Общество 
14.10.2018

«У кабинета меня ждал молодой красивый паренек: «Абый, машина нужна?» Это был Минниханов»

«Картофельный король» ТАССР о том, как 50 лет руководил колхозом-миллионером, приходил с мешком в кабинет Усманова и защищал Шаймиева на TV

Сегодня отмечается День работников сельского хозяйства РФ. 93-летний Файзи Галиев — человек абсолютно легендарный: неслучайно три года назад с юбилеем его лично поздравляли первые лица Татарстана. «БИЗНЕС Online» поговорил с экс-председателем колхоза «Искра» о голодных военных годах, эффективности народных судов при колхозах, непопадании в списки депутатов вместе с Нургали Миннихановым и собственной язве как секрете долголетия.

Файзи Галиев - человек абсолютно легендарный Файзи Галиев: «Почти 51 год я единственный в республике человек, который полвека в своей деревне руководил колхозом. Других таких дураков нет» Фото: Сергей Елагин

«ЧТО ВЫ ТАКОЕ ТВОРИТЕ, РАЗВЕ МОЖНО ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ ИЗБИРАТЬ ЭТОГО МАЛЬЧИШКУ!»

— Файзи Ахметович, с праздником вас! Давайте начнем с самого начала. Вы родились здесь, в Нижних Шашах?

— Я родился в этой деревне в 1925 году, окончил здесь начальную школу, потом и среднюю, избрали секретарем комсомольской организации... Как началась война, меня избрали комсоргом в сельсовете. В 17 лет забрали в армию, отправили в Смоленское пехотное училище, эвакуированное тогда в Сарапул, где готовили офицеров, через год отправили на фронт. Участвовал в сражении, происходившем между Смоленском и Москвой, там получил ранение.

Нас посадили на пароход и эвакуировали в госпиталь №5917 в Горький, а там мест нет, тогда перенаправили в Казань, чему я очень обрадовался, но и там не было мест, нас дальше отправили... И так мы плыли по Каме, добрались по Белой в Башкирию, разместили нас в госпитале где-то в пригороде Уфы, провалялся там почти четыре месяца. Сам город тогда был очень невзрачный. Я думал, раз это башкирская столица, то там башкир очень много, но везде звучала только русская и татарская речь. Я даже у начальника поезда спросил об этом, он мне указал на женщину-башкирку — первый раз в жизни я увидел представителя этой национальности.

У меня тогда левая рука не шевелилась, до сих пор не могу ее поднять. После лечения вернулся домой в деревню. Помню, было очень холодно, зима, папа умер... Мама с детьми жили в бане, хотя и сам домик был маленький — пятиметровый, но жили в бане, потому что там было теплее. Так и перезимовали там, а 2 июня, как сейчас помню, вызвали в райком партии, был тогда первым секретарем Шакиров — он и сказал, что меня предложили избрать председателям колхоза.

— Вы сразу согласились?

— Нет, я пытался отнекиваться, мол, опыта никакого не имею, а мне в ответ: нет уж, ты работал бухгалтером в колхозе, был секретарем комсомольской организации. Хвалили меня. Тогда же мужчин не было, всех забрали на войну, у нас в Нижних Шашах одни инвалиды только остались, да и их можно было по пальцам пересчитать. Меня, тогда заведующего фермой, и выбрали в председатели. На общем собрании, которое прошло во дворе школы. Тогда люди, усевшись на траву, слушали Гали Ахметова, заведующего отделом в райкоме, он предложил мою кандидатуру, все расхваливал, дескать, опытный управленец, работал в колхозе бухгалтером, заведующим фермой, возглавлял комсомольскую организацию. Ему в ответ: «Что вы такое творите, разве можно во время войны избирать этого мальчишку, у нас 80 человек с голоду пухнут, да мы сгорим вместе с ним!» Но все равно выбрали, так и стал руководителем хозяйства в свои неполные 19 лет.

Наша деревня расширилась, она тогда была небольшой — 130 дворов всего, но самое главное, что это родная деревня моих предков. В Нижних Шашах родился дед Гусман. Его сын — Мухамматгали, фамилия Галиев от его имени и происходит.

«Вот, меня спрашивают, когда легко было — тогда или сейчас. Тому, кто работает, всегда непросто» Фото: Сергей Елагин

— И как это — в 19 лет управлять людьми, которые знают тебя с детства?

— Да, приступил к работе, помню, как-то пришла ко мне бригадир Рахима и говорит: «Файзрахман, братишка, очень много у нас людей, пухнущих с голода». Для меня это было открытием, что 80 человек лежат голодные, без сил. В нашей деревне был вернувшийся c фронта капитан Гиляж абый, который работал в райисполкоме заместителем председателя по эвакуации. Я пошел к нему на прием, тогда было много людей эвакуированных в наши края, им выделяли продукты. Попросил его помочь и односельчанам, он выделил два мешка муки — максимально сколько можно было. У нас был луг, где рос щавель, нивяник, другие травы, мы собрали их, потом сварили, добавив туда муку, сварили суп. Два огромных котла ушло, накормили людей. Была у нас Магмура апа — помню, зашел ее позвать, а она бросилась мне на шею, приговаривая, что, наверное, ее ребенок умрет, просила помочь. Как раз в это время ребенок отдал Богу душу, умер от голода... Когда рожь созрела, я отправил всех детей в поле, чтобы они растирали злаки и ели зерна. 

— Нечеловеческие условия были...

— Да, это так, но была и помощь от государства, давали пайки эвакуированным, нам также выделяли из них долю. Вот, меня спрашивают, когда легко было — тогда или сейчас. Тому, кто работает, всегда непросто.


«Я ЕДИНСТВЕННЫЙ В РЕСПУБЛИКЕ ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ПОЛВЕКА В СВОЕЙ ДЕРЕВНЕ РУКОВОДИЛ КОЛХОЗОМ. ДРУГИХ ТАКИХ ДУРАКОВ НЕТ»

— А дальше вы полвека руководили колхозом.

— Даже больше — почти 51 год, я единственный в республике человек, который полвека в своей деревне руководил колхозом. Других таких дураков нет (смеется). До меня там 17 человек поработали председателями за 16 лет. При мне колхоз укрепили, добавив туда хозяйство «Марс» из деревни Верхние Шаши в 1950 году, через год присоединили Кунгерский колхоз, в 1959 году — еще два колхоза. Всего семь сел начало охватывать наше хозяйство.

— Вы, насколько я знаю, сделали из своего хозяйства колхоз-миллионер, как это произошло?

— После того, как уехали все эвакуированные, это было уже после войны, нам на Алатский спиртзавод привезли с Украины какой-то немецкий сорт картофеля, но не обычный, с большой крахмальностью — 24 процента, а у обычного бывает 16 процентов. Мы посадили его на 18 гектарах земли. Потом, увеличивая каждый год, довели до 500 гектаров. Тогда за крахмальность платили большие деньги, и мы сумели выйти в лидеры по республике, прямо-таки стали картофельными королями. Всего нас было трое таких: я, был Камиль (председатель колхоза из Кукмора) и мой тезка Файзи из села Шали Пестречинского района. Выделили участки с картофелем колхозникам, им приходилось сначала вспахивать их с помощью коров, потом сажать и убирать вручную, ведь эта культура мерзнет. Продавалась наша продукция везде, даже в Астрахани, Ростове...

«Тогда мы входили в Арский район, так вот: вся его прибыль составляла 2 миллиона рублей, из них 1 миллион 100 тысяч были нами заработаны» Фото: Сергей Елагин

— Говорят, у вас был свой стиль руководства, собирали людей на совещания не в четыре-пять утра, а позже…

— Ну да, зачем мучить. Кроме того, я старался давать людям самостоятельность, в 7 деревнях у нас было 7 советов бригады, они распределяли фонды, получали документы не в центральной конторе, а на местах. Они рассматривают, потом дают мне. У нас даже был свой суд совета бригады — народный суд, его боялись как огня. Всякое ведь случается: воровство, семьи распадаются, муж или жена придет с жалобой — мы мирим, рассматриваем в нашем суде. Надо, чтобы народ ощущал свою причастность к управлению коллективом.

Я сам был депутатом Верховного Совета СССР и ТАССР. Когда в Татарстане избрали, целый месяц подряд ездил по районам, собирал наказы, решал проблемы людей. Люди меня поддержали, да и работали мы неплохо, деньги текли рекой, ведь мало кто умеет выращивать картофель. Дело это очень сложное — копать лопатой, собрать, не дать замерзнуть, тогда хранили в буртах, складов-то не было, Сортировать — тоже большое дело. Сортировали прямо в поле: что-то на фураж, мелкие — для посадки, крупные — для реализации на базаре. За семенным картофелем приезжали из Дрожжановского района, из Тетюшей. Скотину продавали: помню, в Казань привезли 50 нетелей породистых, очень дорого, я их всех скупил, деньги-то были. Содержать двух нетелей по два центнера выгодней, чем одного бычка весом в пять центнеров.

Передовым колхозникам вручали призы, продукцию отправляли на Алатский спиртзавод в Высокогорском районе, бывало, по 30 повозок привозили. Руководить коллективом ой как не просто, сейчас же по телевизору больше о скотине говорят, о показателях, а про людей забыли совсем. А мы тогда стали колхозом-миллионерам. Тогда мы входили в Арский район, так вот: вся его прибыль составляла 2 миллиона рублей, из них 1 миллион 100 тысяч были нами заработаны. Как-то на одном из собраний работник райкома поинтересовался, где мы берем деньги. Я ему говорю: «Из-под земли». Он не верит, мол, невозможно заработать, трудясь на земле.


— Ушли вы со своего поста в 68 лет.

— Когда исполнилось 60 лет, вышел на пенсию и написал сразу же заявление, мол, хватит, уже пожилой, достаточно проработал. Как-то мне позвонили, сказали, что хочет видеть у себя первый секретарь обкома Усманов, но сказали это как-то нечетко, понял, что он вроде как хочет, чтобы я привез с собой образцы картофеля. Взял я мешок и занес к нему в кабинет. Гумер Исмагилович удивился: «А что это ты такое принес?»

В те времена руководители республики советовались с председателями колхозов. Усманов, оказывается, позвал посоветоваться. Тогда Зайнуллин уходил с поста первого секретаря Арского райкома, мол, болеет диабетом, плохо стал видеть... Не смог бы я стать у руля Арска? Я сказал, что это интеллигентный район, туда лучше интеллигентного человека ставить. После этого Усманов еще раз позвонил, говорит, что нашел именно такого человека, он был председателем колхоза, работал в райкоме, интеллигентный очень, я не спросил даже, кто это, но сказал, что поддержу кандидатуру, раз такое дело. Оказалось, это Каюмов, но он не справился. Нельзя же было человека из Алькеевского района ставить в Арск, ведь здесь другой менталитет, история деревень, психология людей. Чем дальше люди от центра, тем они проще...

«Минтимер тогда мне сказал: «А ты мудрец!» Вот так мы и познакомились по телефону. Позже Шаймиев сам ко мне приехал» Фото: prav.tatarstan.ru

«ОТЦА РУСТАМА — НУРГАЛИ — ТОЖЕ ЗНАЛ, НАС КАК-ТО ВЫДВИНУЛИ КАНДИДАТАМИ В ДЕПУТАТЫ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР»

— Минтимер Шаймиев назвал вас человеком-легендой, когда лично поздравлял с 90-летием. Как вы познакомились с первым президентом Татарстана?

— Один раз нас пригласили на телевидение на какую-то программу, рядом со мной сидели певица Гульзада Сафиуллина и писатель Роберт Миннуллин. Там Сафиуллина все рвалась сказать что-то, ей дали, но с условием, что не будет много говорить. Но разве есть такая женщина, которая может остановиться, когда на экран попадает. И начала она критиковать Шаймиева, дескать, переезжает в Москву. Ведущая растерялась, не знает, что делать. А я взял да и сказал, что у татарского народа есть такая плохая черта — если человек начинает подниматься или богатеет, то принимаются искать у него недостатки. Не думаю, говорю, что Шаймиев переехал в Москву, возможно, находится там в командировке. Тут Роберт к нам присоединился: «Я считаю, что Файзи Ахметович прав». Гульзада осталась одна.

После этого в один из дней у меня зазвонил дома телефон — оказывается, это Шаймиев. Рассказал, что был в Москве по делам, передачу не смотрел, но ему рассказала содержание Сакина — его супруга. Мол, показали по телевизору одного председателя колхоза, умные вещи говорил. Минтимер тогда мне сказал: «А ты мудрец!»  Вот так мы и познакомились по телефону. Позже Шаймиев сам ко мне приехал, шло колхозное собрание. Туда он приехал, начал меня хвалить: «Этот человек для вас всё: и председатель, и мулла, и поп. Человек-герой». Другой раз он приехал, когда шла уборка картофеля...

«Рустам Минниханов в нашем районе райпо возглавлял. Я отца Рустама — Нургали — тоже знал» Фото: tatarstan.ru

— Последний раз с юбилеем вас поздравил и действующий президент Татарстана Рустам Минниханов. Вы до этого его знали?

— Конечно, он ведь в нашем районе райпо возглавлял. Помню, нам выделили в честь Дня Победы автомобили, тогда ведь они были дефицитом. Я сказал, что пусть сперва получат рядовые работники — Ислам, Наджип, другие, а если останется, то и я возьму. А у кабинета первого секретаря меня ждал какой-то молодой красивый паренек: «Абый, тебе машина нужна?» Это был Минниханов. А я: «Ну если есть лишняя, то не помешает». А он говорит: «Нам привезли одну в кооператив, давай езжай в Наласу, в сельпо, заплати там деньги и забирай ее». Машина все-таки нужна, тем более председателю колхоза, ведь благодаря ей твой авторитет в глазах народа повышается.

Кстати, я отца Рустама — Нургали — тоже знал, нас как-то выдвинули кандидатами в депутаты Верховного Совета СССР, пригласили на беседу в обком, была там еще одна женщина, как сейчас помню. Нургали Минниханов не прошел в кандидаты, назначили человека с русской фамилией, кряшена, не помню уже, как звали. Меня тоже прокатили, а вот женщина-доярка прошла тогда. Меня потом уже избрали. Быть тогда депутатом, тем более Верховного Совета СССР, — это был большой авторитет. Помню, давали разные задания, я попросил для себя — мне поручили газифицировать Арский район.

— Многолетнего министра сельского хозяйства и продовольствия республики Марата Ахметова, наверное, тоже знаете хорошо?

— Как министра — нет, ведь он после меня пришел, но до этого знал, это же бывший председатель колхоза, у них ведь род знатный — и отец его, и дед. Сам Марат бригадиром работал, секретарем райкома, я таких людей люблю, которые с низов начинают. Его же недавно депутатом выбрали в Москву, но Рустам не отдал, у себя оставил, значит, хороший специалист Ахметов. Он очень простой, народный, ведь это не просто руководить людьми, делать выводы, готовить кадры. В СССР данная работа была хорошо поставлена. У нас был такой Лазарь Васильевич Дергунов из Дрожжановского района, из колхоза имени Чапаева, Шакиров был из Калининского района, из Чистополя вышел Усманов, находили кадры...

«Я автор шести книг. Начал писать, вел дневники, набралось 20 папок материала, там все события, которые были при моей жизни» Фото: Сергей Елагин

— Вы же еще член союза писателей Татарстана, к тому же единственный среди них участник Великой Отечественной войны. Когда стали писать?

— Да, я автор 6 книг. Начал писать, вел дневники, набралось 20 папок материала, там все события, которые были при моей жизни. Книги издаю за свой счет, я ведь был награжден орденом Ленина, а за него сейчас хорошая надбавка к пенсии идет, так вот ее пускаю на издание книг... Должна же остаться память о той эпохе, законах, вот, например, в одной я привел законы нашего колхоза «Искра»: транспортные средства (трактор, автомобиль, лошадь) выделяются бесплатно для подвоза продукции — соломы, сена, зерна, выдаваемых колхозникам в виде заработной платы, а так же для подвоза газовых баллонов. Выделяется транспорт для поездки в больницу, на любое расстояние. Членам колхоза выделяются новые квартиры, построенные на средства колхоза и первый год не удерживается квартплата, а начиная со второго года начинается удержание с зарплаты. При желании молодоженам дается возможность купить себе выделяемую квартиру при этом из зарплаты удерживается не более 50 процентов. Из зарплаты колхозников не удерживается подоходный налог, налог за бездетность. Колхозникам возмещаются потери от пожара, стихийных бедствий в полном объеме, при этом, если имущество было застраховано, выплаты остаются у пострадавшего и таких законов, льгот было очень много...

Надо любить своих сотрудников, помогать им, а вот подхалимов я не люблю. Были такие льстецы среди председателей колхозов тоже, умели находить ключики к сердцам секретарей райкомов. Подхалима, лжеца, мелкого воришку я просто ненавижу — вот эти три типа людей, крупного вора ведь быстро вычисляют и сажают в тюрьму, а вот мелкие воришки незаметно расхищают колхоз.

«Книги издаю за свой счет, я ведь был награжден орденом Ленина, а за него сейчас хорошая надбавка к пенсии идет, так вот ее пускаю на издание книг... Должна же остаться память о той эпохе» Фото: Сергей Елагин

«ВЗЯТЬ НАШЕГО АРСКОГО ВАГИЗА МИНГАЗОВА — НУ ЗАЧЕМ ЕМУ БЫЛО СКУПАТЬ ЗЕМЛЮ?»

— Кстати, как вы думаете, что лучше — колхозы времен Советского Союза или частные хозяйства, фермеры?

— Ну конечно, колхозы, тут спора нет. Фермеры ведь заботятся лишь о своем личном обогащении, о людях не думают. Вот взять нашего арского Вагиза Мингазова — ну зачем ему было скупать землю? Сейчас, вот, не знают, что с ней делать. В нашем районе сохранился лишь один колхоз в Береске, и там дела идут очень хорошо. Перспектива хорошая. Людям же не нравится, когда все на блате держится, кумовстве.

— Вы такие хорошие законы создали, помогали людям. Зачем ушли со своего поста, можно же было свое дело продолжить и в 70 лет. Не секрет, что таких руководителей достаточно, которые цепляются за кресло...

 — Надо знать, когда пришло тебе время уходить, некоторые просто пределов не знают. Шаймиев вон какой умный, сам добровольно оставил пост президента, к тому же вместо себя предложил достойную замену. Нужно быть готовым уйти. Я уже сказал, что в 60 лет подал заявление для выхода на пенсию. Написал в райком, заявление переправили в обком, а там Усманов сказал: «Файзи абый, тебе пока рано уходить». Угощал чаем, попросил остаться, очень хвалил, ну я и сдался — остался. После этого еще 8 лет трудился, хотя заявление подал сразу же после достижения пенсионного возраста. Не надо цепляться за свое место, а то сейчас смотришь — старичок уже, а все работает, не хочет уходить. Вот и наш глава района Габдулахат Хакимов — очень хороший руководитель, толковый, умный, сильный, но уж слишком долго правит.

Я сам всем доволен, очень счастлив, потому что живу там, где родился, откуда пошел наш род. Расскажу интересную историю. У моего деда, от имени которого пошла наша фамилия, был брат Минлебай, он в свое время собрал своих детей, зятьев, сватов и выехал в неизвестном направлении. Прошло много времени, и одна девушка, Гаухария, отучившись в ФЗУ, уехала в Узбекистан работать, попала туда в один из совхозов. Ди⁠ректор совхоза, территория которого была по площади как два Атнинских района, поинтересовался у молодого специалиста, откуда она. Гаухария говорит, что из Татарстана, из Атнинского района, из деревни Нижние Шаши. Директор, услышав об этом, обнял девчушку, оказалось, что это Салих абый — тот, кто выехал вместе с братом моего деда.

— Приятно, наверное, было услышать родную речь за тысячи километров от отчизны...

— Конечно, родной язык любому дорог, вот ближе к Марий Эл у нас есть такая деревня, как Сап, живущие там татары в совершенстве знают марийский язык. Один из выходцев стал председателем райисполкома Менделеевского района. Он поехал представлять кандидата в депутаты Верховного Совета ТАССР, поехали в большую марийскую деревню. Этот татарин выступил по-марийски, хвалил кандидата, который не знал марийского языка. Жители взяли и отказали кандидату, а секретаря райисполкома выдвинули кандидатом. Он приехал, говорит: «Ну что я могу поделать». (Смеется.) Вот так, каждому родной язык близок.

«Наверное, секретом долголетия является то, что я никогда не пил и не курил. Аллах подарил мне язву. Поэтому, когда предлагали выпить, у меня был хороший повод отказаться» Фото: Сергей Елагин

«ТАБЕЕВ СРАЗУ СКАЗАЛ: «НЕ ТУ ВОДУ ВЫ МНЕ ДАЕТЕ»

— Вы прекрасно выглядите в свои 93 года.

— Мне часто задают вопрос... Наверное, секретом долголетия является то, что я никогда не пил и не курил. В наше время пьянство было широко распространено, но Аллах подарил мне язву (смеется). Поэтому, когда предлагали выпить, у меня был хороший повод отказаться, дескать, нельзя. Ведь тогда именно через бутылку налаживали контакты, еще были любители ходить налево, путаться с тетками разными, я не из таких... Из-за язвы всю жизнь сижу на диете, не ем соленое, острое и так далее. Пил воду из родника в нашей деревни, очень вкусная, об этом даже Табеев говорил, как-то раз ему дали ее попить, потом принесли «Боржоми», он отказался, сказав, что в Нижних Шашах она лучше. В другой раз он опять приехал в наш район, ему налили стакан родниковой воды, но из другого места (лень было ехать в деревню), так Табеев сразу сказал: «Не ту воду вы мне даете». 

— Диета и родниковая вода — вот и весь секрет долголетия?

— Еще один секрет долголетия — я много ходил пешком, контора колхоза была от дома на расстоянии 1 километра 40 метров. Я никогда не ездил до управления на машине, во время обеда также шел домой пешком, потом возвращался в контору, ну и вечером обратно домой. Вот так ежедневно набиралось 4 километра и  160 метров. Говорят, что врачи рекомендуют ежедневно ходить 5 километров, я же чуть-чуть недотягивал до этого.

Галиев Файзи Ахметович родился 2 июля 1925 году в деревне Нижние Шаши.

1940–1941 — заведующий фермой колхоза «Чулпан» Атнинского района;

1941–1942 — главный бухгалтер колхоза «Чулпан» Атнинского района;

1942–1943 — служба в рядах советской армии;

1944–1958 — председатель колхоза «Чулпан» Атнинского района;

1959–1990 — председатель колхоза «Искра» Арского района;

1990–1993 — председатель колхоза «Искра» Атнинского района.

Ныне проживает в деревне Нижние Шаши, Атнинского района, РТ.

Заслуженный работник сельского хозяйства ТАССР (1965), награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Отечественной войны II степени.

Заслуженный работник сельского хозяйства РСФСР (1986), орден «За заслуги перед Республикой Татарстан» (2005).

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (119) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
14.10.2018 09:18

Настоящий председатель. Про таких говорят,раньше на лошади всё успевали,а современные на джипах не могут. Здоровья вам абзый!

  • Анонимно
    14.10.2018 09:05

    Тогда же мужчин не было, всех забрали на войну, у нас в Нижних Шишах одни инвалиды только остались, да и их можно было по пальцам пересчитать.



    Татары столько воевали за Империю в разных обликах - что теперь нет сил защитить язык и внуков

  • Анонимно
    14.10.2018 09:07

    Мне фсе это напоминает как Жукова во времена правления Брежнева просили в его мемуарах написать что он встречался во время войны с Брежневым и они о чем то говорили.

  • Анонимно
    14.10.2018 09:18

    Настоящий председатель. Про таких говорят,раньше на лошади всё успевали,а современные на джипах не могут. Здоровья вам абзый!

  • Анонимно
    14.10.2018 09:21

    Кызык репортаж, рәхмәт! Ә Фәйзи абыйга исәнлек-саулык!

  • Анонимно
    14.10.2018 09:24

    Хорошее интервью, спасибо

  • Я когда работал начальником Татарской ПМК в Татколхозстрое всех этих гигантов председателей видел и знал! Я строил коровники и строил там где были такие председатели как Файзи Ахметович! У них были миллионы и на школы,и не Дет сады и на новые коровники и главное на Людей и люди поэтому Колхозы такие вспоминают с Ностальгией сейчас!

    • Анонимно
      14.10.2018 10:05

      Ничего вы не строили, строили каменщики, плотники...

      • Я тоже начинал с подсобника каменщика в 14 лет и прошел все этапы от бригадира мастера до начальника! Но скажу так без хорошего начальника ПМК,или председателя колхоза не было тогда предприятий миллионеров как мое ПМк или как многие колхозы в Арском районе! Тогда кадры решали все и молодых кто что то мог двигали и не благодаря мохнатой руке и должности и погоны тогда никто не покупал!

        • Анонимно
          14.10.2018 11:37

          Тогда пишите - не я строил, а мы строили...

          • Я повторюсь еще раз! У меня был учитель Гилязов Айрат Габбасович Начальник Куркачинского Сельского строительного комбината,а я тогда был начальник цеха 20 летний! Он ненавидел слышать от подчиненных слышать слово мы и требовал говорить я сделал, я считаю,я думаю! И идет планерка на комбинате и поступила заявка из Пестречинского пмк на плиты покрытия ,а их на складе ЖБИ нет! Начали выяснять нет каркасов,а чтобы их сделать нет арматуры нужной! Дошли до начальника снабжения! Он говорит мы заказали на металлобазе,а они сволочи не везут на центровоз! Гилязов его обругал за слово мы и под окнами едет центровоз с металлобазы! и снабженец вон сволочи они везут наконец! И тогда Гилязов как зааорет на него! Не они везут, а я везу и сколько можно тебя учить! Когда будет у всех ответственность персоональная за все и тогда ракеты падать не будут и оборотни миллионами в МВД с первогорских взятки брать не будут и в каждом дворе в деревне будут хрюкать,мычать и кукарекать!

      • Вы думаете что нет людей, которые сами в нуля начинают свою карьеру и достигают высот? Большинство таких наверху, кого ругают те, кто сами с 14 лет не готовы лопату держать или гвозди своими руками забивать

  • Анонимно
    14.10.2018 09:29

    Легенда . Пример молодым.

    • Анонимно
      14.10.2018 10:08

      Почему Шаймиев не поздравляет простых колхозников, кто делал у этого товарища в колхозе тяжёлую, грязную, низкооплачиваемую работу?

      • Анонимно
        14.10.2018 19:38

        Забыл

      • Анонимно
        16.10.2018 14:49

        Может потому что не каждый человек может быть лидером? Я не умаляю трудов обычных рабочих. Но уметь взаимодействовать с рабочими, наладить все процессы, это не каждому дано.

      • Анонимно
        16.10.2018 15:27

        этот вопрос из разряда "почему не все люди такие же президенты, как Шаймиев?"

  • Анонимно
    14.10.2018 09:36

    Вот это я понимаю,человек! Слов просто нет!

  • Анонимно
    14.10.2018 09:38

    Честь и хвала этому достойному Человеку!

  • Анонимно
    14.10.2018 09:44

    Прекрасный, замечательный человек. Мудрый, дипломатичный, уверенный руководитель. Его бы в советники правящим сейчас, чтобы всё по честному, от души подсказывал.

  • Анонимно
    14.10.2018 09:49

    Дай Бог здоровья! Мощный руководитель! И про людей правильно. Все для людей и люди все для тебя. И про кадровую школу в СССР. С низов люди начинали.

  • Анонимно
    14.10.2018 09:53

    Да бросьте вы создавать мифы и легенды. Историю пишут под тех кому надо. Да были колхозы-миллионеры но 99% колхозников в них в СССР и в современной России были бедными и пенсии их низкие. За счет трудодней или за счет низкой оплаты труда большинства колхозников эти колхозы и становились миллионерами. Я не видел простых колхозников богатыми никогда!!! В СССР самая низкая зарплата и пенсии была у 90% колхозников и уборщиц.За счет тяжелого труда колхозников поднялись в свое время эти колхозы.Герои для меня это простые колхозники .

    • Анонимно
      14.10.2018 10:13

      Даже при всех имеющихся многочисленных проблемах сельского хозяйства в РФ, оно несравненно эффективнее колхозного строя, который так и не смог толком прокормить страну на протяжении всех 73 лет Советской власти.

      • Анонимно
        14.10.2018 10:43

        Данные эффективности и неэффективности у вас есть? Или вы считаете, что современные агрофирмы - это не современные колхозы? Вы думаете, такие как фермер Сиразин со своим примитивным производством как у бывших кулаков способны прокормить миллионные города?

        • Кто тебе сказал что у меня примитивное производство? По крайней мере в отличие от тебя болтуна и анонимщика я кормлю несколько семей и своих родственников причем не суррогатами ,а натуральной деревенской продукцией и мне например другой и эффективной НЕ НАДО!И повторяю я не кулак и у меня нет батраков,а вольный хуторянин единоличник,причем работаю на пенсии !

          • И еще тебе троль и анонимщик скажу! Если бы у всех в деревнях было бы такое хозяйство как у меня,столько скота и птицы и переработка своя в товар скажу так не на хрен не нужны агрохолдинги с агробаронами на вертолетах и яхтах! Скажу больше да нужны крупные фермерские хозяйства в земледелии на тысячи гектаров и то они должны тоже быть фермерские как Ы США семейные ,чтобы выращивать солому и фураж,на корм скоту и на хлеб,подсолнечник и кукурузу ,а в животноводстве нужны традиционные айратные хозяйства как мое! И многовековая история Татар это доказало! Ну вот я не хочу есть не яйца,не мясо,не молочку сделанную на крупных предприятиях и этим путем идет весь мир,а Вам всем подавай суррогаты и агрохолдинги ? Зачем травить свой народ то?

          • Анонимно
            14.10.2018 12:11

            Кулак может прокормить только свою семью, несколько батраков да ближайшую родню.Это может и хорошо, но не может быть в стране 150 мильенов кулаков. Поэтому нужны крупные агрохолдинги, где один работник обеспечивает пропитанием тысячи соотечественников

            • Анонимно
              14.10.2018 15:04

              кулак может прокормить всю страну ваши агрохолдинги этопросто воровство

              • При Столыпине кулак и середняк не только Россию кормил ,но и Всю Европу! И в Европе сейчас если крестьянин или фермер имеет более 50 коров его государство перестает субсидировать и там знают какой продукт дадут наемные работники и мордастые помещики! А у нас ставка на агробаронов в России ,потому что знают с них легче брать откаты за субсидии!

                • Анонимно
                  15.10.2018 09:48

                  Наверное поэтому при Столыпине каждые несколько лет случался большой голод и крестьяне умирали тысячами.

        • Анонимно
          14.10.2018 11:10

          Что касается данных, меня впечатлила недавняя угроза вытеснения французских фермеров нашим зерном с рынка в Алжире. Во времена СССР Сиразин втридорога торговал бы на колхозном рынке и постоянно боялся бы ОБХСС. А вся страна жила тогда на талонах и карточках и возможности достать продукты (в ничтожном ассортименте!) по блату, если он, конечно, у кого-то был. Простых творожных сырков нельзя было в Казани свободно купить в 70-х и 80-х. И мне фиолетово, чем отличаются современные агрофирмы от колхозов, главное - купить в магазинах можно всё и хорошего качества, если у Вас, конечно, есть на это деньги.

          • Анонимно
            14.10.2018 11:23

            Вы что действительно думаете, что это изобилие благодаря фермерам?

            • Анонимно
              14.10.2018 11:33

              Ещё раз повторяю, мне всё равно, кто создаёт такое изобилие, но в СССР и малейших признаков его народ не видел. Даже пайки номенклатуры тогда были убоги и унылы в сравнении с продуктами в АШАНе или МЕТРО.

              • Анонимно
                14.10.2018 12:22

                В Ашане и метро - отрава. В ссср все было нормально, жил, знаю.

                • Анонимно
                  14.10.2018 12:34

                  Если брать всё самое дешёвое - согласен! Но швейцарский сыр, сёмга с Фарерских островов или аргентинские стейки - вкусны и полезны, как, впрочем, и наши отечественные крупы, натуральные молочные продукты или крымское шампанское.

                • Анонимно
                  14.10.2018 15:03

                  в ссср был аотрава жил тогда знаю вам скока лет? я с 1953 года а вы?
                  бедность , убогость , гниль вот слова про ссср

              • Анонимно
                14.10.2018 13:43

                Не нужно сравнивать послевоенные годы и почти средину 21 века. Я в первый раз был на уборке картофеля в 1956 году. Тогда вся группа 14 летних студентов первокурсников техникума привезла в домой вшей. Последний раз ездил где то к 1970 году. Жили уже в общежитии со всеми удобствами. Так вот если построить график и продлить его до сегодняшних дней, картина получится ну ни чуть не хуже того что имеем. И так во всём. Только не нужно приводить тут талоны и пустые прилавки «СССР» времен Горбачева

                • Анонимно
                  14.10.2018 14:33

                  Перебирать гнилые картошку и капусту на овощных базах приходилось вплоть до 90-х. А талоны и карточки, в той или иной форме, были при всех правителях СССР - от Ленина и до Горбачева.

                • Анонимно
                  14.10.2018 15:02

                  талоны были при брежневе и при хрущеве

                • Анонимно
                  14.10.2018 15:02

                  пустые прилавки были всегда!в ссср

        • Азат Д
          14.10.2018 11:47


          При СССР закупали зерно, сейчас продаём.

          • Анонимно
            14.10.2018 13:14

            Продаем, потому что своего животноводства не осталось. Мясо аргентинское. Раньше в каждом совхозе или колхозе были свиноводческие и фермы КРС. Сейчас на всю республику один Камский бекон. Вот и излишки в зерне.

            • Азат Д
              14.10.2018 15:16


              Так продают зерно за границу, которое на хлеб, а не на корм скоту.
              Много что ли Татарстан зерна за границу продал, при "рекордных" урожаях?

              • Анонимно
                15.10.2018 19:21

                Так и людей нет в стране. Некому есть. Убыль населения в 90-е сравнима с цифрами потерь в ВОВ

                • Анонимно
                  16.10.2018 10:11

                  думаете только в 90-е?
                  а с 2000 по 2018 какая убыль знаете?
                  а если вычесть и гастарбайтеров - волосы дыбом встанут.

        • Анонимно
          14.10.2018 18:10

          Зерно экспортировать начали. Причем производство можно увеличить, прлблемы только со сбытом. И это без помощи горожан

          • Анонимно
            14.10.2018 21:35

            Не фермеры ведь его увеличили, а агрохолдинги. Фермер разве может купить комбайн? Так и с кулаками было. Кулак -это превратился в тормоз развития страны. Кулаку было комфортно, была дешёвая наемная сила из батраков. Кулак никогда бы не купил трактор. А стране нужен был рынок сбыта для машиностроения. Только колхозы дали толчок производству тракторов и комбайнов.

    • Анонимно
      14.10.2018 10:27

      Почему-то у бедных колхозников при застое,практически у всех мотоциклы были.

      • Потому что без мотоцикла тогда было в колхозе не прожить! Где брать сено,солому ,фураж,картошку для своего скота...?! Где были умные и продвинутые председатели давали бесплатно и не заставляли ночью вводить в грех колхозников с мотоциклами!

      • Анонимно
        14.10.2018 16:47

        В Германии мотоциклы стали массовыми еще в 1930-е. За 40 лет до застоя

      • Анонимно
        17.10.2018 12:01

        дудки, у ВСЕХ колхозников матаев не было, никогда... у председателя, агронома... остальным шиш, даже велосипеда не было

  • Анонимно
    14.10.2018 09:57

    Все таки в СССР работали социальные лифты.Способные и достойные люди могли подняться.Профессионалы руководили предприятиями и колхозами.

  • Анонимно
    14.10.2018 10:07

    все эти колхозы-миллионеры не росли, благодаря рачительным хозяевам, люди-то везде одинаковые...просто власти выбрали хозяйство и стали поддерживать его...выращивали тут привезенную с Германии картошку, созданную тамошними генетиками... при советах картошка была , что "второй хлеб".

  • Анонимно
    14.10.2018 10:13

    А Герря Соц. Труда пожалели легенде!!!
    Ну,хоть, прка не позлно,лайте ему Герря Труда России, он пепвый кто заслужил!!!!

  • В начале 80 годов я был начальником строительного хозрасчетного участка и мне было тогда двадцать с не большим и эти карифеи председатели по пути домой нет нет заедут поговорить о делах,о Бухарине и я тогда на предприятии создал филиал диссидентский музея Бухарина Писигинского Челнинского в Куркачах! Сидим после работы пьем чай с одним председателем колхоза,который мне в отцы годится и звонит секретарша ! Мурат Галиевич к Вам приехал председатель колхоза из Арского района! Я говорю извинись и пусть подождет немного и у меня тут тоже председатель колхоза,депутат Верховного совета! Через минуту опять звонок и секретарша говорит А он тоже Депутат верховного совета и просит пустить третьим! Пустил,они обнялись и это был председатель из Больших Менгер Наиль Абый Сабиров! Как эти люди готовили себе смену и в нас в молодых вкладывали свой ум,хватку,желание любить работу,людей ,Родину и не было чванства у них и тогда я еще не был Депутатом Верховного совета и народ их любил и обожал! Спасибо Альфред за этот репортаж! А то Бо все пишет про артистов,жуликов,оборотней ,и как будто они олицетворение и герои нашего Времени!

    • Анонимно
      14.10.2018 10:25

      Что не председатель, то депутат. Прям как сейчас.

      • Анонимно
        14.10.2018 11:15

        У меня дядя работал на Вакууммаше токарем. И был депутатом. Тогда по заслугам в работе в депутаты выдвигали.

  • Анонимно
    14.10.2018 10:15

    9:57.Вы правы но колхозы что при СССР что нонче не являлись государственной собственностью и большинство колхозников жило тяжело.

    • Все тогда жили плохо,кроме жуликов и партократов! но и то до поры ,до времени и их выгоняли и сажали не как сейчас! Если в Мафию вступил или создал,то живешь как у Аллаха за пазухой!

  • Анонимно
    14.10.2018 10:44

    Научился бы г-н Сиразин наконец расставлять знаки препинания и абзацы -его комменты читались бы интереснее

    • Неужели интересней станут комменты если я научусь троль ставить абзацы? А я думал важно содержание ,а не форма написанного!

      • Анонимно
        14.10.2018 11:52

        Мурат абый, без формы сложно подобраться к содержанию.
        Вам бы чуть больше времени уделять этому моменту, цены бы не было.

        • Если буду писать красиво,то вам не понравится что я пишу,а не в стойле козам и свиньям хвосты кручу! Вам что больше делать нечего меня старого учить грамоте ? Идите купите гусей и им морочьте головы лучше! А я за своей ценой не гонюсь и пишу потому что за Державу Обидно,а писак и без меня хватает,а вот крестьян почти нет и одни болтуны и тролли куда не плюнь!

    • Анонимно
      14.10.2018 11:12

      Некогда было ему грамотой овладевать! От сохи человек! И колхозник, и каменщик, и строитель, и боксёр, и предприниматель, и депутат, и борец с бандюками...И многие другие! Не до знаков препинания!

  • Анонимно
    14.10.2018 10:51

    а какже схпк им файзи галеева?) менгер, тан, кушер?) половина хозяйств схпк в районе!

  • Анонимно
    14.10.2018 11:01

    Человек всю жизнь Делом занимался, любтл свою профессию, кормил людей.

  • Анонимно
    14.10.2018 11:03

    Хорошо бы прочитать историю одной деревни, и немного, что говорят сами коренные жители обо всех периодах жизни. Хоть одну маленькую статью о жизни простых и не простых сельчан, а о депутатах-поэтах нам часто показывают и рассказывают по ТНВ.

  • Анонимно
    14.10.2018 11:11

    Тогда нельзя было расхищать госимущество! Сразу бы шлепнули... а сейчас? Все заводы захапали в одни ненасытные руки и балдеют

  • Анонимно
    14.10.2018 11:36

    Воровали всегда!

  • Анонимно
    14.10.2018 11:36

    Мне выпало счастье пообщаться с Файзи-абыем,когда я был молодым специалистом и приехал в его колхоз за племенным скотом.Была осень,грязь.Подойдя к конторе увидел на крыльце десятка два галош.Люди,приходя в правление снимали грязную обувь и дальше шли по чистому некрашенному полу.Мне на всю жизнь запомнился этот непотдельный порядок,он продолжался и на ферме,и с покупкой мы не ошиблись.Здоровья Вам Файзи-абый!

  • Анонимно
    14.10.2018 11:45

    В далеком 1993 году когда я строил дом, попросил у Файзи Ахметовича два Камаза с прицепами для перевозки бетонных блоков.Загруженные машины задержались и приехали очень поздно ночью. Для разгрузки крана ночью не нашли все эти дела оставили на утро. В пять утра меня разбудил телефонный звонок в конце провода был Файзи Ахметович. Он мне с отцовским голосом и тоном спросил, Ты сынок знаешь сколько стоить резина на камаз, знаешь цену на рессоры. Я не понимая вопросы переспросил за чем мне цены этих запчастей. Потом он мне вежливо объяснил что нельзя груженные Камазы оставлять на долгое время. Я очень долго извинялся за эту ошибку.Удивительный человек с большой буквы.

    • Азат Д
      14.10.2018 12:29


      Через бухгалтерию наверное провели аренду техники. Ведь тогда, как тут пишут, все честные были из СССР.

      • Дорогой Азат! Вот у меня в ПМК работал Мингали Абый и его жена Саида апа и они оба ушли от нас на пенсию,а он еще всю войну крутил баранку на фронтах и попадал под обстрел фашистских самолетов! Так у него было три коровы дома! Так когда он приходил и просил машину чтобы привести сено накошенное в лесу у меня никогда не поворачивался язык сказать пиши заЯвление и иди плати в бухгалтерию и Думаю не ОДИН ЧЕСТНЫЙ ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ТАК НЕ ДЕЛАЛ!Я звонил механику и давал команду выписать путевку согласно колдоговора для доставки сена и ВСЕ!

  • Анонимно
    14.10.2018 12:11

    Прекратите "наезды" на Сиразина!!!
    Он дело говорит...а вы глухие....

  • Анонимно
    14.10.2018 12:14

    К сожалению сейчас это всё мемуары. Все интересно и познавательно но если сесть и без записи рассказать уважаемому ветерану как сейчас пилят субсидии начиная от подворий на третью голову КРС заканчивая на строительство ферм и коровников и проч. Десятилетиями. . Боюсь того удар хватит. В его времена это решалось минутой. Парой сигналов в от смелых предколхозов или десяток анонимное в нарконтроль и полная зачистка наркомата (то бишь министерства) навсегда с волчьим билетом.

  • Анонимно
    14.10.2018 12:14

    В колхозах где частенько меняли председателей, каждый председатель уходил с машиной и с домом. А в колхозах где руководители работали долгие годы,есть даже по 30 лет на должности,то он имеет одну машину и один дом.

  • Анонимно
    14.10.2018 12:35

    колхоз,колхоз,у доярок апастовского района пенсия 8 тысяч вот живи на это

  • Анонимно
    14.10.2018 12:55

    11:03.Вы хотите разрушить мифы?Не будет этого.Шоу должно продолжаться.

  • Анонимно
    14.10.2018 13:01

    Герой Труда!!!!!

  • Анонимно
    14.10.2018 13:23

    Вот так и слагаются былины.Ничего не хочу сказать плохого об этом заслуженном человеке.Расскажу о колхозах глазами городского инженера.С первого дня работы на заводе каждую весну и осень посылали рабочих в колхозы на месяц.И это не считая армии .И если в шестидесятых и начале семидесятых ограничивались только этим то потом на уборку посылали целыми заводами.С сентября и пока не выпадет снег.И с тех самых пор запомнился нам святой праздник покров потому что в на этот день обычно выпадал снег и приехав в поле мы видели только холмики из снега под которыми была капуста.На этом наш полевой сезон заканчивался.А сейчас нет колхозов и никто не посылает инженеров на поля и в магазинах есть всё.

  • Анонимно
    14.10.2018 13:40

    13:23.Так праздник покров вроде сегодня а снега почему то фсе нет? Я шо то в октябре снега никогда не видел.Хотя в остальном что вы сказали во всем верю.

    • Анонимно
      14.10.2018 15:07

      вы молоды.в 2002 году снег был 16 октября к примеру

      • Анонимно
        14.10.2018 15:13

        когда женился в 1986 году 13 октября снег был.
        в 1979 году снег был 10 октбря ас 1 ноября уже был постоянный снег....вообщем молодым следует молчать! профукали все....118 лет молитесь на.....ваши сети ваш интернет вашимашины все чепуха вот вот вот все кончится и сотанетесь в ынапокров без бензин а,без декнег безпработы с ипотекой и дтьминарукахВАМ ПОДАВАТЬНЕ БУДУ!! будетепросить милостыню в рукива мплюну ваших детей неподжалею пусть детдома идут!!ато нге жил не знает и тужда жЕВЫ ВЕС ФЕЙКИи люди без будущего! скоро побиратьс ябудете н аулице жить!И ПЛВАТЬ НАВАС В ЫДОСТОЙНЫ СВОЕЙ ВЛАСТИ! не жалко

    • Анонимно
      14.10.2018 15:15

      Климат изменился и стал мягче.А в те годы мы свято верили что праздник Покров назван так в честь выпавшего снега.Но какая это была радость в поле развести костёр напечь картошки достать бутылочку и отметить завершение сезона.

  • Анонимно
    14.10.2018 13:43

    Так то оно так.В магазинах давно уже фсе есть.Но обьясните мне почему нафик овощи и фрукты магазинные не гниють месяцами?

    • Анонимно
      14.10.2018 15:23

      Потому что селекционеры на западе создали лёжкие сорта а у нас мичуринцы этим не озадачивались и поэтому сразу после посылки на поля инженеров посылали на овощные базы перебирать картошку и остальное что было выращено но всё это обычно уже к новому году сгнивало и выручали базары.Выкапывали как попало,везли как попало,хранить клали мокрые и грязные,но план выполняли получали награды а то что потом полки в магазинах были пустые никого не тревожило.А потом закупали польскую картошку и начался колорадский жук.Мы даже перевозить картошку не умели.На овощную базу приходил вагон русской картошки и в нём было 60 тонн грязной и давленной а вот поляки в такой же вагон клали 10 тонн чистой и сухой но правда с колорадским жуком.

      • Анонимно
        14.10.2018 15:53

        Никакие мичуринцы не заменят той химии, которой напичканы все польские или китайские яблоки. Но сейчас есть выбор, и даже зимой можно найти вполне безопасные плоды. А вот в СССР это было возможно лишь на рынке или по большому блату в магазинах ОВОЩИ-ФРУКТЫ, где с декабря и до лета мерзко пахло и купить можно было лишь гнилые овощи, соки и консервы.

  • Анонимно
    14.10.2018 15:13

    Сиразин дорогой,такое хозяйство как у тебя есть в каждой деревне.Мне они напоминают мини зоопарк.Некоторые даже деньги берут за посещение.Фермером себя не считают,коменты здесь не строчат

    • Вот в нашем селе Шеланга на 500 дворов нету такого хозяйства! А в районе может штук 5 не больше!Я вообще сейчас не фермер,а глава ЛПХ ,вольный крестьянин хуторянин ЕДИНОЛИЧНИК и сам дояр и скотник,и продавец и изготовитель тушенки,копченого сала,и молочки и сыров и на общественных началах обозреватель БО! И что от того что они комменты не пишут и не знают как включить комп и двух слов связать не могут! Ты хочешь чтобы и я замолчал,а вы ненавистники крестьян и тролли тунеядцы нас тут оскорбляли как меня!У меня сегодня праздник щенка алабая на 10 индоуток обменяли и привез друг крестьянин из Камского Устья,а то лисы замучили с воровством птицы! Голодный весь он худой и две тарелки пельменей халяльных съел за раз! Ко мне тоже приезжают даже из Москвы перенимать опыт и никто не верит что я один со всем справляюсь с собакой по кличке Пастух!

    • https://tvoyproduct.ru/news/ekspedicia-tvojprodukt-vostok18-v-gostah-u-tatarskogo-fermera-murata-sirazina
      Уважаемый человек! Посмотри репортаж сделанный известной московской фирмой Твой продукт про мое хозяйство! И сравни много таких ЛПХ в Татарстане!

  • Анонимно
    14.10.2018 15:22

    Когда же вы, наконец, научитесь правильно написать слово ВСЕ?!

  • Анонимно
    14.10.2018 16:54

    Молодец бабай! Живите долго и счастливо!

  • Анонимно
    14.10.2018 18:59

    Я бы вообще отменил субсидирования лпх,кфх,ООО,а восстановил бы колхозы с со своими магазинами!
    Чтоб не покупать в ярмарках продукцию с гормонами роста!!!

    • Анонимно
      14.10.2018 19:19

      Как Вы наивны - именно гормонами роста колхозы будут увеличивать свою маржу, так как иных способов повышения производительности труда, кроме Почётной Грамоты, у них нет.

  • Анонимно
    14.10.2018 19:33

    Действительно, человек-легенда! Склоняю голову!

  • Анонимно
    14.10.2018 20:34

    Очень интересная личность! Сэлэмтлек телим Сезгэ.

  • Анонимно
    15.10.2018 07:55

    Господа,рая на земле не было никогда и не будет,хотя и там равенства не обешают.Всегда были и будут проблемы и голода, и неравенства.Кто хочет восстанавливать колхозы хоть что-то о них знает или только читал и слышал?Низкий поклон всем,кто в них работал,там никому легко не жилось,ни рядовому колхознику,ни председателю.

  • Анонимно
    15.10.2018 09:50

    Колхозы- лучшая форма организации сельского хозяйства. Лучшая со всех сторон. Герой статьи это подтверждает. Об этом кажется в деревнях нужны колхозы. Ни холдинги, ни фермеры, а именно колхозы.
    Колхозник.

  • Анонимно
    15.10.2018 12:42

    "Фермеры ведь заботятся лишь о своем личном обогащении, о людях не думают." - типичное рассуждение "заботливого" совка. Впрочем, к деду претензий нет. Он продукт своей эпохи.

    • Анонимно
      15.10.2018 12:54

      Так он прав. Фермеры заботятся лишь о личном обогащении. Им до деревни, клуба, школы, детского сада вообще далеко. Только свой карман.

  • Анонимно
    15.10.2018 13:15

    "Членам колхоза выделяются новые квартиры, построенные на средства колхоза и первый год не удерживается квартплата, а начиная со второго года начинается удержание с зарплаты. При желании молодоженам дается возможность купить себе выделяемую квартиру при этом из зарплаты удерживается не более 50 процентов. Из зарплаты колхозников не удерживается подоходный налог, налог за бездетность. Колхозникам возмещаются потери от пожара, стихийных бедствий в полном объеме, при этом, если имущество было застраховано, выплаты остаются у пострадавшего и таких законов, льгот было очень много... Надо любить своих сотрудников, помогать им."
    Все-таки в СССР была очень сильная социальная политика. Много делалось для блага людей, как в городе, так и на селе. И там, где делалось больше (как в колхозе Искра), и успехов было гораздо больше. А в городе через 10-15 лет работы на заводе можно было получить бесплатно квартиру. А Файзи абый - человек-легенда. Первым проведший газ в свое село. Тогда это было космической технологией, на фоне дровяного отопления лесом из Марийки. Сейчас не могут понять: все успехи советского времени связаны с заботой государства, отдельных руководителей о людях. Не могут понять!!! Поэтому повышают цены, налоги и пенсионный возраст. А ведь даже Файзи абый понял, что в 60 лет нужно уходить на пенсию, уступая дорогу другим.

    • Анонимно
      15.10.2018 13:59

      Успехов в советских колхозах было много! Вот только зерно в Канаде и США мы тогда закупали.

      • Анонимно
        15.10.2018 16:41

        А после войны страну как надо было поднимать? Все делалось своими силами в условиях холодной войны. Полностью, с нуля все восстановили. Страна лежала у руинах. Не хватало людей, техники, наука хромала в первое время. Поэтому приходилось и завозить. Все отрасли восстановили и вывели на мировой уровень советские люди и КПСС - промышленность, сельское хозяйство, образование, культуру, спорт, науку, военное дело и так далее. Все отстроили заново. Целые города. Целину освоили, миллионы гектар новых земель. Все для блага советского народа. И реально с каждым годом жизнь советского человека улучшалось. Причем невиданными нынче темпами. Ко времени правления Брежнева полки магазинов ломались от продуктов. И никто не голодал.Все было свое, натуральное. Достигнут был ядерный паритет с США. Конечно не все сразу. Это потом началась перестройка в 1985 году и появились талоны. Колхозы обеспечивали жизнедеятельность деревень. Строили школы, библиотеки, мельницы, дороги, жилье в деревнях. И свою инфраструктуру полностью сами строили и поддерживали. Всех обеспечивали работой и зарплатой. Все были очень довольны ими. До сих пор вспоминают. Это поколение, оно еще живо, не торопитесь так нагло лгать.
        Колхозник.

        • Анонимно
          16.10.2018 08:50

          У Вас что-то с памятью - как раз при Брежневе зерно мы за океаном наиболее интенсивно и покупали, пока нефть дорогая была. И никакого изобилия продуктов в 70-е и 80-е в СССР не было, а был всеобщий дефицит, в том числе, и масла, колбасы и мяса с мчащимся, как бешеный, обвешанным мясом, поездом ТАТАРСТАН Москва-Казань.

    • Анонимно
      15.10.2018 14:25

      По-моему, главная мысль Файзи абыя как раз в том, что "я единственный в республике человек, который полвека в своей деревне руководил колхозом. Других таких дураков нет." Ему - респект и уважуха, а вот колхозам, так и не накормившим советский народ, - забвение и досвидос.

      • Анонимно
        15.10.2018 16:28

        Так он открыто ответил на ваш вопрос: фермеры, агрохолдинги или колхозы. Он сказал, что колхозы. Так что не передергивайте его слова, он думает и сказал совершенно иначе.

  • Анонимно
    15.10.2018 15:06

    То то после разрушения колхозов в страну хлынул поток импортного продовольствия )))

    • Анонимно
      15.10.2018 16:42

      И вдруг всем показалось, что мы голодали. Юппи и Ролтон оказались на наших столах, а мясо, молоко и картошка исчезли.

  • Анонимно
    16.10.2018 00:47

    Атнинский район - это показатель преимуществ советской системы хозяйствования. В районе сохранили колхозы и теперь он передовой в Республике Татарстан по производству молока. На 2-3 месте. В районе хорошие дороги и даже внутри многих деревень проложены каменные, реже асфальтные улицы. Глава района руководит им со времен основания района в 1990 году. В районе, конечно, как и в других сельских районах, ощущается нехватка работы. Механизация и автоматизация с.х. производства освобождают массу лишних рабочих рук. Сезонность с.х. работ в колхозе (нагрузка весна-лето и отсутствие работы зимой) заставляет многих искать работу на стороне - в Казани, у частников и т.д. Есть в районе и поселок местной элиты, называемый "Поле Чудес". Однако особо шикарных особняков (по меркам Рублевки, конечно) Вы там не найдете. В статье содержится тонкий намек, что Главе района пора на покой. Что, возможно, не совсем справедливо. Соседний Арский район, из которого в свое время выделился и Атнинский, за 28 лет сменил нескольких глав. Однако в плане развития инфраструктуры ( в т.ч. дорожной) не так далеко ушел от соседей. Если же говорить о приходе инвесторов (того же Вамина), то этот эксперимент и вовсе закончился плачевно. Дошло до того, что многим крестьянам - вчерашним колхозникам - зарплату выдавали натуроплатой, оставляя майонез на завалинке. Ситуация в ряде сел настолько ухудшилась, что их пришлось, можно сказать, взять на поруки соседним хозяйствам Атнинского района.

  • Анонимно
    16.10.2018 07:53

    При всем уважении Файзи Ахметовичу не согласен его словами в адрес Дамир Каюмовича!Это выплескивается личные обиды через тридцать лет.Во первых Дамир Каюмович начал управлять при Мусине.Он был очень грамотным интеллегентным руководителем.Не боялся возле себя собрать молодых предприемчивых людей.Подготовил целую плеяду руководителей.

  • Анонимно
    16.10.2018 19:27

    Если хотя 30% руководителей работали бы как Файзи абый ,были так преданы своей земле ,так много сделал для своих сельчан ,так любил свою страну ,никакой Горбачев со своим Яковлевым не смогли бы разрушить нашу великую страну .Никакой бред про перестройку и тому подобное не нашли бы почву в наших умах.Великий человек Великой страны великого времени ул Файзи абый! 50ел эшлэп шул авылларында яшэп калган житэкчелэр бармак белэн генэ санарлык алар! Дан хэм хормэт сезгэ Файзи абый ,тазалык саулык озын гомерлэр бирсен ходай! Зур ихтирам белэн С.Хабибуллин.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль