Политика 
10.11.2018

Василий Лихачев: «Донбассу нужна легитимная власть в позитивно-критическом ключе»

Перед воскресными выборами в ДНР и ЛНР звучали угрозы Киева внутренним и внешним наблюдателям, вплоть до применения репрессивных мер

Завтра в Донецкой и Луганской народных республиках пройдут вторые в их истории выборы глав республик и депутатов народных собраний. Эти выборы не акт территориального эгоизма и сепаратизма, они формируют специфический опыт государственного строительства в сложных геополитических и экономических условиях XXI века, пишет в материале для «БИЗНЕС Online» Василий Лихачев, вице-президент российской ассоциации международного права, доктор юридических наук, профессор.

В Донецкой и Луганской народных республиках пройдут вторые в их истории выборы глав республик и депутатов Народных собраний В Донецкой и Луганской народных республиках пройдут вторые в их истории выборы глав республик и депутатов народных собраний Фото: ©Валерий Мельников, РИА «Новости»

ОПЫТ РЕГИОНА ДОНБАСС МОЖЕТ СТАТЬ ОСНОВОЙ ФОРМИРОВАНИЯ АНТИКРИЗИСНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

ДНР и ЛНР — в центре растущего мирового публичного интереса. Это надо признавать. Они многими воспринимаются как строители современной практики регионального самоуправления, отражающей демократические тренды мирового порядка. С другой стороны, их рассматривают в качестве геополитических образований, втянутых в национальный конфликт незаконными и аморальными действиями центральной власти, которые в самой вызывающей форме нарушают конституционные принципы и международно-правовые обязательства страны.

Объективные внешние акторы (отдельные государства и межправительственные организации) видят в такой ситуации отголоски государственного кризиса Украины, заполнение ее политической, экономической, дипломатической, ресурсной, финансовой компетенции, присущей реальному суверенитету, деятельностью на украинской территории и внутри институтов власти госдепартамента, минфина, минобороны, минюста США, МВФ, разведсообщества НАТО, дипломатов Евросоюза, ТНК и других «директорий» внешнего управления даже тех стран, которые, как мы видим, числятся членами ООН, владеют навыками международной правосубъектности.

Еще один аспект со знаком минус украинского прецедента связан с констатацией наличия нигилистского подхода руководства страны к международному правоприменению. Во внешней политике Украины спекулятивные ссылки на уважение общепризнанных стандартов, приоритет Устава ООН — обычное дело. Также обыденным стало системное нарушение ею основных и специальных международных нормативов. Отсюда и объяснение юридического нигилизма, отрицания верховенства права при регулировании проблематики Юго-Востока.

Иллюстрация тому — неэффективность, нарушение международных обязательств Украины. Примеры мы находим в различных аспектах. Среди них — право договоров, консульское и дипломатическое, право международных организаций и конференций, речное и морское право, безопасности и, конечно, международное гуманитарное право, а также институты, закрепляющие законы и обычаи войны, их действия в условиях гражданских конфликтов. Как ни парадоксально прозвучит, но опыт региона Донбасс — крупнейшего в Европе и Евразии — может стать основой для преодоления «критической массы» в действующих международных пространствах и формирования антикризисной программы развития международного права, на которую имеется существенный запрос.

Подготовка и проведение публичной кампании в ДНР и ЛНР даже при самой плотной критике, демонстрирует гармоничное применение ее субъектами общеобязательных электоральных стандартов Подготовка и проведение публичной кампании в ДНР и ЛНР даже при самой плотной критике демонстрирует гармоничное применение ее субъектами общеобязательных электоральных стандартов Фото: ©Игорь Маслов, РИА «Новости»

ПРОВЕДЕНИЕ ВЫБОРОВ И РЕФЕРЕНДУМОВ В ДОНБАССЕ НАПРЯМУЮ НЕ ЗАВИСИТ ОТ ФАКТА ПРИЗНАНИЯ РЕСПУБЛИК

В обозначенном аспекте исключительное значение приобретает выборная кампания 11 ноября 2018 года в ДНР и ЛНР. Да, к ней неоднозначное отношение. Такими же различными будут, судя по всему, и оценки итоговых результатов. Об этом говорят, в частности, недавние декларации ряда членов совета безопасности, Евросоюза, Европарламента, МИД Украины.

Поэтому сегодня важно отметить ряд позитивов, которые сопровождают организацию голосования в республиках и которые в значительной мере повлияют на качество внешних оценок со стороны государств, международных организаций, общественности, представителей СМИ. Эти позитивы — продукт современной международной нормативной и политической системы.

Во-первых, право на проведение выборов и референдумов в Донбассе напрямую не зависит от факта признания республик и опирается на общепризнанные принципы демократии и регионального самоуправления.

Во-вторых, оно органично связано с фундаментальными правами и свободами человека и гражданина, закрепленными во Всеобщей декларации прав человека 1948 года, Европейской конвенции 1950 года, пактах о правах человека, принятыми генеральной ассамблеей ООН в 1966 году. Устойчивого развития и самостоятельности социальных институтов, о чем говорится в минских договоренностях, без их эффективной имплементации, в том числе посредством участия в выборах, не достичь.

В-третьих, подготовка и проведение публичной кампании в ДНР и ЛНР даже при самой плотной критике демонстрирует гармоничное применение ее субъектами общеобязательных электоральных стандартов, установленных ОБСЕ, советом Европы, СНГ, правил, рекомендованных Венецианской комиссией. Среди них — нормы конкуренции, открытости, гендерного равенства, тайны голосования, доступа наблюдателей. О последнем следует сказать особо, предваряя, в частности, угрозы Киева в адрес внутренних и внешних наблюдателей, вплоть до применения репрессивных мер, что противоречит международным обычаям и цивилизованной культуре диалога.

Судя по предварительным данным, число стран, от которых направлены так называемые observers (наблюдатели), превышает цифру 20–25. В реальности фронт участников будет более широким. Он объединяет несколько категорий: представители государств (Абхазия, Южная Осетия), международных структур, международные эксперты, депутаты, средства массовой информации и другие. Исходя из специфики кризиса в Украине, можно прогнозировать на выборах в Донбассе большой объем дистанционного наблюдения. Эта форма электоральной дипломатии позволяет, с одной стороны, получить конкретные для анализа результаты, с другой — обойти отдельные стенды напряжения и не вызывать излишние осложнения. Она активно применяется в современной практике.

Таким путем однозначно пойдут, например, все иностранные загранучреждения на территории Украины, которые уже сегодня имеют соответствующие задания по Донбассу из своих столиц. Будущие выборы в зоне внимания, естественно, потенциала совета безопасности, ЭКОСОС, Международного суда ООН, ОБСЕ, совета Европы (ПАСЕ), Евросоюза и иных международных институтов.

В-четвертых, позитивные целеполагания выборной кампании. В этом сомневаться не приходится. ДНР и ЛНР, проживающее в них население, настроены на реализацию минских договоренностей. Ориентиры — социально-экономическое, экономическое, научное развитие территорий, эффективные трансграничные региональные связи, поддержание внутреннего правопорядка и правоохранительной системы. Донбассу нужна легитимная власть в позитивно-критическом ключе для прикладного регулирования многих актуальных проблем, в том числе и для многосторонних переговоров с официальным Киевом, в том числе после реновации его власти в ходе президентских и парламентских выборов 2019 года.

Выборы в Донбассе 11 ноября 2018 года, об этом можно говорить уже сегодня, не акт территориального эгоизма и сепаратизма. Они формируют специфический опыт государственного строительства в сложных геополитических и экономических условиях XXI века. Подобный социально-политический, государственно-правовой продукт требует внимания со стороны международного регионального сообщества. Идя таким путем, мы цивилизованно укрепляем современное управление на платформе гармонизации интересов человека, народов, наций и государств.

Василий Лихачев

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (12) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
10.11.2018 16:55

Кому то интересны эти т.н.республики? Как то фиолетово до них. У самих в стране бардак и кризис.

  • Чепига
    10.11.2018 15:41

    ЛНР/ДНР сделан только для того чтобы была серая зона типа ПМР-заноза для Молдавии или Украины при вступлении в НАТО

    Никогда их в Россию не возьмут и будут они вечно в таком мутном состоянии пока там совсем не останется желающих так жить или пока вектор российской политики не сменится

  • Анонимно
    10.11.2018 16:55

    Кому то интересны эти т.н.республики? Как то фиолетово до них. У самих в стране бардак и кризис.

    • Анонимно
      10.11.2018 17:27

      Лишь бы то же самое что в ЛДНР на наших территориях не началось. А ведь так легко.. Технологии отточены..

      • Анонимно
        10.11.2018 18:04

        какие технологии??

        пословице тысячу лет.

        не радуйся что у соседа дом горит

        пламя может к тебе перекинуться

      • Анонимно
        10.11.2018 18:08

        Никаких технологий не надо, самородной дурости с избытком хватает в народе российском.

    • Анонимно
      10.11.2018 20:24

      Донбассу нужна свобода от внимания Российской поессы. Сами разберутся в своей стране как им быть.

  • Анонимно
    10.11.2018 17:49

    Я горжусь этими людьми.

  • Беркли
    10.11.2018 18:27

    Если Украина не захватит ЛНР и ДНР после ухода от власти Путина в России, то эти республики со временем станут де-факто российскими областями.
    Юридически Россия вряд ли будет принимать ДНР и ЛНР в свой состав, но фактически эти республики, имея протяжённую границу с Россией, станут такими же российскими регионами, как соседняя Ростовская область.

    По сути дело уже и так идёт к этому. На Донбассе валюта сейчас рубль, язык - русский, торговля вся - идёт с Россией, экспорт - в Россию, образование в школах и вузах - по российским стандартам, телеканалы - российские.

    Если так будет продолжаться, то через 10-15 лет это будут регионы с полной российской идентичностью. Вырастет новое поколение, которое не помнит Украину, а экономика выровнится с экономикой России.

    Лично я считаю, что Украина ещё раз неизбежно попытается военной силой завоевать Донбасс. У этому Украина готовит свою армию, к этому накручивает пропагандой своё население. Нынешняя власть Украины совершенно не собирается отказываться от Донбасса, и с этой целью поддерживает военный конфликт в воюющем состоянии.

    Такой настрой у государства всегда бывает между двумя войнами. Причины поражения в войне постоянно и без конца обсуждаются, проигрыш в войне населению объясняется рядом досадных неудач, предательством, внешними причинами - и рано или поздно правительство морально созревает для того, чтобы повторить войну, но только учесть прошлые досадные причины поражения.

    Так было у Германии между двумя мировыми войнами, ещё так было у Британии в трёх войнах в Афганистане (тогдашняя сверхдержава не могла понять и принять, что она может не победить Афганистан), так было у России в Чечне, так было у Грузии с Южной Осетией и Абхазией.

    Эта логика движет и Украину к новой войне. Пока её сдерживают не столько условия минского договора (она все равно не выполняет его условия). Пока Украина боится России во главе с решительным Путиным. Международных наблюдателей Украина не боится - она их просто безболезненно для себя проигнорирует, как проигнорировал в своё время Грузия, напав через международных наблюдателей на Южную Осетию. До 2024г. войны Украины с Донбассом скорее всего не будет. А далее - всё зависит от нас.

    • Анонимно
      10.11.2018 22:35

      Чем такие длинные посты бреда писать,хотя бы познакомьтесь в сети,с теми кто с Донбасса.Люди вам много чего расскажут о чем вы и не догадовавались.

  • Анонимно
    10.11.2018 22:36

    ДНР, ЛНР, ПМР и прочие марионеточные квазигосударства, не смогут ничего у себя создать легитимного, они на 100% зависят от РФ, вернее даже не от РФ, а от куратора от РФ как тому вздумается так и будет. У регионов России хотя бы есть конституцией записанные права и обязанности, а у этих, что?

  • Анонимно
    10.11.2018 22:49

    Лихачёв так хорошо все разложил...В реали Донбасс в очень плохом состоянии шахты многие затопленны,заводы распилены на метолом.Что бы прокормить семью мужчина идёт воевать за 15 тыс р.
    Какая разница кого там выберут,если У них нет ресурсов востоновить Донбасс.Они могут,только разворовать тот мизер,который идёт из РФ.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль