Общество 
11.11.2018

Ешь, молись, летай: как турецкие авиаторы завоевывают воздушное пространство

Наталья Голобурдова о том, почему в Стамбуле разрешили спать в аэропорту и запустили в небо «летающих шефов». Часть 1-я

7,5 тыс. лет назад территория Стамбула была разрезана пополам проливом Босфор. Теперь город одной ногой стоит в Европе, а другой — в Азии. И именно ему выпала миссия соединять между собой разные континенты и народы — при помощи невидимых ниточек авиасообщения. Материал, который был написан корреспондентом «БИЗНЕС Online» во время пресс-тура в Стамбуле, не про ленивый пятизвездочный рай, он про Турцию авиационную, про город, который превращается в крупнейший мировой авиахаб.

АВИАЦИОННЫЙ ХАБ

Проплыть на катере по проливу Босфор, насладиться видами пышных дворцов турецких султанов, залюбоваться красотами Голубой мечети, заглянуть в гарем прекрасной Хюррем Султан во дворце Топкапы, отведать вкуснейшую булочку симит и жареных каштанов на площади Султанахмет, побродить по египетскому базару… Оставим все эти радости туристам и заезжим блогерам. Наверное, нет в Стамбуле уголка, про который в подробностях не было бы написано в каком-нибудь путевом журнале. Наша задача — рассказать про Стамбул как про современный авиационный хаб.

Благодаря своему уникальному расположению Турция стала очень удобным перевалочным пунктом для огромного количества путешественников. Проездом через Стамбул сегодня можно добраться практически в любую столицу Европы в течение трех часов. На днях (29 октября) здесь был открыт третий аэропорт, который сможет принимать по 200 млн туристов в год. Если эта планка будет достигнута, то он получит все шансы называться самым большим аэропортом в мире. Для сравнения: международный аэропорт «Казань» в прошлом году принял 2,6 млн пассажиров, крупнейший аэропорт Москвы — Шереметьево — 40 млн человек. Новый стамбульский аэропорт станет главными воздушными воротами столицы Турции: 6 взлетно-посадочных полос, место для стоянки 600 самолетов, более 160 телетрапов… Правда, запускать его будут поэтапно — на полную мощность он заработает примерно в 2023 году. Туда же переедет главный национальный перевозчик страны. Фирма Turkish Airlines официально признана авиакомпанией, которая летает в наибольшее количество стран, а именно: в 122 страны по всему миру. Количество аэропортов в маршрутной сети «туркишей» — 307.

После двухлетнего затишья Турция возвращает себе звание всероссийской здравницы — с января по август 2018 года страну посетили рекордные 4,2 млн туристов из РФ. К примеру, в разгар кризиса — с января по август 2016 года — только 336 тыс. человек. Татарстан также не является исключением — жители республики с удовольствием выбирают «берег турецкий» для своего отдыха. Развивается и татарстано-турецкое экономическое сотрудничество, открыта масса новых производств. Компания «Джошкуноз» в ОЭЗ «Алабуга» запустила производство металлопроката, «Шишеджам» — два стекольных завода, «Кастамону Энтегре» производит ДВП из татарстанской древесины, Efes разливает пиво в Казани… Подсчитано, что 25% всех турецких инвестиций в Россию «приземляются» именно в Татарстане. Их общий объем за последние годы оценивается в $2,5 миллиарда.

Поэтому неудивительно, что у Turkish Airlines большие виды на столицу РТ. Как рассказал наш главный гид по Стамбулу — замначальника отдела продаж Северо-Европейского региона Turkish Airlines Махмут Яйла, если сегодня из Казани в Стамбул летает пять рейсов в неделю, то с марта 2019 года летняя навигация стартует уже с шестью, а с июня — с семью авиарейсами в неделю. Он также не исключает, что с будущего года появится и долгожданная чартерная программа — для любителей пляжного туризма. Городами прилета в этом случае будут туристические Анталья, Бодрум или Даламан — в зависимости от запроса туроператоров.

ПУТЕШЕСТВИЕ ЖУРНАЛИСТОВ С «БЕЛЫМИ ГУСЯМИ»

Итак, наше знакомство с Turkish Airlines начинается в казанском аэропорту. После традиционной процедуры регистрации, наконец, оказываемся на борту белого «Боинга-737» с красной «птичкой» на киле. Оказалось, что символ «туркишей» — белый гусь. Столь высокой чести он был удостоен как единственная дикая птица, которая может летать на высоте до 8 тыс. м и совершать перелеты на очень дальние расстояния.

Улыбчивые стюардессы-турчанки встречают нас в своей традиционной темно-синей униформе. Видимо, новые наряды, созданные в темно-красных и антрацитовых цветах миланским кутюрье Этторе Билотта, берегутся для открытия нового аэропорта. Ну да ладно. Фотографироваться скромные красавицы все равно наотрез отказались.

Кожаные кресла бизнес-класса с удовольствием принимают в свои мягкие объятия. Конечно, удовольствие это не из дешевых — не менее 88 тыс. рублей туда-обратно, в экономе, разумеется, цены куда более умеренные — вполне реально улететь за 22 тыс. рублей. Попутно отмечаем, что в салоне приятный запах новой машины. Авиапарк «туркишей» действительно очень молодой: средний возраст самолетов — 6,5 года. За изучением технических наворотов кресла практически не замечаем, как турецкая «птичка» уже поднялась на крыло и начала набор высоты. В частности, порадовал встроенный в кресло телевизор и табло, отображающее движение самолета и время в пути. Вместо традиционного «шоу» от стюардесс со спасжилетами и кислородными масками — веселый анимационный ролик, понятный даже ребенку и не приводящий в ужас от «заманчивой» перспективы опробовать средства спасения на личном примере (лично я всегда боюсь этого момента).

Главным ожиданием стало бортовое питание. Вообще «туркишей» вездесущие трип-блогеры хвалят именно за кухню. Учитывая, что наш взлет происходил уже далеко за полночь (в 2:00), скромно рассчитываем хотя бы на бутерброды и чай, однако даже в режиме ночного перекуса авиакомпания умудряется порадовать гостей: за миниатюрными тарелочками с овощным и фруктовым салатиками последовало горячее — что-то вроде омлета с зеленью и отдельно грибочки. Не обходится без традиционной вкусной турецкой выпечки и сыров. Особенно меня покорил козий сыр «Эзине» — выяснила его название у стюардессы. Позже нашла такой же в одном из магазинчиков в Стамбуле. К моему удивлению, «авиационный» сыр оказался вкуснее…

УЖИН ОТ «ЛЕТАЮЩЕГО ШЕФА»

Полноценный ужин от «туркишей» нам стал доступен уже на обратном пути. Особых похвал заслужило нежнейшее каре ягненка (коллеги выбрали равиоли с овощами). Но, как выяснилось, даже мы — «удачливые» пассажиры «по ту сторону шторки» — не могли в полной мере оценить весь размах турецкого авиагостеприимства. Это потому, что наш перелет длился всего четыре часа, а вот на дальнемагистральных рейсах (в США, например) у Turkish Airlines работают так называемые летающие шеф-повара (flying chefs). Они готовят блюда высокой кухни прямо на борту и угощают ими пассажиров бизнес-класса. По понятным причинам нам это гастрономическое удовольствие было недоступно, но, как рассказала попутчица в аэропорту — обеспеченная американка в возрасте, шеф-повар на борту — это действительно очень круто. По ее словам, flying chef дает возможность почувствовать себя как в ресторане, но только в небесах.

Махмут Яйла Махмут Яйла

Позже Яйла раскрыл нам секрет, что, конечно, не все блюда готовятся на высоте 10 тыс. м «от и до». «Шеф-повар на борту не только несет ответственность за приготовление пищи, он общается  с пассажирами и помогает во время обслуживания. На рейс загружаются определенные продукты питания, осуществляется их предподготовка, а на рейсе идет уже доработка блюда», — говорит наш собеседник. Кстати, «воздушный шеф» также проходит определенное обучение как член экипажа, но эти курсы, разумеется, легче, чем у пилотов или бортпроводников.

Отдельное слово хочется сказать про двухэтажный бизнес-лаунж стамбульского аэропорта площадью более 5 тыс. кв. метров (с ним мы познакомились уже на обратном пути). Помимо того что это чисто по-дизайнерски очень красивое и уютное место, путешественники могут найти здесь для себя много полезных фишек. К примеру, тут можно принять душ после долгого перелета, есть молельная комната (для жителей Татарстана, среди которых очень много мусульман, немаловажная опция), для пассажиров с длительными стыковками предусмотрены комната отдыха, комната матери и ребенка, игровая комната и даже место для сна. Ну а те, кто полон сил, могут поиграть в бильярд или на гольф-симуляторе. Разумеется, все питание и напитки бесплатные. Возникает резонный вопрос: нельзя ли здесь поселиться навеки?

В следующий раз мы расскажем о том, почему закрывается аэропорт «Ататюрк» и что будет на его месте, где готовят пилотов для Turkish Airlines и как за счет авиакомпании провести в Стамбуле два дня «на халяву».

Продолжение следует.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (61) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
11.11.2018 11:46

10:11 очень просто друг, у них нет Сечиных, ротенбергов и прочих упырей который работают на свой карман. Страна мусульманская ( бояться от грехов) там нет батюшки который " отпускает" грехи . 2) нет воровства как в росссии . 3) умный президент здравая политика ...., можно писать долго. Я рад за турков , молодцы.

  • Анонимно
    11.11.2018 09:57

    Круто

  • Анонимно
    11.11.2018 10:11

    Интересная версия, почему у турок самый новый парк самолетов и они способны зарабатывать деньги на этом рынке.
    Якобы. У турок самая крупная сухопутная армия в НАТО на территории Европы. И самолеты им достаются дешевле именно из-за того, что турков надо в случае чего перевозить.

    • Анонимно
      11.11.2018 11:11

      10.11. Самая организованная, технически оснащённая, обученная, боеспособная армия в Европе- это ВС ФРГ! А не турецкая армия, которая уступает по качеству...

      • Анонимно
        11.11.2018 12:06

        Так в коммениарии говорилось же о количестве военнослужащих, зачем так пропогандировать бундесвер?

      • Анонимно
        11.11.2018 12:07

        Читай внимательно, не про боеспособность. Самая многочисленная турецкая. Поэтому их перевозить в военное время должен самой большой воздушный флот.

    • Анонимно
      11.11.2018 16:49

      Турция - это не Европа.

  • Анонимно
    11.11.2018 10:16

    Молодцы турки

    • Анонимно
      11.11.2018 11:25

      Да, это правда. Турецкие Авиалинии даже при самых дешёвых билетах обслуживают круче чем наши в бизнес классе!! Детям всегда подарки, младенцы - памперсы и все что надо.

  • Анонимно
    11.11.2018 11:09

    Очень нравятся Туркиш Аэйрлайнс. Новые самолёты, комфортная расстановка кресел, вкусное питание на борту, если есть желание вина и крепкие напитки бесплатно. Хорошая подборка фильмов на индивидуальной мультимедиа.

  • Анонимно
    11.11.2018 11:12

    Браво!

  • Анонимно
    11.11.2018 11:13

    Турки действительно - молодцы! Стараются за себя, за свою страну, развивают свою экономику и т.д.

  • Анонимно
    11.11.2018 11:24

    Турки- трудолюбивая нация, и несмотря на скудность своих природных ресурсов и ископаемых, они работают и стараются сделать всё возможное, чтобы их экономика росла и развивалась!

    • Анонимно
      11.11.2018 22:06

      В том то и вся фишка. Скудность природных ресурсов, заставляет пахать, не развращает

    • Анонимно
      12.11.2018 10:19

      У турок ресурсы есть, но есть закон по которому 100 лет нельзя разрабатывать полезные ископаемые, поэтому все дорого. По-моему в следующем десятилетии как раз заканчивается действие этого закона.

  • Анонимно
    11.11.2018 11:24

    Летала туркишами в Стамбул еще в 2013, еда очень вкусная, в полете посмотрела Миссия Невыполнима-3 на классном телеке. Сервис просто на высоте.
    Для сравнения днем позже подруга прилетела за те же деньги в Стамбул, но другой а/к (которая закрылась после ноябрьских событий..),

    по итогу - уровень сервиса туркишей - недосягаем для многих а/к.

  • Анонимно
    11.11.2018 11:25

    Афэриннар! Молодцы!)

  • Анонимно
    11.11.2018 11:40

    И все-равно аэрофлотом в Европу и дешевле и быстрее

    • Анонимно
      11.11.2018 11:48

      Да и вылет в 3 ночи это огромный минус, когда аэрофлотом можно пд любое удобное время вылет подобрать

    • Анонимно
      11.11.2018 11:56

      Хотелось бы посмотреть как вы из Казани в Европу Аэрофлотом быстрее и дешевле долетите.

      • Анонимно
        11.11.2018 13:26

        Ценник турков практически всегда дороже чем у аэрофлота и партнеров по sky team.Единственный минус,что AZ,AF и KLM отменили с лета этого года багажи в минимальных тарифах.По мне,так Ататюрк менее удобен чем CDG,FCO или AMS с SVO,да и крюк существенный получается если летишь не в южные страны Европы.А так,да,турки хороши конечно.Сыр вкуснее автору показался по причине восприятия вкусовых рецепторов.На эшелоне еда вкуснее кажется.

        • Анонимно
          11.11.2018 13:42

          Доказательства, что ценник дороже можно? Что-то я ни разу дешёвых билетов аэрофлота до Европы не видел. А вот долететь Аэрофлотом из Казани в Москву или наоборот в экономе за 25 тыс. вполне реально.

          • Анонимно
            11.11.2018 14:23

            Вы просто плохо смотрите.Например в октябре были распродажи на полеты в Рим,Ларнаку,Париж,некоторые города Германии,по ценам из Москвы от 5 до 8.5 тысяч в обе стороны.Из Казани билеты были на пару тысяч дороже.Откройте скайсканнер,и посмотрите.В топе дешевых на Европу,например на май-июнь Alitalia,Aegean,Lufthansa,Swiss,Air France,KLM,S7

          • Анонимно
            11.11.2018 14:47

            Вообще правильнее добираться до мск поездом или покупать отдельный билет на самолет,я например за год командировок набираю мили в аэрофлоте,и расплачиваюсь ими за троих туда-обратно.Поезд выгоден тем,что за детей до 6 лет не нужно платить.А из мск билеты в Европу очень дешевы.

          • Анонимно
            11.11.2018 18:40

            Да даже в тот-же Стамбул недавно выбирал береты и аэрофлот давал 16 против 23 турецкими, со стыковкой, но и вылет в нормальное время, минусуют либо те кто не летают, либо отдел продаж турок

  • Анонимно
    11.11.2018 11:46

    10:11 очень просто друг, у них нет Сечиных, ротенбергов и прочих упырей который работают на свой карман. Страна мусульманская ( бояться от грехов) там нет батюшки который " отпускает" грехи . 2) нет воровства как в росссии . 3) умный президент здравая политика ...., можно писать долго. Я рад за турков , молодцы.

    • Анонимно
      11.11.2018 20:54

      Турция кстати как и Россия светское государство. В Стамбуле сотни церквей и даже Вселенский Патриарх восседает именно в Стамбуле. Это не Москва, где на 1500 церквей всего 4-5 мечетей. Там на самом деле толерантность, а не видимость. Но, что удивило, что даже женщины в хиджабах в Стамбуле в открытую пьют алкоголь и курят сигареты на улицах, нигде никогда такого не видел.

      • Анонимно
        12.11.2018 12:17

        государство то типо светское а у власти исламисты. ток пока умеренные

  • Анонимно
    11.11.2018 12:05

    в последнее время турки очень продвинулись. их Turkish Airlines выходит дешевле аэрофлота, и других компаний из европы. для примера, из сша лететь через стамбул в москву, выходит дешевле, чем напрямую в москву.парадокс.и сервис на борту отменный, арабов переплюнули. а стюардессы это что-то, образованны, учтивы, и знают минимум три языка, а для верующих есть стюарды.

    • Анонимно
      11.11.2018 13:28

      Логично,что перелет с пересадкой выходит дешевле,в чем парадокс?

      • Анонимно
        11.11.2018 15:32

        да попробуйте с аэрофлотом из казани с пересадкой в москве в любом направлении за пределы россии, будете приятно удивлены.

  • Анонимно
    11.11.2018 12:17

    да, про носки и тапочки забыл написать, которые выдают каждому пассажиру. а если с детьми летишь, то для них всегда сладости и игрушки. мелочь, но приятно.

  • Анонимно
    11.11.2018 12:34

    Летаю в Европу (Швейцарию) всегда только через Turkish Airlines, во-первых, супер обслуживание, во-вторых, питание халяль, в третьих, даже если есть какие-то проблемы, то можно всегда напрямую звонить на сотовый директору по Поволжью Фырату бею. Вы представьте что можно руководителю звонить напрямую по любому вопросу! Вы такое можете представить, например, в Аэрофлоте или другой компании? Я нет.

    • Анонимно
      11.11.2018 13:31

      Питание халяль есть и в аэрофлоте.В Швейцарию логичней летать swiss air из dme,цены дешевле,даже если еще и багаж купить.Ах да,представителю а/к не позвонишь,и три часа без кормежки мы не вытерпим.

  • Анонимно
    11.11.2018 12:46

    Турки являются примером для татар

    • Анонимно
      12.11.2018 22:39

      Например в чем? Только со Стамбула прилетел. Нация торгашей и обманщиков в основе своей. Давно уже, а точнее после того как турецкий ленин-ататюрк к власти пришел, больше нет великих Османов, обмельчали турки. Теперь на побегушках. Надеюсь что это временно и они очнутся. Вот тогда и можно будет татарам у них чему то учится. А так...

  • Анонимно
    11.11.2018 12:58

    Как скучно написано

  • Анонимно
    11.11.2018 13:06

    Турецкая кухня- на втором месте в мире. После татарской.

  • Анонимно
    11.11.2018 13:35

    Ждём Победу из Казани в Стамбул.

    • Анонимно
      11.11.2018 13:53

      Жди свои скотовозки. А нормальные люди пока пусть спокойно летают на комфортных новых самолётах.

      • Анонимно
        11.11.2018 14:27

        Чем отличается b 737-800 Победы от b 737-800 TA?Телевизоров нет?Да они ночью и не нужны,питания нет?Я ночью тоже не ем,вредно это.А вот что спинки не откидываются,так это плюс.Никто у тебя на коленях ночевать не будет.А вот стоимость билетов будет отличаться в разы,что для жителей Татарстана (не удащливых) в условиях кр зиса самое важное.Кстати самолеты Победы новее.

        • Анонимно
          11.11.2018 16:48

          Количеством кресел отличается, расстоянием между креслами. Количеством рядов кресел.

          • Анонимно
            11.11.2018 17:57

            Летал и там и там,для трехчасового перелета не критично.

    • Анонимно
      11.11.2018 14:12

      Лучше в Анталию с весны.

  • Анонимно
    11.11.2018 19:26

    Стамбул шикарен, Москва просто неотёсанный хутор по сравнению со Стамбулом. Стамбул по своим размерам и населению как Москва + две Казани, а уж сколько там достопримечательностей, невероятный исторический центр, куча ресторанов с нереально вкусной едой, небоскрёбы. Там и Татар очень много живет, очень многонациональный город, а самое главное, что зарплаты там как в Москве (а то и выше), а жильё стоит как в Казани , причём жильё там строят по европейским и американским стандартам (с хамами, тренажёрными залами и бассейнами на первом этаже и во дворе - и всё это бесплатно для жителей дома)! Очень хочу туда переехать, кстати к Татарам очень хорошее отношение, можно сказать даже мы там свои, да и в целом очень доброжелательные и отзывчивые люди.

    • Анонимно
      12.11.2018 12:20

      а вы выйдите из туристической части то..и сразу шикарность испарится)))

  • Анонимно
    11.11.2018 19:40

    Istanbul - город мечты, тёплый с прохладой Босфора, исторический и при этом современный, многоликий и при этом уютный, многонациональный и при этом толерантный. Средняя зарплата в Турции выше, чем в России и при этом там почти всё на прилично дешевле, чем в РФ, а уж уровень образования и медицины на уровне Европы. Россиян в TR немало живет на постоянной основе, татар достаточно много, особенно Крымских Татар там в десятки раз больше, чем в самом Крыму, России и Украине вместе взятыми (250 тыс в России вместе с Крымом и 5 миллионов в Турции). Современные дороги, транспорт, школы, университеты и больницы, качество жилья и услуг намного выше, нет коррупции и все гос органы работают быстро, чётко и слажено. А уж про то, что город входит в 10-ку самых посещаемых туристами городов Мира (имея одинаковое число туристов с Нью-Йорком) можно даже не говорить.

  • Анонимно
    11.11.2018 23:17

    Если вы не жили в Турции (в т.ч. в Стамбуле) пару лет, а ездили просто туристом на пару недель не надо вводить в заблуждение массы по поводу зарплат и цен. Первый же визит на автозаправку охладит ваши положительные эмоции. Коммуналка (осень-зима-весна) далеко не самая дешевая, хотя до наших зим тому же Стамбулу очень далеко. Приличное образование (частный лицей, колледж, престижный университет) стоит несколько тысяч в год, причем у.е., не ТЛ (лиры тобишь). Безработица, чем дальше от больших кентов (городов), тем выше и выше. Хотя безусловно плюсы в стране тоже есть! Самый большой и жирный плюс - ДОРОГИ!!!! Кто жил тот поймет.....

  • Анонимно
    11.11.2018 23:56

    А есть среди комментаторов люди,знающие Турцию не по отелям?Советую с простым народом пообщаться,государственные школы и больницы посетить.Думаю сказки на ночь другие будете рассказывать

  • Анонимно
    12.11.2018 01:09

    А у меня родственники работают и живут в Стамбуле и тоже очень довольны купили квартиру там оформили вид на жительство а через 5 лет подадут на Турецкое гражданство уже а сами они из Москвы. Если бы не дети и престарелые родители то тоже бы туда переехал. И кстати да там неважно какой ты национальности реально ко всем жителям одинаково относятся а не так как в Москве или Питере, если ты неруский ты типо никто, в Стамбуле такого нету хоть там и очень много мигрантов живет.

  • Анонимно
    12.11.2018 07:30

    стюардессы турецкие очень красивые! весь перелет любуешься!

  • Анонимно
    12.11.2018 22:38

    Перелеты по 8-12 часов у них прекрасно переносишь,не то что наш Аэрофлот. И длительные ожидания в аэропортах не утомляют, обеспечивают отелями.Молодцы.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль