Общество 
27.11.2018

Медведев разрешил: беспилотники КАМАЗа и «Яндекса» выходят на большую дорогу

С 1 декабря в Татарстане начнут появляться машины с литерой А — живые водители в них будут только на всякий случай

Историческая веха в транспортной отрасли — в порядке эксперимента беспилотные авто выпускают на дороги общего пользования. Пока что полигоном станут только Москва и Татарстан. Как выяснил «БИЗНЕС Online», к участию уже готовится КАМАЗ и «Яндекс», уже «тренирующийся» в Иннополисе. Каждую машину застрахуют на 10 млн рублей для компенсации вреда окружающим. Между тем эксперты сомневаются, что челнинскому автогиганту вообще есть смысл участвовать в этой технологической гонке.

С 1 декабря беспилотные автомобили в России выкатят из закрытых полигонов на дороги общего пользования Москвы и Татарстана. Об этом накануне заявил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев С 1 декабря беспилотные автомобили в России выкатят из закрытых полигонов на дороги общего пользования Москвы и Татарстана. Об этом накануне заявил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев Фото: government.ru

К ЭКСПЕРИМЕНТУ ДОПУСТИЛИ «ЛОХОВ И СТАРТАПЫ»

С 1 декабря беспилотные автомобили в России выкатят из закрытых полигонов на дороги общего пользования Москвы и Татарстана. Об этом накануне заявил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. Федеральный эксперимент, превращающий дороги от столицы до Казани в испытательный полигон, позволит «окончательно выработать правила дорожного движения, а вернее говоря — изменения в них», — пояснил Медведев. Проект также позволит выработать технические требования к автоматизированной системе вождения — для последующей разработки техрегламентов и документов по стандартизации.

«Нужно как минимум дать определения, необходимые для того, чтобы этот транспорт развивался, включая то, что является автоматизированной схемой вождения, кто является собственником высокоавтоматизированного транспортного средства, потому что отсюда вытекают юридические последствия, связанные с несением ответственности за возможный ущерб, который может быть причинен, и так далее», — пояснил премьер.

Итоги эксперимента планируется подвести 1 марта 2022 года, однако предварительные выводы планируют подготовить уже через полгода, после чего участники эксперимента подготовят предложения по корректировке нормативной базы и технических регламентов.

Напомним, ранее попытка организовать подобный эксперимент породила скандал в отрасли. У экспертов негативную реакцию вызвал проект соответствующего постановления правительства РФ, разработанный минпромторгом РФ. В частности, президента группы компаний Cognitive Technologies Ольгу Ускову возмутил установленный минимальный порог для заявителя на проведение эксперимента — уставный капитал не менее 100 млн рублей.

Уже известно, что на период проведения опытной эксплуатации каждый беспилотник должен быть застрахован на 10 млн. рублей — на случай причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц в пользу третьих лиц Уже известно, что на период проведения опытной эксплуатации каждый беспилотник должен быть застрахован на 10 млн рублей — на случай причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц в пользу третьих лиц Фото: «БИЗНЕС Online»

«То есть „Яндекс“ с КАМАЗом посмотрели свои уставнички и определили: „Всяким лохам и стартапам не место на новых рынках! Мы тут сами как-нибудь“. А потрясающий в своей эффективности институт развития „Автонет“ радостно это поддержал и направил в министерство», — возмущалась Ускова на страницах издания vc.ru. — Очевидно, что никто в министерстве и в „Автонете“ не знаком с понятием технологической экспертизы. И что в мире оценивают, можно или нет выпустить беспилотник на дорогу, по его соответствию шести уровням автономности, а не по размеру уставника».

Во вчерашнем же постановлении за подписью Медведева спорные пункты по ограничениям для небогатых стартапов не попали. Документ переносит начало эксперимента с ранее планировавшегося 1 марта 2019 года на 1 декабря 2018 года. В качестве оператора определен Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ». Он будет проводить оценку соответствия беспилотников требованиям безопасности и сформулирует требования для ВТС (высокоавтоматизированного транспортного средства).

Уже известно, что на период проведения опытной эксплуатации каждый беспилотник должен быть застрахован на 10 млн рублей — на случай причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц в пользу третьих лиц. Водитель, который будет тестировать беспилотник, должен иметь права и стаж вождения не менее трех лет, не иметь штрафов за нарушение ПДД и медицинских противопоказаний. Само ВТС должно быть оснащено видеорегистрацией действий водителя и окружающей дорожно-транспортной обстановки, устройством для активации и деактивации автоматизированной системы вождения — без отсоединения ремней безопасности водителя. Машина должна быть оснащена спецзнаком «Автономное управление».

Прописана и ответственность за ДТП с участием ВТС. При отсутствии вины других участников дорожного движения нести ее будет собственник беспилотной машины. По итогам эксперимента ответственным министерствам и организациям необходимо будет предоставить два доклада в правительство РФ с оценкой результатов исследования — до 1 марта 2020 года и до 1 марта 2022 года.

В ПАО «КАМАЗ» на запрос «БИЗНЕС Online» об участии в эксперименте пока ничего не сообщили, пообещав предоставить информацию сегодня вечером В ПАО «КАМАЗ» на запрос «БИЗНЕС Online» об участии в эксперименте пока ничего не сообщили, пообещав предоставить информацию сегодня вечером Фото: ©Виталий Белоусов, РИА «Новости»

«ПОСЛЕ ТОГО КАК ПОЙМЕМ, ЧТО ВСЕ РАБОТАЕТ НОРМАЛЬНО, БУДЕМ РАССМАТРИВАТЬ ДРУГИЕ МАРШРУТЫ»

Высокоавтоматизированные автомобили во время тестирования на дорогах общего пользования в Татарстане и Москве получат специальный знак — литеру «А», означающий «Автономное вождение». Однако на какие марки беспилотников его наклеят, не сообщается. В «Яндексе» нашего корреспондента заверили, что компания «будет принимать участие в тестировании, чтобы расширить зоны и условия испытаний беспилотной технологии». «Мы не раз говорили о необходимости подобной инициативы и рады, что ее приняли, надеемся на то, что это постановление позволит проводить тестирования в полном объеме, — подчеркнули в „Яндексе“. — Это еще один шаг к тому, чтобы в будущем сделать беспилотные автомобили обычным явлением в городской среде».

В ПАО «КАМАЗ» на запрос «БИЗНЕС Online» об участии в эксперименте пока ничего не сообщили, пообещав предоставить информацию сегодня вечером. Однако по словам руководителя ГИБДД по РТ Ленара Габдурахманова, в эксперименте на территории Татарстана примут участие грузовые беспилотники челнинского предприятия. «Модель автомобиля уже выбрана для участия в эксперименте, она сейчас должна пройти через систему оценки НАМИ, получить свидетельство о регистрации и о безопасности ТС», — пояснил Габдурахманов в беседе с нашим корреспондентом. По словам собеседника издания, дороги, по которым пройдет маршрут беспилотников, еще не определены. «Пока это будут не интенсивные городские участки улично-дорожной сети, тестирование пока начнем определенно на трассе, — добавил Габдурахманов. — После того как поймем, что все работает нормально, будем рассматривать другие маршруты».

По словам руководителя ГИБДД по РТ Ленара Габдурахманова в эксперименте на территории Татарстана примут участие грузовые беспилотники челнинского предприятия По словам руководителя ГИБДД по РТ Ленара Габдурахманова, в эксперименте на территории Татарстана примут участие грузовые беспилотники челнинского предприятия Фото: «БИЗНЕС Online»

В беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» руководитель пресс-службы мининформатизации и связи РТ Анна Яковлева заявила, что Татарстан технически готов к реализации эксперимента на своей территории. Яковлева напомнила, что в августе этого года в Иннополисе был запущен тестовый беспилотный сервис совместно с «Яндекс.Такси». «Сегодня это такси совершает в среднем 20 поездок в день, продолжительность одной поездки составляет примерно 12 минут, всего было сделано за это время более 1000 рейсов, — рассказала собеседница издания. — Татарстан также включился в работу по развитию и дальнейшему внедрению этих технологий на транспорте в целом по стране. Так, мэр Иннополиса Руслан Шагалеев входит в состав федеральной рабочей группы по законодательному и административному регулированию национальной технологической инициативы по направлению „Автонет“, которая вырабатывает предложения, в том числе и по беспилотному транспорту».

Яковлева добавила, что определить территорию Татарстана в качестве пилотной зоны для тестирования беспилотников помощнику президента РФ Игорю Левитину, курирующему это направление, предложило минсвязи РТ. «Мы надеемся, что в дальнейшем это будут не только решения „Яндекса“, но и собственные наработки Университета Иннополис и КАМАЗа» — заключила пресс-секретарь.

В Иннополисе уже курсирует автономное такси Яндекс В Иннополисе уже курсирует автономное такси «Яндекса» Фото: «БИЗНЕС Online»

«требуется обкатать автомобили именно в суровых зимних условиях»

Руководитель центра технологий компонентов робототехники и мехатроники Университета Иннополис Александр Климчик сообщил «БИЗНЕС Online», что данное постановление правительства РФ нужно для того, чтобы официально разрешить испытания беспилотных автомобилей, которые сейчас разрабатываются «Яндексом», Университетом Иннополис, Cognitive Technologies, КАМАЗом, ГАЗом, так как в РФ пока отсутствует законодательная база, которая позволяет им официально выезжать на дороги общего пользования. 

«Данный документ решит эту проблему и на испытательных территориях Москвы, Татарстана позволит беспилотникам ездить по дорогам. Выбор регионов очевиден, так как здесь находятся два наиболее инновационных центра в России — Иннополис и Сколково. В Иннополисе уже курсирует автономное такси „Яндекса“, Университет Иннополис тоже проводит активные исследования в этом направлении — специалисты вуза работают над беспилотным автомобилем KIA и над роботизацией КАМАЗа, в перспективе у нас должны появиться проекты с автономными автомобилями „ГАЗ“», — считает Климчик.

Он объяснил перенос старта на 1 декабря 2018 года. «Сейчас в России объявлен конкурс по разработке беспилотных автомобилей на зимних трассах. Для подготовки к нему участникам требуется обкатать автомобили именно в суровых зимних условиях. Если зона пилотирования будет открыта с марта, то испытания зимой не будут официально возможны. Эти изменения снимают такой барьер, и все участники этого конкурса могут спокойно в РТ и в Москве тестировать свои прототипы», — считает специалист.

Климчик уверен, что основная цель этого законодательства — протестировать все наработки, которые до этого тестировались на полигонах в маленьких городах, где нет динамичной среды. «Теперь автомобили смогут въезжать в загруженные мегаполисы, и специалисты начнут тестировать в реальных условиях алгоритмы, которые внедрили в данные беспилотники. Я предполагаю, что на первом этапе человек будет дублировать робота, но будет включаться только в случае, если будут проявляться какие-то ошибки в алгоритмах», — говорит он.


«ВСЕ, ЧТО ПОКАЗЫВАЕТ «ЯНДЕКС.ТАКСИ», — ЭТО ПРОСТО ШОУ-КАР, В МАШИНУ МОЖНО КОГО-ТО ПОСАДИТЬ»

Руководитель департамента разработки беспилотных транспортных средств Cognitive Technologies Юрий Минкин в беседе с «БИЗНЕС Online» сомневается в целесообразности для КАМАЗа вести разработку собственного беспилотника, ведь компания производит относительно небольшое (по мировым меркам) количество грузовиков, которое реализуются при этом в недорогом сегменте рынка. «Беспилотные технологии для них, в общем-то, не нужны, потому что это очень дорого, а перспектива очень длинная, — считает Минкин. — Ведь, как известно, чтобы машину нормально протестировать, она должна проехать миллионы километров, и чтобы стоимость разработки „расписывалась“ на как можно больший парк произведенных в дальнейшем машин. Одно дело, если компания производит тысячи беспилотных машин в год и на каждую машину будет приходиться стоимость разработки в десятки тысяч долларов. А другое дело, если продаются миллионы машин: стоимость разработки получается относительно небольшой, и прирост цены конечного продукта будет не таким значительным. Для КАМАЗа, с точки зрения бизнеса, в беспилотниках нет необходимости. Им нужна базовая система помощи водителю — чтобы их пускали на рынки Европы».

Говоря об эксперименте с беспилотным такси в Иннополисе, Минкин отмечает, что это не было экспериментом в чистом виде. «Во-первых, вся территория была закрыта, во-вторых, там не было препятствий, а люди, которые проходили, явно проходили в точно выверенное время. Это такое базовое полигонное тестирование, которое не имеет ничего общего с тестированием в реальной среде. Не нужно обманываться, говоря, что такси уже практически готово, это самый базовый уровень. А если мы посмотрим, чем оснащены такие машины — они оснащены огромными комплексами датчиков, которые стоят огромные деньги. Там стоят лидары, каждый из которых стоят 10–12 тысяч долларов. Поэтому до промышленных машин там еще много-много шагов», — считает специалист Cognitive Technologies.

«Все, что показывает „Яндекс.Такси“, — это просто шоу-кар, в машину можно кого-то посадить и показать, но до промышленных устройств там очень далеко», — говорит Минкин. Реальным промышленным он называет, например, проект беспилотного трамвая, который обкатывался в Москве. В целом у его компании сейчас два направления по разработке беспилотников — это легковой транспорт (его тестируют в основном за рубежом) и сельскохозяйственная техника. К слову, сельхозтехника испытывалась на полях Татарстана.

Вместе с тем в Cognitive Technologies говорят, что в России пока не сформирован массовый спрос на беспилотники и нет крупных автопроизводителей, которые заинтересованы в поставках таких машин. «Все, что было, носит скорее маркетинговый, рекламный характер», — считает Минкин.

Роман Мугерман сообщил, что с удовольствием принял бы участие в работе над законопроектом о беспилотных автомобилях, однако ему ничего не известно о том, чтобы она велась в татарстанском парламентеФото: «БИЗНЕС Online»

БЕСПИЛОТНИКИ ОТРЕГУЛИРУЕТ ГОССОВЕТ ТАТАРСТАНА?

Отметим, ранее спикер Госсовета РТ Фарид Мухаметшин в интервью «Парламентской газете» рассказал, что законодатели Татарстана готовы разработать законопроект о беспилотных автомобилях. «Мы понимаем, что без современных технологий в экономике не продвинуться. Автомобилестроение в республике является довольно крепкой отраслью, неслучайно мы уже апробировали один из первых пассажирских беспилотных ШАТЛов — это минивэны, которые движутся и делают остановки по заданной программе. Также мы работаем и над беспилотными грузовиками», — сообщил спикер. Мухаметшин добавил, что это должен быть федеральный, а не региональный закон, в котором будет прописана единая терминология, а также ответственность за аварии с беспилотниками. Депутат Госсовета РТ, гендиректор ООО «КАМАЗ-Марко» Роман Мугерман сегодня в комментарии «БИЗНЕС Online» сообщил, что с удовольствием принял бы участие в работе над подобным законопроектом, однако ему ничего не известно о том, чтобы она велась в татарстанском парламенте.


По словам главы автономной некоммерческой организации «Право Роботов» Никиты Куликова, его АНО еще в прошлом году представила свой законопроект по регулированию деятельности беспилотных автомобилей, но он до сих пор находится на рассмотрении. И пока движение беспилотников по дорогам общего пользования ничем не регламентировано. «Законодательством не закреплены никакие требования к беспилотному транспорту — наличие черного ящика, тумблера переключения с беспилотного на управляемый режим и прочее, — заметил Куликов. — Для того, чтобы привести законодательную базу в порядок, надо поправить ПДД, которые являются первым барьером для появления беспилотников на дорогах общего пользования, учесть ряд других вопросов, связанных с полем деятельности страховых компаний, например. Но даже создание единого нормативного документа не снимает всех вопросов. Нельзя принять новый закон, поскольку придется привести в порядок огромное количество подзаконных актов. Это глобальная задача, тут работы на несколько лет».

По мнению собеседника «БИЗНЕС Online», мировой опыт подсказывает, что польза новых технологий в их предсказуемости. «В городской среде беспилотники должны работать как часы, в связи с чем решаются проблемы пробок и несинхронных светофоров, — говорит Куликов. — Прежде всего за рубежом опыт внедрения беспилотников распространен в виде городских перевозок, например, такси. Но на магистральных трассах может возникать непредвиденный риск: допустим, кто-то выскочит на дорогу — беспилотник резко затормозит, и это может создать аварийную ситуацию».

Также могут возникнуть сложности при взаимодействии беспилотников с другими участниками движения в плотном потоке. «У нас есть любители подрезать, перебегать дорогу на красный и прочие отвлекающие факторы — возможно, первое время будет сложновато. Но и тестировать беспилотники в не приближенных к реальности лабораторных условиях не имеет никакого смысла, так эти автомобили ничему не научатся».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (111) Обновить комментарииОбновить комментарии
Оптимист
27.11.2018 13:17

Беспилотнику хорошо среди других беспилотников
А среди живых непредсказуемых водителей будет тяжеловато

  • Анонимно
    27.11.2018 12:58

    Азат Д

    Я понимаю в полях, но зачем на дорогу?

    • Оптимист
      27.11.2018 13:17

      Беспилотнику хорошо среди других беспилотников
      А среди живых непредсказуемых водителей будет тяжеловато

      • Анонимно
        27.11.2018 17:41

        Водитель жолжкн иметь стаж 3 года и отсутствие штрафов. Если у водителя нет штрафов это не водитель. Либо он по одному маршруту ездит либо не ездит вообще.

    • Анонимно
      27.11.2018 13:45

      Кому эти беспилотники нужны? Покажите портфель заказов? Научитесь нормальные машины делать - "пилотники". Дурь! Зря тратят ДЕНЬГИ! На ветер? Нет, в карман?

      • Буре
        27.11.2018 14:22

        Миллионы профессиональных водителей напряглись

        • Анонимно
          27.11.2018 15:04

          Проект? -перспектива отказа от шоферов. Если представить что этот проект удался,то представьте сколько народу сразу можно изгнать с работы.Типа шофера то больше не нужны. Скоро роддома изобретут где никто из нас не нужен будет,ни мужчины,ни женщины. И китайцы будут вагонами своих детей поставлять, развиваться здесь и в других регионах. Мы же сами баранку ленимся крутить, у станка практически уже никто не стоит. Нет заводов с рабочими местами. Мы реализаторы китайской промышленности и бесконечная денежная фабрика всех валют кроме как своей и для себя.. На эти деньги лучше бы завод построили,представьте сколько рабочих мест появилось бы! Но нет,все наоборот,под прикрытием инноваций.

          • Анонимно
            27.11.2018 16:19

            Не прикрывайтесь теми, кто стоит у станка. Это производство. Это как раз то, чем занимаются - и за счет чего китайцы побеждают весь мир.

            А шофер - это сфера услуг. Низкоквалифицированный труд, оператор автомобиля. Обеспечивать занятость за счет низкоквалифицированного труда - это ошибка. Так можно и к каждой двери приставить "оператора", чтобы открывал и закрывал. Чем это будет принципиально отличаться?
            Ничем.
            Даже лучше - оператор двери не собьет человека многотонной грудой железа на большой скорости. Для безопасности лучше будет, чтобы на дорогах работала надежная автоматика. А занятость людей, которые не в состоянии заниматься высококвалифицированным трудом, можно обеспечить рабочими местами "оператор двери". Смысл тот же, а рисков меньше.

            • Анонимно
              27.11.2018 18:35

              Вы все смешали, и мухи и котлеты. Водитель (Шофер) -это прежде всего ТРУД. Речь об этом идет. А с внедрением этих технологий люди могут остаться без работы,как впрочем уже и есть, и не один миллион человек. Никто не против инноваций. Но в настоящее, нелегкое время эти деньги можно было использовать на строительство завода или фабрики. Тем самым у безработных людей появилась бы работа а в стране своя,отечественная продукция. И вот когда все в шоколаде тогда и можно пускать народные деньги на всякого рода эксперименты. А сейчас страна как после ВОВ. Нет своего производства,нет науки и и медицины,еле еле выживают пенсионеры. Это если все по честному,а не по витринному,где все в ярких огнях и красках. А может есть Указ какой нибудь секретный чтоб в нашей стране ничего не строили? Вы не знаете? Ведь все глобальное Атомные Станции, ГЭС, остатки заводов и фабрик это же все наследие совершенно другой страны,страны где не было роботов. Был Человек Труда. И страна развивалась во всех направлениях семимильными шагами. А вам компьютерные машины подавай.. Эх Вася,Вася.. (без обиды)

              • Анонимно
                27.11.2018 21:29

                18:35
                "Эти средства можно было бы использовать на строительство фабрики"

                Уважаемый Василий, какого завода или фабрики Вам не хватает? Какого конкретно?
                Любой подойдет? А вот производство беспилотников - это неподходящий завод или фабрика?
                И это наше, отечественное производство - причем передовое производство, технологичное, на острие прогресса. За беспилотным транспортом будущее - значит, работать над ним сейчас важно для того, чтобы занять свою долю рынка, не сдать весь рынок другим странам. Наша доля рынка - это наши рабочие места, наша инженерная школа, наши патенты и технологии, которые другие будут у нас покупать.
                А построить "просто завод" без конкретики - это болтовня ни о чем.

                "Водитель (Шофер) -это прежде всего ТРУД"

                Вы не путайте труд и ЗАНЯТОСТЬ. Большая разница.
                Немного теории: мы все потребляем блага. Для этого блага кто-то должен создать. Создание благ - труд. При этом для производства благ нужно потратить какое-то количество ресурсов, в том числе ранее созданных благ. Это издержки. Если участие шофера в создании благ необходимо, то это необходимые (не-обходимые) издержки, а его работа - труд.

                Но заметьте, уважаемый Василий, вы не обсуждаете необходимость участия шофера в создании благ. Вы обсуждаете прямо противоположное - что для создания благ шофер вдруг окажется не нужен. Но если для создания благ чей-то труд больше не нужен, то это уже больше не труд, а паразитные издержки - издержки, которые реально не нужны.
                Вы правы в том, что это может быть плохо для шофера, который остался без работы. Но тогда надо быть честным: это не проблема труда, а проблема занятости шофера. Не труд, а собес.

                Да, собес тоже важен. Я против людоедского капитализма, у нас социальное государство и оно обязано заботиться обо всех гражданах, в том числе о вопросе их занятости.
                Во всем мире принято решать проблему занятости переобучением - и многим шоферам стоит задуматься о переобучении уже сейчас.
                Но допустим так же, что многие не могут переобучиться. Про них нельзя забывать - но тут вы должны понять простую вещь: если занятость нужна только ради занятости, то эта занятость должна быть безопасной.
                Количество людей, ежегодно гибнущих у нас в ДТП, сравнимо с населением небольшого города. Ради чего страна должна нести такие потери - ради того, чтобы был трудоустроен человек, который ничего не умеет кроме как крутить баранку и не в состоянии переучиваться?
                Тормозить прогресс и сохранять небезопасную занятость ради собеса - это преступление.

              • Анонимно
                28.11.2018 10:52

                Если бы это было экономически целесообразно и не было риска что когда предприятие выйдет на безубыточность в двери не постучатся и не попросят ввести в состав учредителей чайку предприятия бы строились сейчас. Наши властьимущие сами демонстрируют что вкладывать в родное государство и промышленность рискованно и бессмысленно

          • Анонимно
            27.11.2018 20:12

            За последние 50 лет появилось множество новых профессий, которых раньше не было. Многие профессии вообще исчезли, или существуют совсем в другом виде и требуют меньших людских ресурсов.
            Процесс отказа от водителя ТС будет проходить не один год, старые будут уходить на пенсию или менять сферу деятельности, а новые будут появляться в меньших количествах. Так уже было например в сельском хозяйстве.

      • Анонимно
        27.11.2018 14:25

        Беспилотники нужны всему человечеству. Это просто будущее.
        Когда-то у каждого лифта был специально обученный оператор - лифтер. С развитием автоматики эта профессия исчезла. Такая же судьба ожидает общественный транспорт.

        В личном транспорте я бы приветствовал отключаемый автопилот. Иногда хочется, а иногда надо самому порулить своей машиной. Но в последние годы я замечаю, что гораздо полезнее было бы не рулить, а включить автопилот и потратить время в пути с пользой. Сейчас такую услугу предоставляет такси, но и от автопилота в свой автомобиль за разумные деньги я бы не отказался.

        Впрочем, в будущее можно и не ходить. Например, австралийские аборигены прожили тысячи лет, но так и не изобрели лук со стрелами. Обходились без них и жили спокойно. Проблемы возникают только в столкновении с другими, кто все-таки решился пойти в будущее и теперь оснащен наголову выше тебя.

        • Анонимно
          27.11.2018 14:59

          Хотите народ без работы оставить?

          • Анонимно
            27.11.2018 15:40

            Операторы лифтов остались без работы - вы сильно переживали?
            Почему мы должны остаться без работы-то? Автопилоты нужно разрабатывать, программировать, производить, настраивать, обслуживать. Это все труд и рабочие места. Причем это труд, требующий высокой квалификации.
            Для сравнения, труд водителя монотонный и низкоквалифицированный. Жалко тратить жизнь на такой труд. В целом замещение низкоквалифицированных рабочих мест на высококвалифицированные - это естественный процесс, сопутствующий прогрессу. Работы меньше не становится.
            Повторю: в прогресс, в будущее можно не ходить. Можно гнить себе в своем средневековье, лечиться молитвами. Но мне с этим не по пути.

            • Анонимно
              27.11.2018 16:03

              >>программировать, производить, настраивать, обслуживать

              Это не монотонный труд?

              • Анонимно
                27.11.2018 16:40

                Да, это не монотонный труд.

                • Анонимно
                  27.11.2018 17:03

                  Это кто вам сказал? Сами придумали?

                • Анонимно
                  27.11.2018 20:16

                  Дико извиняюсь, что в ваш диалог вклиниваюсь, как раз занимаюсь тем что настраиваю, обслуживаю и вообще работаю с высокотехнологичным геофизическим и буровым оборудованием. Это очень трудоемкий, сложный и ответственный процесс. Оплачивается кстати соответственно.

            • Анонимно
              27.11.2018 16:11

              Вы тогда если застрянете роботу по Васе пишите)!

      • Анонимно
        27.11.2018 14:49

        Да и в поле они не нужны! Начинка, техобслуживание,обновление ПО будут дороже стоить, чем обычного комбайнера держать,обеспечивать занятость на селе.

    • Дурь сплошная!Я понимаю если делать беспилотникам отдельные дороги еще,а так на хрена это нужно если завтра безпилотники привезут 100 тысяч татар в Москву и обратно тоже и кто поедет рисковать,когда водителя то боятся! Я понимаю на войне снаряды подвозить к батарее,я понимаю лес в Тайге возить или руду и уголь из открытой шахты!Потом кто Аско будет платить,кто будет ими управлять и конкуренты будут вредить операторам автомобилей!И так депутаты все в буфете икру жрут ,а помощники карточки за них суют и потом удивляемся почему законы все сплошь антинародные у нас!!

      • Анонимно
        27.11.2018 17:43

        Столько страхов )))) товарищ Сиразин да Вы динозавр. )))

    • Анонимно
      27.11.2018 22:18

      В чем то мы же должны быть первыми! Ждем новости о первых ДТП

      • Анонимно
        28.11.2018 10:58

        Мне кажется что вина будет не автопилота. А игнорирующих пдд оленей

  • Анонимно
    27.11.2018 12:59

    Азат Д

    А зачем беспилотники с водителями?

    • Анонимно
      27.11.2018 13:19

      Потому что это не беспилотники, а обычные авто с системами частичной автомотизации под управлением водителей.

      • Анонимно
        27.11.2018 13:47

        Азат Д

        Типа адаптивный круиз контроль, за списанные миллиарды с госбюджета? Камазу же надо за миллиарды отчитатся.

      • Анонимно
        27.11.2018 13:49

        Раскраску им надо покислотнее, чтобы сразу отличать и держаться от них далеко- далко.

    • Анонимно
      27.11.2018 14:09

      Так как в учебном авто, два руля, два тормоза

    • Анонимно
      27.11.2018 16:05

      Так то машина сама едет. Водитель только руль на поворотах крутит, передачи переключает, и на педали нажимает. В остальном - абсолютно беспилотный агрегат :))))))))))))

  • Анонимно
    27.11.2018 13:00

    Азат Д

    Как они их позиционировать будут? Если даже автобусы ОТ с Глонассом на карте смотришь, разница в несколько сот метров?

    • Анонимно
      27.11.2018 13:21

      База автобусов синхронизируется раз в 3 минуты, конечно будут несостыковки. А прямая точность спутников сейчас 5 см.

  • Анонимно
    27.11.2018 13:00

    Азат Д

    Когда в Казани электробусы будут?

    • Анонимно
      27.11.2018 13:16

      Электробус — это троллейбус, только в 5 раз дороже.

      • Анонимно
        27.11.2018 13:56

        Азат Д

        Электробус не привязан к проводам, и по любому маршруту может ездить, как автобус.

  • ПанАлекс
    27.11.2018 13:05

    Не могу понять, как беспилотники "видят" дорогу под снегом, льдом, грязью и вообще без разметки? А кочки, ямы и "лежачих полицейских" как? Будет ли беспилотник притормаживать перед переходом, если пешехода не видно из за потока?

    • Анонимно
      27.11.2018 13:09

      Видимо очередное весьма затратное мероприятие по распилу, очевидно, что в несколько раз дешевле посадить за руль жителя солнечной азии, что и делают обычно нынешние "эффективные менеджеры".

    • Псевдоним
      27.11.2018 13:15

      Разметку и прочие дорожные знаки и помехи "видят" при помощи GPS и спутниковой связи. Пешеходов "видят" при помощи лидаров. Даже если их не видно обычному человеку из-за помех. Ничего нового, так уже делают в остальном мире.

      • ПанАлекс
        27.11.2018 14:51

        а лидар сколько тысяч долл. стоит? и сколько сама легковушка.

        • Псевдоним
          27.11.2018 14:59

          Во-первых, изначально ваш вопрос касался того, как автономное авто будет видеть пешехода. Ответ на него вы получили? Во-вторых, стоимость лидара не такая уж и высокая, например, новые поколения Лексусов LS оснащены такими системами, они способны не только распознавать приближающихся к переходу пешеходов, но и объезжать их, стараясь избегать столкновения, в случае, если пешеход вдруг резко начнет перебегать дорогу. Стоимость этого флагмана Лексуса примерно на одном уровне с S-классом и БМВ 7.

    • Анонимно
      27.11.2018 13:18

      Возможно, решили это проверить в процессе эксплуатации)
      оттуда и страховка в 10 млн рублей.

    • Анонимно
      27.11.2018 13:18

      А как живые водители ездят по грязной разметке? При этом у робота реакция лучше и нет склонностей к превышению скорости.

      • Анонимно
        28.11.2018 14:56

        как робот сможет определить край проезжей части в заснеженной грязной каше? Хотите на каждую машину внедрить искусственный интеллект ? или все же будете датчиками пользоваться, которые реагируют на дорожную разметку?

    • Анонимно
      27.11.2018 13:19

      поэтому и решили испытать на любимом пилотном регионе

      и узнать ответы на ваши вопросы

      возможно поправки будет вносить водитель

      а исскуственный интеллект анализировать и самообучаться

    • Анонимно
      27.11.2018 13:23

      есть многое на свете, Друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам...
      беспилотникам не обязательно видеть, главное, что "рулевой" КАМАЗа видит бюджет для освоения.

    • Анонимно
      27.11.2018 13:24

      Видят при помощи лазерных лидаров, сканирующих все пространство вокруг автомобиля.
      К примеру лидар Velodyne VLS-128 имеет 128 лазерных излучателей.

      • ПанАлекс
        27.11.2018 14:53

        и во сколько раз лидар дороже легковушки на которой установлен? Когда все узнают цену лидара то разграбление беспилотников станет нормой.

        • Псевдоним
          27.11.2018 15:23

          Еще раз, сами по себе лидары, как электронные системы, недорогие. Они устанавливаются стандартно даже в Тойоту Короллу нового поколения по умолчанию в базе с системой обнаружения и предотвращения столкновений с пешеходами.

          • Анонимно
            27.11.2018 15:51

            Лидеры которые используются на так называемых беспилотников дорогие и стоят почти как сама легковушка.

          • Анонимно
            27.11.2018 16:11

            Не выдумывайте нет лидаров на в королах ни в других тоетах ни в лексусах.
            Тоник ставит лидары только на экспериментальные авто, прототипы беспилотников.

    • Анонимно
      27.11.2018 13:35

      Для машинного обучения все это не проблема. И пешехода система быстрее "увидит", чем обычный водитель. Единственная проблема во всей это истории: чем занять миллионную армию водителей, гайшников.

    • Анонимно
      27.11.2018 14:10

      Поэтому живой водитель и будет, но с другой стороны он заложник робота

    • Анонимно
      27.11.2018 16:09

      Карта местности вместе с разметкой, знаками и лежачими полицаями загружена в память. Сложно только с движущимися объектами.

    • Анонимно
      27.11.2018 16:15

      Будет еще выбирать дорожное покрытие и возить лопатку трос огнетушитель и аптечку )! А вот как вопрос с ОСАГО и Тех. осмотром? Как автомобили выходящие на линию без осмотра? Как они будут заправляться? Как они будут объезжать перекрытие дорог и реагировать на регулировщика? Как ......

  • Анонимно
    27.11.2018 13:07

    Рабочие Камаза за копейки пашут ,а их хозяева деньги в дорогие игрушки вкладывают.

  • Анонимно
    27.11.2018 13:12

    Говоря об эксперименте с беспилотным такси в Иннополисе, Минкин отмечает, что это не было экспериментом в чистом виде. «Во-первых, вся территория была закрыта, во-вторых, там не было препятствий, а люди, которые проходили, явно проходили в точно выверенное время. Это такое базовое полигонное тестирование, которое не имеет ничего общего с тестированием в реальной среде. Не нужно обманываться, говоря что такси уже практически готово, это самый базовый уровень. А если мы посмотрим, чем оснащены такие машины — они оснащены огромными комплексами датчиков, которые стоят огромные деньги. Там стоят лидары, каждый из которых стоят 10-12 тысяч долларов. Так что, до промышленных машин там еще много-много шагов», — считает специалист Cognitive Technologies.

    Вот все, что нужно знать про беспилотные авто в России.

    Датчики которые устанавливаются на машины производства США, вся электронная начинка тоже зарубежного производства, единственное что наше это код, в надежности которого очень много сомнений.

    Развить эту технологию в российских условиях невозможно. Пусть сначала запад запустит беспилотники в коммерческую эксплуатацию, а уж потом будем посмотреть, хотя это случится по прогнозам очень и очень не скоро.

    • Анонимно
      27.11.2018 13:58

      Азат Д

      То что надо знать, уверен там оно сейчас не ездит.

  • Анонимно
    27.11.2018 13:13

    Дмитрий Анатольевич, хде 25 мильенов обещанных рабочих мест? Тенденции с автоматизацией и робототизацией говорят об обратном - сокращении бандерлогов и бузотеров.

  • Анонимно
    27.11.2018 13:15

    Очередное отмывание денег,никому не приходит в голову беспилотный поезда ,корабли изобретать?!!

    • Анонимно
      27.11.2018 13:57

      Азат Д

      Кстати да, пустььдля гачала беспилотный трамвай пустят, там рулить ге наадо.

      • Анонимно
        27.11.2018 16:12

        В США и ЕС давно работают беспилотные поезда и трамваи, и даже грузовики по трассам ездят. То есть - принципиальных сложностей нет. Осталось лишь просчитать целесообразность и эффективность. И если действительно экономит средства и нервы, то нужно внедрять у себя.

        • Анонимно
          27.11.2018 17:19

          Ни в сша нив ЕС нет беспилотных грузовиков и трамваев и не было

        • Анонимно
          27.11.2018 19:00

          Ну ты и фантазёр.
          Не ездят в сша и ес беспилотники.

  • Анонимно
    27.11.2018 13:17

    "В городской среде беспилотники должны работать как часы, в связи с чем решаются проблемы пробок и несинхронных светофоров, — говорит Куликов. — Прежде всего за рубежом опыт внедрения беспилотников распространен в виде городских перевозок, например, такси."

    Что этот Куликов мелит?

    Какой еще опыт внедрения беспилотников в такси?

    Не существует в мире беспилотных такси. Все что анонсировано, это не беспилотное такси, а такое же самое тестирование автомобилей с разной степенью автоматизации под контролем человека сидящего за баранкой на водительском месте.

  • Псевдоним
    27.11.2018 13:19

    Надеюсь, такой Камаз не придавит насмерть пешехода на дороге из-за кратковременного сбоя. Как это сделала Вольво автономного такси Убера в США этой весной.

  • Анонимно
    27.11.2018 13:26

    Никак он не видит) в чем и соль....

  • Анонимно
    27.11.2018 13:28

    Это ужасно! У нас и так все безобразно ездят, теперь еще и непредсказуемые беспилотники!! Да еще и КАМАЗ!!! И застрахованы ужу! Они ж такого могут наворотить! Страшно, люди!

  • Анонимно
    27.11.2018 13:29

    Не могу понять,а зачем они вообще нужны ?все понты....

    • Анонимно
      27.11.2018 13:38

      Не сразу же на боевой технике испытывать. Откатают технологии на "мирных" автомобилях.
      А уже потом будут танки и самоходки управляемые дистанции или по заранее заложенному алгоритму. Эдакий терминатор.

    • Анонимно
      27.11.2018 13:57

      - роботы не будут ломиться ездить по обочинам
      - роботы не будут ломиться объехать пробку по "встречке" (а заранее выберут другой маршрут по навигационным программам, которые и сейчас доступны в мобильных навигаторах )
      - роботы будут ехать пока есть "горючка" в баке, а как кончиться бензин, планово заедут на заправку и попрут дальше, без отдыха
      - роботы будут соблюдать все ПДД и дорожные условия
      - роботы не поедут, если что то не так в системах навигации и связи
      - роботы ... и .тд.

      ну если нет ошибок в программах)

      • Оптимист
        27.11.2018 14:47

        Красиво рассказываете
        Вот бы нам беспилотное правительство которое работало бы строго по законам

      • Анонимно
        27.11.2018 17:19

        не будет беспилотников НЕ УБДЕТ они невозможны впринципе всё это обман неграомтных ламеров

  • Анонимно
    27.11.2018 13:35

    Страшно будет на дороге и водителям и пешеходам!

  • Анонимно
    27.11.2018 13:35

    Уважаемые журналисты. Дайте высказатся тем кто против разбазаривания денег.

  • Анонимно
    27.11.2018 13:38

    Надеюсь у камаза и яндекс все получится. За этим будущее. Беспилотники в скором будущем будут водить гораздо лучше и безопаснее чем люди. Если не сможем разработать свои технологии - опять будем все покупать у запада.

    • Анонимно
      27.11.2018 14:02

      Своих технологий не было, нет и не будет.
      Все чем вы пользуетесь в быту создано и разработано на западе.
      Нет ни одного примера создания чего-либо полезного для людей в бытовом смысле в нашей стране.

  • Анонимно
    27.11.2018 13:38

    Я еще понимаю беспилотники нужны там где реально вредные условия труда - на рудники. Или там где однообразный монотонный труд - сельхоз механизация на полях. Но зачем их совать в города в поток машин и пешеходов?

    • Анонимно
      27.11.2018 14:34

      Водить автомобиль - это однообразный монотонный труд. Первый кандидат на автоматизацию.
      Есть сколько-то людей, которые получают от этого удовольствие, но многие другие люди предпочли бы почитать газету по пути (Бизнес-Онлайн, например).

  • Анонимно
    27.11.2018 13:52

    Т.е. если авария с грузовиком, то наверняка? Отвечать кто будет, тот кто разрешил?

  • Анонимно
    27.11.2018 13:54

    Люди за копейки работают. А им награды вручают.

  • Анонимно
    27.11.2018 13:55

    вы сначала дороги и автобаны сделайте , как в развитых странах, потом пускайте российский чермет на дорогу с импортной электроникой.

  • Анонимно
    27.11.2018 14:12

    Вслед за премьером на большую дорогу выходят бепилотники.

  • Анонимно
    27.11.2018 14:18

    Какой ерундой занимаются. Строили бы лучше дороги как в Европе. И нечего сравнивать Вольво например и убогий Камаз. Какой там беспилотный...

  • Анонимно
    27.11.2018 14:24

    Водителя небудет а на заправке появятся специально обученные люди что бы их заправлять

  • Анонимно
    27.11.2018 14:34

    молодцы, инновации в действии. Только один вопрос, КАМАЗовский менеджмент до сих пор не научился продавать и делать нормальные пилотники, зачем им нужны беспилотники. Опять бюджет?

    • Анонимно
      27.11.2018 17:18

      беспилотники это невыполнимый проект принципиально невозможны

  • Анонимно
    27.11.2018 14:37

    Проект? -перспектива отказа от шоферов. Если представить что этот проект удался,то представьте сколько народу сразу можно изгнать с работы.Типа шофера то больше не нужны. Скоро роддома изобретут где никто из нас не нужен будет. И китайцы будут вагонами своих детей поставлять, развиваться здесь и в других регионах. Мы же сами баранку ленимся крутить, у станка практически уже никто не стоит. Мы реализаторы китайской промышленности и бесконечная денежная фабрика всех валют кроме как своей и для себя.. Прроснись тов.Сталин!

    • Анонимно
      27.11.2018 15:46

      Не прикрывайтесь теми, кто у станка стоит. Они - созидатели, им как раз нужны заказы на производство - в том числе на производство отечественных беспилотников.
      А шофер (ямщик, кэбман, таксист) - не созидательные профессия. Это сфера услуг.

  • Анонимно
    27.11.2018 14:53

    скоро будет столько волн разных и всяких что головы будут просто взрываться казалось бы беспричинно. птички уже не выдерживают - очередь за людьми

  • Буре
    27.11.2018 14:54

    Беспилотный суд нужен

  • Анонимно
    27.11.2018 15:04

    На эти деньги лучше бы завод построили,представьте сколько рабочих мест появилось бы! Но нет,все наоборот,под прикрытием инноваций.

  • Анонимно
    27.11.2018 16:14

    нет ли у яндекса беспилотного робота-премьер-министра?

  • Анонимно
    27.11.2018 17:06

    Лампочки не 100 Вт, Транспортный налог не беспилотный авто!

  • Анонимно
    27.11.2018 17:16

    нет будущего убеспилотников онитеоритечски даже невозможны н уне запомнит и ненаучтся пробот стоит телекамере сместится н адолую градус аивсе беспилотник не узнаетместность не хвати памяти для нейропроцессора считайтесами...ДУРЬ и воровство и не болеее это даже....не вообшем цензоред

  • Анонимно
    27.11.2018 17:50

    Когда то, в семидесятых, восьмидесятых, в СССР, да и в во многих промышленных странах, шли разработки промышленных роботов. Предполагалось, что они заменят массу рабочих на монотонных и вредных производствах. Разрабатывались проекты безлюдных производств.

    21 век, расставил приоритеты по иному.
    Промышленные роботы применяются на производствах. Вот только выяснилось, что вместо того, чтобы вкладываться в наукоемкое, сложное, дорогостоящее оборудование, проще вывезти производства в страны третьего мира. Где малазийцы за копейки будут красить и сваривать кузова автомобилей.
    На этом и закончились мечты о безлюдных цехах.

    • Анонимно
      28.11.2018 11:45

      Ну почему же? в Японии было построено два завода - абсолютно без людей. Всё делали только роботы, в том числе - ремонтировали других роботов. Дальнейшая судьба их мне неизвестна. Скорее всего, действительно не гибко такое производство. А постоянно меняться под прогресс - тут без человека не обойдёшься.

  • Анонимно
    27.11.2018 18:26

    А если два беспилотных автомобиля попадут в дтп , кто разруливать будет? Новый закон нужно принимать , об рободпс)))

  • Анонимно
    27.11.2018 21:18

    Приходишь куда-нибудь в ЕРЦ, банк, куда угодно, а там интернет завис, вся работа встала.

    Едешь в трамвае, а там автоматика объявляет остановки с опозданием на одну.

    Поехал беспилотник, а ему снега немело на его "глаза" или те же сбои со связью.

  • Анонимно
    28.11.2018 00:30

    Луддиты все ноют, как будто от их нытья автоматизация задержится.

  • Анонимно
    28.11.2018 07:25

    Кто решение принимал, тех и надо в кабину, пусть тестируют

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль