Культура 
25.11.2018

«Единственный русский персонаж, а его партию поют татарин и итальянец»

Большой театр – наш! В оперной премьере «Путешествия в Реймс» Россини на главной сцене страны выступят сразу пять певцов из Казани

Настоящий «татарский акцент» получила ближайшая премьера Большого театра — опера «Путешествие в Реймс» в постановке итальянского режиссера Дамиано Микьелетто. В премьерных декабрьских спектаклях, на которые еще можно купить билеты в партер за 5 тыс. рублей, задействовано сразу пять солистов, имеющих самое непосредственное отношение к Татарстану. О российском дебюте в «хорошем оперном зоопарке» Россини тенора Рузиля Гатина и ожиданиях критиков от спектакля — в материале «БИЗНЕС Online».

Неожиданный  «татарский акцент» получила ближайшая оперная постановка на легендарной исторической сцене Большого театра в Москве Неожиданный  «татарский акцент» получила ближайшая оперная постановка на легендарной исторической сцене Большого театра в Москве Фото: pixabay.com

ЕЩЕ ОДНА «ЗОЛОТАЯ МАСКА»?

Неожиданный  «татарский акцент» получила ближайшая оперная постановка на легендарной исторической сцене Большого театра в Москве. На этой неделе были объявлены составы певцов премьерного блока спектаклей, которые ожидают публику с 12 по 16 декабря. Так вот, «БИЗНЕС Online» обнаружил среди солистов сразу пять певцов, выходцев из Казани и Татарстана. В новой версии «Путешествия в Реймс» Джоаккино Россини примут участие знаменитая Альбина Шагимуратова (Графиня де Фольвиль), делающий карьеру в Италии тенор Рузиль Гатин (Граф Либенскоф), а также молодые штатные солистки труппы Большого театра — сопрано Альбина Латипова (Коринна) и две меццо-сопрано Екатерина Воронцова и Юлия Мазурова, которые разделят между собой партию Модестины.

Причем, что интересно, «Путешествие в Реймс» — отнюдь не рядовая премьера для главного оперного театра страны. Дело в том, что в последние годы руководство Большого часто критикуют за репертуарную политику, а также регулярное и далеко не всегда удачное сотрудничество с отечественными режиссерами, сделавшими себе имя в драматическом театре (Римас Туминас, Адольф Шапиро, Сергей Женовач и т. д.). Однако есть категория постановок, которые, напротив, становятся предметом для гордости директора Владимира Урина, обеспечивая и положительные отзывы критиков, и профессиональные награды. Речь о спектаклях, которые ставятся в копродукции с рядом зарубежных театров. Это довольно популярная в современном мире практика, помогающая организациям сокращать расходы без потери качества. Поэтому условные Ла Скала, Ковент-Гарден и Большой могут объединить усилия, и один спектакль будет прокатываться по очереди в условных Милане, Лондоне и Москве, а декорации кочевать из столицы в столицу.

Альбина Шагимуратова В новой версии «Путешествия в Реймс» Джоаккино Россини примут участие знаменитая Альбина Шагимуратова (Графиня де Фольвиль) Фото: «БИЗНЕС Online»

Последние два года «Золотую маску» за лучший оперный спектакль в России получали именно такие постановки Большого театра: в 2017-м — «Роделинда» Генделя, в 2018-м — «Билли Бад» Бриттена. Что интересно, и на этот раз фаворитом «Маски» выглядит еще одна работа Большого — «Альцина» все того же Генделя, блестящий спектакль Кэти Митчелл, сделанный в копродукции с фестивалем во французском Экс-ан-Провансе. Причем, что характерно для таких проектов, британка Митчелл даже не приезжала в Москву, здесь над спектаклем работали ее ассистенты, что никак не повлияло на конечный результат. Кстати, в номинации «Лучшая женская роль в опере» на «Золотой маске» представлены сразу три певицы из «Альцины», хотя здесь явным фаворитом выглядит Анна Аглатова, которая поет мадам Кортезе и в «Путешествии в Реймс».

Интересно, что такие спектакли, привлекавшие внимание критиков, обычно шли на новой сцене Большого, больше подходящей для оперных экспериментов и с традиционно демократичными ценами на билеты. Однако «Путешествие в Реймс» — постановка, сделанная совместно с операми Амстердама, Копенгагена и Сиднея, заявлена на исторической сцене, а на сайте театра остаются последние билеты на премьерные показы по 5 тыс. рублей в партер.

Рузиль Гатин Рузиль Гатин успешно работает в Италии, осваивая репертуар бельканто Фото: Ирина Ерохина

РУЗИЛЬ ГАТИН: «КОНЕЧНО, ЗДОРОВО, ЧТО ТАК МНОГО НАС, РЕБЯТ ИЗ КАЗАНИ»

Пожалуй, наиболее интригующим для татарстанской аудитории выглядит участие в предстоящем спектакле выпускника Казанской консерватории Рузиля Гатина, который в последнее время успешно работает в Италии, осваивая репертуар бельканто. Интересно, что нынешний проект станет для него дебютом в классической опере в России, и сразу в Большом театре. О том, как идет подготовка к премьере, «БИЗНЕС Online» поговорил с самим Гатиным.

— Рузиль, как вы попали в проект Большого театра?

— Почти то же самое, что и с Ла Скала. Единственное, что я не прослушивался на этот раз. Агентство вышло на Большой театр, который как раз рассматривал претендентов на партию генерала Либенскофа, она сама по себе такая необычная. Вообще, в этой опере Россини сразу несколько персонажей, которые представляют какое-либо государство. Единственный русский персонаж — это генерал Либенскоф. А его партию поют татарин и итальянец (Микеле Анжелини). Вот такой достаточно интересный момент. В остальном — два состава, в основном ребята из России с громкими именами и солидным опытом работы в серьезных театрах.

— Вас удивило такое большое количество певцов из Казани в спектакле Большого театра?

— Это все очень интересно, причем я узнал составы, буквально когда приехал в Москву. И, конечно, здорово, что так много нас, ребят из Казани. Вообще, в Большом театре, как, наверное, и в любом российском оперном театре, очень много нас, татарстанских: и в балете, и в хоре.

— Мы прекрасно знаем, кто такая Альбина Шагимуратова. А вот с Альбиной Латиповой практически незнакомы.

— Мы, казанцы и татарстацы, не знаем ее только потому, что она сразу уехала учиться в Московскую консерваторию. Потрясающий голос, необыкновенная красота тембра, думаю, что национальность на это тоже повлияла. А что, татары — вторая по численности нация в России, почему бы и нет (смеется). Альбина Латипова, если не ошибаюсь, уже второй год работает в Большом театре, и у нее есть достаточно большое количество партий. Мы с ней давно знакомы, вместе пели в опере Зульфии Рауповой «Ак буре», которую ставили в Казани с оркестром Александра Сладковского.

— Вы видели записи нынешнего варианта «Путешествия в Реймс», которые уже шли в других театрах?

— На YouTube можно увидеть тот вариант спектакля Дамиано Микьелетто, который был показан в Римской опере. И всем солистам отправляли «исходник» — амстердамский вариант спектакля. Это современная постановка с очень интересными режиссерскими ходами.

— Символично, что на родине в классической опере вы дебютируете именно в опере Россини.

— Да, я в последнее время больше всего пою Россини. Эта музыка знакома для меня, с удовольствием ее исполняю. И так получилось, что именно партия графа Либенскофа — самая исполняемая мной партия на данный момент. Я ее, дай бог, буду петь уже в третьем проекте. Впервые я спел в академии молодых певцов фестиваля Россини в Пезаро, второй раз буквально в сентябре–октябре этого года на севере Италии в Комо, Бергамо и т. д., был у нас тур — 8 спектаклей. И вот сейчас в Большом театре.

На самом деле это очень интересная опера, и не каждая опера может позволить себе такое количество солистов. Если брать Россини, то там, как правило, 6–7 основных персонажей, из которых трое-четверо главных: есть отрицательный герой, есть положительный, есть какая-то любовная пара. А здесь свыше 15 солистов, которые совершенно не делятся на каких-то главных или второстепенных персонажей. У каждого есть какие-то арии, большие дуэты, очень много ансамблей, где вообще используется 14 голосов. Один итальянский дирижер назвал «Путешествие в Реймс» «хорошим оперным зоопарком», в котором все время что-то происходит. Я считаю, что это один из шедевров Россини. Здорово, что это ставится в России, думаю, постановка будет интересна зрителям.


«У БОЛЬШОГО ТЕПЕРЬ ВЫБОР НЕ ВЕЛИК: ПАН ИЛИ ПРОПАЛ»

Опера «Путешествие в Реймс» была написана композитором Россини по случаю коронации короля Франции Карла X. Премьера состоялась в Париже в Итальянском театре 19 июня 1825 года в присутствии короля, спустя три недели после коронации. И тогда это произведение, героями которого являются аристократы и их слуги разных национальностей (англичане, немцы, испанцы, русские), съезжающиеся в Реймс на коронацию Карла X, воспринималось гимном объединенной Европе. Дирижером-постановщиком нынешнего спектакля выступил сам  главный дирижер и музыкальный руководитель Большого театра Туган Сохиев, режиссер-постановщик — титулованный итальянец Дамиано Микьелетто.

«Путешествие в Реймс» — одна из самых ожидаемых премьер нынешнего сезона не только в Большом театре, но и на всей российской музыкальной сцене, — рассказал «БИЗНЕС Online» известный оперный и театральный критик Дмитрий Ренанский. — «Путешествие» для новейшей истории отечественной оперы — название знаковое: в 2005 году премьеру оперы Россини выпустил Мариинский театр — спектакль Алена Маратра вывел на сцену новое поколение артистов, выпускников мариинской Академии молодых певцов — так виртуозно и выразительно Россини в России не пели ни до, ни после». Интересно, что тогда в очередь с музыкальным руководителем постановки Валерием Гергиевым спектаклем дирижировал и Сохиев. «Путешествие в Реймс» на долгое время стало визитной карточкой Мариинки, но Россини в нашей стране и по сей день не стал обязательным компонентом оперной репертуарной системы. Почему, в сущности, понятно: петь его, особенно не обладая навыками россиниевской школы, чудовищно сложно. Так что у Большого теперь выбор не велик: пан или пропал», — резюмирует Ренанский.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (14) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
25.11.2018 10:51

Татарам даже НЕ приходит в голову мысль, что при таком количестве выдающихся оперных голосов из Татарстана, пора бы уже превратить Казань в оперную Мекку не только РФ, но всего мира. Всего лишь надо НЕ разбрасываться талантами и НЕ распыляться по пустякам, концентрируясь на главном.

Татарская эстрада НИКОГДА не будет международной по моему глубокому убеждению. А в области оперы и классического пения - запросто!!! Это в Казань зрители могли БЫ съезжаться на новые оперные постановки...

  • Анонимно
    25.11.2018 10:36

    Узгэреш жиле, по моему, требуется оперной сцене театра им. Джалиля.
    1,5 года назад, побывав на очередной премьере нашего театра я с грустью написала, что уже очень хочется своих, очень талантливых певцов, в наших постановках. Вот пришло доказательство того, что свои то таланты ценят, а каких красавцев и красавиц! Вообще то у нас музыкальная культуры и иная культура в Казани на таком уровне, что старушке Европе впору у нас брать мастер-классы. У меня масса знакомых, весьма компетентных в сфере культуры людей, которые уже на концерты приезжают из других достаточно крупных городов соседних регионов, и не один раз в год!!!!!!!!!!!

  • Анонимно
    25.11.2018 10:51

    Татарам даже НЕ приходит в голову мысль, что при таком количестве выдающихся оперных голосов из Татарстана, пора бы уже превратить Казань в оперную Мекку не только РФ, но всего мира. Всего лишь надо НЕ разбрасываться талантами и НЕ распыляться по пустякам, концентрируясь на главном.

    Татарская эстрада НИКОГДА не будет международной по моему глубокому убеждению. А в области оперы и классического пения - запросто!!! Это в Казань зрители могли БЫ съезжаться на новые оперные постановки...

  • Анонимно
    25.11.2018 10:56

    Здорово, вот только в театре Джалиля, как всегда, нет спектаклей. Работает как арендная площадка. Какой позор, а

    • Анонимно
      25.11.2018 11:09

      Зато Европа довольна - сколько провинциальных городков охвачены предпраздничными культурными мероприятиями. Профессиональные артисты - это вам НЕ учащиеся балетного училища под фонограмму. Да и счет спектаклей за рубежами РФ идет на сотни.

      Вопрос про Казань - как соблюдается трудовое законодательство для НЕсовершеннолетних учащихся балетного училища во время горячих новогодних выступлений? Как с часами работы, разрешенными по закону? Как с оплатой труда несовершеннолетних в условиях сверхнагрузки? И почему цена на билеты в новогодние праздники ВЗРОСЛЫЕ - как на спектакли с профессиональными артистами, как на спектакли под оркестр, а НЕ под фонограмму? Проверил БЫ кто эту вакханалию... Неужели приглашать проверку из Москвы?..

    • Анонимно
      25.11.2018 12:42

      Наши директора, что чиновники ничего не могут организовать. Всегда Сабантуй получается. И желательно за бюджетный счёт .

    • Анонимно
      25.11.2018 16:58

      А наш Минкульт может дать комментарий о такой ситуации?В ОПЕРНОМ театре не можем послушать оперу! А театр пока государственный!

      • Анонимно
        25.11.2018 18:25

        Театр уже давно не Государственный, а Гастрольный - но буква "Г" в аббревиатуре сохранена.

  • М.К.
    25.11.2018 14:50

    Это же местечковые таланты.
    Так, кажется, сказал один начальник.

    Кстати, кто мне объяснит, как получилось так, что директором национального театра стал проржавевший?

    И вдогонку, постоянный вопрос - почему в Казани так много проржавевший? У вас там воздух такой, что ли?

  • Анонимно
    25.11.2018 18:16

    Какая-то странная зацикленность на национальностях, это точно самое важное?

    • Скорее это странная зацикленность отдельных читателей, которые даже не удосуживаются заглянуть в материал и понять, о чем он. А он об оперной премьере в Большом театре.

      • Анонимно
        25.11.2018 19:05

        Могла ли быть подобная премьера не в Москве, а в Казани в нашем театре оперы и балета? Если БЫ собрать все татарстанские вокальные таланты в Казани?

        Вот об этом комментарии...

  • Анонимно
    25.11.2018 19:06

    БО, сделайте уже с Шагимуратовой интервью

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль