Машиностроение 
9.11.2018

«Ансат» прорвался в Китай. КВЗ наконец-то пошла карта?

После нескольких голодных лет казанские вертолетостроители рискуют не успеть в срок выполнить посыпавшиеся заказы

Казанский вертолетный завод продолжает пожинать плоды своих 25-летних мегаусилий по созданию и продвижению «Ансата». Вслед за контрактом на 104 машины, который заключили в сентябре, отличная новость пришла вчера с авиасалона Airshow China 2018 — КНР покупает два десятка вертолетов. Сделать их надо до конца 2020 года. Эксперты «БИЗНЕС Online» отмечают, что для нынешнего КВЗ, с которого разбегаются кадры, это непростая задача, и вспоминают опыт афганской войны, когда завод делал по 280 Ми-8 в год.

Ассоциация медицины катастроф Китая покупает 20 «Ансатов» почти на 5 млрд рублей

«АНСАТ» ОТПРАВЛЯЕТСЯ В ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ

20 «Ансатов» законтрактовала на идущем в китайском Чжухае авиасалоне Airshow China 2018 ассоциация медицины катастроф КНР, сообщила вчера пресс-служба «Вертолетов России» (ВР). Для справки: сегодня главному заказчику «Ансатов» — Государственной транспортной лизинговой компании — эти машины продают с серьезной скидкой, по 222 млн рублей (изначальная стоимость — 272 млн). Таким образом, речь идет о сделке не менее чем на 5 млрд рублей.

Руководство ВР и «Ростеха», в который входит холдинг, не скрывает радости. «Сегодняшнее подписание знаменует полноценный выход „Ансата“ на международный рынок», — заявил генеральный директор ВР Андрей Богинский. «Приобретение Китаем вертолетов „Ансат“ свидетельствует о высочайшем уровне доверия к нашей технике», — отметил индустриальный директор авиационного кластера «Ростеха» Анатолий Сердюков. «Несомненно, это достижение, но, насколько оно серьезно, покажет время», — прокомментировал для «БИЗНЕС Online» новость главный научный сотрудник Академии им. Жуковского Евгений Матвеев. Это, бесспорно, и повод для гордости Татарстана. «Сегодня столько заказов, сколько есть на „Ансат“, нет ни на какую другую машину „Вертолетов России“, — отметил в беседе с «БИЗНЕС Online» советник премьер-министра республики Назир Киреев. — И этот вертолет родили в Казани, КВЗ специально пробил создание конструкторского бюро (республика в этом немного помогала). То, что этот вертолет завоевывает такое место, для нас большая гордость».

Здесь отметим, что Airshow China — авторитетный авиасалон. В выставке 2016 года участвовало 700 экспонентов из 40 стран мира. Было заключено сделок на $40 миллиардов. Так что подписать на нем контракт дорогого стоит. «На Airshow China 2018 сошлись в схватке все лидеры мирового вертолетостроения, — отметил Матвеев. — Компания Leonardo подписала контракты на 160 машин, Airbus — на 100, Bell — на 100. Счет идет на сотни легких однодвигательных и двухдвигательных вертолетов».

Эксперт отметил, что на пример Китая будут смотреть и другие страны региона, которые имеют традиционные связи с нашим вертолетостроением. Добавим, что Казанский вертолетный завод (КВЗ) «делегировал» на шоу один «Ансат» и, что интересно, после форума он отправится в масштабное турне по Юго-Восточной Азии — первое в истории этой машины столь протяженное путешествие собственным ходом. Вертолет покажет себя во Вьетнаме, Камбодже, Таиланде, Малайзии.

Освоить нынешний объем заказов для КВЗ, с которого разбегаются опытные кадры, — это непростая задача

ДЛЯ ЧЕГО КИТАЙЦАМ «АНСАТ»?

Возникает интересный вопрос: зачем китайцам «Ансат» — машина, только начинающая свой путь, то есть сыроватая? Ведь они имеют возможность купить любых его европейских или американских «одноклассников».

«Думаю, китайцы так далеко смотрят, что хотят вобрать вертолетостроительный опыт всего мира», — полагает Киреев. Как считает Матвеев, Китай будет покупать любые вертолеты. В настоящее время парк гражданских (и государственных невоенных) вертолетов в КНР приближается в отметке в 1 тыс. единиц, ежегодный рост прогнозируется на уровне 10–20% (это 100–200 вертолетов), при этом ниша медицинских вертолетов по сравнению с Америкой и Европой почти пуста, отметил эксперт. «А западные вертолеты хороши, но дóроги и завязаны на санкции и торговые войны», — говорит Матвеев.

Александр Лаврентьев: «Интерес китайцев понятен. Машина хорошая, хотя над ней еще работать и работать — надо приложить талантливые руки»

Интересный комментарий на этот счет дал «БИЗНЕС Online» бывший гендиректор КВЗ, президент ассоциации предприятий и промышленников РТ Александр Лаврентьев: «Китай, наряду с Индией и Египтом, всегда был для КВЗ важнейшим рынком — в общей сложности мы туда поставили около 350 Ми-8. Но, в конце концов, китайцы захотели уйти от такой зависимости. Как-то меня привезли на их вертолетный завод, смотрю — на летном поле стоит „восьмерка“ с надписью Z-8. Один к одному наш Ми-8. Говорю: „Это же наш вертолет!“ А они: „Нет, теперь наш“. Скопировали, как сегодня „Мерседесы“. Но ведь все равно не получилось: у нас ресурс — 7 тысяч часов, у них — 30, разваливается машина попросту. Нет школы, материалов. В начале 90-х они пытались попасть на КВЗ, меня тогда вызывали  к руководству департамента промышленности в Москву, чтобы я пустил их на завод, но я не пустил… По технологиям они тогда были далеко... и сейчас далеко по определенным вещам — не все у них получается. В авиации нужна школа! Все хотят быть разработчиками. Вот китайцы приглашали для создания своего вертолета американцев, индийцы — французов, но не все так просто. Турция сегодня хочет быть вертолетной державой, а потому интенсивно собирает людей, науку, вкладывает деньги… Так вот китайцы очень хотели купить лицензию на производство „Ансата“, но я тогда отошел от руководства заводом, пришли новые люди. Что было дальше, не знаю…

Машина сама по себе уникальная в своем классе. Многие элементы конструкции — ноу-хау. И китайцы это видят. И не только они. Как-то вызывают меня к Шаймиеву, приезжаю, а у него сидит президент „Сикорского“. Говорит: „Хотим у вас купить документацию на „Ансат“. Я опешил: „А мы что будем делать?“ А они уже все знают: „У вас в заделе еще есть машины, вы, без сомнения, сделаете, а этот мы у вас сейчас купим“. Они видели, что у нас есть уникальные вещи, например втулка. Но главный интерес был в том, чтобы наладить собственное производство легких машин: они ведь строят тяжелые вертолеты, а их продавать тяжело… Но мы посидели и решили: продавать не будем. Ведь что означала продажа документации? Американцы получали право производить „Ансат“ для всего мира, а мы — только для России. Сейчас думаю: может, надо было продать? Около 100 миллионов долларов предлагали…

Словом, интерес китайцев понятен. Машина хорошая, хотя над ней еще работать и работать — надо приложить талантливые руки».

Перестройка под массовый выпуск «Ансата» потребует от КВЗ нетривиальных технологических, организационных и кадровых усилий

«Успеют ли? А что делать?»

Если последние годы КВЗ сидел на голодном пайке, то теперь неожиданно возникает вопрос: управится ли предприятие с такой прорвой заказов на «Ансат»? «Производственные мощности Казанского вертолетного завода позволят обеспечить поставки как в интересах российских заказчиков, так и за рубеж», — цитирует Богинского пресс-служба ВР. Но все ли так однозначно?

Напомним, 10 сентября «Ростех» и российская Национальная служба санитарной авиации (НССА) подписали контракт на поставку 104 «Ансатов». Известно, что машины должны быть выпущены до конца 2020-го. Плюс на эти годы запланировано производство вертолетов по иным контрактам — с Государственной транспортной лизинговой компанией и спасательной службой Дагестана. Наверняка добавятся и другие, относительно штучные, заказы. А тут еще и китайская двадцатка, которую должны поставить в 2019–2020 годах. Между тем КВЗ сегодня не в самом лучшем состоянии: среди прочих проблем — мизерные зарплаты, коллектив попросту начинает разбегаться, причем уходят и самые опытные. А уже понятно, что перестройка под массовый выпуск «Ансата» потребует от завода нетривиальных технологических, организационных и кадровых усилий.

«Да, как завод будет справляться — главный вопрос, — согласен Киреев. — Сейчас вместо штучного производства надо выстроить цепочку серийного строительства „Ансатов“ и идти на сокращение себестоимости — в ряде случаев для этого пересматривают конструкцию машины и технологию производства. Успеют ли? А что делать?» Тут советник премьера напомнил о былом опыте КВЗ, когда во время Афганской войны завод выпускал по 280 Ми-8 в год: «Из Кировского района (там до недавнего времени была вторая площадка КВЗ — прим. ред.) ночами шли колонны собранных фюзеляжей. Тогда была выстроена поточная линия по производству вертолетов. Такое надо организовывать и сейчас». Любопытный момент. Командир экипажа «Ансата», который сейчас летает в Чжухае, — заместитель руководителя ЛИИ им. Громова Венер Мухаметгареев. Он ветеран войны в Афганистане: командиром экипажа Ми-24 совершил 143 боевых вылета.

«Не вижу особых проблем в организации массового производства, — рассказал „БИЗНЕС Online“ идеолог создания „Ансата“, бывший замгендиректора КВЗ Валерий Карташев. — Только вот люди с завода побежали, значит, их надо возвращать обратно, а это непросто. И необходимо налаживать кооперацию с другими предприятиями. В конце концов, у нас есть Казанский агрегатный завод, МВЕН, другие». На необходимость кооперации указывает и Матвеев: «В одиночку будет трудно справиться. Я имею в виду взаимодействие в сфере поставки комплектующих, обучения, обслуживания, поставки запчастей, онлайн-сопровождения — конструкторского, производственного, эксплуатационного, нормативно-законодательного, политического, финансового. Необходима организация этих процессов».

Лаврентьев не сомневается в успехе: «Конечно, сложно, но справятся! В 1974 году сделали 310 Ми-8, а каждая такая машина, считайте, как три „Ансата“. В 1984–1985 годах по 286 штук выпускали… Не те времена? Да какая разница?! Главное, чтобы была работа, а остальное зависит от искусства руководства. Директор, директор и еще раз директор. А инструментарий прост: технология, квалификация людей, зарплата».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (54) Обновить комментарииОбновить комментарии
Псевдоним
9.11.2018 11:21

Я бы китайцам не стал продавать. Очевидно, что эти Ансаты будут разобраны по винтикам и изучены для создания китайский клонов этих вертолетов. Не сомневаюсь, что на КВЗ это и без меня прекрасно понимают, но, видимо, на заводе сегодня ситуация с заказами такова, что они не гнушаются откровенно не выгодных для себя в стратегическом плане сделок.

  • Анонимно
    9.11.2018 11:14

    Все уважающие себя ВИПы покупают американские вертолёты, а не наш чермет.

    • Анонимно
      9.11.2018 11:48

      Это в РФ так дела обстоят, поскольку у нас понты круче
      А китайцы знают как экономить деньги

    • Анонимно
      9.11.2018 19:13

      а на Украине разве когда то делали вертолеты ?

  • Анонимно
    9.11.2018 11:15

    Не сглазили бы.

    • Анонимно
      9.11.2018 16:00

      Можно считать комментарий этого проворовавшегося мебельщика первым сглазом: Приобретение Китаем вертолетов „Ансат“ свидетельствует о высочайшем уровне доверия к нашей технике», — отметил индустриальный директор авиационного кластера «Ростеха» Анатолий Сердюков.

      • Анонимно
        9.11.2018 20:49

        Не удивлюсь, если китайцы всех уволившихся специалистов у себя соберут. Так же, как пособирали пилотов ...

  • Псевдоним
    9.11.2018 11:21

    Я бы китайцам не стал продавать. Очевидно, что эти Ансаты будут разобраны по винтикам и изучены для создания китайский клонов этих вертолетов. Не сомневаюсь, что на КВЗ это и без меня прекрасно понимают, но, видимо, на заводе сегодня ситуация с заказами такова, что они не гнушаются откровенно не выгодных для себя в стратегическом плане сделок.

    • Анонимно
      9.11.2018 11:49

      У китайцев наверное есть и более интересные варианты для копирования. Какая нашим разница что будет копировать Китай, наши вертолеты или не наши? Все равно у нас покупать не будут.

    • Анонимно
      9.11.2018 11:58

      Скопируйте Айфон?
      Не продавать не выход, все равно купят.
      Но скидку точно давать не нужно.

    • Анонимно
      9.11.2018 12:05

      Два десятка вертолетов многовато для разборки на винтики, не правда ли? Китай и сам вертолеты разрабатывает, но вроде как по цене они уже сильно дешевле наших делать не могут. Уровень жизни поднялся и стоимость квалифицированной рабочей силы там больше, чем в России.

    • Анонимно
      9.11.2018 12:24

      На выставке общался на одном стенде с германцами. Меня интересовало, действительно ли все , что они предлагают, сделано в Германии. Ведь не секрет, многие западные компании размещают производство в Китае. Они мне подтвердили и добавили, что если они разместят свое производство в Китае, то в ближайшее время на рынке появятся китайские клоны их продукции. Причем не просто подделка, а более-менее качественная. Скопировать это одно, надо знать технологию производства.

      • Анонимно
        9.11.2018 12:40

        Да ладно авт. коробки Мерседесов уже идут с шильдиком PRC.

    • Анонимно
      9.11.2018 12:44

      Китайцы уже сколько лет копируют двигатели сухого, а толку - ресурса то нет. Скопировать реактивный самолет или вертолет это не тоже самое, что скопировать утюг или чайник. Они даже не могут автомобиль достойный создать. Хотя по прогнозам в 2018 мы уже должны были все повально ездить на китайских авто. Все дело в базе знаний, технологиях, патентах.

      • Анонимно
        10.11.2018 17:50

        Не соглашусь. Все дело в технической культуре и менталитете. А это вытекает из общей культуры и образованности населения.

    • Анонимно
      9.11.2018 13:03

      просто это жест доброй воли,что разрешили выпускать стиральные машины...после этого помашут ручкой

    • Анонимно
      9.11.2018 13:19

      Ну да, "Компания Leonardo подписала контракты на 160 машин, Airbus — на 100, Bell — на 100. Счет идет на сотни легких однодвигательных и двухдвигательных вертолетов». А мы не должны продавать.

    • ПанАлекс
      9.11.2018 13:24

      Насмешили! Теперь весело будет целый день!
      Китайцы крадут технологические секреты КВЗ чтобы копировать!!!
      По технологиям Китай уже лет на 20 обогнал РФ, в том числе в авиации! В Китае уже производится раз в 20-50 авиации больше, чем в РФ. Просто потребности быстрее растут, да и подешевели вертолеты из РФ по курсу доллара.
      Вот простой вопрос - какая страна СЕЙЧАС ПРОИЗВОДИТ самые большие военно-транспортные самолеты в мире?

      • Анонимно
        9.11.2018 18:35

        А в чем понт создать самый большой военно-транспортный самолет?

        Это как с ракетами космическими, никому суперхэви не нужен, нет таких задач.

        • ПанАлекс
          9.11.2018 20:46

          А как еще в короткий период перебрасывать войска, снабжение и т.д.? Вот в прошлом году в РФ запланировали переброску дивизии на ДВ в учениях. Оказалось, что сейчас РФ не в состоянии перебросить дивизию на самолетах! Поэтому приняли решение - перебросить личный состав, а в кадрированной дивизии на ДВ разконсервировать технику и скомплектовать полноценную дивизию вместе с прибывшими. Но получился такой винегрет! Прибывшие оказались совсем не готовы к той технике, поломки, ДТП и прочие винегреты, в общем боевые результаты никакие. Конечно сами учения объявили успешными, но выводы безутешные

      • Анонимно
        9.11.2018 19:19

        По электронике обогнал. А в производстве двигателей.. Китай даже нас не догнал..

        • Анонимно
          9.11.2018 20:41

          Пфффф) наивный открой алиэкспрес, набей там в поиске двигатель и наслаждайся))) у нас таких движков даже в ссср не делали какие там от 5 тысяч до нескольких млн рублей продаются

          • Анонимно
            9.11.2018 22:09

            Почему тогда Эйрбас и Боинг предпочитают РолсРойс,ДжЕ,ПрайтУитни.А не твои поделки с алиэкспресса.Наивный.

            • Анонимно
              10.11.2018 06:45

              Дело не в экономике,что " Эйрбас и Боинг предпочитают РолсРойс,ДжЕ,ПрайтУитни"

              Друг живёт и работает в Германии.Работает нат фирме "Бош",изготавливают форсунку для двиглов дизельных двигателей.Если раньше стоил 300 евро,то для РолсРойса,цена увеличиалсь до 1500 евро.Европейскую коррупционную состовляющую,никто не отменял.

          • Анонимно
            9.11.2018 22:14

            Надо срочно заказывать на АЛИ..а то каталожная стоимость авиадвигателя от 100 млн рублей. А тут оказывается за пару сотен тысяч двигателя..

  • Анонимно
    9.11.2018 11:31

    нужно больше моделей!

  • Анонимно
    9.11.2018 11:31

    Зачем китайцам 20 вертолётов.Да чтоб скопировать и начать делать тысячами.

  • Анонимно
    9.11.2018 11:50

    Главное захапать и прибрать к рукам (привет Ростеху), а то что потом из ямы разрухи выбираться придётся никто же не думал.

  • Анонимно
    9.11.2018 12:29

    Ансат это приближенный клон MBB/Kawasaki BK 117. )))

  • Анонимно
    9.11.2018 12:32

    Если контракт взяли, надо его реализовывать! И людей собирать и станки и организацию внутреннюю улучшать. Как иначе то заказ выполнить? Это чей вопрос?

  • Анонимно
    9.11.2018 12:39

    Чтобы кадры не разбегались, надо платить достойную зарплату.

    • Анонимно
      9.11.2018 16:07

      Опередили. И в космической сфере то же самое.

      • Анонимно
        9.11.2018 20:52

        Это в задачах и не стоит. Чем быстрее развалят остатки промышленности, тем богаче станут (власти РФии) Финансируют ФРС за что и не трогают их

  • Анонимно
    9.11.2018 12:52

    Уже сейчас ясно, что не справятся. Поставка некоторых комплектующих по кооперации от года, и это при 100% предоплате, а денег пока нет. И что они СССР вспоминают, это была совсем другая страна, рожденным не в СССР уже по 27 лет.

  • Хочу заметить, что все диванные эксперты лишь поучают, не видно радости и переживания за судьбу контракта. Это событие для людей, это зарплаты, это жизнь!

    • Анонимно
      9.11.2018 20:42

      Диванный директор может похвастает своими достижениями?

  • Анонимно
    9.11.2018 13:20

    Только ПСО Казань с этим справится.
    Они все могут.

  • Анонимно
    9.11.2018 13:44

    Пусть на этом стрекозоиде в китае летают,жизнь беречь надо.

  • Анонимно
    9.11.2018 13:55

    Заводчанам успехов и хороших зарплат!!!

  • Анонимно
    9.11.2018 14:01

    Ну хорошо же, что такой заказ есть. Авось и другие заказчики последуют примеру

  • Анонимно
    9.11.2018 15:15

    Китайский пилотируемый космический корабль - полная копия союза

  • Анонимно
    9.11.2018 16:08

    Я из статьи не понял, какой двигатель ставится на на ансат? Импортный? Будем зависеть от санкций? Или есть отечественный?

    • Анонимно
      9.11.2018 16:39

      И не поймёте. Потому что Не написано про движки.
      Может Китай свои двиги прикрепит?

    • Анонимно
      9.11.2018 18:20

      Pratt and Whitney ставят, в планах есть отечественный ВК.

    • Анонимно
      11.11.2018 19:44

      Канада. Но свой,похоже, тоже будет. Спросите Карташева В Б.. Он не только идеолог, он Ген. Конструктор. Я бы вернул бы его руководить проектом в серии и в дальнейшем развитии. А Лаврентьев_-балабол. Он был уровня Сердюкова, а сегодняшний-Пустовгаров ещё дальше от тонкостей вертолётостроения.Так что ,срочно, надо приглашать старых работников и руководителей-организаторов. И деньги олигархов,не на яхты,дворцы,а бюджетные не в стабилизаационный фонд,а на развитие вертолёта-авиастроения. Инадо возродить Министерство Авиационной промышленности,а то ,невооружённыым глазом, видно, Мантуров не справляется. Ему и Сердюкову работёнку по силам подобрать!!! А, иначе, авиацию не поднять и на "крыло" не поставить!!! Наблюдатель российского масштаба с авиционной специализацией...

  • Анонимно
    9.11.2018 19:39

    Я не совсем поняла, американцы более 20 лет назад предлагали за проектную документацию не летающего в то время вертолёта 100 млн USD? Бывший второй секретарь Татарского обкома КПСС г-н Лаврентьев чётко помнит о чём говорит? Или всё-таки лучше помолчать?

  • Анонимно
    9.11.2018 21:09

    100 млн USD за проектную документацию или 5млрд руб за 20 вертолётов

  • Анонимно
    10.11.2018 07:41

    Р. Абрамович
    . Сколько слупит с контракта Ростех? Пусть будет 25%, Далее сколько отожмут Вертолёты России ? На развитие технологии и производства деньги нужны. Специалистов собрать нужно. Сколько сейчас средний заработок конструкторов и рабочих на КВЗ! Словом эйфория напрасная. Начнутся авралы, красиво сказка складывается, а результат пшик. Прошу компетентных людей ответить!4

  • Анонимно
    10.11.2018 14:58

    Бред, фрез нет на заводе, люди по 20 человек увольняются в день, долги по зарплате более 5 млрд...13 отменили люди как тараканы из под холодильника ломанулись....а 20 ансатов за месяц собрать можно при таких мощностях....бред говорю же

  • Анонимно
    10.11.2018 17:29

    13 отменили , инструмента нет, работать нечем . О каких ансатах идёт речь , если люди увольняются . Говорят ещё и после нового года сокращение будет !

  • Анонимно
    11.11.2018 20:05

    Не всё потерено Надо тряхнуть, как следует, всех Лигаев и их сподвижников- вернуть всё, что они наворовали, там не только на подготовку производства хватит, а и зарплату работникам в два-три раза поднять, а также хватит и 13-14....... А совет директоров пусть функционирует на общественных началах. Ну что может этот оригинально-индустриальный директор-мебельщик Сердюков???????

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Подпишись на нас в Zen