Культура 
12.08.2018

Татарский акцент в состязании больших оперных актрис

Альбина Шагимуратова и Аида Гарифуллина в Зальцбурге: контекст и подтексты

«БИЗНЕС Online» начинает серию репортажей с самого престижного музыкального форума мира — Зальцбургского фестиваля, в числе главных героинь которого в этом году оказались певицы из Татарстана. На будущей неделе читайте рассказ о премьере моцартовской «Волшебной флейты» с участием Альбины Шагимуратовой, ближе к концу фестиваля — рецензию на концертное исполнение «Искателей жемчуга» Бизе с Аидой Гарифуллиной. Сегодня музыкальный критик Дмитрий Ренанский рассказывает о повестке дня Зальцбурга-2018.

Фестивальная публика вторую неделю кряду штурмует театральные и концертные площадки Зальцбурга Фестивальная публика вторую неделю кряду штурмует театральные и концертные площадки Зальцбурга Фото: ©Kolarik

ЗАЛЬЦБУРГ ПОВЫШАЕТ ГРАДУС

На родине Моцарта установилась аномальная жара — днем температура редко опускается ниже 30 градусов. Между тем фестивальная публика, вторую неделю кряду штурмующая театральные и концертные площадки Зальцбурга, выглядит разгоряченной отнюдь не летним зноем — в этом году к австрийскому форуму приковано особое внимание. Нынешний фестиваль — второй по счету для худрука Маркуса Хинтерхойзера: после сенсационного дебюта новому интенданту нужно было прыгнуть через голову, чтобы повторить прошлогодний успех. Впрочем, этим летом Зальцбургу едва ли не впервые за минувшее десятилетие благоволила конъюнктура оперного рынка: все последние годы фестиваль проигрывал в репутационной борьбе своему главному конкуренту — форуму во французском Экс-ан-Провансе, который опытный продюсер Бернар Фоккруль превратил в 2010-е годы в музыкальный центр Европы, притягивавший лучших оперных режиссеров нашего времени — от Дмитрия Чернякова до Робера Лепажа и Кети Митчелл. Этим летом город серьезно сдал позиции — по-настоящему резонансной не стала ни одна из пяти фестивальных премьер, так что у Зальцбурга появилась прекрасная возможность отыграться.

Фестиваль открылся еще 20 июля, но всерьез набрал обороты лишь в первых числах августа: по сложившейся в последние годы традиции первая неделя отдается на откуп концертной серии Ouverture spirituelle — какой бы весомой и представительной ни была эта концертная программа, «Духовной увертюре» в афише Зальцбурга отведена роль аппетайзера. 28 июля полноценный старт программе дала премьера «Саломеи» Ромео Кастеллуччи, на прошлом уик-энде в игру вступила «Пиковая дама» в режиссуре застрельщика оперной революции 1990-х годов Ханса Нойенфельса, а на следующей неделе будут представлены сразу два новых спектакля — «Коронация Поппеи» Клаудио Монтеверди в постановке Яна Лауэрса и «Бассариды» Ханса Вернера Хенце в сценической версии Кшиштофа Варликовского. Каждый из этих спектаклей показывается 6–7 раз, причем самое жаркое время на фестивале обычно приходится на вторую декаду августа, когда за несколько дней можно увидеть подряд все главные премьеры Зальцбурга — именно тогда концентрация продюсеров, журналистов и культурных туристов со всего мира достигает на берегах реки Зальцах критических величин.

Эпицентр фестивальной жизни — масштабный театральный комплекс, расположившийся у подножия горы Менхсберг: здесь, на месте построенных в XVII веке дворцовых конюшен, располагаются дирекция и три ключевых площадки форума. Самая вместительная и почетная — Большой фестивальный дворец на 2179 мест: именно здесь в «Волшебной флейте» выступает Альбина Шагимуратова, «Пиковой дамой» дирижирует легендарный маэстро Марис Янсонс, а Аида Гарифуллина делит сцену в «Искателях жемчуга» с Пласидо Доминго. Рядом высеченная прямо в скальной породе Felsenreitschule («Школа верховой езды»): на ее громадных, скошенных к углу подмостках показывают «Саломею» и «Бассарид». Здесь же располагается и самая современная сцена Зальцбурга — Haus für Mozart («Дом для Моцарта»), акустика которого идеально подходит для барочного узорочья «Коронации Поппеи». Почти каждый вечер представления идут одновременно на всех трех фестивальных площадках. Когда по окончании спектаклей зрители высыпают на улицу, обмениваясь впечатлениями и перемешиваясь между собой, вспоминается фраза доктора Дорна из чеховской «Чайки» про «улицу, запруженную народом... движешься в толпе без всякой цели, туда-сюда, по ломаной линии, живешь с нею вместе, сливаешься с нею психически и начинаешь верить, что в самом деле возможна одна мировая душа».

Самая вместительная и почетная площадка — Большой фестивальный дворец Самая вместительная и почетная площадка — Большой фестивальный дворец Фото: ©Luigi_Caputo

ПРАВИЛА ИГРЫ

На первый взгляд может показаться, что пестрая, тучная, перенасыщенная информационными поводами программа Зальцбурга отказывается подчиняться какой-то внутренней драматургии. На самом деле это, конечно, отнюдь не так — кураторы нагнетают совершенно хичкоковский по духу саспенс, с каждой новой неделей все больше и больше подогревая градус напряжения: сначала в большую фестивальную игру один за другим вводятся оперные спектакли, на точку золотого сечения афиши приходится цикл из девяти симфоний Бетховена в исполнении оркестра musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса (15–23 августа). В Зальцбурге пермякам не избежать сравнения с носителями старой европейской оркестровой традиции, тем более что Хинтерхойзер предоставляет своей публике пищу для раздумий, сталкивая концерты musicAeterna лоб ко лбу с выступлениями Венских и Берлинских филармоников. Последние приезжают в Зальцбург со своим новым главным дирижером Кириллом Петренко — аккурат под занавес форума (26–27 августа), когда зрители устали от театральных впечатлений и самое время выложить главные козыри концертной программы.

Среди них и дуэт Анны Нетребко и Юсифа Эйвазова (29 августа), и концертное исполнение «Искателей жемчуга» (23 и 26 августа) — два этих вечера уже сейчас можно назвать самыми востребованными и дефицитными событиями концертной афиши: именно они наравне с «Саломеей» и «Пиковой дамой» в театральном блоке форума вызывают наибольший зрительский ажиотаж. В Зальцбурге билеты всегда разлетаются за считаные дни и даже часы после традиционного ноябрьского старта продаж, но потом нередко появляются в интернет-кассе. На этой неделе, например, на официальном сайте Salzburger Festspiele можно было обзавестись местом и на ближайшие представления «Волшебной флейты» (по 260 евро) и на «Итальянку в Алжире» с Чечилией Бартоли и Ильдаром Абдразаковым (по 340 евро при верхнем тарифе в 430 евро).

«Саломея» войдет в новейшую историю оперного театра как бенефис литовской сопрано Асмик Григорян, заслонившей даже итальянского режиссера-визионера Кастеллуччи «Саломея» войдет в новейшую историю оперного театра как бенефис литовской сопрано Асмик Григорян, заслонившей даже итальянского режиссера-визионера Кастеллуччи Фото: ©Ruth Walz

Фестиваль только начался, впереди еще несколько важнейших оперных премьер, но одну примечательную тенденцию можно с уверенностью констатировать уже сейчас: зрители «Саломеи» и «Пиковой дамы» говорят в первую очередь о музыкальном качестве спектаклей и уж потом с восторгами (или, напротив, божбой) отзываются о театральной стороне дела. Главными героями первой трети Зальцбурга-2018, как ни крути, стали певцы и дирижеры: «Пиковая дама» войдет в новейшую историю оперного театра как очередной триумф Янсонса, а «Саломея» — как бенефис литовской сопрано Асмик Григорян, заслонившей даже итальянского режиссера-визионера Кастеллуччи.

И вот что, пожалуй, самое любопытное. Хоть в революционные 1990-е годы Жерара Мортье, хоть в буржуазнейшие 2010-е Александра Перейры — Зальцбургу во все времена и при всех интендантах приходилось в большей или меньшей степени считаться с его консервативными генами: даже в те годы, когда австрийский форум стал Меккой режиссерской оперы, здесь превыше всего ценились хорошие голоса и шло равнение на золотой век фестиваля, прошедший под знаком Элизабет Шварцкопф, Дитриха Фишера-Дискау, Кирстен Флагстад и Джульетты Семионато. В этом смысле программа Зальцбурга-2018 при всей ее погруженности в актуальный театральный контекст неожиданно выглядит прежде всего состязанием больших оперных актрис, в котором Шагимуратова и Гарифуллина соревнуются с Григорян, Бартоли и Стефани д’Устрак: делайте ваши ставки, господа опероманы!

«Волшебная флейта» Моцарта — едва ли не самая статусная премьера фестиваля (нажмите, чтобы увеличить)Фото: ©Ruth Walz

ВОЛШЕБСТВО НОН-СТОП

Ближайший повод для похода в тотализатор — «Волшебная флейта» Моцарта, едва ли не самая статусная премьера фестиваля: в оркестровой яме — Венские филармоники, на сцене — постановка американской сверхновой Лидии Штайер, выпустившей лучший оперный спектакль – 2017 по версии авторитетного журнала Opernwelt. Генеральный партнер постановки — Swarovski, певцы одеты в костюмы венского дизайнера Урсулы Кудрны, инкрустированные тысячами драгоценных кристаллов.


Партию Царицы ночи Шагимуратова впервые спела в Зальцбурге в 2008 году, и формально выступление в «Волшебной флейте», с которой началась ее международная карьера, выглядит долгожданным камбэком певицы на сцену. Но у этого ангажемента есть еще один немаловажный подтекст: в июле Шагимуратова уже исполнила свою коронную партию на музыкальном фестивале в Баден-Бадене и тогда же записала «Волшебную флейту» для культового лейбла Deutsche Grammophon в компании с Ролландо Вильясоном и Клаусом Флорианом Фогтом. Главный дирижер нью-йоркской Метрополитен-оперы Янник Незе-Сеген собирает для своего моцартовского проекта лучшие вокальные силы — и приглашение к сотрудничеству Шагимуратовой выглядит, конечно, ее признанием как лучшей Царицы ночи нашего времени. Именно такой статус ей предстоит подтвердить в Зальцбурге. Но об этом — на следующей неделе.

Дмитрий Ренанский

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (21) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
12.08.2018 09:32

Как же я рада, что далеко-далеко от Казани культурная жизнь бьет ключом! В том числе, с участием татарстанских знаменитых певиц.

Кстати, Аида Гарифуллина отменила свой концерт в Казани, который должен был состояться 8 декабря 2018 года - ей некогда!!!

А корреспонденты пусть рассказывают нам о вкусе устриц. Мы прочитаем... И как будто сами попробовали... Вкус изумительный... Полный рот слюны...

  • Анонимно
    12.08.2018 09:32

    Как же я рада, что далеко-далеко от Казани культурная жизнь бьет ключом! В том числе, с участием татарстанских знаменитых певиц.

    Кстати, Аида Гарифуллина отменила свой концерт в Казани, который должен был состояться 8 декабря 2018 года - ей некогда!!!

    А корреспонденты пусть рассказывают нам о вкусе устриц. Мы прочитаем... И как будто сами попробовали... Вкус изумительный... Полный рот слюны...

    • Анонимно
      12.08.2018 10:04

      Я вот не понял про изумительный вкус устриц. Устрицы в Зальцбурге не водятся. Они хороши только у моря, и не из за изумительного вкуса, а из за морской живой свежести. А то, что Гарифуллина отменила концерт, говорит о том, что у нее пока все спонтанно и она сама не уверена, пригласит ее в очередной раз любитель молоденьких красавиц Пласидо или нет.

      • Анонимно
        12.08.2018 11:23

        Вообще-то, про устрицы - это иносказательно, это классика жанра...

        Цитата Жванецкий "Стиль спора":
        "...Давайте рассуждать о крахе и подъеме Голливуда, не видя ни одного фильма. Давайте сталкивать философов, не читая их работ. Давайте спорить о ВКУСЕ УСТРИЦ и кокосовых орехов с теми, кто их ел, до хрипоты, до драки, воспринимая вкус еды на слух, цвет на зуб, вонь на глаз, представляя себе фильм по названию, живопись по фамилии, страну по "Клубу кинопутешествий", остроту мнений по хрестоматии..."

        Добавлю: представляя себе прекрасные выступления наших татарстанских звёзд по вырезкам из газет в несколько строчек.

        Однако, не поняла, при чем тут Пласидо и декабрь месяц. Аида в декабре прилетит в РФ, в частности, в Казань к маме. Прилетит ещё и потому, что у неё концерт в Альметьевске и концерт в Москве 11 декабря и 14 декабря 2018 года - пока НЕотмененные. Отменен только концерт в Казани 8 декабря 2018 года.

      • Анонимно
        12.08.2018 11:40

        Из ваших двух комментов понятно что певицы из Казани хорошо засветились в Европе. Потому как там истинная музыкальная жизнь, бьет ключем и они пробились сами, и без любителей молоденьких. У нас здесь кто и как пробился и сияет на небосклоне?

    • Анонимно
      12.08.2018 12:05

      Классическая музыка и устрицы - это, в любом случае, лишь для элиты, составляющей всего несколько % и в самой Австрии. Для всех остальных - авиагонки Red Bull, футбол Рубин-Зенит, Земфира или Ваенга и бесплатная раздача очередного гигантского перемяча. Поэтому слушайте свою любимую песню ВАЛЕНКИ и радуйтесь жизни!

      • Анонимно
        12.08.2018 14:25

        Судя по тексту и интонациям Вы себя-то явно не причисляете к "остальным",Вы конечно "элитка",и слушаете Вы "другое",и едите Вы "другое",и гадите Вы "другим",и умрете Вы "по другому",только вот не понятно почему "остальные" Вас должны обслуживать.

        • Анонимно
          12.08.2018 15:08

          Это вы о чем? Логика ХХДЕ? Непонятно?

          Вас, наверное, кто-то сильно обидел?

        • Анонимно
          12.08.2018 15:12

          Так и я не понимаю, почему 99% обслуживают 1% уже многие сотни лет? Но жизнь устроена, так, что даже в СССР это соотношение было не намного другим. Правда, устриц тогда в магазинах не было. Кроме того, согласитесь с тем, что подавляющему большинству ни классическая музыка, ни устрицы, ни поэзия просто не нужны. Так уж этот мир устроен...

  • Анонимно
    12.08.2018 10:39

    Аида Гарифуллина красивая молодая девушка со средними вокальными оперными данными. Старенький Пласидо Доминго неплохо зарабатывает на дуэтах с молодыми певицами. Ему не жалко, а им почетно! Прекрасный бизнес!

    • Анонимно
      12.08.2018 11:41

      Если бы пели в Пирамиде то почет и уважение? Кто из наших аулдашев пишет столь прискорбные вести?

  • Анонимно
    12.08.2018 10:42

    Гордимся вами, наши КРАСАВИЦЫ и умницы!

    • Анонимно
      12.08.2018 15:29

      Замуж за татар они скорее всего не собираются, мужем будет кошелёк. Очередная Алсу Сафина 2, печально.

      • Анонимно
        13.08.2018 13:12

        15.29. Аида Гарифуллина замужем за теннисистом Маратом Сафиным.

        • Анонимно
          13.08.2018 13:49

          Жаль только, что Марат Сафин об этом не подозревает...

        • Анонимно
          13.08.2018 14:25

          36-летний российский теннисист Марат Сафин и 29-летняя оперная певица Аида Гарифуллина, роман которых развивался стремительно и красиво, приняли решение расстаться. Об этом рассказала сама Аида, отметив, что они с Маратом продолжат общаться как друзья. Причина разрыва между звездами — слишком загруженные графики, каждый из них суперпрофессионал в своем деле и с головой погружен в работу.

          «Мы действительно больше не вместе. Отношения с Маратом, эти дни, проведенные вдвоем, я никогда не забуду. Он большой романтик, настоящий идеал мужчины. Очень изысканно ухаживал, устраивал неповторимые свидания при свечах, с цветами. Мы остались хорошими друзьями — такого человека я не могу позволить себе потерять».

          Не смотря на то, что Аида уже познакомила Марата со своей мамой Ляйлей Ильдаровной, на которую спортсмен произвел прекрасное впечатление, влюбленные с грустью констатировали, что не смогут быть полноценной парой. https://www.passion.ru/news/znamenitosti/stalo-izvestno-po-kakoy-prichine-rasstalis-marat-safin-i-aida-garifullina-166803.htm

  • Анонимно
    12.08.2018 10:43

    Умилило про татарский акцент в заголовке))) В огороде бузина, а в Киеве дядька.

    • Анонимно
      12.08.2018 11:47

      Тоже задело за наших прекрасных певиц. Обычно мы гордимся за талант, который сам пробился. А здесь заголовок хотят приземлить и привязать к особенностям местечковости и удащливости.

  • Анонимно
    13.08.2018 12:45

    А как же Шаляпинский фестиваль?
    С таким количеством татарских звезд оперной сцены он мог бы стать центральным событием как минимум в России.

  • Анонимно
    13.08.2018 13:15

    Две татарки в европейском международном оперном фестивале - это несомненный успех татарского народа и Республики Татарстан.

    • Анонимно
      13.08.2018 13:51

      Европейцы уже телеграфировали - присылайте ещё таких же или лучше, всех примем, всех обласкаем, пусть поют нам на радость...
      Надо срочно выращивать и отправлять...

  • Анонимно
    13.08.2018 14:08

    Татарлар алга! Без булдырабыз!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль