Общество 
5.11.2018

Фатих Сибагатуллин: «Урожайность зерновых, представьте себе, выросла в пять раз!»

Депутат Госдумы и профессор Казанского аграрного университета о достижении татарстанских ученых в области сельского хозяйства

Почему народный избранник из РТ считает, что хлеб, выращенный на минеральных удобрениях, нельзя считать халяль, и как он помог исчезновению зловонного запаха вблизи международного аэропорта «Казань». Член комитета по экологии Госдумы РФ Фатих Сибагатуллин со страниц «БИЗНЕС Online» рассказывает о прорывных технологиях переработки отходов.

Фатих Сибагатуллин рассказывает о прорывных технологиях переработки отходов

«ТУТ НЕ НАДО ИЗОБРЕТАТЬ ВЕЛОСИПЕД, МИРОВОЙ ОПЫТ УЖЕ ЕСТЬ»

Проблема сохранения окружающей среды сейчас чрезвычайно актуальна. Впервые в истории страны глава государства объявил 2017-й Годом экологии в России. Благодаря этому положение сдвинулось с мертвой точки, были выработаны программы с конкретными шагами, намечены пути их реализации. Речь идет о переработке отходов, а то мы всегда с завистью поглядывали на европейские страны, Америку, Японию, на то, как там решается этот вопрос.

Данный вопрос курирует Сергей Иванов — наш большой генерал, человек, который трудился руководителем администрации президента РФ, министром обороны. Кроме того, само министерство экологии и природных ресурсов, Росприроднадзор, Роспотребнадзор и другие госорганы озадачены переработкой отходов. С ТБО более-менее уже есть ясность. Тут нужна раздельная сборка мусора, сортировка, переработка, а остатки необходимо отправлять на мусоросжигательные заводы, если соблюдать технологию, то вреда от МСЗ никакого.

Я был первым человеком в Госдуме, кого отправили по линии ЮНИДО (специализированное учреждение ООН — прим. ред.), штаб-квартира которой расположена в Австрии, в Японию, чтобы изучить опыт Страны восходящего солнца по переработке твердых бытовых отходов. Если мы сможем, как они, перерабатывать 85% всех отходов, а оставшееся сжигать на мусоросжигательном заводе, то будет все замечательно. В Японии даже инвалидам дают рабочие места и на предприятиях из трех старых телефонов делают один новый. Разбирают бывший в употреблении, достают драгметаллы… Автомобиль заходит с одной стороны, с другой стороны выходит металлопрокат. У производителей холодильников изымают специальный налог — 50 долларов на утилизацию. Это все касается твердых бытовых отходов.

В Казани уже начались подвижки, большое спасибо мэру города Ильсуру Метшину за то, что заварили мусоропроводы в высотных домах. Туда же бросали мусор, не сортируя, хотя сейчас везде лифты работают, нетрудно дойти так называемой мусорки и там оставить отсортированные отходы. Я, будучи главой Нурлатского  района, на четырех площадках собирал мусор, потом мы отсортировывали его, работающая в Нурлатах компания много денег делала за счет то, что люди выбрасывали. В общем, тут не надо изобретать велосипед, мировой опыт уже есть.

«В «Яратели» сейчас содержится 2 миллиона 400 тысяч кур — представьте, сколько это помета! Сейчас его будут вывозить, добавлять препарат, помет будет месяц вызревать, после чего его можно вносить в почву»

ВОЛШЕБНЫЙ «МЕФОСФОН»

