Общество 

«Наши муфтии учат, что нищебродам в хадже делать нечего»

Рустам Батыр
2018-09-01 08:00

Известный мусульманский и общественный деятель Рустам Батыр вновь обращается к вопросу обманутых паломников, которые не смогли, даже заплатив немалые средства, в этом году отправиться в хадж. В своем очередном материале для «БИЗНЕС Online» Батров размышляет о сути и истоках проблемы, а также предлагает нововведения, которые могли бы сделать хадж-индустрию значительно более прозрачной.

«Из года в год истории с обманутыми паломниками повторяются. Люди честно платят деньги (причем немалые), но уехать не могут» «Из года в год истории с обманутыми паломниками повторяются. Люди честно платят деньги (причем немалые), но уехать не могут» Фото: dumrt.ru

«КАК РАСПРЕДЕЛЯЮТСЯ ЭТИ КВОТЫ В НАШЕЙ СТРАНЕ? ЧЕРЕЗ МУФТИЯТЫ»

Из года в год истории с обманутыми паломниками повторяются. Люди честно платят деньги (причем немалые), но уехать не могут. В прошлом году паломников обманул ООО «Урал-сервис» в этом – ООО «Хадж фонд». В обоих случаях среди пострадавших есть жители Татарстана, чьих озаренных внутренним счастьем лиц мы, увы, не видим среди хаджиев, которые в эти дни возвращаются из святых мест. В чем же причина подобного положения вещей? Нам говорят: в нехватке квот. Все верно: формально так оно и есть. Только надо понимать, что квоты на самом деле – не причина, а лишь одна из частей общего пазла в современной системе хаджа, построенной в том числе на обмане и даже на коррупции. До тех пор пока мы будем мириться с этим обманом, на другом конце причинно-следственной цепочки всегда будут сложности с квотами и как следствие – сотни и тысячи обворованных соотечественников.

Обман по поводу хаджа распадается, в свою очередь, на два уровня: так сказать, глобальный, в который вовлечены исламские богословы, и локальный, в который (если мы говорим о России) вовлечены муфтияты. Одно поддерживает другое, словно взаимосообщающиеся сосуды. Давайте начнем анатомирование проблемы с последнего.

Правительство Саудовской Аравии вынуждено жестко лимитировать желающих поехать в хадж. Если этого не делать, то случится транспортно-логистический коллапс и, как следствие, гуманитарная катастрофа. Поэтому и возникла система квот для каждой страны. Россия получила в этом году 20,5 тыс. квот, то есть, грубо говоря, одну тысячу на один миллион номинальных мусульман. Все вроде логично.

Как распределяются эти квоты в нашей стране? Через муфтияты. Например, согласно открытым источникам, в нынешнем году Дагестану досталось 8 600 мест, Ингушетии – 1400, а Татарстану – 1800. Справедлива ли такая система распределения квот? И да и нет. С одной стороны, именно муфтияты в лице своих имамов и проповедников создают потребность у людей в хадже, то есть, говоря маркетинговым языком, формируют сам рынок хаджа. Поэтому вполне логично, что они должны получать свою выгоду с этого рынка. Квоты – их вполне заслуженная преференция. С другой стороны, когда рынок регулирует не свободная конкуренция, а административные подходы, всегда возникает почва для коррупции. Этот – как раз тот самый случай. Мы не говорим о схватке бульдогов под ковром за кусок пожирнее: внутренняя борьба муфтиятов за число квот – тема отдельного разговора.

Мы говорим о том, что лежит на поверхности. Система административного распределения квот уничтожает свободную конкуренцию на рынке духовного туризма и порождает коллективного монополиста – консорциум муфтиятов с эксклюзивным доступом к ключевому для данного рынка ресурсу – квотам. Все остальные участники рынка – всевозможные турфирмы – должны теперь кланяться им в ноги, чтобы тоже получить доступ к этому ресурсу. Сколько стоит данный доступ – тайна, сокрытая в недрах всевозможных коробок из-под ксерокса. И муфтии вряд ли ее когда-либо раскроют в своих налоговых декларациях. Но мы вслед за людьми, не понаслышке знающими сферу, вольны предположить, что квоты, выделяемые муфтиятам, могут продаваться либо на сторону внешним турфирмам, либо собственным дочерним туркомпаниям.

В самой продаже квот как таковой, на мой взгляд,  нет ничего плохого. Повторюсь: муфтияты создают рынок хаджа и потому им и должно принадлежать право первой брачной ночи с этой изобильной красавицей. Более того, было бы несправедливо, если выгоду из хадж-отрасли извлекали только сторонние коммерческие структуры, в то время как заслуга убеждения людей в необходимости совершать хадж принадлежит прежде всего религиозным деятелям. Другое дело, что предполагаемая продажа квот осуществляется подпольно и вырученные таким способом деньги идут отнюдь не на благотворительность и даже не на содержание мечетей и медресе, а прямиком в широкие, а в отдельных случаях и бездонные, карманы наших духовных лидеров.

Естественно, хадж-операторы, даже созданные муфтиятами, не раскрывают документально подтвержденную структуру ценообразования. В таком случае, как мы предполагаем, пришлось бы вскрыть все серые схемы и вывернуть на свет Божий карманы наших духовных иерархов. Впрочем, вполне может статься, что там и нет никого второго дна. Однако закрытость информации от людей порождает в народе массу домыслов. И вот о наших муфтиях уже судачат, что якобы их доля в каждой из хадж-путевок начинается от $100 и что, дескать, в том числе на эти неофициальные доходы они живут и даже прикупают роскошную недвижимость. Кто-то отгрохал себе коттедж, кто-то обзавелся апартаментами в Крыму, а кто-то – домом в Турции. Конечно, если муфтии публиковали бы свои декларации о доходах, то многие из недобрых слухов, возможно, развеялись бы, но, увы, финансовой открытостью перед паствой религиозные мужи грешить не спешат. Кстати, а это неплохая идея. Ведь наши клирики всех направлений весьма активно претендуют на близость к государству и вполне открыто пользуются его расположением. Пора вкусить и обратную сторону подобного положения вещей, ибо власть – это не только возможности, но прежде всего ответственность перед людьми и подотчетность народу.

«Процедура распределения квот на хадж должны быть максимально открытой» «Процедура распределения квот на хадж должна быть максимально открытой» Фото: prav.tatarstan.ru

«СТРОГО ГОВОРЯ, ХАДЖ ОБЯЗАТЕЛЕН ТОЛЬКО ДЛЯ БОГАТЫХ»

Как бы там ни было, такого рода разговоры – часть рассматриваемой проблемы. Ведь муфтияты своей секретностью сами дают им повод. Когда люди не понимают, на каких началах квоты передаются коммерческим структурам, то, естественно, у них возникают вопросы, перерастающие в сомнения верующих. Поэтому для того, чтобы исключить не только домыслы, но и саму возможность для злоупотреблений, процедура распределения квот на хадж должны быть максимально открытой. Но как это сделать?

На мой взгляд, в данной ситуации можно осуществить две фундаментальные вещи. Первое. Каждой квоте должен быть присвоен индивидуальный шифр, который будет фиксироваться в договоре и параллельно отражаться/активироваться на сайте хадж-миссии России (регулятора хадж индустрии в нашей стране). В таком случае продажа путевок без квот, как это было в случае с «Урал-сервисом» или «Хадж фондом», будет попросту исключена в принципе.

Второе. Квоты должны продаваться на открытом аукционе, в котором смог бы принять участие абсолютно любой туроператор. Так мы получим добросовестную конкуренцию, которая, как известно, всегда выгодна конечному потребителю. Здесь может возникнуть возражение, что, мол, это приведет к удорожанию стоимости хаджа. Во-первых, квоты, как мы с вероятностью в 99,9% предполагаем, и так уже продаются муфтиями, но только по серой схеме. Стало быть, в существующей ныне стоимости хаджа подпольная продажа квот, надо полагать, уже заложена. Так что никаких ценовых изменений здесь не предвидится. Во-вторых, появление механизмов открытой конкуренции в конечном итоге начнет тянуть цены вниз и компенсирует расходы на закуп квот.

В-третьих, строго говоря, хадж обязателен только для богатых. Мусульманская мысль формулирует эту идею предельно ясно, иногда даже жестоко. Так, в средневековом этико-дидактическом трактате «Кабуснаме» описывается случай, как правитель Бухары однажды совершил хадж. Собрав огромный караван, в окружении бесчисленной прислуги «он сидел в носилках и ехал по пустыне, покачиваясь и нежась, со всеми припасами и утварью, что бывают дома». На Арафате ему «попался навстречу нищий дервиш, босоногий, терзаемой жаждой и голодом». Аскет упрекнул богача в том, что тот совершает столь роскошный хадж, когда суфий творит его в лишениях и мучениях. И тогда правитель Бухары воскликнул: «Я выполняю приказ Господа Всевышнего, а ты нарушаешь его! Я званный [Богом] гость, а ты всего лишь прихлебатель!» Звучит грубо, но именно этому и учат наши имамы и муфтии, когда говорят, что хадж обязателен только для богатых. Другими словами, по их мнению, нищебродам там делать нечего. Так что даже если официальная продажа квот приведет к удорожанию стоимости хаджа, существующие нормы и принципы ислама здесь не будут нарушены.

Более того, хотя официальная доктрина ислама и проповедует идею элитарности хаджа, фундаментальные идеи милосердия никто не отменял. Предлагаемый же механизм позволит как раз таки обеспечить это самое милосердие реальным инструментом реализации. Как? Все очень просто. Деньги, вырученные с продажи квот, мы можем направить на покупку путевок для неимущих мусульман. Если исходить из минимальной цены за одну квоту в $100, минимальной стоимости хаджа примерно в $1000 и общего числа российских квот в 20,5 тыс., то мы получаем, что ежегодно сможем направлять в хадж бесплатно 1–2 тыс. человек. Даже если мы сможем на вырученные деньги отправить «лишь» 500 человек, то мы все равно сделаем сразу два добрых дела: поможем людям и спасем наших духовных отцов от соблазна и греха, ведь бесплатные путевки будут распределяться среди заявителей исключительно через механизм слепого розыгрыша, транслируемого в прямом эфире. Естественно, внедрение этого новшества потребует детальной юридической проработки вопроса и проведения соответствующих переговоров и согласований.

«Сегодня благодаря прогрессу хадж могут позволить себе если уж не все мусульмане, то, как минимум, половина из них» «Сегодня благодаря прогрессу хадж могут позволить себе если не все мусульмане, то как минимум половина из них» Фото: prav.tatarstan.ru

«ПУТЬ ВОЗВРАЩЕНИЯ МУСУЛЬМАН К ИСЛАМУ БУДЕТ ДОЛГИМ»

Про вторую сторону проблемы – обман в сфере хаджа глобального уровня – ваш покорный слуга уже писал. Здесь мы должны понимать, что сама система квот порочна изначально, ибо корпорация богословов забывает объяснить мусульманам классическое (читай: ортодоксальное) учение ислама. Как следствие, ежегодное столпотворение в Мекке, вынуждающее лимитировать приток приезжих через квоты, основано на убеждении, что хадж можно совершать только в определенные дни месяца зуль-хиджа. Отсюда и возникает бешеный ажиотаж со всеми вытекающими из этого негативными последствиями.

Однако если мы почитаем книги по фикху, то конкретное время нигде не оговаривается для хаджа в качестве его обязательного (фард) условия. К таковым относятся только три вещи: облачение в ихрам, стояние на горе Арафат и совершение обхода-тавафа вокруг Каабы. В случае с другим столпом ислама – пятикратным намазом, мы наблюдаем совсем иную картину. Его исполнение жестко привязывается факихами к определенному времени, которое квалифицируется исламскими улемами как обязательное условие. Вот почему, скажем, дневную молитву нельзя совершать ночью, а вечернюю – утром. У третьего столпа ислама, закята, также нет привязки ко времени. Каждый человек сам определяет дату его выплаты: он может сделать это абсолютно в любой месяц года. То же самое и с хаджем: обязательное время для него в исламском праве не оговаривается в качестве условия. И это принципиальный момент. Уточню еще раз — это не реформаторские концепции ислама, а самые что ни на есть классические, традиционные.

Однако исторически так повелось, что хадж совершается в месяце зуль-хиджа. Для своего времени собрание паломников в одно время было вполне оправданной и даже необходимой мерой. Все дело в том, что раньше хадж был доступен очень узкому кругу лиц, и если бы пилигримы приезжали в Мекку в разное время, то никакой массовости не возникало бы. А массовость в хадже нужна, ибо десятки и сотни тысяч паломников, облаченных в белые саваны ихрама и собранных вместе, создают ощущение Судного дня, одного из кульминационных переживаний всего хаджа.

Сегодня благодаря прогрессу хадж могут позволить себе если не все мусульмане, то как минимум половина из них. В любом случае речь идет о сотнях миллионов по всему миру. Поэтому временное лимитирование хаджа – это изживший себя атавизм, к тому же противоречащий классическим нормам исламского канонического права.

Вот и получается, что богословы, умалчивающие перед доверяющими их слову мусульманами истины собственных книг и не разъясняющие их суть, создают проблемы хаджа на пустом месте: давки, порой, со смертельным исходом, квоты, взвинчивание цен, тысячи обманутых людей и миллионы лишенных счастья приобщиться к духовному странствию ислама. Однако путь возвращения мусульман к исламу будет долгим. Легче начать наводить порядок в масштабе хотя бы своей страны и обратить свой взор на механизм распределения квот. Того гляди за нами подтянется и остальной мир.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (100) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
1.09.2018 08:59

Статьи Батыра с каждым разом все актуальнее.

  • Анонимно
    1.09.2018 08:57

    Отличная статья! Спасибо!

    • Анонимно
      1.09.2018 09:41

      Согласен.
      В итоге что имеем? Абсолютное незнание абсолютным большинством не только Крана, но и хадисов, и Сунны.
      И муфтии, по 25 лет сидящие на одном месте, узурпировавшие его.
      Передающие своё место, общественное и выборное, по закону РФ, кстати, по наследству.

      • Анонимно
        3.09.2018 00:05

        Что значит "передающие свое место ... по наследству"?
        Вы утверждаете, что нынешний муфтий Самигуллин является сыном Файзова, внуком Гусмана, правнуком Галиуллина, праправнуком Таджутдина?

        Смешно даже не это утверждение, а количество плюсиков под ним.

    • Нищеброды не только в хадже не нужны .но и в мечетях! У меня есть один приятель денег нет никогда,а в 12 часов где бы не был на намаз в мечети
      ходит по городу ,а в ящик паразит ничего не кладет,а на что Муллы будут есть и четки новые себе покупать?

      • Анонимно
        1.09.2018 11:36

        Вы же в Шеланге, Мурат практически безвылазно обитаете! Откуда вам известен режим дня вашего городского приятеля? Через спутники следите за ним чтоли как за козами-овцами своими на выпасе?

      • Анонимно
        1.09.2018 12:18

        Какой грязный у вас язык!!! Вы вообще мусульманин и для вас это мода?! Я просто слов не нахожу чтобы дать оценку вашему комментарию. Астагафирулла.

        • Я татарин и как я могу предать веру своих предков и перебежать в Мусульмане! Думайте что говорите и не оскорбляйте меня ,что я предатель народа Татарского и предал веру Татар
          Тенгрианство!Язык в отличие от вашего чистый у меня,Асгатафирулла!

          • Анонимно
            1.09.2018 14:39

            Вы, Сиразин, первый тенгрианец, который живет в Татарстане! И много ваших здесь? Кто ещё? Назовите

    • naill
      1.09.2018 10:56

      Мда, куда нас заведут ??? , не знают ,,,перед Богом все равныы,,, а ближе всего к Богу не халённые , а обездоленные и униженные .И молитва последних , я думаю , вас и держит на земле

      • Ваши молитвы никого не держат на земле! и хватит врать и дурить народ и самое страшное старух необразованных кто Вам верит,а вы их грабите постоянно на поминках и праздниках собирая садака с несчастных ,а сами не работаете и только наживаетесь как паразиты на народе!!

        • naill
          1.09.2018 12:24

          гос. фермер ,крышу снесло ?? вообще то я как бы промышленник и многое что создал

        • naill
          1.09.2018 12:27

          Не будь дураком - с Богом не воюют

          • А Вам не кажется что дураки те кто верит в 21 веке в наличие БОГА? Вы что в школе не учились что ли и стали промышленником не быв пионером,комсомольцем безбожником? Как мне вас одурманенных жалко оппиумом для народа? Вы случайно свай не жуете и кальян не курите раз верите в то чнго быть не может? И не стыдно вам, Наиль об этом еще писать в светском издании,или вы дурак безпробудный,раз меня таким считаете ?

            • Анонимно
              2.09.2018 23:33

              Есть конечно доля правды, собирать дань у бедных пенсионеров. Но с другой стороны понятие бедности очень абстрактны. Кто как себя в этой цепочки видит. Понимаете, дав подаяние, появляется ощущение того, что что то отпустило. Видимо у многих так. Стараюсь дать детям инвалидам, редко кладу в мечетях.

        • Анонимно
          1.09.2018 15:49

          Отпустите наконец-то Серазена в Гималаи или на Тибет! Ну, видно же, что весь измучился, испереживался, живя среди мусульман и христиан! Отпустите его лучше в монгольские степи, там ему, наверное, будут рады, да и козам будет вдоволь где пастись...

  • Анонимно
    1.09.2018 08:58

    ....Да и в церкви все не так, все не так, ребята.

  • Анонимно
    1.09.2018 08:58

    Потрясла фраза Аль-Карадави, по поводу-накормить голодного, помочь бедствующему и тому, кто нуждается в поддержке, гораздо выше по значению, чем купленный билет в Эмираты...

  • Анонимно
    1.09.2018 08:59

    Статьи Батыра с каждым разом все актуальнее.

  • Анонимно
    1.09.2018 09:01

    Афарин( браво) уважаемый Рустам Батр.

  • Анонимно
    1.09.2018 09:16

    Рустам , а как совершить хадж в другое время года?

  • Анонимно
    1.09.2018 09:57

    В других статьях Батров не признавал 5 времен намаза. Неужели изменился? Или так выгоднее сегодня?

  • Анонимно
    1.09.2018 10:04

    Ув.Рустем!
    Не хватает смелости назвать поименно кто нынче летал на Хадж бесплатно,как Гость Короля?знакум

    • Уважаемый Знакум! Достаточно того ,что Муфтий взял пример с Раисы Максимовны и с женой на шару летал в очередной раз в Хадж чтобы в четыре руки нести подарки от Короля Саудов....!

      • Анонимно
        1.09.2018 10:48

        Вы спутали, Сиразин! С Михал Сергеича он пример взял! Старый вы стали уже, путаетесь и врёте часто.

        • Анонимно
          1.09.2018 11:51

          Муфтию необходимо в отставку!Если он имеет Веру!
          А список "бесплатных посетителей " Хаджа,надеюсь,БО опубликует!Иначе совсем веры не будет этим земным "посредникам"!знакум

          • Никто его не отправит в отставку! Такие нужны и тем более с компроматом по хаджу!И Дорогой Знакум ,не Вас ,не Батыра никогда муфтием не поставят! Вы больно буйные,честные и умные,а нужны смирные власти и вороватые!

  • Анонимно
    1.09.2018 10:33

    Очень актуальная и интересная статья и всё изложено как я думал! Спасибо!

  • Анонимно
    1.09.2018 10:40

    предлагаю продать Батрову свою квартиру и купить путевку для неимущих в Хадж

    • Анонимно
      1.09.2018 11:33

      При условии что Дум от разогнать без выходного пособия. Пусть до 65 лет работают.

      • Анонимно
        1.09.2018 18:44

        Там тоже люди работают так то! среди них и простые работяги! не подавитесь своей желотью!

    • Анонимно
      1.09.2018 13:31

      Че за бред вы предложили? При чем тут Батров? Он глаза открывает людям, а не квартиры всех просит продать для нужд малоимущих

      • Анонимно
        1.09.2018 14:09

        Какие глаза он открывает? Он предлагает забрать и оплатить Хадж у имущих в пользу неимущих. Это тоже самое что если кто кто очень хочет поехать отдохнуть на море, но не может, потому что денег нет. Кто то другой зарабатывает и у него отнимают деньги чтобы поехал тот у которого ничего нет

        • Анонимно
          1.09.2018 16:26

          а кто то другой зарабатывает не праведным путем обманывая бабушек и дедушек,отбирая у них десятилетиями накопленные средства для Хаджа!Их и стоит "раскулачить"!знакум

          • Анонимно
            1.09.2018 18:20

            Так действуйте, в чем проблема. Есть суды, пишите заяву. А то предлагаете раскулачить тех, кто может позволить себе Хадж. Неимущие могут не ездить в Хадж. А вы сами знакум готовы оплатить хадж кому-нибудь? Или вы из неимущих?

    • Анонимно
      2.09.2018 04:56

      А почему должен продать Батров, а не муфтий? С продажи его хором много людей можно в хадж отпраить

  • Анонимно
    1.09.2018 10:52

    Я атеист и, в общем то, противник религии. Но статьи Рустама мне нравятся, потому что атеизм не исключает понятия "честность", "совесть", "доброта", "порядочность". Рустам, Вы очень честный, порядочный и умный человек. И Ваши статьи год от года становятся всё лучше. Очень хорошо, что есть человек в религиозном мире, который смотрит на вещи с позиции здравого смысла, готовый бороться с догмой, с несовершенством системы, не боящийся сказать правду.

    • Полностью согласен с Вами! Мне тоже не стыдно за Батыра и он всех жуликов и обманщиков в ДУМ РТ выводит на чистую воду! Только почему то президент Минниханов его Муфтием Татарстана не ставит и ректором Булгарской академии и тогда хадж туризм всех честных мусульман бы пошел не в в Мекку ,а в Булгар и Булгар бы встал бы первой мусульманской столицей реформаторов мусульман!

      • Анонимно
        1.09.2018 11:40

        А вам то, Мурат, какая печаль за хадж-туризм, Булгарскую академию и прочего религиозного? Вы ж безбожник! Воинствующий атеист вдруг прозрел и стал на Путь Истинный?

    • Анонимно
      1.09.2018 17:07

      Полностью согласен с положительной оценкой позиции Рустама. Молодец, умный, смелый человек, не боится идти против течения. БО молодцы, что даете ему возможность открыть глаза простым мусульманам. Рустам, береги себя, твои враги способны на все!

    • Анонимно
      1.09.2018 20:06

      А я добавлю - если человек живет по заповедям(а это значит по совести и порядочно) я вообще не понимаю зачем ему религия. Цель то именно в этом, а все остальное маркетинг от лукавого.

      • Анонимно
        2.09.2018 05:00

        Вот именно, бог должен быть в душе, а не капище. Человек который живёт по заповедям религии или даже кодексу строителя коммунизм поступает правильно

      • Анонимно
        2.09.2018 10:26

        А как Вы определили цель?

    • Анонимно
      2.09.2018 04:58

      Вы осторожней с такими заявлениями. В стране суверенной демократии за признание себя атеистом двушекк можно схлопотать)

  • Анонимно
    1.09.2018 11:26

    Думаю, не правильно, когда идёт критика муфтия, а муфтий не отвечает.
    Почему бы не созвать всех недовольных и не ответить на все претензии? Я уже начал думать, что муфтий привык ко всем этим статьям. Как будто реакция такая:" Пишут, ну и пусть пишут себе". Может быть это действительно так? Может быть у него уже сформировалось чувство безнаказанности? Со стороны это выглядит как наплевательское отношение к мусульманам РТ.

    Думаю, нужно проводить что-то вроде лотереи среди желающих поехать в хадж. Так чтобы сама квота досталась определенному человеку и только один раз. А турсервис сделать отдельно. Так не будет недовольных.

    • Анонимно
      1.09.2018 11:56

      А может просто объяснить верующим, что в рай попадают не турпоходом в Мекку, а благими делами, воспитанием своих детей и внуков, здоровым содержанием своего тела, который дарован на время всевышним. А еще трудолюбием, любознательностью. А для того, чтобы обратиться ко всевышнему в присутствии своих единоверцев можно и дома в мечети, или в том же Булгаре. Почему нет? Бог ведь должен услышать молитвы и оценить поступки, где бы человек не находился. А преодоление трудностей при посещении святых мест, считая их как ниспосланных богом, можно и другим способом, не считая трудностями те самые попытки достать место в турфирме для поездки в Мекку.
      А.Б.Гефакт

      • Анонимно
        1.09.2018 16:30

        Благочестие ведет в рай. Хадж - один из столпов ислама и является узаконенной формой поклонения. Совершенный с благочестием хадж ведет в рай. Поход в Булгар не имеет никакой религиозной ценности, сколько бы человек не натерпелся в пути.

        Думаю, верующие это понимают. Также, всегда найдется тот, кто хадж сделает турпоходом, закят - инструментом бахвальства, намаз и пост элементом имиджа. Но Аллах знает всё обо всех - благое он примет.

        • Анонимно
          1.09.2018 17:26

          Может надо свой ислам создать без этих столпов, которые мало что значат в реальной жизни. Да и для аллаха, думаю, тоже ничего не зачат. И когда предлагал совершать такой же хадж в Булгар, то имел в виду, не трудности в пути, а некое собрание большого количества татар-мусульман, совершающих совместную молитву в местах принятия ислама. И думаю, что это имеет как раз религиозную ценность. Так как укрепляет веру, помогает человеку найти своих единоверцев. Мне, вот без разницы, но знаю, что в науке международные конференции устраивают, на уровне государств тоже только, чтобы встретились те, кто работает в науке над очень схожими задачами. Так и здесь, собрание татар, говорящих на одном языке, молящихся одному богу и есть то, ради чего собираются и в Мекке. Правда, там как раз говорят на множестве языков, и многие вряд ли друг друга понимают.

          Да, многое изменилось за прошедшие полтора тысячелетия. Может и мусульманам надо провести некие изменения в своих традициях, не меняя основу религии. Считаю, что основу религии не составляет забивание барана и полеты на самолете в Мекку. Надо делать упор как раз на те дела и традиции, которые как раз и угодны аллаху.

          Булгарин.

          • Анонимно
            1.09.2018 19:35

            Закон не запрещает Вам создавать свою секту. Только назовите это своим именем, а в конце добавьте 1.0. Чтобы реформаторы после Вас могли легко вносить изменения и логировать. К тому же народу будет легче понять и различать форки.

            Вот придет человек и скажет: Я истинно верующий Булгарорелигии версии 2.5 . А другой скажет: А я исповедую версию 9.2 . И никто никого не назовет нововведенцем, неверным и т.д. Потому что Ваша религия будет иметь копилефт лицензию.

            Только имейте ввиду, Вам и вашим последователям будет гарантирован Ад и проклятие всех.

            • Анонимно
              1.09.2018 20:07

              И с чего ад то? И почему проклятие? Может новая религия будет учить только добру? Будет запрещать любое насилие по отношению к людям. Объявит войну вне закона, и тот, кто будет воевать, будет как раз гореть в аду. Может в новой религии как раз реально и воплотится принцип - ударил по левой щеке, подставь правую. И принцип зуб за зуб будет тоже вне этой религии.
              Булгарин.

              • Анонимно
                1.09.2018 23:42

                Для начала исследуйте тему. Такая уже есть. И не одна.

                Сама идея и ее воплощение - разные вещи.

      • Анонимно
        1.09.2018 18:25

        Аскет упрекнул богача в том, что тот совершает столь роскошный хадж, когда суфий творит его в лишениях и мучениях.
        Только пройдя через лишпния можно очистить свою душу. А не на самолете. Пешком или на коне.

    • Анонимно
      1.09.2018 13:33

      Они проведут лотерею..))

  • Анонимно
    1.09.2018 11:52

    Покупая путевку в хадж за немалые деньги, ответственные за группы паломников люди просто оставляют паломников и не помогают им. А ведь в цену путевки входит: руководитель группы, врачи и т.д. К сожалению ничего такого не наблюдается.

  • Анонимно
    1.09.2018 11:56

    ув.Рустем!
    Не смогли бы Вы совместно с Доктором-мусульманином провести соц.исследование как влияет намаз,Вера на качество жизни людей.?Продолжительность жизни,болезни,особенно по инсультам......
    знакум

  • Анонимно
    1.09.2018 12:08

    Теперь ясно кто на Поездках кормятся

  • Анонимно
    1.09.2018 12:20

    Хоть открыл правду людям а долго бы ещё спали! Сейчас будут знать за сей счёт и кто куда ездит. Наши феодальный только имеют туда право ехать и наших женщин трогать. Давно уже перестало существовать истенное ценность и духовность а все уперается в деньги. Но народ ещё долго будет спать ему возможно даже им это так и нравиться быть нищем и бедным и приносить им последние крохи!!

  • Анонимно
    1.09.2018 12:22

    Али.

    Всё верно Рәхмәт .!


    Одно печалит , не будет так как предлагает Автор так как хадж-индустрия приносит колоссальный доход , тем кто этим занимается.

  • Анонимно
    1.09.2018 12:45

    "На мой взгляд, в данной связи можно осуществить две фундаментальные вещи. Первое. Каждой квоте должен быть присвоен индивидуальный шифр..."

    Вы сейчас одной фразой все поломаете им)))


  • Анонимно
    1.09.2018 13:27

    Господин наш покорный слуга, выходит вы, как экс зам.муфтия в прошлом, были сами участником этим серых и не законных схем, занимались их покрывательством, а теперь, когда вас оттуда с треском выгнали, себя как разоблачителя преподнести хотите? Ответьте, будьте любезны

    • Анонимно
      1.09.2018 13:51

      а может он там был "чужим",мешал воплощать эти самые серые схемы?знакум

    • Анонимно
      1.09.2018 14:13

      Когда он увидел что в дум рт твориться и ему не позволили наладить порядок, вот тогда он не стерпел и ушел! Он не стал соблазняться высокой зарплатой и т.д., он выбрал истинный путь!

    • Меня оттуда никто не выгонял, тем более с треском. Я был в ДУМ РТ на выборной должности и ушел по истечении срока полномочий, хотя мне и предлагали остаться. Вы можете прогуглить и найти, что муфтий даже публично выражал надежду, что я продолжу работу вместе с ним. Но я был не согласен с проводимой им политикой и как только довел до конца свою последнюю инициативу - вхождение ДУМ РТ в состав Межрелигиозного Совета России (куда так то входят только лишь федеральные структуры) - начал публичную критику со статьи о том, что учение Абу Ханифы попало в ДУМ РТ под негласный запрет (до этого исчерпав все внутренние возможности и попытки исправления ситуации).

      В ДУМ РТ я никогда не занимался вопросами халяль и хаджа. Даже близко.

      Я занимался идеологическими вопросами, прежде всего, борьбой с религиозным экстремизмом в лице Хизб ат-тахрир, радикальных ваххабитов и проч., которые на тот момент были весьма активны в Татарстане. До сих пор получаю от них угрозы физического устранения.

      Как первый зам. я также разработал и продвигал концепцию социального ислама. В т.ч. под моим руководством были проведены два телемарафона на ТНВ "Жертвовать - значить любить" в поддержку детского дома, созданного усилиями Ильдара хазрата Баязитова и его команды. Я пытался тиражировать уникальный опыт Ильдара хазрата и двигать мечети к тому, чтобы они брали на себя больше функций социального служения, как это имеет место быть в мечети Ярдэм. Но, к сожалению, переформатировать ДУМ РТ в контексте этой парадигмы мне не удалось.

      Также я курировал вопросы культуры, в т.ч. занимался возрождением татарского религиозно-национального искусства шамаилей, которое вносит свой вклад в возрождение ислама в контексте национальных традиций нашего народа, что я считаю очень важным.

      Первое время я также курировал вопросы образования в ДУМ РТ. Создал первое в России УМО в сфере исламского образования, которое разработало опять таки первый образовательный стандарт для медресе. Потом это направление было передано Р.Мухаметшину и оно провисло. Заключительный этап моего начинания, а именно создание процедуры аккредитации, создающей систему повышения качества образования через управление показателями, а также создание аккредитационного агентства, что помимо прочего внесло бы мощную лепту в становление Татарстана как центра исламского образования в России – до сих пор так и не осуществлено.

      Я курировал также вопросы межрелигиозного сотрудничества. Республиканский этноконфессиональный фестиваль «Мозаика культур», который проводится до сих пор, это мое детище или точнее моя инициатива. Занимался и другими вопросами. Но никогда халялем и хаджем.

      Нежелание руководства развивать идеи социального ислама, противодействие распространению миролюбивого и рационального учения Абу-Ханифы, скатывание муфтията в средневековщину (в т.ч. отуречивание и арабизация ислама), фундаментальное непонимание сферы образования - и стали причинами моего разрыва с муфтием и нежелание дальнейшей работы с ним. Просто так оставаться в организации без возможности что-либо менять в положении мусульман, т.е. только ради статуса и привилегий - мне неинтересно. Поэтому я и ушел. Порой, систему может изменять только тот, кто находится вне нее.

      • Анонимно
        1.09.2018 15:52

        Это не ответ. Там много кто чем занимается и каждый может так же расписать. По поводу оценки муфтия о вашей деятельности он пусть выскажется сам, и если мне не изменяет память, он публично критикует вашу ересь на своём канале. Вопрос в другом, почему вы жили с этими проблемами и скрывали их, не говорили об этом? Именно тогда у вас была возможность это все вынести на широкую публику через СМИ чтобы это все эффективно исправить после огласки, сейчас же вы просто строчите статьи для узкого круга читателя, и их можно назвать одним словом "кляузы". Если вы действительно хотели бы что-то изменить в лучшую сторону, вы бы сделали тогда, а сейчас это просто никому не нужные кляузы.

        • Анонимно
          2.09.2018 00:12

          Вы морочите голову Батрову и пытаетесь
          воздействовать на осмысленность "учения в исламе" верующими.

      • Анонимно
        1.09.2018 18:33

        Рустам, вы ни в каком качестве никак не измените положение мусульман. Не вы это делаете, а другие муфтии, имамы и обычные люди, которые далеки от лжи, от невежества, показухи итд.Вы не авторитет, вы ничего ценного не создаете. Вы действуете только в угоду себе.За вами никто не последует.
        А ваш список дел, которые вы делали, длинный,конечно, но почему то ни на уровне власти ни на уровне простых людей, ваши «достижения» не упоминаются в отличии от того же Баязита. Или и здесь скажете, что во всем виноваты другие,но только не вы.

        • Анонимно
          1.09.2018 18:42

          Не было бы заслуг и признания первым замом его бы не ставили.

          • Анонимно
            10.09.2018 17:25

            Знали бы вы как это назначение происходило, не писали бы тут комментарии и статьи так увлеченно не читали бы...

      • Анонимно
        1.09.2018 18:36

        Хотя вы уже написали что вы начинали, а другие проваливали. Один только вы похоже в ДУМ РТ умным был.

      • Анонимно
        1.09.2018 19:03

        Рустам, у вас теперь имеется отличный материал в виде комментариев злопыхателей, глупых людей. Дайте анализ и обозначьте вредителей ислама, приверженцами которого они себя считают, хотя на самом деле собирают пирожки

      • Анонимно
        1.09.2018 21:07

        Это хороший ответ. Но так ли это? За социальный Ислам, это классно и здорово, но что это за Ислам без 5 кратного намаза, в определённые времена, без хаджа. ? А так по многим вопросам критика хоть жёсткая но уместная,конструктивная. И с ней надо работать, надо аргумент ровно отвечать, или принимать, благодарить и меняться, ответственным, выбранным лицам.

      • Анонимно
        2.09.2018 05:04

        Вот кого надо было в булгарскую академию. А все остальных оттуда гнать

      • Анонимно
        3.09.2018 00:18

        Очень многие запомнили Рустама Батрова как человека, который проголосовал против СаидЖагфара хазрата из Закабанной мечети, который как раз вел и ведет активную социальную работу.
        Так что веры Рустаму Батрову нет!

        • Анонимно
          3.09.2018 20:49

          Это так. половина пальца Саиджагфара полезнее для мусульман, чем весь Батров. Но это мое личное мнение.

  • ssn
    1.09.2018 14:30

    Это - отличные идеи, и они нашли бы свое применение в любом порядочном обществе. В порядочном, не в нашем.

    • Как мне кажется, любые попытки переодеть ислам из восточного халата в европейский костюм - внедрить начала конкуренции, организовать все на понятных и объявленных заранее правилах и те де и те пе - по факту приведут к ликвидации ислама как такового.
      Осознание этого подпитывает т.н. консервативность иерархов, не желающих не столько даже перемен, сколько ухудшения своих социальных позиций.

      • Анонимно
        2.09.2018 09:21

        В итоге всё равно получится как протестантизм. Понятный, в меру аскетичный, и имеющий шикарный опыт положительного влияния на человека.
        А мы всё в средние века играем. Сутаны, хиджабы, кадило...

  • Анонимно
    1.09.2018 14:43

    Отвечу - это очень похоже на то, ты как старший ребенок в семье все годы своего детства, юности, зрелости лицезришь увеличение потомства своих папы и мамы и тащишь эту телегу, изнашиваясь быстрее их. И в глубокой своей старости когда начинаешь об этом судить, младшие этого потомства кидаются на тебя своими нравоучениями. Потому что в каждой семье этот старший является возчиком для всех остальных детей и они далеки от понятия, что этот возчик может стареть, болеть, нуждаться в тепле и внимании.

  • Анонимно
    1.09.2018 16:32

    Р.Батыр - настоящий факих и знаток своего дела. С уважением из Казахстана.

    • Анонимно
      1.09.2018 16:59

      Из Казахстана лучше видно, кто бы спорил?

    • Анонимно
      2.09.2018 22:27

      Возьмите уважаемого Батрова к себе. Все будут довольны. Он у вас там наведет порядок.

  • Всё более и более хадж превращается в турпоездки или в шопинг-туры. Целью же хаджа,как известно, является приближение к Аллаху.

  • Анонимно
    1.09.2018 18:30

    Целью хаджа является,трансформация духа. А это стало бизнесом для чиновников от ислама.

  • Анонимно
    1.09.2018 19:46

    Одну и ту же фразу могут сказать разные личности. И от личности смысл меняется. Какое всем вдруг дело до муфтия?! Вы бы еще мэра Сиднея обсуждали. Это из той категории, если игнорируешь, то его действительно нет.

  • Анонимно
    1.09.2018 20:52

    Есть такая сказка, где Батыр, победив дракона сам стал драконом....

  • Анонимно
    1.09.2018 21:57

    Во что превращается хадж?Для отдельных мусульман-в фотосессию,пожалуй.В том числе и для руководителей ДУМ РТ,фото и с женами и на Арафате и около Каабы.Многочисленные фото в Интернете.Поклонение превращается в фарс.Раббым,защити от соблазна искренне верующих,прости ошибающихся и наставь на праведный путь заблудших.

  • Анонимно
    1.09.2018 23:33

    Аллага шокер, у многих есть сегодня возможность поехать в Хадж. Муфтии молодцы, многое делают для мусульман

  • Анонимно
    2.09.2018 08:02

    Социальный ислам все могут увидеть у Колхозного рынка на Баруди, там пункт песплатной еды и одежды малотмущих.
    И приходят не одни БОМЖи и бывшие зеки. Питаются там и одинокие учителя, инженеры и пенсионеры и далеко не все из них старики...

  • Анонимно
    2.09.2018 10:14

    На этот раз соглашусь с Батыром. Сам муфтий РТ поехал в хадж со своей женой, по бесплатной путевке , ( по приглашению самого короля СА). А он мог отдать эту путевку какому нибудь" бабаю", у которого нет таких денег и вряд ли когда нибудь будут.
    Еще один пример ,имам-хатыб Азнакаевской мечети Азат хазрат , тоже с женой поехал в хадж по путевке муфтията. Хотя проживает в 2-х этажном коттедже . Они с женой каждый имеют 2 иномарки, каждый из которых стоит не менее 2 миллионов рублей . Откуда деньги? За счет чего они обогащаются .Если бы Азат хазрат отдал бы эти путевки простому бабаю из мечети , все бы его зауважали (хотя вряд ли ) . Мне вот интересно, откуда у имамов деньги ?..

  • Анонимно
    2.09.2018 10:28

    Вот вернется муфтий, он Рустаму покажет! Ждите полного разоблачающего ответа. А пока не надо бурю в стакане поднимать.

    • Анонимно
      2.09.2018 12:31

      Он уже вернулся и занимается религиозными делами ради личностного роста.

  • Анонимно
    2.09.2018 13:38

    Действительно, последние статьи Рустама очень актуальные. Спасибо.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
Загрузка...
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль