Машиностроение 
12.09.2018

От грузовиков к поездам и кораблям: Сергей Когогин будет делать моторы с китайцами

В присутствии Путина создано СП с засекреченными параметрами – производство стартует уже в этом году

Подписанное накануне Сергеем Когогиным соглашение с Weichai Power о создании СП по производству дизельных и газовых двигателей, по мнению экспертов «БИЗНЕС Online», необходимо автогиганту, которому на своем рынке тесно среди иномарок. Продукция никак не связана с авторынком — она предназначена для железных дорог и судостроения. Эксперты подозревают, что сотрудничество с китайцами, а не, к примеру, с родным Daimler — способ не нарываться на санкции. Все технологии все равно из США и Европы.

Соглашение о создании паритетного совместного предприятия «КАМАЗ Вейчай» было подписано вчера на IV Восточном экономическом форуме в присутствии президента РФ Владимира Путина Соглашение о создании паритетного совместного предприятия «КАМАЗ Вейчай» было подписано вчера на IV Восточном экономическом форуме в присутствии президента РФ Владимира Путина Фото: kremlin.ru

«НОВЫЙ ПРОДУКТ ОСОБЕННО НЕОБХОДИМ ДЛЯ МНОГИХ ОТРАСЛЕЙ, В ЧАСТНОСТИ, ДЛЯ СУДОСТРОЕНИЯ И ЛОКОМОТИВОСТРОЕНИЯ»

Дизельные и газовые двигатели объемом свыше 17 литров и мощностью от 520 до 2000 кВт станет выпускать уже с этого года ПАО «КАМАЗ» вместе с одним из лидеров мирового моторостроения китайской корпорацией Weichai Power Co. Ltd. Соглашение о создании паритетного совместного предприятия «КАМАЗ Вейчай» было подписано вчера на IV Восточном экономическом форуме в присутствии президента РФ Владимира Путина. СП разместится на незанятых площадях «дочки» КАМАЗа Тутаевского моторного завода (ТМЗ) в Ярославской области. ООО «КАМАЗ Вейчай» намерено войти в ТОСЭР «Тутаев».

Гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин прокомментировал событие с акцентом на заложенное в проект импортозамещение. «Мы рады возможности совместно с компанией Weichai, одним из лидеров в области исследований, разработки, производства и продаж дизельных и газовых двигателей, организовать современное, гибкое и востребованное производство двигателей большой мощности, аналогов которому нет в России. Сегодня мы активно работаем над развитием продуктовой линейки, дополняя спектр продукции высокотехнологичными моделями. Новый продукт особенно необходим для многих отраслей, в частности, для судостроения и локомотивостроения, для дизельных и газовых электрогенераторов, а также большегрузной спецтехники», — рассказал Когогин.

Стоимость готовящегося производства и его будущая мощность, как заявил «БИЗНЕС Online» руководитель пресс-службы ПАО «КАМАЗ» Олег Афанасьев, по согласованию с партнером не раскрываются. На первые двигатели, которые будут выпущены в этом году, у КАМАЗа, по словам Афанасьева, уже есть сформированные предзаказы, хотя заказчики тоже на данном этапе засекречены. Руководитель пресс-службы пояснил также, что вся продукция СП пойдет исключительно на рынок, собственных потребностей в ней у автогиганта нет — КАМАЗ работает в другом сегменте. Можно было бы предположить, что КАМАЗ намерен использовать продукт СП в самообеспечении электроэнергией — еще в прошлом году речь шла о частичном замещении рыночного электричества собственными электростанциями с возможной автономией в будущем, однако Афанасьев развеял и эти сомнения — для производства распределенной электроэнергии КАМАЗ обходится собственными электрогенераторами. Они производятся в Челнах на заводе «Кама Энергетика» — как дизельные, так и газовые электростанции на базе камазовских двигателей. Из грузовиков же подобные моторы используются преимущественно на больших автомобилях вроде карьерного «БелАЗа».

Сергей Когогин: «Новый продукт особенно необходим для многих отраслей, в частности для судостроения и локомотивостроения, для дизельных и газовых электрогенераторов, а также большегрузной спецтехники» Сергей Когогин: «Новый продукт особенно необходим для многих отраслей, в частности, для судостроения и локомотивостроения, для дизельных и газовых электрогенераторов, а также большегрузной спецтехники» Фото: kremlin.ru

«Раньше такие двигатели собирались на территории СНГ, сейчас в России такого производства нет, — отметил Афанасьев. — Для КАМАЗа новое производство станет одним из направлений диверсификации. На китайском заводе, который производил двигатели в том числе для судостроения, но меньших объемов, мы решили развивать более сложные и тяжелые моторы».

Добавим, что до сих пор диверсификационные направления на КАМАЗе поддерживались постольку-поскольку, в основном за счет литейного производства, где они занимают до 80% загрузки. За прошлый год, к примеру, объем «прочей продукции» вылился в 6,5 млрд рублей, преимущественно за счет потребностей структур РЖД. В этом году к началу сентября продукции диверсификации выпущено на 4,8 млрд рублей.

На первые двигатели, которые будут выпущены в этом году, у КАМАЗа, по словам Афанасьева, уже есть сформированные предзаказы, хотя заказчики тоже на данном этапе засекречены На первые двигатели, которые будут выпущены в этом году, у КАМАЗа, по словам Афанасьева, уже есть сформированные предзаказы, хотя заказчики тоже на данном этапе засекречены Фото: «БИЗНЕС Online»

НАД ПРОЕКТОМ ПОРАБОТАЛ И РУСТАМ МИННИХАНОВ

КАМАЗ сотрудничает с Weichai Power уже более 5 лет, и не только по двигателям. Китайцы давно поставляют в Набережные Челны коробки передач и мосты, были закупки и по газовым двигателям для автобусов, порядка тысячи штук в год. Впрочем, эти наработки, по словам Афанасьева, никак не повлияли на выбор партнера — КАМАЗ просто любит работать с лидерами рынка.

Weichai Power — действительно одна из крупнейших моторостроительных корпораций в мире. Компания была основана в 1946 году, и на сегодня годовой оборот производителя двигателей, электрогенераторов и автокомпонентов достигает $26 миллиардов. Завод Weichai Power в Китае производит всю линейку дизельных и газовых двигателей мощностью от 30 до 12000 кВт, мощность собственного производства составляет около миллиона единиц в год.

Завод Weichai Power в Китае производит всю линейку дизельных и газовых двигателей мощностью от 30 до 12000 кВт, мощность собственного производства составляет около миллиона единиц в год Завод Weichai Power в Китае производит всю линейку дизельных и газовых двигателей мощностью от 30 до 12000 кВт, мощность собственного производства составляет около миллиона единиц в год Фото: Frenchenaid13 / en.wikipedia.org / СС BY-SA 4.0

На сегодня предполагается, что основными рынками сбыта для СП станут страны СНГ и таможенного союза ЕЭС, то есть кроме внутреннего рынка моторы планируется продавать в Беларуси, Казахстане, Армении и Киргизии. Продукция будет соответствовать новому для России экологическому стандарту Stage IIIa. Вместе с продажами СП намерено предлагать клиентам сервисное обслуживание и ремонт двигателей, обучать тем же навыкам техперсонал компаний-потребителей и обеспечить оперативные поставки оригинальных запчастей. При выходе на проектную мощность на заводе будут задействованы 160 человек.

О плотном сотрудничестве КАМАЗа с Weichai Power заявлялось неоднократно и в прошлом, но более или менее определенные формы проект получил в прошлом году. В апреле 2017-го заявка на СП была отражена в протоколе российско-китайской межправительственной комиссии по инвестпроектам. Тогда же говорилось, что КАМАЗ свои 50% внесет в устав предприятия не столько деньгами, сколько производственными площадями, необходимыми китайцам для локализации. Ближе к осени к проекту в публичной плоскости подключился президент Татарстана Рустам Минниханов. В октябре президент РТ обсудил вопросы локализации производства двигателей в Татарстане лично с гендиректором китайской корпорации Таном Сюгуангом. В ноябре Минниханов посетил площадку Weichai Power в городе Вэйфан, где встретился с вице-губернатором китайской провинции Шаньдун Юй Гоанем. В феврале этого года Когогин уже конкретно заявил о том, что на базе ТМЗ будет развиваться производство тяжелых моторов для электрогенерации, а месяц спустя — о том, что КАМАЗ определился с выбором из двух потенциальных партнеров для создания СП по выпуску электрогенераторов. О грядущей реализации проекта именно с Weichai Power заявление прозвучало две недели назад из уст Минниханова уже в рамках восточного экономического форума.

В октябре 2017-го президент РТ обсудил вопросы локализации производства двигателей в Татарстане лично с гендиректором китайской корпорации Таном Сюгуангом В октябре 2017-го президент РТ обсудил вопросы локализации производства двигателей в Татарстане лично с гендиректором китайской корпорации Таном Сюгуангом Фото: president.tatarstan.ru

«WEICHAI — ЭТО СПОСОБ УДЕШЕВИТЬ ПРОДУКЦИЮ ГИГАНТОВ ДИЗЕЛЕСТРОЕНИЯ И ОБОЙТИ САНКЦИИ»

Эксперт в области судостроения Владимир Леонов оценил для «БИЗНЕС Online» судостроительный сегмент рынка новой продукции. Он напомнил, что в 1999–2001 годах КАМАЗ делал дизели для водного транспорта, дорабатывая серийные автотракторные двигатели, как делают и во всем мире.

«Создаваемое СП между КАМАЗом и китайцами — это принципиально новое направление в российском дизелестроении, — считает Леонов. — Исторически сложилось так, что в СССР и России проектированием и производством высокооборотных дизелей занимались всего 7 заводов». Эксперт перечислил их: Минский тракторный с двигателями мощностью от 12 до 60 кВт, Алтайский дизельный (40–120 кВт), Ярославский моторный (100–270 кВт), КАМАЗ (160–270 кВт), Барнаултрансмаш (110–390 кВт), питерская «Звезда» (600–1100 кВт) и Уральский турбомоторный (400–1600 кВт).

Общей проблемой всех заводов, кроме Уральского турбомоторного, стала, по словам Леонова, моральная старость продукции. Большинство агрегатов были спроектированы еще до войны, дизели для «КАМАЗов» — в середине 1960-х годов. Поэтому в стране практически отсутствует школа проектирования и опыт создания высокооборотных дизелей мощностью 10–1500 кВт, а попытки инноваций не увенчались успехом.

«Как следствие, приходится прибегать к использованию иностранного опыта. Для примера: новые дизели, производимые в Заволжье, созданы на базе австрийских разработок. КАМАЗ широко использует опыт компаний Cummins и Daimler. Завод „Звезда“ кооперируется с немецкой компанией MTU – это фактически тот же Daimler. Можно напомнить, что практически все дизели, произведенные Коломенским машзаводом в период 1930–2000 годов для ВМФ и железнодорожных тепловозов, созданы на базе лицензий фирмы Man. Универсальные дизели типа 21ДМ, производимые в Екатеринбурге и Балаково, тоже имеют немецкие корни. Поэтому кооперация с китайцами — правильный путь решения проблемы дизелей указанных мощностей. Пока российские конструкторы явно отстают от мировых лидеров дизелестроения». 

По словам Леонова, идея о производстве судовых дизелей родилась на КАМАЗе еще в 1998 году, когда к руководству заводом пришел Иван Костин.

Что касается «продвинутости» китайских дизелей, то эксперт утверждает, что они в любом случае производятся по американским, европейским и японским лицензиям – как и все китайские двигатели в принципе. «Торговая марка Weichai Power — это способ удешевить продукцию мировых гигантов дизелестроения и обойти разнообразные санкции, которые действуют против многих стран в мире, — говорит Леонов. — Вся продукция фирмы Weichai производится под контролем иностранных специалистов. На нее в большинстве случаев действуют гарантии фирм — авторов лицензий. Поэтому качество китайских движков очень хорошее».

СУДОСТРОИТЕЛИ СПРОСА НЕ СДЕЛАЮТ

Эксперты «БИЗНЕС Online» оценили новый шаг КАМАЗа и потенциал спроса на газовые и дизельные электрогенераторы в отдельных целевых отраслях.

Виктор Разинков — руководитель челнинского отделения УК «Финам»:

— Я думаю, крупный диверсификационный проект КАМАЗу жизненно необходим по той простой причине, что КАМАЗ в большей степени выезжает за счет оборонзаказа. На экспорт «КАМАЗы» идут не очень хорошо, и на внутреннем рынке спрос падает. Люди предпочитают покупать подержанные иномарки-тягачи, нежели новый «КАМАЗ». Тот же Китай выступает крупным конкурентом на этом рынке со своими самосвалами, у которых срок службы, может быть, максимум три года — после этого они разваливаются. Зато цена настолько привлекательна, что их берут. Для КАМАЗа же диверсификация бизнеса — это очень хорошо, я даже думаю, что челнинцы на этом не остановятся, будут искать новые проекты. В целом для моногорода это просто замечательно. Неважно, где будут производиться двигатели, — важна выживаемость бренда. Думаю, следующие проекты могут размещаться в той же «Алабуге» или где-то еще в Татарстане.

Сергей Кобранов — ответственный секретарь журнала «Речной транспорт XXI век» (Москва):

— Не смогу навскидку сориентировать в статистике водных перевозок, но она невелика. Зачем строить флот, который негде эксплуатировать? Действующие суда типов «Волго-Дон» и «Волгонефть» до сих пор ходят с большим недогрузом. Производство двигателей для них, конечно, можно создать в качестве эксперимента, только как оно будет окупаться? Для газовых двигателей нужна инфраструктура заправок, а стоимость дизеля достигла таких заоблачных высот, что судовладельцы бьют тревогу. Когда предприятие, особенно с государственным участием и финансированием, заявляет конкретную программу развития чего-либо, встает вопрос: для кого? Судов мало строилось и прежде, и сейчас. Многие компании начинали в последние годы строить флот, но они не предполагали, что так вырастет цена на топливо, что будет затягиваться финансирование по нормативам внутренних водных путей, что грузопотоки уйдут на железную дорогу. Собственники танкеров — Западное, Волжское пароходства — почти ничего не строят. Даже Московское за последние годы возвело 5–10 танкеров. Темпы судостроения очень низкие, рентабельность — 5–7, в лучшем случае 10 процентов.

Предприятия: КАМАЗ
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (43) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
12.09.2018 08:07

Раньше мы помогали китайцам машины делать, теперь они нам. Спасибо этим 18 лет развития страны!

  • Анонимно
    12.09.2018 08:05

    И.е. теперь и моторов своих не будет. Просто сборка из машинокомплектов?

    • Анонимно
      12.09.2018 08:50

      Видимо раз зарплаты реальные стали ниже чем в Китае, проще и дешевле тут отверточную сборку китайцам вести

  • Анонимно
    12.09.2018 08:07

    Раньше мы помогали китайцам машины делать, теперь они нам. Спасибо этим 18 лет развития страны!

    • Ильдар Абый
      12.09.2018 14:14

      не 18, а 28... из этой ямы еще долго выбираться будем, зато жвачка и джинсы теперь доступны всем.

      • Анонимно
        13.09.2018 01:29

        а в китае что джинс не продают или там заводов аппл нет? причем тут совок и капитализм, или еще в прошлом веке живете

  • Анонимно
    12.09.2018 08:19

    Советская индустрилизация плод промышлености и кредитов США.Китаиское (ЧУДО) то же.Санкции США и все все понты кончатся.Останутся только долги и нищета.

  • Анонимно
    12.09.2018 08:20

    В СССР такого "директора" сняли бы и в лучшем случае назначили руководить овощебазой. Никакого прогесса. Ни одной собственной разработки. Сплошные СП. Даю руку на отсечение что через несколько лет со владельцем этого СП станет либо сам либо его родственики. И это будет без копейки собственных вложений. Идет по стопап якунина

    • Анонимно
      12.09.2018 09:48

      Руководитель овощебазы - это уровень топ-руководителей страны сейчас.

    • ПанАлекс
      12.09.2018 11:20

      Уже лет 10 твержу, что задачи у нынешнего руководства КАМАЗа не собственное создавать, а переходить на импортное с конечной целью - "отверточная сборка" плюс металлопрокат.

    • Анонимно
      12.09.2018 11:25

      Для себя- все для себя и большой родни.

  • Анонимно
    12.09.2018 08:51

    Абсолютно не понятно, почему нет собственных разработок.? Есть свое НТЦ, история завода с 70 ых прошлого века, для чего Кагогин выгнал из завода специалистов высокого уровня, обвинив их в коррупции? Вот результат, китайцам дашь палец они по локоть откусят. Мы еще увидим в следующих поколениях наших детей работающих на китайцев!

    • Анонимно
      12.09.2018 11:17

      8.51 вы как маленький: "Почему нет собственных разработок". Не знаете как 20 лет до этого жили? Ни кому не нужны были эти движки, вот и не было разработок. И сейчас бы не стали шевелиться, благодаря санкциям власти одумываться начинают. Т.к.за деньги запад нам эти движки не продаст.

      • Анонимно
        12.09.2018 11:41

        вы не в теме. инженера есть, нет желания им платить

        • Анонимно
          12.09.2018 12:10

          11.41 я сам инженер и знаю как платят на заводах. Я имел ввиду,что если нет спроса на продукцию, смысла нет создавать новое производство и выходить на конкурентный рынок. Тем более если нет современной конструкторской и технологической базы под это производство.
          Небольшой внутренний спос покрывался импортом с запада. Думаю, на этом заводе будет мелко серийное производство этих движков,т.к. локомотив ов и судов у нас в стране не много выпускают. Возможно будет какае-то гос.программ а по утилизации старых судов и поездов. Под неё и создают это производство.

        • Анонимно
          12.09.2018 15:04

          Не будет развития у КамАЗа, пока Гумеров там работает...

  • Анонимно
    12.09.2018 09:12

    А чем тогда выпускникам Кампи заниматься? Что им проектировать и создавать? Скоро в провинции вообще не останется места для интеллектуального труда!

  • Анонимно
    12.09.2018 09:12

    когда по матч тв обзоры футбола делали артисты и балерины было смешно смотреть.аля счас послушаем экспертов.спросите у мотористов которые моторы лучшее экономичные ремонто пригодные которые их ремонтируют каждый день.каминс это дно .ман где то посередине.а маторы эти нужны скорее воякам .

  • Анонимно
    12.09.2018 09:31

    Молодцы. КАМАЗ это круто.

  • Анонимно
    12.09.2018 09:48

    А у нас и так своих хороших моторов загрузили загубили а сейчас прогнулись вот время пришло раньше они у нас покупали и учились а сейчас мы у них будем учиться. Вот только не забывайте китайские моторы однозовые и ремонту сложно подлежат их просто в Китае утилизируют это вам не камазовское двигатель который можно было пару раз ремонт сделать и в брод нырять с китайскими двигателями так не прокатит. Самые надёжные двигатели были оснуться катерские амер и ярославский просто их развитие было упущенное на долгие годы если разработки были ярославского и наших челнинский двигателей они бы не чем не уступили иным двигателя а может были и лучше других просто специалистов после пожара не осталось.

  • Анонимно
    12.09.2018 09:52

    К примеру был двигатель китайский который ресурс предполагал большой срок это было на корабле российских стратегического короля так он ещё и половину не прошёл этого и корабль встал на море вот и думайте. Возьмите китайский немецкий и наш двигатель какой выбор остановитесь????

    • Анонимно
      12.09.2018 11:54

      конечно немецкий. Только немец дорогой, но качественный, а китаец недорогой, но это не двигатель а балалайка .

  • Анонимно
    12.09.2018 09:53

    Дожили... Уже и Китай россиянам за счастье... Куда катимся.. Китайская техника - это мусор.

  • Анонимно
    12.09.2018 10:50

    Когогин,не стыдно Вам?

  • ПанАлекс
    12.09.2018 11:22

    Вообще то сейчас в лидерах авиастроения именно Китай. Именно Китай сейчас производит под сотню крупнейшие транспортные военные самолеты в мире.

  • Анонимно
    12.09.2018 11:24

    а почему завод будет в Ярославской области а не в Татарстане?
    пусть Ярославские власти сами приводят к себе Инвесторов
    Татарстан впереди!

    • Анонимно
      12.09.2018 12:04

      а в Ярославле работает Тутаевсикй промышленный парк, аналог КИП Мастер. и создавался под их эгидой.

    • Анонимно
      12.09.2018 13:53

      Путин указал где быть новому заводу.

  • Анонимно
    12.09.2018 11:34

    а ведь на машинах камаз матсер не стояли российские движки. а на камаз всегда ставили ярославские, если я не ошибаюсь.

  • Анонимно
    12.09.2018 12:50

    О каком импортозамещении говорит Когогин?
    Эта политика довела до того, что на сегодняшний день грузовик КАМАЗ - это конструктор из импортных узлов и агрегатов.
    Сам КАМАЗ превратился в обыкновенное сборочное производство.
    От Научно Технического Центра осталось лишь красивое название. Даже новый рядный двигатель не смогли разработать.
    А что касается этого, так называемого, сотрудничества с Китаем - то создание СП на паритетных условиях - это очередной гвоздь в крышку гроба российского машиностроения. Доля российского участника при создании СП должна быть не ниже 51%. Только при таких условиях новые технологии могут остаться в России.
    Китайцы, конечно молодцы, но нам гордиться нечем.
    И Когогину тоже, в том числе.

    • Анонимно
      12.09.2018 18:11

      Сейчас во всем мире так собирают автомобили из комплектующих разных стран:)
      Но Дакар доказал, что в России их собирают лучше.

    • Анонимно
      13.09.2018 07:51

      СП с 51% и доступ к разработкам это как раз требование китайской стороны при размещении производства в Китае.

  • Анонимно
    12.09.2018 14:08

    Мы горды тем, что поставляем и будем поставлять сырьё в Китай.Воистину, Россия встала с колен!

  • Анонимно
    12.09.2018 19:03

    А ну да теперь контейнеры и моторы их Китая, так сказать ввп страны выводим на мировой уровень .


    УЖАС!

  • Анонимно
    12.09.2018 21:00

    стыдно то как.моторы с китайцами делать.

  • Анонимно
    12.09.2018 22:29

    Когогин улыбается,а Татарам не стоит так делать.Основные Акционеры КАМАЗа-это московские чинуши.

  • Анонимно
    13.09.2018 11:40

    третий мир рулит..

  • Анонимно
    13.09.2018 17:10

    Правильной дорогой идем товарищи!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Подпишись на нас в Zen