Машиностроение 
10.09.2018

Пустовгаров откупоривает шампанское: санавиация заказала 104 «Ансата»

Анатолий Сердюков и Николай Колесов показали КВЗ свет в конце тоннеля. Но надолго ли?

Невероятный по количеству машин контракт привез с завершившегося в субботу в Геленджике «Гидроавиасалона-2018» Казанский вертолетный завод — сразу 104 «Ансата». В условиях охватившего завод кризиса, одним из последствий которого стал переход на четырехдневку, они видятся спасением, хоть и временным. При этом, как выяснил «БИЗНЕС Online», попытка «обобрать» КВЗ, вынеся самую «вкусную» часть работ на предприятия Колесова, отбита.

Невероятный по количеству машин контракт получил КВЗ – сразу 104 «Ансата» Невероятный по количеству машин контракт получил КВЗ – сразу 104 «Ансата» Фото: «БИЗНЕС Online»

ПУТИН ОДОБРИЛ

Оптимистичная для КВЗ новость пришла с «Гидроавиасалона-2018» в Геленджике: «Ростех» и национальная служба санитарной авиации (НССА) подписали контракт на поставку 150 вертолетов и 104 из них – «Ансаты» (остальные – улан-удэнские Ми-8АМТ). Добавим, что среди подписавших нынешний контракт есть еще одна сторона – ООО «Авиакапитал-Сервис», которое, собственно, и будет закупать вертолеты и передавать их НССА в финансовый лизинг на 15 лет.

Напомним, в октябре 2016 года, когда премьер-министр РФ Дмитрий Медведев утвердил паспорт приоритетного проекта «Обеспечение своевременности оказания экстренной медицинской помощи гражданам, проживающим в труднодоступных районах РФ». 34 регионам выделялись деньги (10 млрд рублей до 2020 года) на закупку услуг санавиации. При этом регионы могут покупать только вертолеты отечественного производства, сделанные после 2014 года и оснащенные медицинским модулем.

Но через год «Ростех» в лице руководителя своего авиастроительного кластера, экс-министра обороны РФ Анатолия Сердюкова, выступил с инициативой, как подчеркивается на сайте госкорпорации, меняющей подход к реализации этого проекта.

По идее «Ростеха», в стране должен быть определен единый федеральный оператор услуг, что позволит сформировать полноценный парк авиационных судов, а также создать необходимую авиационную и цифровую инфраструктуру. Это повысит качество медицинской помощи, снизит нагрузку на федеральный бюджет за счет унификации расценок и подходов. Госкорпорация предложила при помощи инфраструктурной ипотеки привлечь около 35,5 млрд рублей из внебюджетных источников и направить эти средства на создание в 2018–2021 годах парка воздушных судов, а также необходимой инфраструктуры в 1,5 тыс. учреждений здравоохранения, а также IТ-системы и центра управления полетами. Вернуть вложения инвесторы должны в 2021–2035 годах за счет оплаты оказанных гражданам услуг фондом обязательного медицинского страхования (ФОМС). Также для этой цели всем субъектам Федерации предлагается выделить из бюджета субсидии. Эксперты полагают, что услуги санитарной авиации будут востребованы долгие годы, что делает проект привлекательным для потенциальных инвесторов.

Услуги санитарной авиации будут востребованы долгие годы, что делает проект привлекательным для потенциальных инвесторов Услуги санитарной авиации будут востребованы долгие годы, что делает проект привлекательным для потенциальных инвесторов Фото: «БИЗНЕС Online»

29 января этого года «Ростех» получил согласие президента РФ Владимира Путина на создание единого оператора авиационных работ для оказания скорой экстренной медицинской помощи по всей России.

С «РЫЧАГОМ» НАПЕРЕВЕС

Единственным исполнителем авиационных работ назначена созданная специально под проект НССА. Что интересно, частью этой компании владеют казанские структуры, близкие к генеральному директору АО «Концерн „Радиоэлектронные технологии“» Николаю Колесову. 75% НССА принадлежит петербургскому фонду развития санитарной авиации, а 25% — казанскому АО «Рычаг», 75,2% капитала которого владеет ОАО «Радиоприборснаб», единственным акционером последнего выступает КРЭТ. А по 12,4% капитала «Рычага» владеют входящее в личную бизнес-империю Колесова АО «КОМЗ» и родственное заводу АО «КОМЗ-Байгыш».

„Рычаг“ находится на территории КОМЗа и выполняет крупные заказы по тематике радиоэлектронной борьбы «Рычаг» находится на территории КОМЗа и выполняет крупные заказы по тематике радиоэлектронной борьбы / Фото: «БИЗНЕС Online»

«Рычаг» находится на территории КОМЗа и выполняет крупные заказы по тематике радиоэлектронной борьбы (РЭБ), в частности оснащает вертолеты Ми-8 системой РЭБ «Рычаг». Но, как выяснилось в нынешнем июне, вертолетные планы «Рычага» оказались куда масштабнее. Как сообщал «БИЗНЕС Online» источник в авиапроме, у «Ростеха» появилась идея покупать у КВЗ «зеленый» летающий «Ансат» и наполнять его медицинским оборудованием. Исполнителем работы был назначен именно «Рычаг». Более того, по нашим данным, участие «Рычага» в «Ансате» могло не ограничиться одним только «навешиванием» медицинского модуля: туда могли отдать и работу по оборудованию вертолетов авионикой. Для этого «Рычаг» активно переманивал специалистов КВЗ и создавал свой летно-испытательный комплекс. Так что, КВЗ оставалось лишь поставлять новым коллегам корпус с двигателями.

Но сегодня, по нашим данным, от этой идеи отказались, хотя, по имеющейся информации, «Рычаг» и получил требующийся для такого рода производств сертификат разработчика вертолетной техники. Есть ли у компании сертификат производителя, неизвестно. И, вероятнее всего, «Рычаг» не смог получить у КВЗ документацию на «Ансат»: ее передача означала бы для завода, по сути, передачу прав на сам вертолет в чужие руки. Не исключено, что вопрос с «Рычагом» был решен на июльском совещании, в котором участвовали президент РТ Рустам Минниханов, генеральный директор «Вертолетов России» Андрей Богинский, Колесов, Сердюков.

Не исключено, что вопрос с „Рычагом“ был решен на июльском совещании, в котором участвовали Минниханов, Богинский, Колесов и Сердюков Не исключено, что вопрос с «Рычагом» был решен на июльском совещании, в котором участвовали Минниханов, Богинский, Колесов и Сердюков Фото: tatarstan.ru

«И в целом наладить, по сути, новое вертолетное производство – почти неподъемная задача, – говорит источник „БИЗНЕС Online“ в вертолетостроении. – Куда проще было заполучить КВЗ», – намекнул он на попытки Колесова посадить в гендиректорское кресло КВЗ своего человека – тогдашнего гендиректора КОМЗа Сергея Раковца. К слову, еще новость – он назначен генеральным директором АО «Раменское приборостроительное конструкторское бюро», которое, как проектировщик авионики, участвовало в вышеупомянутой схеме «отъема» «Ансата» у КВЗ.

«ДЛЯ УСТОЙЧИВОСТИ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ НЕДОСТАТОЧНО ОДНОЙ ОПОРЫ»

Как будет распределено по годам изготовление законтрактованных вчера «Ансатов», пока непонятно. Но еще до подписания контракта Богинский рассказывал «Коммерсанту», что они должны быть выпущены до конца 2020 года. Причем нынешние 104 машины могут оказаться только началом, ведь в «Вертолетах России» не раз намекали, что определенные упомянутым выше медведевским приоритетным проектом 34 субъекта — это мало: санавиация должна работать во всех субъектах Федерации, а в целом России нужны до 350 медвертолетов.

Юрий Пустовгаров: «Вопрос стоит так: либо себестоимость такая, какая устраивает государство, либо этих вертолетов никто не заказывает...» Юрий Пустовгаров: «Вопрос стоит так: либо себестоимость такая, какая устраивает государство, либо этих вертолетов никто не заказывает...» Фото: «БИЗНЕС Online»

Спасение ли для находящегося в критической ситуации и перешедшего на четырехдневку КВЗ подмога из 104 «Ансатов»? Скорее это временная передышка для приятия руководством предприятия и «Вертолетов России» более весомых стратегических и конструкторских решений. Почему? Да, загрузка предприятию обеспечена, но, как рассказывал «БИЗНЕС Online» управляющий директор завода Юрий Пустовгаров, вопрос жизни и смерти — снизить себестоимость «Ансата»: «Вопрос стоит так: либо себестоимость такая, какая устраивает государство, либо этих вертолетов никто не заказывает... Причем мы не можем поднять цену на медицинский „Ансат“ — только изыскать внутренние резервы».

Главному до сего дня заказчику «Ансатов» — Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) эти машины продают с серьезной скидкой, по 222 млн рублей (изначальная стоимость – 272 млн). Есть основания полагать, что это граница, ниже которой падать уже некуда и вряд ли цена для НССА будет отличаться в лучшую для КВЗ сторону, то есть речь идет примерно о 23 млрд рублей за все 104 машины. К тому же, по данным источника «БИЗНЕС Online», у КВЗ все-таки отняли часть работы – он будет передавать НССА вертолеты с пустым пассажирским салоном, то есть без медицинского модуля и оборудования... Таким образом, серьезной прибыли заводу от этого контракта ожидать не приходится. Не будет ее и от нового продукта КВЗ – Ми-38: машина дорога и, по сути, конкурирует с более дешевым Ми-8/17. «Нынешний заказ — не манна небесная, скорее долгая (непонятно в какие сроки) и серьезная дорога, которую предстоит пройти, — отметил в беде с „БИЗНЕС Online“ старший научный сотрудник Академии им. Жуковского, эксперт по вертолетной тематике Евгений Матвеев. — Для устойчивости производителя недостаточно одной опоры: КВЗ нельзя потерять „восьмерку“ — курицу, которая несет золотые яйца. Надежды на заказы Ми-8/17 есть, однако мир вертолетов уже не будет прежним: рынки рушатся, наши позиции сокращаются, возможности для маневра сужаются».

Безусловно, радует то, что «Ансат» пошел в массовое производство. Как подсчитали авторы блога bmpd (центр анализа стратегий и технологий) на сегодня построено 80 «Ансатов» всех модификаций. Также, по известным данным, есть контракты на 12 машин для ГТЛК и 8 для Китая. Летчики отзываются о машине положительно. «Хороший вертолет, только бы дальность полета увеличить, — рассказал „БИЗНЕС Online“ пилот-инструктор АО „Русские вертолетные системы“ Георгий Абовян, который налетал на „Ансате“ около 300 часов. — На заводе сейчас доработки ведутся, недавно представили прототип модернизированного „Ансата“, но когда он пойдет в серию? И сопровождает завод машину неплохо — вопросы старается решать оперативно». Матвеев же отметил два проблемных момента — высокие расходы на эксплуатацию и канадские двигатели. Но, констатировал он, «пока машины новые, об этом не задумываются».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (35) Обновить комментарииОбновить комментарии
Оптимист
10.09.2018 08:33

Все эти заводы, КВЗ, КАЗ и другие мощные заводы строились с расчетом на рынок сбыта СССР +СЭВ и прочие сателлиты
Это территории примерно с населением 400-600 миллионов человек
Теперь зона влияния России ужалась до территории 140 -170 млн человек
Тут 2 варианта
Либо кардинально сокращать прозводственные мощности либо силовым и дипломатическим путем увеличивать рынки сбыта
Надеется на конкурентноспобность наших машин наивно, инженерная школа к сожалению утеряна

  • Анонимно
    10.09.2018 08:17

    сначала под капиталиста делали,а теперь государству этот летающий гроб втюхали.

  • Анонимно
    10.09.2018 08:27

    А без госзаказа завод не может никак? Ручная искусственная экономика.
    Как сказал Делягин про нашу экономику: Бобик сдох.

    • Анонимно
      10.09.2018 08:57

      Во всем мире так, просто Вам и нам лапшу про, якобы рынок, вешают.

  • Оптимист
    10.09.2018 08:33

    Все эти заводы, КВЗ, КАЗ и другие мощные заводы строились с расчетом на рынок сбыта СССР +СЭВ и прочие сателлиты
    Это территории примерно с населением 400-600 миллионов человек
    Теперь зона влияния России ужалась до территории 140 -170 млн человек
    Тут 2 варианта
    Либо кардинально сокращать прозводственные мощности либо силовым и дипломатическим путем увеличивать рынки сбыта
    Надеется на конкурентноспобность наших машин наивно, инженерная школа к сожалению утеряна

    • Анонимно
      10.09.2018 09:05

      Про силовые и дипломатические пути вы так юморите?

    • Буре
      10.09.2018 09:13

      И Камаз из той же серии
      Все советские гиганты не расчитаны на мелкоштучные производства, умирают
      Политика это сконцентрированная экономика
      Слабая политика привела к потере рынков сбыта

    • ПанАлекс
      10.09.2018 12:53

      Не до 140-170 а до 50 миллионов (это про изменение размера "рынка сбыта"). Не забывайте, что сотни импортных вертолетов, типа "Робинсонов" покупает "елита" и разные организации для руководства. Госкомпании покупать Ансаты для руководства заставить не получается!

      • Анонимно
        10.09.2018 21:47

        Робинсоны двухлопастная дешевка, причем очень опасная. Ансат на порядок лучше.

      • Анонимно
        10.09.2018 22:29

        Не разбираешься, не пиши

        • Анонимно
          10.09.2018 22:55

          По числу катастроф Робинсон в передовиках. Ибо двухлопастной. Во Вьетнаме только по официальным данным более 50 двухлопастных вертолетов Bell разбились из-за порока двухлопастной конструкции. При отрицательной перегрузке, при падении оборотов ниже критических - предпосылки к удару по хвостовой балке. При пониженной пергрузке может быть удар по упорам лопасти - mast bumping.

    • Анонимно
      10.09.2018 21:44

      Если бы "школа сдохла", то ничего бы не обсуждали сейчас.

  • Анонимно
    10.09.2018 08:56

    Цена высчитана на ансат удивительно точно и одновременно просто.Есть негласная формула-"1 тонна авиатехники стоит 1 млн долларов". Поскольку это цена внешнего рынка КВЗ должен радоваться ей.У меня вопрос,а как двигатели PW поставляться будут в связи с санкциями?

  • Анонимно
    10.09.2018 09:47

    Сдается мне что в выигрыше УУДе. Файда с 44 Ми8 больше чем с 104 Ансат.

  • Анонимно
    10.09.2018 10:01

    А Канада продаст им движки?

  • Анонимно
    10.09.2018 10:04

    Хорошо что хоть здесь есть крупные заказы.

  • Анонимно
    10.09.2018 10:22

    Мотор - сердце вертолета. А оно оказывается американское !!!
    Это позор !!!

    • Анонимно
      10.09.2018 11:40

      КМПО не способно даже детали к вертолету сделать, не то что целый двигатель

      • Анонимно
        10.09.2018 15:22

        Так Россия в целом не может сделать двигатель. Такая политика государства.

      • Анонимно
        11.09.2018 09:05

        КМПО было готово (подписано лицензионное соглашение, изучена документация, предварительно разработан план подготовки производства, специалисты выезжали к разработчику, изучали на месте технологии) производить двигатель МС-500В для вертолета "Ансат".
        Вся работа пошла прахом после того как местные и КВЗ выступили против освоения этого двигателя.
        Если бы он был освоен в КМПО, то заказ более чем сотни вертолетов дал бы более сотни новых рабочих мест, позволил поставлять вертолет в Минобороны.

        • Анонимно
          11.09.2018 09:54

          Остается порадоваться за канадцев, которым подарили заказ на двигатели для 140 вертолетов (!!!!!!) , не считая двигателей в ремонтный фонд.
          Слава тем, кто не разрешил КМПО осваивать двигатель для ансата...

        • Анонимно
          11.09.2018 10:20

          Во-первых МС-500В это двигатель Украинского "Мотор-Сич". Во-вторых "Мотор-Сич" предлагал освоить на КМПО только часть двигателя и его сборку, с последующей приделкой шильдика "КМПО-Мотор-Сич". Кроме этого "Мотор-Сич" были категорически не согласны передавать полный комплект документации на двигатель, опасаясь, что получив его от сотрудничества с ними откажутся. Кроме этого Российское АО "Климов" заявил, что у него есть аналог МС-500, а именно ВК-800. Так что исходя из всех этих соображений и было принято решение. Правильное оно или нет -это другой вопрос.

          • Анонимно
            11.09.2018 10:53

            Двигатели украинского "Мотор-Сич" установлены на самолетах Руслан, Мрия, Бе-200, вертолетах Ми-8, Ми-17, Ка-226, и еще на более чем 20-ти летательных аппаратах. Везде они работают хорошо. "Мотор-Сич" действительно хотел участвовать в выпуске двигателя совместно с КМПО. Чего здесь криминального? Зачем семь лет тому назад надо было иметь полный комплект документации?
            Но двигатель, собранный в КМПО с поставкой комплектующих от "Мотор-Сича" и принятый приемкой давал право поставлять "Ансат" в Минобороны, которого сейчас нет и не будет, потому что двигатель ВК-800, заявленный Климовым в 2002 году, до сих находится в стадии исследований и не перешел в стадию опытной отработки.
            Причины запрета освоения в КМПО имеют личностный характер, и как итог - два предприятия лишились как минимум заказа на десяток миллиардов в год!!!!

            • Анонимно
              11.09.2018 12:01

              О качестве изделий "Мотор-Сич" ни кто и не спорит. Они проверены временем и эксплуатацией!

    • Анонимно
      10.09.2018 12:55

      Так его и проектировали под Пратт энд Уитни. А ставить на мелкие вертолеты своего нечего, не ГТД-350 же.

    • Анонимно
      10.09.2018 18:04

      Азат Д

      Так наши постоянно копировали. Начиная с БМВ и Испано сюиза, всякие Ролс ройс на Миг 15

  • Анонимно
    10.09.2018 11:49

    отлично что получили заказ и может закончится четырехдневка.

  • Анонимно
    10.09.2018 13:06

    реальная цена покупки сущ ниже, перепродажа будет с двойной наценкой. Это уголовщина и монополия. Кто за этим стоит вы знаете

  • Анонимно
    10.09.2018 15:31

    Рад за коллектив Вертолётного! АНСАТ - инженерное детище КВЗ и получился Он на славу! Наконец то заметили это и в России! Новое руководство держит правильный курс и дай Вам Бог успеха !

  • Анонимно
    10.09.2018 15:49

    пора бы начать придумывать для Ансата двигатель.
    точнее пора бы его уже ставить начать.
    а то в таких условиях прикрыть лавочку могут в любой момент.

    • Анонимно
      10.09.2018 16:31

      школа конструкторов была в Самаре, сейчас ее нет. Это были разработчики.

  • Анонимно
    10.09.2018 18:35

    В чём радость то?
    С помощью админресурса сделали заказ,в чём заслуга?

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Подпишись на нас в Zen