Машиностроение 
11.09.2018

Добились-таки своего: казанский «воздушный трактор» вырулил на старт

Фирма «МВЕН» получила сертификат типа на самолет Т-500 и продала первые 10 машин

Урожайным для казанских авиастроителей стал завершившийся в субботу «Гидроавиасалон-2018». Вслед за новостью о контракте на 104 «Ансата» оттуда подоспело известие о сертификации самолета Т-500 фирмы «МВЕН». Получив влиятельного покровителя в лице «Ростеха», казанская компания сумела не только провести эту почти невыполнимую для небольшого предприятия процедуру, но и заключить первый контракт. Подробности выясняли корреспонденты «БИЗНЕС Online».

. Росавиация выдала сертификат типа на Т-500 — первый в России специализированный самолет сельскохозяйственного назначения
Фото: Сергей Елагин

ПОСЛЕ ПИНКА ОТ ПУТИНА

Росавиация выдала сертификат типа на Т-500 — первый в России специализированный самолет сельскохозяйственного назначения. Теперь он готов к коммерческому использованию.

Машина создана казанским ООО «Фирма „МВЕН“» и изначально называлась МВ-500 (главный конструктор — Юрий Шипилов). Это небольшой цельнокомпозитный моноплан, который может эксплуатироваться и вне аэродромов, он оснащен быстродействующей парашютной системой спасения. МВ-500 был спроектирован и облетан еще в начале 2000-х, а вариант Т-500 в первый полет подняли осенью 2014 года. Это самолет для выполнения мониторинга окружающей среды (особенно в пожароопасный период), обследования промышленных объектов большой протяженности, обработки лесов и полей.

Последняя функция — главная, ведь в России до сих пор не было специализированного сельскохозяйственного самолета. Да, наземная техника сегодня шагнула далеко вперед, но и сельхозавиация явно нелишняя: при помощи нее можно делать химпрополку, бороться с насекомыми, болезнями и так далее. В ряде работ авиация технологически предпочтительнее наземной техники — самолеты ничего не мнут, не ломают, что особенно важно на завершающих этапах созревания колосовых, когда использование наземной техники губит 5–10% урожая. С Т-500 можно даже сеять рис.

МВЕН пытался продвинуть машину с начала 2000-х, но стране было явно не до самолетов. Главной проблемой стало получение сертификата типа — процедура сложна, дорога, изобилует чиновничьими препонами. Борясь с трудностями, МВЕН совершенствовал самолет, в результате чего мы и видим Т-500. Сколько бы тянулась эта история и был бы у нее счастливый конец, сказать трудно, но тут в дело вмешался... Владимир Путин с рекомендацией-приказом ОПК-отрасли увеличить долю гражданской продукции. Как говорят в промышленных кругах, оборонщики по всей стране кинулись искать готовые проекты — ведь самим начинать с нуля дорого и долго. С высокой долей вероятности так было и в случае с «воздушным трактором». В конце прошлого года к проекту подключилось входящее в «Ростех» обнинское ОНПП «Технология» — один из российских лидеров в области композитных технологий, прежде всего для ракетно-космической и авиационной отраслей промышленности.

Впрочем, как заверяют на МВЕНе, участие «Технологии» принципиально важно с точки зрения нормального серийного производства — обнинская компания изготавливает особо ответственные композитные узлы.

Виктор Ермоленко Виктор Ермоленко: «Процесс сертификации — очень сложный. Надо было подтвердить надежность всех систем самолета — это более 1000 пунктов» Фото: president.tatarstan.ru

«ПРИЯТНО, ЧТО ГОСУДАРСТВО ПОМОГАЕТ»

И дело пошло с удвоенной скоростью и мощной информационной поддержкой. Пресс-релизы полетели один за другим. «Уже сейчас у нас намечены первые направления сбыта — в покупке самолетов выразил заинтересованность Рослесхоз, возможность покупки либо аренды обсуждается с министерством сельского хозяйства, подписано соглашение о содействии в продажах с „Росагролизингом“, — сообщал „Ростех“. — В реализации пилотного проекта создания единой системы авиахимработ в России готовы принять участие администрации Татарстана, Пермского края и Свердловской области. Заинтересованность в закупках также выразили зарубежные заказчики из Португалии и Эквадора».

Бо́льшая часть этих релизов, конечно, информационный шум, которого сегодня так много в авиапроме, но факт налицо — заветный сертификат типа получен. «Процесс сертификации — очень сложный, — рассказал „БИЗНЕС Online“ заместитель генерального директора МВЕН Виктор Ермоленко. — Надо было подтвердить надежность всех систем самолета — это более 1000 пунктов. Но была очень сильная помощь со стороны „Ростеха“ и минпромторга России, у которого, среди прочего, есть и механизм субсидирования таких затрат, и мы надеемся, что эти средства получим. В целом сертификация — это большие деньги, но самые затратные работы — постройка опытных образцов, стендов — не субсидируются, только затраты по самой процедуре, но психологически это важно: приятно, что государство помогает». Ермоленко подчеркнул, что сертификаты типа в России выдаются далеко не каждый день: «За последние лет 10 был только „Ансат“, по крайней мере, в подгруппе с взлетным весом до 5,7 тонны не помню, чтобы кто-то в эти годы получал такие документы».

«При наличии сертификата типа, компании, выполняющие коммерческие авиационные работы, могут использовать самолет с минимальными затратами времени на получение свидетельства летной годности, без которого летать самолеты легально не могут, — прокомментировал „БИЗНЕС Online“ новость исполнительный директор отраслевого агентства „АвиаПорт“ Олег Пантелеев. — Поэтому если компания планирует строить бизнес, то она будет покупать только самолеты, имеющие сертификат типа. В данном случае этот документ означает: уровень конструкторской проработки самолетов Т-500 и их исполнение „в железе“ удовлетворили самые высокие требованиям авиационных властей».

. Машина, созданная казанским ООО «Фирма «МВЕН» (изначально называлась МВ-500), – небольшой цельнокомпозитный моноплан, который может эксплуатироваться и вне аэродромов
Фото: president.tatarstan.ru

«ПЕРВЫЙ В ИСТОРИИ СТРАНЫ ПРЕЦЕДЕНТ»

Сегодня уверенно можно сказать, что есть один контракт на Т-500. На том же «Гидроавиасалоне-2018» дочернее предприятие «Технологии» — ООО «Аэропрактика» — и башкортостанское ООО «Авиакомпания „РусАвиа“» подписали контракт о поставке в 2018 году десяти Т-500. Сумма контракта — 200 млн рублей. «Воздушные суда будут использоваться для выполнения авиационно-химических работ на территории Российской Федерации, — сообщил генеральный директор „РусАвиа“ Дмитрий Торопов. — Одними из первых регионов применения станут республики Татарстан и Башкортостан. Место базирования самолетов — аэропорт „Уфа“. Первое воздушное судно мы ожидаем уже в октябре текущего года».

«В этом году вместе с „Технологией“ сделаем 10 самолетов — сборка уже идет на МВЕНе, — говорит Ермоленко. — Планы на следующий год пока обсуждаются: они зависят от готовности производства: нынешней оснастки недостаточно... А в целом сейчас, с получением сертификата, начнем работу с республиканскими минсельхозом, минтранспорта, минпромторгом, минобразом выстраивание системы реализации проекта».

Здесь припоминается, что вице-премьер РТ — министр промышленности и торговли РТ Альберт Каримов подчеркивал интерес Татарстана к сельхозавиации: «Мы заинтересованы в применении самых современных и самых экономичных методов обработки сельхозугодий. Мы говорим не только о производстве самолетов. Концепция состоит в том, чтобы предлагать обработку полей как услугу». Это верное направление, ведь потянуть покупку и содержание сельхозсамолетов, которые работают сезонно — три-четыре месяца, а остальное время стоят, — способны немногие. Есть смысл создать летную специализированную авиакомпанию и предоставлять услугу по авиахимработам по не особо драконовским ценам. К тому же дело не ограничивается только изготовлением самолетов и полетами, сельхозавиация — это система: полеты, обслуживание самолетов, подготовка технического и летного состава. Отметим, что некогда в Татарстане было примерно 30 площадок сельхозавиации, сохранились шесть, так что определенная база для апробации Т-500 есть.

Это может быть и глобальный проект, в масштабах страны. «Специфика России очевидна: мы имеем несколько климатических зон и поэтому у самолетов есть, так скажем, территория приписки, ну или регион, где зарегистрирована компания, — говорит Пантелеев. — Но с наступлением сезона самолеты отправляются на юг и выполняют работы там, где сначала быстрее всего наступает тепло, а потом мигрируют вместе с волной тепла на север. Когда заканчивается одна стадия обработки, нужно проводить подкорм и вносят другие удобрения, потом приходит время обрабатывать от вредителей — это третья волна. В зависимости от культуры и того, что требуется с ней проводить, самолеты будут мигрировать с юга на север вслед за теплом и готовностью культур... А то, что спустя буквально пару дней после выдачи сертификата подписана первая сделка на поставку 10 самолетов, недвусмысленно дает понять, что сертификат типа — это пропуск к народу. Вообще в России легкомоторных воздушных судов, имеющих сертификат типа, очень небольшое количество, а если говорить о самолете российской постройки, да еще и специализированном сельскохозяйственном, то это вообще первый прецедент в истории страны».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (44) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
11.09.2018 08:19

Молодцы!!!

  • Анонимно
    11.09.2018 08:15

    Оказывается и от военных может быть какая-то польза. И ещё интересно, сколько в нем используется материалов и комплектующих российского производства - возможно, не всё ещё так плохо в стране, если такие вещи могут делать.

  • Анонимно
    11.09.2018 08:19

    Молодцы!!!

    • Анонимно
      11.09.2018 09:07

      Когда в мире создают Боинги и Аэрбасы, Тесла летит к Марсу, мы создали кукурузник второго поколения, 18 лет получали сертификат, надеюсь что техника за это время не устарела, а то 18 лет назад у меня еще мобильника не было. Лучше бы молчали о таких достижениях, не позорились бы.

      • Анонимно
        11.09.2018 09:47

        Конечно молодцы.
        Такие как вы кроме зависти,желчи и глупых комментов ни на что не способны,а люди целый самолет создали.

        • Анонимно
          11.09.2018 13:57

          Мой коммент о том, что создали его 18 лет назад, представляете какая аппаратура заложена в проект, технический прогресс за это время я показал на примере мобильника. Не удивлюсь если там рация еще ламповая. И насчет того, что они сами создали, большой вопрос, наверняка много передрали у конкурентов. Та же Цессна и выглядит современнее, и оборудована круче, и стоит дешевле. Если я сейчас отрапортую, что создал жигули 2101, вы тоже будете восхищаться?

          • Анонимно
            11.09.2018 20:02

            20 миллионов - это веселая цена за штуку - раз в пять должен быть дешевле.... или в шесть...

            • Анонимно
              11.09.2018 20:23

              А что уж не бесплатно тогда?

            • Анонимно
              11.09.2018 23:27

              Базовая комплектация от 12 млн. Это дешевле зарубежных аналогов процентов на 30 %

      • Анонимно
        11.09.2018 09:55

        Что-то не совсем понимаю какой прок человечеству и вселенной от летящей к Марсу теслы?) марсоходы еще понимаю, но от груды металла в космосе то какая польза?

        • Анонимно
          11.09.2018 15:31

          Прок в том, что Теслу отправили в космос на сверхтяжелой ракете с многоразовыми первыми ступенями.

      • Анонимно
        11.09.2018 13:40

        Если честно, то вам и отвечать не стоило. Но все-таки я отвечу. Именно такие разработки и потянут экономику вперед. Вам это наверное не понять, т.к. я понял, что вы все российское просто не воспринимаете. Но это большой шаг вперед, хотите вы этого или нет.

        • Анонимно
          11.09.2018 18:45

          это нешаг вперед разработка устарешая...в 40 году такие делали.НЕпотянет .

          • Анонимно
            11.09.2018 20:32

            Чем конкретно устаревшая? У вас мозг устаревший. Люди сделали продукт, который готовы покупать.А что сделали вы?

      • Анонимно
        11.09.2018 19:56

        18 лет ему не давали взлететь и это не вопрос к создателям, а к тем, кто тормозит всё наше развитие.

  • Анонимно
    11.09.2018 08:23

    В Добрый путь!

  • Наконец то наша промышленность заработала! Осталось дело за малым - летчиков найти. Их сейчас на гражданскую авиацию то не сыщешь, всех за бугор переманили.

  • Анонимно
    11.09.2018 08:41

    Цена не радует. А можно подробнее осветить преимущества? С нашей колокольни покупка цессны или дельтаплана автожира ротакса выглядит предпочтительнее

    • Анонимно
      11.09.2018 13:35

      Контракт на 10 самолетов за 200 миллионов рублей т.е. стоимость самолета 20 миллионов. Cessna 188 б/у стоит 7-10 миллионов руб + расходы на транспортировку, растаможку и тд. Грузоподъемность автожира ниже, чем у самолета, для обработки большого участка ему придется делать несколько заходов.
      Бизнес-идея в том, что сельхозпроизводитель оплачивает обработку, авиакомпания пригоняет самолет со своим пилотом, а заказчику остается только подписать акты.

  • Анонимно
    11.09.2018 08:44

    А что с Казахстаном?

  • Анонимно
    11.09.2018 08:49

    когда же ве-таки авиадвигатели российские появятся? без них сделать прорыв, в духе СССР, невозможно

  • Анонимно
    11.09.2018 10:42

    Двигатель импортный. Поэтому цена самолета малоадекватная.

  • Анонимно
    11.09.2018 10:47

    Удачи и успехов МВЕНу,остались еще те ,кто хоть что-то производит а не сидит у кормушки

  • Анонимно
    11.09.2018 12:34

    Побольше бы таких новостей! Но даже в этом скромном проекте потребовалось вмешательство главы государства.

  • Анонимно
    11.09.2018 18:10

    Очередные удащливые

    • Анонимно
      11.09.2018 18:36

      удащливые только нефть газ качают и бюджет осваивают, а тут работать надо

      • Анонимно
        11.09.2018 18:45

        Ааа, вот оно как.

        Интересно, на чьи деньги они 10 лет самолёт до ума доводили.

        • Анонимно
          11.09.2018 20:25

          уж явно не на ваши. только не надо пищать что вы налогоплательщик и всех содержите...

          • Анонимно
            12.09.2018 10:29

            На мои или не на мои - вопрос десятый.

            Главное - за счет бюджета или нет. И если за счет бюджета, то сколько денег на это было потрачено за все эти годы.

            Если люди с начала 2000х ничего не производили, а доводили самолет до ума, то сколько денег было потрачено? Эти расходы еще отбить надо.

  • Анонимно
    11.09.2018 19:49

    Этот самолет я видел на выставке в 2010г. Представляет собой новодел американского сельскохозяйственного самолета 30-х годов, внешних различий практически нет. Таким плагиатом заниматься все таки мало чести. Вероятно в открытом доступе за давностью лет появилась конструкторская документация, вот и склепали самолет применив современный двигатель, приборы и материалы.

    • Анонимно
      11.09.2018 20:04

      слово склепать меняем на инновационное - склеить...

    • Анонимно
      11.09.2018 20:35

      А чем современный Боинг отличается от самолета 30-х годов? На вид тоже самое. Два крыла, хвост, фюзеляж. А отличается он как раз современным двигателем, приборами и материалами. Так что не несите здесь дичь, не смешно.

      • Анонимно
        11.09.2018 21:01

        Дичь здесь несете вы. Речь об "новоделе" самолета 30-х годов, о практически полной копии а-ля Ту-4 против В-29. За 80 лет создали более лучшие компоновки сельскохозяйственных самолетов, но за их подделку могут и спросить, а потом где достать документацию для их производства? Это же коммерческая тайна разработчика. А создать свое мозгов нема и это уже все понимают. Вот и копируют технику 80 летней давности, но хотя бы не надо выпендриваться, это довольно известный довоенный самолет. Еще, современный Боинг отличается от самолета 30-х годов кардинально! На нем газотурбинные движки, герметичный фюзеляж, электродистанционное управление, взлетный вес более 100 тонн и.т.д. А вот этот МВЕН точно ничем не отличается, скорее всего даже хуже и менее надежный).

        • Анонимно
          11.09.2018 22:39

          Все что вы перечислили про Боинг, было на до военных самолетах. Кроме реактивных двигателей. А про них я и написал, что появились новые двигатели. Вы по журналам чтоли судите о авиации? Тот же АН-2 до сих пор не превзойденный самолет по очень многим параметрам, хотя по вашей логике он древний как мамонт. Военные до сих пор успешно используют например АН-12 и не жужжат, т.к. он отлично справляется с возложенными на него функциями. А у вам все что российское, то дерьмо. А вот Сесна по вашему верх совершенства. Если такой умный, приведите стоимость аналогичной Сесны не где-то там за бугром и не б/у. Посмеемся.

          • Анонимно
            12.09.2018 08:53

            Герметичная кабина и ЭДУ было на довоенных самолетах?)). И летали тогда Боинги по 800км/ч?)). Ан-2 непревзойденный самолет?)) Ан-2 и Ан-12 используются от безисходности, других то нет. Вы "икспэрд" в полном смысле этого слова. Я не писал, что самолет МВЕН дерьмо. я писал, что это самолет американской разработки 80 летней давности, согласитесь если бы он был осень хорош в современных реалиях, то фермеры США его бы еще использовали.

  • Анонимно
    11.09.2018 20:51

    А кто брякнул про "цельнокомпозитный"??? Прям-таки и "цельно"?

    • Анонимно
      12.09.2018 20:23

      Ага, на фото видно, что к силовому каркасу сваренному из прутка или арматуры прикрепили пластиковые, то бишь композитные панели.

  • Анонимно
    11.09.2018 20:59

    кукурузник самый лучший маневренный на низких скоростях и очень устойчивый,в штиль он как планер парит по воздуху

    • Анонимно
      11.09.2018 21:44

      Чушь несете, Ан-2 заходит на гон 200км/ч минимум, МВЕН 120 км/ч

      • Анонимно
        27.09.2018 19:09

        Ан-2 на гоне летит со скоростью 160 км/ч а мвен - 140 км/ч. На 120 на нем только падать. Ан-2 умеет сыпать сухими удобрениями, фермер только жидкими. Фермер опасен при взлете и посадке с ИВПП. Шимми хвостового колеса такое, что скидывает с полосы моментом. Полетайте на обеих самолётах, а потом рассказывайте про 200 км/ч.

  • Анонимно
    11.09.2018 21:13

    А в чем экономическое преимущество над АН-2?

  • Анонимно
    11.09.2018 23:00

    Кто молодец то? В течение 18 лет тянули, не давали разрешение. Как только РосТех прочухал, что есть на чем нажится, так сразу сделал предложение от которого нельзя отказаться - соавтор и кампаньон (потом и вовсе прибрет в свои руки это хозяйство). Подготовил докладную и на стол Путину мол сельхоз вариант необходим иначе никак. Ни один кусок мимо рта акулы не проплывет. Все захапают федералы.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Подпишись на нас в Zen