Бизнес 
12.09.2018

Ольга Коновалова: «Татарским брендом мог бы стать беляш. Чак-чак слишком специфичен»

Гендиректор BBDO Branding о том, с чем ассоциируется Казань и почему в мире продолжат грызть сушки, несмотря на политический «занавес»

«Мир уже перевернулся. Рейтинги возглавляют короли странных, пока еще до конца непонятных нам королевств», — говорит генеральный директор BBDO Branding Ольга Коновалова. В интервью «БИЗНЕС Online» она рассказала о том, как стали брендами английский графический дизайн и бельгийские модные дизайнеры и способна ли Россия повторить этот путь, и о том, что любой город — это потенциальный бренд, но Казань в этом плане пока не определилась с направлением.

Ольга Коновалова: «Бренды останутся, потому, что людям нужны смыслы»Фото предоставлено пресс-службой BBDO Branding

«СЛОВО «БРЕНД» ЗАИМСТВОВАННОЕ, ПОЭТОМУ ОБЛАДАЕТ ИНОСТРАННЫМ ОЧАРОВАНИЕМ»

– Что вкладывается в современное понятие «бренд мирового уровня» – известность, цена, редкость, юридическая защищенность, гарантированное качество, иное?

– Если смотреть на определение, то бренд – это совокупность ассоциаций, которые возникают у человека в отношении того или иного товара или услуги. Иными словами, каждый бренд – это маленький мир, который он отстраивает за весь период своего существования. Он выстраивает и рассказывает свою историю во всех точках своего присутствия и при помощи всех каналов, которые ему доступны.

Вы совершенно верно отметили техническую сторону существования бренда, которая заключается в юридической защищенности и прочих вещах, при помощи которых бренд выстраивается на законодательном уровне и защищает себя от копирования и любых нападок со стороны конкурентов. Все бренды растут и пытаются завоевывать себе все больший ареал распространения. В процессе они прирастают всевозможными дополнительными торговыми предложениями. То есть это, по сути, маленькая планета со своими ценностями, своим семиотическим кодом, находящаяся в постоянном движении, обновлении, развитии.

– Существует ли некий набор опций или критериев, по которым мы можем четко определить и сказать, что бренд, а что нет? И постоянен ли этот набор, или в него может что-то добавляться и уходить?

– Почему-то на российском рынке принято говорить, что бренд – это что-то великое, а торговая марка – это некий «недобренд». На самом деле это одно и то же, просто торговая марка – это русскоязычное понятие, а слово «бренд» заимствованное, поэтому обладает неким иностранным очарованием.

Скажем, сахар – это просто товар. Мы можем назвать его «сахар беленький», но это не будет брендом. Это будет всего лишь наименованием данного продукта. Если бренд не занимается выстраиванием своего мира, своей истории, если у потребителя он не вызывает никаких ассоциаций и его идеология не отстроена, то этой маленькой планеты, о которой я говорила выше, нет. Товарное наименование не наполнено никаким ценностным, с точки зрения потребителя, смыслом, поэтому брендом как таковым оно не является. Его неповторимой узнаваемости и ценностно-эмоциональной идентификации нет.

Вместе с тем будет лукавством сказать, что существуют некие пять или десять признаков отличия настоящего бренда от не бренда. Плох тот товар, который не стремится стать брендом, и наш рынок сегодня это показывает. Для того чтобы продаваться, для того чтобы развиваться, что-то под собой предлагать, бренд, говоря современным языком, должен свои активы постоянно прокачивать. Если у него хватает сил и креатива себя продвигать, заставить потребителя поверить в его историю, бренд начинает расти и может превратиться в значимую фигуру на рынке. И это движение в России мы сегодня с вами видим.

Успешный бренд обязан откликаться на любые серьезные изменения в обществе. Политические, культурные. Бренд должен дать свой ответ, потому что он часть этой большой экономико-политической жизни, часть социума и культурного пространства. Усложниться, упроститься, поменять дизайн и внешнее оформление, выпустить какую-то новую товарную линейку или сервисную услугу и так далее. Единственное, что все маркетологи твердят как мантру, – ты не должен делать абсолютно резких движений. Преемственность при всех изменениях должна сохраняться, иначе бренд может продемонстрировать то, что в психиатрии называют диссоциативным расстройством личности.

– Иными словами, бренд должен развиваться поступательно, без революций? Потому что революция может дать небывалый новый толчок, а может закончиться крушением всей прошлой истории?

– Да, но тут важно понимать, что является эволюцией, а что революцией. Я еще не встречала ни одного рекламодателя, который бы хотел революции, но многие готовы на достаточно серьезные эволюционные изменения. Скажем, они радикально улучшили свой продукт, хотят обратить на это внимание потребителя и готовы ради этого на существенные и яркие преобразования бренда. Ребрендинги очень важны и нужны, потому что бренды должны манифестировать те изменения, которые происходят внутри них. К примеру, показать, что мы не просто запустили новый поезд «Сапсан», а это лишь составная часть серьезнейших изменений, произошедших во всей организации. Обратить на это внимание общества, чтобы оно проявило повышенный интерес к организации в целом и происходящим внутри нее качественным изменениям к лучшему в частности. Бренд должен постоянно общаться, а внешняя атрибутика – это его коммуникационный инструмент.

. «Например, Сбербанк: насколько я знаю, он вошел в список самых дорогих международных брендов. В то же время есть проблемы с потребительскими товарами»
Фото: «БИЗНЕС Online»

«В ДНК ЛЮБОГО НАШЕГО БРЕНДА ЗАШИТО НЕМНОГО РОССИИ»

– Есть ли у сегодняшней России бренды мирового уровня?

– Конечно, есть. Например, Сбербанк. Насколько я знаю, он вошел в список самых дорогих международных брендов. В то же время есть проблемы с потребительскими товарами. Россия в силу специфики своего развития не является родиной мировых потребительских брендов вроде Pepsi Cola. Мне, конечно, не хочется думать, что мы чисто сырьевая страна, и это не так, но пока ничего подобного мы не вырастили. Тем не менее бренды мирового уровня у нас есть. Тот же спутник, российский космос – это тоже бренды. Россия постепенно преодолевает этот гэп. Мы ведь жили немножко в другом мире. Сейчас нарождается много новых идеологических сущностей. Они растут и крепнут. На все нужно время.

Сейчас модно говорить, что все имеет свою цену, в том числе и нематериальный актив. Наши уважаемые коллеги публикуют рейтинги самых дорогих и влиятельных брендов России, мира. Бренд, безусловно, имеет собственную добавленную стоимость. Он продается, покупается, причем может стоить очень дорого. Поэтому за бренды бьются, бренды растят, а хороший бренд-менеджер сегодня – очень уважаемая позиция. Локальные производители сейчас мечтают свою продукцию превратить в бренды, прикладывая для этого всё возрастающие усилия. К примеру, это сейчас очень заметно на российском рынке сыров, в значительной степени освободившемся от иностранной конкуренции.         

– У государства есть какая-то политика по продвижению наших брендов на мировую арену – отдельно товаров, отдельно услуг, чего-то имиджевого. Или каждый сам прорывается кто как может?   

– Насколько я могу судить, есть такая политика. Работа идет. Мы все заинтересованы в увеличении объемов продаж наших брендов на мировой арене. И вообще в продвижении наших брендов всех видов. Включая нашу кириллицу, которая тоже в каком-то смысле бренд, обеспечивающий наше культурное влияние.

В ДНК любого нашего бренда зашито немного России, и мы хотим, чтобы Россия популяризировала себя на мировой арене, что бы ни происходило. Помимо мировой политической арены есть еще потребительская, поэтому наши сушки все равно будут грызть, а нашу водку пить.

Несмотря на всю шумиху о якобы разорванной в клочья российской экономике, санкционно-изоляционной блокаде, сейчас очень много частных российских бизнесов, локальных брендов стремится выйти со своей продукцией за рубеж. Провести ребрендинг. Обновить или создать заново и «зацементировать» идеологический каркас. Расширить сцену для своего развития. География этой брендинговой экспансии самая разная: это и Китай, и азиатские страны, ближнее зарубежье. Работа идет и очень интенсивно. Если смотреть на политический контекст, то это нам кажется, что некий занавес опускается. А у экономической  жизни свои реалии – в ней все стороны заинтересованы, чтобы максимальное количество каналов работало на обмен. 

– Существуют и бренды нематериального характера. Вам не кажется, что вообще наступает их время – как и компании с нематериальными активами обходят по капитализации прежних лидеров.

– Время нематериальных брендов активно наступает и уже довольно давно. Те же диджиталы: сейчас все большие бренды, мастодонты и корпорации с большой материальной базой здорово пострадали от «фейсбуков» и «гуглов», которые пришли и заняли верхние позиции по ценности бренда, не имея под собой заводов и пароходов. Мир уже перевернулся. Рейтинги возглавляют короли странных, пока еще до конца непонятных нам, королевств.     

Образование, в смысле образовательного института, тоже может быть брендом.

Брендом может быть какое-то явление. Например, английский графический дизайн в нашем современном мире – это бренд. На то, чтобы он стал брендом, английские политические круги потратили определенные усилия. В свое время бельгийские политические круги потратили массу усилий на то, чтобы появилась плеяда молодых бельгийских модных дизайнеров в фэшн-индустрии. Это серьезные усилия, направленные на то, чтобы, подобно «русской пшенице», в каком-либо виде деятельности появился новый бренд с привязкой к стране.

. «Мне кажется, что у Казани много чего есть за спиной, что может стать центром этого коммуникационного фокуса»
Фото: «БИЗНЕС Online»

«ЕСЛИ БУДЕТ ОПРЕДЕЛЕНА ЗАДАЧА, С БРЕНДОМ КАЗАНИ НЕ БУДЕТ НИКАКИХ ПРОБЛЕМ»

Рассмотрим такое понятие, как регионы-бренды. Например, Париж или Лондон это, безусловно, мировые бренды. Очевидно, к брендам мирового уровня можно отнести Москву и Санкт-Петербург.

– Сейчас территориальный брендинг – это развивающееся направление, и очень многие российские республики, области и города занимаются этим вопросом. Там уже идет масса споров, в том числе и по вопросам идентичности, которую они могут использовать. Любой город – это потенциальный бренд. Но то, насколько он будет успешным, зависит от продвижения. Для этого необходимо определить цель и выбрать путь: за что мы будем бороться и как именно будем это делать.

– У Казани сегодня есть свой неповторимый и узнаваемый стержневой брендовый образ?

– Такой четкой определенной линии в Казани нет. Во многих русских городах тоже этого нет. Москва, например, чрезвычайно многолика. Сейчас сказать, что это, к примеру «Третий Рим», – это ничего не сказать. Казани, мне кажется, тоже нужно со многими вещами подобного рода определиться. Бренд – это инструмент для решения каких-то задач. И, чтобы начать этот инструмент активно использовать, нужно для себя четко определить, каких целей вы хотите добиться. Мы хотим, чтобы другие города завидовали Казани? Мы хотим решить конкретную туристическую задачу? Или мы хотим историзм прокачать?

Мне кажется, что у Казани много чего есть за спиной, что может стать центром этого коммуникационного фокуса. Если определится задача, то с брендом Казани не будет никаких проблем.      

– Некогда существовал своеобразный внутренний брендинг: Крым – всесоюзная здравница, Кубань – всесоюзная житница, Урал – всесоюзная кузница, а Татарстан в сегодняшней России – что?

– Прежде всего сегодняшний Татарстан ассоциируется с какими-то спортивными успехами. Ну и вообще с развитием в широком смысле этого слова. Усилий на это было потрачено много, и они приносят плоды.

– Есть у него какие-то только ему свойственные, уникальные товарные бренды? Как Оренбургский пуховый платок, Тульский пряник?

– Я бы в этом плане поработала над беляшом. Этот брендовый образ вполне можно заставить работать на себя.

– Как именно татарский бренд?

– Да, именно как татарский бренд. Вспомнить, откуда он произошел. Заявить права на него.

– А чак-чак?

– Чак-чак слишком специфичен, чтобы стать массовым.

. «Чак-чак слишком специфичен, чтобы стать массовым»
Фото: «БИЗНЕС Online»

«БРЕНДЫ ОСТАНУТСЯ, ПОТОМУ ЧТО ЛЮДЯМ НУЖНЫ СМЫСЛЫ»

– И последний вопрос. Наш привычный старый и понятный мир меняется на глазах. Наступает формация Cellulam hominum человека мобильного. А это иные потребности в жилье, связи, требования к комфорту и окружающей среде, новый специфический спрос на все то, что составляет основу перечисленного. Cellulam hominum знает языки, он не привязан к рабочему месту и может быть там, где интересно. Все это составит «экономику мобильной жизнедеятельности», и она наверняка потребует нового брендинга. Какой он – брендинговый футуризм?

– Сейчас футуризм очень непопулярная история, потому что прогнозы погоды на завтра и то недостоверны. Мир стремительно меняется, и порой в абсолютно непредсказуемую сторону. Единственное, что хочу сказать: сейчас мы достигли точки сингулярности, когда цикл между точками грандиозных изменений уже не измеряется столетиями. 50 лет – и жизнь вообще не узнается. Приспосабливаться к ней нужно гораздо быстрее, и все развитие в целом обладает другим темпом. Прогнозы на этом фоне очень сложны.

Что является довольно константным – так это человеческая природа, остающаяся в контексте поисков смысла. А бренды завязаны на смыслах. Человеку всегда нужно было осмысленное потребление. Что будет ценностью для человека через 20 лет, за тем и пойдет развитие брендинга. Мы при помощи глобализации, технического и гуманитарного прогресса меняем человека, а потом этот человек при помощи своих запросов начинает влиять на бренды, которые мы «печем» под эти запросы.

Бренды останутся, потому что людям нужны смыслы.

Ольга Коновалова – генеральный директор BBDO Branding.

Окончила факультет социологии Государственной академии управления. До начала сотрудничества с BBDO Moscow Ольга прошла путь от менеджера до директора по работе с клиентами в группе «Видео Интернешнл».

Карьеру в BBDO Moscow Коновалова начала в 2002 году с позиции руководителя группы по работе с клиентами. В то время она отвечала за разработку и реализацию рекламных кампаний для таких мировых гигантов, как Pepsi, DaimlerChrysler, Transmark, Frito-Lay, и других крупных рекламодателей. После этого Ольга возглавила отдел по развитию бизнеса BBDO Moscow.

С января 2006 года Коновалова руководит брендинговым подразделением группы BBDO Branding.

BBDO Group – крупнейшая российская рекламно-коммуникационная группа. Входит в холдинг Omnicom, а агентства группы – в состав международных сетей BBDO Worldwide и Omnicom Media Group. Работает на российском рынке с 1989 года. В настоящее время в состав BBDO Group входит 20 агентств, в которых работают около 1200 человек.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (85) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
12.09.2018 09:18

О, еще один разработчик татарстанского бренбука напрашивается. Наш бюджет и не такое выдерживал. Да и вообще, вряд ли это дело перспективное. Вот, например, кто-нибудь знает бренд хоть одного из регионов Франции, земли Германии или штата США? Тут Россию то опознать могут лишь немногие, а тут еще бренд одного из 80 регионов опознать.... Почему бы не жить просто и тихо, без фанфар и трескотни, с барашками и коровами на зеленых лугах, без вредных производств, без точечной застройки, с нормальными дорогами и со справедливой правоохранительной системой?

  • Анонимно
    12.09.2018 08:31

    Чушь. Никаких сушек в Европе не замечал тем более любви к ним.

  • Анонимно
    12.09.2018 08:32

    беляш это круглый пирожок с фаршем? что то он обычно ассоциируется с казанским вокзалом в москве и отравлением

    • Анонимно
      12.09.2018 09:00

      Вы путаете перямяч (пирожок) и бэлеш. Бэлеш это пирог с начинкой из мяса и картофеля. Очень вскусный пирог.

      • Анонимно
        12.09.2018 09:10

        вы путаете беляш и балиш

        • Анонимно
          12.09.2018 10:20

          жду на БО статью с заголовком "в соцсети разгорелся жаркий спор по поводу правильности произношения "беляш" или балиш

        • Анонимно
          12.09.2018 10:21

          Вы все всё перепутали.
          В России беляш и есть наш перемяч.
          Настоячий бәлеш они не представляют.

        • Анонимно
          14.09.2018 09:56

          09.10 Вы путаете беляш, белиш и балиш. И бэлэш впридачу))

          • Анонимно
            14.09.2018 10:37

            Как все сложно...

            Представляю, что будет в науке на татарском языке - это вам не пирожки с мясом...

      • Псевдоним
        12.09.2018 10:12

        Путает как раз таки госпожа Коновалова.

      • Анонимно
        12.09.2018 10:22

        Бэлеш это рис и фарш в тесте

        • Анонимно
          12.09.2018 11:41

          вак бэлиш - да. и не обязательно рис. полба, пшеница и тд
          так же как зур бэлиш не обязательно делается с картошкой (которой до 18 века не было)

      • Анонимно
        12.09.2018 10:34

        Урыслар пәрәмәчне "беляш" дип атый никтер, бәлешне түгел...

    • Анонимно
      12.09.2018 10:32

      08.32

      Так то там московский биляш

      А тут о татарском говорят

  • Анонимно
    12.09.2018 08:37

    передайте ей, что у татар перемяч. беляши на вокзалах продают

    • Анонимно
      12.09.2018 19:11

      Если погладить привокзальный беляш, он неприменно замяукает. Урал.пельмени

  • Анонимно
    12.09.2018 08:42

    Беляш это не татарский бренд, а трассово-кафешечный

  • Анонимно
    12.09.2018 08:42

    Мирный атом - наш бренд, электрическая лампочка, радиоприемник.

  • Анонимно
    12.09.2018 08:55

    А почему не эчпочмак или перемеч?

  • Анонимно
    12.09.2018 08:56

    ПиримящЬ - это классика жанра.
    Очень вкусные пермячи делают в Пермячной на улице Татарстан,в том доме,где раньше в Советское время была известная Кыстыбыйная - за этими пермячами со всей Казани туда едут.(не рекламирую,просто констатирую).
    Очень вкусно.

    • Анонимно
      13.09.2018 10:08

      Вы имеете ввиду на ул.Тукая, перекресток с ул.Татарстан? Там вроде не кыстыбыйная была, а куры-гриль... Да, едут, голодные мужики со всей Казани - в основном работяги и водилы. Бренд еще тот. А так - да, говорят, вкусно. Я эти жирные дрожжевые "пончики" с мясом не ем.

  • Анонимно
    12.09.2018 09:07

    Нет такого блюда беляш. Есть бэлеш. А беляшом называют, так это на самом деле пярямяч.

  • Анонимно
    12.09.2018 09:18

    О, еще один разработчик татарстанского бренбука напрашивается. Наш бюджет и не такое выдерживал. Да и вообще, вряд ли это дело перспективное. Вот, например, кто-нибудь знает бренд хоть одного из регионов Франции, земли Германии или штата США? Тут Россию то опознать могут лишь немногие, а тут еще бренд одного из 80 регионов опознать.... Почему бы не жить просто и тихо, без фанфар и трескотни, с барашками и коровами на зеленых лугах, без вредных производств, без точечной застройки, с нормальными дорогами и со справедливой правоохранительной системой?

    • Анонимно
      13.09.2018 08:20

      ничего специфичного в чак-чаке нет. тесто и мед - съедобно для всех. Специфичны перебродившие соевые бобы - национальное блюдо в Японии. Или протухшая селедка - национальное шведское блюдо.

  • Анонимно
    12.09.2018 09:27

    Мировой бренд, ни на что не похожий и очень универсальный, это губадия! Она и еда и десерт! В мире ничего похожего на нее нет.

  • Анонимно
    12.09.2018 09:29

    Ну что, опять вызываем Канделаки, даём ей ещё один миллиард и она нам разрабатывает новый БРЕНД!!

  • Анонимно
    12.09.2018 09:31

    Не беляш, а БЭЛЕШ

  • Анонимно
    12.09.2018 09:37

    Дуслар! Посмотрите сами - про выпечку договориться не можете.

    А если НАУКА будет на татарском языке, также будете про каждый термин собачиться? Боюсь, что до науки, как таковой, дело не дойдет - весь пар уйдет на разночтение бытовых слов...

    • Анонимно
      12.09.2018 10:33

      Столичная - лучший бренд?

      Не боись договоримся - главное не лезте с советами

      • Анонимно
        12.09.2018 11:16

        Кому "лезть" разрешите? Или татарская НАУКА будет только для личного и внутреннего пользования?

    • Анонимно
      12.09.2018 11:37

      Отнять инициативу- это многовековая ментальность, ген удалять трЭба))

    • Анонимно
      12.09.2018 13:47

      "Пришлось-таки Костису Христовасилису хлебнуть горя. Висело над его «салоном» и «Цирюльня», и «Голярня», и «Стрижарня»: в «Просвите» и «Украинском клубе» никак не могли сделать точного перевода слова «парикмахерская» — там боролись три непримиримых лингвистических течения." (Ю.Смолич "Рассвет над морем")

      • Анонимно
        13.09.2018 23:23

        А с какого языка переводили? Парикмахер - чисто немецкое слово.

  • Анонимно
    12.09.2018 09:49

    Немного просвещения в области татарской кухни.

    Беляш - круглый пирожок с мясом, обжаренный во фритюре, полностью закрытый. Родина - школьное питание))

    Перемяч - татарское название круглого пирожка с мясом и отверстием с одной стороны. Обжаривается так же на сковороде, сначала отверстием вниз, ловко переворачивается, чтоб не вытек мясной сок, и обжаривается с другой стороны. Подаётся к бульону или как самостоятельное блюдо. Через дырочку для сочности можно залить добавить бульон.

    Балеш, или Зур (большой) балеш (балеш) - это большой печёный пирог во всю сковороду с начинкой из мяса и картошки. Мясо может быть одного вида - говядина, или смесь разных видов: говядина, конина, гусь, утка... Зависит от пищевых привычек жителей региона изготовления.

    Зур балеш, конечно, объединяет))) это целая история. Изготовление и совместное поедание - имеет свой ритуал, это гвоздь семейного застолья.

    Есть ещё и вак (мелкий или маленький) балеш. Вак балеш - печёный круглый пирожок с маленькой дырочкой для бульона. Как правило, делается с мясом и рисом.

    • Анонимно
      12.09.2018 13:06

      Жители русских областей уже смеются над нами. То что они считают своими русскими пирогами оказывает биг беляш. А по башкиров напомнить про их национальные блюда? Для меня треуольник и курник таковыми и останутся, хоть как переименовывай

    • Анонимно
      12.09.2018 14:06

      Дополню свой коммент 9:49.

      Можно на одной странице изобразить и подписать все эти пирожки и пироги. Тогда это будет очень наглядно, и ни у кого не останется сомнений, что есть что.

  • Анонимно
    12.09.2018 09:50

    Наши товарисчи за бугром при встрече вспоминают сало с чесноком и селедку с ржаным хлебом и постным маслом.

  • Псевдоним
    12.09.2018 10:14

    После прочтения заголовка дальше не захотел читать. Человек просто не разбирается в теме.

    • Анонимно
      13.09.2018 23:28

      Заголовки ставят не интервьюируемые, а интервьюирующие.

  • Анонимно
    12.09.2018 10:16

    У нас приезжает много командированных каждый день, все знают и спрашивают где купить красивый, вкусный чак-чак, чтобы увезти в качестве сувенира.

    Ни разу не слышал, чтобы спрашивали про балеш - чушь какая-то.

    • Анонимно
      12.09.2018 12:15

      это только российские командиовочные спрашивают. Во всем мире это иранское блюдо, название только другое)

  • maximteregul
    12.09.2018 10:28

    Перечисленные выше блюда общие - татаро-башкирские или общетюркские.

  • Анонимно
    12.09.2018 10:34

    Все авто в мире делаются 2-3 корпорациями-производителями автокомплектующих. То есть например, между "Рио" и "Короллой" большой разницы в себестоимости нет. Но за бренд "Тойота" потребитель выложит на 30% больше денег.Причём сыпется она чаще чем Киа-их нет в такси. Вот и всё, что надо знать о брендах.Брендинг - вытащить из кармана ещё больше денег.

    • Анонимно
      12.09.2018 11:17

      Для 10:34

      Жарить лучше на растительном масле, потому что сливочное быстро пригорает!

  • Анонимно
    12.09.2018 10:41

    Традиционные привычки в питании, которые сложились во времена, когда приходилось много заниматься тяжелым физическим трудом, уже не подходят. Татарская кухня допустима только по праздникам, а так нет лучшей еды, чем свежие фрукты и овощи.
    Лучшее татарское- это система педагогики, сложившаяся до революции, которая формировалась такими как Ризаэтдин Фахреддин, Тукай и др. Она ни только не потеряла свою актуальность, а стала еще важнее даже, когда этот мир потерял свои правильные ориентиры и молится только на власть, силу и деньги.

    • Анонимно
      12.09.2018 11:11

      Появилось непреодолимое желание ознакомится с татарской системой педагогики.

      • Анонимно
        12.09.2018 11:41

        Откуда татарской педагогике взяться без развивающих игрушек?

      • Анонимно
        12.09.2018 19:02

        11.11 я тоже заинтересовался очень...

      • Анонимно
        12.09.2018 20:37

        А Тукай был педагог? Неужели?

        Комментатор 10:41 пишет, что у татар до революции сложилась система педагогики. И эту систему педагогики формировал Тукай. Тукай был педагог?

  • Анонимно
    12.09.2018 10:46

    А по-моему, Чак-Чак очень даже оригинальное и самобытное блюдо. Жаль только, не все умеют его готовить в домашних условиях.

    • Анонимно
      12.09.2018 11:16

      Тут - чак-чак, там -вергуны: мука, масло,яйца,сахар+форма.

    • Анонимно
      13.09.2018 06:35

      пожалуй слишком самобытное, макароны с мёдом это таксебе)

  • Анонимно
    12.09.2018 10:55

    Бэлеш - это национальный большой пирог с картофелем и мясом (идеально подходит гусиное мясо). Самый вкусный из национальной кухни - когда приезжают гости всегда подается это блюдо.

  • Анонимно
    12.09.2018 11:02

    Честно говоря человек не в теме (от слова вообще), много воды и перепечатанных из всяких учебников по данному вопросу определений. Как можно говорить, что у фейсбука или гугл ни чего нет, а как же всевозможные лаборатории, исследования, ученые, коммуникации и т.п. Сделать брендом Казани беляш это то же полный бред, тогда уж лучше треугольник, во первых он уникален, узнаваем, и имеет очень хороший потенциал в визуальном отношении (треугольник, очень понятный в мире символ), и последнее говорить что в России кроме сбера нет брендов, возможно... скорее всего это просто ни кому на самом деле не нужно в таких масштабах как у гугла, фейсбука или пепси... Чем ни бренд Российская нефть, Росатом, Калашников:))). К стати для Казани не плохим бы брендом мог стать Зилант, не много городов на планете с символом дракона.

    • Анонимно
      12.09.2018 11:17

      Зиланд- переход на темную сторону. Рядом гадалки не хватает)))

      • Анонимно
        12.09.2018 14:18

        Так , по-вашему получается, что китайцы, все 1,5 млрд. человек ,на темной стороне? У них Дракон очень почитается и является символом государства.

        • Анонимно
          12.09.2018 15:07

          Не получается. Мы не китайцы, у нас разный менталитет. Зиланд и дракон - разные персонажи с разной внешностью. Зиланд/Василиск- змей, а не дракон. Возможно одной этимологии со словом Базилевс- царек. Относится к пещерному периоду)))

          • Анонимно
            12.09.2018 16:28

            Василиск- образ грозной опасности - бес, дьявол, а яд его - зависть.
            Придуман семитами, для метафоричности. Видимо, крепко им досталось от кого то во время хождения по пустыне.

          • Анонимно
            13.09.2018 15:23

            Зилант- дракон. С чего вы взяли, что у змей есть ноги и крылья?

    • Анонимно
      12.09.2018 11:22

      Дык, если на гербе Казани обосновался снежный барс собственной персоной, следует, что Казань - родина снежных барсов. Хорошо, что не слонов выбрали.

      Следовательно, БАРСУ и надо быть символом Казани.

      Пройдет совсем немного времени, мы раскачаемся, разведем тут у нас много снежных барсов. И заселим весь Алтай котятами снежных барсов. А где иначе, как не в Казани...

      Про казанских лососей пока промолчим...

    • mad big
      12.09.2018 17:53

      Ну да! Еще один сказочник! Не лень погуглить гербы городов Европы. Через один с драконом. Да что там города. Служил в ЗГВ. Рядом деревня Драххаузен была. Вроде бы переводится как "Дом Дракона". Даже гаштет в деревне в переводе назывался "К золотому дракону". Или "У золотого дракона".

      • Анонимно
        13.09.2018 15:24

        В РФ, только на единственном гербе Казани изображен Дракон-Зилант.

  • Анонимно
    12.09.2018 11:14

    Брендов у нас несколько: Тукай и сабантуй.Если учесть что татары в системе кодов РА это коты семейство рысевых ( Рысь это тотем) Русь), а Казань это место где проводятся брачные танцы, то напрашивается еще один бренд: это татарские танцы и песни (старые).Может те что немцы в 1 мировой записали у пленных татар.Это наСтоящие песни и голоса и слух музыкальный, выражаюших душу народа.

  • Анонимно
    12.09.2018 11:38

    Как видим, с брендом все не так однозначно...

  • Анонимно
    12.09.2018 11:42

    Ольга Коновалова, мне кажется, может завалить любой национальный образ, а не только коня. Чувствуется, что она не чувствует национальные образы.

    • Анонимно
      12.09.2018 12:54

      Коновалова не несет моральной ответственности за отсутствие бренда.
      Тюбетека. Видишь тюбетейку на персонаже и приходит понимание того, что он непримирим.......ни с чем.

  • Анонимно
    12.09.2018 12:19

    общемировой бренд Казани- Образ Казанской Богородицы. Его знают во всем мире, ей посвещены целые соборы и присутствует очень во многих храмах и музеях. Только вот где такая Казань находится знают не все))

  • Анонимно
    12.09.2018 15:59

    золотова на дуэль, кто больше бэлешей сожрет вызывайте.

  • Анонимно
    12.09.2018 16:19

    "Татар" - это и есть бренд! Помню в бытность работником "Интуриста" иностранцы спрашивали о моем происхождении . "Tatar" вызывало у них почти шок: глазки округлялись, брови взлетали, губки шепотом повторяли "Tatar!". А потом следовала куча вопросов! Что может быть круче?! Зачем нас ассоциировать с какими-то пирожками и малахаями, сапогами и сладостями, если одно имя вводит в когнитивный диссонанс!

  • Анонимно
    12.09.2018 19:06

    Пожалуйста не трогайте чак-чак!

  • Анонимно
    13.09.2018 13:37

    Обувь Спартак, меха Мелита могли бы стать брендами.
    Работать никто не хочет.

    • Анонимно
      13.09.2018 23:38

      Они давно уже бренды. Насколько они раскрученные и известные бренды - это другой вопрос.

  • Анонимно
    13.09.2018 14:12

    Это не очень умная женщина.
    непонятно зачем нам ее явили, фишманиада никак?

    28%

  • Анонимно
    14.09.2018 09:09

    Татарским брендом могла бы стать национальная интересная киноиндустрия, умное современное литературное сообщество, выразительная современная художественная школа /не здание/ или инновационное производство. Но сейчас за неимением этого и потерей старых достижений понятно рассматривается беляш или чакчак. В головах беляш.,

  • Анонимно
    14.09.2018 13:17

    По кино нам не догнать якутов. Отстали капитально.

  • Анонимно
    14.09.2018 13:18

    Зато у якутов нет Шаманистского кинофеста.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Подпишись на нас в Zen