Бизнес 
20.11.2018

Приключения акций КАМАЗа: с Кипра в Алма-Ату через Челны

В трудный час казахи выкупили у автогиганта ценные бумаги, доставшиеся ему от Варданяна, Когогина и Машицкого

Сделка с КАМАЗом на 9,5 млрд, объявленная накануне Евразийским банком развития, похожа на матпомощь — вливания появились на фоне ухудшения финансового положения автозавода. Ни одна из сторон не комментирует детали сделки, однако по биржевым расценкам скупленные 3,72% капитала КАМАЗа стоят сегодня 1,5 млрд рублей. Остальное, вероятно, приходится на выкуп облигаций, причем, похоже, уже без госгарантий — лимит в 35 млрд рублей автогигант выбрал в мае.

Сделка с КАМАЗом на 9,5 миллиарда, объявленная накануне Евразийским банком развития, похожа на матпомощь — вливания появились на фоне ухудшения финансового положение автозавода Сделка с КАМАЗом на 9,5 млрд, объявленная накануне Евразийским банком развития, похожа на матпомощь — вливания появились на фоне ухудшения финансового положения автозавода Фото: «БИЗНЕС Online»

АКЦИЙ НА 1,5 МЛРД, ОСТАЛЬНОЕ — ОБЛИГАЦИИ?

Сделка по покупке Евразийским банком развития акций и облигаций ПАО «КАМАЗ» — начало долгой дружбы в рамках камазовской инвестпрограммы. Это единственное, о чем заявляет сам КАМАЗ, комментируя вчерашний релиз от ЕАБР. В нем говорилось о том, что банк предоставил КАМАЗу финансирование в размере свыше 9,5 млрд рублей.

«Инвестиции будут направлены на важнейший инвестиционный проект ПАО „КАМАЗ“ — „Развитие модельного ряда автомобилей КАМАЗ и модернизация производственных мощностей для его производства“, в рамках которого ПАО „КАМАЗ“ создает компактное высокотехнологичное производство, предназначенное для выпуска грузовых автомобилей нового поколения К5, — сказано в сообщении ЕАБР. — Проект соответствует миссии и стратегическим целям ЕАБР. Его реализация способствует импортозамещению, технологическому развитию, а также экспорту продукции в том числе в страны-члены ЕАБР».

При этом в релизе имеется скромная ремарка: «При реализации данной сделки ЕАБР использовал инструменты акционерного и облигационного финансирования, позволив тем самым ПАО «КАМАЗ» сформировать оптимальную структуру привлечения средств». Из чего следует, что 9,5 млрд рублей получены КАМАЗом как расчет за выкуп и акций, и облигаций. 

Отметим, проданный пакет принадлежал «Финансово-лизинговой компании «КАМАЗ». После сделки у ФЛК осталась лишь одна акция материнского предприятия.

«Инвестиции будут направлены на важнейший инвестиционный проект ПАО «КАМАЗ» — «Развитие модельного ряда автомобилей КАМАЗ и модернизация производственных мощностей для его производства» «Инвестиции будут направлены на важнейший инвестиционный проект ПАО «КАМАЗ» — «Развитие модельного ряда автомобилей КАМАЗ и модернизация производственных мощностей для его производства» Фото: «БИЗНЕС Online»

ЕАБР — банк, созданный по инициативе президентов России и Казахстана (его штаб-квартира находится в Алма-Ате), эти две страны и являются учредителями банка. Также в состав участников ЕАБР входят Армения, Беларусь, Киргизия и Таджикистан. Свою миссию банк определяет как развитие рыночной экономики этих государств путем вложения в инфраструктуру, машиностроение, нефтепереработку и другие отрасли. Свой инвестпортфель банк намерен увеличить с $2,3 до $3,6 млрд до 2022 года.   

В банке, куда «БИЗНЕС Online» отправил официальный запрос, сразу пояснили, что все вопросы КАМАЗ просил перенаправлять в свой адрес, поэтому комментировать сделку банк не может. «Тема для публичной компании достаточно деликатна, поэтому мы идем навстречу», — пояснил нашему изданию сотрудник московского пресс-центра ЕАБР Александр Савельев. Однако контакт с прессой КАМАЗ замкнул отнюдь не для того, чтобы делиться подробностями.

«Евразийский банк опубликовал релиз, мне нечего к нему добавить, кроме того, что в лице ЕАБР мы рассчитываем видеть стратегического партнера в реализации наших инвестиционных программ по модернизации производства автомобилей, — заявил руководитель пресс-службы ПАО „КАМАЗ“ Олег Афанасьев в разговоре с „БИЗНЕС Online“. — Могу только подтвердить факт сделки, общая сумма которой с учетом облигаций заявлена в релизе».

ЕАБР — банк, созданный по инициативе президентов России и Казахстана. Свою миссию банк определяет как развитие рыночной экономики этих государств путем вложения в машиностроение и другие отрасли. ЕАБР — банк, созданный по инициативе президентов России и Казахстана. Свою миссию банк определяет как развитие рыночной экономики этих государств путем вложения в машиностроение и другие отрасли. Фото: «БИЗНЕС Online»

Если предположить, что стоимость акций более или менее соответствует актуальным котировкам, то ЕАБР выкупил их за 1,5 млрд рублей, остальные 8 млрд — это расчет за облигации. Арифметика довольно простая: последнюю неделю курс акций КАМАЗа плавал в пределах 53,7–58,2 рубля за штуку, на дату совершения сделки (15 ноября) акция котировалась по 57,8 рубля, на дату отчуждения (19 ноября) — 57,2 рубля. Количество 3,72% (минус одна штука) акций в реализованном пакете составляет 26 млн 323 тыс. 427 штук, что и дает в произведении 1,5 миллиарда. Оговоримся, что рыночная оценка в случае с КАМАЗом очень грубая, ведь в свободном обращении лишь 4% акций, но что есть, то есть.

Что касается облигаций, то сделка весьма кстати. В 2015 году КАМАЗ открыл для себя золотую жилу, получив госгарантии на 9 выпусков облигаций, предназначенных в первую очередь для выкупа ВЭБом. В мае этого года последние выпуски на общую сумму 15 млрд размещены. Получается, лимит госгарантий исчерпан, а деньги все еще нужны? Как раз недавно автогигант сигнализировал о своих проблемах, отраженных в бухгалтерском отчете по РСБУ за 9 месяцев года. Падение как спроса, так и рентабельности производства из-за перехода российских автопроизводителей на экологический класс «Евро-5» принесло автогиганту чистый убыток в размере 288 млн рублей вместо 3 млрд рублей прибыли годом ранее. Прибыль от продаж, напомним, за отчетный период сократилась в 77,7 раза.

В 2004 году группа инвесторов под руководством Рубена Варданяна (на фото) начала собирать пакеты акций КАМАЗа с целью перепродажи будущему зарубежному инвесторуФото: kremlin.ru

ВЛОЖЕНИЕ С ОТДАЧЕЙ В 54 ГОДА?

Напомним также нелегкую судьбу небольшого пакета акций, выкупленного ЕАБР. В 2004 году группа инвесторов под руководством председателя совета директоров ИК «Тройка Диалог» Рубена Варданяна начала собирать пакеты акций КАМАЗа с целью перепродажи будущему зарубежному инвестору. Таким образом была выкуплена доля правительства Татарстана, приобретенная в 2000 году в счет налогового долга КАМАЗа в размере $145 миллионов. Для приватизации пакета в 2005 году было создано ОАО «КАМАЗ-Капитал», в уставный капитал которого минземимущество РТ внесло 11,6% акций автогиганта, а несколько офшоров, связанных с «Тройкой», — скупленные ранее 18,3%. В 2008 году компания Avtoinvest Limited выкупила долю республики в этом совместном предприятии и стала владельцем 29,53% обыкновенных акций завода.

В октябре 2013 года КАМАЗ выкупил у Avtoinvest Limited 3,72% своих акций обратно, передав их стопроцентной «дочке» — ФЛК «КАМАЗ». Сумма, уплаченная кипрскому офшору, согласно отчетности предприятия, составляла 2,9 млрд рублей. Сам Когогин в интервью «Ведомостям» объяснил, что «консорциум Варданяна» ранее купил эти акции у КАМАЗа за 2,2 млрд рублей, рассчитывая на перепродажу Daimler. Деньги при этом они брали в долг у ФЛК «КАМАЗ». Когда в 2013 году сделку развернули обратно, консорциум вернул займ, по которому платил проценты, но КАМАЗ потерял на разнице в продаже и последующем выкупе пакета 728 млн рублей. При этом стоимость выкупа оказалась на 79% выше рыночной цены бумаг.

В 2017 году выяснилось, что КАМАЗ выкупал акции отчасти у своего гендиректора. Avtoinvest Limited в рамках деофшоризации перевела свои акции на российское юрлицо — ООО «Автоинвест». В нем 30% капитала напрямую принадлежит Сергею Когогину, 50% — «Пирсон холдинг лимитед» из Белиза, 20% — «Ноэлия холдингс» с Британских Виргинских островов. По данным газеты «Ведомости», бенефициар «Ноэлии» — сам Варданян, а «Пирсон» принадлежит президенту «Ви холдинга» и другу Чемезова Виталию Мащицкому.

Судя по всему, покупака акций носит практически благотворительный характер Судя по всему, покупка акций носит практически благотворительный характер Фото: «БИЗНЕС Online»

Зачем ЕАБР акции КАМАЗа? Судя по всему, покупка акций носит практически благотворительный характер: даже если ориентироваться на рекордные дивиденды этого года, пакет в 3,72% акций может приносить владельцу по 27,9 млн рублей в год. Отталкиваясь от официальной цены купленных акций, выходит, что на покрытие расходов на покупку акций за счет дивидендов банку потребовалось бы 54 года. Если, конечно, не предполагать фантастический рост мастшабов и прибыли КАМАЗа, что на традиционных рынках трудно представить. Пока же дивиденды, напротив, исключение, а не правило.

Предприятия: КАМАЗ
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (55) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
20.11.2018 08:43

Когогин федеральный бюджет высасывает годами, Москву все устраивает. Автогигант годами все в минус. Русский бизнес- все хорошо!

  • Анонимно
    20.11.2018 08:17

    И не знал, что есть такой Евразийский банк развития. Почему не слышно о его других проектах?

    • Анонимно
      20.11.2018 09:37

      Этот банк стал известен, когда его возглавил бывший глава федеральной таможенной службы Бельянинов)))

  • Анонимно
    20.11.2018 08:31

    Единственный выход для КамАЗа - это, видимо, полностью уйти под Даймлер. Только с из технологиями возможно рыночное выживание. В противоположном случае, его ждёт только вечная поддержек бюджетом.

    • Анонимно
      20.11.2018 08:39

      Разве кто-то против этого? Только немцы особо не горят желанием -им проще загрузить свои мощности в Германии чем развивать КАМАЗ,

      • Анонимно
        20.11.2018 09:58

        А вот и не проще. Для 4-го поколения Актроса кабины в следующем году будут изготавливаться на Камазе.

      • Анонимно
        20.11.2018 13:27

        Немцы купят и закроют КамАЗ.

    • Анонимно
      20.11.2018 10:38

      Может нужно патриотичное руководство назначить? Зачем предприятие построеное народом отдавать иностранцам?

      • Анонимно
        20.11.2018 10:51

        Народ построил - получил деньги за стройку. Вы же не отдаете свой дом строительной бригаде. А зачем половину роснефти отдали иностранцам?

        • Анонимно
          20.11.2018 12:17

          Камаз строил народ. Собствеником стало государство. Потом с помощью мутных схем собстениками стали в том числе и Когогин. Если ьы акции принадледащие Когогину были им куплены или передавались за какие то заслуги камазом то было ьы понятно. А по факту мутнейшая схема. Да и в статье опять пигюшут про очередную схему. Не ужели вы не видите очевидное?

        • Анонимно
          20.11.2018 13:31

          А народ для кого построил? Для Когогина и ко?

    • Анонимно
      20.11.2018 13:17

      Схематозники действуют и обогащаются.

    • Анонимно
      20.11.2018 13:18

      Манипуляции с акциями госпредприятии - хороший бизнес.

    • Анонимно
      20.11.2018 13:20

      Борцы с коррупцией куда смотрят?!

    • Анонимно
      20.11.2018 13:23

      Коррупция - это овладевание госсобственностью с использованимем служебного положения и путём манипуляции, а не коробка конфет врачу.

    • Анонимно
      20.11.2018 13:24

      Наши борцы путают коррупцию с взяточничеством.

    • Анонимно
      20.11.2018 13:26

      Коррупционеры борются с коррупцией - ловят взяточников ради показухи и отчётности.

  • Анонимно
    20.11.2018 08:34

    Предполагаю, что похожая картина с фактической принадлежностью многих знаковых предприятий РТ.

  • Анонимно
    20.11.2018 08:43

    Когогин федеральный бюджет высасывает годами, Москву все устраивает. Автогигант годами все в минус. Русский бизнес- все хорошо!

    • Анонимно
      20.11.2018 10:31

      Это не русский бизнес. Российский или татарстанский в лучшем случае

  • Анонимно
    20.11.2018 08:48

    Мда...Только в России производство такого уровня может из года в год работать в минус... Когда это всё закончится не понятно... Храни нас Бог

    • Анонимно
      20.11.2018 13:48

      Дженерал моторс, форд часто в убытках. Хоть это конечно не пример для подражания

      • Анонимно
        20.11.2018 15:02

        Дженерал Мотор 18 лет назад был крупнейшим в мире производителем автомобилей с отрывом от ближайшего конкурента в 1,7 раза, но и это не уберегло его от банкротства

    • Анонимно
      20.11.2018 15:11

      В США крах потерпел город Детройт - автомобильная столица Америки. Город, состоящий из автомобильных производств, и выпускающий продукцию на весь мир, в итоге опустел. Заводы закрылись, жители разъехались. 70% города в настоящее время снесено бульдозерами. В городе живут 20% жителей, в основном, нищие.

      Так что не нужно во всём винить русских, русский бизнес, и говорить, что "только в России такое возможно". Такое очень много где возможно - как видим даже в США. А вот поливать самих себя дерьмом - это наша российская черта, за которую иностранцы нас и считают рабочим скотом, а не людьми.
      Это и есть главная причина всех проблем в стране - мы, жители, сами себя не уважаем. Иначе давно бы заставили нормально работать и чиновников и всех остальных. Вместо этого - стоны и сожаления.

  • Анонимно
    20.11.2018 08:57

    Все это напоминает многолетнее и пустое верчение наперстками. Но желающих сыграть все меньше.. Вот братья-казахи решили сыгрануть. Явно попросили из Москвы.

    • Анонимно
      20.11.2018 20:49

      Очень похоже начало конца тат фонда. Там тоже скупали пакеты и выдавали «благотворительные « займы. Тот же Абдуллин, кос, таиф.

  • Анонимно
    20.11.2018 09:18

    Акции "Татнефти" кому принадлежат?

  • Анонимно
    20.11.2018 09:21

    По Когогину не скажешь что у КАМАЗа проблемы

  • Анонимно
    20.11.2018 09:24

    Я совсем запутался, у них машина или сам завод работает в беспилотном режиме?

  • Анонимно
    20.11.2018 09:35

    Это не вся сделка. Там совет директоров утвердил опционы на продажу акций

  • Анонимно
    20.11.2018 09:38

    Ну что деревенщина?! Всё ваши Челны?!
    А ещё тут собрались техноВУЗ делать.
    Ну и клоуны.
    Нисколько ни жалко, была куча времени, куча денег, но бездарностей ничто не может спасти.

    • Анонимно
      20.11.2018 19:59

      Не очень понятно Ваше изречение, вы обвиняете в проблемах КамАЗа жителей города!? Интересно узнать откуда столь «толковый» житель?! Что за город процветает от вашего в нем нахождения?!

      • Анонимно
        20.11.2018 20:54

        Москва. Родился в Челнах, учился там.
        Чего вы добились? Крутите гайки?!

        • Анонимно
          20.11.2018 21:30

          Вы ушли от ответа! В проблемах КамАЗа виноваты жители горда?! Кстати , если мы деревенщины , то вы - «панаехали»))))! Тешьте дальше своё самолюбие! Да и на заводе я не работаю, хотя всех заводчан уважаю.

  • Анонимно
    20.11.2018 09:46

    По зп Когогина не скажешь , что дела у Камаза хреновые и постоянно государственные деньги просит.

  • Анонимно
    20.11.2018 09:47

    Когогин на коне всегда, красавщик!

  • Анонимно
    20.11.2018 10:12

    Когогин сливает КамАЗ.

  • Анонимно
    20.11.2018 10:14

    Завистники! Не умеете пилить бюджет, вот и завидуйте. Это же талант, который год доить федеральный бюджет.

  • Анонимно
    20.11.2018 10:27

    Во-первых, не благотворительность, а оплата услуг имярек.
    Во-вторых, если продавать ТС через фирмы (руководители - жены, дети), где будут оседать вся прибыль и перепродавать акции себе или своим, то государство будет покрывать убытки до тех пор, пока будет существовать предприятие (или "государЬство")

  • ПанАлекс
    20.11.2018 11:41

    А как продажа акций одним собственником другому может помочь предприятию?

    • Анонимно
      20.11.2018 11:59

      КАМАЗ же через ФЛК сам владел этим пакетом акций, продав, получил деньги. Вот и помощь, денежки появились.

    • Пан, тем помочь, что на покупку акций у кипрской конторы для ФЛК деньги дал сам КАМАЗ, т.к. ФЛК - дочка КАМАЗа . А тут деньги со стороны банка пришли, вот камазовцы и радуются.

      • ПанАлекс
        20.11.2018 18:42

        А с чего вдруг хозяин проданных акций решит отдать деньги на нужды КАМАЗа? Они же опять уйдут как в прошлый раз на покупку акций у кого-нибудь из физиков-руководителей с максимальной наценкой в 2-3 раза от рынка...

      • Анонимно
        20.11.2018 21:39

        Прикольно послушать двух умных людей о моём любимом предприятии: полвека учусь и работаю, а как много непознанного и неизведанного... Да, кстати, вопрос: перспективы-то есть у меня, производственной пехтуры, по своевременному погашению ипотеки?:-)

  • Анонимно
    20.11.2018 11:48

    Это всё Брежнев виноват, настроил заводов по всей России, а нынешних капиталистов не научил управлять. Уже и зарплата ниже, чем в Китае, но ничего не помогает

  • Анонимно
    20.11.2018 11:54

    А давайте Камаз сольём с чем нибудь. Например с вертолетным заводом. Это же сразу такой эффект получим, что 70% людей можно будет сократить.

    • Анонимно
      20.11.2018 12:19

      Беспилотные вертолеты будут производить

      • Анонимно
        20.11.2018 14:49

        Летающий камаз - ни у кого такого нет, весь мировой рынок летающих грузовиков наш будет

    • Анонимно
      20.11.2018 15:13

      Боюсь, что тогда у нас либо грузовики с пропеллером появятся, либо вертолёты на колесах будут вместо маршруток пассажиров развозить...

    • Анонимно
      20.11.2018 23:14

      Тут главное директора для такого монстра найти. А что, и найдем!

  • Анонимно
    20.11.2018 12:02

    Накаркаете , как говорится.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль