Общество 
10.09.2018

«Ак Барс» знал, что по посещаемости будет провал. И ничего не сделал

Кубок Гагарина не помог — чемпионы в аутсайдерах по заполняемости арены

5088 зрителей — средняя посещаемость последних трех матчей «Ак Барса», что меньше 60% от общей вместимости «Татнефть Арены» (8890 зрителей). Клуб не смог в полном объеме капитализировать триумф в Кубке Гагарина. На старте сезона по проценту заполняемости арены казанцы уступают только «Сочи», клубу, созданному после Олимпиады, и московскому «Динамо», которое в прошлом году даже не попало в плей-офф. В чем же причины столь неудачного маркетингового старта «Ак Барса»?

Трибуны «Татнефть Арены» в первом периоде матча «Ак Барса» с минским «Динамо» Трибуны «Татнефть Арены» в первом периоде матча «Ак Барса» с минским «Динамо» Фото: Ирина Ерохина

ХУДШИЙ ЧЕМПИОН ПО ПОСЕЩАЕМОСТИ

Хуже, чем на «Ак Барс» в этом сентябре, за последние 10 лет на старте первого после чемпионства сезона ходили только на одного обладателя Кубка Гагарина – московское «Динамо» в 2012 и 2013 годах и на сам «Ак Барс» в 2009 и 2010 годах. У «барсов» сейчас посещаемость около 6 тыс., а если оставить матч-открытие сезона со СКА, то показатель становится совсем неприличным – всего 5088 человек в среднем на матче. Если брать общую посещаемость старта КХЛ, то только два клуба показали худший процент заполняемости арены – это московское «Динамо» (пропустили плей-офф в прошлом году) и ХК «Сочи» (вылет в первом раунде). Так себе компания для действующего чемпиона лиги с бюджетом в несколько миллиардов рублей.

Благодаря двум победам десятилетней давности казанцы могли неправильно оценить ситуацию. В 2009 и 2010 годах цифры были еще хуже нынешних – 5234 и 5361 в среднем на матчах первой домашней серии. И обратите внимание на показатели посещаемости по итогам сезона. Двукратный обладатель Кубка Гагарина не собирал в среднем и 5 тыс. человек. Возможно, поэтому в клубе не обратили внимания на снижение интереса публики, в то время цифры старта, наоборот, были выше средних по сезону, и казалось, что внимание аудитории к команде больше, чем обычно. 

Чтобы увеличить, нажмите

В провале «Ак Барс» – а иначе такую посещаемость нельзя назвать – может винить только самого себя. Если бы не игра с «Барысом» в пятницу, то старт сезона вообще мог стать худшим за последние четыре года с точки зрения посещаемости. Говорят, что на этот матч клуб выпустил небывалое количество бесплатных билетов. Фактов, подтверждающих слухи, у редакции нет. Никаких серьезных внешних факторов для столь плохих цифр не было: сезон стартовал в сентябре, матчи проходили в будни и в отличную погоду, конкуренции с другими видами спорта не было. Внешняя ситуация даже наоборот была благоприятной – всего несколько месяцев после триумфа в Кубке, открытие делового сезона и толпы студентов и школьников, вернувшихся в Казань после каникул.

Чтобы увеличить, нажмите

Любимое оправдание в клубном офисе – слабые соперники. Возможно, минское «Динамо» и «Витязь», с которыми пришлось играть второй и третий матч сезона, не те команды, на которые хочется приходить. По этой же логике получается, что это «Ак Барс» – не та команда, на которую ходят, и нужен сильный соперник? Довод разбивается еще и цифрами 2016 года. «Барсы» начинали сезон в августе и принимали «Слован», «Медвешчак» и «Нефтехимик», который был тогда записным лузером, и собрали по нынешним меркам выдающиеся цифры – 6774 зрителя в среднем на серии, что в итоге больше средней сезонной посещаемости.

Можно допустить, что на настроение аудитории повлияло безвольное поражение от СКА в первом матче. После 1:6 и слов Зинэтулы Билялетдинова о том, что нужно будет болельщикам потерпеть (так себе помощь маркетингу), любители хоккея решили, что положительных эмоций игра «Ак Барса» на старте чемпионата им не принесет, и остались дома. Кстати, в 2015 года команда Билялетдинова также проиграла первый матч сезона, и не обычному сопернику, а «Салавату», потом влетела минскому «Динамо», но все равно зрителей на трибунах в последующих матча было больше, чем сейчас. На этом с субъективными факторами плохой посещаемости можно закончить.

ЧТО КЛУБ СДЕЛАЛ

Давайте теперь пройдемся по тому, как «Ак Барс» провел лето и что сделал клуб, чтобы привлечь зрителей на первые матчи чемпионата.

Фото: официальный сайт ХК «Ак Барс», https://www.ak-bars.ru/ Фотография кубка на тракторе в Дюм-Дюме уже в истории КХЛ
Фото: официальный сайт ХК «Ак Барс»

1. «Ак Барс» отправил Кубок Гагарина в огромное турне – трофей побывал в программе «Вечерний Ургант», Праге (туда возил его Иржи Секач), в финском городе Оулу (родина Атте Охтамаа), в шведском Сундсвалле (город Антона Ландера), Нижнем Новгороде (Алексей Потапов), Ярославле (Михаил Сидоров), Орске (Михаил Глухов), в Татарском Дюм-Дюме (Данис Зарипов привез чашу в свою дорогую деревню около Елабуги уже в пятый раз), Сабантуе в деревне Эмиля Гарипова и субботнике в парке им. Горького. Клуб свозил Кубок во все вузы Казани, Александр Бурмистров помыл его в бане, была выставка трофея в Меге и на главной площади Альметьевска, в конце августа трофей прокатили еще и на нефтяную вышку. Самая классная и масштабная акция «Ак Барса» за последние годы. Фотография у фонтана с ребенком из Альметьевска и на тракторе в Дюм-Дюме уже в истории КХЛ. Это лето, наверное, было лучшим в истории Кубка. 

Теперь вопрос – был ли Кубок Гагарина в Зеленодольске, Набережных Челнах, условном Кукморе или Буинске? Столица Чехии – это круто, но чем она дороже райцентров республики, где живут тысячи болельщиков? Победу «Ак Барса» подавали как успех всего Татарстана, а вышло, что главный символ триумфа показали только Казани и Альметьевску, да и то из-за того, что там находится офис «Татнефти», который в последнее время активно живет делами клуба, потому поездка на юго-восток республики была обусловлена еще и политической целесообразностью. Клуб не смог в должной мере воспользоваться возможностью расширить свою аудиторию внутри региона. Удивительно, что никто не догадался провезти Кубок по окрестностям Казани и организовать продажу атрибутики и билетов на первые домашние матчи, тем более что календарь чемпионата уже был опубликован в начале июля и на все это было два месяца.

Презентация команды за три дня до начала чемпионата вышла грандиознойФото: Сергей Елагин

2. Клуб провел шикарную презентацию команды. Представление новичков за три дня до начала чемпионата вышло грандиозным, в последние несколько лет «Ак Барс» копировал сам себя, но в этом году смог удивить даже самых бывалых зрителей. Живой коридор на выходе игроков – это медаль маркетологам клуба за выдумку. Нет сомнений, что мероприятие помогло заполнить трибуны на первом матче сезона. Тут «барсы» качественно сработали с уже лояльной клубу аудиторией, на презентацию пришли те, кто следит за командой достаточно давно.


3. Клуб запустил рекламную акцию #АйдаПовторим 
и втянул в нее Рустама Минниханова. Неплохое продолжение успешной находки прошлого сезона. Хештег #Айда – это лучшая рекламная акция в истории клуба, никогда ранее в «Ак Барсе» не было такого масштабного проекта, который пронизывал бы все активности сезона.

Но и тут есть вопросы. Почему клуб забыл о том, что одними роликами (реклама с рефреном «Арена шумит» отличная) и тэгам трибуны не заполнить. Рекламы в интернете нет, на ТV используются только профильные СМИ и, что важно, нет активаций под конкретного соперника. На игру со СКА никого особенно приглашать не нужно, а вот под матч с «Барысом» или Минском стоит что-то придумывать и заморачиваться. В клубе недооценивают значение вау-эффекта, который особенно важен на старте сезона. Если сейчас в сознании публики появится стереотип, что на «Ак Барс» никто толком не ходит, атмосфера на матчах так себе и нужно ходить на хоккей только в плей-офф, то цифры по итогам сезона могут неприятно шокировать. И заветная отметка в 7 тыс. зрителей (гроссмейстерский результат для нынешних реалий КХЛ) в среднем на матче вновь не будет достигнута.

Пожалуй, все. Еще «Ак Барс» провел чемпионский парад, но казус с концертом переносит это мероприятие в разряд «для внутреннего пользования», презентацию команды можно считать компенсацией за фейл с тусовкой на площади Тысячелетия.

. «Арена шумит» – это не про «Ак Барс» 
Фото: Сергей Елагин

ЧЕГО КЛУБ НЕ СДЕЛАЛ, ХОТЯ МОГ

Чемпионство традиционно создает внутри любого, даже самого выстроенного и солидного, клуба ситуацию, когда каждый менеджер начинает свято верить в свою непогрешимость, болезненно уверяться в своей безапелляционной правоте и останавливается в развитии. Занимательный факт, доказывающий тезис: «Ак Барс» 2010 года – самый непосещаемый действующий чемпион в истории КХЛ. Вряд ли кто сможет побить этот антирекорд. Второе чемпионство подряд заставило клубный офис улететь к облакам, и результатом эйфории стали долгие 8 лет без больших побед и метаний из стороны в сторону в поисках своего некогда потерянного пути. Важно, чтобы эта история не повторилась.

1. «Ак Барс» почему-то не стал никак выделять свою победу в Кубке в «Татнефть Арене». Если вы приведете на хоккей человека, который ранее ничего не слышал про КХЛ, то он не сможет понять, что «Ак Барс» выиграл Кубок Гагарина этой весной. На арене ничто об этом не говорит. Поднять чемпионский стяг на глазах у боссов лиги и хоккеистов СКА – это было бы особым удовольствием. Клуб или пожалел денег на чемпионский баннер, или не догадался, что можно сделать неплохую активность в честь весенней победы. Места под сводами арены есть. Кстати, неплохо было бы отметить и прошлые чемпионства стягами, как это делают в НХЛ или даже баскетбольном УНИКСе.

На форме клуба также ничто не говорит о чемпионском статусе.

2. «Ак Барс» за июль и август не провел ни одной активности с хоккеистами в Казани, кроме презентации команды и благотворительного матча с «Нефтехимиком». Матч с соседями должен был пройти в Нижнекамске, но там не успели заменить борта, так что можно считать эту активность форс-мажором. Открытых тренировок для болельщиков не было, вылазок в город не было, хотя клуб часть сборов провел в Казани. Зарипов сходил в ДРКБ к больным детям, но это мероприятие не хочется называть маркетинговым событием. Летом клуб проспал.

Или вот ближайший пример. Последний матч клуб провел 8 сентября, следующая игра на выезде – 12 сентября. И никакой активности, хотя в субботу и большую часть воскресенья была прекрасная погода, которая давала кучу возможностей для акций на улицах городах.

3. «Ак Барс» никак не использовал чемпионат мира по футболу, и толпы иностранцев так и не узнали, что в Казани самый крутой клуб играет в хоккей, а не футбол. Возможностей было миллион. В Вильнюсе как-то выставляли на лето каток в самом центре города – что мешало «барсам» сделать то же самое в центре Казани и показать зиму латиноамериканцам, немцам и французам?

4. «Ак Барс» никак не работает с окрестными городам. Шаттлы в Зеленодольск или Высокую Гору для болельщиков из этих городов? Слишком сложно, снобизм чемпионов не позволяет им смотреть за пределы Казани.

5. Где вирусный контент? Как уже говорилось выше, отличный ролик «Арена шумит» вышел безличным и никак не привязан к конкретному матчу, он просто приглашает на хоккей, и не важно, на какую именно игру. Безусловно, после такой рекламы человек пойдет смотреть вывеску и выбирать наиболее яркую, которая и без того вызовет интерес. Мне совершенно непонятна логика производства обзора матчей клубным ТV. В «Ак Барсе» напрягаются, делают самостоятельную нарезку лучших эпизодов игры и публикуют ее где-то через 16–18 часов после окончания встречи. Зачем? Содержательно обзор ничем не отличается от того, что мгновенно публикует сайт КХЛ, более того, он даже уступает ему в информативности. На сайте КХЛ есть информация о счете и времени, а в ролике клуба вообще какое-то постмодернистское повествование. Может, стоит тратить силы на что-то, что может привлечь зрителя на будущий матч, расширить аудиторию, а не заморачиваться сложным монтажом и съемкой вторичного контента? К тому же просмотры видео на YouTube красноречивее любой аналитики. 


Летом эпизодически были неплохие зарисовки от Сергея Малимонова. Публика, к примеру, активно обсуждала видео с тренировки команды, которую Билялетдинов провел с микрофоном на куртке. Почему же все это прекратилось, стоило начаться сезону?  

6. «Ак Барс» никак не использует контекстную рекламу и рекламу в соцсетях. Наверное, экономят. Добавить что-то тут нечего.

Так, недавно на глаза попалась реклама СКА в ВК, которая предлагала вступить в группу питерского клуба. Она буквально преследовала. Стоит ли удивляться, что СКА – самый популярный клуб в России, если даже до Казани добралась их реклама. «Рубин», например, не дает забыть о своих матчах с помощью Google. Если ввести в поисковике название клуба, то первым делом браузер покажет расписание матчей. Так я знаю, что в Казани они играют 30 сентября.

В Казани публике нужны звезды, а клуб с бюджетом в миллиарды рублей должен эти звезды зажигать. Максимум, что есть сейчас, – это появление Зарипова на типовых афишахФото: Сергей Елагин

7. Зарипов больше не звезда? «Ак Барс» опять, как и в старые времена, закапывает в пыль повседневности бриллиант популярности Зарипова. Отсутствует программа маркетинговой активации вокруг главной звезды в современной истории клуба. К тому же Зарипов сейчас показывает лучший хоккей в команде. Принцип «команда-звезда, а не команда звезд» отлично подходит для небогатых клубов из небольших городов, где два с половиной кинотеатра и один ресторан, который принято считать приличным. В Казани публике нужны звезды, а клуб с бюджетом в миллиарды рублей должен эти звезды зажигать или же греться в лучах тех, что уже есть в команде. Максимум, что есть сейчас, – это появление Зарипова на типовых афишах к матчу, где меняется только время и логотип соперника.

Это только малая, можно даже сказать самая банальная, часть активностей, которые мог реализовать «Ак Барс». Возможностей сработать с публикой, чтобы она толпилась у касс или хотя бы показала приличные цифры посещаемости, было множество. Вполне вероятно, если бы не было выдающего успеха в апреле, то клуб вел бы себя иначе и смог собрать зрителей на трибунах. Ближайшая домашняя серия обещает быть не менее сложной: вновь четыре матча подряд, в соперниках – команды с Дальнего Востока и «Сибирь». Если «Ак Барс» не проснется от чемпионской дремы, то цифры могут быть еще хуже, чем были в первую неделю нового сезона КХЛ. Тогда вполне могут последовать и административные решения внутри клуба.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (44) Обновить комментарииОбновить комментарии
Псевдоним
10.09.2018 08:33

Просто народ поумнел и перестал ходит на зрелища, на которых зарабатывают другие.

  • Анонимно
    10.09.2018 08:33

    поставьте вопрос-что интереснее смотреть-матчи НХЛ или КХЛ и куда вам хотелось бы пойти?.
    НХЛ- это шоу, театрализованное действие,КХЛ -голый прагматизм, и катание на удержание счета...вот и вся разница для зрителя

    • Анонимно
      10.09.2018 10:02

      Зачем им напрягаться. Татнефть платит за все и всем. Весь этот спорт только для спортсменов и менеджеров, а не зрителей. За рубежом это бизнес, у нас псевдобюджетная задача.

      • Анонимно
        10.09.2018 14:31

        Татнефть вроде частная организация может хоть пустые трибуны оплачивать.

    • Анонимно
      10.09.2018 13:27

      Вот когда у нас будет спорт на самоокупаемости, тогда спортсмены будут биться за свою зарплату. Вот тогда народ и пойдет и на хоккей и на футбол. И вообще работать надо с болельщиками круглосуточно и 365 дней в году.

  • Псевдоним
    10.09.2018 08:33

    Просто народ поумнел и перестал ходит на зрелища, на которых зарабатывают другие.

  • Анонимно
    10.09.2018 08:44

    Давний "друг" Барсов...

  • Анонимно
    10.09.2018 08:48

    Возьмите Шамилова в клуб - столько идей у него, сразу посещаемость повысится!

    • Анонимно
      10.09.2018 12:34

      Своих идей у него ни когда не было. Он может только категорично критиковать. Это удел самоуверенных, но глупых людей. Максимум на что он способен, выдывать за свои идеи, "инструменты" для привлечения зрителей используюшихся в других командах, в частности СКА. Статью не читал. Статьи ограниченного автора где красной нитью проходит две мысли "ЗХБ вовсемвиноватвсегдаивезде", "вывседуракияодинумный", перестали вызывать интерес

    • Анонимно
      10.09.2018 14:05

      А ещё в Рубин. Причём и директором, и главным тренером. Вооот попрет все сразу

    • Нет, спасибо!

  • Анонимно
    10.09.2018 08:52

    Прибыль от продажи билетов в Ак Барсе волнует ген менеджера? Нет у него такой функции, на этом клуб не зарабатывает.

  • Анонимно
    10.09.2018 08:53

    Да кому все это нужно...кому ? условий нет даже авто поставить...дикость..забудьте навсегда свои игрульки..

  • Анонимно
    10.09.2018 08:55

    Кто хочет смотреть на АБ проигрывающей на своей площадке "Витязю" Белова. А разгромное поражение от СКА, это просто издевательство.

  • Анонимно
    10.09.2018 08:58

    Хитрый татарин...ничего делать не буду, а вы просто приходите и платите..колхоз...поучитесь у запада как нужно привлекать КЛИЕНТОВ...именно клиентов...РАботать надо...доказывать, что они лучшие и тп....а то думали построим стадион и все попрет, фиг вам называтеся...

  • Анонимно
    10.09.2018 09:01

    Вот такие татарские фанаты. Любят ходить на свои команды только на халяву.

  • Анонимно
    10.09.2018 09:16

    Что было Вчера сегодня Моветон!
    Я помню старый дворец спорта и спортсменов а не менеджеров)

  • Анонимно
    10.09.2018 09:19

    Руководству клуба стоило бы прислушаться к этим советам.
    Рим Дашкин

  • ПанАлекс
    10.09.2018 09:35

    Татарстан то оказывается лидер в РФ по зарплатам, поэтому то все болельщики предпочитают ездить на матчи НХЛ, раз зарплата позволяет?

  • Анонимно
    10.09.2018 09:41

    Погода хорошая на улице, вот поэтому люди не ходят. Придет слякоть, зима - придут на хоккей.

  • Анонимно
    10.09.2018 09:44

    Можете минусовать, но - имея абонемент, сходил только на СКА. Увы, хватило негативного настроения хватило, чтобы не ходить неделю потом. Вот не хочу. Может отойду

  • Тут многие кричали закрыть Рубин, Казань хоккейный город
    И что в итоге ??
    Ну Рубин ходит больше чем на АК Барс

  • Анонимно
    10.09.2018 09:56

    Просто у нас мало "удащливых" на полный зал не хватает!

  • Анонимно
    10.09.2018 10:24

    В первую очередь необходимо сделать доступную цену на билеты, тогда и посещаемость будет нормальной. Бесплатных билетов не нашел, но и по 500 рублей за билет (а мне надо три шт., т.к. хожу с детьми) платить не готов.

    • Анонимно
      11.09.2018 10:25

      Дороговато согласен. Ходил на АкБарс когда на АЗС Татнефть давали флаеры.

  • Анонимно
    10.09.2018 10:28

    Нам такой хоккей не нужен!

  • Анонимно
    10.09.2018 10:30

    Хоккей, футбол и т.д. надо продавать. никто этим не занимается, потому что это никому не нужно. идет просто распил

  • Анонимно
    10.09.2018 10:40

    Команда играет ,то есть уровень и зрелищность игры на 100-150 рублей,а билеты стоят 500 рублей и больше.Маганов платит за все,от их клюшек,до обоев в их роскошных особняках,и новеньких Порше с Мерседесами.Для людей,и даже фанатов,которые в массе своей уже понимают,что происходит в стране и на арене,это просто дорогостоящий повод отвлечь себя от дикого ритма жизни,немного сбросить пар да еще и облегчить карман,но все это при абсолютно бездарной игрой,полном отсутствии обратной связи с обществом.А про взятки в детском хоккее,в клубе?Детей способных не берут,цена вопроса в десятках тысячах не рублей!!Зачем мне ходить смотреть на этот откатывание времени за миллионы долларов,еще и зная что там все коррупционеры и олухи?На фиг ваш футбол и хоккей.До свидания.Надеюсь разоритесь все!!!

  • Анонимно
    10.09.2018 10:49

    Фан сектор надо заменить вместо худосочных студентов и девушек с писклявыми голосами набрать крепких брутальных парней с хорошими голосом платить им за матч по 2тыс рублей ак барс от этого не обеднеет пусть весь матч кричат и поют кричалки заводят арену тогда и аьмосфера будет и азарт и гордость за Казань

    • Анонимно
      10.09.2018 18:08

      Не надо платить никому. Возьмите 3 взвода курсантов любого военного или МВД-шного вуза Казани. Переорут всю арену и любого соперника. Синхронное пение или кричалки у них вообще отлично получаются, так как сказывается занятия на платцу. В качестве примера, сходите на УНИКС, там военные часто показывают мощь своих легких.

  • Анонимно
    10.09.2018 10:52

    Очень дорого идти семьёй, вот и всё!

  • Анонимно
    10.09.2018 10:57

    Пусть цены сделают приемлемее , что бы все могли сходить , детей сводить , а за такие деньги конечно трибуны будут пустыми

  • Анонимно
    10.09.2018 11:37

    По телевизору смотришь на унылые лица зрителей на трибунах арены и понимаешь нет у нас боления за команду города

  • Анонимно
    10.09.2018 12:43

    Так какие команды были? На них вообще нигде не ходят, не только в Казани.

  • Анонимно
    10.09.2018 13:02

    Этим бородатым мужикам не понять проблемы населения

  • Анонимно
    10.09.2018 13:20

    Дорогие билеты и много других факторов? АК БАРС становится не интересных. Плохо работает менеджмет клуба и все по старому. Нет звезд и игра стара как Мир. На Арене все дорого. Нет интереса простому народу. И главное мало забивают. СКУЧНО.

  • Анонимно
    10.09.2018 13:25

    Казань разрывается между футболом и хоккеем. Ак Барс и Рубин одинаково популярны в городе, но ходить сразу на два вида спорта финансы не позволяют (все же Казань не Москва или Питер), поэтому посещаемость хромает, что у одних, что у вторых, так как один посещают только Казань-Арену, а другие только Татнефть-Арену.

  • Анонимно
    10.09.2018 14:57

    На Рубин ходят меньше, чем на Ак барс.
    полная деградация футбола в РТ.
    А на хоккей народ подтянется как погода похуже станет.
    18.10. аншлаг будет

  • Анонимно
    10.09.2018 15:54

    сделали бы скидки для детей ..у меня трое....в принципе готов ходить на 70 % матчей так как работаю рядом ..но 3 матча в неделю ..даже если на 2 пойду мне надо 5 тыс отдать за семью ..поэтому только один раз в этом году выбрались ...позже на цска или аву может схожу еще..и все ..

  • Анонимно
    10.09.2018 16:17

    Руководители республики! Если футбол, хоккей и т.д. практически находятся за зоной интереса жителей Казани, то если ли смысл на это так сильно тратится?

  • Анонимно
    10.09.2018 17:38

    Ак барсу болельщики не нужны. Это мы видим, пэтому не ходим. Нам нужно чтобы нас ждали. Почему люди едут в турцию а не на наш юг? Сервис и отошение к нам, вот ключ к посещаемости

  • Лолояш
    10.09.2018 21:07

    Айрат, может Вы не в курсе, но кубок успел побывать, и в "нефтехимическом" Нижнекамске, и в Челнах. Факты надо проверять. P.S. Мне как болельщику Нефтехимика не понравилось, что в городе был кубок, который выиграла не моя команда, но это не мешает мне признать, что барсики активно продвигают себя даже в моем городе (хотя в Нижнекамске наверно 60-65% за АБ).

  • Анонимно
    10.09.2018 22:01

    Билеты должны стоить 100-200 рублей.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Подпишись на нас в Zen