Общество 
29.07.2018

«Это может оказаться хуже, чем повышение НДС и пенсионного возраста»

Дарья Борисова о том, ждать ли закрытия визовых центров по всей стране и проблем для россиян при получении обычного шенгена

«Если произойдет худшее и все сервисно-визовые провайдеры не пройдут аккредитацию, есть вероятность вернуться к каменному веку, то есть в 90-е», — переживает за судьбу отрасли совладелица казанской компании «Первый визовый центр» Дарья Борисова в материале для «БИЗНЕС Online». Европейской визы придется дожидаться по месяцу, а туристам и бизнес-партнерам — самостоятельно проходить круги бюрократического ада. «Мое мнение, что скоро хайп уляжется, а изменения в ФЗ не пройдут», — считает наш автор.

Дарья Борисова: «БИЗНЕС Online» Дарья Борисова: «Если сервисно-визовые центры закроются, то будущему туристу разбираться с визой придется самостоятельно» Фото: «БИЗНЕС Online»

КОГО НАЗЫВАЮТ «С ДОЛЕЙ ИНОСТРАННОГО УЧАСТИЯ»

О чем идет речь в новости? Небольшой ликбез по цепочке виза — конечный потребитель. В России есть несколько сервисно-визовых центров, точнее их будет назвать «операторами приема документов и биометрических данных». Их основная функция — являться перевалочным пунктом между заявителем на визу и консульством. В настоящий момент в России работает шесть компаний, управляющих визовыми сервисными центрами: ООО «ВиЭф Сервисес» (бренд VFS Global), ООО «Визави» (бренд GVCW, сервисно-визовый центр Греции), ООО «Виза Менеджмент Сервис» (бренд VMS, визовый центр Италии), ООО «Блс Интернешнл Сервисес» (бренд BLS, визовые центры Испании и Индии), ООО «Тлсконтакт (Ру)» (бренд TLS, визовые центры Великобритании, Швейцарии, Бельгии) и АО «Фрейт Линк» (бренд Pony Express).  

Сервисно-визовые центры пришли в Россию в начале 2000-х. До этого с получением виз был относительный хаос. Те, кто в конце 90-х был счастливым покупателем путевок в Испанию, Грецию и другие страны шенгенского соглашения у турагентств, не видел всей «кухни» в оформлении виз, этим занимались туристические менеджеры через туроператоров. Но те, кто занимался оформлением виз самостоятельно, в любом случае испытывали некоторые трудности. Не было повсеместной информатизации, люди как-то собирали пакеты документов. Это сейчас мы можем заглянуть в интернет, найти список документов, адрес ближайшего сервисно-визового центра, а тогда надо было дозвониться в консульство. Телефон занят. Нужно как-то узнать необходимые документы. Отстоять очередь. Подать. Дождаться. Забрать. Очень неудобно. Поток выезжающих тогда был небольшой, в основном это была Москва, но регионы тоже подтягивались в поездках в шенгенские страны.

И тогда в Россию пришли сервисно-визовые центры, которые сейчас есть в большинстве городов-миллионников. Те самые, про которые в новостях пишут «с долей иностранного участия в уставном капитале». Самый крупный сервисно-визовый центр VFS Global (принимает документы для примерно 20 шенгенских стран) — это международная компания с головным офисом в Дубае. Они принимают готовые комплекты документов на визы в большинстве городов-миллионников по всей РФ. За весь мой пятилетний опыт оформления виз у меня сложилось стойкое впечатление, что VFS и иные сервисно-визовые центры — это не столько про визы, сколько про защищенное ПО. И действительно: если внимательно посмотреть сайт VFS Global или TLS Contact, видно, насколько они делают акцент на защищенности и качестве передачи тех данных, которые собирают как оператор персональных данных. Согласно сайту VFS Global, компания, головной офис которой находится в Дубае (ОАЭ), является 100-процентной дочерней организацией Kuoni Group с головным офисом в Цюрихе (Швейцария). В свою очередь, Kuoni Group принадлежит компании прямого инвестирования EQT. EQT — одна из ведущих организаций прямого инвестирования в Европе, основанных компанией Investor AB — крупнейшей промышленной холдинговой группой Скандинавии, являющейся частью Wallenberg Group. В капитал EQT входят портфельные компании в Европе, Азии и США с общим объемом продаж свыше 19 млрд евро и около 110 тыс. сотрудников.

Мы не просто сдаем документы в какой-то там сервисно-визовый центр с первоклассной автоматизацией, где номерки, как в Сбербанке, последовательность прохода окон и т. д., — это глобальная компания с миллиардными оборотами. Офисы VFS Global, как и других визовых центров, есть по всему миру: в Женеве я видела сервисно-визовый центр, который принимает документы у швейцарцев на российскую визу, в российском консульстве прошлым летом одно должностное лицо поделилось со мной, что тендер на оформление виз американцам в Россию также выиграл VFS Global.

«БИЗНЕС Online» «Мы занимаемся тем, что оформляем необходимые готовые комплекты документов согласно всем требованиям консульств» Фото: «БИЗНЕС Online»

«МОЖЕТ БЫТЬ, ЭТО СВОЕГО РОДА ОТВЕТНЫЕ САНКЦИИ РОССИИ»

Если произойдет худшее, законопроект будет принят и все сервисно-визовые провайдеры не пройдут аккредитацию, есть вероятность вернуться к каменному веку, то есть в 90-е. Учитывая разветвленность и глобальность структуры описанного выше сервисно-визового центра, маловероятно, что, как пишут в некоторых СМИ, сервисно-визовые центры смогут быстро «передать оперативное управление российским юридическим лицам», тем более, согласно возможным новым поправкам, этим российским юрлицам необходим трехлетний опыт в оформлении виз, то есть передать управление своим аффилированным лицам не удастся.

Инициатива сенаторов в настоящий момент не подкреплена соответствующими международными соглашениями с участием России, заключения таких соглашений в ближайшее время не планируется. Если же поправки примут в одностороннем порядке, то возможны ответные дипломатические меры от стран, для въезда в которые россиянам нужна виза.

Может быть, это своего рода ответные санкции России. А может быть, банальная неосведомленность о реальной ситуации внесших эти поправки в законопроект сенаторов. Как бы то ни было, если сервисно-визовые центры закроются, то будущему туристу разбираться с визой придется самостоятельно. Да что туристу — турагентства по записи через туроператора тоже подают документы в эти сервисно-визовые центры, вы в курсе? Это 20 лет назад, когда еще не было такого потока за рубеж, консульства еще выдерживали подобное количество запросов на визы. А сейчас? Сегодня? Из Москвы — сотни рейсов в Европу. Из Казани? Полетная программа на лето уже давно укомплектована — из визовых шенгенских стран Казань любит Европу, у нас хорошая полетная программа на европейские страны. Если поправки в законопроект вступят в силу, получить французский шенген за неделю уже не удастся.

Я уже не говорю о том, насколько сильно пострадают авиаперевозчики и туриндустрия, так как у авиаперевозчиков, у туроператоров есть свои бизнес-планы, которые рассчитаны на сегодняшнюю стабильность в сроках выдачи виз.

Если честно, я не могу представить, что в Госдуме не понимали бы настолько далеко идущих и серьезных последствий. Мое мнение: скоро хайп уляжется, а изменения в ФЗ не пройдут. Это может оказаться хуже, чем повышение НДС и пенсионного возраста. От большинства людей НДС и пенсионный возраст далеко, а четырехнедельное ожидание визы — вот оно, не за горами.

«БИЗНЕС Online» «Скоро хайп уляжется, а изменения в ФЗ не пройдут. Это может оказаться хуже, чем повышение НДС и пенсионного возраста. От большинства людей НДС и пенсионный возраст далеко, а четырехнедельное ожидание визы — вот оно, не за горами» Фото: «БИЗНЕС Online»

«РАЗБИРАТЬСЯ СО ВСЕМ ЭТИМ ПРЕДСТОИТ ИМЕННО НАМ, АГЕНТСТВАМ ВИЗОВОЙ ПОДДЕРЖКИ»

Можно, наверное, сказать и о своей роли в цепочке «виза — консульство». Мы занимаемся тем, что оформляем необходимые готовые комплекты документов согласно всем требованиям консульств. У разных людей это занимает разное время — от нескольких дней до недели. Мы делаем это за день и серьезно экономим время занятых людей, особенно по тем странам, где длинная и трудоемкая анкета и есть закономерности в одобрении/неодобрении, которые после стольких лет работы мы хорошо знаем. Вы можете не пользоваться услугами посредников в лице агентств визовой поддержки, но я бы сравнила нас с турагентствами или даже, если точнее, с бухгалтерией на аутсорсе. У кого-то есть бухгалтер, а кому-то нужно обращаться в стороннее агентство. Это вопрос экономии ваших временных ресурсов, обмена денег на опыт и время.

В конце концов, если все вышеописанное произойдет, разбираться со всем этим предстоит именно нам, агентствам визовой поддержки. Точно так же, как мы разобрались в свое время с США. После всех дипскандалов и взаимной высылки дипломатов мы были одними из первых, кто сориентировался предлагать нашим клиентам поездки в другие страны для прохождения собеседования на визу в США. Также, поскольку это является нашей работой, мониторили свободные даты на собеседование в консульстве в Москве (когда они еще были). Мы были готовы и к последствиям после «дела Скрипалей», и к сложностям с получением визы в Великобританию, которых сейчас, к счастью, не наблюдается. Так и в возможном будущем: когда не останется глыбы в лице сервисно-визовых центров — операторов, аккредитованных в консульствах под их правила, с наработанной системой, выход все равно будет найден, правда, не сразу.

Еще у меня очень серьезное подозрение, что авторы законопроекта не видят разницы между сервисно-визовыми центрами и агентствами визовой поддержки, имея в виду и нас — агентства визовой поддержки. Пытаясь подвести под одно, они не учитывают одной важной вещи: мы работаем не от имени консульств, а от имени заявителей.

Один из инициаторов документа, Константин Косачев, на странице в «Фейсбуке» защитил свою инициативу. По его словам, документ направлен на то, чтобы уберечь данные туристов. Также он отметил, что документ будет дорабатываться во время второго чтения, если будет принят в первом. «Никаких запретительных намерений у нас как у авторов законопроекта нет и в помине... Речь о том, чтобы юридически защитить права и интересы потребителей от неквалифицированных и недобросовестных производителей этих услуг», — написал Косачев«Плюс персональные данные, в том числе биометрические, которые должны храниться и обрабатываться в определенном порядке, а не произвольно. Вот для чего нужна аккредитация, в этом единственный смысл законопроекта», — продолжил он. Вывод, который напрашивается из его слов: все происходящее — это не про туризм, это про персональные данные, которые обрабатываются иностранными компаними. Очень близко к «закону Яровой», проблемами с Telegram и тому подобному. 

Но, что бы ни происходило с сегодняшней повесткой дня, я не могу найти в данной инициативе что-то, что говорило бы, что это делается для нас и для наших интересов. Возможные положительные последствия от внесения изменений в законопроект не превышают негатива от чуть ли не катастрофических последствий, если «полетит» вся налаженная за последние два десятилетия система сортировки и отправки документов в консульства.

Дарья Борисова

P. S. После написания материала появилась новость о том, что законопроект о необходимости аккредитации визовых центров отозван из Госдумы. Инициатор документа Косачев объяснил это «оголтелой кампанией», развернувшейся против его инициативы. Тем не менее депутат пообещал обязательно вернуться к разработке этого закона. «Да, отзываем, но нет — не отказываемся от самой идеи и обязательно вернемся к ней в ходе осенней сессии», — заключил Косачев.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (44) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
29.07.2018 09:37

Отозвали, но обещали заново внести. Спрашивается - зачем нужно вмешиваться в сферу деятельности, которая и так нормально работает? Кому и зачем это нужно?

  • Анонимно
    29.07.2018 09:04

    Отозвали закон уже. Буря в стакане

    • Анонимно
      29.07.2018 09:37

      Отозвали, но обещали заново внести. Спрашивается - зачем нужно вмешиваться в сферу деятельности, которая и так нормально работает? Кому и зачем это нужно?

      • Анонимно
        29.07.2018 13:10

        Ну нужно же в думе с какой нибудь инициативой выступить. Что то надо делать, в стране же остальные проблемы решены

        • Анонимно
          29.07.2018 14:52

          Только что вполне ощутил на себе инициативу "ОТМЕНА РОУМИНГА".
          Теперь в МТС например с номером Кзн, находясь в Мск, все входящие звонки из Кзн платные. Вот ответ- "В поездках сохраняются платные междугородные входящие, так как при таких звонках соединение проходит сложный путь между несколькими операторами. Плата берется с того, кто уехал, ведь тот, кто Вам звонит, может и не подозревать о Вашем путешествии: брать с него повышенную таксу будет неправильно. Также отмена роуминга не отменяет междугородные звонки..."
          Т.е. находясь в Мск приходится пополнять свой счёт на 200-300 рублей ежедневно при "Безлимитище"
          Лучше бы оставили как есть. Было намного дешевле.

        • Анонимно
          29.07.2018 14:58

          Ecли тот коммент прошёл, то вот что ещё пишет мне МТС - "Мы отменили дополнительные платежи за связь в роуминге в рамках совместной работы с ФАС. Выезжая в другой регион, вы звоните на номера этого региона по домашним тарифам. Единственное исключение – входящие и исходящие междугородние звонки, они оплачиваются по цене межгорода."
          Т.е. приезжая в другой регион ты сделаешь несколько бесплатных звонков, но при этом все звонки с РТ будут (стали уже) платными.
          ??? на ...??? како...???

          • Анонимно
            29.07.2018 18:15

            Подключите опцию за 100р. Или перезванивайте сами.

            • Анонимно
              29.07.2018 20:24

              Понятно что народ будет перестраиваться.
              Но для чего Госдуме надо было с этим роумингом бороться? Его и так на дорогих тарифах не было.
              А теперь тариф на 50 руб подорожал + вашие предложение 100 руб.
              Неужели для народа это всё сделано.

          • Анонимно
            31.07.2018 01:02

            С МТС вообще советую быть осторожным. Часто без ведома абонента они подключают тариф "кредитный". И вот представьте на Ваш номер стали закачиваться приложения (а Вы кликнули только желая скачать одну из программ) и наутро проверив "баланс" узнаёте о сумме более 10 тыс. Начинаете возмущаться: "как так, ведь у меня кредитный порог всего 800 рубл?". В салоне перед Вами извинятся, но твердо заверят, что счётчик передачи объёмов в МТС исправен. Дальше, пишите десяток жалоб, потом суд по иску от МТС! Вообщем... что ещё сказать, посмотрите список учредителей этой компании ... Вот , вот, сразу вспомнились "лихие девяностые".

      • Анонимно
        29.07.2018 22:29

        Это просто передел рынка услуг! Там крутяться очень хорошие деньги. А при лицензировании какой-нибудь чиновник приберёт их к рукам -иначе лицению не получат!

      • Анонимно
        30.07.2018 10:03

        Народец может разбежаться. Надо как-то удержать его.

    • Анонимно
      29.07.2018 09:47

      Отозвали и пообещали осенью внести опять, когда шумиха уляжется.

      • Анонимно
        29.07.2018 09:58

        90 % россиян эти визовые центры даром не нужны. Слушая ваше нытье о том, что вы доели последнею лошадь без соли, понимаю, что на за границу у вас денег нет.
        И еще я каждые выходные вижу опухших от голода соотечественников, которые катят огромные тележки из Ашана, груженные "последними лошадьми", к своим импортным повозкам

      • Анонимно
        29.07.2018 10:50

        В любом случае нельзя сравнивать повышение пенсионного возраста и возможное закрытие визовых центров!!!
        99% пенсионеров с лёгкостью обменяли бы неизменение возраста выхода на пенсию на закрытие всех до единого визовых центров.

        • Анонимно
          29.07.2018 12:43

          А у нас в стране не одни пенсионеры живут. Вы не соль земли

          • Анонимно
            29.07.2018 13:26

            Если вникнуть, то пенсионером может стать каждый, и даже вы.
            А за границу (именно в визовую страну) выезжает не каждый.
            И поверьте, которые выезжают в США и В.британию не соль земли, и даже не соль России.

            • Анонимно
              29.07.2018 22:01

              Да не в этом дело !
              Что вы делите : «пенсионер не пенсионер»!
              Все что происходит вокруг - просто ужасно !
              Неужели вы все этого не видите ?
              Спорите то ни о том !

        • Анонимно
          29.07.2018 18:05

          Меня тоже прикололо сравнение повышения НДС и пенсионного возраста с закрытием визовых центров. Дарья Борисова просто бьется за кусок хлеба с толстым слоем масла и не понимает, что 90 процентов населения никогда вообще этими центрами не пользовались и не будут пользоваться. А вот повышение НДС и повышение пенсионного возраста коснется каждого.

          • Анонимно
            29.07.2018 20:29

            «Это может оказаться хуже, чем повышение НДС и пенсионного возраста» для моих клиентов - надо договаривать фразу Дарья

          • Анонимно
            29.07.2018 22:04

            Все эти изменения ужасны для каждого человека !
            Просто кому то близко до пенсии кому то далеко ! Я могу много рассуждать на тему пенсий - меня это очень касается ! Но ещё больше меня касается то что происходит вокруг всех нас ! И касается каждого !
            Бесполезно говорить !
            И лучше молчать ! Если хотите остаться в покое !
            Думаете у нас «демократия» ? И можно «все говорить»?
            Ошибаетесь !
            Ничего более ни говорить ни писать не буду !
            Дабы не навредить себе !

        • Анонимно
          29.07.2018 22:00

          Согласен ! На все 100 !
          Нельзя сравнивать повышение пенсий и закрытие визовых центров !
          Но все эти проблемы реальны ! И близки народу ! Что с нами творят ?????
          Меня касается и тема пенсий ! Хотя до неё мне далеко ! Но у меня есть родители и бабушки с дедушками ! И я хочу ездить отдыхать !
          Ну как так можно ???? Что за страна ????
          Где мы живём ????? К чему мы пришли ????
          Как так можно поступать с народом ????
          Никак я не могу понять !!!!!
          И нечего сравнивать одно с другим !
          Все что нужно народу - отбирают и лишают !
          Хуже чем 37-й год !!!!!
          В 37-м хотя бы люди все прекрасно знали ! И боялись ! И так и жили !
          А сейчас что ????
          Как можно «делать 37-й год» после того как люди увидели «другую жизнь»????
          Ужас какой то !

  • Азат Д
    29.07.2018 09:14


    А патриотам нечего делать за границей. Для кого, зря что ли Крым возвращали?

  • Анонимно
    29.07.2018 09:45

    Сегодня отозвали, завтра внесут снова. А потом еще скажут, что "по просьбам трудящихся" они это делают.

  • Анонимно
    29.07.2018 09:53

    Понравилось: пенсионный возраст и НДС далеко, а визы - рядом))))) Неужели в выдаче виз так кровно и первостепенно заинтересованы все без исключения россияне? Даже и загранпаспортов-то у нас ничтожное количество, по сравнению с общей численностью населения

  • Анонимно
    29.07.2018 09:58

    Красивая

  • Анонимно
    29.07.2018 10:26

    Много хороших безвизовых стран.

    • Анонимно
      29.07.2018 11:02

      т.е. вы согласны, что в европейские страны россиянам въезд будет закрыт?

      А перечислите нам хорошие, безопасные, интересные и красивые безвизовые страны с временем полета 3-4 часа и легкой доступностью до них с вылетом, например, из Казани.

      • Анонимно
        29.07.2018 11:59

        Визы в Турцию Гражданам России для посещения Турции с целью туризма, частного или краткосрочного делового визита, а также транзита виза не требуется, в случае если срок пребывания в стране не превышает 60 дней. ... Общий срок пребывания на территории Турции не может превышать 90 дней в течение полугода.

      • НЕОЛЬГИНО
        29.07.2018 12:16

        Беларусь, Монголия, Узбекистан...
        Видимо, свобода передвижения не дает покоя нашему государству

      • Анонимно
        29.07.2018 22:47

        Азербайджан, Грузия

  • Анонимно
    29.07.2018 11:27

    У 90% населения страны нет загранпаспортов. О чём печаль-то?
    А, вот, НДС все платят, когда чего-нибудь приобретают, хоть молочко с хлебом, хоть лекарство в аптеке.

    • Анонимно
      29.07.2018 12:46

      О том, что у самых активных граждан будут лишние проблемы, которые они, конечно, преодолеют, а пенсионный возраст меня не волнует, если честно

    • Анонимно
      29.07.2018 14:01

      За железным занавесом НДС будет 100%.

  • Анонимно
    29.07.2018 11:46

    Али.

    Из текста :
    Это может оказаться хуже, чем повышение НДС и пенсионного возраста, где от большинства людей НДС и пенсионный возраст далеко

    Беспокойство беспочвенно , до 80% населения за границей не бывает.

    • Анонимно
      29.07.2018 13:58

      Сейчас не бывает, но очень скоро многим придется ездить на границу на заработки. Наша экономика загибается

      • Анонимно
        31.07.2018 18:18

        Ну и при чем здесь шенгенская виза? Она права на работу не дает

  • Анонимно
    29.07.2018 14:16

    Такая красавица, дай Всевышний ей счастья и здоровья! Мэнге Тау

  • Анонимно
    29.07.2018 14:30

    Я бы настоятельно рекомедовал господам сенаторам (Косачёву и Морозову) вместо нелепой инициативы по аккредитации визовых центров внести проект по прогрессивному налогу в России. Служите народу, а не обслуживайте олигархов !

  • Анонимно
    29.07.2018 14:43

    Плевать на визы, НДС для меня важнее.

  • Анонимно
    29.07.2018 18:47

    Я за то чтобы закрыли выезд из сораны для всех пусть здесь трятят свои миллионы, нам бюджетникам все равно.

  • Анонимно
    29.07.2018 20:46

    Есть вероятность, что Шенген и США согласятся сделать безвизовый въезд по российским служебным загран паспортам. То есть безвизовый не для всех граждан России, а лишь для элиты. Тогда будет прямая дорога к ликвидации всех визовых центров.

  • Анонимно
    29.07.2018 22:42

    не нужен мне берег турецкий............................

  • Анонимно
    30.07.2018 07:44

    Девочка решила пропиарится?
    Видимо она не знает, что большая часть населения никогда не бывает за границей, у нас даже загранпаспортов нет.
    И не понимает как отразится на жизни среднего обывателя повышение НДС на 2%. Возможно даже тем, кто сейчас отдыхает за рубежом, придется забыть об этом.
    Про пенсионный возраст даже говорить не хочу, это дымовая завеса для поднятия НДС. Добрый царь не позволит поднять пенсионный возраст.

    • Анонимно
      30.07.2018 15:05

      Отличный коментарий 07.44.
      Юорисова решила пропиариться, да только как всегда - коряво получилось. Эх Даша Даша.

  • Анонимно
    30.07.2018 16:35

    Статья 100% заказная. Их ещё много будет). Попытка очередного передела рынка визового аутсорсинга. Что касается персональных данных, в том числе, биометрических, для этого вполне достаточно выполнить требования ФЗ 152 (кто этим вопросом занимается профессионально, тот понимает). Хотя, ни один из визовых операторов, которые перечислены в статье не выполняют требования Закона о персональных данных (работал внутри этих структур), а за это нужно "ДРАТЬ"!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль