Старая элита 
2.09.2018

Валентин Глушко: начинал как рабочий, потом возглавил космонавтику страны

Будущий академик переписывался с Циолковским. Часть 1-я

Ровно 110 лет назад в Одессе родился человек, ставший после Сергея Королева главой советской космонавтики. «БИЗНЕС Online» предлагает рассказ о том, чье имя носит улица в Казани.

ПЕРЕПИСКА С ЦИОЛКОВСКИМ

Видный советский инженер и ученый, основоположник отечественного ракетного двигателестроения, один из пионеров ракетно-космической техники, конструктор первого в мире электротермического двигателя и первых серийных отечественных жидкостных ракетных двигателей, Валентин Глушко слыл упрямым, целеустремленным исследователем. По воспоминаниям современников, он отличался гордостью и аристократичностью хорошо воспитанного человека.

Он посвятил бóльшую часть своей научной жизни важнейшим вопросам создания и развития реактивных двигателей. Его двигатели стоят практически на всех советских космических ракетах-носителях – от «Востоков» до «Союзов».

Глушко участвовал в создании первого спутника и ракеты, отправившей в полет на орбиту Земли первого космонавта, занимался разработкой двигателей для первой ракеты с ядерным зарядом и первых стратегических ракет.

В 1919 году Валя Глушко был зачислен в Реальное училище им. святого Павла, позже переименованное в IV профтехшколу «Металл» им. Троцкого. Окончил его в 1924 году. Сайт buran.ru сообщает, что «одновременно с учебой в училище Валентин Глушко руководил кружком общества любителей мироведения при одесском отделении его русского общества, занимался в консерватории по классу скрипки и даже был переведен в Одесскую музыкальную академию». Но не это главное в его тогдашней биографии.

Он состоял в переписке с Константином Циолковским. Валя Глушко решился обратиться к Циолковскому с просьбой выслать его труды. В своем первом послании он написал так:

«Глубокоуважаемый К.Э. Циолковский!

К Вам я обращаюсь с просьбой и буду очень благодарен, если Вы ее исполните. Эта просьба касается проекта межпланетного и межзвездного путешествия. Последнее меня интересует уже больше двух лет...»

Начатую в 1923-м переписку с основоположником современной космонавтики вел до 1930 года.

СЛЕСАРЬ ПИШЕТ КНИГУ О ПРОБЛЕМАХ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПЛАНЕТ

Кроме того, Глушко занимался сбором материалов для написания книги о межпланетных сообщениях, целью которой было доказательство необходимости завоевания мирового пространства.

По окончании профтехшколы в 1924 году он проходит практику на арматурном заводе «Электрометалл» сначала в качестве слесаря, а затем токаря, после чего получает диплом об окончании школы. В это же время он закончил работу над первой редакцией своей книги «Проблема эксплуатации планет», в газетах и журналах публикуются его научно-популярные статьи о космических полетах «Завоевание Землей Луны», «Станция вне Земли» (1924–1926 годы) и другие.

По путевке наркомпроса Украинской ССР направляется на учебу в Ленинградский государственный университет, куда прибывает в августе 1925 года, но из-за позднего приезда не успевает сдать экзамены. В результате начальный, первый курс университета был прослушан им в качестве вольнослушателя. Но в 1926-м его зачисляют на второй курс физического отделения физико-математического факультета. Параллельно с учебой он еще и трудится в качестве рабочего (сначала оптика, а затем – механика) в мастерских научного института им. Лесгафта, а в 1927-м – геодезистом Главного геодезического управления Ленинграда.

В качестве дипломной работы, состоящей из трех частей, Глушко предложил проект межпланетного корабля «Гелиоракетоплана» с электрическими ракетными двигателями. 18 апреля 1929 года третья часть, посвященная электрическому ракетному двигателю под названием «Металл как взрывчатое вещество», была сдана в отдел при комитете по делам изобретений. Этой работой заинтересовались военные. Глушко был вызван к уполномоченному комитета в Ленинграде, и ему было предложено немедленно начать экспериментальные работы по реализации этого предложения.

В мае 1929 года Глушко был зачислен в штат газодинамической лаборатории (ГДЛ) в качестве руководителя подразделения по разработке электрических и жидкостных ракет, а также ракетных двигателей. Там он разработал конструкцию и начал изготовление первого отечественного жидкостного ракетного двигателя.

СТРАШНОЕ НАЧАЛО ЕГО «КАЗАНСКОЙ БИОГРАФИИ»

Чуть позже Глушко разработал и испытал профилированное сопло, теплоизоляцию камеры ракетного двигателя, двигатели серии ОРМ: ОРМ-1 ОРМ-52, конструкции ракет серии РЛА.

В январе 1934 года Глушко был переведен в Москву и назначен начальником сектора РНИИ наркомата обороны СССР. Параллельно с работой в РНИИ он – заведующий и преподаватель реактивных курсов по переквалификации инженеров Осоавиахима. В декабре 1935 года вышла в свет книга «Ракеты, их устройство и применение» под его редакцией.

23 марта 1938 года, в период кульминации сталинских репрессий, Глушко был арестован и на основании сфабрикованного НКВД дела осужден в 1939 году на 8 лет лагерей. С этого момента и начинается его «казанская биография».

Окончание следует

Подготовил Михаил Бирин

Интересные факты жизни академика Глушко

  • Валентин Глушко увлекся астрономией в детстве. Параллельно с учебой в училище брал уроки живописи и музыки по классу скрипки сначала в Одесской консерватории (1920–1922) у профессора Столярова, а затем в Одесской музыкальной академии.
  • В тот же период вел кружок общества любителей мироведения при Одесском отделении Русского общества любителей мироведения (РОЛМ), где, в частности, проводил наблюдения Марса, Венеры, Юпитера.
  • Загорелся идеей межпланетных полетов, прочитав весной 1921 года «Из пушки на Луну» и «Вокруг Луны» Жюля Верна: «Во время их чтения захватывало дыхание, сердце колотилось, я был как в угаре и был счастлив. Стало ясно, что осуществлению этих чудесных полетов я должен посвятить всю жизнь без остатка...»
  • В школьные годы организовал у себя дома химическую лабораторию, где ставил опыты со взрывчатыми веществами, предварительно собрав о них приличную библиотеку. Кроме того, по собственным чертежам смастерил модель космической ракеты.
  • К моменту получения диплома реального училища завершил работу над первой редакцией своей книги «Проблема эксплуатации планет» (две части: «О будущем Земли» и «О будущем человечества», 203 страницы). Перечитав эту работу спустя 45 лет, говорил: «Чувство, которое я при этом испытал, это чувство глубокой благодарности к Госиздату за то, что он ее не издал».
  • К окончанию реального училища начал публиковаться в газетах и журналах с научно-популярными статьями о космических полетах — в частности, «Завоевание Землей Луны» (1924).
  • Прошел почти полугодовую практику для получения свидетельства об окончании училища, работал слесарем, а затем токарем на одесском арматурном заводе «Электрометалл».
  • В 1926 году опубликовал в журнале «Наука и техника» свою статью «Станция вне Земли» — за 35 лет до полета первой в мире орбитальной станции «Салют». В статье предугадал программу будущих полетов и назначение подобных станций: «...Не только астрономия и метеорология обогатятся ценнейшими вкладами и широчайшими горизонтами новых исследований. В таком же положении окажутся все естественные науки».
  • В 1929 году в качестве дипломной работы в ЛГУ предложил проект межпланетного корабля с электрическими ракетными двигателями. Работа состояла из трех частей, причем последняя, посвященная непосредственно электрическому ракетному двигателю, 18 апреля 1929 года была сдана в Комитет по делам изобретений.
  • Устроившись по окончании университета в Газодинамическую лабораторию (ГДЛ), предложил создать подразделение для разработки электротермических и жидкостных ракетных двигателей, руководителем которого в итоге и стал.
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (7) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    2.09.2018 10:11

    В лучших традициях заинтриговали, пожалуйста опубликуйте сразу вторую часть, как глоток свежего воздуха

  • Анонимно
    2.09.2018 10:17

    О роли личности в истории страны и республики... Улицу Глушко и Проспект Камалеева.... Куда уж академику до самого Камалеева...

  • mad big
    2.09.2018 13:11

    ГИРД - расшифровывали как группа инженеров работающих даром сами энтузиасты.

  • Анонимно
    2.09.2018 18:04

    Хотя о Глушко написаны и перписана груда книг и статей,в том казанских историков, но хорошо, что еще раз
    напомнили об этом корифее. Замечу, только ,что его плохие личные отношени с Королевым ,впоследствии, сыграли негатиивную роль в развититии нашей космонавтиви,хотя,пока оба находились в казанской авиационной шарашке, отношения были нормальные.

  • Анонимно
    2.09.2018 20:49

    Спасибо, БО, очень интересно было прочитать.

  • Анонимно
    3.09.2018 12:57

    Многие уже не знают Глушко, особенно это касается подрастающего поколения. Кино бы сняли что-ли.

  • Анонимно
    4.09.2018 09:44

    Был фильм про Королева, так там он вроде бы Королева оговорил.....

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Подпишись на нас в Zen