С твердыми бытовыми отходами все понятно, а вот об обработке других видов мало кто знает. Директор Института органической и физической химии имени Арбузова, напрямую подчиняющегося Российской академии наук, Олег Синяшин, являющийся одновременно председателем Казанского научного центра РАН, и я как профессор кафедры биотехнологии, животноводства и химии Казанского аграрного университета делали исследование по переработке отходов животноводства. Речь идет о навозе: был принят закон, по которому сейчас он приравнивается к отходам. Проблема актуальная. Сейчас у нас существуют мегафермы, где навоз собирается в огромном количестве. Раньше ведь как было: крестьянин навоз складывал в кучу в саду, там микробы зимой замерзали, летом состав прел от жары — и они умирали. В хозяйствах по 100–200 голов, их отходы по наклонным транспортерам складывали в телеги и потом вывозили, а затем трактором трамбовали, там тоже микробы погибали. В результате данная масса вносилась в почву уже обезвреженная. Сейчас, например, в Набережных Челнах есть свинокомплекс на 240 тысяч голов, вы только представьте! От каждой хрюшки за сутки выходит по 3 килограмма жижи — это навоз, смешанный с водой, ведь на ферме его просто-напросто смывают в лагуну — навозоприемник, вот тебе более 700 тонн. Полужидкая субстанция зимой не замерзает, а летом не нагревается, а это благоприятная среда для патогенных микробов. Сейчас мы ищем способы ее обезвреживания, опираясь на опыт, который у нас уже есть.

Эксперимент проводили на птицефабрике «Яратель» возле села Песчаные Ковали, что в 3 километрах от международного аэропорта «Казань», там всегда шел неприятный запах, который доходил даже до воздушных ворот столицы Татарстана. Люди, ступившие на казанскую землю, жаловались, а владельцы фермы не знали, как избавиться от отходов, ведь при внесении в почву эта жижа сжигает все живое. Наши ученые же придумали препарат «Мефосфон», который вносят в эту массу, предварительно обработанную ультрафиолетом. Тут получается двойная польза: исчезает зловонный запах и уничтожаются микробы. Мы в качестве эксперимента внесли обработанные отходы в одном из близлежащих хозяйств, получили урожай. Там почва песчаная, особых питательных веществ нет, поэтому урожайность зерновых была 7–8 ц/га. После того как внесли птичий помет с «Мефосфоном», получили 40 ц/га. Представьте себе: урожайность выросла в пять раз! Потом испекли хлеб из этого зерна, проверили качество. Лаборатория ТатНИИсельхоза показала, что оно просто изумительное — и клейковина, и содержание белка, и другие показатели хорошие.

«Урожайность зерновых была 7–8 ц/га. После того как внесли птичий помет с «Мефосфоном», получили 40 ц/га!»

«ХАЛЯЛЬНЫМ МОЖЕТ БЫТЬ ТОЛЬКО ТО, ЧТО ВЫРАЩЕНО НЕ НА МИНЕРАЛЬНЫХ УДОБРЕНИЯХ»

В «Яратели» сейчас содержится 2 миллиона 400 тысяч кур — это очень много. Представьте, сколько это помета! Сейчас его будут вывозить, добавлять препарат, помет будет где-то месяц вызревать, после чего его можно вносить в почву. Сейчас у птицекомплекса «Ак Барс» в Пестречинском районе есть 25 тысяч гектаров земли, где планируется организовать производство органической продукции. У нас любят часто говорить слово «халяль», но ведь халяльным может быть только то, что выращено не на минеральных, а на органических удобрениях. Нельзя есть то, что для борьбы с сорняками было обработано гербицидами, с ними нужно бороться биологическими веществами. Сейчас мы работаем над этим в Арбузовском институте.

Председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин говорил, что зловонный запах в Песчаных Ковалях исчез, но почему-то об этом не сообщается в СМИ, хотя рядом находится утиная ферма — там есть запах. Дело в том, что ее представители к нам не обращались. Проект по переработке отходов животноводства одобрил президент Татарстана Рустам Минниханов, который предложил ввести его на всех птицефабриках республики.

В отличие от птичьего помета свиной навоз обрабатывается немножко по-другому. Твердая и жидкая субстанции собираются отдельно. Твердую часть компостируют, жидкую же, обработав «Мефосфоном», превращают в удобрение, а потом поливают ею поля. Специальная технология уже разработана. Раньше, во времена колхозов, была такая организация, как «Сельхозтехника», там был мехотряд, который и занимался внесением удобрений. Сейчас подобной организации нет. Огромным свинокомплексам на 240–250 тысяч голов придется создавать у себя специальные подразделения, без этого никак. Мы должны, хотим этого или нет, вводить такие технологии, а то вот что происходит: взять, к примеру, хозяйство «Авангард» Буинского района — его представители по трубам эту жижу распылили на поля, как можно подальше, чтобы люди не видели, в результате же сейчас там ничего не растет, все сгорело, поэтому сейчас иной альтернативы нет.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (69) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
5.11.2018 08:57

Известно , как данный деятель добился 80 ц зерна с гектара в Нурлатском районе - приписки и скупки зерна в Самарской области!!! Почему то нет доверия к таким депутатам!

  • Анонимно
    5.11.2018 08:37

    Он знает где Халяль а где нет? Профессор, что то не так....

    • Прав Фатих Саубанович ! Не может быть пшеница и овощи на минеральных удобрениях и на пестицидах и халяльными и экопродуктом! Только органические удобрения гумус переработанный дождевыми червями и бактериями можно считать полезным органическим удобрением! Я вот никогда ужк 40 лет в огороде в саду не применял не минеральные удобрения не химию! И только так можео выращивать экомясо и экоптицу и есть экоовощи самим и продавать друзьям! То же самое могу сказать и по скоту и птице! Сегодня в татарстане нет почти не одного птицеводческого хозяйства кто выращивает исконно деревенские породы птиц! Все завозят ГМО яйца из за бугра и не только в Татарстане так и по всей России осталась последняя уцчкнская птицефабрика в Балашихе где выращивают те же породы как и я и даже меньше меня! И то я там был и технолог мне рассказала что они пока курица вырастет 15 раз ее колят вакцинами .... а мы потом все это едим...! Я спрашиваю зачем? А мне говорят Мурат, у тебя птица на свободном выгуле на травке и червячков копают ,а у нас клеточное содержание и если их не колоть они все сдохнут! Тоже везде на химии коровы,свиньи утки и т.д.! Поэтому единственно правильный пусть и столбовая дорога нашего сельского хозяйства это ЛПХ и семейные КФХ с ограниченным количеством скота и птицы и только наши деревенские породы птицы и скота и никаких батраков как во всех развитых странах ЕВРОПЫ ! А будет скот и значит будут органические удобрения и мне себе хватает и весь наш хутор 17 домов у меня берет гумус в обмен на сорняки,ботву,падаль фруктов и пищевые отходы для скота ! И на счет экологии прав Ф.С. Кстати Вы знаете возле аэропорта почему воняло и не только из за птицефабрики? Там недавно только начали строить очистные сооружения ....!

      • Анонимно
        5.11.2018 11:39

        Сиразин и Сибгатуллин - два сапога пара.

        • Спасибо за добрые слова и я этим горжусь и он мне как старший брат и как историк и как аграрий и как политик!

          • Анонимно
            5.11.2018 19:40

            Он тоже блаженный?

          • Анонимно
            6.11.2018 06:42

            Сибагатуллина еще можно назвать историком,есть книги ,некоторые весьма читаемы. А Сиразин,просто малограмотный челоовек, пытающийся пролезть в любую щель для саморекламы,особенно смешно ,что именует себя историком и политиком. Аграрием куда ни шло ,хотя вечные кляузы и скандалы, но коз разводит и торгует продукцией на базаре, а все остальное фейк -ньюс, как сейчас говорят,т.е. вранье.Впрочем оценка амбиций, читателями БО видна, из рекордного числа минусов на его болтовне.

      • Анонимно
        6.11.2018 10:53

        тов.Сиразин а как закончилась Нижнекамская история с переклейщиками и суррогатчиками?

        • Анонимно
          6.11.2018 14:03

          10.53.А вот об этом расскажите подробнее,как говаривал Гестапо-баши папаша Мюллер,он же,как считают байки, по совместитеоьству наш спецагент. Сиразин конечно вездесущ в комментах, а вот о его посещении Нижнекмска слышу впервые.

          • Я в Нижнекамске лет сорок не был со времен студенческих стройотрядов,про суррогатчиков никаких не знаю их них ,но думаю все переклейщики и суррогатчики дали взятки как обычно проверяльщикам и наверно работают и дальше и геноцидят Нижнекамских людей! Позвоните Потяшиной может она что то слышала!

    • Анонимно
      5.11.2018 15:12

      8.37. Не только профессор-ветеринар, но и Муфтий.

  • Анонимно
    5.11.2018 08:41

    Человек - зверь.

  • Анонимно
    5.11.2018 08:57

    Известно , как данный деятель добился 80 ц зерна с гектара в Нурлатском районе - приписки и скупки зерна в Самарской области!!! Почему то нет доверия к таким депутатам!

    • Анонимно
      5.11.2018 14:49

      Этому деятелю пора на отдых. Столько сил потратил на блага от родины.
      30 лет у власти это уже профессиональная деформация. Чувство реальности точно уже нет

      • Анонимно
        6.11.2018 07:30

        А кто со шпингалетами на дорогах будет бороться, если этот - на покой уйдет ?

    • Анонимно
      6.11.2018 20:41

      А тут вишня взошла, свекла заколосилась !

  • Анонимно
    5.11.2018 08:57

    «Мефосфон» - интернет знает только Димефосфон

  • Анонимно
    5.11.2018 09:07

    Кто это? Почему о нем пишут? Те кто согласен что они слуги и рабы видимо.

  • Анонимно
    5.11.2018 09:32

    Шул ук Фатыйх заманында идеальный честный и крестальный честный коммунист булып артистларча роль уйнап йорде дэ, коннэрдэн бер конне икенче партия лидеры булды. Мин шундый икейозле бэндэлэргэ ышанырга тиешме сон?

  • Анонимно
    5.11.2018 09:33

    Доигрались селами все прикончили. Вспоминайте колхозы и совхозы, как тогда мы жили и вот это был коммунизм. Как гремело мастерские - парки, сколько было корпусов КРС - лошади и т.д. И всем была работа и были в селах д. садики и школы а теперь шаром покати. Во всем виноват те Байтимеровы и Ахметовы и другие. Развалили селы и пришел доконать как ВАМИН и Кр Восток. МОЛОДЦЫ. Истории на будущее поколение все вас будет проклинать УЖАС что твориться и что натворили, нет слов. Конец наступает постепенно.
    Хайруллин и Вагиз Мингазов пришли на готовое их никто не просил заниматься с/х а именно нахаляву присвоить все колхозы и совхозы и селы и т.д. Были фермы и была техника, была и школа и д. садики, как только ваш Хайруллин пришел все развалил....
    Забыли пару слов и про детских садиков и школ и про рождаемости и про смертности.... Далее з/п рабочих и выход на пенсию от 6 до 8 тыс. рублями..

    • Анонимно
      5.11.2018 12:41

      У нас принято сравнивать лишь совково-колхозный и постсовково-колхозный периоды - вместо того, чтобы сравнивать наши достижения с передовыми зарубежными образцами. А ведь то, что здесь сравнивается, по сути, есть периоды (этапы) развития одной и той же модели коллективного хозяйствования номенклатурной и плановой (коммунарско-казарменнной) системы (от которой мы никак не можем избавиться) .

    • Анонимно
      6.11.2018 07:05

      Вы Хайруллина с Вагизом не путайте. Первый вложил кучу денег и построил фермы там, где их не было, поэтому его и просили брать больше и навязывали, а вот Вагиз, тот ещё тот кадр. Набрал лучшие земли и лучшие колхозы и ни копейки своих денег не вложив только высасывал. Потому и нет сейчас Васина, а Красный Восток есть.

      • Анонимно
        6.11.2018 10:21

        Точно, Хайруллин взял то что уже не возможно было восстановить Верхний Услон, Алькеево эти районы были в самом конце по показателям. Если проанализировать в Алькеево невыгодно было выращивать зерно, т.к. везти в Булгары или Чистополь терялось больше.
        ВАМИН пришел в те районы и села которые жили самодостаточно. Путем угроз и запугиваний загоняли руководителей в ВАМИН. Асанбаш, Новая Жизнь Кукморского района, Татарстан Новошешминского района и другие. Поэтому не путайте теплое с мягким.

        • Анонимно
          6.11.2018 22:01

          З/п рабочих у Хайруллина 5-7 тыс. рублей в месяц, столько и пенсия, далее решил судьбу практически всех сел и деревень, мастерские, зернотоков, пилорамы, нет д. садиков, и школ и ни одной квартиры не смог построить и ни одного метра дороги и т.д.

          • Анонимно
            6.11.2018 23:06

            Если бы его не было жили бы как в Черемшанах или Спасском районе. Не защищая его заслуги вижу то что Алькеево район развивается.

  • Анонимно
    5.11.2018 09:37

    Ф.Сибгатуллин бер темадан икенче темага сикереп йоруче "профессор" инде.

  • Анонимно
    5.11.2018 09:37

    Сибгатуллин "широкопрофильный" специалист.....

  • Анонимно
    5.11.2018 09:38

    Депутат - Сибгатуллин Фатих в Госдуме ни одного раза еще не выступал, ведь около 20 лет сидит и штаны втирает....

    • Анонимно
      5.11.2018 09:55

      Пусть уж сидит и молчит,его речь не всем понятна....

      • Анонимно
        5.11.2018 10:39

        Думаю, не пора ли таких депутатов заменить на более помоложе и адекватных....

    • Анонимно
      5.11.2018 10:14

      Хормэтле Фатыйх Саубэнович, халык курыкмый эйтсэ, эйтэ инде ДОРЕСЕН, афэрин!!!!

    • Анонимно
      5.11.2018 10:39

      Как не выступал? Про шпингалет кто задвигал?

  • Комар
    5.11.2018 10:23

    Он еще и профессор! Ржунимагу!

  • Анонимно
    5.11.2018 10:23

    Зачем все это написали?

  • ПанАлекс
    5.11.2018 10:36

    Странный способ татарстанских ученых в области сельского хозяйства повышать урожайность, покупая ГМО семена компаний Монсанто! По той же сахарной свекле доля уже к 100% приближается.
    А про "семенной материал" в свиноводстве и селекции кур и не говорю про импортных производителей!
    Кстати Фатих Сибагатуллин должен был в свое время стать одним из "отцов" грандиозного успеха по выведению "Татарской" породы коров, на который Шаймиев выделил огромные средства из бюджета, и который стал грандиозным провалом, пшиком, про который постарались моментально забыть и запретить писать об этом в СМИ...

  • Анонимно
    5.11.2018 10:43

    Для меня его репутация и авторитет - 0.

  • Анонимно
    5.11.2018 10:45

    Инде..... Ни ечен курсэтэлэр шуны? Туйдырды инде иптэш Сибгатуллин.

  • Анонимно
    5.11.2018 11:10

    Фактически волшебник изумрудного города.

    • Antares
      5.11.2018 23:21

      Еще какой! К тому же с его достижениями странные вещи происходят: все о них слышали, но никто не видел:))

  • Булгарин
    5.11.2018 12:16

    Ура. Наконец то понял, кто у нас занимается биотехнологией и химией в сельхозинституте. Да еще в ранге профессора. Понял, что является приоритетом в работе этого института. Это переработка навоза. Какой универсальный человек. И книги по истории татар пишет, и навозом занимается. Сразу видно, что человек как раз под стать нашему выдающемуся фермеру, он тоже большой ученый.

  • Анонимно
    5.11.2018 12:51

    Рахмат Фатих Саубан улына!! Маскауда шундый кешелэр булгач, Яхшы!!! Эйдэгез Аны татар лидеры итеп куйыйк маскауда

    • Анонимно
      5.11.2018 17:05

      Фәтих С-не Мәскәүгә Казанда җайсызлап йөрмәсен өчен җибәрделәр.

  • Анонимно
    5.11.2018 13:12

    Фатих Саубанович хорошо справился бы с должностью председателя автономии татар Москвы

  • Булгарин
    5.11.2018 13:24

    Как продолжение темы. Вообще-то из навоза или птичьего помета сначала на установке получают биогаз, затем обессеривают, снижают рН, а потом используют как удобрение. А тут обрабатывают каким-то препаратом и вперед на поле. Никто так не делает, потому как происходит дисбаланс микроэлементов, да той же серы, в самой почве. И потом уничтожив все микроорганизмы в навозе препаратом, это не гарантия, что в более благоприятной среде в поле, они опять не начнут размножаться, а если не начнут, то и вы погубите этим препаратом и те почвенные бактерии. В общем глупость несусветная, как и многое. что пытаются изобрести местные кулибины.

    • Булгарин! Какую Дурь как всегда написал!Биогаз это одно,Гумус это другое с калифорнийскими червями и я применяю еще бактерии и они съедают Кал в опилках и выделяют тепло для отопления животноводческого помещения!Посмотри мой фильм в БО как разводятся поросята у Пастухова из Васильевои и они закапываются в опилки и температура в деревянном сарае зимой всегда плюсовая!Всегда глупость пишешь типа что Ты Булгарин ,а не ТАТАРИН и теперь еще решил учить бывшего министра сельского хозяйства Татарстана уму разуму!

      • Анонимно
        5.11.2018 18:12

        Мурат почему глупость? Глупость это то что в начале убирают микробы путем облучения УФ, потом загоняют туда микробы. Вот это глупость к тому же очень затратный процесс..
        Нашим так называемым псевдоученым в животноводстве вообще ничего не стоит делать вернее вредно изобретать. Просто в ближайшие 30 лет тупо копировать мировую науку в производство.

      • Анонимно
        5.11.2018 18:21

        Прогиб не засчитан, Мурат Абый! Кстати, ранее вы не были замечены в симпатиях к бывшему министру сельского хозяйства. Все течёт, все меняется? Или ветер нос флюгера развернул в обратку?

        • Сколько я себя помню меня всегда тролли в Бо ругают За то что я хвалю Своего друга Фатиха саубпновича ! А ты тогда идиот раз я Флюгер по твоему! И потом почему я должен в хоре быть кто его полоскает в грязи как историка,ветеринара и депутата? Ты и многие Тролли ТУТ мизинца его не стоят и не хрена в жизни ничего хорошего для страны не сделали,а ему завидуете и как шавки подзаборные лаете на слона!

          • Анонимно
            5.11.2018 20:41

            Вы сегодни выпимши или после вчарашенго не похмеленный, дружище? Чего буяните? Кстати, если забыли, то напомню, что не шавки на слона лаяли, а всего лишь Моська. Во всяком случае Крылов так написал. И ещё вот что. Слово кал пишется с маленькой буквы!

          • Анонимно
            5.11.2018 22:00

            Иногда лучше молчать чем говорит... Мурат не пытайтесь казаться тем чем не являетесь.

      • Булгарин
        5.11.2018 19:51

        Дорогой друг, позвольте вас так называть. Знаю, образования вам не хватает, дополняете деревенской "смекалкой". ну и негой наглостью природной. Попробую вам объяснить, что как раз во всех развитых странах фермеры как раз так и поступают. Вначале из навоза в специальных емкостях, разбавив до нужно кондиции раствором с некими добавками и бактериями, которые для этого и выведены в биотехнологических лабораториях, методом активного брожения получают биогаз, который идет на отопление, после выделения из него метана или/и на получение электроэнергии в топливных элементах. Выделение метана из смеси воздушной массы с повышенным содержанием углекислого газа тоже процесс не простой. Для этого тоже разработана технологическая оснастка. Затем после завершения процесса брожения, реактор выгружают и остаток подвергается процессу обессеривания, хотя в некоторых случаях этот процесс проделывают и в самом биореакторе. Затем доводят рН до нейтрального состояния и выгружают массу в специальные отстойники, где перемешивают с песком и дают стечь воде. Через год из отстойников можно выводить полученную массу на поля или использовать для приготовления цветочных горшков для рассады.
        Может есть вопросы, а то вы тут в своих комментариях смешали в кучу.

        • Дорогой Марсианин прости Булгарин! А на хрена мне твой Метан,когда в 100 метров от меня лес и весь завален Валежником 300 летних деревьев и Медведев разрешил его СОБИРАТЬ БЕсплатно! Повторяю тебе я Навозом грею козлятники,птичники и свинарники, а калифорнийские черви и ээробные и аэноробные бактерии вырабатывают гумус для огорода и сада и соседям меняю на сорняки ,а черви идут как протеин цыплятам! Я даже природный газ в доме думаю отключить и топить Дровами так как котел работает и на дровах и на природном газе.а он зараза дорогой сейчас,а дрова бесплатные спасибо Правительству,Так как везде лежат у меня дрова внуки пилят,колят и на ослице Ише волокут из леса! И все корма варю в прачке на Дровах и шашлыки тоже на углях делаю !

          • Булгарин
            5.11.2018 20:56

            Да, ради бога, уважаемый мной фермер. Навозом можешь даже приправлять свой чай или молочное араки, может крепче станет. Речь, по-моему, о другом. Не где ты свой навоз используешь. Вник!?

          • Анонимно
            6.11.2018 12:19

            Мурат, Друг, здравствуй! Я давно не заглядывал в ЭВ БО. Сегодня прочитал. Молоток! Я, думаю, что комментировать ситуации можно только тогда, когда их делаешь, или видишь их суть! А Мурат, что-бы не писали о нём плохого держит ухо по ветру и в основном, всегда прав. друг Ленар

      • Булгарин
        5.11.2018 19:53

        Да, гонорар за консультацию можешь отправить в детские дома в виде молочка.

      • Анонимно
        6.11.2018 09:46

        Сиразин,как глухарь на току ,слышит и читает только себя дорогого. Впрочем, оценка его фейкалиев читателями, видна из огромного количества минусов,но он их тоже не видит.И не надо ему назойливо как муха ,набиватся в друзьья и ученики Сиибагатуллина, именуя себя историком и политиком.Сибагатуллин и эта назойливая муха, две ооочень большие разницы.Сибагтуллин успешный действующий политик, вспомним, как преобразился при нем Нурлат,а его книги по истории, особеенно о татарах и евреях стали событиями в общественной жизни.

  • Анонимно
    5.11.2018 16:35

    Ужас, такие профессоров у нас???

  • Анонимно
    5.11.2018 16:47

    Какой бред ... невероятно . Живу недалеко от «Яратель» везут куриный помет на почту ночами, запах просто невероятный по своей тошнотворности. И никакими инновациями не пахнет (извините за каламбур ). А насчёт главного героя статьи , никогда не доверял людям прыгающим из банкротов в профессора и носящим золотые часы с бриллиантами .

  • Анонимно
    6.11.2018 07:18

    Не состоявшийся человек, много говорящий...

  • Азат Д
    6.11.2018 14:24


    Видать сельчане в 5 раз богаче стали, а сельхозпредприятия в 5 раз больше налоговых отчислений сделали?

  • Анонимно
    6.11.2018 19:18

    А я ещё раз скажу Фатиху Саубановичу спасибо за то, что в своё время дал толчок развития Нурлатскому району! Он лучший , наравне с Гиматдиновым Г.К., руководитель района!!!
    Критика в его адрес закономерна и , возможно, вполне заслуженная!
    Но факт остаётся фактом!!!

  • Анонимно
    6.11.2018 23:40

    ФС мастер художественного слова, вкупе с незнание основ процесса и значений слов, которые он использует в своих речах - они превращаются в паранормальный псевдонаучный бред.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Подпишись на нас в Zen