Общество 
29.11.2018

Камиль Самигуллин: «Люди думают, что мы просто сидим и курим бамбук»

Глава ДУМ РТ объяснил, почему муфтият замалчивает информацию о происшествиях внутри уммы, и усомнился в важности авторских прав в исламе

Чем духовное управление мусульман похоже на зонтик? Ответ на этот вопрос узнали все те, кто накануне пришел на встречу с муфтием РТ Камилем Самигуллиным в рамках Школы мусульманского лидера КФУ. О том, как выглядит ежедневное расписание Камиля хазрата, почему нецелесообразно вводить налог на благотворительность и что должно обеспечивать плюрализм мнений внутри религиозного сообщества, — в репортаже «БИЗНЕС Online».

Школа мусульманского лидера «Махалля», мероприятия в рамках которой проходят в конце ноября 2018-го вот уже в пятый раз, накануне встречала Камиля Самигуллина Школа мусульманского лидера «Махалля», мероприятия в рамках которой проходят в конце ноября 2018-го вот уже в пятый раз, накануне встречала Камиля Самигуллина

«В МЕЧЕТИ ОДИН ВЫНУЛ НОЖ И ИСПОЛЬЗОВАЛ ЕГО ПРОТИВ ДРУГОГО, ПОСЧИТАВ, ЧТО ТОТ НЕ ТАК НАМАЗ ЧИТАЕТ»

Школа мусульманского лидера «Махалля», мероприятия в рамках которой проходят в конце ноября 2018-го вот уже в пятый раз, накануне встречала Камиля Самигуллина. Началось все, согласно традициям, с чтения Корана и мольбы ко Всевышнему, которую произнес муфтий Татарстана. «Роль духовных управлений мусульман в жизни мусульман» — так звучала тема встречи. Изначально предполагался довольно широкий круг участников дискуссии, но в итоге именно глава ДУМ РТ стал ее центральной фигурой, поэтому другие ораторы, если они и были, апеллировали именно к нему.

Сам Камиль хазрат постановку вопроса для дискуссии сравнил с обсуждением того, насколько минздрав важен в жизни больного человека. «Духовное управление — это некий зонтик, который должен соблюдать интересы всех мусульман», — уверен Самигуллин. Муфтий, рассказывая о возглавляемой им организации, несколько раз подчеркнул, что, например, иногда приходится скрывать неблаговидные вещи, происходящие в умме, от общественности и СМИ, только для того, чтобы соблюдать интересы именно мусульман: «В мечети один вынул нож и использовал его против другого, посчитав, что тот не так намаз читает. Представьте, что было бы, если бы это вышло бы в СМИ, если бы я назвал имя и место, где это происходило?» Или: «В одной школе, в одном из районов завуч сказал: „Завтра все приходим без платков“. Нам что надо было кричать, позвонить журналистам? А мы просто поехали, поговорили, и вопрос был решен. Цель ведь решить вопрос, а не заработать баллы. Кстати, это было в Заинске». 

Спросили муфтия РТ о том, как он относится к плюрализму мнений внутри религиозного сообщества. Камиль хазрат повторил свой недавний аргумент: «Я за плюрализм мнений, но среди тех, кто обладает знаниями, человек должен знать ислам». Кроме того, Самигуллин вновь отмел звучащие периодически в прессе претензии о его закрытости: «Часто говорят, мол, раньше было так, что я мог ногой пнуть и зайти к муфтию поговорить. Люди думают, что мы просто сидим и курим бамбук. Но мой день расписан практически по минутам, вчера я только в 9 часов вышел из мечети, времени реально нет, чтобы просто сидеть и каждого принять». За шефа вступилась руководитель его пресс-службы Резеда Закирова, сообщив, что на сайте можно задать вопрос муфтию республики, обратиться на горячую линию и так далее. Один из модераторов встречи, старший научный сотрудник КФУ Резеда Сафиуллина — аль Анси, попросила поднять в зале руки тех, кто уже делал это, таких оказалось 5–7 человек.

Камиль Самигуллин «Духовное управление — это некий зонтик, который должен соблюдать интересы всех мусульман» Камиль Самигуллин «Духовное управление — это некий зонтик, который должен соблюдать интересы всех мусульман»

«ЕСЛИ БЫ АБУ ХАНИФА СОХРАНИЛ И ЗАЩИТИЛ СВОИ АВТОРСКИЕ ПРАВА, ТО КНИГИ БЫ ДО НАС НЕ ДОШЛИ»

Юноша из Уфы, сотрудник мечети «Ихлас» Альфред Давлетшин — он представил ее, как единственную, которая «держится за татарский язык», — упрекнул ДУМ РТ за отсутствие фильмов про выдающихся богословов на татарском языке. Например, во время ифтара уфимцы не смогли найти на YouTube картины о Баруди, Марджани, чтобы продемонстрировать пришедшим на авыз ачу — все варианты были лишь  по-русски. «Татарского, наоборот, у нас в процентном отношении больше, тех же книг. Наоборот, жалуются, что это у вас русского мало. Татарского больше, сейчас и тафсир будет выходить», — парировал муфтий РТ. Тафсиров или толкований Корана на татарском очень много — дореволюционные издания, но сегодняшняя молодежь не понимает старо-татарского языка, поэтому решили сделать осовремененный вариант.

Сафиуллина — аль Анси рассказала про своего покойного учителя, арабиста  Анаса Халидова, который еще два десятилетия назад перевел Священную Книгу, но его рукописи невозможно опубликовать — нарушится авторское право. Ответ Самигуллина был нестандартным: «Что касается меня, то я придерживаюсь мнения: в религиозных вопросах защиты прав нет. Если бы Абу Ханифа сохранил и защитил свои авторские права, то книги бы до нас не дошли, мы должны были бы платить его родственникам, чтобы использовать. Человек обращается к религиозному тексту и служит исламу… Если ты придумал какое-то изобретение, то да, это твои права, но если ты переписываешь аят или книгу, то почему я не могу этого сделать? Неужели я буду защищать права издательского дома „Хузур“ ДУМ РТ, если читатели начнут не покупать наши книги, а копировать их?»

Резеда Сафиуллина — Аль Анси рассказала про своего покойного учителя, арабиста  Анаса Халидова, который еще два десятилетия назад перевел Священную Книгу Резеда Сафиуллина — аль Анси рассказала про своего покойного учителя, арабиста  Анаса Халидова, который еще два десятилетия назад перевел Священную Книгу

На встрече с духовным лидером татарстанских мусульман был и известный блогер Расул Тавдиряков. Он поинтересовался, что делать молодому человеку, с мнением которого пожилые прихожане не согласны. Самигуллин сказал, что всем нужно быть мудрее.

«Мы все знаем, что последователи „Хизб ут-Тахрир“ (организация, признанная в России террористической, — прим. ред.)  отправляются на гособеспечение на 10–15 лет, остаются жены и дети, злые жены, заметьте, а это мусульмане. Есть ли программы для них?» — спросил муфтия еще один соведущий, сотрудник КФУ Ренат Музаферов. Камиль хазрат ответил, что такая работа ведется, например, в Чистопольском районе помогает мухтасибат: «Мы стараемся помочь и быть рядом».


Кроме председателя ДУМ РТ со сцены выступали и другие религиозные деятели. Так, имам мечети Сергиева Посада Арслан Садриев задался вопросом единства российских мусульман: махалля собирается, она избирает своего имама, имамы же собираются и избирают своего мухтасиба, мухтасибы — своего казыя, казыи — своего муфтия. «Пусть муфтии и выберут своего муфтия в России. Пусть он перестанет говорить о единстве в России, а сделает этот шаг к единству. В рамках духовных управлений это будет наилучший шаг, и следующим будет то, что этот верховный муфтий вместе с остальными муфтиями перестанет думать, что они начальники мусульман. Они не начальники мусульман, а выразители мусульман», — сказал оратор.  Садриев назвал Татарстан «фитнамейкером», то есть тем регионом, который стоял у истоков фитны, говоря по-русски, смуты, раздора. Республика первой показала отрицательный пример для уммы России, отделившись в 1992 году от единого муфтията — духовного управления мусульман Европейской части СССР и Сибири.

Еще одним вопросом из зала стал рассказ девушки о своей подруге, бывшей сотруднице одного из телеканалов, которую выгнали с работы за то, что она надела платок. Камиль хазрат пригласил ее на мусульманский канал «Хузур ТВ» — оттуда за хиджаб точно не уволят. А последним стало предложение сотрудника благотворительного фонда при мухтасибате Набережных Челнов о том, чтобы жилищные компании взымали с каждого жителя по 10 рублей на благотворительность. Вроде пустяк, но в городе с миллионным  населением наберется солидная сумма. Муфтий Татарстана с этой идеей категорически не согласился, ведь милосердие должно идти от сердца, но не быть принудительным. Да и юридического обоснования в законодательстве для внедрения такого нововведения нет.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (148) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
29.11.2018 08:15

Вы его курите за счет граждан.

  • Анонимно
    29.11.2018 08:08

    Азат Д

    Нет, вы не простои сидите и курите бамбук

  • Анонимно
    29.11.2018 08:11

    Батрова не видать что-то....

    • Анонимно
      29.11.2018 09:27

      Его и вчера не было. Видимо, знает, что сразу поплывет, если вступит с хазрат в дискуссию

      • Анонимно
        29.11.2018 12:14

        Батров поплывет муфтий утонет?!В БО мы видим,это часто.

        • Анонимно
          29.11.2018 13:21

          Не смешите: что вы вы сравниваете Батрова с муфтием? Разные весовые категории

    • Анонимно
      29.11.2018 17:01

      Батров вне ДУМ.

  • Анонимно
    29.11.2018 08:15

    Вы его курите за счет граждан.

  • Анонимно
    29.11.2018 08:17

    а что, бамбук курить можно?

  • Анонимно
    29.11.2018 08:27

    Посредники между человеком и богом. И прайс фиксированный.

    • Анонимно
      29.11.2018 08:58

      Надо, чтобы их тарифы были согласованы комитетом по тарифам?

    • Анонимно
      29.11.2018 09:39

      В ислсме нет посредников. Ошибаетесь

      • Анонимно
        29.11.2018 13:45

        а чем тогда по твоему эти чиновники от религии занимаются?

      • Анонимно
        29.11.2018 17:05

        9.39. В исламе посредник - Магомед.

        • Анонимно
          29.11.2018 20:14

          Он был обычный человек, это не отрицается. Причем, давно уже умер. Его могилы даже никто не знает. В Исламе нет поклонения кому-либо, кроме Всевышнего Аллаха.

          • Анонимно
            30.11.2018 10:13

            20.14. Могила Магомеда в центре мечети Аль-Наби (мечеть Пророка) в Медине. Поклонение могиле Пророка входит в программу хаджа.
            Ежегодно проводится праздник поклонения Пророку - День рождения Пророка - Маулид ан-Наби.

            Это Вы называете отсутствием поклонения в Исламе?

            • Анонимно
              30.11.2018 11:34

              Лет 10 назад саудовские власти закрыли доступ к могиле пророка. У пророка нет дня рождения, маулид - это месяц его рождения. До недавнего времени не было специального празднования маулида, этот обычай появился относительно недавно. Он отвергается большой частью мусульманского мира.

    • Анонимно
      29.11.2018 17:04

      Посредники между Богом и людьми - пророки.
      А муллы, попы - только священнослужители.

      • Анонимно
        29.11.2018 19:41

        Чего служители? Делом бы занялись.

      • Анонимно
        29.11.2018 20:15

        В Исламе нет ни священнослужителей, ни богослужения, ни храмов. В этом уникальная особенность вероучения Ислама.

        • Анонимно
          29.11.2018 23:14

          а что такое мечеть.

          • Анонимно
            29.11.2018 23:40

            Мечеть - это клуб для мусульман, где они вместе совершают намаз и слушают проповеди.

        • Анонимно
          30.11.2018 10:15

          20.15. Вы откуда упали?

        • Анонимно
          30.11.2018 10:16

          20.15. Где этот уникальный Ислам?

        • Анонимно
          30.11.2018 11:38

          Исла́мское духове́нство — условный термин, «поскольку в исламе не существует институтов духовенства, аналогичных христианской церкви как в функциональном, так и в структурном отношении».[1]
          «Под мусульманским духовенством подразумевают совокупность лиц, связанных с отправлением культа (мулла, муэдзин), судей (кади), правоведов (факих) и богословов (улем, муджтахид), руководителей общин верующих (имам), правителей государства (халиф), а также глав отдельных религиозных общин (муфтий), орденов, братств (шейх, ишан)».
          https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%B4%D1%83%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE

        • Анонимно
          30.11.2018 11:48

          Исламское духовенство — условный термин, применяемый для обозначения совокупности лиц, выполняющих в исламе функции организации культа и разработки догматической и религиозно-правовой доктрины. В исламе (за исключением шиизма) нет института церкви, служащего посредником между верующими и Богом и особого духовного сословия, обладающего Божественной благодатью. Поэтому среди мусульман теоретически любой совершеннолетний мужчина, обладающий достаточным знанием и морально-нравственным авторитетом, с согласия верующих может руководить религиозной жизнью мечетского общества без специальной процедуры посвящения в сан, не приобретая при этом никаких социальных привилегий.
          https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B8%D0%BA#%D0%98%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%BC

  • Анонимно
    29.11.2018 09:03

    При Гусман хазрате у ДУМ РТ бюджета не было, чтобы арендовать и содержать , платить зарплату ДУМ РТ, он сам собирал садака. При этом при нем построили 1500 мечетей в РТ.

    Сегодня у ДУМ РТ есть бюджет 200 млн руб в год, на строительство мечетей деньги не идут, мечети не строятся в большом количестве, как это было раньше.
    На что тратят деньги, ведь зарплаты в ДУМ РТ не большие?

    • Анонимно
      29.11.2018 10:01

      С таким бюджетом от государства,не трудно догадаться чьи интересы представляет муфтий.С таким бюджетом от государства,он просто чиновник.

      • Анонимно
        29.11.2018 10:09

        Участие в открытии памятника Марджани - тому подтверждение. Чиновник. Плоть от плоти

    • Анонимно
      29.11.2018 10:17

      Хоть не врал бы про 1500 мечетей.

      • Анонимно
        29.11.2018 10:36

        КАЗАНЬ, 28 ноября 2013, 18:20 — REGNUM Сегодня, 28 ноября, в Набережных Челнах, открылась новая мечеть на 200 человек. На торжественном мероприятии в третьем комплексе поселка ГЭС присутствовал муфтий Татарстана Камиль Самигуллин.

        "Это очень радостное событие для всех нас. Сегодня открылась 1524-я мечеть в республике, - цитируют Самигуллина "Челнинские известия", - Челнинский мухтасибат - один из ведущих в нашей республике.


        • Анонимно
          29.11.2018 11:20

          Выходит 1500 мечетей построили при Гусмане и всего 24 при Самигуллине и это если мы возьмём показатель "0" мечетей до Гусмана. Так что мы видим, что вы врёте про 1500 мечетей построенных Гусманом. Что и требовалось доказать.

          • Анонимно
            29.11.2018 11:57

            Ерунду пишешь. До Гусмана Хазрата в Казани было 2 мечети, после их стало 70, а по Рт больше 1500. Факт.

      • Анонимно
        29.11.2018 10:43

        В Татарстане за 25 лет количество мечетей выросло более чем в 60 раз, сообщил муфтий республики Камиль Самигуллин на заседании пленума по случаю 25-летия со дня основания духовного управления мусульман РТ, сообщает пресс-служба ДУМ РТ.

        Самигуллин рассказал, что в начале 90-х на территории республики было 24 мечети, а в самой Казани только три. Сегодня в состав духовного управления входят свыше 1500 мечетей, в которых работают почти столько же имамов. ДУМ РТ в России занимает второе место по количеству махаллей.
        Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/news/357609

        • Анонимно
          29.11.2018 11:22

          Нечем гордиться, если честно. Вместо мечетей надо строить школы и университеты, а не здания культа.

          • Анонимно
            29.11.2018 11:58

            Школы и университеты строятся на деньги Минобра из бюджета.

            • Анонимно
              29.11.2018 12:14

              ДУМ РТ тоже хорошо перепадает из бюджета.

              • Анонимно
                29.11.2018 13:12

                ну вот еще чего не хватало - чтобы ДУМ РТ строил школы. Образование должно быть светским!

                • Анонимно
                  29.11.2018 15:21

                  Да они и не могут школы строить. Им дали целое здание в центре города. До сих пор пустует.

        • Анонимно
          29.11.2018 13:11

          И к чему тут столько мечетей?

        • Анонимно
          29.11.2018 14:05

          А зачем столько мечетей, половина сегодня уже пустуют, дальше будут больше - деньги на ветер..???
          Не будет у нас Исламского государства, никогда!

          • Анонимно
            29.11.2018 17:25

            14.05. Исламское государство не определяется количеством мечетей.

            В РФ и РТ ислам никогда не будет гос. идеологией и не сможет повлиять на неё.
            Этим определяется, что РТ никогда не будет исламским регионом. Будем татарским регионом.

            • Анонимно
              29.11.2018 18:46

              РФ наследница Орды, ә припоследнем хане она была мусульманской.

  • Анонимно
    29.11.2018 09:03

    Молодец муфтий хазратләре достойно и исчерпывающе ответил на все вопросы да и с юмором у него все в порядке. Дауд

  • Анонимно
    29.11.2018 09:09

    Не впечатляет, мало разумности мудрости и Здравого Смысла

    • Анонимно
      29.11.2018 17:33

      9.09. В эпоху интернета, 70%-ного высш. образования у мусульман не бывает мудрых священников.
      Мулла говорит просто своё мнение с учётом должностных обязанностей - не больше, не меньше. Не судите строго, воспринимайте с учётом своего мировоззрения.

      • Анонимно
        29.11.2018 20:20

        \\В эпоху интернета, 70%-ного высш. образования у мусульман не бывает мудрых священников\\ - Я вам в сотый раз повторяю, в Исламе, вообще, не бывает никаких священников, как не бывает и богослужения.

  • Анонимно
    29.11.2018 09:16

    Здорово! Очередное достойное выступление муфтия. С каждым разом убеждаюсь, насколько нам,мусульманам, повезло с таким лидером! Машаллах! Все попытки СМИ его очернить, вырывать слова из контекста - смешны.

    Браво, Камиль хазрат! Мы за вас, а значит и за благополучие нашей уммы!

  • Анонимно
    29.11.2018 09:26

    Встреча была классной! Очень доброжелателен был и муфтий и участники. Побольше бы

  • Анонимно
    29.11.2018 09:27

    Коран курить не запрещает

    • Анонимно
      29.11.2018 18:06

      Уважение Хазрату что занимается спортом и смешаными единоборствами и пожелания продвижения борьбы среди татар.Всетаки курение не есть хорошо для здоровья легких.

  • Анонимно
    29.11.2018 09:38

    Страннная статья. Однобокая чтоли. был на дискуссии. Много полезного для себя вынес. Очень все были доброжелательно настроены. несколько просьб муфтий решил тут же. Спасибо. А от журналиста БО вопросов что то не прозвучало

  • Анонимно
    29.11.2018 09:42

    Посмотрите на каких авто передвигаются эти "посредники". А в каких дОмах поживают? Наверное Стобы лучше посредничать... Стыд и срам им!!!

    • Анонимно
      29.11.2018 13:30

      звучит как слова Сиразина.

    • Анонимно
      30.11.2018 20:00

      Согласен, Камиль а почему бы Вам на машину по проще не пересесть на камри например?

      • Анонимно
        30.11.2018 23:05

        А тебе-то что от этого? Меня Сей вопрос абсолютно не волнует.
        Талгат Бареев.

  • Анонимно
    29.11.2018 09:47

    Давайте начнем с того, что глава ДУМ РТ - это чиновник. В прямом смысле слова. Глава ДУМ РТ, это не избираемая должность, а назначаемая. Кандидатуры на эту должность отбираются, и кем бы вы думали? Правильно, Аппаратом Президент РТ. А именно это делает заместитель руководителя Аппарата президента РТ - руководитель Департамента президента РТ по вопросам внутренней политики Терентьев А.М. и дает представление на подпись Президенту РТ. В итоге очередной чиновник, полностью подчиненный Аппарату Президента готов. Бюджет ДУМ РТ так же финансируется из бюджета РТ. По факту получается: ДУМ РТ не подчиняется ДУМ РФ, муфтий Гайнутдин не имеет влияния на главу ДУМ РТ, потому что он его не назначал и он не избирался выборным путем.
    И сравните, как с этим дела обстоят в РПЦ. Митрополит Казанский и Татарстанский, назначается Патриархом Московским и всея Руси, что по сути абсолютно правильно. Он же, Патриарх и контролирует Метрополию, и самого Метрополита.
    А в Татарстане религия, неотъемлемая часть власти.

    • maximteregul
      29.11.2018 10:10

      Вы предлагаете чтобы муфтий РТ назначался Патриархом Московским и всея Руси? ))) В Турции, например, главу Управления по делам религии назначает государство.

      • Анонимно
        29.11.2018 12:00

        А где вы увидели, что бы я что то предлагал? У вас галлюцинации. Я нечего не предлагаю.
        Я просто пояснил, что даже в сфере религии, мы идем своим путем. Что сказать - инновасионный Татарстан.

        • Анонимно
          29.11.2018 13:53

          Да, мы идем своим путем. Но вы не с нами, вы -чужой. Муфтия избирают имамы, кандидатуры обсуждаются и в аппарате Президента РТ, и мнение местной власти безусловно учитывается. А по другому и быть не может, потому что муфтию потом придется находить взаимопонимание с властью. И тем не менее у нас все равно есть выборы, вопрос окончательно решается все равно имамами. А у вас- только назначение, и это неправильно. Думаю кандидатура Патриарха еще как согласуется, не то что согласуется, наверняка подбирается аппаратом Президента РФ.

          • Анонимно
            29.11.2018 14:49

            Видели, как ваши имамы голосом. Рядом сидят главы района и контролируют их "свободный" выбор. Не говорите ерунды. Муфтиятом давно АП РТ верховодит.

            • Анонимно
              29.11.2018 20:30

              Зачем в открытую дверь ломиться, в Турции главу Дианата (Муфтията) тоже назначает правительство. Это обычная практика для мусульманских стран.

    • Анонимно
      29.11.2018 11:21

      В Татарстане религия-часть власти, а РПЦ в России самостоятельно? Не смешите тапочки.. Не дай Бог, чтобы у нас стало так, как в РПЦ.. А на то, что правильно по сути, есть и другие мнения..

    • Анонимно
      29.11.2018 11:21

      Сменился первый президент Татарстана, тут же сменился муфтий. Это же и говорит, что религия полностью зависит от власти.

      • Анонимно
        29.11.2018 14:28

        А зря поменяли. У Гусмана Хазрата в Умме есть авторитет...

        • Анонимно
          29.11.2018 16:25

          И я также думаю. Да и в народе у Гусмана Хазрата тоже был большой авторитет.

        • Анонимно
          29.11.2018 17:45

          Гусман хазрат был весельчак, анекдотист - настоящий мужик. Он на религию смотрел только как на работу и был прав.

        • Анонимно
          29.11.2018 17:46

          Мулла - это должность, работа, а не идеология и вера.

          • Анонимно
            29.11.2018 20:32

            Мулла - это призвание. Атеист не сможет выполнять эту работу.

            • Анонимно
              30.11.2018 10:21

              20.32. В аулах вчерашние парткомы-атеисты стали муллами.

              • Анонимно
                30.11.2018 11:39

                В аулах никогда не было атеистов, были фальшивые коммунисты.

        • Анонимно
          29.11.2018 17:47

          Бог един для всех пророков.
          Христиане, магометане... - разделение для рабов.

    • Анонимно
      29.11.2018 13:29

      какая разница кем он назначается. В наше время террористов неплохо, что государство контролирует эти моменты.
      Вопрос же в религии. Кем бы не назначался глава, это не мешает простому мусульманину ходить в мечеть и читать намаз, не мешает соблюдать традиции.
      Я думаю, что простые мусульмане вообще не задумываются кто глава ДУМ.
      Камиль хазрат современный, продвинутый, молодой и энергичный. Медленно, но верно идет вперед и развивает Ислам в республике.
      Это же не простой путь, создать работающую систему.

      • Анонимно
        29.11.2018 17:48

        Современность Камиль хазрата - Он прислушивается к мнению руководства РТ.

        • Анонимно
          29.11.2018 20:33

          Правильно, что прислушивается. Что, было бы лучше, если бы он был в конфликте с властью РТ?

      • Анонимно
        29.11.2018 17:50

        Власть - от Бога и выше священников.

    • Анонимно
      29.11.2018 14:06

      Батров проснулся наконец. Ну теперь пипец покажет кузькину мать

    • Анонимно
      29.11.2018 17:38

      9.47. Всё правильно. Так и должно быть, а как Вы хотели?
      Ислам в регионе пустить на самотёк, сами не рады будете.

    • Анонимно
      29.11.2018 17:39

      Не заигрывайте с Боженькой.
      Ленин.

  • Анонимно
    29.11.2018 09:48

    Самигуллин обычный чиновник,который далёк от простых мусульман.

    • Анонимно
      29.11.2018 17:54

      9.48. Кто это такие простые мусульмане - 1-10% от татар.
      Это всёравно меньшинство.
      Главное, чтобы Самигуллин остатлся татарином!
      Арабам татары-мусульмане нужны только как декорация.

  • Анонимно
    29.11.2018 09:54

    Рассмешил ответ на вопрос о помощи семьям мусульман,которые находятся в заключении.Имамы,мухтасибы и муфтият с муфтием от таких семей держится на расстояние,что бы власть и соответственные органы не подумали чего...

  • Анонимно
    29.11.2018 10:04

    Автор статьи умышленно скрыл многое. Например критику в адрес федеральных властей РФ. О том что в РФ нарушается международное право, Конституции РФ и федеральный закон о свободе совести и религиозных объединений со стороны чиновниками.

    • Анонимно
      29.11.2018 15:39

      Азат Д

      А у нас свои же, свою Конституцию нарушают.

    • Анонимно
      29.11.2018 18:10

      10.04. Совесть - это не религия. Зря объединили эти понятия.

  • Анонимно
    29.11.2018 10:12

    Муфтий Татарстана: «Мы не можем думать одинаково, но мы все братья друг другу»




    Сегодня муфтий Татарстана Камиль хазрат Самигуллин стал участником дискуссии Школы мусульманского лидера Махалля 2.4. Уникальной возможностью лично обратиться к главе мусульман республики, задать ему вопрос или высказать свое предложение воспользовались молодые представители российской уммы со всех уголков страны. Среди слушателей можно было узнать известные лица мусульманских активистов, таких как Расул Тавдиряков и Арслан Садреев. Сам Камиль хазрат пришел на дискуссию вместе со своей командой – членами коллектива ДУМ РТ, которые также приняли участие в обсуждении поднятых вопросов. Модератором дискуссионной площадки выступила известный мусульманский общественный деятель, исламовед Резеда ханум Сафиуллина.

    Тема встречи была обозначена как «Роль ДУМ в жизни мусульман». Раскрывая ее в своем выступлении, Камиль хазрат рассказал о направлениях деятельности муфтията РТ.

    - В одном из аятов Благородного Куръана говорится: «Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не разделяйтесь» (аль Имран, 103), - начал хазрат. - Духовное управление мусульман Республики Татарстан в своей деятельности придерживается этого приказа Аллаха и все свои усилия направляет на объединение мусульман вокруг ценностей Сунны Пророка Мухаммада салаллаху галейхи вассалям. Мы видим своей главной задачей развивать всё мусульманское сообщество Татарстана на базе традиционного Ислама, выраженного ханафитским мазхабом и матуридитским вероубеждением с опорой на богатое татарское богословское наследие. Нашей важной целью также является сохранение бесценного мусульманского богословского достояния, достижение межконфессионального и межнационального мира и согласия в обществе; защита гражданских прав и интересов мусульман, создание комфортной среды для развития уммы. И именно на реализацию этих приоритетов направлена деятельность муфтията.

    Он также сравнил муфтият с зонтиком, под защитой которого находятся мусульмане с разными взглядами на жизнь и веру. «Мы не можем думать одинаково, но все верующие – братья друг другу. Так сказал нам Аллах».

    Более подробно хазрат остановился на вопросе содействия мусульманам в реализации их законных прав и защиты интересов, свободы вероисповедания. Он рассказал, что в адрес ДУМ РТ приходит множество обращений с жалобами, просьбами, предложениями, в которых порой затрагиваются проблемы, которые не выносятся на общественное обсуждение. “Мы решаем подобные вопросы в стенах муфтията и не выносим их на общественное обсуждение. Почти всегда нам бывает достаточно нескольких закрытых двусторонних встреч с участниками конфликта и он разрешается положительно. Наши аксакалы и казыи ведут разъяснительную работу. Наша работа видна, когда в умме все спокойно”.

    Он напомнил присутствующим, что именно благодаря таким переговорам удалось разрешить вопрос захоронения казанских ханов в прошлом году – благодаря принципиальности муфтията их останки захоронили в соответствии с канонами ислама.

    Муфтий познакомил участников встречи со структурой муфтията, с его разноплановой деятельностью, с работой казыев, улемов и аксакалов. Среди зримых достижений он назвал обширную благотворительную деятельность, которая осуществляется Благотворительным фондом «Закят» и охватывает многие социально-незащищенные слои населения. Наиболее важной инициативой Фонда является специальная программа по оказанию материальной помощи тяжелобольным детям. Только в этом неполном 2018 году помощь была оказана 70 тяжелобольным детям.

    Отдельно Камиль хазрат затронул медиапроекты ДУМ РТ, которые реализуются Издательским домом “Хузур”. Телеканал “Хузур ТВ”, радио, интернет- и печатные издания известны всем и пользуются уже большой популярностью. Сертификация продукции и услуг по стандартам халяль, создание для татарстанцев возможности совершать хадж – так же в числе самых важных направлений деятельности. “И здесь мы за все время существования этих структур не допустили ошибок”, - подметил он.

    - С нашим знаком халяль нет проблем, - заверил Камиль хазрат. – Комитет по стандарту халяль ДУМ РТ нужен для того, чтобы помочь потребителям разобраться что такое халяль, харам и как не ошибиться в сомнительном. Эта структура должна не зарабатывать деньги, а работать в интересах потребителей.

    Далее муфтий перешел к направлениям деятельности ДУМ РТ богословского характера, которых счел наиболее важными для себя и муфтията. Он поделился впечатлениями от проделанной работы ДУМ РТ по подготовке первых изданий Куръана и радостью от получения к ним Свидетельства о  соответствии международным стандартам  Министерства вакуфов Сирии.

    - Я принимал участие в заседании Комиссии по подготовке Куръана Дубайской международной премии Священного Куръана (DIHQA), - рассказал Камиль хазрат. - Dubai International Holy Quran Award - центр,  функционирующий при Правительстве эмирата Дубай. На заседание я был приглашен в качестве эксперта по изданию Куръана "Казан Басмасы", которое было подготовлено и выпущено в свет впервые после долгого перерыва ДУМ РТ в 2016 году. Члены комиссии готовят к печати собственное издание Священного Куръана и применяют в своей работе международный опыт, в том числе опыт татарского коранопечатания. Так, в ходе подготовки Книги они используют три издания знаменитого Куръана "Казан басмасы" - 1803 года, 1914 года и 2016 года выпусков - и условно назвали их "Казанский 1", "Казанский 2", "Казанский 3".

    Впрочем, и в подготовке казанских изданий Куръана ДУМ РТ привлекает иностранных специалистов. Наряду с этим, специалистами Духовного управления ведется работа по переводу Куръана на татарский и русский языки.  Кроме того, в 2017 году муфтиятом достигнута договоренность с Центром высшей подготовки "Хасеки" о подготовке специалистов по кыраатам Куръана для Татарстана. Казанские шакирды будут первыми специалистами со знанием 10 стилей чтения Куръана. Чтобы популярно донести значимость этой работы муфтий привел сравнение: «Умножьте Куръан-хафиза на 10 и получите специалиста со знанием кыраатов».  

    В ходе своего выступления муфтий также подробно остановился на молодежной политике ДУМ РТ, межрелигиозных и международных связях, антиэкстремистской деятельности и пропаганде традиционных ценностей ислама…

    О том, что выступление Камиля хазрата вызвало живой интерес у публики, свидетельствуют многочисленные вопросы из зала. Первой это право взяла на себя модератор дискуссии Резеда ханум  Сафиуллина. Она высоко оценила работу по освещению деятельности ДУМ РТ, но выразила сомнение относительно эффективности связей с общественностью и работы с населением, подчеркнув, что у рядовых мусульман нет возможности донести до руководства муфтията свои пожелания. Однако муфтий рассказал о функционировании нескольких каналов связи для широкой общественности: рубрика «Вопрос муфтию» на официальном сайте и специальный электронный адрес dini.sorau@tatar.ru , Телефон доверия, возможность обратиться с вопросами на официальных страницах муфтията в социальных сетях и прочем. Дискуссия имела интерактивный характер, а потому модератор провела эксперимент, опросив зал о том, кто смог воспользоваться данными каналами связи. Отрадно, что положительно их оценили сразу несколько участников встречи. “Вы - самый открытый муфтий!”, - резюмировала Резеда Рифовна.

    Однако Камиль хазрат выразил свою традиционную точку зрения относительно плюрализма мнений: “Я за! Но он должен быть только среди профессионалов, среди ученых. При этом изучать ислам могут многие, но учеными в исламе считаются те, кто имеет иснад – цепочку передачи знаний. Физики могут дискутировать о физике, медики – о медицине и т.д. Но ни один физик не будет спорить с медиком и наоборот. Высказывайте свое мнение, но со знанием ислама! Иснад – это опора нашей религии, ее часть. Имам Ибн аль-Мубарак говорил: “Если бы не иснад, то каждый говорил бы что хотел!” 

    Довольно часто на дискуссии вопросы касались формата духовных управлений мусульман и их необходимости для мусульман. Муфтий ответил: «Многие вспоминают историю и считают, что ДУМ в России был создан для контроля мусульман. Однако после революции все царские указы были аннулированы. Но мусульмане вновь собрались и выразили свою волю создать ДУМ и избрали муфтием, его председателем Галимджана Баруди в 1917 году. Значит они посчитали, что этот инструмент работает. Если есть более эффективный формат – предлагайте!»

    Однако, напротив, из зала в основном доносились мнения о значимости ДУМов в жизни мусульман России. Среди наиболее ярких выступлений можно было отметить члена Совета Улемов ДУМ РТ имам-хатыйба казанской мечети «Миргазиян» Абдуррауф хазрата Забирова и известного мусульманского деятеля Арслана Садриева.

    В целом, отрадно, что участники дискуссии были солидарны в положительной оценке деятельности муфтия РТ Камиля хазрата и Духовного управления мусульман РТ. Каждый вопрос сопровождался благодарностью за проводимую работу. Примечательно, что немало вопросов и просьб муфтию и его команде удалось решить прямо в зале во время дискуссии.  

    Встреча длилась 2,5 часа и позволила также затронуть такие темы, как единство российских мусульман, социальных лифтов для мусульманской молодежи, взаимодействие муфтията и власти, издательская деятельность, исламские финансы… Муфтий даже интриговал всех предстоящими инициативами муфтията в области развития мусульманской инфраструктуры.    Любопытным было услышать мнение муфтия относительно защиты прав интеллектуальной собственности в исламе. Он отметил: «Если бы великий Абу Ханифа и его родственники защищали свои авторские права, то мы бы не узнали его трудов. Я считаю, что в религиозных вопросах не должно быть места коммерциализации авторских прав. Аллах дает вознаграждение каждому, кто делает шаг на благо развития ислама. Не нужно продавать религию! Неужели я буду защищать права Издательского дома «Хузур» ДУМ РТ, если читатели начнут не покупать наши книги, а копировать их?!» В пример он привел и волонтерское движение ДУМ РТ, благодаря которому муфтияту удается реализовывать множество социальных проектов – ифтары, благотворительные инициативы: «Ребята искренне, ради довольства Аллаха помогают нам!».

    Завершилась встреча напутственными словами Камиля хазрата: «Когда между нами возникает хиляф, спор, обратитесь к приказам Аллаха и Сунне нашего Пророка ﷺ. Все наши действия должны соответствовать Куръану…».

    • Анонимно
      29.11.2018 11:08

      кто-то не выдержал и написал свою версию) Спасибо редакция, что даете возможность публиковаться разным точкам зрения

    • Анонимно
      30.11.2018 04:50

      Это ужас - столько писать! Краткость- сестра таланта!

    • Анонимно
      30.11.2018 10:33

      10.12. При всём уважении татары никогда не будут братьями с арабами, чеченцами, малайзийцами...

      Братство - это кровное, языковое, культурное родство.
      Наши братья - тюрко-татарские этнические группы: кряшены, караимы-иудаисты... ; тюркские народы: башкиры, казахи...

      • Анонимно
        3.12.2018 16:27

        10.33. Братья не бывают единомышленниками.
        Они просто кровные родственники.

  • Анонимно
    29.11.2018 10:13

    А я был очень впечатлён встречей. Крайне образованный человек. Есть своё видение, жесткий в своих позициях. Очень четко выражается. Образно. Жаль что в статье всего не передашь.

  • Анонимно
    29.11.2018 10:26

    Понравилось, как Камиль хазрат про авторские права сказал. 1000 % ПРАВ!!!

  • Анонимно
    29.11.2018 10:28

    Камиль хазрат - самый открытый муфтий России. Это признали все на Махалле.

  • Анонимно
    29.11.2018 10:28

    А ещё он доходчиво объяснил про халяль. Ещё раз убедились, что проблемы нет. Но только в статье почему-то не написали.

    • Анонимно
      30.11.2018 10:40

      Самый смешной халяль у татар - это казылык.
      По Корану мусульмане конину не едят.

      • Анонимно
        30.11.2018 11:43

        Где в Коране это написано? Нету там такого! У всех тюрок-мусульман это распространенная пища.

        • Анонимно
          30.11.2018 13:28

          11.43. Көръән тәфсире, - Казан, 1993. Умарта кортлары сүрәсе, 8 аят:

          "... аларның (ат,качыр, ишәк) итен мөселманнар ашамыйлар."

  • Анонимно
    29.11.2018 10:30

    А мне показалось очень здравомыслящим человеком. Правильные вещи говорил.

  • Анонимно
    29.11.2018 10:32

    Алим которой разбираеся во всех шариатских науках. Не то что другие

  • Анонимно
    29.11.2018 10:38

    На безрыбье и рак рыба.

  • Анонимно
    29.11.2018 10:39

    Камиль Хазрат Самигуллин, а можно ваш бюджет в 200 млн в год часть денег направить на строительство мечети Жамиг в Набережных Челнах.
    Это центральная мечеть города под окнами мэрии Челнов. Спасибо.

    • Анонимно
      29.11.2018 11:09

      а как мэрия под своим окном спокойно на это сиотрит?

    • Анонимно
      29.11.2018 11:25

      Для чего мэрии города лицезреть мечеть , религиозное заведение? Мэрия -это светский инструмент гражданского общества.

    • Анонимно
      30.11.2018 04:53

      200 млн я сам истрачу, как надо. Не лезьте с рекомендациями! К хазрэт

  • Анонимно
    29.11.2018 11:17

    Если не он то другой, а имеем компетентен, открыт!

    Система сложна - быть ей уместным с чистой совестью, дорого стоит!

    Структура купирует угрозы из вне.

    Внутри и на местах к сожалению этим заигрываются в угоду собственных интересов. Без страха перед Всевышнем(.

  • Анонимно
    29.11.2018 11:22

    Читаю комменты и диву даюсь: до чего люди вокруг злые-то!

    • Анонимно
      29.11.2018 12:45

      Не надо удивляться! Сидя на диване все Експерты! Сидят, хают! Делают-не так делаете! Не делают-почему не делаете!? А сами пустышки...

  • Анонимно
    29.11.2018 11:36

    Это наш ответ тебе Илон Маск)

  • Анонимно
    29.11.2018 12:30

    Если бы вы работали над возвращением татарского языка в школы или создавали бы медресе современного типа с татарским языком и ай им и английским и китайским и арабскими языками по всей Росси вот тогда я бы мог сказать что вы не зря просиживаете

    • Анонимно
      29.11.2018 13:28

      Разочарую вас: в медресе обучение ведётся на татарском.

      • Анонимно
        29.11.2018 17:29

        Есть ли в медресе эффективные методики обучению разговорному татарскому с элементами разьяснительной грамматики и продвигаются ли такие методики в др.регионах РФ где проживают татары ?Думаю это была альтернативная возможность сохранить язык и веру в данных непростых условиях.

      • Анонимно
        30.11.2018 10:57

        13.28. Бик яхшы.
        Но соврем. медресе не входят в систему образования, они являются только курсами повыш. квалиф. для мулл.

        • Анонимно
          30.11.2018 11:45

          Учащиеся медресе - еще не муллы, это просто мусульманская молодежь.

          • Анонимно
            30.11.2018 13:31

            11.45. Медресе - училище для мулл, которое не входит в гос. систему образования.

  • Анонимно
    29.11.2018 13:21

    ПУСТЬ АЛЛАХ ДАРУЕТ КАМИЛЬ ХАЗРАТУ ТЕРПЕНИЯ! ОБВИНЯТЬ ВО ВСЕХ БЕДАХ МУФТИЯ - ЛЕГКО КОНЕЧНО! А ЧТО СДЕЛАЛИ ВЫ, КОММЕНТАТОРЫ, ДЛЯ ПРОЦВЕТАНИЯ ОБЩЕСТВА?

  • Комар
    29.11.2018 13:31

    Муфтий красавчик.

  • Анонимно
    29.11.2018 15:00

    Создаётся такое впечатление в незрелом сознании, но надо придумать какую-то методику чтобы создавалось впечатление большей активности.

  • Анонимно
    29.11.2018 16:31

    Передают, что ‘Аиз ибн ‘Амр аль-Музани, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

    «Ислам всегда на высоте и никогда не будет превзойден». Этот хадис передал ад-Даракутни.

    Хафиз Ибн Хаджар и имам ас-Суюты назвали этот хадис хорошим. См. «Фатхуль-Бари» 3/175, «Джами’ ас-сагыр» 3063, «Ирвауль-галиль» 1268.

    С уважением, Абдуррауф Забиров

  • Анонимно
    29.11.2018 23:21

    все свободно рассуждают о чём никто ничего не знает,т.е.о боге.

  • Анонимно
    30.11.2018 11:00

    Мәчетләр дә булсын.
    Әммә безгә бүген заманча дөньяви татар мәктәпләре кирәк.

  • Анонимно
    30.11.2018 11:01

    Ак Байлар, мәктәпләр ачуга алыныгыз!

  • Анонимно
    30.11.2018 11:02

    Дин милләткә хезмәт итәргә тиеш. Ә безнең киресенчә килеп чыга.

  • Анонимно
    30.11.2018 11:03

    Ислам татарның саклавына мохтаҗ түгел.
    Ә үзе татарны саклауга ярдәм итәргә мөмкин.

  • Анонимно
    30.11.2018 11:05

    РФ-нең башка төбәкләрендәге татар мөселман оешмаларын
    ТР МДН (ДУМ РТ)-га кабул итәргә кирәк.

  • Анонимно
    30.11.2018 13:00

    «Друзья!
    Хоть вы охрипните, хваля друг дружку, —
    Всё ваша музыка плоха!..»
    За что же, не боясь греха,
    Кукушка хвалит Петуха?
    За то, что хвалит он Кукушку.

  • Анонимно
    30.11.2018 16:26

    Сезнен, нерсэ тартып утыруыгыз безгэ мэглум тугел... Лэкин буген жомга намазында куп мэчетлэрдэ аяк киему куела торган урыннарда да сэждэ кылып намаз уку шактый кыен иде хазрэт. Жомга намазлырын укырга урын житми!!!!! Шушы проблеманы "перекур" вакытыгызда булса да хэл итергэ торышсагыз иде, э узегезнен халдэн килмэсаэ оештырыгыз акча жыюны!!!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль