Старая элита 
1.07.2018

Диас Валеев: «Видит Бог, не я вступил на путь конфронтации»

Сегодня знаменитому литератору, которому завистливые коллеги отказывали в статусе «татарский писатель», исполнилось бы 80 лет

Они прожили вместе более полувека — непростую, но счастливую жизнь. Даже отсчет своим совместным годам вели не со дня свадьбы в 1961-м, а с 1958 года, когда только познакомились. О некоторых эпизодах и событиях в канун юбилейной даты Диаса Назиховича корреспонденту «БИЗНЕС Online» рассказывает его вдова, искусствовед Дина Каримовна Валеева.

Диас Валеев Диас Валеев

«ПОСТУПАЯ НА ГЕОФАК, ОН ЗНАЛ, ЧТО БУДЕТ ТОЛЬКО ПИСАТЕЛЕМ»

– Когда мы познакомились, Диас был студентом геологического факультета Казанского университета. Туда он пошел вслед за старшим братом Радиком Валеевым, который был для него не просто примером во всем, но и самым-самым близким другом, который сильно на него влиял, в том числе и в духовном плане. Радик действительно стал геологом, грамотным талантливым инженером, крупным специалистом, потом – доктором наук, успел даже написать несколько монографий, но ушел из жизни очень рано – в 45 лет. Но Диас, поступая на геофак, уже тогда знал, что будет только писателем.

– Привлекла романтика профессии геолога?

– Не только. Диаса всегда интересовало окружающее во всей его полноте и глубине, люди с их мыслями и поступками, главный вопрос жизни «Что сильнее – человек или обстоятельства?». Чтобы получить ответ на него, профессия геолога подходила как нельзя лучше. Еще студентом Диас взял в университете академический отпуск и специально уехал в 1959 году на несколько месяцев в Казахстан, в далекий Темиртау, на всесоюзную стройку, чтобы в ней поучаствовать, почувствовать, что такое настоящая работа, настоящая жизнь. Поучаствовал, почувствовал, повидал (Темиртау – город в Карагандинской области; название переводится с казахского как «железная гора»; в 1950 году здесь был основан Карагандинский металлургический комбинат (Казахстанская Магнитка), крупнейшее в Казахстане металлургическое производство; на Всесоюзную ударную стройку в город стало приезжать множество молодежных ударных отрядов со всех концов СССР; в 1959 году здесь произошли беспорядки и восстания рабочих, крайне недовольных плохими условиями труда, перебоями с поставкой воды, питания, товаров и т. п., вызванные многочисленными ошибками администрации; в результате столкновений с властями, только по официальным данным, 16 рабочих были убиты, 27 – ранены, около 70 – арестованы и осуждены; были ранены также 28 милиционеров, – прим. ред.).

В Темиртау, 1959 год В Темиртау, 1959 год

– Как известно, мама Диаса Низиховича была сестрой Аделя Кутуя. Такое близкое родство с крупным писателем тоже, может быть, как-то повлияло на решение Диаса Валеева взяться за перо?

– Адель Кутуй (настоящее имя – Адельша Нурмухамедович Кутуев (1903–1945) – советский татарский писатель, поэт и драматург, журналист, военный корреспондент – прим. ред.) был моложе мамы Диаса, Зайнуль Мухамедовны Кутуевой, на три года, и они после окончания школы в Саратовской области вместе приехали в Казань и одновременно поступили в университет. Он – на рабфак филологического, она – на медицинский факультет. Впоследствии она стала главным фтизиатром республики, за это орден Ленина имеет, другие государственные награды. Она вылечила, спасла очень многих людей. Помню, когда ее не стало, мы с Диасом как-то шли по улице – его узнали даже не как писателя, а как сына замечательного врача.

Среди татарских писателей Среди татарских писателей

Что касается юношеского решения стать писателем и дядиного на него влияния, Диас насчет этого никогда не говорил. Так что не знаю. Может быть, гены, способности какие-то и передались, но тогда, в войну, он был еще совсем маленький – когда она началась, ему было три года. Но и писать он начал действительно рано, еще школьником (свой дебютный рассказ «Первое чувство» Диас Валеев написал в 1955 году; первые его лирико-философские рассказы были опубликованы в 1959 году в журналах «Молодая гвардия», «Смена», «Сельская молодежь» – прим. ред.).

Вот с Рустемом, сыном Аделя Кутуя (Рустем Адельшевич Кутуй (1936–2010) – татарский писатель, поэт и переводчик, член союза писателей Республики Татарстан – прим. ред.), они общались в этом плане, когда стали студентами, и Рустем гораздо раньше Диаса уже начал публиковаться. Но нельзя сказать, что они были близко дружны. Диас сразу покупал его новые книги, вышедшие в печать, мы вместе всегда радовались за него. Рустем к Диасу захаживал, они вели разговоры о творчестве, мы к ним по-родственному тоже приходили в гости, на дни рождения, но не так уж часто это случалось.

Рустем Кутуй Рустем Кутуй

«С БОЛЬШИНСТВОМ ТАТАРСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ ЕГО ПОССОРИЛА ТУКАЕВСКАЯ ПРЕМИЯ»

– Что касается Рустема Кутуя, то, в отличие от отца, чьи сочинения были созданы на татарском языке, его произведения были написаны на русском, а в среде татарских писателей почему-то придрались к этому только в отношении вашего мужа...

– Я хочу сказать о том, что разделило Диаса с большинством татарских писателей. Сначала все было радужно, но потом по стране пошли его пьесы (в Москве, в одном из наиболее ее знаменитых театров – имени Ермоловой, расположенном в самом центре столицы, на улице Горького (сейчас – Тверская), поставили его пьесу «Дарю тебе жизнь», и имя Диаса Валеева встало на ермоловской афише в один ряд с такими молодыми на тот момент авторами, как Эдуард Володарский и Ольга Кучкина; московские театры поставили еще три пьесы казанского драматурга прим. ред.). И когда ему, одному из самых молодых писателей республики, дали Тукаевскую премию (1976 год – за трагедийную хронику «Дарю тебе жизнь», написанную в 1972-м, – прим. ред.), вот тогда писательская среда разделилась по отношению к нему. И далеко не в его пользу.

Со старшей дочерью Майей Со старшей дочерью Майей

Даже Туфан Миннуллин (Туфан Абдуллович Миннуллин (1935–2012) – известный татарский советский и российский драматург, прозаик, публицист и общественный деятель, председатель правления союза писателей ТАССР с 1984 по 1989 год – прим. ред.) не был тогда еще ее лауреатом, как и другие, многие писатели старшего поколения; они против Диаса и стали настраиваться. Пропасть между ними все увеличивалась, хотя мы это заметили не сразу. Диас еще не осознавал, что к нему уже не так относятся, как прежде, после постановки его первых пьес. Краеугольным камнем стала именно Тукаевская премия. Как-то у Диаса возник какой-то вопрос, и мы пошли к Туфану Миннуллину домой – жили тогда близко друг от друга. Был хороший татарский стол, чай с травами, печенье, все очень доброжелательно и мило. Сидим вчетвером, беседуем – Туфан с женой и мы с Диасом. Хотя в основном беседовали наши мужья. А потом их разговор перешел на какие-то личности, и Миннуллин сказал примерно следующее: «Вот ты считаешь себя татарским писателем, нашим, а ведь ты нам чужой. Вот на улице, если бы я увидел, что хулиганы пристают, скажем, к Аязу Гилязову, я бы бросился на его защиту – руками, зубами... А вот насчет тебя я бы подумал». Если бы я не слышала этого своими ушами, а только в пересказе Диаса, то решила бы, что он как-то переволновался. Вот с того момента мы и начали понимать ситуацию, весь ее ужас. то, что Диас «вовсе не татарский писатель, а только писатель, живущий на татарской земле». И ситуация эта со временем все больше усугублялась.

В газете Комсомолец Татарии 1968 год В газете «Комсомолец Татарии», 1968 год

Придя со своими пьесами на театральную сцену в самом начале семидесятых годов, я думал, что все мы – Аяз Гилязов, Ильдар Юзеев, Шариф Хусаинов, Туфан Миннуллин, я – будем дружно создавать новый татарский театр. Все молоды, все талантливы – что делить? Но не получилось. Разве можно такое вытерпеть? Разве вынесет душа истинного татарина, не манкурта, а природного, кондового, от народной сохи, когда у его собрата вдруг начинают широко ставиться пьесы в Москве и других городах?! Да ни за что! И видит Бог, не я вступил на путь конфронтации.

См., например, рецензию на спектакль Т. Миннуллина – М. Салимжанова „Альмандар из деревни Альдермыш“, опубликованную мной сразу же после премьеры в театре имени Камала этой действительно неплохой пьесы (Советская Татария, 1976, XI. 14). Полагаю, никто лучше, чем я, не написал об этом спектакле. Но жизнь состоит из парадоксов и неожиданностей. Парадоксален и невероятен сам человек. В 3–5-м номерах журнала „Мирас“ („Наследие“) за 2003 год опубликована грустная комедия покойного драматурга из Альметьевска Юнуса Аминова „Смерть самой смерти“. Завершена она была в 1974 году и тогда же сдана в литературную часть ТГАТ им. Камала. И вот оказалось, что эта грустная комедия и широко известный „Альмандар из Альдермыша“, премьера которого состоялась в этом театре в 1976 году, – пьесы-двойники. Драматург Юнус Аминов, человек к тому времени уже пожилой, фронтовик, от переживаний умер. Мои отношения с Т. Миннуллиным были разорваны тогда же, в 1976 году.

Диас Валеев. Роман-документ «Чужой, или В очереди на Голгофу»

Литератруная мастерская Диаса Валеева в гостях у художника Ильдара Зарипова Литературная мастерская Диаса Валеева в гостях у художника Ильдара Зарипова

«ТЫ – ОТ СОХИ, А Я – ТАТАРИН ГОРОДСКОЙ. В ЭТОМ НАШИ ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ»

– А как развивались события в дальнейшем?

– Я вообще не люблю и не хочу вмешиваться в какую-то политику, в какие-то конфликтные ситуации, но эта происходила у меня на глазах и с моим самым любимым человеком. Конфронтация между Диасом и Туфаном усугубилась в истории с пьесами, посвященными Мусе Джалилю. Они были написаны совершенно независимо друг от друга, но практически в одно время, в 1984–1985 годах, к 40-летию Победы в Великой Отечественной войне. Одна из них потом должна была участвовать в праздничном фестивале в Москве. Пьеса Диаса была на русском, у Туфана – на татарском языке. Одна ставилась в театре имени Качалова, другая – в театре имени Камала. А Туфан Миннуллин, кроме того что был главой местного отделения союза писателей, был в очень хороших отношениях с властями. Вот с этого все и началось.

С черной шевелюрой на голове, с очками на носу и густыми усами над толстой верхней губой, он [Туфан Миннуллин] чем-то неуловимо похож на меня. Похож настолько, что некоторые люди порой путают нас. Во всяком случае, на улице или в трамвае – степень нашей известности примерно одинакова и достаточно широка – подчас обращаются ко мне как к Туфану Миннуллину, а к нему, видимо, как к Диасу Валееву.

Понять этих людей можно. Похожи. Правда, есть и разница: его лицо, мне кажется, вытесано природой более грубо, чем мое. На мой взгляд, у него облик типичного деревенского татарина. Я же – татарин городской. Последним обстоятельством во многом определяются наши принципиальные расхождения. Да еще тем, что оба драматурги и в один час истории, таким образом, претендуем на венок славы.

Диас Валеев. Роман-документ «Чужой, или В очереди на Голгофу»

С супругой Диной Каримовной С супругой Диной Каримовной

«НАМ ВАШ ШТИРЛИЦ НЕ УКАЗ, ИЛИ СТРАННАЯ ПУБЛИКА НА ПРЕМЬЕРЕ»

– Спектакль «День икс» по пьесе Диаса, – продолжает Дина Валеева, – ставил Натан Басин (Натан Израилевич Басин (1925–2004) – российский театральный актер, режиссер и педагог; в 1982–1984 годах – главный режиссер Казанского русского Большого драматического театра им. Качалова – прим. ред.). Я была на черновом прогоне спектакля и видела, как вдохновенно играли актеры, какая была замечательная режиссура. Диас был в это время в командировке в Тюмени и успел только на премьеру, на которой произошло нечто такое, что в это сегодня просто трудно поверить. Диас это хорошо отразил в своем документальном романе «Чужой, или В очереди на Голгофу».

23 ноября 1984 года.

Басин создал необычайно мощный антифашистский спектакль... В антракте стоим маленькой растерянной кучкой в фойе – я с женой и дочерьми, Натан Басин, художник спектакля Эрнст Гельмс, его дочь. А вокруг – гвалт, шум, свалка, мельтешенье детей. Странно, обычной премьерной публики совершенно не видно. Взрослых людей, зрителей нашего возраста, в театре почти совсем нет.

Подходят инструктор Татарского обкома КПСС Рафаэль Насыбуллин и директор театра Георгий Егоров.

– Почему-то очень много детей. Какая-то непонятная, странная публика на премьере. Никогда не видел здесь, у нас, на премьерах такой публики, – удивленно и вопрошающе произносит Натан Басин.

– А что? Нормальная публика! – в голосе Насыбуллина звучат бодрые нотки.

– В том-то и дело, Рафаэль Сафич, что нормального зрителя абсолютно нет. Смотрите, одни дети. Да и дети какие-то необычные. Почему вон та девочка так дико смотрит? У нее какой-то неестественный взгляд. В чем дело, Георгий Ефимович? – обращается Басин к директору театра.

Неподалеку стоит женщина, похожая на учительницу. Не выслушав директора, Басин бросается к ней:

– Простите, это ваши дети? Скажите, откуда они?

– Мы из вспомогательной школы. Из двух школ сразу! Да вы, пожалуйста, не волнуйтесь. Наши дети ведут себя гораздо лучше, чем нормальные. <...> 

Премьерный спектакль о поэте, гильотинированном сорок лет назад в нацистских застенках, продан школьникам-олигофренам. И, похоже, по согласованию с властями. И сделано это давно. Обыкновенная же, премьерная публика на спектакль, по существу, не допущена. <...>

Тем не менее «День Икс» – в афише театра, каждый спектакль вырывается нами буквально с боем и со скандалами. Видимо, запретить совсем патриотический, антимилитаристский спектакль открыто никто не решается, но и права на нормальное существование «Дню Икс» не дают. Спектакль душат замечаниями, поток их неиссякаем.

– Почему на рукавах гестаповских мундиров фашистские повязки? – с какой-то уже почти открытой злобой кричат нам.– Кто дал вам право пропагандировать эту символику?

– А кто пропагандирует? – кричу в ответ и я.– На Центральном телевидении в фильме «Семнадцать мгновений весны» Исаев-Штирлиц одет в такой же мундир.

– Нам ваш Штирлиц не указ! Что вы нам суете Штирлица? Вам бы, кстати, не мешало подумать и о том, почему у вас в спектакле рейхсминистр Розенберг одет лучше Джалиля. Вы словно нарочно не замечаете, что здесь опять налицо явное смещение в идейных акцентах!

– Но Джалиль, извините, пленник, заключенный, – потрясенно отвечаю я. – А Розенберг – министр! Неужели вы полагаете, что в гитлеровской Германии министры рейха одевались хуже заключенных?!

После одного из обсуждений Рафаэль Насыбуллин, инструктор обкома, дружески и, похоже, искренне советует Басину:

– Делайте спектакль как можно неприметнее. Убирайте краски! Тогда он пойдет. Как можно серее, Натан Израилевич! Серый цвет должен преобладать.

Диас Валеев. Роман-документ «Чужой, или В очереди на Голгофу»

С няней и старшим братом С няней и старшим братом

«У ВАЛЕЕВЫХ БЫЛА СВОЯ АРИНА РОДИОНОВНА»

– А на каком языке вы разговаривали с Диасом Назиховичем, да и вообще в семье?

– На русском. Вы знаете, семья его родителей была из татарской интеллигенции того времени, 1920–1930-х годов. Тогда по всей стране модным, что ли, было говорить на русском, в отличие от моды XIX века говорить только на французском. И во многих семьях, особенно в интеллигентных, предпочитали русский. Опять же русская была его няня, обоих мальчиков от рождения она воспитывала, и Диас рассказывал, что когда братья просыпались, то родителей дома уже не было – они уходили на службу. А когда засыпали, их еще не было. Так что общение с ними происходило в основном по воскресным и праздничным дням или летом, в отпуск, когда на дачу уезжали.

В автобиографических заметках Д.Н. Валеев писал: «Огромное влияние на нас с братом Радиком оказала няня Ольга Денисовна Денисова, которая была родом из деревни Атамыш Атнинского района. Она прожила в нашей семье с 1929 по 1978 год».

Научно-документальный журнал «Гасырлар авазы – Эхо веков» государственного комитета РТ по архивному делу

– То есть у Валеевых была своя Арина Родионовна?

– Да, так и есть! Наша тетя Оля – сколько она знала старинных народных песен! Она и моим дочкам их пела, даже когда они в школу стали ходить. Когда мы получили отдельную квартиру, мы взяли ее к себе и вместе стали жить. Раньше она жила у родителей Диаса. А Диас рассказывал, что она его просто растила на этих стихах, народных песнях. Она нигде ни одного класса не закончила, сама выучилась грамоте и прочитала огромное количество книг, совершенно обожала русскую классику – Тургенева, Лескова и других. И даже когда стала совсем старенькая и жила уже у нас, то вечерами мы частенько с дочерями и с ней собирались вместе и книжки читали вслух перед сном. Делали это с огромным удовольствием. Она жила у нас в семье с тех пор, как моя свекровь – мама Диаса – окончила университет и по распределению уехала работать врачом в сельские районы Татарии. В одной из деревень она и встретила тетю Олю; та стала ей помогать, вместе стали жить, и с тех пор она от нас никуда уже не уезжала. Семьи своей не завела, замуж не вышла, но стала самым родным человеком для всех нас.

Молодой писатель Диас Валеев Молодой писатель Диас Валеев

«ДИН, НАУЧИ МЕНЯ ПО-ТАТАРСКИ РАЗГОВАРИВАТЬ!»

– Вспомните, что тогда даже имена татарские меняли, – продолжает Дина Каримовна, – произносили их на русский лад. Свекровь мою, Зайнуль Мухаметовну, например, на работе все звали Зоя. И многие так. Помню, когда мы учились в школе, многих девочек с татарскими именами звали по-русски: Алия у нас была Аллой и так далее. Время такое было. И зачем за это кого-то сегодня обвинять? Да и в Казани, в большом многоквартирном доме на Коротченко, возле вокзала, где Диас рос, сплошь жили только русские. Диас говорил, что так получилось: кроме них, вообще не было ни одной татарской семьи, и ребята, с которыми он играл во дворе, все были только русские. Но он хорошо понимал по-татарски, хотя и не разговаривал. А когда мы с ним познакомились, он меня даже просил: «Дин, научи меня по-татарски разговаривать». И какое-то время мы старались говорить только по-татарски, он словари себе завел. Но вот из-за наших частых поездок, связанных с работой (я уезжала в экспедиции, он уезжал в командировки), не получалось постоянно заниматься языком, поэтому так уж вот и осталось. Но обе наши дочки татарский знают очень хорошо.

А его пьесы, переведенные на татарский язык, ставил и Камаловский театр – «Охота к умножению», «Сквозь поражения», «Диалоги» (не только эти пьесы, но и многие другие произведения Валеева издавались на татарском языке, были переведены на белорусский, украинский, чешский, азербайджанский и другие языки – прим. ред.).

Со старшей дочерью Майей и внуком Ренатом Со старшей дочерью Майей и внуком Ренатом

«КОГДА ВСТРЕЧАЮ СОПРОТИВЛЕНИЕ, ВО МНЕ ПРОСЫПАЕТСЯ ЯРОСТЬ»

Восемь раз – из них шесть раз в Казани – были уничтожены мои спектакли. Два раза на меня пытались навесить ярлык сумасшедшего. Четыре раза мне угрожали расправой, раз 20 забраковывали в издательствах рукописи. Я прошел через три официальных публичных поношения: один раз – при торжественном стечении народа в союзе писателей Татарстана, два раза – в обкоме партии. Несколько раз публичные поношения испытывал на митингах у театра Галиаскара Камала и на площади Свободы... Я вынужден был дважды отстаивать свои честь и достоинство в суде. <...> Когда я встречаю сопротивление, во мне просыпается какая-то ярость. Я из тех художников, которые идут напролом. Видимо, поэтому некоторые считают, что за мной кто-то стоит. К сожалению, за мной нет никого, я абсолютный одиночка. Но в этом и моя сила: ничего не жду, ни на что не надеюсь, ничего не боюсь».

Диас Валеев. Из интервью «БИЗНЕС Online»

P. S. 10 основных заповедей Сокровенного от Диаса Валеева

1. Главная идея, основной императив, обращенный к человеку: стань мега- или богочеловеком!

2. Новая мировая панрелигия – это учение о достижении совершенства.

3. Одна из главных идей – идея ответственности человека и за свое состояние, и за состояние мира.

4. Нужно стать истинными наследниками всего того, что уже найдено человечеством, в том числе наследниками всех путей к совершенному человеку, т. е. человеку всевидящему, всеслышащему, умеющему объединить кричащие в противоречиях голоса в одну всепланетарную космическую истину.

5. Мегачеловек принадлежит не только одному частному миру, какой-то одной особенности этого мира, а является одновременно и гражданином всего мира.

6. Большинство должно понимать: без скачка в идеальное состояние, без попыток совершить такой прыжок все его бытие под вопросом. Сама технология развития мировой жизни толкает человека к попыткам войти в свой золотой образ.

7. Когда я занимаюсь творчеством и делаю какие-то вещи, хоть на йоту умножая своими усилиями богатства Земли, я богочеловек. Когда в моем сердце любовь, мудрость, свобода, терпимость, правда, добро, я тоже богочеловек. И в минуты, часы, дни богосостояния я счастлив.

8. Идет постоянная борьба. Душа – арена вечного, ни на мгновение не прекращающегося боя, сражения. Три близнеца, три моих «я» – в вечном поединке. И кровь капает с кончиков их рапир. Мое мега-«я» побеждает не всегда. Но миг этих побед освещает жизнь солнцем смысла.

9. Реформаторские идеи в момент своего первоначального возникновения, как правило, глубоко еретичные, должны входить в подсознание человека исподволь – естественно, как рост травы, и постепенно.

10. Современный свод правил устанавливает линию поведения человека в отношениях с Высшим Разумом, окружающей природой, с себе подобными в мегамире.

Диас Назихович Валеев – писатель, драматург, публицист, заслуженный деятель искусств ТАССР (1981) и РСФСР (1983).

Родился 1 июля 1938 года в селе Казанбаш Арского района ТАССР. Окончил геологический факультет Казанского университета (1962). В составе геологических партий работал в Удмуртии, Кировской области, на Южном Урале, в Кемеровской области, Хабаровском крае.

Окончил высшие литературные курсы при Литературном институте им. Горького (1975 год, Москва). В 1966–1972 годах – литературный сотрудник газеты «Комсомолец Татарии».

Творчество Валеева поднимает серьезные морально-этические проблемы взаимоотношений интеллигенции и власти. Наибольший успех выпал на долю трагедийной хроники – пьесы «Дарю тебе жизнь» (1972 год), удостоенной Тукаевской премии (1976). Пьеса была поставлена в Казанском Большом драматическом театре им. Качалова, Московском драматическом театре им. Ермоловой, а также более чем в 50 других театрах страны. Пьесы «Диалоги» (1976), «Пророк и черт» (1977), «1887» (1979), «Ищу человека» (1985) и другие шли на профессиональных сценах Казани, Москвы, Ташкента, Минска и других городов.

Автор более 30 книг.

Диас Валеев ушел из жизни в Казани 1 ноября 2010 года.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (60) Обновить комментарииОбновить комментарии

Диаса Валеева я знал хорошо и он как то меня находит и говорит Мурат в Казани живет великий русский поэт Юрий Макаров ,но он пьяница как и многие поэты! Я у него дома под кроватью собрал все рукописи ! Он пишет стихи и бросают под кровать! А я говорю есть же Русская секция в союзе писателей Татарстана ,что ж они не печатают то? Он говорит у него костюма и галстука нет и его туда не принимают! Диас все отредактировал и принес мне рукопись! Я решил дочери показать ,а она тогда училась в школе,а сейчас в КГУ преподает,кандидат филологических наук! И дочь мне заявляет тогда ! Папа а вдруг это правда великий русский поэт и после детей в школе будут мучить и заставлять учить его стихи! У меня сосед был тоже поэт,золотое и серебренное Перо РОССИИ Борис Семенович Бронштейн! Я ему дал рукопись и прошу дай мне ответ ,а то я даю деньги и печатаю его сборник стихов,а вдруг какая нибудь хрень! И Борис мне говорит слышал о нем и какие может стихи написать бывший слесарь ,необразованный человек и к тому же алкаш! Но рукопись взял! На следующее утро прибегает ,весь взерошенный и говорит мне печатай немедленно,это настоящий поэт уровня Сергея Есенина! Я оплатил,напечатали, Юра мне позвонил трезвый,и сказал мне спасибо и потом через какое то время умер! После выхода его книги его решили выдвинуть посмертно на премию имени Державина,но то что он был не член КПСС и не член союза писателей РТ и РФ как и Есенин и оба были балагурами и любили выпить и почему то посмертно премии Макарову не дали! И Диаса давно нет !Светлая ему память!

  • Диаса Валеева я знал хорошо и он как то меня находит и говорит Мурат в Казани живет великий русский поэт Юрий Макаров ,но он пьяница как и многие поэты! Я у него дома под кроватью собрал все рукописи ! Он пишет стихи и бросают под кровать! А я говорю есть же Русская секция в союзе писателей Татарстана ,что ж они не печатают то? Он говорит у него костюма и галстука нет и его туда не принимают! Диас все отредактировал и принес мне рукопись! Я решил дочери показать ,а она тогда училась в школе,а сейчас в КГУ преподает,кандидат филологических наук! И дочь мне заявляет тогда ! Папа а вдруг это правда великий русский поэт и после детей в школе будут мучить и заставлять учить его стихи! У меня сосед был тоже поэт,золотое и серебренное Перо РОССИИ Борис Семенович Бронштейн! Я ему дал рукопись и прошу дай мне ответ ,а то я даю деньги и печатаю его сборник стихов,а вдруг какая нибудь хрень! И Борис мне говорит слышал о нем и какие может стихи написать бывший слесарь ,необразованный человек и к тому же алкаш! Но рукопись взял! На следующее утро прибегает ,весь взерошенный и говорит мне печатай немедленно,это настоящий поэт уровня Сергея Есенина! Я оплатил,напечатали, Юра мне позвонил трезвый,и сказал мне спасибо и потом через какое то время умер! После выхода его книги его решили выдвинуть посмертно на премию имени Державина,но то что он был не член КПСС и не член союза писателей РТ и РФ как и Есенин и оба были балагурами и любили выпить и почему то посмертно премии Макарову не дали! И Диаса давно нет !Светлая ему память!

    • Анонимно
      1.07.2018 11:05

      В интернете можно найти статью Диаса Валеева о судьбе поэта Юрия Макарова
      jurimakarov.narod.ru/st01.html
      Рекомендую любителям русской поэзии.

    • Анонимно
      1.07.2018 14:52

      Спасибо Вам, Мурат, что вы напомнили о Макарове. Действительно, очень неоднозначный поэт.

      • Анонимно
        1.07.2018 15:33

        Татары в большинстве своем националисты, даже творческая интеллигенция.

        • Ну зачем вешать ярлыки на всех татар? Националисты и шовинисты это как правило ущербные люди,которые свою бездарность и невостребонность в обществе и даже внутри своей
          нации пытаются прикрыть происками людей других национальностей и я не знаю не одного интеллигента настоящего чтобы он был нациком!

  • Анонимно
    1.07.2018 10:11

    Очень грубая, высокомерная статья.
    Писать, что лицо Туфана Минуллина грубее его ( Диаса Валеева) лица- это очень высокомерно.
    Теперь, сравнивая их лица в возрасте аксакалов, можно сказать, что Туфан Минуллин выглядит намного мудрее , чем Диас Валеев.
    И сказать, что Диас Валеев был один , принимающий удары от татар-писателей, никак нельзя. Наоборот, татарские писатели (пишущие по татарски-какая ирония судьбы) были на отшибе судьбы в то время. Ведь , чтобы проявить себя в СССР (теперь в России) , нужно было быть только по фамилии татарином. Пример Гузель Яхиной-огромный пример.

    • Уважаемый как всегда аноним татароязычный писатель! У меня есть друг татарский писатель известный и он мне книги постоянно дарил свои . И мы как то выпили с ним в новый год шампанского хорошо и спрашивает он меня как я пишу? Я говорю пишешь много,но за душу не берет меня, извини! А он говорит у нас просто нет хороших переводчиков с Татарского! Я говорю я и так и этак тебя читал! И достаю Тукая и сборник стихов мало известного татарского поэта Ильдара Исхакова и сравниваю стих Туган тель автора и перевод лучший на Русском! И спрашиваю ну как? А он говорит конечно я не Тукай ,но перевод Исхакова великолепный! И последнее пишите хотя бы на уровне Яхиной по Татарски и вас будут как ее переводить на 22 языка мира как ее и хватит ныть что вас не до оценил МИР и татары до кучи!

    • Анонимно
      1.07.2018 11:38

      Чтобы проявить себя, большой талант надо иметь! Вот его как раз и нет у 99% нынешних членов СП Татарстана, а есть только зависть к Гузели Яхиной...

    • Анонимно
      1.07.2018 14:13

      прошел через три официальных публичных поношения – один раз при торжественном стечении народа в союзе писателей Татарстана и два раза – в обкоме партии. Несколько раз публичные поношения испытывал на митингах у театра Галиасгара Камала и на площади Свободы... Я вынужден был дважды отстаивать свои честь и достоинство в суде.
      Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/387257
      и это только верхушка айсберга-тогда было инакомыслие а у партии была единая линия. Вот почему не сработался Алтынбаев с Щаймиевым, гнобили Раиса Ьеляева. А сколько художников,которпых затравили напрочь, спившихся,ушедших безвестными...

  • Анонимно
    1.07.2018 10:18

    Ждём не дождёмся премьеры спектакля ,, Смерть самой смерти" по пьесе драматурга - фронтовика Юнуса Аминова.

    • Анонимно
      1.07.2018 13:58

      Мне тоже это стало интересно. Надо найти, почитать.

    • Анонимно
      3.07.2018 13:03

      Очень интересно! Если смотреть по названию, это должно быть многообещающее произведение. Сильное название! Автор явно совершил духовный прорыв в своей жизни и отразил этот опыт в своей пьесе. Жаль, что она осталась пока безвестной. Но надеюсь, увидим её на сцене. Хорошие отзывы об Альметьевском театре. Может, они возьмутся? Да и в Мензелинске тоже хороший театр раньше был.

  • Как то приходит ко мне Диас Валеев и говорит Мурат у нас у татар и так мало настоящих композиторов,а тут татарские интеллигенты создали три враждующие партии Жиганова,Садашева и Яруллина! А я написал кнтигу о них и о их совместной работе и дружбе! Дай денег ,ты же тоже татарин и мы не должны их после смерти марать как некоторые! Я беру рукопись ,а книга была написана талантливо Валеевым за ночь взахлеб прочитал и с утра Звоню Диасу Валееву ! Все деньги даю на книгу,печатай немедленно! А Диас говорит проблема не только деньги,но и не одна типография не берется за эту книгу.ПСЕВДО Татары и после смерти композиторов их не могут оставить в покое! Я говорю я напечатаю ее сам в типографии военного училища ,а тогда Начальник училища генерал Бородин и начальник типографии полковник Леонтьев были моими друзьями! Диас
    говорит может в Москве напечатать ее у нас же запретят печатать им. Я говорю не бойся до министра обороны не дойдут они! Пошли ко мне делегации партий "Татарских интеллигентов" ,но я конечно учился по классу скрипки,но кончил добавочно строительный институт и посылать далеко далеко умел! А когда книга вышла,раздали ее татарским интеллигентам и в национальной библиотеке Татарстана ,где директором тогда был депутат Разиль Валеев провели презентацию книги и не один кто был против книги не устроил скандал и так Диас всех померил!

  • Анонимно
    1.07.2018 11:33

    Не знаю, что закончил Сиразин, но помЕрил по-любому через И пишется. Насчёт Союза писателей РТ можно много чего говорить, но там элементарно мало людей с тонкой душой. Такой особняк им выделили в историческом центре Казани, а они этой зимой тупо скидывали лёд на уникальную ограду чебаксинской ковки и сломали её. В своё время эту ограду в Эрмитаж хотели забрать, но мэр Казани Исхаков не отдал. Почему-то им деньги выделяют, но графоманские Книги пылятся и никому не нужны. Зато Яхину они критиковать горазды, да и других продаваемых авторов критикуют постоянно. Денис Осокин со своими Овсянками до Европы дошёл, Книги «Бандитская Казань и Татарстан» на ура идут, а эти сальери татарстанские изошли на желчь и буксуют на Муштари. Стыдно и обидно за ваш уровень, «властители дум» Татарстана!

    • Я когда учился в Сибири русский язык нам преподавала учительница немка по национальности и Гревцов в сочинение написал Орды Фашистские напали на нашу страну и помню она его ругала за то что он написал фашисты с большой буквы и спрашивала за что им такая честь? Я не буду спрашивать что вы кончали мне плевать,но спрошу почему вы считаете что графоманские КНИГИ писать надо с большой буквы? Шутка и мне порой не всегда важно как написано,а важна суть изложенного ,а Вам надо просто лягнуть меня и писателей? Кстати беру их под защиту свою и заявляю снег с крыши лопатами кидали не они думаю и забор ЧЕБОКСИНСКИЙ сломали не татарские писатели и я их знаю тяжелее ручки и стакана они в руках обычно не держат!

  • Анонимно
    1.07.2018 11:38

    Спасибо БО за интересную статью, Диаса Валеева не знал, но немного читал ввоьмидесятых. К стыду признаюсь, что немного.
    Поэтому эта биографическая заметка весьма познавательна. Пусть его пьесы ставятся в наших театрах почаще. Пусть показывают по телевизору.

    P.S. Очень надеюсь, что в уютную камерную литературную тему не набегут бесконечные болтуны о языках.

    • Зря надеетесь! Они спать не будут тогда , если не пнут не только живых людей умнее ,образованнее их ,но и мертвых талантливых людей!

  • Анонимно
    1.07.2018 11:50

    фото ...
    как в детство попал

  • Анонимно
    1.07.2018 12:10

    Неоднозначный и сильный человек.

    Вообще, читая истории жизни тех кто вышел из "сороковых" и "пятидесятых", поражаешься. Все цельные и сильные. Ошибающиеся по крупному, побеждающие по крупному. Боровшиеся и страдавшие по крупному.
    Контраст с серенькой медиамассой "сегодняшних".

  • Анонимно
    1.07.2018 12:29

    Над все же ,хотя бы сократить многострчный сиразинский стеб, о его близком знакомтве с Валееым, знал Диаса и по опредлению сиразинский стеб это вранье. Его- заходит ко мне Диас Валеев... напоминает по духу, ибо это произведение, учитывая интеллектальный уровень, он конечно не читал, хлестаковский диалог с Пушкиным.

    • Анонимно
      1.07.2018 12:48

      Полностью согласен на счет Сиразина врет он все и поэта Юрия Макарова и его стихов тоже не было НИКОГДА и книгу Диас Валеев про композиторов издавал на свои деньги в военном училище сам.

      • Анонимно
        1.07.2018 13:19

        Книга Юрия Макарова была. У моего отца была с дарственной надписью автора. Предисловие написал кажется Николай Беляев.

      • Анонимно
        1.07.2018 13:21

        Вы, веселые мои рощи,
        Травы ласковые мои!
        Ничего нет щедрее и проще,
        И мудрее моей земли.

        Горд я древним крестьянским правом,
        Что как голос шумит в крови,
        От неправды людской и правды
        Уходить и в поля твои.

        Помолчать, ветерок послушать,
        Разломить на коленях хлеб.
        Подождать, и - настигнет душу
        Откровение, как рассвет.

        Юрий Макаров.

  • Анонимно
    1.07.2018 12:40

    время всех расставит по местам своим...

    • Анонимно
      1.07.2018 15:09

      Формула уравнения одна: надгробная плита с эпитафией. Но все написанное похоже на правду. Признаваемые самими собой и друзьями "гении" всегда стремятся загноить талант. А в итоге - сказка про гадкого утенка

  • Анонимно
    1.07.2018 12:59

    Спасибо редакции и автору за напоминание об уникальном человеке, не только , геологе, драматурге и смелом публицисте, но и философе, сказавшем свое слово и в ней. Знал его довольно близко, именно как автора, новой философской системы и неоднократно беседовали и спорили о ней ибо она покушалась на многие желзобетоные постулаты, особенно религиозные. Комментарии сиразинские, надо бы сократить, а то получается многословный моно Стебстакль ,переполненный бахвьством.

  • Анонимно
    1.07.2018 13:09

    Валеев Д. hэм Нуриев Р., нинди якшылыкны татар халкына китерделэр алар? Берниндийдыр, элбэттэ. Мэнге Тау

  • Анонимно
    1.07.2018 13:13

    Спасибо за статью. Очень важно поднимать тему об ушедших татарстанских писателях и поэтах. 60-80 годы прошлого столетия - золотой период татарстанской русскоязычной литературы. Для меня этот период начался со стихов и новелл Аделя Кутуя в многотиражке КГУ в 1967 году. С литературного кружка Николая Беляева. И закончился на романе "Я" Диаса Валеева.
    В 90х Диас Валеев дал в газете объявление - продавал школьную медаль, выданную ему за отличные оценки и примерное поведение.

  • Анонимно
    1.07.2018 13:29

    Для меня,это шок?! Спасибо БО за это вью.

  • Анонимно
    1.07.2018 13:30

    Помню Диаса Назиховича, как принципиального и смелого публициста.Когда в конце 80-х под флагом перестройки и борьбы с номенклатурой, с подачи одного бездарного музыкоеда напечатавшего клеветническую статью и неблагодарных учеников, началась настоящая травля великого музыканта и общественного деятеля Назиба Жиганова, Диас Валеев весьма жестко выступил против этих бездарей и одного влиятельного партбсса поддердавшего эту кампанию.Были и другие статьи в поддержку Жиганова, в результате, этот блицкриг завистников удалось отбить, Жиганова единогласно выбрали ректором консерватории, но сердце после такой травли, длившейся почти 2 года, не выдержало и велики музыкант ушел из жизни, после триумфального выступления в Уфе.

  • Анонимно
    1.07.2018 13:39

    Неоднозначная личность Диас, дочь Майя тоже унаследовала гены отца. Жила в джунглях Амазонки в индейском племени майя, прах отца развеяли над Волгой и могилы нет. Майя кстати является настоящим автором книги про людоеда Суклетина, а на обложке фамилия члена СП РТ. После такого плагиата, да и в статье есть об этом, кто там берет под защиту писателей? Это не тот отец филолога, что своих поросят защитить не может?! Татарстанским писателям надо не завистливо обижаться на чужие таланты, а свой развивать. За 27 лет суверинетета что нетленного вы создали, где шедевры?

    • Анонимно
      1.07.2018 13:52

      У Майи Валеевой очень тонкие, лиричные рассказы. Читала их в журнале "Аврора". Запали в душу.

    • Диас Назыхович был настоящим татарином и исповедовал в душе нашу татарскую религию Тенгрианство ,но так как до сих пор в третьей столице России нет крематория пришлось гроб вести сжигать в Москве! А то что прах развеял так делали все татары до Ислама и душа у них улетала на синее небо к Тенгри,а прав удобрял землю и реки и даже умирая на чужбине ставили памятник и эти "половецкие Бабы" стоят до сих пор в музеях России и поэтому нет Могилы Чингисхана,Батыя ,но осталась после них Россия ,правоприемница Золотой Орды и Великой Татарии ,а Диас Назыхович открыл Макарова, у него издан многотомник его сочинений его помнят как татарского писателя,публициста,драматурга,доброго человека и хорошего семьянина ,борца за счастье народа ,который был свой среди чужих и чужой среди своих ,но он был ,в отличие от тех у кого только могилы стоят, а пользы от них народу и стране никакой, м сейчас только площадь занимают на кладбище по вине властей города,которые думают
      как расширить кладбища по приказу клерикалов и кладбищенской мафии!

      • Пока не выстроят в пустыне
        Страну ханыг и дураков
        Все ваши словеса пустые
        Подобны крикам петухов.
        Юрий Макаров.
        Меня всегда удивляло как в 60 годы целые залы собирали поэты,а потом пошла одна попса и пленумы партократов! Но я работал по вахте в Туле,Москве,Ульяновске и на викенд приезжал в Шелангу,а в Чемодане лежали сборники стихов Юрия Макарова! И все это знали вы знаете стояла живая очередь к ним прикоснуться и почитать людей всех возрастов! В инете напечатаны его стихи ,почитайте это Философия нашей жизни как и философия Омара Хайяма,тоже пьяницы ,но великого поэта всех времен ! Думаю если Бо будет каждый день печатать стихи Макарова на своей стене,то это уверен будет самый читаемый материал и только за это Диасу Назыховичу надо уже в
        Казани ставить памятник!

    • Анонимно
      1.07.2018 14:35

      Я не сторонник Сиразина, но вынужден заметить, что насчёт отца филолога и поросят Вы перегнули палку

    • Анонимно
      1.07.2018 15:36

      В джунглях Амазонки майя никогда не жили

    • Анонимно
      1.07.2018 17:31

      //Жила в джунглях Амазонки в индейском племени майя//

      Здесь какая-то ошибка.
      Племя майя, во-первых, сейчас не существует, во-вторых, племя майя жило на территории нынешней Мексики, где точно нет Амазонки.

      • Анонимно
        1.07.2018 17:37

        Больше делать нечего, где жила наша Майя, в джунглях, а это главное.

  • Анонимно
    1.07.2018 13:46

    Поддерживаю комментарии Мурата Сиразхина. Очень мне они нравятся своей искренностью. Он в них не пытается выглядеть лучше и создать умный вид. какой есть, такой есть: честный ит открытый.

    А то, что он знает и может попутно рассказать в комментариях к статьям из своей жизни, только добавляет БО изюминки. Мне иногда его очень интересно и познавательно читать.

    Комментарии Мурата потом тоже можно будет издать отдельной книгой. Как мемуары свидетеля эпохи.

    Спасибо, Мурат, пиши ещё!

    • Анонимно
      1.07.2018 14:48

      Эти мемуары пусть издаёт на свои деньги, после того как штрафы и долги заплатит. Ну и тираж экземпляров 50, для любителей и родни, что его здесь в БО сейчас защищают

  • Анонимно
    1.07.2018 14:14

    Конечно Диас Валеев, был пртиворечив и явно не стоял в дружной шеренге,членов союзписа РТ, ждущих когда за свои квази нетленки получат Тукаевскю премию.Что касается дочери, то не только талантлива, но и бесстрашна, одна амазонская эпопея чего стоит. Это ведь, не на писательских дачах,овоши и фрукты выращивать.

  • Анонимно
    1.07.2018 18:10

    Возможность творчества - высший дар человеку.
    Спасибо за воспоминание о писателе и о том времени.

  • Анонимно
    1.07.2018 18:10

    Диас Валеев - масштабный человек. Настоящая татарская интеллигенция в лучшем и высоком понимании этого слова. Очень много факторов сошлось, почему его гнобили собратья по перу и власти.
    Спасибо за материал, он вас украсил.

    • Анонимно
      1.07.2018 19:01

      //Очень много факторов сошлось, почему его гнобили собратья по перу и власти//

      Напоминает ситуацию с другой русскоязычной татарской писательницей Яхиной?

  • Анонимно
    1.07.2018 20:22

    нужно издать "энциклопедию жизни и взаимоотношений татарской интеллигенции в 1965-1986 годах".очень познавательно будет.

  • Анонимно
    1.07.2018 21:26

    Омар Хайям вообще не пил, Мурат.

    • Уважаемый все творчество Омара Хайяма пронизано спиртным и я только маленькую часть его Рубаи приведу!Рубаи Омара Хайяма о вине
      Поток вина — родник душевного покоя,
      Врачует сердце он усталое, больное.
      Потоп отчаянья тебе грозит? Ищи
      Спасение в вине: ты с ним в ковчеге Ноя.

      Рубаи Омара Хайяма
      Будь все добро мое кирпич один, в кружало
      Его бы я отнес в обмен на полбокала.
      Как завтра проживу? Продам чалму в плащ,
      Ведь не святая же Мария их соткала.

      Рубаи Омара Хайяма о вине

      Рубаи Омара Хайяма
      Будь глух к ученому о боге суесловью,
      Целуй кумир, к его прильнувши изголовью.
      Покуда кровь твою не пролил злобный рок,
      Свой кубок наполняй бесценных гроздий кровью.

      Рубаи Омара Хайяма о вине

      Рубаи Омара Хайяма
      Был бы я благочестьем прославиться рад,
      Был бы рад за грехи не отправиться в ад,
      Но божественный сок твоих лоз, виноград,
      Для души моей — лучшая из наград!

      Рубаи Омара Хайяма о вине

      Рубаи Омара Хайяма
      Венец с главы царя, корону богдыханов
      И самый дорогой из пресвятых тюрбанов
      За песнь отдал бы я, на кубок же вина
      Я б четки променял, сию орду обманов.

      Рубаи Омара Хайяма о вине

      Рубаи Омара Хайяма
      Вино — прозрачный рубин, а кувшин — рудник.
      Фиал — это плоть, а вино в нем — души родник,
      В хрустальной чаше искрится вино огневое, —
      То — ливень слез, что из крови гроздий возник.

      Рубаи Омара Хайяма о вине

      Рубаи Омара Хайяма
      Вино запрещено, но есть четыре «но»:
      Смотря кто, с кем, когда и в меру ль пьет вино.
      При соблюдении сих четырех условий —
      Всем здравомыслящим вино разрешено!

      Рубаи Омара Хайяма о вине

      Рубаи Омара Хайяма
      Вино прекрасно, пусть его клянет суровый шариат.
      Мне жизнь оно, коль от него ланиты милые горят.
      Оно горчит, запрещено — за то мне нравится оно.
      И в этом старом кабаке мне мило все, что запретят.

      Рубаи Омара Хайяма о вине

      Рубаи Омара Хайяма
      Виночерпий, бездонный кувшин приготовь!
      Пусть без устали хлещет из горлышка кровь.
      Эта влага мне стала единственным другом,
      Ибо все изменили — и друг, и любовь.

      Рубаи Омара Хайяма о вине

      Рубаи Омара Хайяма
      Виночерпий, налей в мою чашу вина!
      Этой влагой целебной упьюсь допьяна,
      Перед тем как непрочная плоть моя будет
      Гончарами в кувшины превращена.

      Рубаи Омара Хайяма о вине

      Рубаи Омара Хайяма
      Все недуги сердечные лечит вино.
      Муки разума вечные лечит вино.
      Эликсира забвения и утешенья
      Не страшитесь, увечные, — лечит вино!

      Рубаи Омара Хайяма о вине

  • Анонимно
    1.07.2018 21:45

    Спасибо за статью! Диас Валеев уважаемый писатель, имеющий свой взгляд на многие явления в нашем обществе. Я плохо знал его биографию. Спасибо автору, что честно написал об одном из недостойных черт нашей интеллигенции - " берсен берсе ашау ".

  • Анонимно
    2.07.2018 00:53

    Хороший был писатель.Светлая ему память.Читатель

  • Анонимно
    2.07.2018 07:38

    Статья и особенно комменты - автопорет пользователей и читателей БО. Большинство с уважением относятся к выдающемуся писателю и оригинальному философу, смелому публицисту, не боявшемуся гнема власть имущих.Но нашелся и человечишка придумывающий небылицы о якобы близости с ним, но это не ново.Классический пример Хлестаков, фамильярничавший с Пушкиным. Но тот литературный персонаж,а здась реальеый хвастун и фальсификатор, из кожи вон лезущий, показать, что и он он чего то значил.Полагаю, что БО становится своеобразной краткой и правдивой энциклопедией исторических событий и личностей, впереди освещение сентябрьских событий 1918 г. Когда в Свияжске и Казани решалась судьба Советской Россиии, особенно роль в этом оболганных и убитых в период сталинизма, Троцкого и других государственных и военных деятелей, в частности Вацетиса и Раскольникова и подготовка к -100 летию создания Татарстна.Первые шаги к этому уже сделаы, начато освещение ролои деятелей революции и гражданской войны, но очень кратко и недостаточно, особенно такой гигантской и противоречивой фигуры, как Троцкий и так называемых султталиевцев.Все они давно реабилитироваы, но ряд важных эпизодов их биография , особенно связанных с Казанью, освещен недостаточно, да и с ощибками, особеннов в 60- 70 гг. Когда некоторые авторы не могли еще преодлолеть штампов прошлого.
    Ждем дальнейших материалов.

    • Господин защитник Пушкина от Хлестакова и Диаса Назыховича от его друга "РЕАЛЬЕВОГО ХВАСТУНА И ФАЛЬСИФИКАТОРА,ИЗ КОЖИ ВОН ЛЕЗУЩЕГО ,ПОКАЗАТЬ ,ЧТО И ОН ЧЕГО ТО ЗНАЧИЛ!"Орфографию подлого клеветника анонима оставил,но скажу так если наберетесь смелости и поставите свое имя и фамилию под статьями защищающими Троцкого,Вацетиса и Раскольникова и я как любитель историк много знаю о их"ДЕЛАХ" на страницах БО от меня пощады не ждите! И последнее я горд тем что будучи всего депутатом и начальником Татарской ПМК такой Великий человек как Диас Валеев дружил со мной, а не с подлыми
      людьми кто его уничтожал при жизни и поливают грязью после смерти! Я горд тем что он шел ко мне и я ему помогал издавать книги,а не такие Как ВЫ ,пасквилянты и анонимщики выползающими из щелей и ничего в жизни не делавшими хорошего для общества! Но я считаю Такие как ВЫ тоже нужны в обществе на Вашем фоне и в борьбе с такими Как ВЫ видны на самом деле великие писатели и люди которые их искренне уважают и ставят плюсы в комментах забивая минусы людишек типа ВАС!

  • mad big
    2.07.2018 08:11

    Типичный серпентарий, где бездари толпой жрут талант.

  • Анонимно
    2.07.2018 10:20

    Ситуация "Свой среди чужих, чужой среди своих", " Белая ворона".Очень поучительная и грустная история.
    Многие татары в советские годы с радостью "обрусевали" ради карьеры или чтобы стать "русской интеллигенцией", гордились , тем ,что им очень повезло и у них даже жены русские и что дети не знают ни одного слова на татарском, давали детям русские имена (Светлана, Анатолий), но все равно их русская среда никогда не считала за ровню и за своих. Татары - их тоже уже не считали за своих.
    И никакой талант не мог изменить эту ситуацию для такого человека.

    • Очень жалко что среди нас есть людишки ,которые делят людей по цвету кожи,языку и по наличию набитых карманов,а не по хорошим человеческим качествам ,порядочности,по уму ,работе и таланту! Но славу богу что их мало,и они злятся что их народ не любит и уже чурается и они часто не рукопожатыми становятся в нашем Татарстане!

    • Анонимно
      3.07.2018 23:03

      Согласен с Вами. Эти люди чем-то напоминают Андрия из Тараса Бульбы. Хороший человек? Для кого?
      Рим Дашкин

  • Анонимно
    2.07.2018 23:08

    "Очень жалко что среди нас есть людишки ,которые делят людей по цвету кожи,языку и по наличию набитых карманов,а не по хорошим человеческим качествам ,порядочности,по уму ,работе и таланту! Но славу богу что их мало,и они злятся что их народ не любит и уже чурается и они часто не рукопожатыми становятся в нашем Татарстане!"


    Очень жалко что среди нас есть людишки ,которые делят людей по религиям, а не по хорошим человеческим качествам ,порядочности,по уму ,работе и таланту! Но славу богу что их мало,и они злятся что их народ не любит и уже чурается и они часто не рукопожатыми становятся в нашем Татарстане!

  • Анонимно
    2.07.2018 23:12

    Уважаемый все творчество Омара Хайяма пронизано спиртным и я только маленькую часть его Рубаи приведу!Рубаи Омара Хайяма о вине


    Уважаемый, все творчество Омара Хайяма пронизано суфизмом, и под словом" вино" там подразумевались совсем другие вещи.

  • Анонимно
    4.07.2018 14:19

    Русский писатель Диас Валеев. Это как-то странно звучит.
    Татарский писатель Диас Валеев, не написавший ни слова на татарском? Тоже странно.
    Лучше всего звучит - советский писатель -философ Диас Валеев.

  • Анонимно
    7.07.2018 18:12

    Уважаемый Марат Сиразин, вся наша семья очень благодарна Вам за ту помощь, которую Вы оказывали в издании книг и нашего отца, и Юрия Макарова. Не обращайте внимания на злобное шипение анонимов.
    Здоровья и благополучия Вам!
    P.S. На самом дел мне довелось познакомиться не с племенем Майя, а с племенем Урос на озере Титикака в Перу.


    Майя Валеева

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль