Общество 
29.09.2018

«Говорил: давайте создадим отделение татарского языка для русских школ. Отвечали: нет»

Экс-ректор КГПИ Рузаль Юсупов об истоках языкового кризиса из начала 90-х, несозданном в РТ «татарском Оксфорде» и неграмотных журналистах

В сентябре известному татарстанскому ученому-языковеду, бывшему руководителю Казанского пединститута и депутату Верховного Совета РТ Рузалю Юсупову исполнилось 80 лет. Большой знаток татарского языка по-прежнему в строю и продолжает активную научную деятельность. В интервью «БИЗНЕС Online» Юсупов рассказал о том, как был вынужден уйти из КФУ, почему национальный университет может быть только гуманитарным и какую роль в образовании играет воспитание национальной гордости.

Большой знаток татарского языка Рузаль Юсупов по-прежнему в строю и продолжает активную научную деятельность Большой знаток татарского языка Рузаль Юсупов по-прежнему в строю и продолжает активную научную деятельность Фото: Ирина Ерохина

«ПЫТАЛСЯ НАПОМИНАТЬ, ЧТО НАДО ПО-ДРУГОМУ ОРГАНИЗОВАТЬ ОБУЧЕНИЕ ТАТАРСКОМУ ЯЗЫКУ»

— Рузаль Абдуллазянович, этот год знаменательный. Поздравляем вас с прошедшим 80-летием. Кроме того, начиная с 1 сентября в школах исчезли обязательные часы татарского языка, дети стали изучать новый предмет «Родной язык». Вы ожидали, что ситуация с татарским языком в школах зайдет так далеко?

— Эта история давняя и с глубокими корнями, нынешнее кризисное состояние не случайно. И я как ученый был готов к такому исходу: много выступал в печати, по радио, телевидению, предупреждал наши власти, руководителей, обращался в министерство образования нашей республики с напоминанием о том, что надо по-другому организовывать преподавание татарского языка в школах, более серьезно относиться к этой важнейшей проблеме. Я видел, знал изнутри причины создающейся ситуации.

В 1992 году был принят закон о языках РТ, в создании которого я сам принимал участие как депутат Верховного Совета и председатель комиссии по национальным вопросам и культуре. Я знал об опасностях, которые подстерегают в реализации этого закона, пытался напоминать, что надо по-другому организовать обучение татарскому языку.

— А как надо было?

— Я прежде всего говорю о русских школах, где преподавали татарский, с преподаванием татарского языка в татарских школах особых проблем не было. Так вот в обычных общеобразовательных школах процесс надо было организовать совершенно по-другому. Надо было преподавать татарский язык как иностранный. Надо было с азов начинать учить разговорной речи, прежде всего живой речи, добиваться того, чтобы дети умели говорить, выступать. Главная задача – овладеть языком, красивой литературной речью, а они занимались зубрежкой и заучиванием грамматики.

Четверть века назад, когда был принят закон о языках, потребовалось большое количество преподавателей татарского языка. А где их взять? Правительство, министерство образования, в частности, пошли по легкому пути — мобилизовали всех преподавателей татарского языка в татарских школах, а также преподавателей других предметов, кто более или менее знал татарский язык, в том числе и тех, у кого не было филологического образования. Надо было забить эту нишу, поэтому и привлекли большое количество неспециалистов. К тому же специальных учебников для учеников русских школ не было, и стали, чуть-чуть видоизменив, использовать учебники для татарских школ. Естественно, что они не годились — там учили правилам, грамматике, но живой разговорной речью для свободного общения не занимались. Преподаватели не знали, как этим заниматься, да и не хотели, но сверху указаний не было. В итоге потратили огромное количество времени, денег, а результат — за 11 лет из школы выходили ребята без знания языка.

Это очень обидно, я много выступал, когда еще был ректором, а потом заведующим кафедрой татарского языка уже федерального университета, когда к нему присоединили наш педагогический вуз, проводил конференции с привлечением лучших учителей, приглашая руководителей министерства образования. В общем, все что мог, что считал нужным, что было в моих силах я делал. К слову, когда я был вице-президентом Академии наук  РТ, ко мне поступало большое количество писем непосредственно из Москвы, присланные на имя президента Путина, Шаймиева. Там были правильные в целом мысли, с болью, с выражением беспокойства писали родители — люди ведь все понимают. Они просили, чтобы нормально преподавали язык. Но воз и ныне там. В общем, главная беда, на мой взгляд, в том, что не сумели наши власти организовать и реализовать хороший закон о языках, вызвав недовольство родителей детей в школах с русским языком обучения.

.
Фото: Ирина Ерохина

«НИЧЕГО НЕ МОГ Я ПОДЕЛАТЬ — МОСКВА НЕ БЫЛА ЗАИНТЕРЕСОВАНА»

— А вы себя не считаете тоже виноватым в этом? Все-таки много лет вы были ректором вуза, который выпускает педагогов, кроме того, вы сами известный языковед, но так и не создали нужных учебников, не разработали методики преподавания.

— В какой-то степени, безусловно, я тоже виноват, не так настойчиво ходил с инициативами и просьбами, требовать я не имел право, ведь вуз подчиняется Москве, министерству образования РФ...  Может быть, мы недостаточно готовили учителей татарского языка, хотя я тоже тогда говорил в этой связи, что надо готовить учителей татарского языка для русских школ специально. Я всю сознательную жизнь работал в педагогическом вузе, все ступени прошел — от простого преподавателя до ректора, и всегда было специальное отделение русского языка для татарских школ. И это не случайно, потому что специфика есть. Я говорил: давайте создадим отделение татарского языка для русских школ. Но мне отвечали: нет. Ничего не мог я поделать, Москва не была заинтересована в этом, наши должны были чесаться, грубо говоря, там ведь особых средств и не нужно было, просто немного изменить методику.

— А такая методика существует, чтобы научить ребенка простой бытовой татарской речи?

— Что касается методики преподавания, беда в том, что ее так и не создали. Есть методики преподавания любого языка как иностранного...

— Вот в КФУ есть иностранцы, которые изучают татарский язык, и они за каких-то полгода овладевают им на сносном уровне....

—Совершенно верно, за полгода-год обучают языку. Мне приходилось бывать во многих странах по работе и туристом, завидовал учащимся, особенно арабских государств: в школе обучают иностранному языку, чаще всего это английский, и дети прекрасно говорят. Почему так? А потому что методика правильная. Я неоднократно напоминал: давайте преподавать как иностранный язык. А наши преподаватели: «Как можно преподавать татарский язык детям-татарам как иностранный, это кощунственно звучит». Ничего подобного — для них он как иностранный, потому что фамилия только татарская по паспорту, а языка-то он не знает, дома у него на нем не разговаривают.

— «Родной язык» — это пара часов в неделю. Достаточно для освоения предмета?

— Естественно, недостаточно, по этому поводу я выступал в печати, выражал свое недовольство, свою боль, но от нас не зависело — это решил президент Российской Федерации, одним своим росчерком, словом... Конечно, это отдельный вопрос, не надо было так рубить с плеча, но что тут поделаешь, теперь мы только задним числом об этом можем говорить.

Но даже при нынешнем количестве часов, если разработать правильную методику, за 9 лет можно научить свободно владеть языком. Зависит все от министерства образования, как они быстро нормальные учебники создадут, с учетом специфики обучающихся. Но тут уже другая беда стучится —родители сами выбирают русский язык как родной, вся беда в ЕГЭ, и это прагматичный практический подход родителей.

— Это понятно, без должного знания госязыка РФ будут проблемы с поступлением в вуз.

— Тут у меня аргумент тоже есть. Сейчас русскому языку даже в татарских школах обучают будь здоров. Это раньше русский язык хуже преподавали, да и то люди спокойно поступали в вузы — это было 50–60 лет назад. Я сам после окончания 7-летней школы поступил в техникум с русским языком обучения, докторскую диссертацию защитил на русском языке, причем в Институте русского языка академии наук СССР в Москве. При желании можно, татары — народ трудолюбивый, когда они чувствуют, что уступают в начале обучения, то ставят цель догнать, не уступать русским детям, а к концу обучения опередить их.

— Но татары и народ довольно осторожный. Из всех директоров школ, к примеру, против системы пошел только Павел Шмаков.

— Я вашу мысль понимаю, менталитет осторожный, доходящий до пугливости даже (смеется). Это в психологии сидит, этому есть причина... Сколько веков ущемляли, давили, зажимали всеми способами, эта боязливость сохраняется еще, переходит из поколения в поколение, к сожалению. Татары пассивно выступали и сейчас выступают за сохранение и развитие татарского языка. Директора школ должны были, я об этом писал и пытался проводить разъяснительную работу среди родителей, мол, не бойтесь, ваши дети не хуже будут знать русский язык. Слишком большая осторожность губит, люди боятся, что дети не смогут поступить в вуз, а вот боязни, что дети без языка могут остаться, языка лишатся родного – об этом не задумываются.

Я говорил всегда: надо воспитывать гордость за свою нацию — это не шовинизм, не национализм, как некоторые пытаются представить. Чтобы прививать любовь к языку, чтобы появилось желание его изучать, в основе должна лежать вот эта гордость. Дух, самосознание должны быть на уровне, а они у нас недостаточные, к сожалению. В этой связи я напоминаю, обращаюсь и к родителям, и к организаторам образования: давайте в школах говорить о достоинствах татарского народа, других народов. Сколько у нас выдающихся деятелей начиная со средних веков: военачальников, спортсменов, Героев Советского Союза. Гордость — естественное чувство, иначе нечего делать, языку не научишь. Министерство образования, мне кажется, этим недостаточно занимается, средства массовой информации тоже, хотя есть исключения, некоторые газеты, в частности «Мәдәни җомга» — там такие хорошие материалы публикует редактор Вахит Имамов, невольно гордость появляется — какие у нас были люди! Русский язык, естественно, не надо забывать, брать пример с дворян, которые несколько языков знали. Наши татары за границей так же, кроме родного, знают три-четыре языка.

.
Фото: Ирина Ерохина

«ПОМНЮ ЧЕТКО, КАК ШАЙМИЕВ ВЫСТУПАЛ, ГОВОРИЛ, ЧТО ЭТО БУДЕТ НЕ ХУЖЕ ОКСФОРДА»

— Вы были последним ректором еще казанского пединститута. Что можете сказать про его дальнейшее исчезновение и слияние с КФУ— это было ошибкой?

— Это было глубокой ошибкой, очень серьезной, непростительной. Ни в одном нормальном среднего размера городе такого нет, чтобы не было педагогического вуза, ни в одном городе не уничтожили педагогический вуз. Это же самая распространенная, самая гуманная профессия. Результат — сейчас не хватает учителей, и не только татарского языка и литературы, а все потому, что у них интересы другие. Ректор КФУ Гафуров говорит: мы, мол, федеральный вуз, не работаем для Татарстана, пусть деньги выделяют. А мы работали с РТ, хотя нас финансировало министерство образования РФ, мы готовили в педуниверситете учителей, владеющих и русским, и татарским языками, этот опыт очень ценный. Мы принимали специально на первый курс математиков, физиков, других будущих предметников и на русском языке, и на татарском языке. Во-первых, поступать легче, вступительные экзамены принимали на татарском языке, конкурс был отдельным, первые два курса тоже преподавали по-татарски, создавали учебники, методику, а затем с третьего курса переходили на русский язык обучения. Мы готовили людей, знающих оба языка, было прекрасно. Я как руководитель вуза внедрял систему, и не было никаких проблем.

У нас был вуз с большой историей, он создавался в России третьим — после Санкт-Петербургского и Московского. Педагогический вуз нужен, поэтому он и называется педагогическим, там большое внимание уделяется специальной подготовке — и теоретической, и практической.

— Мог ли стать преемником умершему педагогическому университету татарский национальный университет, который так и не создали, хотя даже постановление кабмина было на этот счет...

— Это было при мне, когда я был депутатом Верховного Совета, мы успели принять постановление о необходимости создания татарского национального университета, но это противоречиво все. Вот так взять и создать национальный университет — дело непростое. Ну и не надо путать его с педагогическим вузом, ведь он сам по себе. Все специальности невозможно готовить в одном вузе. Что там авиаторов, химиков готовить? Национальный университет, если бы он был, то надо его создать по гуманитарным специальностям — языки, история, культура, психология и так далее. Он должен был быть образцовым, местом, где готовят элитных специалистов опять же в гуманитарных направлениях. Ну не пошлешь же его выпускника на завод?

Я не против создания татарского национального университета, но правительство когда-то упустило этот вопрос, наш Верховный Совет не настоял. Надо было добиться выполнения решений и постановлений парламента. Причины этому были, я знаю их. Во-первых, пожалели средств, боялись Москвы, мол, обвинят, дескать, национальный вуз для себя создают. Потом пытались решать этот вопрос за счет объединения с гуманитарным институтом, где готовили специалистов для села, потом присоединили туда ТАРИ (Татаро-американский региональный институт). Назвали все Татарский гуманитарно-педагогический университет — это делали с тем, чтобы успокоить народ, мол, зачем вам еще национальный университет. Я до сих пор помню четко, как Шаймиев выступал, говорил, что это будет не хуже Оксфорда. Но не создали Оксфорд, а погубили, потом объединили с федеральным университетом, тогда и педагогического не стало, ТАРИ не стало, гуманитарного не стало. Советоваться надо было, а они не советовались, приняли решение в кулуарах, и все.

.
Фото: Ирина Ерохина

«ЖУРНАЛИСТЫ САМИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА НОРМАЛЬНО НЕ ЗНАЮТ, А ВЫПЕНДРИВАЮТСЯ»

— Ваше имя у татарской общественности часто ассоциируется с критикой дикторов телевидения, журналистов, вы говорите, что сейчас очень неграмотная татарская речь и письмо у многих.

— Ведь доказательно критикую, на примерах. Я в своей книге «Матбугат һәм эфир теле» («Язык печати и эфира») привожу более 3 тысяч выявленных ошибок и теоретически обосновываю, как происходит нарушение языковых норм. Беда, просто беда, журналистов готовили по учебному плану Москвы, а Москве твой язык не нужен. Они работали с базовыми знаниями, полученными в школе, а теперь и вовсе татарских школ не стало. Есть, конечно, отдельные журналисты, они сами овладевают, но большинство недостаточно, мягко говоря, владеют языком.

— А может, зря вы ополчились на журналистов, беда не в ошибках, а в том, что сам язык исчезает...

— Так этими ошибками мы содействуем исчезновению языка. В татарском языке, как и в английском, есть буква һ, ни один радио- или тележурналист ее правильно не произносит, заменяют на х... Сплошь и рядом нарушают. Журналисты нарушают, ну и власти виноваты, раньше была секция переводчиков при союзе журналистов Татарстана. Надо учить журналистов теории перевода — это же целая наука, а у нас человек, просто владеющий языком, начинает переводить. Каждый себя считает специалистом.

— Но бывает и так, на телевидении ученые ругали журналистов за то, что язык нелитературный, а простым зрителям не нравилась излишняя литературность экранного языка...

— Это все крайности, журналисты сами литературного языка нормально не знают, а выпендриваются... Вытаскивают откуда-то старинные арабские слова, вышедшие из употребления, и используют обильно без необходимости. Потом этим хвалятся, мол, нашел новое слово. Орфография вообще никуда не годится —как слышат, так и пишут. Стараются выкидывать русские заимствования и заменять их на арабские, хотя заимствования сами по себе — это неплохо. Но на телевидении, как и в печати, безусловно, должен быть литературный язык.

.
Фото: Ирина Ерохина

«КАК МОЖНО ПРОСТО ТАК СИДЕТЬ, ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН ДО САМОЙ СМЕРТИ РАБОТАТЬ»

— Почему вы ушли из КФУ?

— Я после присоединения педуниверситета к КФУ поработал завкафедрой года два-три, потом уже просто профессором, потом совсем не стало часов для нас, для профессоров, в том числе и для академика, а все потому, что выступал с предложениями. Где-то замечание сделаешь, где-то покритикуешь — все цивилизованно, нормально, но там не привыкли работать с такими людьми. Выжали, оставили одну молодежь, видных ученых убрали, придумали ставку 0,1 для меня, академика. Я 20 лет руководил аспирантурой, кандидатские диссертации под моим руководством защищались, 500 человек кандидатскую при моем председательстве защитили. Ну как так? Для ученых нет ведь возрастного ценза — как академика, проработавшего 17 лет ректором, можно убрать из вуза?

— Да и в Госсовете РТ сейчас почти не осталось защитников татар, разве что Разиль Валеев.

— Раньше ситуация была другая, конечно, были несколько человек, сейчас не стало. Разиль — светлый человек в целом, он старается, пытается, но один в поле не воин. Ему тяжело, и поэтому иной раз он и не говорит, хотя я его понимаю. Его душа болит за татарский язык, татарскую культуру.

— Вы много лет были членом президиума всемирного конгресса татар, сейчас не попали в состав «Милли шура».

— Да, меня избирали, но там я особо себя не проявлял, мне хватало других дел. Я ведь был председателем Республиканской партии Татарстана еще три года, как никак. На волне приобретения суверенитета появилась, решили мы, что суверенные, самостоятельные в основном. Создали программу, устав, газету издавали на двух языках. Все держалось на патриотизме, энтузиазме...

— И сейчас в свои 80 без дела не сидите?

— Как можно просто так сидеть, человек должен до самой смерти работать по мере возможностей. Только так, это поддержка жизни. Пишу научные труды, издаю книги, причем в основном на свои деньги. Недавно меня самого нашли через интернет, мы опубликовывали в международных журналах одну статью о новых подходах к определению частей речи. Там было резюме по-русски и по-английски, по ней меня определили, написали, что моя статья им понравилась. Попросили посолиднее работу по этой теме, готовы издать монографию бесплатно. Есть у меня такой труд «Общая и специфическая лексика фразеологических средств русского и татарского языков», когда был ректором, то издал для студентов. Я послал по электронной почте, и ее приняли для публикации. Главное, чтобы приносило пользу, а то журналисты, например, вообще не читают рекомендации.

Юсупов Рузаль Абдуллазянович родился в 1938 году в деревне Кышкар Атнинского района Республики Татарстан.

Окончив  татарскую сельскую школу, поступил в Казанский кооперативный техникум. После получения дип­лома был направлен товароведом в Усть-Уйский район Курганской области.

 Через два года работы был призван в армию, три года служил в погранвойсках в Таджикистане.

С 1960 по 1964 годы учился на историко-филологическом факультете Ка­занского государственного университета. Был ленинским стипендиатом, секретарем комсомольской организации факультета.

С 1964 по 1967 годы работал перевод­чиком и редактором комитета по радиовещанию и телевидению при Совете Министров ТАССР.

С 1967 по 1970 годы учился в аспирантуре при Казанском педагогическом институте. После досрочной защиты диссертации был назначен преподавателем, и вся дальнейшая жизнь Юсупова была связана с этим вузом. Прошел все ступени учебно-научной деятельности: был ассистентом, старшим преподавателем, доцентом, профессором, секретарем партийной организации, замдекана, деканом историко-филологического факультета.

С 1986 по 2002 годы работал ректором Казанского педагогического институ­та, который в период его руководства был преобразован в Казанский педагогический университет. Руководил  кафедрой татарского языкознания, аспирантурой и докторантурой при этой кафедре, в тече­ние многих лет возглавляет докторский совет по сравнительно-историческому, типологическому и сопоставительному языкознанию.

В 2007 году член-корреспондент АН РТ Юсупов был избран академиком и ­ви­це-президентом АН РТ, он является ­лауреатом госпремии РТ в области нау­ки и техники.­

Основные научные направления профессора Юсупова определены его кандидатской и докторской диссертациями, а также работой в сфере журналистики и научно-педагогической деятельности. Это теория и практика перевода, сопоставительная типология, культура речи и методика преподавания родного языка.­

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (50) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
29.09.2018 09:29

ЕГЭ по татарскому ни при чём. Современные дети и их молодые родители живут в XXI веке и прекрасно понимают, что для того, чтобы быть конкурентоспособным прежде всего нужно знать английский, математику, информатику, робототехнику, физику. А здесь всё решают, "можно ли собирать валежник в лесу"... Проснитесь уже! Увидел на ТНВ передачу Шаян ТВ, как будто попал в 80-е. Разве современные дети будут такое смотреть?!

  • Анонимно
    29.09.2018 08:50

    Интересный, конечно, дедушка, слов нет. Но это так далеко от сознания современного молодого образованного человека. Сейчас все пишут и говорят об искусственном интеллекте, технологии блокчейн, продукции Apple, квантовой телепортации, освоении Луны и Марса. Вот чем люди современные живут, а тут нафталин один. "Татарский Оксфорд" - это ну просто трэш, давно так не смеялся, спасибо!!)

    • Анонимно
      29.09.2018 09:28

      Английского Оксфорда нет - есть просто Оксфорд.
      Как только появится Английский Оксфорд - науки в нем не будет.

      • Анонимно
        29.09.2018 15:18

        Вместо татарского Оксфорда и замечательного Казанского университета получился очень-очень большой Елабужский педагогический институт под названием "КФУ", но с очень "правильным" перераспределением финансовых потоков...

    • Анонимно
      29.09.2018 09:29

      ЕГЭ по татарскому ни при чём. Современные дети и их молодые родители живут в XXI веке и прекрасно понимают, что для того, чтобы быть конкурентоспособным прежде всего нужно знать английский, математику, информатику, робототехнику, физику. А здесь всё решают, "можно ли собирать валежник в лесу"... Проснитесь уже! Увидел на ТНВ передачу Шаян ТВ, как будто попал в 80-е. Разве современные дети будут такое смотреть?!

      • Анонимно
        29.09.2018 13:45

        Ну давайте преподавать математику,информатику,робототехнику,физику на английском как в Сингапуре,а русский оставим как предмет.Согласны?!

        • Даже в Турции в ведущих учебных заведениях преподают на английском, очень часто бывают основные технические предметы на английском, гуманитарные типа истории на турецком

          • Анонимно
            29.09.2018 14:45

            турция здесь причем? мы в России живем. вы из турции пишете?

        • Анонимно
          29.09.2018 14:41

          Госпидя-я-я-я! Сколько можно повторять - в стране под названием Россия всеобщее образование было, есть и будет на русском языке. Андестенд, ипташлар?

        • Анонимно
          29.09.2018 14:53

          Уже давно пора так делать! Но это же и политический вопрос- нашим узурпаторам нужна дешевая рабочая сила, а люди с хорошим образованием и знанием языков останутся ли здесь работать за 3 копейки?

    • Анонимно
      29.09.2018 10:47

      *0 лет человеку. Всю жизнь этим занимался. Говорил про проблему давно и предлагал. И что???????? Где хоть что-то , Почему сам не смог родить даже элементарную методику способную показать чего сам же хочет.?? Где эти учебники или хотя бы методичка тоненькая? 20 лет руководил аспирантурой и 500 диссертаций.. Что же мешало то????

    • Анонимно
      9.10.2018 05:03

      Не всё в мире измеряется искусственным интеллектом. У вас что, своего интеллекта нет? То есть вы хотите сказать, что родные языки народов России не нужны?
      Вся эта богатейшая культура, языки, литература должны уйти, чтобы остался только английский язык? То есть народы с их историей уже не нужны, мы же улетим на Луну и Марс!?
      Одним из факторов развала СССР был языковой вопрос, кстати.
      Значит, вы готовы развалить РФ.

  • Анонимно
    29.09.2018 09:01

    Рузаль Абдуллович (Абдуллазянович), Чын кунельдан Юбилееын белан! В 70 годы был знаком . Будучи студентом (редактором факультетской газеты"Ленинец") зауважал ,всю жизнь держал в поле зрения .не ошибся, человек с большой Буквы. Именно человек!С уважением Габдрахман Н. Челны.

  • Анонимно
    29.09.2018 09:05

    Большая глупость запрещать родные языки, и делать это в разрез с Конституцией РФ
    Смешно грустно и глупо

    • Анонимно
      29.09.2018 09:24

      Поэтому никто и не запрещает. У вас детей школьников просто нет, а то вы бы знали, что есть такой предмет "Родной язык" в школах. Гдупости вы пишете

      • Анонимно
        29.09.2018 09:55

        вы то лучше нас знаете. и про язык и про писателей. откуда вы беретесь такие - не читал, но осуждаю. махровый совок.

        • Анонимно
          29.09.2018 10:20

          Да, я знаю лучше. Потому что воспитываю детей школьников и книги читаю. А вы, зомбированные националистами способны лишь писать штампами. Это ваш удел - повторять чужие фразы, поскольку собственных мыслей нет и быть не может

      • Анонимно
        29.09.2018 12:13

        Приказ Минобраза от 2008 года о запрете сдачи итоговых экзаменов на татарском языке.Для сравнения в США можно сдавать экзамен на водительские права на русском,а для татарского не разрешают сдавать даже географию.

    • Анонимно
      29.09.2018 09:38

      Надоело уже. Никто не запрещает. А методика преподавания действительно никакая. И преподаватели редко стоящие бывают - вот и вполне закономерный результат.

      • Анонимно
        29.09.2018 09:53

        Методика ничуть не лучше и не хуже чем по русскому
        Просто нет обязательного и строго экзамена как по русскому
        Вот и не учили

      • Анонимно
        29.09.2018 09:56

        Русский 11 лет учат
        2500 часов
        В школу приходят уже все со знанием русского, чере 11 лет примерно с таким же багажом уходят
        Безграмотность потрясающая

        Какие методики?
        За 2500 ученого филолога можно выучить

        • Анонимно
          29.09.2018 10:22

          Вы наверное филолог? ПТУ на тройки закончил и все туда же, систему образования обсуждать.

          • Анонимно
            29.09.2018 12:01

            Не только осуждать, а призывают сломать имеющуюся систему российского образования...

            Как будто сами что-то путное сделали для образования, кроме как тявкать из кустов...

            • Анонимно
              29.09.2018 13:26

              А по существу есть что сказать?)))
              2500! Часов
              Курс сапромата 120 часов всего

              Бездарно потраченное время

              • Анонимно
                29.09.2018 14:44

                Я тебе и говорю по существу! Курс сОпромата прошла на мехмате КГУ. Поэтому говорю - не нДравиЦЦа существующая система российского школьного образования - ищи СЕБЕ другую или систему образования или страну.

                Главное, остальным НЕ МЕШАЙ учиться - нас ВСЁ устраивает.

                • Анонимно
                  29.09.2018 15:27

                  Совсем не устраивает
                  Вас одного только наверно такая система образования в стране устраивает

                  • Анонимно
                    29.09.2018 17:22

                    Алга - ищите другую или систему образования, или другую страну.

                • Анонимно
                  29.09.2018 15:55

                  Нам тоже не нравится существующая система образования
                  бестолковая и порочная
                  ненужные предметы, не приспособленные к жизни

    • Анонимно
      29.09.2018 10:49

      09.05 Вы откуда то приехали? Откуда? Где то слышали про запрет? Наверное здесь, в комментариях некоторых. Спешу успокоить - запрета нет. Не было и нет.. Проблема в Татарстане была не с татарским языком, а с изучением русского языка. Проблему с изучением русского языка в школах республики и исправили в прошлом году, приведя местные нормы к федеральным.

      • Теперь проблема с татарским языком. С его сохранением и развитием. Факультатив вместо обычного школьного преподавания, убьет любой предмет

      • Анонимно
        29.09.2018 14:33

        С русским проблем не было
        Не лгите
        В течении последних 15 лет школьники из Казани в первой тройке в еге по русскому

        Школьник в Казани знает русский лучше чем в Тамбове или Рязани

        Вот там проблемы с русским

  • Анонимно
    29.09.2018 09:19

    Странная позиция: да, я знал, что методика ужасная, что учителя непрофессиональные, за 25 лет так ничего и не смогли изменить в лучшую сторону, НО Путин все равно не прав, рубит с плеча и все испортил. Логика где? Если б Президент не остановил эту вакханалию, так бы и сидели ещё 100 лет, издевались над русскоязычными детьми и пилили бюджетные деньги.

  • Анонимно
    29.09.2018 09:36

    Ощущение, что что-то есть в русском языке, свойство, очень тяжело русскоязычным освоить другие языки. Во всем мире люди осваивают языки, часто говорят на нескольких языках, а в России это очень редкое явление, даже эмигрировавшие жалуются, что им тяжело язык освоить. И почему-то человек легко теряет родной язык, когда знает русский язык, странно. Может только так кажется.

    • Анонимно
      29.09.2018 09:56

      Вам это кажется. Начните учить якутский - просто так, для развития. Когда выучите якутский, может, поймете тех, кто не хочет учить татарский.

    • Анонимно
      29.09.2018 10:02

      Вы не правы хотя бы потому, что наполовину русский состоит из татарских слов. Фактически это наш второй язык. Татарин

    • Анонимно
      29.09.2018 11:07

      Просто нет мотивации. Любой нормальный психолог вам скажет: просто так учить языки, чтобы знать- дело бессмысленное. Как только появляется мотивация стоящая, языки изучаются очень быстро. Моя подруга вышла замуж за американца и освоила бытовой английский за 3 месяца еще здесь, в Казани)). Учат ЛЮБОЙ язык только тогда, когда есть необходимость в этом, а в российской глубинке говорить на английском/итальянском и др. просто не с кем. Но как только появляются связи с другими странами, появляется необходимость по работе, то русские проявляют таланты в освоении языков. А эмигранты жалуются... скорее всего уехали в очень взрослом возрасте или просто привыкли лениться.

  • Анонимно
    29.09.2018 09:53

    Какой оксфорд если учебников нормальных написать не смогли А всё благодаря кумовству и клановости.И оксфорд будет тоже если его создадут то из родной деревни очередного начальника и академики будут все аульного качества.

    • Анонимно
      30.09.2018 11:30

      Мой по новому учебнику учится, цветной, как учебник английского. Игры играют на уроке, песенки даже дома поет, очень нравится!

  • Анонимно
    29.09.2018 09:57

    Великие заслуженные татары, знаете как учат языки, когда уже есть база? Читают и слушают книги. Выделяют непонятные слова, записывают и учат. Год прошел. А как не было доступных текстов татарских авторов в интернете так и нет. Одни разговоры о татарском на русском. Для этого не надо финансирования, какой нибудь Валеев мог бы начитать за год пару хороших книг, просто выложить на канал в ютюб. Я бы сам начитал, да я не умею.

  • Анонимно
    29.09.2018 10:37

    Двойственное впечатление испытывал во время чтения его интервью от его воспоминаний о борьбе за язык, но после ознакомления с его партноменклатурной части биографии все прояснилось и стало на места.
    Рим Дашкин

  • Анонимно
    29.09.2018 10:56

    Всё по плану. Периодичность соблюдается. Завтра надо ждать очередную статью Р.Айсина про ущемление?

    • Анонимно
      29.09.2018 11:33

      да, БО продолжает ловить хайп

    • Анонимно
      29.09.2018 16:24

      Не знаю что там про Айсина. А вот про то как бедную Россию все пытаются укусить,что снаружи,что внутри ждать до завтра не надо.Все в онлайн по всем каналам . Дабы не расслаблялись.

  • Анонимно
    29.09.2018 11:32

    Отл чная статья в целом, самые главные враги татар- среди самих татар, как всегда, со времен Грозного ничего не изменилось, грустно все это читать, мескен халык без самоуважения.

  • Анонимно
    29.09.2018 11:33

    Ну наконец-то умный человек среди защитников татарского языка нашёлся, я уж думал не будет таких. Про методику и про преподавание татарского как иностранного языка всё сказал на 100% правильно. Почему умных людей и профессионалов своего дела печатают редко, а файзрахмановых, айсиных, идиатуллиных и валеевых постоянно?

  • Анонимно
    29.09.2018 14:06

    Большинство населения США - имигранты, потомки вовсе не англичан, а ирландцев, немцев и т.д. Тем не менее они учат английский. Разве они не гордятся тем, что они американцы? Почему татарам нельзя гордиться, что они и россияне тоже, зная только русский? Зачем принуждать к "родноязычию"? Ещё и другие народы заставить некоторые хотели учить чужой им язык...

    • Анонимно
      29.09.2018 14:44

      Как он вам может быть чужим если вы живете в Татарстане?
      Вы просто не осознаете как вам повезло
      Я это без сарказма говорю

  • Анонимно
    29.09.2018 17:14

    Почти все фотографии в стиле возвеличивания (особенно, фото-портрет через линзы очков...))).

  • Анонимно
    29.09.2018 17:18

    Поздравляем от нашей семьи Валиуллиных и Галяутдиновых ( все закончили и работали в нашем пединституте).Долгих лет жизни,здоровья и всех благ.Отличный был руководитель КГПИ,всегда поддерживал сотрудников института,не зависимо от должности,знал кто в каком подразделении работает

  • Анонимно
    30.09.2018 10:39

    Рузаль-ага, от всей души поздравляю с круглой датой! Рад, что не утеряли научную и общественную активность. Пересекался в 1990-х в Верховном Совете РТ (тогда это был Праламент ...). Редкий случай, когда и руководитель - вменяемый, и специалист - глубокий. Здоровья, успехов и счастья.

  • Анонимно
    30.09.2018 10:48

    Рузаль-ага, рад увидеть Вас живым, здоровым и, как в былые годы, активным! Поздравляю с круглой датой, здоровья, успехов и счастья Вам. "Пересекался" с Вами в 1990-х в Верховном Совете РТ (тогда это был Парламент). Один из редких случаев сочетания и вменяемого руководителя, и серъезного специалиста.
    Наиль Махиянов, Нижнекамск.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Подпишись на нас в Zen