Культура 
1.07.2018

Эльмира Калимуллина: «Я такая кошка, которая гуляет сама по себе»

Известная певица и посол ЧМ-2018 мечтает об оперной сцене, участвует в спектакле-манифесте о языке и анонсирует второй сезон «Золотой Орды»

«Говорили, что у меня очень маленький голос, что-то еще», — вспоминает Эльмира Калимуллина профессоров Казанской консерватории, не веривших в ее перспективы оперной певицы. «Где ты была раньше?» — говорит ей нынешний столичный педагог по вокалу. В интервью «БИЗНЕС Online» артистка рассказала о своих планах на классику, впечатлении от иранских футбольных болельщиков, реакции на гневный пост в адрес руководства театра им. Джалиля и мире, в котором «без бумажки ты букашка».

Эльмира Калимуллина: «Я артист без продюсера, без какой-либо поддержки»Фото: «БИЗНЕС Online»

«Я ВЫХОДИЛА ПОПИТЬ ВОДЫ И ПОНИМАЛА, ЧТО У МЕНЯ ЗАЛОЖИЛО УШИ»

— Эльмира, вы посол чемпионата мира по футболу в России. Какие обязанности этот статус на вас накладывает?

— На самом деле я думала, что будет сложнее... Да, есть определенные активности, но все равно все внимание именно на футболистах, на болельщиках, на самой организации происходящего. Была проделана работа до чемпионата, различные дела по презентации Казани, освещение информации о соревнованиях. Я очень рада рассказывать об этом мировом спортивном событии, потому что Казань, наверное, один из первых городов, который на 100 процентов был готов принять и болельщиков, и футбольные команды. У нас за плечами такой опыт, что, мне кажется, любой город-организатор позавидует. Когда приезжаешь домой в Казань, сразу же чувствуется атмосфера большого футбола. В остальных городах я, правда, не была, например в Нижнем Новгороде, но информация немножечко теряется, особенно в Москве и Петербурге, потому что города большие, а любые сведения должны дублироваться чуть ли не через каждый метр. А у нас такая концентрация всего, все грамотно организовано с точки зрения логистики и менеджмента. Мне очень нравится. Я горжусь Казанью!

— Вы участвовали в организации культурной программы в Казани?

— Я открывала фан-зону на фестивале болельщиков, и сейчас у нас идут переговоры по поводу участия в концертной программе. Ее режиссером является Михаил Волконадский и его большая режиссерская команда. Кстати, вот эта площадка [у центра семьи «Казан»] прекрасна для экспериментов. Например, недавно там выступал казанский камерный оркестр La Primavera и битбоксер Митя Бурмистров. На мой взгляд, данная площадка — отличное место для талантливых ребят, которых еще не знает большая аудитория, и фестиваль болельщиков — великолепная возможность себя показать.

«Зрелищное открытие с участием замечательных артистов. Приятно, что на открытии мирового чемпионата вместе с Робби выступала и наша соотечественница — Аида» «Зрелищное открытие с участием замечательных артистов. Приятно, что на открытии мирового чемпионата вместе с Робби выступала и наша соотечественница — Аида» Фото: ©Рамиль Ситдиков, РИА «Новости»

— А удалось посмотреть какие-то игры чемпионата вживую?

 Для начала я была на матче Испания — Иран. Это вообще что-то... Мне кажется, что 70 процентов стадиона было заполнено иранскими болельщиками и был еще маленький островок испанских болельщиков в тельняшках. Стадион гудел уже с самых первых минут, как я только вошла. Гудели именно болельщики иранцев. Этот гул продолжался на протяжении всего матча. Я выходила попить воды и понимала, что у меня заложило уши, атмосфера матча была потрясающей. Очень рада, что у меня есть возможность быть на играх. И в первую очередь посещаю их как болельщик, а уже во вторую — как посол, потому что я футбол люблю, интересуюсь им и очень рада, что этот чемпионат проходит у нас в России, а посол чемпионата мира по футболу — просто приятный бонус.

— Билеты сами доставали или они вам как послу полагаются?

— Для каждого посла есть определенная квота на билеты, и я с радостью использую эту возможность.

— Как вам официальное открытие ЧМ-2018 в «Лужниках», выступление Робби Уильямса, Аиды Гарифуллиной?

«Для каждого посла есть определенная квота на билеты, и я с радостью использую эту возможность» «Для каждого посла есть определенная квота на билеты, и я с радостью использую эту возможность» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Я, честно говоря, даже не ожидала, что будет так динамично. Зрелищное открытие с участием замечательных артистов. Приятно, что на открытии мирового чемпионата вместе с Робби выступала и наша соотечественница — Аида. От всей души поздравляю! Шоу получилось интересным. Мне, конечно, хотелось видеть больше ярких картинок в трансляции, но в целом я осталась очень довольна. А Робби, безусловно, потрясающий артист. Я была на его сольном концерте в «Олимпийском» и, хотя не так много посетила концертов мировых звезд, могу сказать, что он один из тех артистов, кто очень любит своего зрителя. Робби действительно по-настоящему любит своего зрителя и отдается полностью. Он такой открытый, честный и по-хорошему простой. Это моментально считывается, мне кажется, это сразу и в голосе слышно, и в его манере общаться с публикой.

Ну и сама игра нашей сборной в матче-открытии против Саудовской Аравии мне запомнилась, безусловно. Я в этот момент сидела в студии «Пусть говорят»: боже мой, что там происходило! Когда был забит первый гол, его, конечно, очень ждали. Потом все ждали второй гол, но, когда случились третий и четвертый, а потом еще и пятый, студия просто взорвалась. Все сразу стали родственниками, начали обниматься, поздравлять друг друга. Динамика открытия турнира, бесспорно, была потрясающей.

«Я была уверена, что «Әлиф» в какой-либо номинации обязательно победит» «Я была уверена, что «Әлиф» в какой-либо номинации обязательно победит» Фото: ©Владимир Вяткин РИА «Новости»

«Я НЕ ЗНАЮ... «АЛТЫН КАЗАН» НЕ СТАВИТСЯ, «КАРА ПУЛАТ» НЕ СТАВИТСЯ...»

— Давайте отвлечемся от мундиаля и поговорим о других важных событиях в вашей артистической карьере. Весной в московском центре имени Мейерхольда вы как вокалистка приняли участие в показе спектакля «Әлиф» для жюри «Золотой маски», а Нурбек Батулла в итоге стал лауреатом главной российской театральной премии. Как попали в проект?

 Мне позвонил композитор Эльмир Низамов, мне кажется, его фамилия чаще всего будет звучать в нашем интервью, просто мы друг для друга какие-то кармические брат и сестра (смеется). Так вот он позвонил и пригласил на спектакль. Мы пришли с мамой, и для меня эти 50 минут были... даже не могу описать, я прошла какое-то странное состояние. Молчала после спектакля, мне не хотелось ничего говорить, просто было полное погружение в какую-то мантру. Я поздравила и Эльмира, и Нурбека, и режиссера Туфана Имамутдинова, всех, кто принимал участие в создании спектакля. А через какое-то время мне снова позвонил Эльмир и сказал, что в Москве они будут участвовать в конкурсе, спросил, не могла бы я помочь. С удовольствием согласилась, приезжала на репетиции. И вся это история затянула, мы так с ребятами подружились. Выступив в театре имени Мейерхольда на «Золотой маске», было какое-то ощущение, наверное, правильности действия, всего, что происходит, и сам по себе спектакль не то чтобы необычный, он особенный.

15 апреля мы пришли в Большой театр на церемонию вручения «Золотой маски», помню, наши отличились — пришли в футболках, джинсах. Но они такие сами по себе, никого не изображают, никого не играют. Я была уверена, что «Әлиф» в какой-либо номинации обязательно победит. Была уверена, честно! Может, с моей стороны это было самонадеянно, но было какое-то внутреннее знание. Когда объявили имя Нурбека, боже мой, я точно сорвала связки! Мы все были счастливы. А там еще не ловил телефон, а так хотелось скорее со всеми поделиться этой новостью.


— Победа на «Золотой маске» — насколько это важно для национальной культуры?

— В первую очередь это важно для тех, кто участвовал в создании спектакля «Әлиф». На них наложена некая миссия, говорящая о том, что мы любим свою культуру, свой язык, мы хотим его сохранять, чтобы мы основательнее стояли, чтобы фундамент был крепким. Особенно в связи с некоторыми событиями, которые у нас происходят. Это все как-то совпало, пересеклось. «Золотая маска» — это не главное, но, к сожалению, в нашем мире «без бумажки ты букашка».

Я рада, что к этому спектаклю, к его главной мысли присоединились множество людей. Наверное, это наш манифест о том, что надо любить свой язык и сохранять его. Эти новые формы проявления в театре — маленькая революция. Здорово, что у нас есть такой прекрасный режиссер, как Туфан Имамутдинов. У него блестящие идеи, он как-то умеет чувствовать то поле информации, где нас еще нет. И музыка в спектакле — это был плач о нашей любви к языку. По фабуле постановки понятно, что изначально татарский язык был на арабской вязи, потом произошла реформа, нас перевели на латиницу, а потом на кириллицу, естественно, многие буквы потерялись. Соответственно, теряется и само мышление, оно становится другим. Очень многие люди, которые живут в Татарстане, в частности в Казани, уже не знают языка. Да, понимают, но не разговаривают. Меня до сих пор поражает, когда меня с удивлением спрашивают: ты что, разговариваешь на татарском? Да. Выросла в татарской семье, у нас все разговаривают на татарском языке, и в деревне я росла.


— Что дальше будет со спектаклем?

— Для этого спектакля нужна площадка. Мы, кстати, действительно нуждаемся в площадке, которая бы трансформировалась для разного рода спектаклей и постановок. Знаете, когда приехали в Азербайджан на международный театральный фестиваль, который проходил в городе Шеки, нам даже предложили несколько вариантов песка, на котором Нурбек мог бы танцевать. Представляете, три варианта песка!

Я бы очень хотела, чтобы спектакль стал желанным, чтобы была систематичность наших выступлений. Огромное количество людей пишут, что хотят посмотреть «Әлиф» вживую, потому что маленькие кусочки, которые есть в интернете, не донесут той атмосферы мыслей, которыми мы делимся со зрителем. Поэтому я не знаю... «Алтын Казан» не ставится, «Кара пулат» не ставится — это только то, что я знаю.

— Много разговоров о необходимости площадки в Казани для креативных национальных проектов в области культуры.

— Я очень много об этом говорила. Крайне важно иметь свой творческий дом, куда ты придешь и будешь творить. Когда есть свобода действий, когда ты не скован бытовыми проблемами, которые сжирают столько энергии, сил и эмоций... А когда ты приходишь в дом, у тебя появляются новые мысли. При реализации данных мыслей, если ты каждый раз соприкасаешься с какими-то трудностями, эта мысль видоизменяется, начинает находить немножечко другой выход. У нас много талантливых ребят, которые жаждут работать. Просто вопреки всему. Мы находим варианты, конечно, но хотелось бы лучше.

«Позиция моя простая: как выпускница Казанской консерватории имею большое количество друзей, сокурсников, замечательных профессионалов. Высказывала мнение не только свое, это о наболевшем, так скажем» «Позиция моя простая: как выпускница Казанской консерватории имею большое количество друзей, сокурсников, замечательных профессионалов. Высказывала мнение не только свое, это о наболевшем, так скажем»

«ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ ВОКАЛИСТ ВЫРОС, НУЖНО ВРЕМЯ, ОПЫТ. ГДЕ ЕГО НАБИРАТЬСЯ МОЛОДЫМ АРТИСТАМ? КУДА НАМ ИДТИ?»

— Ваш февральский пост в «Инстаграме» с критикой руководства театра имени Джалиля за отношение к национальному искусству и местным кадрам оказался довольно резонансным и обсуждаемым.

— Позиция моя простая: как выпускница Казанской консерватории имею большое количество друзей, сокурсников, замечательных профессионалов. Высказывала мнение не только свое, это о наболевшем, так скажем. Каждому человеку, каждому артисту хочется быть нужным и реализовываться именно дома. Но в связи с некоторыми событиями, которые вижу и наблюдаю, происходящими у нас в театре, а я театр очень люблю и болею всей душей за происходящее... Для меня немного непонятна позиция нашего оперного театра. Сложилось такое ощущение, что наши артисты не совсем ему нужны. Не хочется, чтобы уезжали наши однокурсники, хочется, чтобы была возможность работать у себя дома. Да, естественно, возможность гастролировать должна быть, но необходимо, чтобы наши певцы были нужны театру, а театр был нужен нам. Это такой обмен, дающий будущее нашим кадрам.

Сейчас вообще тенденция пошла, что человек должен прийти на работу и у него должен быть чуть ли не 20-летний опыт, но он должен быть молод, здоров, красив, без детей, без семьи, с перспективой на 20 лет работы, чтобы все было укомплектовано. Но так не бывает! Невозможно стать директором строительного завода, если ты не знаешь, как кладется кирпичная кладка. Для этого нужно время. А для того, чтобы вокалист вырос, нужно время, опыт. Где его набираться молодым артистам? Куда нам идти? Благо могу сказать, что мне, наверное, в этом отношении повезло, я такая кошка, которая гуляет сама по себе. Но у меня же есть друзья, и мне самой бы хотелось поэкспериментировать на нашей площадке, тем более есть прекрасные произведения.

Что говорить, все знают, мой ближайший друг Эльмир Низамов написал оперу «Кара пулат», которая ставилась в Тинчуринском театре. Два дня она шла, и оба дня был аншлаг. Где эта опера? Сейчас идет чемпионат мира по футболу, я считаю, что для гостей нашего города была бы самой крутой визитной карточкой именно наша опера, новая, с новыми артистами, с новыми амбициями, энергией, мышлением. У нас для этого все есть абсолютно. Это снова о наболевшем...

— Вы тогда писали, что партию Сююмбике в новой опере Резеды Ахияровой, согласно планам руководства театра имени Джалиля, может исполнить оперная певица из Казахстана. Но, по последней информации, ее к осенней премьере готовят солистка нашего театра Гульнора Гатина и Гюльнара Низамова из Краснодара, тоже татарка. Получается, что вас услышали?

— Прекрасно... Счастлива, если мой пост дал хоть какой-то импульс. Да, я знаю, что Гульнора будет исполнять эту партию, и я очень рада, потому что это важно, это опера о нашей культуре, о нашей истории, кому, как не татарке, исполнять партию Сююмбике.

— А вообще вам за этот пост досталось, ругал кто-нибудь?

— Знаете, самое интересное, что были потом выступления в оперном театре и меня встречали с распростертыми объятиями многие из тех, кто работает там. В лицо же мне никто, естественно, ничего не говорил. Мне очень многие передавали, говорили, что поддерживают меня, что я молодец. Но, вы знаете, крайне мало людей из артистической среды поддержали меня публично.

Мы не все имеем отношение к оперному театру, но все имеем отношение к нашей культуре. Меня поддержали публично Карина Зиганшина, Мария Семенова, Андрей Руденко, Эльмир Низамов. Но я понимаю тех, кто этого не сделал, потому что в нас с детства присутствует страх потерять что-либо. А когда ты изо дня в день стараешься, возделываешь эту почву, ты хочешь, чтобы на ней что-то проросло, естественно, тебе очень страшно, что вдруг ураган настигнет и тебя. Я понимаю, что люди берегут свое мнение, но все это витает в воздухе, мы о многом говорим за кулисами. Потому, я думаю, это ни для какого не было секретом. Просто я достигла уже какого-то эмоционального пика, поэтому и написала тот пост.


«МОЙ НЫНЕШНИЙ ПЕДАГОГ, ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ РАБОТАЕТ В ОДНОМ ИЗ ЛУЧШИХ ОПЕРНЫХ ТЕАТРОВ РОССИИ, ГОВОРИТ: «ГДЕ ТЫ БЫЛА РАНЬШЕ?»

— Кстати, у себя в соцсетях вы стали часто выкладывать фото и видео, где разбираете оперные партии для меццо-сопрано. Думаете попробовать себя на серьезной оперной сцене?

— Я до сих пор не перестаю удивляться факту, что жизнь настолько непредсказуема. Изначально я не хотела поступать в консерваторию, это больше была мечта моего деда. Но так сложилась жизнь, и я безмерно рада, что закончила Казанскую консерваторию. Мне было очень сложно учиться, и для себя поняла, что оперный театр не для меня. Мне старались не то что это навязать, но поселить данную мысль в мою голову. Естественно, ты не можешь не прислушаться и обойти стороной мнения профессоров.

— То есть вам говорили, что опера — это не для вашего голоса, не потянете?

 Говорили, что у меня очень маленький голос, что-то еще. Верил в меня только мой педагог, родители — тоже, это понятно, но из творческой профессиональной среды только она. Гульнара Рагдевна Мурзиева со мной занималась, несмотря ни на что.

Голос — это ведь такая штука, такой инструмент, нельзя в него залезть и посмотреть, что там происходит. Это только мышление, правильная физиологическая работа, способность сохранить свой голос, много нюансов... Поэтому, повторю, я решила, что оперный театр — это не мое. Но это решила тогда, а сейчас, по прошествии некоторого времени, в моей жизни произошли события, встречи, знаки судьбы, и я начала заниматься, восстанавливать свой именно оперный голос. Мой нынешний педагог, человек, который работает в одном из лучших оперных театров России, с ним я занимаюсь в Москве, говорит: «Где ты была раньше?» Говорит, что у меня большой оперный голос. Я как раз сейчас хочу сделать большую программу для своего голоса, вижу в этом и свою страсть, у меня какой-то новый азарт появился. И, честно вам скажу, меня крайне замотивировала история моего однокурсника по консерватории Рузиля Гатина, который сейчас поет в La Scala.


— Он несколько раз неудачно прослушивался в театре имени Джалиля, а теперь востребован в Италии.

— Жизнь все расставляет на свои места. Он из Набережных Челнов, я из Нижнекамска, мы соседи. Я подумала: так, Калимуллина, надо с двойной силой взяться за это, просто даже попробовать свои силы, поэтому я готовлю оперную программу и планирую поездить по конкурсам. Это дает профессиональный рост.

— С чего начнете — с «Опералии» Пласидо Доминго?

— Да нет, вы что? Хотя почему бы и нет? Главное, что амбиции есть. Понимаете, конкурс — это необязательно победа и первое место. Тут главное 1 борьба с самим собой, и это важно для стрессоустойчивости, это полностью погружение в музыку, несмотря на какие-то нервы. Конкурсы — это очень полезно. В этом году меня часто приглашали прочитать мастер-класс студентам разных вузов нашей страны о том, как участвовать в конкурсах, почему это полезно, на примере моего опыта с телепроектом «Голос». Сейчас я называю такие небольшие свои авторские мастер-классы так: «У вас не будет второго шанса произвести первое впечатление: как извлечь максимум из конкурсов».


— Вы сами решили вернуться к оперному звучанию или к этому что-то подтолкнуло, помимо опыта Рузиля Гатина?

— Если резюмировать, то был ряд каких-то жизненных ситуаций. Когда в 2016 году у меня был первый сольный концерт, я начинала свою программу именно с классических произведений и видела реакцию зрителей. Многие люди тогда подходили ко мне и оставляли отзывы именно о моем классическом исполнении. Да, оно было не совсем академическим, в рамках правил, это был некий синтез, даже не кроссовер, а некое мое индивидуальное отношение к произведению. И я понимала, что не зря заканчивала консерваторию.

Да, безусловно, это большой опыт, и многие говорят, что необязательно после заниматься музыкой, но я с самого детства нахожусь в этой среде. Почему бы не попробовать? У меня директор, Анна Михайловна, уж очень любит, как я пою классику (смеется). Она у меня в течение трех лет настойчиво спрашивала, почему я не пою в театре. В ответ рассказывала ей много театральных историй, так или иначе, объясняла свою позицию. Могу сказать: вода камень точит. Я люблю себя ставить в какие-то новые условия и задавать новые цели, чтобы не стоять не месте, поэтому развиваю и эстрадную свою линию, и фольклор для меня важен, татарская классическая музыка, классика в целом. Говорят, за двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь... Но пока все получается.

«Посредством многих выступлений зритель меня узнает, меня ждет. Опять-таки, узнает татарскую культуру, приобщается к ней» «Посредством многих выступлений зритель меня узнает, меня ждет. Опять-таки узнает татарскую культуру, приобщается к ней» Фото: «БИЗНЕС Online»

«СЦЕНА И ЗРИТЕЛЬ НЕ ИМЕЮТ КАКИХ-ТО СОЦИАЛЬНЫХ СТАТУСОВ»

— Вы говорите, что готовите сольный концерт, но последние по времени такие выступления — это 2016 год. Почему случился такой перерыв?

— Начнем с того, что я артист без продюсера, без какой-либо поддержки. У меня есть небольшая команда, с которой мы работаем, и, как бы то ни было, приходится думать о хлебе насущном. И да, приходится как можно больше экономить, чтобы готовить концерты, тур, который у нас будет осенью как раз. 2 ноября в «Пирамиде» планируем провести мой сольник, потом поедем в Нижнекамск, Челны, Альметьевск. 20 сентября будет концерт в Великих Луках, это в Псковской области. Сейчас думаем еще расширить маршрут, поехать в Самару, в Нижний Новгород, в близлежащие города. Но это все так непросто.


— Может, попробовать краудфандинг?

— А это как?

— Это сбор средств на финансирование стартапа или идеи с помощью добровольных взносов. Так и Гребенщиков деньги собирает на проекты, и «Би-2», а сейчас Зуля Камалова.

— Я это обязательно изучу, энтузиазма у меня стало больше. Просто сейчас так много информации, что не успеваешь уследить за всем. Но я хочу поставить на системную основу всю эту историю с концертной программой. Одно отделение, пока так планирую, будет классическое, где будут оперные арии: и итальянские, и татарские, и русские, а во втором планирую представить уже свой авторский материал.


— Вы часто выступаете в Москве на сборных концертах — ко Дню врача, ко Дню работника легкой промышленности и прочее. Не опасаетесь стать такой «паркетной» певицей?

— Я считаю, что сцена и зритель не имеют каких-то социальных статусов. Есть артисты, которые поют, делятся музыкой, есть зрители, которые хотят слышать эту музыку. И мне очень нравится, что я как артистка нужна и что мое творчество интересно. Посредством многих выступлений зритель меня узнает, меня ждет. Опять-таки узнает татарскую культуру, приобщается к ней. Чтобы быть ближе к людям, нужно проявить себя. А быть обособленным: вот я выступаю только здесь, принципиально не выступаю тут... такого нет. Это же общение, я всегда за общение со зрителем и не провожу таких градаций, что для одних петь буду, а для других —  нет.

— На подобные мероприятия вас чаще приглашают или сами стараетесь на них попасть?

— Звонят и приглашают, но если ты о себе каждый раз не напоминаешь... Я же говорю: очень много информации появляется, много артистов. Приходится все брать в свои руки и звонить, говорить, напоминать. А уйти, ждать у моря погоды — и что? Ничего не произойдет. Такова современная жизнь, что вообще никому ничего не нужно. Если ты сам не будешь действовать, то ничего не произойдет. Получается, что каждый создает свой мир. И в моем происходит так, что мне нужно больше и больше работать, проявлять еще больше активностей. Потому что даже то, что было на музыкальном рынке, допустим, два года назад... все перевернулось с ног на голову. Я и актерским мастерством занимаюсь, и сценической речью, будет второй сезон сериала «Золотая Орда», вот и театр начинает в мою жизнь потихонечку, но серьезно входить...

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (168) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
1.07.2018 12:04

Везде надо впихнуть несуществующую проблему с татарским языком!

  • Анонимно
    1.07.2018 09:42

    Эльмира, ждём новых концертов! И спасибо Вам за принципиальную позицию по татарскому языку.

    • Анонимно
      1.07.2018 12:04

      Везде надо впихнуть несуществующую проблему с татарским языком!

      • Анонимно
        1.07.2018 13:32

        Единственный способ вернуть интерес у татарскому языку, это обязательное владение им, для получения гос. должности в Татарстане... А так же неплохо бы интересные фильмы на татарском делать... Вон, гляньте на Ю.Корею... Благодаря их дорамам куча людей уже интересуется корейским..., чтобы не ждать переводов...

        • Анонимно
          1.07.2018 13:50

          Мы живём в России, по российским законам и обязательное владение национальным языком для получения Государственной должности априори невозможно, в том числе по причине ротации кадров с другими регионами, нарушения в этом случае прав подавляющего большинства населения страны, а также просто незаконно. Поэтому этого не будет.
          Интерес вернуть к национальному языку можно развивая его лишь в семье и никак иначе. Если вашим же детям язык не интересен, вы и ремнём их не заставите его учить.

          • Анонимно
            1.07.2018 14:09

            Мы живём в России и одновременно в Татарстане... Так что, если ты чиновник в Татарстане, то знать тарский обязан... А прыгающие по должностям чиновники, нам не нужны... С них всё как с гуся вода...

            • Анонимно
              1.07.2018 14:35

              Мы их скоро всех обяжем.

              • Анонимно
                1.07.2018 15:56

                замучаетесь обязывать....

              • Анонимно
                1.07.2018 16:03

                14:35 обязаловка не выросла, обломают одним махом.
                14:09
                Знать национальный язык не обязан никто никаким законом, даже сами национальные меньшинства, если сами не захотят.
                Что касается ротации кадров, то это активно поддерживается, как простыми людьми, так и федералами - что бы в одном регионе не засиживались и не приучались воровать. Да и в Татарстане судя по местным комментариям большинство высказывается за назначения на ключевые должности варягов из вне с целью исключения клановости во власти.
                Но в этом с вами согласшусь - лучше пусть местные. И вопрос не в клановости, а в командной работе.
                Вот любят в пример США приводить. Ну и предоставляетесь, как любой гражданин США - «я русский татарского происхождения»)))

                • Анонимно
                  1.07.2018 18:10

                  Да ничем вы никого не сломаете,кроме говорящих голов типа соловьёва и киселёва у вас ничего нет.Да и вообще вы всё проигрываете.

              • mad big
                2.07.2018 08:22

                Нигде ничего не треснет? Вы уж поберегите себя.

          • Анонимно
            1.07.2018 14:12

            13:50
            А что делать тем людям, кто знает татарский, но плохо знает русский? Или чиновникам с такими общаться не надо? Не барское это дело?

            • Анонимно
              1.07.2018 15:04

              14:12
              такие становятся министрами и т.д.

            • Анонимно
              1.07.2018 17:02

              А чиновники и не общаются с людьми - независимо от языков, на котором те люди говорят или не говорят.
              Или вы с министрами когда-нибудь свои проблемы обсуждали?)))
              Пишете запрос/вопрос/жалобу/благодарность или что-то иное (на любом языке, найдется секретарь для перевода всегда), получаете отписку - вот и все их общение.

              • Анонимно
                1.07.2018 17:59

                Всё с вами ясно... Теперь надежда только на татарстанское правительство... В противном случаи, татарская культура, с её литературой, стихами, песнями, канут в лета...

                • Анонимно
                  3.07.2018 13:13

                  17.59 что вам все ясно? Неужели вы всерьез думали, что нетатары будут общаться на татарском? Вы серьезно?

            • Анонимно
              1.07.2018 17:48

              Там,где живут незнающие русский язык,чиновники тоже знают только татарский!

            • Анонимно
              1.07.2018 19:19

              Учат пусть русский)).Билингвальность развивает человека, вроде так это преподносится балаболками, которым отмена обязаловки - как серпом ниже пояса?

              • Анонимно
                1.07.2018 20:07

                Таким отношением, вы скорее добьетесь, того, что часть татар откажется учить русский... и будет вместо него учить другие языки мира...

                • Анонимно
                  1.07.2018 20:18

                  Разве что лично вы не будете учить.... Но вы уже выучили.
                  Я сомневаюсь. что вы своих будущих детей так накажете - не обучая их русскому языку.

                  • Анонимно
                    1.07.2018 20:50

                    Он ж не враг своим детям. А на детей соседа ему наплевать.

                  • Анонимно
                    1.07.2018 21:01

                    20:18
                    Помимо русского и татарского я ещё 2 языка знаю... А если в Татарстане будут принижать татарскую культуру то, только языками дело может не ограничиться... Так что не стоит быть такими же упоротыми, в таких вопросах, как украинцы...

                    • Анонимно
                      2.07.2018 08:03

                      21:01
                      не пугайте. Ничего в Татарстане не произойдёт. Платон ввели, бензин на 7 рублей подорожал, пенсионный возраст на 8 лет увеличат... Отменят принудительное изучение татарского, и ничего не произойдёт.

                    • mad big
                      2.07.2018 09:28

                      Сами татары и принижают татарскую культуру. Или вы во всем руку Москвы опять увидели?

                • Анонимно
                  1.07.2018 20:39

                  ой, да пожалуйста. не учите. нам все равно, поймите.

                  • Анонимно
                    1.07.2018 20:49

                    Надеюсь, что вы не из тех, кто решает данный вопрос... Иначе, для России, как и для Татарстана, в будущем, ожидается мало хорошего... А кто не видит грядущих проблем, те всегда равнодушием отличается..., так что, вы меня не удивили...=)

                • Анонимно
                  1.07.2018 20:52

                  да на здоровье, обиженкам не препятствуем...

            • Анонимно
              4.07.2018 08:33

              Для 14:12

              Это вы про бабушку из татарской деревни, которая не знает русского языка, но приехала ОДНА в город и бродит целыми днями по государственным службам и медицинским учреждениям?
              Можно подумать в её татарской деревне нет чиновников и врачей? И все вопросы нельзя решить на месте?

          • Анонимно
            2.07.2018 07:39

            Мы живем вТатарстане .Гос язык в РТ должен быть один татарский!

          • Анонимно
            3.07.2018 16:00

            13.50. Мы живём в многонациональной ФЕДЕРАЦИИ, что означает многоязычной.

          • Анонимно
            3.07.2018 16:02

            "Россия- для русских!" - лозунг Жириновского.
            Что-то много стало тех, у кого отец - юрист.

        • Анонимно
          1.07.2018 14:03

          Минусуют явно не те, кто знает татарский... =)))

        • Анонимно
          1.07.2018 14:06

          Кстати, хорошо бы проверить всех чиновников, знают они татарский или нет... Раз хотят работать в Татарстане, они обязаны его знать...

          • Анонимно
            1.07.2018 15:57

            где это написано?

          • Анонимно
            1.07.2018 16:05

            Не обязаны. Учите матчасть и не болтайте несусветную чушь. Итак уже на всю Россию опозорились - «сами учить свой язык не хотим, заставьте нас силой». Может ещё предложите уголовную ответственность за тунеядство вернуть? Тогда естественно поющих про нищету станет меньше.

            • Анонимно
              1.07.2018 16:27

              Не хочет знать татарский, так нечего и чиновником в Татарстане становиться... У нас до сих пор есть люди, которые русский плохо знают... Как с ними эти чиновники собираются общаться, через переводчика?

              • Анонимно
                1.07.2018 19:21

                а зачем с ними общаться?

              • Анонимно
                2.07.2018 08:51

                16:27 Ну, естественно, ради этих двух людей все должны перейти на татарский. Татары не зарывайтесь уже, госязык РФ - русский, делопроизводство только на нем. Мы не настолько богаты, чтобы тратить средства на дублирование. Эти же старики вам спасибо скажут, если высвобожденные средства направят на их благополучие!

            • Анонимно
              1.07.2018 16:28

              К тому же, если не будет языка, пропадёт и культура... Поэтому, если в Татарстане хотят сохранить свою культуру, значит должны и что-то делать для того, чтобы язык не пропал...

              • Анонимно
                2.07.2018 06:21

                Надоело это нытье!Кто запрещает татарский?Лживые лицемеры!

              • Анонимно
                4.07.2018 08:37

                Для 16:28

                Почему-то татарская культура уезжает из Татарстана на Запад. Неужели ТАМ нужен их татарский язык? Например, Аиде Гарифуллиной, Альбине Шагимуратовой, Венере Галеевой... виртуозам-баянистам... и многим другим...

                • Анонимно
                  4.07.2018 13:44

                  8.37. У татар, как и у других народов, должны быть звёзды мирового и общероссийского уровня. Это нормально.
                  Татарские звёзды - это современные визитные карточки нашего народа.

                  • Анонимно
                    4.07.2018 14:27

                    Ну-ну... За бугром татарские "звёзды" нужнее, козе понятно... Должен же ИХ кто-то развлекать - свои-то забугорные приелись уже...

                    А "звёзды" молодцы - чуть засветятся, оперятся, так сразу АЛГА на сторону - прочь от татарского языка. И ничто их не держит в родном краю!

                    • Анонимно
                      4.07.2018 14:59

                      14.27. Когда Татарстан презентуется за рубежом обязательно упоминаются или участвуют татарские звёзды мирового уровня.
                      Они нужны нам - жителям РТ.

                      • Анонимно
                        4.07.2018 15:14

                        Татарские звёзды мирового уровня нужны татарам всех регионов РФ.

            • Анонимно
              1.07.2018 16:39

              И кстати, если в стране иностранцы будут больше котироваться, то вероятнее всего люди начнут другие языки изучать больше, чем русский... Что тогда вы скажите, русский не нужен?

              • Анонимно
                1.07.2018 17:10

                А причем здесь котировка иностранцев?))
                Английский нужен молодежи, это и так понятно.
                А русский - это язык, на котором живет наша страна, переучить ее всю на язык того, чья котировка выше на сегодня в вашем понимании, не получится)

                • Анонимно
                  1.07.2018 17:49

                  А татарский, это язык на котором живёт Татарстан... Вы же небось поддерживаете русскоязычных на Украине, которые хотят изучать и русский на равне с украинским, несмотря на то, что по статистике их там около 10%? А почему вы отказываете в праве сохранить татарский, в регионе, в котором татар больше 50%?

                  • Анонимно
                    1.07.2018 18:47

                    //А татарский, это язык на котором живёт Татарстан//

                    Татарский, это язык на котором "живут" татары, а не Татарстан.
                    Большевики выделили татарам "Татарию", чтобы татары там могли пользоваться своим языком - а не для того, чтобы татары там заставляли всех учить татарский язык.

                    • Анонимно
                      1.07.2018 19:28

                      18:47
                      Лично вас, если не хотите никто не обязывает учить татарский... А те, кто хочет быть чиновником в Татарстане, должен уметь говорить и понимать того, кто говорит на татарском... Но чтобы татарский язык сохранился, нужны такие же выделения денег, как и на русский..., потому что в школах никто бесплатно обучать не будет... А уж учить татарский или нет потом пусть каждый решает сам...

                      • Анонимно
                        1.07.2018 19:52

                        //кто хочет быть чиновником в Татарстане, должен уметь говорить и понимать того, кто говорит на татарском//

                        Чиновники в учреждениях не общаются с посетителями.
                        А девушки в ресепшене, да, они либо должны знать оба языка, либо в ресепшене должно быть две девушки, каждая из которых должны владеть своим языком.

                        • Анонимно
                          1.07.2018 20:00

                          Если не общаются с людьми, значит либо они особо и не нужны никому, либо стали считать себя птицами слишком высокого полёта... , а от таких вреда больше, чем пользы...

                • Анонимно
                  1.07.2018 17:54

                  17:10
                  В 19 веке, в России, считали, что русский знать не обязательно..., а французский обязательно... Если бы эта тенденция сохранилось тогда, то сегодня не было русской культуры...

              • Анонимно
                1.07.2018 19:22

                голову напекло? какие-то дурацкие фантазии начались....

          • Анонимно
            1.07.2018 17:50

            Большинство чиновников в РТ не знает ни русского,ни татарского...разговорный татарский своей деревни знанием татарского языка не является!

      • Анонимно
        1.07.2018 16:44

        12:04 Если проблема несуществует, то напишите по татарски.

        • Анонимно
          1.07.2018 16:56

          Зачем? В России живём.

          • Анонимно
            1.07.2018 17:24

            16:56 Я вас понял. Вы хотели сказать, я русскоязычный и нечего незнаю про татарскую культуру и язык, поэтому считаю, что проблемы несуществует.

            • Анонимно
              1.07.2018 17:28

              Да вы и сами ее не знаете, несмотря на впихивание по шесть часов в неделю

            • Анонимно
              1.07.2018 18:03

              проблема существует для САМИХ татар. русские тут вовсе ни при чем.

      • Анонимно
        1.07.2018 16:56

        12:04 За такой живой интерес к творчеству Эльмиры Калимуллиной вам отдельное спасибо.

      • Анонимно
        2.07.2018 00:44

        Со слезами на глазах слушал песню "Тонге учак". Кто написал такие удивительные слова для этой песни?

      • Анонимно
        2.07.2018 15:53

        Это пропаганда языка, которую Вы же и сами предлагаете нам для популяризации татарского языка. И опять что-то не то. Думаю проблема в Вас, Я 100% в этом уверен

      • Анонимно
        3.07.2018 15:58

        12.04. Если для вас не существует проблемы с татарским языком - это ешё абсолютно ни о чём не говорит. Можете своё мнение держать при себе.

  • Анонимно
    1.07.2018 09:51

    "В остальных городах, я, правда, не была, но информация немножечко теряется"


    Пастернака не читал, но осуждаю.

    • Анонимно
      1.07.2018 12:06

      она говорит конкретно о Москве и Петербурге, о том, что информация теряется там. читайте внимательно.

  • Анонимно
    1.07.2018 10:00

    Если бы в Казани был бы татарский музыкальный театр, то Калимуллина, Филюс Кагиров, Илюса Хузина, Айгуль Хайри были бы его звёздами.

    • Анонимно
      1.07.2018 13:27

      Надо найти того, кто запрещает татмузтеатр и наказать.

    • Анонимно
      1.07.2018 19:24

      требую каждому татарину персональный татарский музыкальный театр с халяльным буфетом!

    • Анонимно
      4.07.2018 11:19

      Чем вас не устраивает татарская Филармония - прекрасный зал - пойте и пляшите на здоровье!

  • Анонимно
    1.07.2018 10:08

    красавица! Умница! Талант! Не потеряйся, дорогая, в этом мире! Приезжай с концертом в Бугульму!

  • Анонимно
    1.07.2018 10:25

    думаю, Эльмире лучше попробовать себя в оперетте...ее голос часто срывается, поэтому долго держать низкую ноту она не в состоянии...



    • Анонимно
      1.07.2018 11:03

      10:25 Советую Вам "думать" на другие темы, но никак не про диапазон голосов ддя оперетты!))
      А голос Эльмиры уникален!
      Она - признанный талант мирового уровня!

  • Анонимно
    1.07.2018 10:42

    В Казани обязательно должен быть музыкальный театр для постановки мюзиклов, оперетт, рок-опер, национальных проектов. Нам очень его не хватает!

  • Анонимно
    1.07.2018 10:48

    Эльмира может реализоваться,только оставаясь Татаркой.В Татарской культурной и языковой среде.

    • Анонимно
      1.07.2018 11:53

      Молодцы конечно, что самостоятельно хотите сохранить свой язык. Но весь более менее перспективный шоу-бизнес пытается уехать в Москву, т.к. перспективы только там. Татарской по национальности она была и останется безусловно, а вот что то добиться можно только в русской языковой среде. Так было ещё со времён царя гороха.

      • Анонимно
        1.07.2018 15:13

        Если смотреть так на данный вопрос, то ей лучше изучать вместо русского надо испанский... и на нём петь...

        • Анонимно
          1.07.2018 15:58

          это ее личное дело - сама разберется.

        • Анонимно
          1.07.2018 16:07

          Думаете её в Испании утр то ждёт? Сомневаюсь.
          Но испанский красивый, звучный язык. Песни на испанском слушают во всем мире. Но в России без русского - никуда.

          • Анонимно
            1.07.2018 17:17

            Самый красивый язык в мире - итальянский. Учу и каждую минуту порцию счастья получаю)

            • Анонимно
              1.07.2018 19:19

              Он к тому же и самый легкий для изучения... Там как слышишь, так и пишешь..., поскольку латиница именно там родилась... Все остальные языки латиницу под себя кое-как подстраивали... Поэтому итальянский учить мне тоже было приятно...=)

      • Анонимно
        1.07.2018 18:52

        Русский потерял статус технологий и передовых идей и сейчас не может конкурировать с западом. Все технологии и идеи оттуда.

        • Анонимно
          1.07.2018 19:12

          //Русский потерял статус технологий и передовых идей//

          Пока ещё не совсем. Вся техническая литература и все технические и научные журналы у нас в стране на русском языке.
          А так, в целом, английский язык в науке и технике доминирует на планете, но не побеждает крупные национальные языки - немецкий, японский, китайский, французский. Во всех этих странах, включая Россию, английский язык лишь дополняет национальные языки, но отнюдь не заменяет.

      • Анонимно
        1.07.2018 21:02

        Для Татар,перспектива поднять Республику Татарстан,до уровня Швейцарии по жизненным благам.Шоу-бизнесом следует заниматься Русским,они часть Христианского мира,дети Чиновников проживают в Католической Европии.А Мы,Татары,будем обьединяться с Востоком.Оттуда,никогда не приходила война.Золотая Орда,позволила обьединить племена,но не изменить Образ жизни.Чего стоит 1\10 часть налога со двора,когда РосСионцы работают,только на Москвастан.

        • Анонимно
          1.07.2018 22:06

          Жара сказывается...

        • Анонимно
          2.07.2018 08:07

          21:02
          вам надо объединиться с узбеками и монголами и платить им 1/10 со своей зарплаты.

          • Анонимно
            2.07.2018 15:09

            Тюркский Мир и будет включать Узбеков,Казахов,Киргизов,всех кто приемлет нашу Общую Историю.Будем создавать Общую Культуру и Универсальный Язык-Тюрков,при сохранении национальной самобытности.

            • mad big
              2.07.2018 16:44

              А казахи с узбеками даже не подозревают о этом. Ну а потом как в старой тарской пословице будет - мол я мулла и ты мулла, а коня кто накормит?

            • Анонимно
              2.07.2018 16:45

              Моя татарская семья в Узбекистане 90-х сполна познала тюркскую дружбонародность!Хватит!

    • Анонимно
      1.07.2018 13:52

      10:48 если бы она на шоу Голос пела только на татарском, она бы не прошла даже слепые прослушивания. И вы бы о ней не узнали.

      • Анонимно
        1.07.2018 22:56

        А на детском голосе Саида Мухаметзянова слепое прослушивание как раз с большим успехом прошла с татарской народной песней)))

        • Анонимно
          2.07.2018 10:03

          Далеко ли он прошла дальше?

        • mad big
          2.07.2018 11:05

          Сейчас разговор не про эту девочку. А родителей, которые тешат свое самолюбие, таская своих чад на такие конкурсы хорошо бы у психиатра обследовать. Какую огромную психологическую травму получают дети в случае проигрыша. Да и в случае выигрыша тоже.

    • Анонимно
      1.07.2018 17:23

      //Эльмира может реализоваться,только оставаясь Татаркой//

      Эльмира "поднялась" только потому, что русские проголосовали за её талант (а не за то что она татарка).
      А в Татарстане бы она не реализовалась - здесь более 700 певцов и певиц. Она бы затерялась среди них.

      Татары оценили Эльмиру, как певицу, только после того, как её высоко оценили русские.

      • Анонимно
        1.07.2018 17:29

        Из 700 - 650 выходцы из душевых, которые решили, что они артисты

  • Анонимно
    1.07.2018 11:03

    Но и татарский подтянуть ей не мешало бы

    • Анонимно
      1.07.2018 11:55

      Зачем? Что бы иметь аудиторию в несколько сот человек?

      • Анонимно
        1.07.2018 15:17

        11:55 Вы сами посчитали несколько сто человек? Или так , как обычно брякнуть что небудь негативное.

        • Анонимно
          1.07.2018 16:11

          15:17 несколько сот утрировал конечно. Ну пусть несколько тысяч. Сужу по митингам нациков и комментариям в интернете. То есть погрешность минимальна. Да и к сожалению нет тех певцов, кто песнями на татарском языке что то глобального добился. Единственное знаю «Туган як» узнают и то в основном болельщики, да и песня башкирская, если не ошибаюсь. Единственная кто добился чего то в шобизе это Марина Максимова, других коренных выходцев из Татарстана не встречал ни в жизни ни по телевизору.

          • Анонимно
            1.07.2018 16:49

            16:11 Спасибо, а то ещё могли утрировать написать несколько десятков. Тоже сошло бы,главное как то принизить.

          • Анонимно
            2.07.2018 11:26

            16.11 Про несколько тысяч. Не можете посмотреть, где и как выступают многочисленные татарские певцы? По вашему мнению, эти несколько тысяч зрители вместе с ними гастролируют?

  • Анонимно
    1.07.2018 11:03

    Эльмира умница! Завораживает своей красотой и обаянием. Очень перспективная, талантливая и профессиональная певица и актриса. Она борец с адекватной самооценкой. Многого добьётся в своей жизни! Желаю ей больших успехов и новых творческих побед!

  • Анонимно
    1.07.2018 12:12

    Эльмира молодец !!! любим тебя !!!

  • Анонимно
    1.07.2018 12:48

    а что с НКЦ? почему этот огромный культурный комплекс стал закрытой вотчиной Закирова ??? В этом вся проблема татарской культуры и нац движения - старики всё подмяли под себя, а время то идет!

    уже несколько лет говорят о том, что татарской молодежи что-то дадут и где всё это?

    • Анонимно
      1.07.2018 21:31

      За это время 2 поколения "татарской молодежи" поседеть уже успели

      28%

  • Анонимно
    1.07.2018 13:45

    Эльмирочка, молодец! Продолжай, пожалуйста, все!!!

  • Анонимно
    1.07.2018 14:37

    Кто не знает татарский язык в Татарстане,тот не полноценный человек.

    • Анонимно
      1.07.2018 14:45

      ага, размечтались ))))))

    • Анонимно
      1.07.2018 14:47

      Обыкновенный фашизм- делить людей на полноценных и не полноценных.

      • Анонимно
        1.07.2018 15:00

        Товарищ майор, пожалуйста найдите этого человека и разберитесь. Да-да, того, что считает некоторых людей неполноценными

        • Анонимно
          1.07.2018 15:08

          Песошин сам за себя может ответить

        • Анонимно
          1.07.2018 15:18

          А если скажут, кто не знает русского в России, тот не полноценный, будет такая же реакция?

          • Анонимно
            1.07.2018 15:59

            таких в России НЕТ!

            • Анонимно
              1.07.2018 16:34

              15:59
              Вы уверены?
              Лично я знаю нескольких..., до сих пор... А в моём детстве, таких было очень много...

              • Анонимно
                1.07.2018 18:05

                уверена. в России русский знают все. а вы, как всегда, врете.

                • Анонимно
                  1.07.2018 19:41

                  Вы когда-нибудь были в чисто татарской деревне? Если нет, то не говорите о чём не знаете...

                  • Анонимно
                    1.07.2018 20:42

                    была в чисто татарской деревне -русский язык знают все.

                    • Анонимно
                      1.07.2018 21:47

                      Секрет,знания русского языка в Татарских деревнях в Образовательной системе СССР.Когда были равные часы обучения Языка.Мужчины проходили Службу в Советской Армии,где было Почётно пройти Службу.

          • Анонимно
            1.07.2018 16:12

            15:18. Это право любого не знать русского языка, хотя и обязанность изучать его. Не знаете? Да и Аллах с вами. Но кому вы нужны и как будете на хлеб зарабатывать? Как Равшан и Джумшут. Иных вариантов нет.

            • Анонимно
              1.07.2018 16:36

              Изучайте испанский и китайский, раз так, они самые распространённые...

          • Анонимно
            1.07.2018 17:24

            15.18
            Реакция разная, потому что суть татарского языка и русского разная.
            Конечно, невозможно вести полноценную жизнь без русского - то есть не понимая новостей своей страны, фильмов, передач, не имея возможности передвигаться по ней без языкового барьера, учиться, работать и общаться в любом регионе..
            Тут уже писали, что у кого-то есть такие знакомые пожилые... Ну вот вам их не жаль??- ну хотя бы Гайдаевские фильмы не видеть никогда про Шурика? или 17 мгновений весны? Карнавальную ночь?? Вообще не понимать, что вокруг происходит.. Это же эпоха целая..

            • Анонимно
              1.07.2018 18:24

              Если вы не поняли... Ущемление в правах татарского языка в Татарстане приведёт к тому, что национальные настроения среди татар начнут увеличиваться... Вы этого хотите? Ну так и скажите тогда об этом прямо... Всё равно люди понимают, что среди комментаторов этого "добра" хватает...

              • Анонимно
                1.07.2018 18:59

                //Ущемление в правах татарского языка в Татарстане приведёт к тому, что национальные настроения среди татар начнут увеличиваться//

                Во-первых, никакого "ущемления" нет.
                То, что запретили принуждать русских учить татарский язык - это отнюдь не "ущемление татар".
                То, что вам запретили принуждать русских - от этого у вас счастье кончилось?

                Во-вторых, с чего вы это взяли, что (в принципе) угасание языка - вызывает то, что националистические настояния татар увеличиваются"? Это противоречит всем историческим и географическим примерам. Скажем, от того, что коренные народы США и Австралии практически забыли свои язык - по вашему означает что индейцев и аборигенов охватил всеобъемлющий неистовый национализм?
                Нет, весь опыт человечества говорит, что утрата национальными меньшинствами своего языка приводит к уменьшению национализма и сепаратизма (но не аннулирует их, так как это неотъемлемые общественные инстинкты человека). Аннулировали национализм и сепаратизм другими способами.

                • Анонимно
                  1.07.2018 19:27

                  Это не сепаратизм,а освобождение.

                • Анонимно
                  1.07.2018 19:36

                  Речь идёт о финансировании изучения языка, без которого будущего у языка не будет..., а следовательно и у культуры...
                  И вам не кажется, что сравнивать татар с аборигенами и индейцами это через чур? Нет?
                  Если для вас это нормально, то мне с вами говорить больше не о чем...

                  • Анонимно
                    1.07.2018 20:21

                    Что вы лично против индейцев имеете? Что за пренебрежение и снобизм?

                    Международные законы ко всем коренным народам одинаково относятся - что к индейским народам, что к татарам. С точки зрения закона - это полностью аналогичные народы.

                • Анонимно
                  1.07.2018 23:06

                  Отказ включить национальные языки в школьную программу, загоняя их в кружки по интересам, это не ущемление? Вы бы для интереса Конституцию РФ хотя бы почитали. Хотя явно Вы это понять и осознать не в состоянии.

                  • Анонимно
                    2.07.2018 10:17

                    Никто татарский язык в "кружки" не загоняет. Татарский язык будет преподаваться в обязательное время.
                    Для этого родителям-татарам, как и родителям-русским, при поступлении ребёнка в 1-й и 5-й класс школы нужно будет только лишь поставить галочку в нужной клеточке в графе "родной язык" в заявлении о приёме ребёнка в школу.

              • Анонимно
                1.07.2018 20:23

                Против Платона не вышли, против повышения пенсионного возраста не вышли, против "ущемления" тоже не выйдете.

        • Анонимно
          1.07.2018 16:53

          Товарищ майор обычно приходил к тем кто во времена сталинщины доносил,так что готовьтес вкусить все прелести...

          • Анонимно
            1.07.2018 19:55

            Так такие как вы и стучали. А потом сами в жернова лезли.

    • Анонимно
      1.07.2018 15:48

      Это уже было, и закончилось для тех кто занимался поисками "чистой расы" полной катастрофой, Вы тоже этого хотите?

      • Анонимно
        1.07.2018 17:53

        Катастрофу для вас готовят ваши любимые власти,за которых вы голосовали,все радости впереди.

    • Анонимно
      1.07.2018 18:32

      Последствия жаркой погоды? Солнечный удар? Панамку носить надо.

    • Анонимно
      1.07.2018 19:30

      Полностью согласен,нужно не давать никаких привилегий и должностей,не знающим татарский язык в нашей республике.

      • Анонимно
        3.07.2018 13:27

        19.30 вы и так 27лет не даете нетатарам никаких должностей и привилегий. Что изменилось?

  • Анонимно
    1.07.2018 15:09

    Сколько не поет Эльмира, а зрителя своего так и нет. Неинтересна, не будоражит

    • Анонимно
      1.07.2018 21:48

      У Эльмиры Зритель,весь Татарский Народ.

      • Анонимно
        2.07.2018 08:09

        21:48 ну не весь уж. В нашей семье её не смотрят.
        А мы и не знаем по каким каналам её крутят.

  • Анонимно
    1.07.2018 15:40

    Зря так зациклилась на татарскости. Умница, красавица, талантливая больше пользы принесла бы татарам выйдя на всероссийский уровень. Но принцип куй железо пока горячо никто не отменял. Нужно было сразу развивать успех на Голосе, пока её знала почти вся Россия.

    • Анонимно
      1.07.2018 16:14

      15:40 поздно уже вероятно. Не раскрутилась. Ещё бы на нанайском запела. А жаль. Девочка действительно голос хороший имеет.

      • Анонимно
        1.07.2018 23:31

        Но на оперную диву, как тут пытаются ее представить, уж никак не тянет. Поет на сабантуях и гос. Мероприятиях, и хорошо.

  • Анонимно
    1.07.2018 17:54

    Удивляюсь людям,которые восхищаются попсой.

  • Анонимно
    1.07.2018 17:58

    Похоже для неё создадут министерство татарского искусства. Или хотя бы комитет татарской песни, при кабмине РТ

  • Анонимно
    2.07.2018 10:23

    Молодец Эльмира! Челны с тобой! Передаем привет и желаем успехов. Гарипову совсем не видно после Голоса, а Эльмиру я часто вижу в концертах, даже вчера ехали с мужем в машине опаздывали на футбол, челкали радио и по какой-то радиостанции как раз было интервью Калимуллиной в прямом эфире. Мы так удивились, но приятно послушать землячку. Ты Эля не слушай злопыхателей, иди своей дорогой!!!!

    • Анонимно
      4.07.2018 18:50

      Ну знаете каждый видит что он хочет видеть и старается не замечать чего не хочет. А тем временем Дину Гарипову тоже ведь по ТВ показывают и не только по 1 каналу но и по Санкт-Петербургу и по НТВ и ОТР бывает даже. Надо просто следить за творчеством певца тогда видней будет его деятельность, но вы видимо только следите за Эльмирой потому что землячка ваша как я понял. Но у Дины Гариповой есть все же своя аудитория и она каждый год в Москве сольник дает,в том году в 6 тысячном Кремлевском под аккомпанемент Фонограф Симфо Джаз аншлаг был и так же в Крокус Сити Холл собирала и в театре где работает у Градского у нее всегда Аншлаг за месяц вперед билеты уже раскупались. Не имею ничего против но Эльмира в Москве вряд ли Крокус Сити Холл соберет,потому как единожды в театре Градского на свой концерт 500 мест запонилось внатяжку,я слежу за тем,что происходит в театре "Градский Холл", там можно всегда посмотреть на кого сколько и за сколько и с какой интенсивностью билеты продаются,отсюда и вывод сделать,кто больше востребован. Так что вот такое у меня мнение сложилось. Так же Дина гастролировала по городам сразу после Евровидения и довольно успешно. За Эльмирой после "Голос" больших гастрольных туров я пока особо не видел.

  • Анонимно
    2.07.2018 15:34

    Уважаю Эльмиру и за творчество , и за активную жизненную и гражданскую позицию . И за то, что не сидит сложа руки

  • Анонимно
    2.07.2018 17:48

    Ой)))) ну нашим-то людям лишь бы опустить. Поешь - плохо, не поешь - плохо, поешь по-русскии- ты что забыла что татарка? Поешь по-татарски - забыла, что у нас государственный язык русский? Если слушать диванных критиков, то пора идти вешать. Пой, Эльмира, ты огромная трудяга, знаю через подругу, которая с ней на татарских праздниках соприкасается, что у тебя нет продюсера и все сама делаешь! Это минимум достойно уважения не все же слушать бузову

  • Анонимно
    4.07.2018 22:46

    Молодец Эльмира за возможность открыто говорить своё мнение и не бояться. Отдельное спасибо за татарский оперный театр. Там скоро вообще никто не будет петь. Слышал, Альбина Шагимуратова уходит из театра и правильно сделает. Если такого уровня певица уйдёт - это ПОЗОР ТЕАТРУ !!!

    • Анонимно
      5.07.2018 06:24

      А чем Альбина Шагимуратова занималась в местном театре оперы и балета? Кто её видел чаще ОДНОГО раза в год?

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль