Машиностроение 
10.07.2018

Как челнинские бизнесмены подставили плечо путинской «гонке вооружений»

Боевой лазер «Пересвет» ставят на колеса «Астейса»

Все экзотичнее становятся заказы челнинской компании «Астейс». Сначала она стала широко известной благодаря работе по бронированию водометных авто специально под ЧМ-2018, потом ее первый полноценный бронеавтомобиль «Патруль» прошел госиспытания и был принят на вооружение Росгвардией. А сегодня выясняется, что «Астейс» причастен к созданию супервооружений, о которых в начале марта на весь мир заявил Владимир Путин. Подробности узнавал «БИЗНЕС Online».

Владимир Путин на ежегодном послании Федеральному собранию рассказал о новейшем российском вооружении, в том числе о боевом лазерном комплексе (позже получил название «Пересвет») Владимир Путин на ежегодном послании Федеральному Собранию рассказал о новейшем российском вооружении, в том числе о боевом лазерном комплексе Фото: kremlin.ru

КТО ПОВЕЗЕТ «ПЕРЕСВЕТ»

В начале марта президент России Владимир Путин в рамках ежегодного послания Федеральному Собранию рассказал о новейшем российском вооружении, в том числе о боевом лазерном комплексе (позже получил название «Пересвет»). Естественно, просачивающаяся в СМИ информация скудна.

Путин заверил, что в области лазерных вооружений получены существенные результаты. Как уточнил тогдашний заместитель министра обороны (ныне – вице-премьер правительства РФ) Юрий Борисов, в этих разработках нам удалось опередить американцев. Позже он сообщил, что комплекс уже совершенствуется, в частности, становится более компактным, а следовательно, удобным для переброски.

На демонстрационном видео министерства обороны видно, как камазовские тягачи транспортируют внушительного размера «коробки»-прицепы. Кадры с процесса развертывания системы продемонстрировали еще больше всякого рода авто и прицепов. В одном из них, под сдвигающейся крышей, и смонтирована лазерная установка. Очевидно, что заявленная Борисовым компактизация должна стремиться к тому, чтобы умещать все на одной машине. «Ведутся работы уже по модернизации этого комплекса, — сообщил он. — Если сегодня он требует достаточно много машин обеспечения, то скоро он будет достаточно компактный, и, возможно, мы его также представим широкой публике».

Что ж, это накладывает дополнительные обязательства на АО «Астейс», ведь платформу под нынешний «Пересвет» делают именно на этом предприятии. Такая информация просочилась в СМИ. Вчера в компании не стали ни подтверждать, ни опровергать эти данные. Скорее всего, это связано с уровнем секретности проекта.

В просочившейся в СМИ информации о работе «Астейса» по теме «Пересвет» упомянуто, что сами лазеры родом из Сарова. Выступая недавно на торжествах, посвященных 70-летию Российского федерального ядерного центра (Всероссийского научно-исследовательского института экспериментальной физики, Саров), Борисов остановился и на лазерном оружии и подчеркнул, что оно «не экзотика, не экспериментальные, опытные образцы: мы уже приняли на вооружение отдельные образцы лазерного оружия». Интересно, что осенью 2017 года тогдашний гендиректор челнинской компании Александр Пухненков (сегодня «Астейс» руководит Дмитрий Максимов) в интервью «БИЗНЕС Online» говорил о некоем «существенном заказе федерального ядерного центра».


«РЕЗОН В СКЕПТИЧЕСКИХ ВЫСКАЗЫВАНИЯХ ЕСТЬ, НО...»

Интересно, что если некоторые «прорекламированных» Путиным боевых систем вызвали недоверчивую реакцию (например, крылатая ракета «Буревестник» с ядерной энергетической установкой или подводный беспилотник «Посейдон»), дескать, не может быть такого, то по лазеру особых сомнений не последовало. Дело в том, что приоритет России в этой области неоспорим. Источник «БИЗНЕС Online» в оборонке не сомневается в этом. «Просто надо иметь в виду, что любые сложные системы доводятся долго, — отметил он. — Главная проблема лазеров — как получить высокие характеристики при минимальном весе и габаритах. Безусловно, в этой области и сегодня очень много вопросов и нерешенных проблем. И резон в скептических высказываниях есть. Но, уверен, скоро будет создано много лазеров разных типов».

По всей видимости, у России есть солидный опыт установки таких вооружений на разного рода носители.

Широко известно о лазере воздушного базирования, который устанавливался на самолете А-60 (переделанный Ил-76). Первый полет состоялся в 1983 году, а в 1984-м лазером поразили воздушную мишень. В 90-е дело заглохло, и, казалось, навсегда. Но на рубеже 10-х стало известно, что исследования по боевым лазерам возобновили. Говорилось, что по теме будут работать концерн ПВО «Алмаз-Антей», ОКБ им. Бериева и компания «Химпромавтоматика». Интересно, что американцы, отказавшиеся от разработки боевого авиационного лазера (проект Boeing YAL-1), по распространенной информации, отказались – в Пентагоне усомнились в том, что эта идея реализуема.

Возможно, были и морские носители. Предположительно, в середине 80-х испытания лазерной пушки проводились на вспомогательном судне Черноморского флота «Диксон». Она предназначалась для базирования в космосе и уничтожения спутников. Чтобы получить необходимое количество энергии, на судно установили три авиационных реактивных двигателя.

Известно, что аналогичную тему вела и американская Northrop Grumman Corporation: в 2011 году испытания проходили на списанном эсминце Paul F. Foster. В 2013-м ВМС США заявили о планах оснащения боевых кораблей лазерами, способными поражать беспилотные летательные аппараты и мелкие суда. Сообщалось, что в 2014 году первая лазерная установка развернута на корабле USS Ponce в Персидском заливе. Аналогичные морские программы есть у Великобритании и Франции.

... Засветиться участием в лазерном суперпроекте, безусловно, выгодно для «Астейс», тем более сейчас компания явно на подъеме Фото: Сергей Елагин

КОЛЕСА ДЛЯ ОРУЖИЯ БУДУЩЕГО

Что касается наземных мобильных установок, то испытания такого вооружения американцы провели в 2013 году – проект High Energy Laser Mobile Demonstrator внешне напоминает «Пересвет». В 2011–2013 годах немецкая Rheinmetall продемонстрировала лазерные системы на бронетранспортере и четырехосном грузовике.

Однако, по всей видимости, и здесь приоритет принадлежит СССР-России. На сайте ПАО «НПО „Алмаз“» можно найти статью от 25 сентября 2012 года «Лазер „уходит“ в небо». Точнее, это обращение руководства предприятия по поводу одной интересной годовщины. В нем говорится о том, что 22 сентября 1982 года на научно-исследовательском испытательном полигоне ПВО МО СССР впервые излучением лазерного комплекса, созданного ЦКБ «Алмаз» с кооперацией различных организаций и предприятий ВПК, была сбита аэродинамическая цель в полете. Этому предшествовала кропотливая работа команды ученых, инженеров, специалистов и испытателей комплексов лазерного оружия. В конце 1970-х – первой половине 1980-х годов созданы первые наземные комплексы лазерного оружия Х2-М и Б-1, комплекс авиационного базирования «Ладога», а уже к 1980 году на полигоне Сары Шаган развернута аппаратура, проведены автономные испытания средств формирования и наведения излучения.

Иллюстрацией к статье приведено фото многоосного автомобиля с смонтированным на нем сложном по виду оборудовании. По всей видимости, на иллюстрации мы видим МАЗ-543М – семейство этих машин называли высшим достижением советского военного автомобилестроения. Видимо, не зря именно на нем разместили тот прообраз современных лазеров. «Создание машиностроительной продукции, безусловно, сложный процесс, тем более если речь идет о технике, которая будет интегрировать разное оборудование, — рассказал „БИЗНЕС Online“ ведущий эксперт УК „Финам менеджмент“ Дмитрий Баранов. — Не очень понятно, в каком качестве был выбран автомобиль „Астейс“ — только для перевозки или для применения этого оборудования? Не исключено, что данный автомобиль выбрали разработчики лазера для создания его мобильной версии, но это лишь предположение, и есть такая вероятность, что и на других автомобилях, производимых в стране, могут быть размещены подобные комплексы».

В ЗАКРЫТОМ КЛУБЕ «ПЕРЕВОЗЧИКОВ»

Засветиться участием в лазерном суперпроекте, безусловно, выгодно для «Астейс», тем более сейчас компания явно на подъеме.

В 2017 году ее бронеавтомобиль «Патруль» прошел государственные испытания и был принят на снабжение войск национальной гвардии (на сегодня поставлено 10 автомобилей). А 9 Мая «Патруль» показали на Красной площади – немаловажный атрибут признания у силовиков. В дальнейшем на платформе этих автомобилей будет создано семейство техники для подразделений связи, РХБ-защиты, медицинских и инженерных подразделений Росгвардии. В том же 2017 году «Астейс» получил заказ на бронирование 29 водометных автомобилей «Шторм», предназначенных для пресечения массовых беспорядков. Как рассказывали «БИЗНЕС Online» на предприятии, заказ выполнялся специально под чемпионат мира по футболу – 2018.

Ранее на снабжение был принят артиллерийский тягач на базе «КАМАЗа-6350», а также автомобиль с бронекабиной и бронированным кузовом-фургоном — М501. Отметим, что последняя машина работала в Сирии. Сегодня «Астейс» ведет примерно два десятка опытно-конструкторских работ в интересах МВД, Росгвардии, ФСБ, минобороны.

... Сегодня «Астейс» ведет примерно два десятка опытно-конструкторских работ в интересах МВД, Росгвардии, ФСБ, минобороны
Фото: Сергей Елагин

«Участие компании в таком проекте, конечно же, привлекательно для нее, — говорит Баранов. — Во-первых, производители другого вооружения могут рассматривать автомобили компании в качестве базы для создания их мобильных версий. Во-вторых, создатели гражданской техники также могут выбрать их для своих целей».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (43) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
10.07.2018 08:29

Ой.памперсов своих нет.сколько читаю про вузовское дорогое образование в стране и понять не могу-где работают люди которые его получили,где толк то.

  • Анонимно
    10.07.2018 08:18

    Эх, научились бы наши чипы делать, хоть флешку отечественного производства в продаже увидеть, не говоря о прочих современных перспективных мирных технологиях..

    • Анонимно
      10.07.2018 08:29

      Ой.памперсов своих нет.сколько читаю про вузовское дорогое образование в стране и понять не могу-где работают люди которые его получили,где толк то.

    • Анонимно
      10.07.2018 08:30

      Вроде жесткий диск свой сделали с размером только немного ошиблись. В системный блок не лезет но на танк поставить можно.

  • Беркли
    10.07.2018 08:39

    Молодцы. Особенно хорошо, когда это частный бизнес делает. У частного бизнеса издержки всегда ниже, чем у государственных предприятий-монстров.
    Успехов им!

    • Анонимно
      10.07.2018 09:05

      Азат Д

      Там частная как я понял прибвль, а так они на господсосе сидят
      И них есть конкурентный рыночный продукт? Где его можно купить?

      • Беркли
        10.07.2018 09:15

        Рынок всегда создаёт конкуренцию.

        Если дело будет очень прибыльное - то неизбежно появятся конкуренты - либо предприятие аналогично профиля из зависти начнёт этим заниматься, либо кто-то из умных энергичных топ-менеджера данного предприятия захочет устроить себе новую жизнь - отпочковаться, и зная все технические и организационные нюансы, захочет сам таким образом "делать хорошие деньги" на своём предприятии.

        • Анонимно
          10.07.2018 09:30

          Азат Д

          Так какой у них конкурентный продукт кроме госсаказа?

          • Беркли
            10.07.2018 09:42

            Вот и будут на конкурсе бороться за госзаказ.
            Такое кстати, уже не раз происходило.

            И даже у нас в Казани. Одно небольшое частное предприятие, которое организовали в своё время энтузиасты-каисты - в настоящее время стало в стране одним из ведущих поставщиков в армию беспилотников.

            • Анонимно
              10.07.2018 09:49

              Азат Д

              Что поставили?
              Там дело на них завели если вы не в курсе.

              • Беркли
                10.07.2018 10:21

                Не знаю уж, что и на кого "завели", но в Казани беспилотники делают несколько предприятий - и поставляют на регулярной основе в армию. Есть и государственные есть и частные. В частности частное предприятие "Эникс" поставляет в армию беспилотники "Элерон-3", а также на экспорт.

                В десантные войска поставляется беспилотники "Элерон" одноимённого казанского предприятия.

                Вчера БО писала про беспилотник производства«АЛЬТАИР» ОКБ им. Симонова.

                • Анонимно
                  10.07.2018 12:40

                  Азат Д

                  Так беспилотники даже боевики делают, что показали в Сирии.

      • Анонимно
        10.07.2018 09:22

        Чтобы получить и сидеть как вы говорите на "господсосе", нужно потратить немало сил, здоровья и нервов. Это вам не на свободном рынке торговать. А зависть плохая штука.
        А вот девушка молодец!

  • Анонимно
    10.07.2018 09:19

    Так невыносимые налоги с одних трансформируются в суперприбыли других.

  • naill
    10.07.2018 09:40

    две стороны медали у нас = если понравиться ,отожмут

  • Анонимно
    10.07.2018 09:44

    Молодцы!
    Создать своё частное производство - всегда не просто.
    Это, не как у нас принято, чиновникам готовое советское государственное предприятие присвоить - а "с нуля" создать производство.

  • Анонимно
    10.07.2018 09:51

    Азат Д

    У генерал полковника, что за бордовая тельняшка? Она по уставу?
    И планка столько медалек.
    Похоже больше гордится нечем.

  • Анонимно
    10.07.2018 10:10

    Росгвардия вроде такие носит тельняшки.

  • Анонимно
    10.07.2018 10:10

    У женщины ордена-круто!

  • ПанАлекс
    10.07.2018 10:12

    Спрошу ка я у "эксперта" Н.Леонтьева, что он думает по поводу "энергичной деятельностью его владелицы", раз БО боится эту тему затрагивать.

  • Анонимно
    10.07.2018 10:15

    Тельняшка не может быть "бордовой".Это полосатая майка.Любых цветов,кроме черно-белого,темно-сине-белого цветов.Тельняшка может быть только морской.

  • Анонимно
    10.07.2018 12:45

    Что то мне смешно и грустно от этой новости.

    • Анонимно
      10.07.2018 13:14

      Я заметил, что вам всегда "смешно и грустно".
      А в целом развитие экономики - это всегда хорошо.

  • Анонимно
    10.07.2018 12:49

    В нищей стране занимаются какой то ерундой. Все равно отечественного в этой стране нет и не будет ничего.

  • Анонимно
    10.07.2018 12:53

    Бисс Путину ,молодец !Развивает ВПК,лазарное оружие супер,будем как профессор Гарин прожигать врага!!!

  • Анонимно
    10.07.2018 13:05

    Молодец, Юлия Анатольевна! Не каждый мужик справится! Это большой труд! Все заслуженно!

  • Анонимно
    10.07.2018 13:52

    Удащливая просто...

  • Анонимно
    10.07.2018 14:39

    Постоянно встречаю комментарии из серии "всё плохо" или "удащливый" про успешных людей. При этом никаких серьезных аргументов обычно не приводится. Это такое развлечение у людей через негатив?! Давайте уже как-то оптимистичнее что-ли.

  • Анонимно
    10.07.2018 16:59

    Достойная супруга Константина Сергеевича!
    Дальнейших успехов и новых побед!

  • Анонимно
    10.07.2018 17:02

    Да не полущается щерез позитив, очень удащливые дети, дочери, братья и другая дорогая сердцу суперудащливых родня - надоела.

  • Азат Д
    10.07.2018 17:53


    Почему у генерала тужурка расстёгнута, светит нижним бельём.

  • Азат Д
    10.07.2018 18:06


    В Америке замораживают сокращают производство вооружения - Абрамс, Б2, Б52, Ф22 и т.д, а у нас наращивают.

  • Азат Д
    10.07.2018 18:11


    В Америке гигантские компания производящие вооружение, производят и гражданскую продукцию, например Боинг, GM, а у нас похоже мелкие конторки по отмыванию бабла.
    Не сомневаюсь, что эти броневички стоят как Ивеко что Сердюков купил, пытаясь расшевелить болото лоббистских генералов и "красных" директоров. Показать что можно купить импортную технику по этим ценам, не надо наживаться на патриотизме. Но его слили.

  • Анонимно
    10.07.2018 19:02

    Молодец Юля ! Красавица и умница !

  • Анонимно
    11.07.2018 07:09

    Бронемобиль - разработка КАМАЗа. Теперь понятно куда эти наработки перешли после соединения КАМАЗа с Даймлером, поскольку еще в БО писали года два назад, что по условиям договора КАМАЗ должен отказаться от военных разработок. Вот и вся история успеха...

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль