Общество 
4.11.2018

Митрополит Феофан: «Я не верю, что икона, явленная через пожар, могла погибнуть в огне»

Казанский владыка о том, как Казанская икона Божией Матери стала «русской Жанной д’Арк» и почему так важно возродить ее дом в Казани

«Надеюсь, после восстановления собора Царица Небесная вернется в свою казанскую обитель», — полагает митрополит Казанский и Татарстанский Феофан, вспоминая о судьбе утраченного оригинала чудотворного образа в праздничный день 4 ноября. О том, когда случился раскол на христианскую Русь и «постхристианскую» Европу, какую роль сыграли татары в освобождении Москвы и восходит ли «ватиканский список» иконы к Дивеевскому монастырю, владыка размышляет в своем блоге, написанном для «БИЗНЕС Online».

«Надеюсь, после восстановления собора Царица Небесная вернется в свою казанскую обитель», — полагает митрополит Казанский и Татарстанский Феофан «Надеюсь, после восстановления собора Царица Небесная вернется в свою казанскую обитель», — полагает митрополит Казанский и Татарстанский Феофан Фото: «БИЗНЕС Online»

«ОНИ ВЕЗЛИ С СОБОЙ НЕ ТОЛЬКО ЛАТЫ, ПИЩАЛИ И МАРИНУ МНИШЕК. ОНИ ЗАХВАТИЛИ С СОБОЙ И НОВУЮ ВЕРУ»

Много раз говорилось о чудесном обретении Казанской иконы Божией Матери, о страшном пожаре, бушевавшем в 1579 году в Казанском кремле и прилегающих к нему кварталах, и о девятилетней отроковице Матроне, которой в безгрешном детском сне явилась Богородица и указала, где следует искать ее чудотворный образ. Все это подернуто для нас, жителей высокотехнологичного XXI века, некоей сказочной дымкой, но, если присмотреться, за ней явственно проступают вполне реальные события нашего прошлого и реальные исторические фигуры, в достоверности которых у историка нет никаких оснований сомневаться. Посмотрите, в какой именно исторический момент это произошло: на Руси клонилось к закату пышное и жестокое царство Иоанна Грозного, страна находилась на пороге величайшей Смуты. Решался извечный гамлетовский вопрос: быть или не быть России? Перешагнет ли ее народ в свой завтрашний день или исчезнет, растворится в прошлом, подобно множеству других древних народов, чьи языки, по слову апостола, давно умолкли и знание о которых «упразднилось»?

Время вообще суетно по своим повадкам — на то оно и время. И в те годы, когда судьба Руси висела на волоске, очень немногие из современников это осознавали. Большинство людей жило своими обычными, мелкими нуждами. Внутри государства шла борьба боярских кланов (как сейчас бы сказали — верхушки национального истеблишмента) за власть и влияние. Вначале эта борьба казалась мышиной возней у подножия трона Грозного, но после его смерти она приобрела чудовищные размеры и стала вестись за престол как таковой. А что такое внутренняя рознь? Это отличный повод к внешнему вмешательству. И оно не замедлило случиться.

На Западе в то время еще продолжалась эпоха Возрождения, подходил к концу его последний период, который искусствоведы именуют чинквеченто, или Высокий Ренессанс. У нас его обыкновенно связывают с именами таких гениев, как да Винчи, Микеланджело, Тициан и др. Но при этом забывают, что у этой эпохи была, как точно выразился философ Алексей Лосев, «обратная сторона титанизма». «Возрождение прославилось своими бытовыми типами коварства, вероломства, убийства из-за угла, невероятной мстительности и жестокости, авантюризма и всякого разгула страстей», — писал Лосев. И это не могло не сказаться на европейском искусстве: в то время как русские мастера продолжали писать лики святых, Христа и Богородицы в строгом соответствии с каноном и все также в самую душу смотрели эти широко раскрытые, надмирные глаза икон, западные мастера слишком очеловечили христианское предание, снизили его до уровня улицы и площадного карнавала. Собственно, это была уже не совсем христианская культура, а лишь злая пародия на нее. Тогда как раз и случился этот непоправимый раскол на христианскую Русь и «постхристианскую» Европу, который продолжается и поныне.

Свое вторжение в пределы Московского государства, так называемую польско-литовскую интервенцию, они и организовали по принципу жутковатого карнавала, в котором почти не найти подлинных лиц, а лишь одни маски. Ведь кто такой Лжедмитрий I? Это просто маска лжецаря, за которой скрывается то ли беглый монах Григорий Отрепьев, то ли незаконный сын Стефана Батория, то ли кто-то еще. Не забудем, что Лжедмитрий был не один — их было сразу четверо, и мы знаем их не столько по именам, сколько по презрительным прозвищам, которые им давал народ: «тушинский вор», «псковский вор», «астраханский вор»…  Истинные же их имена ты, Господи, веси.

Они везли с собой на Русь не только кавалькаду польских вельмож вместе с «панночкой» Мариной Мнишек, не только латы и пищали — они предусмотрительно захватили с собой и новую веру. Известно, что Лжедмитрий еще в Польше принял католичество и дал обеты римскому папе строить костелы в своих новых владениях и вообще всячески поддерживать «латинство». Нет никаких сомнений, что свое обещание он бы непременно сдержал: ему просто не хватило отпущенного историей короткого времени. Зимой 1604 года войско Лжедмитрия поднялось холодной метелью от русских границ и покатилось на Москву. Города, услышав имя якобы чудесным образом спасенного сына Грозного, сами открывали ему ворота. Над всей страной нависла самая, пожалуй, страшная угроза за всю ее историю — все было подготовлено к тому, чтобы мы перестали существовать как мощное самостоятельное государство.

И тогда в Казани, в самом сердце недавно присоединенного Казанского ханства, из-под черной золы пепелищ явила себе Богородица — не та горделивая Мадонна, которой ее привыкли изображать латиняне, а наша, народная, с немного печальной каймой вокруг сострадающих глаз. Она и стала нашей Жанной д’Арк, спасшей Русь от иноземного завоевания.

«Гермоген был мудрым человеком — он не действовал в одиночку» «Гермоген был мудрым человеком — он не действовал в одиночку» Фото: ©Антон Денисов, РИА «Новости»

«ЧТО ВЫ МНЕ УГРОЖАЕТЕ? БОГА ОДНОГО БОЮСЬ!» — СКАЗАЛ ГЕРМОГЕН»

На Руси Божия Матерь всегда пользовалась особым почитанием, из всей небесной иерархии она казалась русским людям ближе всего и понятнее. В многочисленных народных преданиях Богородица ходила по мукам и даже спускалась в ад, где плакала над погибшими душами, и она же умоляла Христа Вседержителя отсрочить конец этого мира. Что же удивляться тому, что именно она простерла свой спасительный покров над нами тогда, когда страшные знамения стали возвещать о возможном конце «русского мира», без которого человеческая история хотя и продолжилась бы, но оказалась бы уже совершенно иной.

Известно, что отроковице Матроне, когда она рассказала о своем чудесном сне, поначалу никто не поверил. Действительно, чудно и странно выглядел ее рассказ об образе, сокрытом под слоем земли и пепла. Наконец, ее мать взяла заступ и по слову девочки пошла на обезображенный пожаром пустырь, где и нашла икону. И кто же принял ее в свои руки? Это имя, славное в русской истории, мы тоже знаем: священник Гостинодворской церкви Ермолай, он же — будущий казанский митрополит, а затем и патриарх Московский Гермоген. С ним неразрывно связана как история самой иконы, так и история всей России.

В начале XVII столетия Гермоген был уже в Москве, где Лжедмитрий исключил его из состава Боярской думы, но так и не успел сослать в Казань — через неполный год правления самозванец сам стал пеплом, которым московская пушка выстрелила в сторону Польши. Но над страной продолжал сгущаться мрак, и патриарх Гермоген был одним из немногих, кто этому сопротивлялся и постоянно напоминал пестрому и многонациональному люду Руси о его гражданском достоинстве.

Православная церковь поддерживает государство лишь тогда, когда оно выполняет свое основное предназначение, то есть заботится о национальном бытии своего народа, его сохранении и ограждении от внешних врагов. Но когда государство само становится частью смуты, когда оно не противится хаосу, а лишь разжигает его и при этом добровольно открывает ворота врагу, оно не находит и не может найти у церкви никакой поддержки. Так было в 1918 году, когда патриарх Тихон фактически провозгласил анафему советской власти, и так было в 1610 году, когда патриарх Гермоген отказался признавать так и не крестившегося в православие польского королевича Владислава Сигизмундовича в качестве русского царя. «Что вы мне угрожаете? Бога одного боюсь», — сказал предстоятель русской церкви. За это он был заключен поляками в темницу Чудова монастыря и обречен на голодную смерть. Летописцы свидетельствовали, что ему вместо еды бросали необмолоченные колосья: вот, мол, тебе, на!

Но Гермоген был мудрым человеком — он не действовал в одиночку. Конечно, у него имелись единомышленники, и благодаря им по всей стране, как окольцованные голуби, полетели патриаршие письма с призывами к восстанию против иноземцев. В XVII веке не было ни интернета, ни мессенджеров, ни прочих суперсовременных средств связи, но гермогеновские грамоты разлетелись во все концы Руси. Из уст в уста, от веси к веси, от града к граду шел этот набат и достиг Поволжья, пределов нижегородской земли.

Во всей этой истории поразителен тот факт, что, пока верхи, забыв обо всем, боролись за влияние, народ сам мобилизовался и пошел защищать свое отечество. Даже не власть, а именно отечество, свою землю. Мы знаем по преданию, что в походе князя Дмитрия Пожарского и нижегородского земского старосту Кузьму Минина сопровождала, помимо красного знамени с изображением Михаила Архангела, и Казанская икона Божией Матери. По сути, она была подлинной предводительницей Второго ополчения, которое двинулось от Поволжья к Москве и в состав которого входили не только русичи, но и татары, башкиры, чуваши, черемисы, востяки, мордва и др. И это удивительно: ведь прошло чуть более половины столетия с тех пор, как перестало существовать Казанское ханство, и, казалось бы, вот он, шанс поквитаться с ослабленной Россией. Однако происходит ровно наоборот: татары составили едва ли не самую дисциплинированную и верную когорту мининского ополчения. Да и сам Минин по распространенной версии мог иметь татарские корни, что, мягко говоря, не так уже необычно для человека волжской цивилизации (впервые о том, что настоящее имя Минина до крещения — Кириша Миннибаев, предположил председатель СМР Равиль Гайнутдин. Впоследствии его поддержал Владимир Путин, который прямо заявил, что в главе Второго ополчения стоял «этнический татарин», который собрал деньги на спасение России и призвал князя, — прим. ред.).

«Оригинал Казанской иконы Божией Матери был утрачен летом 1904 года, накануне еще одной великой Смуты» «Оригинал Казанской иконы Божией Матери был утрачен летом 1904 года, накануне еще одной великой Смуты» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Я НЕ ВЕРЮ, ЧТО ИКОНА, ЯВЛЕННАЯ ЧЕРЕЗ ПОЖАР, МОГЛА ПОТОМ ПОГИБНУТЬ В ОГНЕ»

После окончания Смуты Казанская икона Божией Матери была признана спасительницей страны и ее охранительницей в самые тяжелые времена. Подобно константинопольской Одигитрии, по преданию написанной еще апостолом Лукой, этот образ становится символом зарождающейся империи. Перед ним молился 16-летний мальчик Михаил Романов, которого Земский собор в 1613 году провозгласил государем. Впереди было 300 лет российской славы, и кажется, что все это — и Пушкин, и Суворов, и блестящая победа над Наполеоном, и загадочный дивеевский святой Серафим Саровский, и «богатырь на троне» Александр III, чьих решений побаивалась Европа, и вообще все многообразие грядущей русской жизни — было заложено еще тогда и читалось в чудотворном богородичном лике.

Но бывают чудесные явления, а бывает попущение Божие, посылаемое в наказание за предательство истин веры. Согласно легенде, константинопольская Одигитрия была уничтожена османами в 1453 году во время последнего штурма столицы Византии, а именно — разрублена на части при попытке завладеть драгоценностями из ее оклада. Это ознаменовало собой конец Восточной Римской империи, просуществовавшей более тысячи лет. А оригинал Казанской иконы Божией Матери был утрачен летом 1904 года, накануне еще одной великой Смуты. В принципе, к тому времени Смута уже началась в сердцах и умах граждан Российской империи, чья интеллигенция делала буквально все, чтобы вытравить из народного сознания корни веры. Казанский богородичный образ похитил из монастыря некий Варфоломей Чайкин по прозвищу Стоян, который поступил в точности так же, как османы в 1453 году: драгоценный оклад продал, а саму икону якобы разрубил на части и сжег в печи. Такова, по крайней мере, официальная версия.


Многие спрашивают меня: а мог ли оригинал иконы каким-то образом сохраниться? Я на это обычно отвечаю, что я не верю, что икона, которая была явлена через пожар, которая была обретена на пепелище, могла потом погибнуть в огне. Почему-то у меня есть твердая уверенность, что этого не могло произойти. Недаром мне и моим единомышленникам так хотелось возродить собор, где икона хранилась веками. Вспомним, что в XX веке мы не только утратили оригинал Казанской иконы Божией Матери — большевиками был порушен также ее дом, ее жилище в Казани. Но я надеюсь (и дай Бог мне дожить до этого дня), что после возрождения утраченного дома — восстановления собора в комплексе Богородицкого монастыря — Царица Небесная вернется в свою казанскую обитель.

Сегодня мы знаем множество списков Казанской иконы Божией Матери — в Москве в Богоявленском соборе хранится чудотворный список, и в Санкт-Петербурге в Казанском соборе. Но тот список, которому ныне поклоняются в Богородицком монастыре и который именуют «ватиканским», тоже всегда считался чудотворным. По преданию, эта икона прежде хранилась в Дивиево, то есть ее история восходит к Серафимо-Дивеевскому монастырю. Да, после революции в силу известных обстоятельств она оказалась за рубежом и таким образом разделила изгнание многих русских людей и их отчуждение от своей родины. Но настало время, когда идеалы, основанные на атеизме и безбожии, доказали свою несостоятельность, и икона вернулась домой. И я думаю, что нам всем надо ценить, что в качестве своего дома икона выбрала именно Казань.

Тот список, которому ныне поклоняются в Богородицком монастыре и который именуют «ватиканским», тоже всегда считался чудотворным «Тот список, которому ныне поклоняются в Богородицком монастыре и который именуют «ватиканским», тоже всегда считался чудотворным» Фото: «БИЗНЕС Online»

«В РАБОТЕ НАД ИКОНОСТАСОМ ТРЕБУЮТСЯ ОТМЕННЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КИСТИ, МОЛИТВА И БОЖИЕ ВДОХНОВЕНИЕ»

Признаюсь, мне до сих пор больно, что крушение коммунистических идеалов сопровождалось распадом страны. То государство, которое мы получили после 1991 года, мало чем напоминало дореволюционную Россию. Не было ни прежней экономической мощи, ни смелого размаха территории, не было, в конце концов, прежних людей, составлявших «соль» империи. Это выглядело, скорее, как усеченная Россия. Сегодня мы можем уповать на возвращение казанской чудотворной иконы, но не менее важно — вернуть нам осознание того, что народ не может жить без укорененности в своих традициях, важнейшей из которых является вера.

За ходом строительства собора в Богородицком монастыре, на месте обретения образа Казанской Божией Матери, я слежу лично: каждую неделю по этому поводу проводятся совещания. Совсем скоро с храма снимут леса, демонтируют башенный кран. Еще есть некоторые недочеты, но внешние работы в основном близятся к окончанию, и собор готовится предстать во всем его благолепии. Это не первозданная, а возрожденная красота, над которой еще в XIX столетии трудились такие замечательные архитекторы, как Емельянов и Старов (тот самый, который спроектировал Троицкий собор Александро-Невской лавры в Петербурге). 

Теперь на очереди — внутренняя отделка храма: полы, росписи, иконостас. Немало времени может занять работа над иконостасом, поскольку это уже не просто строительство, а кропотливый творческий труд. Здесь нельзя форсировать события и наращивать темпы, привлекая артель за артелью, — тут требуются отменные профессиональные кисти, молитва, созерцание и Божие вдохновение. Даже если написание образов доверить какой-то одной артели, у нее должен быть общий узнаваемый почерк, одна рука. Я уже не говорю о росписи всего храма — рисовать на каменных сводах всегда гораздо труднее и ответственнее, чем просто с этюдником в руках где-нибудь на природе.

Изюминка нашего собора еще и в том, что у нас имеется «Пещерный храм», возведенный уже в начале ХХ столетия на месте обретения иконы. Хотя сам собор был разрушен и поруган, это место сохранилось, и сейчас там тоже ведутся восстановительные работы.

В завершение я не могу не сказать добрых слов благодарности в адрес Минтимера Шариповича Шаймиева и Рустама Нургалиевича Минниханова, без участия которых восстановление «дома» Царицы Небесной в Казани было бы немыслимо. Именно указ президента Татарстана, изданный три года назад в День народного единства, положил начало воссозданию собора. И именно республиканский фонд «Возрождение», опекаемый Шаймиевым, взял на себя всю тяжесть по координации строительных, реставрационных и археологических работ.

Митрополит Казанский и Татарстанский Феофан

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (46) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
4.11.2018 10:03

Шел 2018 год

  • Анонимно
    4.11.2018 09:33

    Всем говорю...Ищите оригинал иконы в могиле купца Шамова....и найдете...

    • Анонимно
      4.11.2018 10:03

      Шел 2018 год

    • Анонимно
      4.11.2018 10:21

      Вы в курсе, что там уже искали в начале 20 века? Подобные умники давно изрыли могилу покойного Якова, а Вас только на комментарии хватает? Невозможно найти то, что сгорело, где бы не искали, к сожалению

    • Анонимно
      4.11.2018 12:21

      Всех с Праздником!

    • Анонимно
      4.11.2018 12:56

      Верно говорите. Явленная икона цела) Нелогично вернуть ее просто так. Будет разыграна партия с ее чудесным вторым обретением. Наш народ любит чудеса)

  • Анонимно
    4.11.2018 09:43

    Нельзя Царицу Небесную в пещерный храм, ее дом на Небе, а не под землёй. Почему судьба разрубленной турками иконы не вызывает сомнений, а сожженная Казанская икона обязательно вернётся?

  • Анонимно
    4.11.2018 10:05

    С праздником!

  • Анонимно
    4.11.2018 10:13

    спер кто нибудь точно(.

  • Анонимно
    4.11.2018 10:21

    Отличная статья!

  • Анонимно
    4.11.2018 11:10

    С праздником!

  • Анонимно
    4.11.2018 11:40

    Врить в рукотворные картинки- язычество.

    • Анонимно
      4.11.2018 12:00

      11.40 Верят в Бога, а образы на иконах почитают. Хоть немного самообразованием занимайтесь, а не пишите сразу чушь

      • Анонимно
        4.11.2018 13:05

        Да Да и чудеса от рукотворных картин.

        Так ведь в статье написано?

        • Анонимно
          5.11.2018 23:31

          Чудеса от веры. И они происходят. Надежда на выздоровление например, придающая сил в ьорьбе с болезнью. Это ли не чудо?

    • Анонимно
      4.11.2018 14:49

      Язычество, возможно, и есть первозданная чистая вера в высшие силы, не обремененная переводами и переписываниями в чьих то интересах так называемых священных книг-рукописей в разных религиях. Сомневаюсь я чо то.

  • Анонимно
    4.11.2018 11:45

    С праздником!

  • Анонимно
    4.11.2018 11:45

    Кто эти люди, что минусуют на поздравления?

    • Анонимно
      4.11.2018 13:34

      Нормальные светские люди, не одурманенные костями давно умершихлюдей.

      • Анонимно
        4.11.2018 15:21

        Ваша светскость заключается бавло срубить и водки нажраться. Нет вас не чего святого, по этому и живём так хреново. Да при этом вы ещё умудряетесь все кругом кретиковать.

    • Анонимно
      4.11.2018 14:43

      А ведь День народного единства. Люди не одинаково мыслят, у каждого свое мышление и точка обзора. Одинаково одеть ещё получается. Ну вот никак не удается их заставить думать одинаково, вот бяда, да просто бяда.

  • Булгарин
    4.11.2018 12:37

    Да, и цели понятны. Закрепить тут еще один центр православия. Да и с иконой этой тоже много вопросов. Но не это ведь главное. Главное то, что Иван Грозный покорил Казань физически, истребив тут население, подвергнув геноциду целый народ. Кстати, даже слово "кацапы", которыми стали называть жителей Московии из-за той бойни, переводится очень просто. Это слово "мясник", так переводится с татарского. Отсюда и про казанскую сироту, тоже из тех же времен, когда поубивав всех тех, кто был выше колеса конской повозки, остальных забрали себе в услужение. Не стоит всего этого забывать. Это тоже наша история. А икона, найденная здесь уже фактор идеологического закабаления. Это символ покорения Казани. И не более того. Как бы к этому не относится, давайте уж говорить прямо и откровенно. И не надо прятать это под соусом единения. Татары тоже должны понимать, что это за символы. И не бегать высунув языки, угождая попам. Остается еще памятник Ивану Грозному установить для полного счастья, а как минимум памятник на Казанке восстановить во всей красе, чтобы туда несли цветы и венки в этот день.

    • Анонимно
      4.11.2018 13:02

      Царь Иван - был так-то и из татарского рода Глинских. Да и явление образа девы Марии тут событие значимое в религиозном мире. Единственная женщина, которая в Коране упоминается по имени. Подумайте об этом.

      • Булгарин
        4.11.2018 13:15

        Не надо про то, что Иван был из рода Глинских. Эта бабка его была из этого рода, а так намешано столько там всего, но главное ведь то, что он был царем Московии. Да и род Глинских берет начало от Мамая, которого победили на Куликовом поле те же московские князья.

    • Анонимно
      4.11.2018 13:06

      Точно в десятку.

    • Анонимно
      4.11.2018 13:37

      Правильно, какая горькая бы не была правда, знать и помнить мы обязаны, если хоть капельку уважения имеем к себе как к народу.

    • Анонимно
      4.11.2018 15:44

      12.37 вы уточните для себя, из кого состояло войско Ивана Грозного при взятии Казани. Основу войска составляли Касимовские мишари,черемисы,крымские татары. Они и брали город, грабили и т.п. Это уже общеизвестный факт. И брали Казань не просто так,что бы поправить, а в отместку за многочисленные набери на московские земли и заново восстановить власть чингизидов, к которым отчасти принадлежал и Иван Грозный.

      • Булгарин
        4.11.2018 16:05

        Не пишите глупостей, повторяя за нашим известным фермером. Татар в войске Ивана Грозного было около 3 тысяч во главе с предателем Шах-Али, еще из 10 тысяч состоял отряд мордвин, к осаде примкнули и донские казаки. А всего в войсках Ивана Грозного по разным оценкам было около 150 тысяч воинов. Им противостояли защитники Казани в 30 тысяч человек. Было пятикратное превосходство. Так что не надо тут сказки рассказывать. Да, были и те татары, кто быстро перешел на службу к царю Московии. Но их Иван крестил, только потом кое-кого принимал к себе на службу.

        • Анонимно
          4.11.2018 17:09

          Вы хоть в состоянии представить, что такое 150 т. воинов? Сказки не стоит рассказывать.

          • Булгарин
            4.11.2018 17:41

            В старые времена под численностью войск обычно принимали всех тех, кто участвовал в походе. Реальных бойцов там было раза в три меньше, все остальные это те, кто их обслуживал. Тут и кухарки и т.д. Да и просто те, кто шел пограбить. Да, при реальной оценке бойцов в стане московского царя набиралось тысяч так 60. Также как и бойцов в отрядах Шах-Али не более 1 тысячи. Ведь война там шла затяжная, крепость брали не один день, подкопы рыли и не один подкоп. Но сказки тут то, что в войсках Ивана были сплошь татары. Известно ведь, что это был третий поход Ивана, два первых были неудачными, он потерпел разгром. К третьему подготовился уже более основательно. Только одни пушек набрал 150 штук, пригласил из Генуи мастера по подрыву стен, предка того самого Бутлерова. Да и время было удачным для Ивана, в Казанском ханстве прошел большой мор от чумы и голодных лет. Численность населения уменьшилось, была смута среди элиты, нужна была помощь из вне, которую не получили. Вот Иван и решился на этот поход.

            • Анонимно
              4.11.2018 18:00

              Ответьте тогда...Куда Иван Грозный дел хана Казанского ?? И Сколько тот еще прожил после "взятия" Казани..и где умер??

            • Анонимно
              4.11.2018 18:46

              Булгарин!! Ваши слова...что защитников крепости Казань было 30 тыс.чел??
              Есть такое понятие--логика!! И так:
              1.Вы на белые стены Казанского Кремля не смотрите-они построены в 17-18вв.
              2.Площадь укреплений Казанского ханства(вместе с постройками) составляла не более 4 Га(40 000м2)
              Посад (все что за протокой Булак) не рассматриваем-оборонять там было нечего.Так по-вашему...как 30000 чел могли уместиться на 40000м2...да еще и обороняться???
              3.Ул.Кремлевская и продолжение ее на территории Казанского Кремля-ул.Шейнкмана...это граница дубового ограждения бывшей ханской крепости...
              4.Южная сторона(к памятнику М.Джалиль) проходила по границе позже построенного юнкерского училища..
              5.Северна сторона--она как и была в ханское время...Восточная -также.
              Ну и как там с 30000 человек-защитниками...А там еще и семьи были...умножьте на 2.5 грубо....
              Так Вы ответили на вопрос....Куда после "взятия" хан делся ???
              Я не зря взял слово взятие в кавычки....
              Так и не было никакого тотального уничтожения населения при взятии крепости Казань....Сами догадаетесь ...почему так об этом все трактуют???
              Сирия Вам в помощь...

              • Булгарин
                4.11.2018 19:31

                Может сами покопаетесь. Не в этой крепости только Казань была зажата. Посмотрите на карту той битвы. Да, вы для себя открываете что-то новое, может про себя это делайте. По той карте той битвы, там укрепленные валы были не вокруг той части, которая теперь охвачена как кремлевская стена, а намного больше. Это очень большая часть. А 30 тысяч - это небольшое поселение. И ккак известно, во время осады. многие из окрестных селений укрывались под защитой городских стен. Первая проблема при осаде была как раз питьевая вода, а затем пища. Потому и вели осаду на измор. Это во-первых. Вы спрашиваете про хана Казани, которого Иван взял в плен. Думаю, вы так упорно спрашиваете, потому как и ответ знаете. Но скажу, что да. Иван отдал на разграбление побежденный город, трупами защитников были завалены улицы, а сам захватил пленника поехал в Москву. Там он крестил его и нарек именем Симеон. Так и что? Перед выбором быть на дыбе, подвешанным за ребра, или просто крестится и быть игрушкой в руках изверга, думаю, выбор был не большим. Если смотрели фильм Игры престола может вспомните как там держали одного из сыновей лорда, превратив его просто в животное. Так что благородством нравов там Иван не сильно отличался от тех захватчиков.




                две-три большие современные деревни.

                • Анонимно
                  4.11.2018 19:46

                  Какие валы?? Куда больше??Вы о чем г-н Булгарин??
                  Карта битвы Вам в помощь....
                  Да не было никакого тотального уничтожения....
                  Булгарин!! Как же названия поселений татарских вокруг Казани...так и остались татарскими...Логика!!
                  Разместите 30 тыс .воинов на 40000м2...Арифметика...однако!!!Где трупы???
                  Где???.....
                  А чтобы другие боялись--вот и пошла такая "байка" про "взятие"...НИ ОДИН(!!!) иностранный источник---не описывает это "взятие"...т.к...далее понятно???

                  • Анонимно
                    4.11.2018 20:19

                    Если не было у НИХ своей Истории , то он Булгарин откуда взял эти цифры , факты ? Живут же люди , собственными выдумками.

                  • Булгарин
                    4.11.2018 20:40

                    Вы тут всю историю опровергаете. Как вы думаете, столица той самой Золотой Орды Сарай сколько человек насчитывал? Или та же Москва во времена Ивана. Около 100 тысяч. А почему Казань не может иметь за своими стенами 30 тысяч? Или это так сложно представить. Так наконец возьмите ту самую карту битвы и наложите на современную. На юге укрепленная часть тянулась до озера Средней Кабан, на западе по улице Московская, на Востоке до гостиницы Корстон. кладбища.

                    Или вы думаете, что Иван был таким добрым царем Московии? Если почитаете те самые книги о нем, которые описывают его просто как изверга. Так еще в детстве его любимым занятием было бросание кошек с высокой башни-колокольни вниз. То он заставлял своих слуг это делать и смотрел как животные разбивались, то сам их бросал вниз. Потом то же самое делал с провинившимися крепостными. Еще одно любимое занятие было - сажание на кол. Многие дороги в Московии были утыканы колами, на которых сидели люди. Или четвертование. Тоже описана такая казнь как его любимое занятие. Еще, человека привязывали к двум согнутым березам, а затем отпускал, человек на двое делился. Видимо, ему было забавно. А с трупами убитых казанцев поступали просто, их просто свозили к реке и сбрасывали в воду. Так и плыли трупы, а вода окрашивалась в красный цвет.

                    Вы не знаете, почему барельеф царя Ивана в Новгороде на памятнике 1000 летия Руси не стали размещать, хотя там все цари есть?

                    Поинтересуйтесь.

                    И не надо тут про доброго царя расписывать. И число убитых в Казани принижать. Не надо историю переписывать, тем более не такую уж и далекую. Конечно, надо бы покаяться, но тут уж говорить об этом просто бесполезно.

                    • Анонимно
                      4.11.2018 21:02

                      вам сразу написал...Посад не рассматриваем--там некого было оборонять...
                      Какой Ср.Кабан...какая укрепленная часть???...После Нижнего Кабана было две деревянные башни...сейчас на месте начала протоки Булака...
                      С одной стороны--старое здание Татэнерго.(Право-Булачная 55)..с другой-институт филологии(ул.Татарстан 2)
                      Я Вас хочу спросить...Что брал "приступом" Иван Грозный??...Ханский город внутри сегодняшнего Кремля Казанского...или посад???..который был огорожен жердями ?? Вы уж определитесь...
                      Про казни и прочая...
                      Вам это сам Иван IV рассказывал ??? или Вы прочитали где-то...??
                      Запомните-все кто это пишут-имеют экономическую выгоду--называется гонорар.

  • Анонимно
    4.11.2018 12:55

    12:37 Открытие сегодня памятника Петру и Февронии и присутствие на нем бомонда - есть репетиция по вашим мыслям.

  • Анонимно
    4.11.2018 17:18

    А где единство с олигархами, сегодня День народного единства. Ни единого олигарха на улице не видно, а хотелось бы побрататься, ведь мы единый народ.

  • Анонимно
    4.11.2018 18:18

    Какая жуть. Взрослые вроде люди. А о какой-то Богородице. Да же не о ней а картинке.

    • Анонимно
      5.11.2018 10:46

      А ничего так, что эта "картинка" известна по всему миру, и благодаря ей тольно о Казани и знают?)) ничего примечательного ни раньше, ни позже в Казани не произошло. Вот и вся ваша жуть)))) спите дальше.

  • Анонимно
    5.11.2018 22:44

    ЗЗМ. ИКОНЫ Мадонна с младенцем, т.н. сегодня БОГОРОДИЦА С МЛАДЕНЦЕМ, их сохранились немало, под разными названиями. Много в Европе(откройте Википедии), некоторые созданные за несколько веков до объявление на Соборе Иисуса Христа богом. Поэтому эти иконы не могут являться иконой изображения богородицы Марии с своим сыном Иисусом! Это Икона УМАЙ АНА дохристианской Тенгрианской религии. Умай Ана опекала всех женщин, детей и др. Попы их просто переназначали в "Марии с сыном Ииусусом" для привлечения к себе сторонников!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль