Культура 
5.08.2018

«Семья Толстого живет с ощущением, что их прапрадедушка гораздо крупнее нынешней РПЦ»

Авдотья Смирнова представила в Свияжске на фестивале «Рудник» свою картину и обьяснила, почему Казани не нужен музей автора «Войны и мира»

На острове-граде всю эту неделю проходит второй по счету фестиваль документального кино «Рудник». Корреспондент «БИЗНЕС Online» побывал здесь на мастер-классе известного режиссера и сценариста Авдотьи Смирновой, которая рассказала, как музейный Свияжск в ближайшее время прославится на всю России, а также пообщался с арт-директором «Рудника» Мариной Разбежкиной о том, что произойдет с фестивальным кино, если будут приняты громкие и скандальные законодательные инициативы.

На мастер-класс Авдотьи Смирновой нужна была предварительная регистрация На мастер-класс Авдотьи Смирновой нужна была предварительная регистрация

«ЭТО, НЕСОМНЕННО, ЭЛЕМЕНТ ЦЕНЗУРЫ»

Похоже, единственный в России международный фестиваль дебютного документального кино набирает обороты, хоть и проходит в Свияжске только второй год подряд. Конечно, после чемпионата мира по футболу туристов, на первый взгляд, на острове значительно больше, однако больше и зрителей на просмотрах и мастер-классах «Рудника». К примеру, во время открытия фестиваля фильм Авдотьи Смирновой «История одного назначения» показывали сразу на двух площадках, поскольку одна не вместила всех желающих. А на ее мастер-класс и вовсе нужна была предварительная регистрация.

По словам арт-директора фестиваля, именитого режиссера Марины Разбежкиной, в конкурсную программу было отобрано 12 лент: 4 российские и 8 иностранных. «И если картины приехали из Германии или Швейцарии, то не обязательно, что они говорят об этих странах. Там в киношколах учатся люди из разных стран. Поэтому у нас есть фильм, где действие происходит в Америке, Мексике, Африке и так далее. Потому что студенты едут учиться в Европу, а потом возвращаются к себе на родину, чтобы снимать кино, — рассказала Разбежкина „БИЗНЕС Online“. — К примеру, у нас есть кино о молодых людях, снятое в Африке. И поразительно, как они похожи на наших подростков. Только цвет кожи другой. А проблемы те же самые. Документальное кино позволяет посмотреть, что же происходит там, куда многие из нас не смогут попасть».

Режиссер, сценарист и актриса Авдотья Смирнова и вовсе считает, что самые интересные дебютные картины молодых кинематографистов нашей страны последних лет в большой степени сняты учениками школы документалистики Разбежкиной и что жители Татарстана пока не оценили значимость кинофорума, который проходит на их земле. Сама она не впервые в Свияжске, и на этот раз ей, видимо, показали еще не открывшийся музей археологии. «Откроется он у вас 6 сентября, и это, без преувеличения, настоящее событие для страны. Он с таким вкусом сделан, что будет входить в тройку лучших музеев России и может претендовать и на международные премии. Просто сам проект замечательный. Культурно сделанный, в отличие от остального Свияжска, который, мягко говоря, зареставрирован. Да, все очень красиво, но больше похоже на аттракцион, а не на историю».

Однако сам «Рудник» после принятого в первом чтении закона, сильно усложняющего показ фестивального кино, может находиться под угрозой. «Это варварский закон, и я надеюсь, что он будет пересмотрен. Это просто ошибка», — ответила на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» Смирнова. «Если вы помните, то в этом законе фильм освобождается от получения прокатного удостоверения, если фестиваль зарегистрирован в министерстве культуры и идет не больше 10 дней, — продолжила разговор Разбежкина. — Но получается, что у минкульта есть какие-то критерии, зарегистрировать фестиваль или нет. Понятно, что опальный „Артдокфест“ при таких условиях не будет зарегистрирован. Но этот закон отсекает другую образовательную работу. Кино показывают не только на фестивалях. Бывают целые образовательные программы. К примеру, на „Стрелке“ в Москве недавно показывали лучшие фильмы, которые демонстрировались в России, — победители крупных фестивалей в Каннах, Берлине. Получается, что эти фильмы уже по новому закону нельзя показывать без прокатного удостоверения. Это значит, что любые образовательные программы, которые сейчас в больших городах практикуются, просто невозможны. Поэтому я не знаю ни одного кинематографиста, который поддерживал бы эти поправки. Это несомненно, элемент цензуры, [чтобы] соответствовать неким вкусам, которые навязывает минкульт и государство».


«ЕСТЬ ХОРОШЕЕ ИСКУССТВО И ПЛОХОЕ, А НЕ МОРАЛЬНОЕ ИЛИ АМОРАЛЬНОЕ»

«Я не совсем вижу себя в формате мастер-класса, ибо он предполагает некую форму обучения», — призналась Смирнова собравшейся в пятницу аудитории и устроила свою, по сути, творческую встречу с молодыми кинорежиссерами и гостями фестиваля..

Кто-то поинтересовался у Авдотьи Андреевны, насколько уместно, когда режиссер начинает снимать кино про себя. По мнению актрисы и сценариста, когда это происходит в документальном кино, это может быть даже интересно, а в игровом — немыслимая самонадеятельность. В игровом кино автор так или иначе коммуницирует со своим опытом, со своим прошлым.

«А насколько подобный метод правильный или нет — на территории искусства выдавать оценки в этической парадигме мне представляется глупо и примитивно, — говорит Смирнова. — Просто есть хорошее искусство и плохое, а не моральное или аморальное. Если оно хорошее, я не могу ничего с собой поделать и все равно им буду наслаждаться. Можно расценивать роман „Это я, Эдичка“ как омерзительный сеанс нарциссического эксгибиционизма. А для меня это потрясающая книга о маленьком человеке. Она доставила мне такое наслаждение, при том что я терпеть не могу Лимонова как личность. Но для меня это искусство, за которое я благодарна. При том, что роман действительно нарциссический, как все книги Лимонова. Кино более грубое искусство, чем литература. Ибо текст — субстанция очень самостоятельная, своевольная, мстительная. Он говорит об авторе в том числе и то, что автор сам о себе и не собирался рассказывать. Это важное свойство. В тексте есть объем, автором не заложенный. Игровое кино — это произвол режиссера. И употреблять его на то, чтобы рассказать только о себе, мне кажется, жалко. Столько сил, чтобы рассказать всего-навсего о себе, собрать для этого группу, как-то было бы печально».

Учитывая, что картина «История одного назначения» Смирновой косвенно касается биографии Льва Толстого, а в Татарстане этот год объявлен годом писателя в честь 190-летия со дня его рождения, не могла зайти речь о писателе. Смирнова посещала толстовские места в Казани и считает, что Татарстану не нужен музей писателя. «Все-таки главный его музей — это Ясная Поляна. Этого вполне достаточно. Не надо превращать Толстого в Ленина. В университете есть целая экспозиция касаемо писателя, этого вполне достаточно», — сказала она, отвечая на вопрос корреспондента «Республики Татарстан».

По словам Смирновой, в ее жизни приходилось писать несколько байопиков — сценариев биографических фильмов. И каждый раз, когда она заканчивала эти сценарии, то клялась себе, что больше никогда к этому жанру не приступит По словам Смирновой, в ее жизни приходилось писать несколько байопиков — сценариев биографических фильмов. И каждый раз, когда она заканчивала эти сценарии, то клялась себе, что больше никогда к этому жанру не приступит

СПАСТИ РЯДОВОГО ШАБУНИНА

По словам Смирновой, в ее жизни приходилось писать несколько байопиков — сценариев биографических фильмов. И каждый раз, когда она заканчивала эти сценарии, то клялась себе, что больше никогда к этому жанру не приступит. Потому что это абсолютно адская работа: «У меня был сценарий к „Мания Жизели“ о балерине Ольге Спесивцевой, сценарий „Дневник его жены“ об Иване Бунине, не поставленный сценарий про Дарью Салтыкову — Салтычиху, экранизация „Отцов и детей“ — не считается, и написан и пока не поставлен 8-серийный сценарий про Александра Вертинского. А дальше случился Толстой. При этом для нас принципиально было важно, что эта картина не про писателя».

По мнению режиссера, картина, по сути, рассказывает о нас с вами, но прежде чем объяснить свою мысль, Смирновой пришлось приготовить настоящее либретто «Истории одного назначения» для ввода в тему. Поручик Григорий Колокольцев — близкий к дому Толстого человек. В его же роте служит писарь Василий Шабунин. Он сильно пьющий, со сложным характером, с завиральными идеями о своем происхождении. Рос он в крестьянской семье, но рос не как родной сын Степана Шабунина, а на воспитании. На его жизнь ассигновались деньги. Он был как барчук, не привлекался к работе. Но в 15 лет денежный поток иссяк, и с этого момента жизнь его изменилась, все остальные дети, кто был в этой семье, стали над ним издеваться. Это до такой степени было невыносимо, что Шабунин продался в армию за другого. Но там отношения тоже не складываются, его не очень любят в роте. Он и с солдатами держится не как ровня и подчеркивает другое свое происхождение. Этой ротой командует капитан Ецевич — польский офицер. Он не доволен Шабуниным, и как-то раз писарь наносит ему удар, после чего Шабунина арестовывают. В этот момент в России вводятся военно-полевые суды, которые просуществуют только год. И по нему оскорбление действием от нижестоящего чина к вышестоящему карается смертной казнью.

Поручик Гриша Колокольцев едет в Красную поляну на усадьбу Толстых и рассказывает эту историю Льву Николаевичу. И тот вызывается быть адвокатом у писаря. Как раз в Казанском университете Толстой сдал экзамены на юридическом факультете экстерном. В итоге двое из трех судей голосуют, чтобы Шабунина оправдать, А Колокольцев — за то, чтобы расстрелять. Суд выносит Шабунину смертный приговор. Толстой, в свою очередь, пишет письмо на имя царя, чтобы помиловать писаря. Но по оплошности забывает указать номер части. И по формальным признакам письмо это царю подано быть не может. И 16 августа Василий Шабунин был расстрелян.

«Коллизия заключается в том, что важнее — закон или справедливость. Когда ты начинаешь про это думать, то это противопоставление кажется нашей национальной бедой, — говорит режиссер. — Справедливость в какой-то своей части с законом может совпасть. И тогда ей противостоит милосердие. Милосердие или справедливость, милосердие или закон. Тоже коллизия очень важная. Кроме того, там поразительным образом для меня распределились современные роли. Лев Толстой в кавычках сегодня, желая защитить несправедливо гонимых узников, пишет открытое письмо Путину или генеральному прокурору и публикует его в „Новой газете“ вместо того, чтобы попытаться передать его в администрацию президента. Гриша Колокольцев — за ним тоже стоит драма присяги. Человек присягал на Библии. И клятвопреступление значило обречь свою душу на вечно адские муки. На вопрос, виновен ли рядовой Шабунин в нанесении побоев капитану Ецевичу, по мнению поручика, — да, виновен. Если бы он сказал нет, то совершил клятвопреступление. Современный Гриша Колокольцев идет на митинг, протестует, а потом ему предлагают отличную работу в IT-компании, где он является, условно, разработчиком сайта для минобороны. Я Шабунин каким он был, таким и остался».

По мнению Смирновой, XIX век от нас на расстоянии вытянутой руки. Колокольцев умер в 1918 году. А его дочь Мария умерла в 1976 году, когда Смирнова уже жила на свете. Поэтому эту историю ей захотелось экранизировать.

По мнению режиссера, картина по сути рассказывает о нас с вами, но прежде чем объяснить свою мысль, Смирновой пришлось приготовить настоящее либретто «Истории одного назначения» для ввода в тему По мнению режиссера, картина, по сути, рассказывает о нас с вами, но прежде чем объяснить свою мысль, Смирновой пришлось приготовить настоящее либретто «Истории одного назначения» для ввода в тему

«ЕСЛИ БЫ ВО ГЛАВЕ НАШЕЙ ЦЕРКВИ СТАЛ ПОДВИЖНИК ВРОДЕ ПАПЫ ФРАНЦИСКА, ТО НЕВОЗМОЖНОЕ СТАЛО БЫ ВОЗМОЖНЫМ. НО У НАС ПАТРИАРХ КИРИЛЛ»

Напоследок у Смирновой спросили, не собирается ли церковь возвращать Толстого в свое лоно и как к анафеме писателя относится его семья: «Нет, церковь по-прежнему его отторгает. Лев Николаевич не оставил ни малейшего шанса сделать что-то другое. Анафемы не было, отлучения не было, был зафиксирован синодом факт отпадения Льва Толстого от церкви. После экранизации „Отцов и детей“ телеканал „Россия“ предложил мне экранизировать „Воскресение“. Я говорю: а вы его давно перечитывали? Перечитайте. Вы ориентируетесь на советский фильм „Воскресение“. Но вы не забывайте, что советская власть была богоборческой. А вы работаете на канале, который транслирует все ночные пения на пасху. Вы как собираетесь совместить в формате одного канала подобные вещи?» И руководство канала, видимо, перечитав заново это произведение, отказалось от затеи...

По версии Смирновой, если бы во главе нашей церкви стал подвижник вроде папы Франциска, то невозможное стало бы возможным и Толстого вернули бы к церкви. «Но у нас патриарх Кирилл. Придерживаясь церковной буквы, у церкви нет выбора. Семья вполне удовлетворена, что она семья Льва Николаевича Толстого. Они спокойно переживают отпадение их пращура от церкви. Семья живет с ощущением — и не без оснований, — что прапрадедушка крупнее нынешней РПЦ». Этими словами Смирнова вызвала шквал аплодисментов.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (29) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
5.08.2018 17:46

Не особо понял аргументации Авдотьи в стиле "не надо делать из Толстого Ленина, один музей есть и хватит".
Толстой как-никак связан с Казанью, почему бы и не сделать? Потому что она так сказала?
Уверен, будет к музею интерес, будет и посещаемость, всё-таки Казань не маловажный город в биографии Толстого.

То же самое и Свияжска касается - откуда столько пустого высокомерия, мол, "зареставрировали". Сравните с аналогичными "достопримечательностями" по России, там вот бездушной реставрацией не занимались, в итоге всё разваливается и грязь такая, что без Камаза не проехать. Зато духовно, по-русски.

Вообще, наблюдал Авдотью воочию лет 10 назад, произвела впечатление довольно мерзкой и сварливой тётки, которая за свою жизнь не сделала ничего стоящего, но всегда умела с апломбом поучать людей за русскую культуру.

  • Анонимно
    5.08.2018 10:07

    Не переживайте насчёт отлучения Толстого от церкви, он ушёл мусульманином веря в одного Аллаха . Не язычником который верят разным святым . Тысячи святым ....

    • Анонимно
      5.08.2018 17:03

      С чего вы взяли, что он стал мусульманином?))) Вам эти сказки в мечетах рассказывают?

      • Анонимно
        6.08.2018 09:34

        Лет 10 назад весь интернет был забит историей о том, что Гагарин после полета принял Ислам, за что и был убит.
        Модератор сам может в этом убедиться ))

  • Анонимно
    5.08.2018 10:15

    Гугл пишет, что она супруга Чубайса... Неужели правда???

    • Анонимно
      5.08.2018 11:34

      Есть личности крупные и мелкие. А не моральные и аморальные. Если человек крупный, то ничего не могу с собой поделать и все равно им буду восхищаться.

    • Анонимно
      5.08.2018 12:40

      Супруга Чубайса. Вроде давно не секрет.. Что Вы так удивились. Соответственно и все то , что глаголет эта женщина нужно делить на сто (в лучшем случае)

      • Анонимно
        5.08.2018 13:28

        Авдотья Смирнова раньше Чубайса была известна в России как писательница и сценарист.

      • Анонимно
        6.08.2018 14:20

        УСЫ ЧЕРЧЕСОВА
        Да уж... Чубайс-то - чёрт с ним. На днях был на Новодевичьем: поклонился могиле Дуниного деда - Сергея Сергеевича Смирнова - писателя, кто первый открыл подвиг героев Брестской крепости. Ещё в детстве прочитал.
        Неужели "карма" такая - в третьем поколении потомки великих людей превращаются в... жён Чубайса?
        Что для них - Лев Толстой? Они сами - великие!

  • Анонимно
    5.08.2018 10:18

    В том-то и дело, что деградацию можно показать талантливо и притягательно, что уже аморально.

  • Анонимно
    5.08.2018 12:08

    На мой взгляд, аморальное всегда, что-то не приятное, хоть прочитать, хоть смотреть. Мне нравилась передача по Культуре "Школа злословия", жаль, что больше её нет.

  • Анонимно
    5.08.2018 12:17

    Правильно она сказала о Толстом. Лев Николаевич Толстой был популярнее, чем царь Николай 2.

  • Анонимно
    5.08.2018 14:38

    2018 год объявлен годом Л. Н. Толстого. Очень уважаю этого писателя. Хотела бы посетить хоть одно мероприятие, посвященное Толстому. Но увы и ах - не видела, не слышала!!! А ведь финансирование, наверняка, было выделено...

    • Анонимно
      5.08.2018 15:23

      А ведь в Казани снимали фильм про юность Льва Николаевича. Только смонтировали или нет, неизвестно. Я так фильм и не видел.

  • Анонимно
    5.08.2018 16:33

    Музей Толстого в Казани нужен. И обязательно надо выставить в нём его университетский диплом с четвёркой по татарскому языку. Великий человек не отказывался изучать татарский язык в отличие от современных русских. Изучал его в Саратовской семинарии и Чернышевский и стал известным писателем-философом. Только современным русским оказывается татарский язык мешает учить их русский язык.

    • Анонимно
      5.08.2018 17:03

      Уж точно Толстой стал великим писателем, а Чернышевский философом не потому, что изучал когда-то татарский .

    • Анонимно
      5.08.2018 17:13

      Его не заставляли,он сам хотел. Надо,чтобы захотели. Думайте как.

    • Анонимно
      5.08.2018 18:19

      С учёбой у него вскоре не заладилось в Казани, восточные языки не привлекали, а в 1909 году он написал про них: "Всё забыл, кроме чтения и нескольких слов. "
      http://www.kazan.aif.ru/culture/person/lev_tolstoy_maloizvestnye_fakty_o_zhizni_klassika_v_kazani

      Поэтому, к Вашему великому сожалению, изучавшийся Л. Толстым турецко-татарский язык ему совсем не пригодился, а Ваш коммент - не в тему.

  • Анонимно
    5.08.2018 17:46

    Не особо понял аргументации Авдотьи в стиле "не надо делать из Толстого Ленина, один музей есть и хватит".
    Толстой как-никак связан с Казанью, почему бы и не сделать? Потому что она так сказала?
    Уверен, будет к музею интерес, будет и посещаемость, всё-таки Казань не маловажный город в биографии Толстого.

    То же самое и Свияжска касается - откуда столько пустого высокомерия, мол, "зареставрировали". Сравните с аналогичными "достопримечательностями" по России, там вот бездушной реставрацией не занимались, в итоге всё разваливается и грязь такая, что без Камаза не проехать. Зато духовно, по-русски.

    Вообще, наблюдал Авдотью воочию лет 10 назад, произвела впечатление довольно мерзкой и сварливой тётки, которая за свою жизнь не сделала ничего стоящего, но всегда умела с апломбом поучать людей за русскую культуру.

    • Анонимно
      5.08.2018 18:46

      Может, она имела ввиду: столько денег бюджетных потратили на Свияжск, а все сейчас уже разваливается. Обратите на входные двери в храм, гнилые снизу. Тротуарные плиты, что в правом монастыре - крошится и рассыпаются.

    • Анонимно
      5.08.2018 19:13

      Насчет Толстого с тобой согласен, а с остальным нет. Свияжск перереставрировали, да , и Болгар тоже, облепив главную достопремичательность уродливой плиткой. Я был там где-то в 2008- и такая красота была, и берег Волги был открыт, а сейчас ГИГАНСТКИЙ порт построили, в которую никто не заплывает, кроме мелких лодок. Ее и построили для того, чтобы захватить берег. Чтобы просто народ не гулял там... И , кстати, там , на берегу, раньше очень много осколков от посуды можно было найти старинной, со времен Волжской Булгарии. Очень интересно было, а сейчас одни новоделы... Город-новойстройка короче говоря. Со Свияжском тоже самое будет...

      • Анонимно
        5.08.2018 21:21

        Это, конечно, жуть в Булгаре! Плиткой обделали, окна у мечети надстроили, минареты покрыли железом и окна в них сделали. Испортили все, что можно! Это туристический продукт, а никак не исторический объект! То же самое можно сказать и про Свияжск. Нормальным людям эти новоделы абсолютно неинтересны, а туристам с теплоходов и так сойдет!

      • Анонимно
        5.08.2018 21:23

        В Казани все делают не так, как надо, а чтоб больше денег распилить! Им все равно на чем осваивать бюджет - хоть дороги, хоть исторические здания, хоть музеи!

        • Анонимно
          5.08.2018 21:40

          Ну давайте расскажите нам как надо.И расскажите нам про места в этой стране чудес где делают как надо!Ждемс.

    • Анонимно
      6.08.2018 00:55

      Казанский период жизни Льва Толстого не может быть примером для молодого поколения. Не рассказывать же экскурсантам какую распутную жизнь вел Лев в Казани и с какими болезнями лежал в казанских больницах. По этой причине не нужен и музей. В Свияжске необходимо убрать с объектов все таблички с названиями компаний-благодетелей и их директоров. Образцом реставрации могут служить объекты в заповеднике Кижи. Авдотья Смирнова умная, эрудированная, приятная в общении.

      • Анонимно
        6.08.2018 14:28

        УСЫ ЧЕРЧЕСОВА
        Есть легенда (сам не видел, рассказывали), что в архиве КГУ хранится прошение студента Л. Толстого о переводе с исторического на юридический. И, якобы, начертана резолюция Лобачевского: "Всех дураков - на юридический!"
        А Авдотья себя хорошо зарекомендовала в паре двух стерв в телепередаче.

  • Анонимно
    5.08.2018 18:44

    Музей нужен,но если рентабельности не будет,всех свояков за свой счет кормите.

  • Анонимно
    5.08.2018 21:17

    Музей надо перенести в чудом сохранившийся дом, где Лев Толстой бывал, рядом с его памятником, тогда у него будет рентабельность! А то сделали новострой где-то далеко и думают, что кому-то это интересно! А так он будет рядом с музеями Горького и Боратынского и обязательно войдет в туристический маршрут.

  • Анонимно
    6.08.2018 01:04

    Почему бы фильмы Рудника, лекции, мастер-классы не показать в к-тре "Мир". Не все же могут ездить в Свияжск. Да и в Свияжске не всем места достались. Можно не в Мире, а в Смене. Оплата по сердцу, в скобках - 200 руб, и чтоб никто не жадничал.

  • Анонимно
    9.08.2018 17:20

    Авдотья лучшая.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль