нас перед войной не было необходимого количества толковых командиров, но не следует считать, что именно репрессии подорвали нашу мощь. Да, они негативно повлияли. Но чтобы подорвать мощь...

«КРАСНАЯ АРМИЯ 1941 ГОДА ИМЕЛА ВООРУЖЕНИЕ, СТОЯЩЕЕ НА ПЕРЕДОВОЙ ЛИНИИ ТОГДАШНЕЙ НАУКИ»

– Еще один миф, связанный с началом Великой Отечественной, – якобы наша армия поголовно была вооружена только винтовками Мосина.

– Когда мне говорят о том, что с нашей стороны были только винтовки Мосина, а с немецкой – автоматы, мне хочется покрутить пальцем у виска. Реально Красная Армия в колоссальных количествах располагала самозарядными винтовками Токарева (СВТ). Они стояли на голову выше и обычных магазинных винтовок, и пистолетов-пулеметов. Красная Армия вложила миллиард рублей в перевооружение стрелковым оружием СВТ. Эти СВТ давали очень большую огневую мощь. Но чем дальше развивалась война, тем больше приходило низкоквалифицированных людей в армию, и они с СВТ уже не справлялись. Однако огромные предвоенные затраты на вооружение все-таки сыграли свою роль. Если бы война повременила или развивалась бы не так плохо, мы были бы оснащены как американская армия. Что касается немцев, то они долгое время были загнаны в угол условиями Версальского мира и сжиганием – в буквальном смысле – вооружения кайзеровской армии. Свои винтовки они тогда складывали в штабеля и сжигали. Поэтому впоследствии они были вынуждены быстро-быстро производить хоть что-нибудь. Вооружить армию самозарядными винтовками у них не было технической возможности. Потом они пытались нас догнать, но не смогли – так же как располагавшие хорошими опытными образцами самозарядок англичане войну провоевали все-таки с магазинными винтовками и с пистолетами-пулеметами. Хотя, если бы они пошевелились вовремя, они бы наверняка нашли деньги на то, чтобы перевооружить бойцов первой линии.

Между тем самозарядки – это был мейнстрим того времени. Это было дорого, требовало подготовки квалифицированных бойцов, которые умели хотя бы чистить винтовки после стрельбы. В любом случае реальная Красная Армия 1941 года имела вооружение, стоящее на передовой линии тогдашней науки. В приграничных округах были тысячи самозарядок. К примеру, дивизия насчитывала 10 тысяч человек, и в ее распоряжении могло быть 4 тысячи самозарядок. Так что наши бойцы первой линии были вооружены самым передовым на тот момент оружием. В 1945 году в обиходе были уже ППШ, но это было обусловлено дальней войной, когда людей надо оснащать хоть чем-то, производимом на консервном заводе. ППШ – это, как я называю, «молотые шишки». А самозарядки – это советский хайтек.

– Но почему же мы с нашим суперсовременным вооружением потеряли в 1941 году 3 миллиона только пленными?

– К уровню вооружения этот факт имеет слабое отношение. Немцы использовали танковые группы, огромные по своим размерам и полностью моторизованные. Равного по силе не было ни Англии, ни у Франции, ни у СССР. Вот эти танковые группы ответственны за наши 3 миллиона пленных. Но в том, что мы все-таки сняли стружку с немцев, так что они пришли изрядно потрепанными к Москве, есть и заслуга СВТ, и подготовки советских бойцов по системе «Ворошиловский стрелок». Снайпинг был поднят в Красной Армии на достаточную высоту еще в мирное время. Это было обусловлено простым наличием винтовок с оптическим прицелом. Немцы со своим блицкригом о своем же опыте Первой мировой забыли. Для немцев расцвет снайпинга – 1914 год. А в 40-е годы они уже ничего не могли противопоставить большому количеству советских снайперов. Однако в 1941 году их танковые группы все перевешивали. Это было как пудовая гиря – ее клали на весы, и она все перевешивала.

– Хорошо, 3 миллиона красноармейцев были взяты немцами в плен. А сколько было погибших с нашей стороны за тот же период 1941 года?

– Тут сложно провести границу между пленными и погибшими. Но общие безвозвратные потери Красной Армии в 1941-м – более 5,3 миллиона человек, по недавним подсчетам. Оставшиеся потери – свыше 8 миллионов – приходятся на 1942–1945 годы.

– Более 5 миллионов человек! Но ведь это вся Красная Армия!

– Это просто совпадение цифр, это не те люди. Герой Советского Союза Василий Архипов прошел всю войну – он что, куда-то делся после 1941 года?  Будущий маршал Павел Ротмистров, участвовавший в приграничных сражениях и начинавший войну в Прибалтике – он что, куда-то делся? И это если только брать людей, широко всем известных. В число потерь, о которых я говорю, входит масса народа, который был призван и стал под ружье уже после начала войны. Но малое число бойцов кадровой армии все же сохранилось. Вспомним для примера и Ивана Болдина, командующего Западным фронтом, который вышел из окружения под Белостоком, с боями прошел по вражеским тылам и уже в августе был принят Сталиным в Кремле. Или Иван Стрельбицкий, который командовал подольскими курсантами и затормозил немецкое наступление на Ильинском рубеже. Эти люди входили в армию мирного времени. Разве они куда-то исчезли после приграничных боев? Нет, тот же Стрельбицкий дожил до 1980 года. Нельзя говорить, что наша армия стояла в 1941 году у границы, а потом куда-то исчезла, была унесена ветром. Это совершенно не так.

– Перелом в войне наступил вместе с битвой под Москвой?

– Да, но он был подготовлен действиями людей, которые прошли первые месяцы войны от границы и до Подмосковья. Без этих действий защитников Москвы просто бы смели. Если бы к столице СССР подошла та самая немецкая армия, которая 22 июня 1941 года стояла у границы, то результат сражений мог бы быть иным. Но к Москве пришел уже совсем другой вермахт, с которого сняли стружку.

– Как вы полагаете, России больше не суждено пройти через те круги ада, через которые она прошла в июне 1941-го? Ведь сейчас у нас тоже очень напряженные отношения с западными соседями. Или технологии ведения современной войны слишком изменились, чтобы нам опасаться прямого вторжения?

– Эпоха сменилась. Сейчас нет на горизонте условных «монголов» или «нацистов». Повторения событий именно в таком виде, я думаю, не будет. Могут возникнуть серьезные проблемы, но лицо врага будет другим. Мы живем в другом времени. 1941 год принадлежит к эпохе миллионных армий, а она, скорее всего, уже не повторится в нашей истории.

Алексей Исаев  российский историк, кандидат исторических наук.

Родился 15 августа 1974 года в Ташкенте. С 1987 года проживает в Москве. Окончил факультет кибернетики Московского инженерно-физического института (кафедра системного анализа). Работал в Российском государственном военном архиве и Центральном архиве минобороны России. В 2007–2010 годах – внештатный сотрудник Института военной истории министерства обороны РФ.

В 2012 году в Московском государственном гуманитарном университете им. Шолохова под научным руководством кандидата исторических наук, доцента Юрия Никифорова защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук по теме «Боевые действия Юго-Западного и Южного фронтов в начале Великой Отечественной войны: 22 июня – 9 июля 1941 года» (специальность 07.00.02 — «отечественная история»).

Помимо научной и литературной деятельности, работает инженером в сфере телекоммуникаций. Автор статей в журнале «Полигон», в газете «Независимое военное обозрение», автор предисловий и комментариев к мемуарам Михаила Катукова, Матвея Захарова, Иоахима Видера, Эберхарда фон Макензена. Опубликовал множество книг, посвященных истории Великой Отечественной войны. Среди них – «Антисуворов. Большая ложь маленького человечка», «Антисуворов. Десять мифов Второй мировой», «Краткий курс истории ВОВ. Наступление маршала Шапошникова», «Котлы 41-го». История ВОВ, которую мы не знали», «22 июня. Черный день календаря» (в соавторстве с Артемом Драбкиным) и др.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (133) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
22.06.2018 08:39

80 лет прошло, а некоторые аналитеги застряли навсегда в тех временах. и готовятся к тем же войнам... как вы представляете себе завоевание России? у каждого столба, в каждой деревне от смоленска до владивостока будет стоять рота нато? ресурсов не хватит. Завоюют москву и победа? ну наполеон завоевал столицу, и что? Сейчас нет задачи силой завоевать территорию, гораздо эффективнее посадить марионеточное правительство, которое будет работать на своего хозяина, но при этом жестко держать в узде оболваненное население. не важно чем, песнями о внешних врагах, вставании с колен, духовных скрепах, пятой колонне, бесконечными парадами, фейерверками и салютами в честь прошлых побед и т.п.. главное, что бы страна не развивалась, а так и осталась на месте в роли нефтескважины, или рудника... что мы и имеем место наблюдать...

  • Анонимно
    22.06.2018 08:32

    Азат Д

    Ага, до Москвы отступали, за несколько месяцев.

  • Анонимно
    22.06.2018 08:39

    80 лет прошло, а некоторые аналитеги застряли навсегда в тех временах. и готовятся к тем же войнам... как вы представляете себе завоевание России? у каждого столба, в каждой деревне от смоленска до владивостока будет стоять рота нато? ресурсов не хватит. Завоюют москву и победа? ну наполеон завоевал столицу, и что? Сейчас нет задачи силой завоевать территорию, гораздо эффективнее посадить марионеточное правительство, которое будет работать на своего хозяина, но при этом жестко держать в узде оболваненное население. не важно чем, песнями о внешних врагах, вставании с колен, духовных скрепах, пятой колонне, бесконечными парадами, фейерверками и салютами в честь прошлых побед и т.п.. главное, что бы страна не развивалась, а так и осталась на месте в роли нефтескважины, или рудника... что мы и имеем место наблюдать...

    • Анонимно
      22.06.2018 09:07

      Кто прогонит воров и жуликов, победит коррупцию, уберет дураков и построит дороги и не будет запрещать родные языки-добро пожаловать в Россию

      • Анонимно
        22.06.2018 10:46

        не хотят такую Россию. вас заминусовали. по 08. 39. - ч. т. д.

      • Анонимно
        22.06.2018 11:51

        09:07 Просто так, а ведь всякие "бандеровцы" тоже, воюя против своей Родины оправдывали себя, дескать воюют против Сталина. Сколько времени прошло, а по прежнему есть категория граждан, готовых переметнутся.

        • Анонимно
          22.06.2018 12:12

          К сожалению, после большевистского переворота 1917 года, многие люди имели две Родины. За которые и воевали.
          Никто в мире так не разделял страну, что бы Гражданская война продолжалась уже почти 100 лет.

    • Анонимно
      22.06.2018 10:39

      Рад, что хоть кто то это понимает

    • Анонимно
      22.06.2018 11:36

      Просто в качестве иллюстрации:
      Войска НАТО маршируют под Нарвой, т.е. по территории СССР.
      http://baltnews.ee/obc/20170210/1015685882.html

      Кто то из рожденных в ССР. мог бы такое предположить?

      • Анонимно
        22.06.2018 11:50

        Конечно - мог. А что тут необычного для вас?
        Прибалтика изначально, с момента 1940 года, не признавалась частью СССР.

        • Анонимно
          22.06.2018 12:14

          Мало того, добавлю. В 1983 году, во времена андроповщины, срочники- эстонцы на политинформациях, в батальоне, прямо говорили замполитам - что мы не будем жить в СССР.

          • Анонимно
            22.06.2018 20:34

            да, зато сейчас они "отлично" живут. и дальше только хуже у них будет. я просто констатирую. население на глазах тает. убежали все на заработки.

            • Анонимно
              22.06.2018 20:40

              Если всё так у них "плохо", абсолютно не понятно, почему всё русское население упорно не желает вернуться на историческую родину ни из одной прибалтийской страны.

              • Анонимно
                23.06.2018 04:59

                20.40 Также и татарское население, живущее за пределами Татастана, обратно не рвется в него. Много тут крикунров, любящих свою "историческую" родину из Москвы и Питера. Оттуда любить лучше.

      • Анонимно
        22.06.2018 12:06

        Азат Д

        Как они там оказались? С боями прорвались, или сами местные жители пригласили, их защитить?

      • Анонимно
        22.06.2018 12:07

        Азат Д

        Вообще то, в 41 Москву на английских танках Валентайн обороняли.

      • Анонимно
        22.06.2018 13:16

        А чем наш режим лучше?

      • Азат Д
        22.06.2018 20:48


        Так вроде говорят прибалты ненавидят СССР, а тут памятник "оккупантам"?

    • Анонимно
      22.06.2018 13:13

      Прикол в том, что даже наши скважины и рудники никому давно не нужны. Газа по миру полно (США мировой лидер по экспорту газа, кстати, а совсем не мы), нефти до фига и больше.
      И, внимание! Даже леса (да, да, леса!) Китай экспортирует больше, чем Россия )))

      • Анонимно
        22.06.2018 20:35

        спасибо за инфу о "мировом лидерстве сша по экспорту газа". зачем так откровенно врать?

      • Анонимно
        28.06.2018 18:55

        Только лес российский.

    • Анонимно
      22.06.2018 17:30

      Раздробленность и выяснение кто главный до добра не доводит. На дворе торговая война, до фактической рукой подать. Невыученные уроки истории приведут к эпическому фейлу.
      17лет тюрко-монголы не могли победить Волжскую Булгарию, а потом была Калка, выводы после которой не сделали, и вот, у стен стоит Орда.

  • Анонимно
    22.06.2018 08:49

    Ну, Исаеву ставить себя в один ряд с Суворовым-Резуном , это слишком натянуто. Понятно, что хочется прильнут к чьей то славе и заодно погреть себя.
    Всё, что говорит здесь Исаев, давно уже опубликовано в сотнях мемуаров, которыми были заполнены ВСЕ библиотеки Советского Союза.
    И эти дебри, куда Исаев заводит, мешая в одну кучу количество танков, пленных, винтовок, выбитые зубы Рокоссовского в подвалах НКВД - это старый советский приём, позволяющий спрятать в трясину неизвестности правду о Войне.
    А правда в том, что на смену почти 4 млн. Красной Армии, попавшей с 22 июня по 31 декабря 1941 года, в плен - за этот же период было призвано 18 МЛН ЧЕЛОВЕК.
    Вопрос: Где были эти 18 млн. человек, если Советская историография нам 70 лет уже "доказывает" что Москву защитили 100 курсантов Подольского училища?
    Кто сейчас знает, что с 22 июня 1941 года по 1 июня 1945 года было призвано 43 МЛН ЧЕЛОВЕК?
    А по открытым, но разрозненным данным советского времени, не вернулись с фронта от 50-до 70 % призванных из населённых пунктов. Все 70-е годы прошли под этим : "Каждый второй не вернулся с войны". Положение для КПСС спасало то, что тогда не было никаких цифр о призыве в армию в годы войны. Никто не знал о ТАКИХ катастрофических цифрах.
    Учитывая, что официально до сих пор значится 8 млн погибших и пропавших без вести, то где "потерялись" ещё 12 -13 млн человек? Или это и есть погибшие, но зачисленные в "пропавшие без вести", за которых не надо было платить пособия вдовам и детям?

    • Буре
      22.06.2018 09:11

      В каждой деревне стояли обелиски с именами не вернувшихся
      От 50-70 % от призванных
      1920, 21, 22 года рождения почти все погибли
      Совсем молодые Вечная им память

      • Анонимно
        22.06.2018 10:54

        1921 и 1922 года молодые призывники без военной подготовки в своем большинстве погибли в Сталинграде,в основном от бомбежек немецкой авиации.

    • Анонимно
      22.06.2018 09:16

      Исаеву осталось осветить также такой скользкий вопрос, кто эти 20% "хиви" которые официально разрешалось иметь в дивизии вермахта, откуда они взялись, и вооружены они были вовсе не лопатама и палками.

    • Анонимно
      22.06.2018 10:40

      Прежде чем делать выводы кого и куда в один ряд ставить, узнайте результаты выяснения подлинности данных предоставляемых Суворовым-Резуном.

      • Анонимно
        22.06.2018 10:48

        Весь его ЛЕДОКОЛ построен на ссылках на открытые официальные источники

        • Анонимно
          30.06.2018 16:03

          Пересчитайте цифры, которые даёт Суворов, и будет вам щастье. Не поленилась - пересчитала - прослезилась: то, что в начале любой книги Суворова даётся в абсолютных цифрах, а в конце то же самое, но в процентах - не совпало ни разу. Ну и кто после этого врёт?
          В уважающих себя городах книги Суворова продаются в разделе "Научная фантастика". И поделом!

        • Анонимно
          30.06.2018 16:04

          И "Ледокол" не исключение. Понапихано цифр, а друг с другом ни одна не бьётся.

          • Анонимно
            2.07.2018 07:08

            Суворова можно упрекать в ошибках и неточностях, но основные его гипотезы, что диспозиция Красной Армии в июне 1941 года не была оборонительной и что Сталин готовился к наступательному походу в Европу в стремлении установить там социализм по советскому образцу, а Гитлер его опередил, так никто и не смог опровергнуть. Среди сторонников и последователей Суворова хватает и вполне серьёзных учёных. Работы Мельтюхова или Павловой, например, прямо или косвенно концепцию Ледокола подтверждают.

    • Анонимно
      8.07.2018 17:17

      Вы забыли добавить "к славе величайшего историка современности - Виктора Резуна". Ну и побольше обжигающей ПРАВДЫ от этого историка: Ледокол, День М, Самоубийство, Тень Победы и другие "исторические" труды.

  • ПанАлекс
    22.06.2018 09:14

    Странно что даже Исаев не пользуется открытыми архивами и поддался антисталинской пропаганде, переписавшей всю историю ВОВ, которая и выдумала миф о "внезапном нападении вермахта и ложь что именно Сталин не позволял организовать отпор гитлеровцам.
    Упомянутая здесь "директива №1" - переданная всем штабам военных округов в районе 0ч-1ч ночи на 22 июня Генеральным штабом, то есть Жуковым и министром обороны (Сталин вообще тут ни при чем), отдавала приказ занять оборону по всей границе, включая непосредственно позиции на самой границе (вывод войск, не пограничных, на саму границу юридически считалось объявлением войны!). Причем в самой "директиве №1 (0) прямо упоминались предыдущие "директивы" (пакеты№) № 2, 3, 4 - так и указана - "во исполнении" - то есть те директивы (пакеты приказов) были выданы в предыдущие 2 недели и были направлены на подготовку к войне. Вот автор как раз показал на примере 125 дивизии, что она была полностью укомплектована и выведена на позиции, хотя по нормам мирного времени для полной подготовки дивизии из мирного состояния в военное требуется от 2 недель до месяца!
    Исаев то подтверждает этот факт многочисленными примерами что Красная Армия организационно была готова к войне на 01 час 22 июня... Кроме Белорусского военного округа генерала Павлова.
    Но Исаев обманывает когда говорит про 25900 танков СССР. Это только на бумаге! Нормальных танков, которые могли вести войну было в районе 8 тыс. Остальной хлам - произведенные и закупленные еще в эпоху Тухачевским и Корком как бы танки. Но эти, доходящие до 5 башен уродцы, были хороши для парадов и кино, но для войны "танки", броня которых простреливалась пулеметом, а ресурс двигателя до капремонта от 300 км, при отсутствии рембазы и запчастей, привели к тому, что большинство так и осталось на базах!
    Я прошу просто читателей подумать своей головой - если в 1939 мировой рейтинг по силе армий возглавляла Франция, а Красная армия не входила даже в 10ку, уступая Польше, то могла ли она на равных в 1941, когда на Гитлера работала вся Европа, включая Францию и Польшу, вооружения которых были уже у Гитлера?
    А теперь главная причина поражения лета 1941г. - измена Павлова, которого считают соучастником готовящегося госпереворота маршалов 1937г. (нахождение в Испании спасло). Ведь именно Белорусский округ не выполнил ни одной Директивы Жукова! Войска на главном направлении удара оказались полностью не готовы! Знаменитые цифры авиапотерь - "1200 самолетов в 1 день войны" относятся на 98% к БВО - только там не выполнен приказ о срочной передислокации самолетов на запасные аэродромы, после чего немцы бомбили пустые заранее намеченные цели! Помните кто застрелился после потерь - в каком округе служил? Есть примеры и прямого саботажа Директив - так вместо того, чтобы в соответствии с Директивами готовить артиллерию, забирать со складов боевые снаряды, штаб Павлова издает приказ о срочном сборе командиров артподразделений в штабе 22 июня якобы для "учебы". А кто разбирается в военном деле тот понял, что "секретные директивы" доводились только до командиров и при начале войны при отсутствии этих командиров в своих частях... И таких примеров саботажа и измены немало.
    Но антисталинская истерия Хрущева и партноменклатуры настолько сильны были, что фактически реабилитировали изменника Павлова, а виновником всех провалов - конечно же Сталин... Хотя когда тот с членами Политбюро явился в Генштаб 28 июня с требованием дать хоть какую-нибудь информацию о положении дел, Жуков, с матом, выставил их оттуда, говоря, что они никто и не являются его начальством. Через месяц появилась должность Главнокомандующего, приняв которую и взял на себя всю ответственность Сталин.
    Кстати, почему Исаев даже "План Барбароса" перевирает - не читал полный текст? Ведь в планах Гитлера разгром Красной Армии вовсе не был главной целью летней компании 1941г...

    • Анонимно
      22.06.2018 17:21

      Честно говоря никогда не пойму, как в здравом уме и, казалось бы, обладая интеллектом, человек может быть сталинистом...

      • Анонимно
        22.06.2018 19:40

        До тех пор, пока зубы не выбьют в подвалах, и рёбра не пересчитают, и семью не отправят в ледяные степи Казахстана и Алтая. Хотя и потом некоторые кричали :"Да здравствует Сталин!"...

    • Анонимно
      23.06.2018 13:38

      Про танки Вы крепко сказали. Исаев здесь не врёт, а даёт общую численность на начало войны. В лекциях у него достаточно подробно описываются состав вооружений и численности войск. Кстати Т-34 был уже на вооружении и в 1941 году правда с 76 мил.пушкой. На захваченных у нас Т-34 и КВ-1 немцы также воевали. А хлам, о котором Вы пишете практически полёг полностью преградой на южном направлении.
      С остальными доводами полностью согласен.

  • Анонимно
    22.06.2018 09:33

    Несмотря на многочисленные попытки Исаева и ему подобных опровергнуть взгляды Резуна-Суворова, никаких убедительных "анти-теорий" пока нет!

    • Анонимно
      22.06.2018 11:59

      Некомпетентность я так понимаю с вашей стороны уважаемый, не просто попытки, а его теории опровергнуты. "Убедительных" это значит с чем вы согласны или не согласны, т.е. ваше мнение главное?

      • Анонимно
        22.06.2018 12:42

        Если бы они были опровергнуты, новые книжки Суворова никто бы не покупал. А не берут как раз опусы его ниспровергателей, которые никому не интересны.

        • Анонимно
          22.06.2018 13:23

          По вашей логике если в магазинах покупают сигареты то значит выводы о их вреде тоже не верны, раз они продаются??? Бульварное чтиво оно как раз для тех кто не затрудняет себя поиском правды.

          • Анонимно
            22.06.2018 14:00

            Сравнение - некорректное: сигареты вредны всем, а взгляды Суворова - лишь сталинистам.

            • Анонимно
              22.06.2018 16:29

              множество тех кто курит, считают это безвредным или мало вредным, взгляды Суворова не вредны, они ложны по определению, если вы считаете тех кто оперирует архивными данными сталинистами то в эту категорию входят многие, и значит это тоже по определению ложь.

        • Анонимно
          22.06.2018 17:15

          В своё время тоже покупал Суворова. А когда понял, что по сути он изменник присяге, сжег все его книги в мангале. Он не имеет права писать НИЧЕГО.

          • Азат Д
            22.06.2018 17:22


            Кому он присягу давал?

            • Анонимно
              22.06.2018 18:25

              Википедия в помощь.

            • Анонимно
              22.06.2018 19:43

              Азату Д

              Народ у нас хитрый.
              У него все виноваты, но не ОН САМ.
              То, что вся страна в 1991 году не выполнила Присягу, никто не вспоминает. Кровью защитить Родину и отдать жизнь.
              А всю вину свалили на Суворова-Резуна. И спокойны. В тихой радости...)))

              • Анонимно
                22.06.2018 22:11

                Напомнил я родственнику офицеру о присяге. Он кричал на меня что ему плевать на страну и только деньги его интересовали. Больше его не видел с тех пор.

          • Анонимно
            22.06.2018 18:57

            Как правило, все оппоненты Суворова, так и не сумев найти серьёзных аргументов против его гипотез, переходят на описание гнусности и мерзости его личностных качеств...

            • Анонимно
              22.06.2018 22:06

              В любом государстве с изменниками не спорят. И не разговаривают.

            • Анонимно
              24.06.2018 00:17

              Не понимаю, как можно говорить о том что уже давно и четко ясно всем, данный псевдо писатель Суворов написал одну ложь, это доказано

              • Анонимно
                25.06.2018 07:04

                Это только Вам так кажется: никто пока не смог чётко доказать, что в июне 1941 года диспозиция Красной Армии была оборонительной и что Сталин готовил страну к обороне, а не к наступательному походу в Европу для установления там социализма по советскому образцу. У Суворова хватает и аргументов, а также единомышленников и последователей среди вполне серьёзных учёных поавторитетнее Исаева.

            • Анонимно
              30.06.2018 16:11

              Ещё в конце 1990-х-начале 2000-х гг. своими глазами читала в журнале "Отечественная история" покаянное письмо Резуна, где он чёрным по белому пишет: дескать, ребята, простите, но за бугром кушать очень хочется, да особо не на что. А тема российской истории архи-популярна. Поэтому малость привирать приходится, чтоб тираж разошёлся. Вы ж понимаете, россияне...
              Какие ещё аргументы тут нужны?
              После этого вообще тьфу на него.

  • Анонимно
    22.06.2018 09:58

    Странная логика у кандидата исторических наук.
    Очень странная:

    "Я так и написал в книге, что монголы проявили себя в истории как «прецедент силы, способной сокрушить русскую государственность».

    Когда монголы "сокрушили русскую государственность" - в начале 13 века и "русских-то" не было - они появились гораздо позднее в результате "смешения" славян, тюрок, финно-угоров и тех же монгол.

    А сама "Русь" представляла обособленные небольшие княжества - Тверское, Московское, Владимирское, Ярославское и др., постоянно воевавшие друг с другом.

    Удивительно другое - как небольшой городок в дремучих лесах под непонятным названием "Москва" стал наследницей огромной Монгольской империи, раскинувшейся "от океана до океана".

    У нацистов не было ни одного шанса победить многонациональную Русско-монгольскую империю.

    Кстати, братья-монголы, несмотря на то, что им неоднократно отказывали во вступлении в СССР, помогали народам СССР в битве с нацизмом войсками, поставками мяса, теплой одежды и др.

    Гитлеровцы не раз бежали охваченные ужасом, когда на них с монгольским боевым кличем "УУУРРРРААААААА"налетали всадники с раскосыми глазами на низкорослых мохнатых лошадях.

    Вечная память Героям, разгромивших нацистские орды.

    • Shlieman
      22.06.2018 10:42

      Да уж, у этого историка странная логика, "русская государственность" и монголы...? , вообще то российская государственность восходит к Орде и Восточной римской империи, а не к древнерусским княжествам. То есть к 15 - 16 векам, а не к 13 в. Историк видимо плохо историю изучал.

      • Анонимно
        22.06.2018 16:05

        К XIII веку на Руси, как и в других европейских государствах, шел эпический междоусобный срач, такой же, как в этих
        Эувропах, но войн и набегов там было отнюдь не меньше. За годы, прошедшие после смерти Ярослава Мудрого, никакой единой Руси уже ДАВНО не существовало - Новгородская республика, будучи полуязіческой-полукатолической, упрямо доказывала свою самостийность. Улус Джучи - Золотая Орда на горизонте еще виден не был.

    • Shlieman
      22.06.2018 10:51

      «Монголы нового времени, уже не на лошадях, а на танках, тягачах и автомобилях, пришедшие не с востока, а с запада, грозили смертью и опустошением».
      Это даже смешно. 3/4 немецкой армии - это пехотные дивизии, которые передвигались пешком. А обозы представляли собой телеги на гужевой тяге. Кроме того на восточном фронте были две кавалерийские дивизии.

    • Анонимно
      22.06.2018 12:22

      Какая русская государственность до монголов? Они действительно разгромили Китай, другие государства. Но именно они и создали здесь государственность. Шапка мономаха, посмотрите на нее, чья это шапка

      • Анонимно
        22.06.2018 16:06

        Шапка и шапка, с виду не буденовка))

      • Анонимно
        22.06.2018 16:36

        Надо сказать, что Русь того времени представляла собой довольно необычный для Средневековья тип государства. В частности, ни в одной стране тогда не было такого количества городов (хотя тогда и стран-то в современном понимании не было). Судите сами: если даже мельком взглянуть на карту, то можно увидеть, что нехилое пространство от варяг до греков будто бы засыпано бисером сотен городов-крепостей, каждый непременно с кремлём и целой системой защитных сооружений. Скандинавские иноземцы завистливо называли всё это «Гардарикой» — страной городов. Справедливостид ради стоит сказать, что «гарда» это не столько город (центр торговли и ремесла), сколько таки да опорный пункт-крепость.

    • Анонимно
      22.06.2018 16:59

      Офигеть что у людей в голове бродит.....

  • Анонимно
    22.06.2018 10:13

    А "Катюши" ? Их роль?

    • Анонимно
      22.06.2018 10:40

      В психологическом плане монголы-всадники, несущиеся на врага, размахивающие кривыми саблями и издающие душераздирающий воинственный клич, будут пострашнее знаменитых "Катюш".

      В любой войне при прочих равных условиях определяющим победу фактором являются бесстрашные воины, готовые защищать землю своих предков от поработителей "до последней капли крови" в буквальном смысле этого "затёртого" выражения.

      Монголы никогда не считали русских - суперэтнос, состоящий из славян, тюрок, финно-угоров и других этносов России - поработителями.

      Более того они считали русских продолжателями великого дела великого монгола Чингизхана - поэтому монголы и отдавали свои жизни за свободу народов СССР, хотя Монгольская Народная Республика и не входила в состав СССР и ей нацизм напрямую не угрожал.

      Вечная слава Воинам, отдавшим жизни за Родину.

    • Анонимно
      22.06.2018 21:33

      Обычная роль артиллерии. Главное достоинство "Катюш" мобильность, чего не хватало нашей артиллерии практически всю войну. Подобные установки были и у немцев.

  • Анонимно
    22.06.2018 10:28

    Думаю надо включать голову и не видеться в крайности. Одинаково глупо поддерживать "пораженческую" точку зрения, расцвет которой пришелся на перестроечную эпоху очернения всего и вся. Так же не умно возвеличивать парадное славословие.

    Думаю, что в 1941 году в мире не была армии, способной без союзников, на равных противостоять германскому вермахту по качественной подготовке, по степени организации и управления, по грамотному командованию, и применению передовой военной науки.

    И следует признать катастрофу и разгром частей Красной Армии на западном фронте и страшные ошибки руководства страны. Вот только просвещенные европейцы на этом фоне ни на йоту не лучше. Точно так же были разгромлены сухопутные силы всех!!! европейских стран. Единственное что спасло Великобританию - пролив Ла-Манш , за которым удалось отсидеться.

    Потому честь и почёт нашим делам, что после страшного поражения, победили. Тем кому приходилось искать на сайте ОБД Мемориал, подтвердит, что наибольшее количество записей о смерти и пропаже без вести приходятся на первый год, полтора года войны. Затем уровень потерь резко снижается. Это говорит, что красная армия стала бить на равных ту самую, бывшую сильнейшую армию.

    В остальном, не думаю, что механическое складывание кол-ва призванных и вернувшихся даст реальную картину. Надо учитывать например, что с 41 по 43 год, не проводились призывы в Красную армию с оккупированных и исторически, самых густонаселенных территориях Украины Прибалтики и много много других нюансов. Арифметика школьная тут не работает. Следует много читать научные исследования, но там нет "жареной публицистики", лишь скучные выкладки, поэтому и не читаемы ангажированной публикой.

    • Анонимно
      22.06.2018 11:36

      Лето 43 года показывает, что учёт прибывающего пополнения не вёлся так же, как и в 41 и 42-м годах. У родственников до сих пор не могут найти, хотя бы, на каком участке 2000 км советско-немецкого фронта ПРОПАЛ без вести дед. Нет ни наименования фронта, ни армии, ни дивизии. Ничего. И три разных даты оформления "без вести", разницой в два и три месяца.
      Это лишь показывает и доказывает, что маршевое пополнение никто не считал. И здесь прав тот же Астафьев, который описывал введение в бой очередной маршевой роты в 1000-1500 человек, когда они просто проходили мимо позиций в атаку и полностью ложились на полях.

    • Анонимно
      22.06.2018 12:16

      Азат Д

      Англия в 40 году, отбила нападение фашистов, победив в битве за Британию, когда под Гитлером была вся Европа, и СССР помогал ресурсами.
      Тогда и США ещё не вступила в войну.

      • Анонимно
        22.06.2018 20:43

        не смешите. англию спас ла манш. и еще гитлер дал эвакуироваться английской армии из дюнкерка. почему-отдельный вопрос.

        • Азат Д
          22.06.2018 21:11


          Тогда, если использовать выше мышление, СССР спас мороз, и большая территория.
          А что, немцы не могли через Ла манш переправится, 42 км по воде, это их остановило?


      • Анонимно
        22.06.2018 21:37

        Пока не раскрыты (не сняты секретности) с документов о сепаратных переговорах 1941 г. между Великобританией и Германией истины мы не узнаем.

    • Анонимно
      22.06.2018 15:11

      Вот ведь как и здесь торжествует "воинственная серость" (не про вас) - люди готовы охаивать все и вся "русско-расейское", совершенно не включая голову! Даже Ельцинско-Путинское министерство обороны почти 15-20 лет проводило пересмотр архивов, их оцифровку и анализ, после чего пришли к неутешительному выводу для "заказчиков" потерь все же оказалось не 27 млн. и не 42 млн. , а те же 20 млн., с небольшой разницей! То есть СССР объективно отнеслось к статистике и цифрам потерь.
      И ни один из здесь читающих, похоже не интересовался результатами многолетней работы как раз видимо из за того, что зарубежные "инфоспонсоры" не проплатили этот интерес.
      Хотя большинство все же положительно оценили эту работу, когда смогли найти своих дедов и прадедов в интернет-программах.

    • Анонимно
      22.06.2018 16:16

      Англию спас не Ла Манш, а королевские ВВС и ВМС, которые не позволили Германии высадить войска... Сравните количество люфтваффена восточном фронте и против Великобрттании - протрезвеете от велидержавного угара. Это к вопросу чем занимались союзники

  • Shlieman
    22.06.2018 10:53

    Без ленд-лиза союз не смог бы победить, это факт.

    • Анонимно
      22.06.2018 11:25

      Подкрепите, пожалуйста, Ваше голословное высказывание фактами и доказательствами.

      Иначе, мягко говоря, Ваше высказывание является ложным.

      • Shlieman
        22.06.2018 11:43

        Ну надо понимать, что война - это не про героизм, а про снабжение. Без грузовиков невозможно вовремя доставлять тяжелую артиллерию и аммуницию для танковых и моторизованных частей. А это грузовики студебеккер. Даже все рсзо стояли на шасси студебеккера.
        Алюминий для производства самолетов. Союз с осени уже не производил алюминия в достаточных количества, потому что были утрачены заводы в Украине и Днепрогэс. Сами самолеты поставлялись. Без самолетов невозможно завоевать господство в воздухе.

        • Анонимно
          22.06.2018 12:01

          Извините, но нужны не пустые слова, а цифры.

          Сколько самолетов, танков, орудий и т.д. выпустил СССР, а сколько было поставлено по ленд-лизу.

          Вы же наверняка знаете эти цифры.

          Помнится со школьных времён - 50 лет назад, что СССР выпустил около 160 тысяч самолетов, а получил по ленд-лизу около 10 тысяч - в 16 раз меньше, чем было сделано советскими тружениками тыла.

          Что конечно же не умаляет помощь союзников.

          И надо помнить, что весь ленд-лиз был оплачен СССР, благодаря чему промышленность США и вышла на 1-е место в мире после 2-й Мировой войны.

          Вечная память погибшим во 2-й Великой Отечественной Войне.

          • Анонимно
            22.06.2018 12:37

            Ну так-то если сложить все типы самолетов произведенных в СССР с 1939 г. по 1945 г. то 160 тыс. не набирается, тут у вас ошибочка, можно не спеша по статистике педивикии проитись.

          • Shlieman
            22.06.2018 12:38

            Ну если вам лень заглянуть в официальные документы, я напомню.
            Сначала об оплате за поставки.
            Из закона о ленд-лизе: 1. Оружие и материалы, утраченные в ходе боевых действий, не подлежат оплате. 2. Оставшееся после окончания войны имущество, пригодное для гражданских целей, должно быть полностью или частично оплачено на основе предоставляемых США долгосрочных кредитов. 3. Неутраченное оборудование после войны должно быть возвращено США. Естественно союз лишь частично оплачивал поставки, в итоге это примерно 10% поставок было оплачено. Незначительную часть автомобилей (несколько сотен) после войны были возвращены, во Владивостокском порту их грузили на американские корабли, где были установлены прессы, их прессовали на перепловку, потому что за время службы машины пришли в негодность. А когда началась холодная война, союз вообще перестал платить. А американцы и не настаивали.

          • Shlieman
            22.06.2018 13:23

            Добавка по оплате поставок ленд-лиза.
            Соглашение о порядке погашения долгов удалось заключить лишь в 1972 году. СССР обязался уплатить до 2001 года 722 млн долларов. Но после перечисления 48 млн долларов выплаты вновь прекратились в связи с принятием США дискриминационной поправки Джексона — Вэника. Вновь этот вопрос подняли в 1990 году на встрече президентов СССР и США. Были установлены новая сумма — 674 млн долларов — и срок окончательного погашения — 2030 год. После распада СССР обязательства по этому долгу перешли к России. Россия до сих пор не оплатила долг. Долги по линии МВФ оплатила, а ленд-лиз нет.

          • Shlieman
            22.06.2018 14:34

            Теперь по технике. Всего СССР получил по ленд-лизу 447 785 автомобилей. Показательно, что советская промышленность за годы войны изготовила только 265 тыс. автомобилей. Таким образом, количество полученных от союзников машин более чем в 1,5 раза превысило собственное производство. К тому же это были настоящие армейские автомобили, приспособленные к эксплуатации во фронтовых условиях, в то время как отечественная промышленность поставляла армии обычные народно-хозяйственные машины.

          • Анонимно
            22.06.2018 15:17

            Вы как раз не в курсе гениальности Сталина из за многих лет антисталинской истерии! Первоначально ленд-лиз планировался в США как помощь Гитлеру. У которого не получилось изобразить как с Польшей "жертву нападения". Сталин переиграл и Германию и США, которым пришлось не только поставить технику (особенно много груз. авто), но и поставить большую часть бесплатно! Точнее поставил условие США что поскольку народ СССР несет всю тяжесть войны, пока США не открывают 2 фронт, то США обязаны "простить долги" за поставки. И те "простили"!
            ПанАлекс

          • Shlieman
            23.06.2018 11:50

            То что касается самолетов. Можно много говорить, но я приведу только официальные цифры. Произведено в союзе 140,5 тыс. и поставлено по ленд-лизу 18,3 тыс. (13% от отечественного производства). Так что советский учебник давал искаженные, мягко говоря, цифры. И самолеты для армии американцы делали хорошие. Один из самолетов, P39 airocobra (этими самолетами оснащались армейские авиаполки на южных фронтах) на низких и средних высотах успешно воевал против мессершмитов вплоть до конца 1944 г. Александр Покрышкин, лучший ас антигитлеровской коалиции, трижды герой, сбивший 59 самолетов лично и 6 в группе, в том числе как командир полка, хвалил этот самолет.

        • Анонимно
          22.06.2018 12:24

          Катюши стояли на наших полуторках. Это потом их стали оснащать. Справились бы и ленд-лиза. Хотя действительно он помог может быть быстрее добраться до Берлина. Однако, если бы не эта помощь, США тоже стерли бы с лица земли

      • Анонимно
        22.06.2018 11:47

        ВСЕ двигателя - танковые и авиационные, были изготовлены из алюминия США.
        ВСЯ броня была изготовлена при помощи броневых присадок из США.
        ВСЁ топливо авиационное было изготовлено при помощи присадок высокооктановых из США.
        50 % пороха - из США.
        400 тысяч грузовиков, на шасси которых базировались ВСЕ миномёты Катюша, ВСЕ артиллерийские системы от 76 мм и до 152 мм, автобаты рем и транспортного войскового сопровождения.
        ВСЕ станки , изготавливающие орудийные стволы артсистем от 76мм до 152 мм.
        От 50 % до 70 % всего работающего машиностроительного оборудования, которое было поставлено на перебазированные заводы в Поволжье и в Сибирь.
        Кстати - все эти заводы в 30-х годах (так называемая индустриализация) и были построены американцами.
        Пока этого хватит, надеюсь?

        • Анонимно
          22.06.2018 12:35

          Извините, но Вы просто нагло врёте и "подтасовываете" факты.

          Например, не было столько "Катюш", что бы их установить на "400 тысяч грузовиков, на шасси которых базировались ВСЕ миномёты Катюша".

          Кстати, советскими героическими тружениками тыла было выпущено около 600 грузовиков ЗИС-6, на котором были установлены "Катюши".

          Алюминия в СССР во время войны было произведено 283 тысячи тонн.
          И т.д.

          Не надо демонстрировать своё невежество и чванство всему миру.

          И не надейтесь, что Ваше хамство по отношению к Героям фронта и тыла останется незамеченным.

          А союзникам спасибо за их помощь техникой, материалами и продовольствием.
          Хотя могли бы и отказаться от выплаты СССР по ленд-лизу - ведь народы СССР заплатили за Победу своими жизнями, которые не сопоставимы с танками и прочими пушками...

          • Анонимно
            22.06.2018 15:16

            Азат Д

            Кто сказал, что на всех Студебеккерах были гвардейские минометы Катюша?
            Да и вы больше оппонента обсуждаете чем конкретные данные приводите.

          • Азат Д
            22.06.2018 17:07


            Прототипом трехосного ЗИСа в начале 30-х был грузовик АМО-3-НАТИ, созданный на базе двухосного грузовика АМО-3, который был результатом освоения советским производством сборки американских машинокомплектов грузовиков Autocar Dispatch SA,

        • Анонимно
          22.06.2018 12:42

          Забыли указать, что на Уралвагонзаводе были закуплены и установлены прокатные станы и самый мощный пресс поставленные и запущенные в дело немцами в 1937 - 1940 г.г. Наверное думали назад скоро забрать, да вот не получилось.

        • Анонимно
          22.06.2018 21:43

          Солдаты были только не из США !

          • Азат Д
            22.06.2018 21:55


            То есть по вам, ещё и американские солдаты должны были воевать за СССР?
            Кстати , английские солдаты гибли, ведя конвои с оружием для СССР в Мурманск.

      • Анонимно
        22.06.2018 12:18

        Азат Д

        Под Москвой на Валентайнах воевали, Покрышкин на Аэрокобре, вся армия ездила на Студебеккерах, ела американскую тущенку, после войны, в СССР был голод.

        • Анонимно
          22.06.2018 13:53

          даже двигатель у "тридцатьчетверки" был американский.

          • Азат Д
            22.06.2018 16:59


            Авиадвигатели копиии БМВ, американского Циклона, пушки, Испано Сюиза
            ППШ - Суоми
            винт Мосина - Наган
            ТТ - Кольт 1911
            Каска, копия итальянской

        • Анонимно
          22.06.2018 17:06

          Кстати, в США после 45 года талоны на продукты ввели. Так как много продовольствия пришлось отправлять в европейские страны, и советские республики.

    • Анонимно
      22.06.2018 22:01

      США понимали куда вкладываются. В потенциального пораженца они бы не вкладывались. О разделе послевоенного мира Рузвельт и Черчиль обсуждали уже в августе 1941 года, когда поняли, что план Барбароса не состоялся. "Атлантическая хартия"

  • Анонимно
    22.06.2018 12:05

    критики Исаева А., вы сначала изучите хотя бы крупицу того что изучил Алексей а потом делайте свои умозаключения

    • Анонимно
      22.06.2018 12:37

      "Изучить" - это ещё не означает сделать правильные логические выводы.

      • Анонимно
        22.06.2018 13:32

        Согласен, но в процессе внимательного изучения и сопоставления фактов любой здравомыслящий человек сделает правильные и логические выводы и они в целом будут совпадать с выводами Исаева А.

  • Анонимно
    22.06.2018 12:48

    Если бы всё у Исаева было так благостно, то защищался бы он в более приличном месте, чем МГГУ им. Шолохова.

  • Istorik
    22.06.2018 13:46

    Заголовок смутил, подумал снова сталинисты о мудром Сталине, но статья оказалась весьма информативной и с интересными тезисами.
    Всплыли многие имена, события, даты.
    Единственно - из ключевых фактов 1941 года (на мой любительский взгляд) не упомянут массовый коллаборационизм, и то как советское руководство смогло бороться с этим явлением. Пропаганда то же переориентировалась, кроме идеологии интернационализма стали продвигаться "национальные патриотизмы"

    Спасибо!

  • Анонимно
    22.06.2018 16:46

    При этом технически мы отчасти превосходили гитлеровцев-прикол,это у нас было 25000 танков, а немцы со своими 4000 дошли до Москвы. И по самолетам у нас наверное примерно такая же разница была(почему то про потери самолетов в 1 день войны вкзде публикуют, а про последующин-тишина...). И танки у нас лучше были(чтобы там паналекс не писал)-на 1800 танков т-34,КВ-1,2 у немцев было примерно такое же количество(чуть больше) Т-3 и Т-4, которые вышеуказанные русские танки даже подбить не могли. А насчет финнов-вопрос, зачем Красная армия 25 июня бомбила Хельсинки. Так что если мы действительно хотим осмыслить ВОВ надо все факты вытаскивать, а не те, которыми нас кормят "внуки" тех стратегов, которые сейчас у власти и боятся, что народ узнает о реальной деятельности("преступного разгильдяйства") своих "дедущек". И сейчас эти "внучки" принимаюттакие же как и их деды "стратегические" решения, например о повышении пенсионного возраста....

    • Анонимно
      22.06.2018 17:49

      С финами все не очень однозначно. Сами войну они не гачинали, но предоставили немцам аэродромыс которых бомбили в частности Ленинград. После этого собственно начали бомбить финнов.

  • Азат Д
    22.06.2018 17:01


    Кстати, наши Ура-патриоты любят американцев унижать, себя возвышая. Только вот советские лётчики, не пикировали на цель.



  • Анонимно
    22.06.2018 18:23

    Этож надо скока среди комментаторов историков!
    С кандидатом исторических наук и автором монографий спорят диванные стратеги!!!!

    • Анонимно
      22.06.2018 18:45

      В таком случае продолжайте верить байкам о войне из Истории КПСС, написанной академиками и докторами исторических наук и имейте в виду, что именно работы по гуманитарным наукам доминируют в списках ДИССЕРНЕТА.

      • Анонимно
        22.06.2018 19:22

        Можно почитать иностранные учебники. Там много чего удивительного можно прочитать

    • Анонимно
      22.06.2018 19:18

      Почему бы нет. История -наука описательно-повествовательная, стало быть выстраивай события в хронологическом порядке и вперед. Дело в том, что арнументы за и против никогда не закончатся. У всех вера собственная, каждый верит в свое. Есть такие, которые верят, что факты можно искажать.

      • Анонимно
        22.06.2018 19:25

        Вот только не надо науку с религией путать! По мере открытия всех архивных материалов о войне истина должна прийти на смену слепой вере.

        • Анонимно
          22.06.2018 19:42

          При чем тут религия?
          Мы, например, верим, что при Монгольской империи была тотальная деградация

          • Анонимно
            22.06.2018 19:49

            Монголы и татары в это точно не верят!

            • Анонимно
              23.06.2018 07:01

              Что поделаель, таков уровень мышления и восприятия. Про армию монгол много можно порассказать, и лестного конечно, а вот империя была паразитической.

              • Азат Д
                23.06.2018 09:19


                Каков уровень мышления, и чем он отличается от вашего?
                Расскажите про непаразитические империи.
                Напомню, монголы не оккупировали земли, здесь монгольских оккупационных войск не было , как например советских в Восточной Европе, и монгольских правителей на Руси не было.

                • Анонимно
                  23.06.2018 11:24

                  Нееет, эти знания мы оставим при себе. Заблуждайтесь на здоровье)))

  • Анонимно
    22.06.2018 18:25

    Для Азата Д
    Был такой самолёт Пе-2 вот так и назывался ПИКИРУЮЩИЙ БОМБАРДИРОВЩИК
    ЭТ если про Ил-2 не говорить как они немцев утюжили

    • Азат Д
      22.06.2018 20:14


      С разворота, пикирование в 90 градусов, наши не пикировали, как американские лётчики на ощетинившиеся зенитками японские линкоры с эскадрами сопровождения. Первая атака это камикадзе были, практически все гибли. А если подобьют, лежишь в спасательном оранжевом жилете в океане - найдут не найдут, и кто первым, если японцы, то пристрелят.






  • Анонимно
    22.06.2018 19:09

    вечная память нашим павшим в боях с захватчиками
    смертью смерть поправ
    в 43-м в декабре мой дед прилег в белоруссии в общую могилу пехота чистые погоны чистая душа

  • Анонимно
    22.06.2018 19:49

    Нормальная книга,специалиста глубоко вникшего в тему.А то,что предатель Резун, прихватизировавший фамиию Суворов, врет по заказу спецслужб запада, которым он слил немало информации, давно известно. Кстати в одной писульке он оправдывает сталинские репрессии против военных. Исаев, пишет, что репрессировали всего 4 процента комсостава, но надо учитывать, что это было высшее звено, а главное оставшиеся на свободе, собственной тени боялись и были деморализованы.Правда часть недостреляных, перед войной и в начале ее выпустили,среди них были будущие маршалы Рокоссовский и Мерецкв и генерал армии Горбатов, выдаюшиеся полководцы ВОВ.

  • Анонимно
    23.06.2018 12:42

    Интересное интервью. Ещё интересней его лекции. После двадцати лекций немного раскрываются чакры. К сожалению в школах этого не преподают!

  • Анонимно
    23.06.2018 15:15

    Также и татарское население, живущее за пределами Татастана, обратно не рвется в него. Много тут крикунров, любящих свою "историческую" родину из Москвы и Питера. Оттуда любить лучше.
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/386317

    Не надо врать, постоянно встречаю в Казани татар-выходцев из Ульяновской области и Чувашии, татар из Средней Азии и Казахстана(им труднее переехать,так как надо оформлять гражданство РФ), даже знаю одного московского татарина.
    Среди русских, переехавших в Казань, больше всего встречались из Кировской области, Марий Эл, Чувашии, Самары, городов Сибири,
    из Украины и даже одна семья из Москвы.

  • Анонимно
    5.07.2018 20:01

    Невозможно в кратком интервью показать все события даже за один день июня 1941 года, поэтому краткие критические высказывания неверных выводах Алексея Исаева неуместны. Мне, насколько это возможно, довелось поинтересоваться ходом боев в первые дни войны. Могу сказать , что для полноты предсталения происходившего необходимо знать расположение каждой дивизии в первые дни войны. Одна дивизия и ее фактическая численность , ее вооружение, ее передвижения. Так по каждой дивизии.
    Дивизия генерала Крейзера.
    Я. Г. Крейзер - выдающийся человек, первый генерал Великой Отечественной получивший звезду Героя Советского Союза.В начале июля 1941 года в районе города Борисова 1-я мотострелковая методом подвижной обороны более десяти дней сдерживала продвижение 18-й танковой дивизии вермахта вдоль автострады Минск — Москва. За это время войска второго стратегического эшелона РККА успели занять оборону по Днепру.

  • Анонимно
    15.07.2018 13:18

    что такое "XXXXI моторизованный корпус"?

    сорок первый корпус?

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль