Культура 
22.10.2018

«Это огромное счастье, что патриарх российской композиторской школы здесь!»

Открытие Concordia: маэстро Сладковский в свой день рождения подарил Казани мировую премьеру

В столице Татарстана открылся уже VIII международный фестиваль современной классической музыки имени Софии Губайдулиной Concordia. Гостями первого концерта стали знаменитый альтист Алексей Людевиг и живой классик, композитор Сергей Слонимский. О том, чем внук «золотого Моцарта» удивлял публику, какое произведение в этот вечер прозвучало впервые в мире и почему казанские улицы понравились Слонимскому больше петербургских, — в репортаже «БИЗНЕС Online».

МИРОВАЯ ПРЕМЬЕРА В ЧЕСТЬ НЕЗАВИСИМОСТИ ПОЛЬШИ

Казанская публика ждет каждый фестиваль современной классической музыки Concordia с нетерпением. Еще бы, ведь основатель этого мероприятия, народный артист России Александр Сладковский каждый год удивляет премьерами и привозит больших композиторов и выдающихся музыкантов, например Юрия Башмета или Кшиштофа Пендерецкого. Открытие VIII международного фестиваля поддержало высокую планку — с ГСО РТ выступил ученик Башмета, потомственный альтист Алексей Людевиг. Кроме того, в ГБКЗ им. Сайдашева случилась самая настоящая мировая премьера — исполнение симфонической поэмы Сергея Слонимского «Восхождение и триумф», посвященной 100-летию независимости Польши.

Слонимский — народный артист России, профессор Санкт-Петербургской консерватории и автор музыки к фильмам «Республика ШКИД» и «Интервенция», настоящий патриарх советской и российской композиторской школы. Посвящение Польше своей новой симфонической поэмы (она написана в 2018 году) 86-летний автор объясняет так: «То, что отношения у политиков довольно скверные, напряженные, не касается людей искусства, особенно музыки, потому что мы дружим. Наше дело — дружить, налаживать сотрудничество. Мои друзья в Польше — это самые крупные музыканты, включая Пендерецкого, покойных Лютославского, музыковеда Ярочинского (Стефана Яроциньского прим. ред.) и многих других. Высоко ценя польскую музыкальную культуру, начиная от Шопена, я счел долгом хотя бы в одиночку написать сочинение, специально посвященное юбилею этого великого государства». Премьера стояла в программе концерта последней, став блестящим финалом вечера, — стратегически верный ход Сладковского (в эту субботу он отметил 53-й день рождения), который подогревает интерес публики.

Но мы забегаем вперед. Открылся фестиваль имени Софии Губайдулиной ее «Поэмой-сказкой», созданной в 1971 году. В этом, по-настоящему волшебном, произведении композитор создает мир, полный фантазии и сказочных образов. И кому, как не симфоническому оркестру Татарстана, прочувствовать этот мир?! Такое произведение нельзя брать штурмом — и Сладковский, бережно касаясь драгоценной музыкальной ткани, тщательно прорабатывает каждую ноту и паузу, воплощает этот мир красочно, ярко, осязаемо. Сладковский всегда очень точно настраивает свой оркестр и взаимодействие музыкантов, но здесь это чувствуется особенно остро — кажется, что сочинение Губайдулиной резонирует в них самих. И дирижер, и оркестранты поняли и по-настоящему прочувствовали «Поэму-сказку», а иначе и нельзя исполнить это произведение настолько проникновенно, волнующе и волшебно.

Алексей Людевиг Для исполнения второго номера программы — сонаты для альта и фортепиано Шостаковича, которая впервые прозвучала в Казани, — приехал знаменитый альтист Людевиг

ВНУК «ЗОЛОТОГО МОЦАРТА», ПОХОЖИЙ НА ДОН КИХОТА

Для исполнения второго номера программы — сонаты для альта и фортепиано Шостаковича, которая впервые прозвучала в Казани, — приехал знаменитый альтист Людевиг. При взгляде на музыканта с внешностью Дон Кихота, альт которого — почти ровесник романа Мигеля де Сервантеса (инструмент создан итальянским мастером Антонио Мариани в 1661 году), не верится, что он играет в современной России, а не в каких-нибудь средневековых европейских легендах. Хотя дедом Людевига является легендарный советский геолог Юрий Билибин из старинного дворянского рода, «золотой Моцарт», который открыл колымские месторождения золота. Вот и его потомок вслед за Билибиным открывает и переоткрывает драгоценности — но уже в музыке.

Альтовая соната Шостаковича трудная, трагическая, это последнее произведение композитора, где есть место и философским размышлениям, и диалогу с Бетховеном в третьей части, где звучит мотив «Лунной сонаты». «Это одно из моих самых любимых произведений, — признается Людевиг. — Очень глубокое произведение, Шостакович писал его, зная, что у него осталось совсем немного времени. Это его последнее слово и последнее жизнеописание. Каждый раз, когда я играю сонату, у меня ощущение, что я прожил жизнь за 37 минут».

И это погружение музыканта в произведение действительно чувствуется — его альт звучит потрясающе глубоко и пронзительно. На концерте было переложение сонаты для альта, струнного оркестра и челесты. Кто бы мог подумать, особенно после классического исполнения Башмета и Святослава Рихтера, сколько дополнительных оттенков раскроет это переложение! Безусловно, не может быть двух одинаковых исполнений одного произведения — даже один и тот же музыкант каждый раз интерпретирует его по-разному. Сейчас в гармоничном тандеме слились интерпретации Сладковского и Людевига, и оба очень тонко чувствуют и понимают музыку Шостаковича (не зря диск с симфониями композитора, записанный ГСО РТ, так высоко оценивают зарубежные критики). Сладковский настолько верно настроил струнные, что они находятся в абсолютной гармонии с солирующим альтом, который у Людевига звучит и страстно, и трагично, и ярко, и невесомо, — и вы вместе с музыкантами переживаете за 37 минут целую жизнь, полную любви, печали и света.

Альтовая соната Шостаковича трудная, трагическая, это последнее произведение композитора 

Второе отделение было целиком посвящено музыке Слонимского: впервые в Казани прозвучала симфония №33 и впервые в мире — симфоническая поэма «Восхождение и триумф». Про симфонию сам композитор говорит, что это произведение драматического, трагедийного характера, которое Сладковский трактует просто блистательно, идеально. Слонимский добавил, что на репетиции дирижеру не надо было делать ни одного замечания, и звучание симфонии данный факт подтверждает: оркестр настолько мастерски исполнил ее, словно это его визитная карточка.

Мы уже говорили, какого мастерства достиг ГСО РТ в исполнении народных мелодий. Вот и здесь заложенные у Слонимского в первой части симфонии мотивы русской крестьянской песни Сладковский разворачивает в удивительное по красоте и многообразию полотно национальных образов и красок. Во второй части Dance Macabre («Пляска смерти») Сладковский во всей полноте показывает возможности оркестра, который справляется и с нестандартными приемами звукоизвлечения (а у Слонимского пианист играет на струне рояля, музыканты кричат и стучат смычками по пюпитрам), и с катастрофическим, апокалиптическим настроением симфонии, и с высокой напряженностью. Произведения Слонимского нередко звучали в кино — вот и это очень легко представить в саундтреке фильма-катастрофы.

В этот раз в гармоничном тандеме слились интерпретации Сладковского и Людевига, и оба очень тонко чувствуют и понимают музыку Шостаковича

«НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ СЕЙЧАС — ЖАЛКОЕ ЗРЕЛИЩЕ, А ВАШИ УЛИЦЫ КРАСИВЫЕ»

Гвоздем вечера стала, разумеется, мировая премьера той самой симфонической поэмы Слонимского «Восхождение и триумф», о которой мы писали выше. «Первоклассный Государственный симфонический оркестр Татарстана может выступать в любом лучшем концертном зале мира. Сладковский — редчайшая находка для коллектива. Это мастер высочайшего уровня. Сейчас Александр Витальевич — дирижер, входящий в первую десятку дирижеров Европы, Америки, России. Его можно пригласить с вашим оркестром в любую точку и западного, и восточного мира — как в Китай, так и в Америку, Европу», — настолько высоко Слонимский оценивает главного дирижера ГСО РТ, которому доверил впервые исполнить свое произведение и не прогадал: премьера получилась поистине грандиозной. Сладковский глубоко прочувствовал философию поэмы, проник в самую ее суть, выгодно подчеркнув и мотивы средневековой польской музыки, и авангардные приемы Слонимского, и польские фольклорные темы в финале. Думается, что секрет такого исполнения — в глубокой любви и уважении к музыке и композитору, которую Сладковский сумел передать и оркестру.

«Я не могу не сказать, что для нас, для меня лично огромное счастье, что патриарх российской композиторской школы Слонимский впервые здесь, вот так скромно сидит. Мне посчастливилось еще студентом дирижировать партитуру Сергея Михайловича. Я счастлив, что столько лет знаю этого уникального совершенно человека, композитора, одного из патриархов петербургской композиторской школы, профессора», — сказал Сладковский после исполнения симфонической поэмы, только подчеркнув исключительность вечера. Слонимский тоже появился на сцене, скромно кланялся, обнимал Сладковского и целовал руку первой скрипке.

«Я третий или четвертый раз в Казани, — рассказал композитор журналистам. — В 1980-е годы приезжал в консерваторию, проводил мастер-классы. Там было много интересных коллег, работающих в Казани, включая [Анатолия] Луппова, [Леонида] Любовского и других. И даровитых студентов. В конце 1980-х у меня был творческий вечер в филармонии с их оркестром, и я импровизировал на татарские темы. А в последнее время я отказываюсь от всех поездок, потому что мне уже лет, мягко выражаясь, многовато. Единственный город, в который я согласился приехать, — это Казань, кроме Москвы, где у меня друзья». Слонимский рассказал и о своих впечатлениях от города: он был приятно удивлен красотой улиц, гулять по которым ему понравилось даже больше, чем по петербургским. «На редкость с эстетической точки зрения красиво. В Питере моем любимом подходят какие-то бизнесмены низкого уровня, начинают тебе раздавать рекламу, какие-то одетые медведями идиоты — в общем, Невский проспект сейчас представляет очень жалкое зрелище. Ваши улицы, наоборот, красивые, и дармоедов лишних я не увидел», — заметил композитор. 

Таким образом, в день рождения маэстро Сладковского подарки получили все, кто находился в этот вечер в зале ГБКЗ им. Сайдашева. Однако сюрпризы не заканчиваются — второй концерт фестиваля Concordia пройдет уже в среду, 24 октября. Он будет посвящен творчеству выдающегося композитора, народного артиста РФ, председателя союза композиторов РФ Алексея Рыбникова. Создатель музыки к известной рок-опере «Юнона и Авось», а также к многочисленным кинокартинам тоже будет присутствовать на концерте. ГСО РТ и маэстро Сладковский впервые исполнят в Казани знаменитые произведения композитора: симфонические картины «Скоморох», «Ночную песнь» и «Музыку Ликии», а также симфонию №6.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (5) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    22.10.2018 11:18

    Концерт действительно был прекрасным! не устаю удивляться, что в нашем городе такое стало нормой!

  • Анонимно
    22.10.2018 11:34

    Уважаемый Мурат Сиразин! Почему не комментируете статьи, посвящённые культурной жизни Республики? Считаю, что должны восполнить этот ваш пробел!

    • Анонимно
      22.10.2018 12:35

      Он больше зуб на полицию точит!
      А вот я, бывший сотрудник полиции, читаю про Сладковского и душа замирает, что я живу в одно время с ним.

  • Анонимно
    22.10.2018 12:02

    Да, поверить невозможно, что такие звёзды и так запросто приезжают в Казань?!

    В какое время живём!!! Чудо просто.

    Спасибо Сладковскому! И с днём рождения! Желаю огромного здоровья, творческих успехов и удачи во всем! Спасибо Вам за то, что Вы делаете, и спасибо, что не уезжаете на Запад, в Москву, а работаете здесь, в Казани!

  • Анонимно
    24.10.2018 17:38

    Браво, маэстро!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Подпишись на нас в Zen