Общество 
1.12.2018

«В своих произведениях он никогда не писал о татарах плохо…»

Закрытие Года Льва Толстого: что читает Ирада Аюпова, кому Ильшат Гафуров посвятит 2019-й, как Салават Щербаков отметился во дворе КФУ

Казанский федеральный университет отныне каждый год будет посвящать выдающейся личности, оставившей след в истории вуза, рассказал сегодня журналистам Ильшат Гафуров, оценив опыт Года Лобачевского (2017-й) и Года Толстого (2018-й). Как в столице Татарстана стало одним памятником великому писателю больше, почему Разиль Валеев не дочитал «Войну и мир» и что думает о будущем 200-летии классика его праправнук — советник Владимира Путина.

Кульминаций Года Толстого в РТ стало открытие бюста в честь классика русской литературы, теперь памятник расположен во дворе КФУ Фото: kpfu.ru

ИЛЬШАТ ГАФУРОВ: «К ТОЛСТОМУ ИМЕЮТ ОТНОШЕНИЕ ВСЕ…»

Удивительный факт, но два самых известных студента Казанского, тогда еще Императорского, университета, составляющие гордость учебного заведения, даже не имели диплома своей альма-матер. Это Владимир Ленин, чье имя долгие годы носил КГУ, и Лев Толстой. Выдающийся классик русской литературы «протирал штаны» в казанских аудиториях меньше трех лет, но так и не окончил университет. Впрочем, так ли это важно? Например, Билл Гейтс тоже не посчитал нужным получать вышку…

В любом случае весь мир чтит Толстого, его произведения переиздаются, экранизируются, а в КФУ еще два года назад решили, что 2018-й, когда исполнится 190 лет со дня рождения писателя, будет в университете Годом Льва Толстого. Год спустя указом президента РТ Рустама Минниханова празднования приобрели и республиканский уровень. В течение 12 месяцев в Татарстане проходили различные мероприятия, посвященные «зеркалу русской революции», как называл его коллега-недоучка Ленин, научно-практические конференции, образовательные фестивали, правда, так не успели с учреждением премии Толстого для литераторов и лингвистов, о чем писал «БИЗНЕС Online».

Вчера же совместно с международной ассоциацией преподавателей русского языка и литературы была проведена казанская площадка международного саммита  языков и культур. Ректор КФУ Ильшат Гафуров, выйдя к журналистам, рассказал сегодня об этом. «Вчера прошел диктант на английском языке, посвященный Льву Толстому, его любви к музыке. Читал этот диктант председатель Верховного суда нашей республики Ильгиз Гилазов. В диктанте участвовали порядка 30 тысяч человек! — сообщил ректор КФУ. — В прошлом году был день рождения легендарного ректора Николая Лобачевского, мы отмечали вместе с вами его 225-летие, этот год прошел активно для всего математического сообщества мира. Охват же Года Льва Толстого был намного больше. Понятно, что личность другая. К Толстому имеют отношение все…»

По словам Гафурова, возглавляемый им вуз каждый год станет посвящать какой-то выдающейся личности. Кому будет посвящен следующий, а это, по восточному гороскопу, год Свиньи, ректор КФУ не стал уточнять: «Ну а следующий год… Давайте завершим этот, я не буду анонсировать. Вы узнаете первыми».

Почетным гостем церемонии завершения Года Толстого стал праправнук писателя Владимир Толстой — советник президента РФ по вопросам культуры, председатель совета при президенте России по русскому языку. «Мне, как Толстому, очень приятно, что у прапрадеда отмечается юбилейная дата. Республика Татарстан — единственный субъект в РФ, который официально объявил Год Толстого, и это заслуживает огромного уважения. Мы сейчас, отпраздновав 190-летие, начинаем готовиться к 200-летнему юбилею, поэтому заделы, сделанные сейчас, точно не пропадут. Они станут фундаментом для глобального отмечания юбилея Льва Толстого. Я под большим впечатлением от мощи Казанского федерального университета — сегодня это один из ведущих вузов страны», — сказал многолетний директор музея-усадьбы «Ясная Поляна».

Почетным гостем церемонии завершения Года Толстого стал праправнук писателя Владимир Толстой — советник президента РФ по вопросам культуры, председатель совета при президенте России по русскому языку Фото: kpfu.ru

РАЗИЛЬ ВАЛЕЕВ: «ДА, ТОЛСТОЙ — РУССКИЙ ПИСАТЕЛЬ, УНИВЕРСИТЕТ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ, НО ВЕДЬ ЗДЕСЬ ЖИВУТ 53 ПРОЦЕНТА ТАТАР»

Кульминаций Года Толстого в РТ стало открытие бюста в честь классика русской литературы, теперь памятник расположен во дворе КФУ. Автором идеи бюста стал небезызвестный скульптор Салават Щербаков, создавший в Москве спорные образы конструктора Михаила Калашникова и крестителя Руси князя Владимира. Реализовалась же идея в рамках небезызвестного проекта Михаила Сердюкова «Аллея российской славы», под эгидой которого в Казани уже появились бюсты Зорге и Джалиля.

Сам Сердюков, выступая на церемонии, рассказал, что Толстой — это не последний проект в столице Татарстана: «10 декабря в Казани будет открыт бюст Марата Ахметшина, школа в его честь сейчас есть в городе. 28 февраля исполняется 100 лет Казанскому танковому училищу, на его территории будут установлены бюсты героев войны 1941–1945 годов и героев сегодняшних дней, именно танкистов, которые погибли в наше время. Есть такой проект, в рамках „Аллеи российской славы“ мы бесплатно устанавливаем в учебных заведениях, воинских частях бюсты граждан, прославивших государство российское».

Первым среди выступивших был все тот же Гафуров: он рассказал, как учился здесь юный Лев и как потом, через 61 год, вернулся в Казань для того, чтобы отпраздновать свое 80-летие. Тогда Толстому и было присвоено звание почетного члена Казанского университета.

Пришедшие охотно делились своим мнением о творчестве писателя. Так, депутат Госсовета РТ Разиль Валеев признался, что в детстве читал произведения «зеркала русской революции» исключительно по-татарски, тогда это дело было поставлено на высокий уровень. «На татарском есть перевод „Хаджи Мурада“, „Войны и мира“. Признаюсь, „Войну и мир“ не смог до конца освоить — довольно объемная книга. То, что мне нравится в Толстом, — он очень хорошо относился к нашему народу. Удивительный факт, но у Толстого были низкие баллы по русскому языку, а по татарскому — оценки 4 или 5. Он очень хорошо знал татарский язык. В своих произведениях Толстой никогда не писал о татарах или других нерусских народах плохо. Тот же Пушкин, которого я ни в коем случае не хочу в чем-то обвинять, например, начинает одно из своих произведений словами „Незваный гость хуже татарина“», — рассказал Валеев нашему корреспонденту. «Бюст установлен в Татарстане, было бы неплохо, если бы на постаменте написали и по-татарски, у нас ведь два государственных языка. Да, Толстой — русский писатель, университет федеральный, но ведь здесь живут 53 процента татар, должно же быть уважение», — резюмировал поэт и парламентарий, вспоминая недавнюю историю с открытием памятника Марджани.

Ирада Аюпова не просто читала «Войну и мир», а, что называется, перепахала роман от корки и до корки Фото: kpfu.ru

ИРАДА АЮПОВА: «Я ЧИТАЛА, ДАЖЕ ВЫПИСЫВАЛА ЦИТАТЫ»

А вот министр культуры РТ Ирада Аюпова не просто читала «Войну и мир», а, что называется, перепахала роман от корки и до корки. «Я читала, даже выписывала цитаты: там действительно потрясающие фразы, которыми можно обогащать свою речь. Думаю, что и молодежь читает. Моя дочь, к примеру, читает. Мне нравится „Крейцерова соната“, на все жизненные периоды у Льва Николаевича есть произведение. Мы недооцениваем мощь нашей классики, причем не только в части культуры слова, но и в том числе… Сегодня у молодежи зачастую нет такого стержня. Классика дает этот стержень. Если мы приучим молодежь читать, привьем культуру чтения, то многое может поменяться. Не только в части литературы... Это такой отложенный социальный эффект, потому что мотивация другая будет у людей», — отметила глава культурного ведомства.

А вот на театральной сцене Толстого ставят не так охотно. С корреспондентом «БИЗНЕС Online» согласился и художественный руководитель Качаловского театра Александр Славутский: «Хороший автор, я его люблю, но для этого (постановок прим. ред.) необходимо, чтобы ситуация созрела. Толстого реже ставят, но его драматургия вполне достойная, например прекрасная „Власть тьмы“, замечательный „Живой труп“... Мне нравится. У нас в репертуаре нет, я собираюсь ставить, но, во-первых, он не такой веселый, сложный писатель, а зрителям надо веселое…»

О Толстом еще много говорили на официальной церемония закрытия Года писателя. Она прошла в Императорском зале КФУ, гостями мероприятия были вице-премьер РТ Лейла Фазлеева, депутат Госдумы РФ Марат Бариев, генсек международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы Наталья Брунова, нынешний директор музея-усадьбы Л.Н. Толстого «Ясная Поляна» Екатерина Толстая, ученые-русисты из разных стран. Выступления чередовались музыкальными номерами, например исполнением произведений Моцарта, которого очень любил Лев Николаевич, и бальными танцами. Все согласились с тем, что Год Толстого в Татарстане прошел успешно, а на днях должна разрешиться главная интрига 2019-го: кому — студенту, выпускнику, преподавателю или ректору — посвятят в КФУ следующий год. 

Видео: Амир Сафин
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (209) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
1.12.2018 16:57

Мерило величия писателя - писал или не писал плохого про татар?! Да, действительно все запущено у нас

  • Анонимно
    1.12.2018 16:38

    Крайне неудачный памятник! Почему Лев Толстой не изображен молодым? Ведь перед Университетом памятник Володе Ульянову, а не Ленину - вождю мирового пролетариата!

    • Анонимно
      1.12.2018 17:42

      А чем же прославился сам и прославил Казанский университет "молодой" Володя Ульянов, что заслужил памятник?

      Вроде как захватом в декабре 1887 г. главного здания КУ в составе тайной организации ничем не прославился?

      Но ведь "захватчиков" было много, а памятник поставили только В.Ульянову...

      Памятник ставили не студенту (но уже террористу) Ульянову, а диктатору Ленину - это "подхалимство" "красных профессоров" Казанского университета.

      • Анонимно
        1.12.2018 18:35

        Но все-таки Володя Ульянов изображен молодым, а не с лысиной на броневике!

        • Анонимно
          1.12.2018 19:14

          Это правда - но чисто внешняя правда.

          Памятник В.Ульянову не передаёт всей внутренней злобы и ненависти, которой он бы пропитан ко всему миру уже со студенческих лет.

          • Анонимно
            1.12.2018 20:38

            А Толстой уже с юных лет был мудр не по годам, точнее, как старец! Так что ли? Поэтому и памятник ему такой поставили на территории Университета?

          • Анонимно
            1.12.2018 20:54

            "Памятник В.Ульянову не передаёт всей внутренней злобы и ненависти, которой он бы пропитан ко всему миру уже со студенческих лет"

            Абсолютно,верно,но по Буржуйским Законам.Если бы прочитал 56 Томов ,что Владимир Ильич написал,то понял бы,что Ульянов В.И.был против подавления Личности,Эксплуатации Труда Человека.Потому Он стал Революционером,и бросил Студенческий Билет.Но,Экстерном,сдал Экзамены в Санкт-Петербурге.Перед Профессорами.Хотел бы прочитать,что НЕКТО,Мажор сдал Экстерном,весь Курс обучения в Университете. Такого не будет,НИКОГДА.

            • Анонимно
              2.12.2018 20:11

              1.12.2018 20:54
              Вы сравните как жил простой американский рабочий и как жил простой советский рабочий, а потом сдайте эти 56 томов в макулатуру!

              • Анонимно
                2.12.2018 21:45

                На вождя не вешайте дела после 1922 года. Это не его время решений и ответственности.

                • Анонимно
                  2.12.2018 23:35

                  Т.е. в 1922 г. Россия была сытой, благополучной и процветающей страной?
                  А Европа и Америка как раз начали "загнивать"

                  • Анонимно
                    3.12.2018 12:01

                    23:35 Если вы профессиональный "засланный казачок", разъясняю, чтобы не знающие историю не увлекались вашими "силлогизмами".
                    Ленин в 1922 г. закончил гражданскую войну и по болезни ушел с руководящей политической деятельности. Страна была в разрухе после двух войн. А Европа уже три года "отдыхала", восстанавливалась. Американцы почти не участвовали в 1 мировой, наоборот, нажились на поставках воюющим странам и кредитовании их.
                    Про загнивание и прочие изощрения можете писать дальше.

          • Анонимно
            1.12.2018 21:09

            Вообще-то Володя Ульянов незадолго до поступления в Университет в 1887 году потерял родного брата Александра, которого казнили 8 мая того же года. Было бы странно, если бы он после этого любил весь свет. И надо отдать должное его характеру, потому что он в такой ситуации все-таки смог сдать вступительные экзамены!

            • Анонимно
              1.12.2018 22:02

              Вам надо лучше знать биографию своего кумира - никаких вступительных экзаменов он не сдавал! "Владимир Ульянов подал прошение о зачислении его на юридический факультет Казанского университета. Однако для руководства университета не были тайной родственные связи автора заявления с казненным террористом. Решение было отсрочено, и в Симбирск отослан дополнительный запрос. Федор Михайлович Керенский дал своему выпускнику самую блестящую характеристику: «Ни в гимназии, ни вне ее не было замечено за Ульяновым ни одного случая, когда бы он словом или делом вызвал в начальствующих и преподавателях гимназии непохвальное о себе мнение. За обучением и нравственным развитием Ульянова всегда тщательно наблюдали родители… В основе воспитания лежали религия и разумная дисциплина». В результате Владимир Ульянов был принят в число студентов. " https://inkazan.ru/article/tilda/28-11-2017/lenin-i-kerenskiy-kto-pomog-vozhdyu-postupit-v-kazanskiy-universitet

            • Анонимно
              2.12.2018 14:11

              Из-за брата Володя Ульянов не мог поступить в столичные университеты - был запрет. Поэтому семья Ульяновых оказалась в Казани.

              А вступительные экзамены он не сдавал - приняли по результатам учебы в гимназии, вроде как по результатам ЕГЭ сейчас. Правда перед приемом посылали запрос в Симбирск о благонадежности и поведении.

          • Анонимно
            1.12.2018 23:25

            я и мое поколение пропитаны презрением и отвращением к современным властям, отобравшим у нас бесплатную медицину, образование,поднимающим пенсионный возраст. А Ленин был великой личностью

            • Анонимно
              2.12.2018 20:20

              1.12.2018 23:25
              Говорите за себя! А в любом поколении, есть разные люди, с абсолютно разными политическими убеждениями!

      • Анонимно
        1.12.2018 22:21

        Именно благодаря Ульянову Ленину и Муллануру Вахитовк появился ТАССР. Спасибо ему за это.
        Был маниест 1918 года подписанный Лениным, но это уже другая история.

        • Анонимно
          1.12.2018 23:51

          Решение о создании ТАССР было принято после встречи в 10ч.30мин. 22.03.1920г. В.И. Ульянова-Ленина с Б.Мансуровым, М.Султаном-Галиевым и С.Саид-Галиевым. Факт и содержание встречи подтверждается воспоминаниями С.Саид-Галиева и дежурного секретаря Ульянова-Ленина Бричкиной С.Б.

        • Анонимно
          2.12.2018 06:12

          Да, именно международные марксисты-террористы Ленин и Троцкий создали АТССР - в 1920 г. - и другие национальные образования, чтобы привлечь на свою сторону как можно больше сторонников и спасти свою жизнь, свою шкуру от международного суда и висилицы.

          Но уже через год при попустительстве Ленина и Троцкого по всей России разразился страшный голод, который только в АТССР унес около 1 млн. человеческих жизней и окончательно разрушил всю промышленность, сельское хозяйство, науку и образование.

          • Анонимно
            2.12.2018 14:41

            Сколько жизней унесла "великая депрессия ", разразившаяся в 1929г. по всему буржуазному миру ?


            • Анонимно
              2.12.2018 14:49

              Буржуазный мир не должен быть столь интересен для нас, как наши миллионные жертвы голодомора и коллективизации, к которым привела политика ВКП(б) в СССР.

              • Анонимно
                2.12.2018 16:48

                меня больше интересуют куда уходят мои пенсионные отчисления за 30 лет моего трудового стажа.
                Правда всегда одна.

    • Анонимно
      1.12.2018 17:49

      Перед смертью Толстой сказал, что умирает Магометанином. То бишь мусульманином! Русским по национальности, мусульманином по вере.

      • Анонимно
        1.12.2018 18:23

        это неправда.перед самой смертью Толстой посетил православный монастырь - Оптину пустынь - и даже хотел там остаться.

        • Анонимно
          1.12.2018 22:40

          Известно, что Толстой симпатизировал учению Ислама. В молодые годы он занимался поиском религии и себя в религии и мечтал об основании новой религии Христа, очищенной от церковного христианства. Молодой писатель переписывался с муфтием Египта Мухаммадом Абдо, известным реформатором ислама и лично общался со многими татарами, как сторонниками традиционного мусульманства, так и реформаторами. 

          Его совершенно неординарное мышление было непонятным для российского общества. Духовные поиски привели его к переосмыслению значения церкви: "Мир делал все что хотел, предоставляя церкви, как она умеет, поспевать за ним в своих объяснениях смысла жизни. Мир учреждал свою, во всем противную учению Христа жизнь, а церковь придумывала иносказания, по которым бы выходило, что люди, живя противно закону Христа, живут согласно с ним. И кончилось тем, что мир стал жить жизнью, которая стала хуже языческой жизни, и церковь стала не только оправдывать эту жизнь, но утверждать, что в этом-то состоит учение Христа" – пишет Толстой в Ясной Поляне в 1909 году. Естественно, что за этим последовало его «отлучение от церкви».

          • Анонимно
            2.12.2018 00:20

            И вы пришли к выводу,что отлученный от Церкви Толстой стал приверженцем Ислама?

            • Анонимно
              2.12.2018 16:59

              Думаю, он не стал приверженцем чего-то, а отрешился от религиозного фанатизма и догматизма. Для этого надо быть человеком с жизненным опытом, знаниями и с большой культурой, гуманизмом в душе.

      • Анонимно
        1.12.2018 19:02

        Неее ,не только Толстой , почти все русские писатели сказали перед смертью ,хотим умереть магометанином, то бишь мусульманином.И их пора перевести в татарские писатели.Первым вроде сказал Гоголь.

        • Анонимно
          2.12.2018 04:33

          А Ломоносов вообще хадж совершал. Шёл в Мекку, но подзадержался в Москве, потом дела, да то да сё... научные открытия. Так и не дошёл до Мекки.

          • Анонимно
            2.12.2018 15:56

            04=33 Ладно, Слава Богу не дошел до Меккы.И повернул в Германию. Ученого с мировым именем потеряли бы в пути.

          • Анонимно
            4.12.2018 12:24

            А Ломоносов разве тоже был татарином.

            • Анонимно
              4.12.2018 18:40

              Обязательно! Ломоносов - татарин! Все хорошие люди - только татары!

        • Анонимно
          2.12.2018 09:10

          Отец Пушкина и так был татарином, это всем известно. А Ленин чувашином, потому что больно умный, больше в некого

          • Анонимно
            2.12.2018 09:26

            Когда в своём народе нет ни одного известного во всём мире писателя, так и тянет к другим культурам! Вы так и у Шекспира татарские корни найдёте...

            • Анонимно
              2.12.2018 13:33

              Про Шекспира молчали бы уж. Специалисты по его произведениям вообще, считают, что шекспироведение зашло в тупик в изучении жизни этого "автора" и "его" сочинений.

              • Анонимно
                2.12.2018 13:45

                То есть, Вы уже уверены в его истинно-татарском происхождении?

                • Анонимно
                  2.12.2018 16:11

                  ВАШУ ОТСЕБЯТИНУ ВОЗВРАЩАЮ ВАМ. ТАК ЖЕ, КАК И ДОМЫСЛЫ О КОРНЯХ ШЕКСПИРА.

          • Анонимно
            2.12.2018 15:24

            Отеч Ульянова-чувашин.Только Русские из Москвы молчали об этом.А мать была Немкой.Отец,был в постоянных разъездах.Так что,Владимира воспитывала Мать.До конца Жизни он Любил свою Мать.И Мать оказалась,Мудрой.Она была на приёме,у Самого,чтобы Володе дали возможность получить Образование.В своё время продала Имение в Кокушкино,а деньги положила в Банк.Проценты,пересылала,уже Ленину,когда Он жил в Швейцарии.На эти деньги Владимир Ильич готовился ,к свержению Царизма.Власти,Гольштейнов.А ведь,справился.

            • Анонимно
              2.12.2018 16:00

              А я-то думал, что он на деньги немецкого Генштаба революцию устроил. Оказывается на мамины, от продажи Кокушкино. Спасибо, просветили!

            • Анонимно
              2.12.2018 16:04

              Пора вам выдвигаться на Шнобелевскую премию.Такое открытие про Ленина до вас еще никто не делал.Рады за вас !

          • Анонимно
            4.12.2018 12:25

            Похоже все великие люди произошли от татар.

      • Анонимно
        2.12.2018 03:07

        Тебе сказал?

      • Анонимно
        2.12.2018 03:08

        Точно все запущено!

      • Анонимно
        2.12.2018 10:13

        Разве он писал о татарах?

    • Анонимно
      2.12.2018 06:39

      16.58 неужели Вам непонятно то, что Ульянов-Ленин около КГУ изображен таким, каким он был в те годы, когда учился в нем. Лысый и с бородкой он стал намного позднее. На броневике около КГУ не выступал.

    • Анонимно
      2.12.2018 14:07

      Для 16:38

      Человек на памятнике должен быть узнаваем, а Льва Николаевича Толстого мы все знаем почему-то, как пожилого человека с бородой. Не с такой кудрявой, конечно, как на новом памятнике. Если бы памятник был молодому Толстому, то его НИКТО бы НЕ узнавал. Тем более издали...

      Ленина мы узнаем в любом его возрасте. Так Володю Ульянова многие помнят по октябрятским значкам, на которых "... Ленин маленький с кудрявой головой..."

      • Анонимно
        2.12.2018 14:21

        Так на памятнике написано, кто он - Толстой или кто другой! И зачем его вообще узнавать на расстоянии? Смысл в этом какой? Главное в том, что Толстой здесь в КИУ учился и был в этот период не дедушкой, а юношей!

      • Анонимно
        2.12.2018 14:22

        Через 108 лет после смерти Льва Толстого чтут и уважают больше, чем при жизни, когда его отлучали от церкви. Про Ленина такого не скажешь - к 2032 году его вполне могут вынести из Мавзолея, а школьники вряд ли будут тогда знать, кто это такой.

  • Анонимно
    1.12.2018 16:41

    Какое отношение этот человек в возрасте имеет к Казанскому Университету? Только то, что его произведения на некоторых факультетах проходят? Очень странный монумент!

  • Анонимно
    1.12.2018 16:42

    Сделали к 200-летию, чтобы галочку поставить!

    • Анонимно
      1.12.2018 17:19

      Пардон, к 190-летию!

    • Анонимно
      1.12.2018 17:26

      Казанские памятники успешно размножаются: только в центре, на расстоянии, не более 1 километра, - 2 Ленина, 2 Тукая, 2 Толстого... Кто следующий?

  • Анонимно
    1.12.2018 16:48

    Что с музеем-то писателя? Может, все-таки перенести его в другое здание рядом с первым памятником, тогда он автоматически войдет в туристический маршрут вместе с музеями Баратынского (Боратынского) и Горького (Пешкова)?

  • Анонимно
    1.12.2018 16:49

    Спасибо за критику, уважаемый Разиль Валиев! Учту на будущее. Подпись: Александр Пушкин.

    • maximteregul
      1.12.2018 17:49

      Конечно Валеев "круче"))), ведь ни у Пушкина, ни у Толстого не было столько госнаград как у Валеева.)))

      • Анонимно
        1.12.2018 18:38

        И не было у Пушкина столько переводов одного стиха на 50 или сто языков! Не дорос до нашего народного !

        • Анонимно
          1.12.2018 23:00

          Кстати,произведения Пушкина переведены на 157 языков народов мира. Вам необходимо больше читать и изучать Пушкина!

      • Анонимно
        1.12.2018 18:53

        Хорошая ирония и юмор.

      • Анонимно
        1.12.2018 22:56

        Зависть - штука коварная и неперспективная...Считать деньги в чужих карманах, завидовать успехам и наградам других всегда считалось дурной привычкой.

        • maximteregul
          1.12.2018 22:59

          Как идут продажи личной библиотеки в Национальную библиотеку РТ?)))

          • Анонимно
            3.12.2018 13:42

            продаю в НБ РТ (дочери, к-рую туда протолкнул вовремя!) все подаренные мне книги и книги, изданные через ТАИФ фондом ЖЫЕН, заработал на коттедж у Госсовета и на мн др Разиль

            • Анонимно
              3.12.2018 23:42

              Ты ведь знаешь и о том,что Разиль Валеев подарил НБ РТ более 2000 тысяч книг с автографами. Почему об этом не пишешь?
              С уважением, коллега.

    • Анонимно
      2.12.2018 14:16

      Спасибо,"Александр Сергеевич",за чистосердичное признание...и политкорректность.

  • Анонимно
    1.12.2018 16:56

    В отличие от Эфиопа

  • Анонимно
    1.12.2018 16:57

    Мерило величия писателя - писал или не писал плохого про татар?! Да, действительно все запущено у нас

    • Анонимно
      1.12.2018 17:47

      Вы ошибаетесь: есть ещё один, архиважный критерий - знание татарского языка. Поэтому любой член СП РТ, владеющий татарским, намного круче какой-нибудь Гузель Яхиной!

    • Анонимно
      1.12.2018 18:39

      Разиля кто-нибудь читает? Кто то считает его поэтом?

      • Анонимно
        1.12.2018 22:10

        Например,я читаю и многие татары читают Разиля Валеева.. А песни,написанные на его стихи очень популярны в народе. Их испоняют корифеи татарской сцены начиная с Ильгама Шакирова.
        А вы каких поэтов,писателей читаете? Или вы,как представитель одного малого народа,не читатель,а писатель?

        • Анонимно
          2.12.2018 14:21

          Ничего не поделаешь,обычно неудачники бывают очень завистливыми, особенно таких много среди творческих людей.

  • Анонимно
    1.12.2018 16:57

    Надпись на постаменте на русском языке: Лев Николаевич Толстой, надпись на татарском языке: Арслан Николай улы Толстой. Господин Валеев, так устроит? А о туристах то забыли! Ещё одну надпись надо бы разместить. На английском языке.

    • Анонимно
      1.12.2018 17:38

      Не знал Толстой татарского, хотя и учил его в университете! В 1909 г. так и написал: "Всё забыл, кроме нескольких слов..." Не нужен он ему оказался в жизни и творчестве.

    • Анонимно
      1.12.2018 18:51

      16. 57. Перевод немножко не точный.Нужно писать Арслан Николай малае Толстой.

      • Анонимно
        1.12.2018 20:11

        Зря Толстой не подписывался в своих письмах "Толстой урамы тукталышы" ))) Много не знал, хоть и великий...

        • Анонимно
          1.12.2018 22:33

          Зачем Толстому так подписываться,Он был из Татар.Его предки были из Татар.Надо знать,после писать.

    • Анонимно
      2.12.2018 12:25

      На английском тоже надо.

  • Анонимно
    1.12.2018 16:59

    В Казани нет русского драматического театра.

    Есть семья Славутских.

    В Уфу всем рекомендую ездить.

    Это потрясающе! Там русский драмтеатр.

    • Анонимно
      1.12.2018 17:52

      Я всегда думал, что зрителям надо талантливое, но Славутский знает лучше - только весёлое!

      • Анонимно
        1.12.2018 20:12

        Дык, Рауфаль думает, что местным зрителям вообще ничего не надо...

  • Мои родители благодаря Льву Толстому меня назвали Муратом,в честь его повести Хаджи Мурат,борца с самодержавием!! А то все Татары своих детей называли по Французски Маратами!

    • Анонимно
      1.12.2018 17:18

      17:01. Марат (Жан-Поль)- символ Великой Французской революции, один из лидеров "якобинцев". Имел прозвище "Друг Народа". В общем, татары с Маратом не ошиблись!

      • Анонимно
        1.12.2018 19:57

        Упырь был еще тот этот французский Марат... А вот любовь татар к именам латиноязычных народов (Марат, Рафаэль, Марсель и т. д. и т. п.) рационального объяснения не имеет... Ну разве что чтобы не как у русских... Англоскасонские имена в явном пренебрежении у татар...

        • Анонимно
          2.12.2018 07:09

          Есть хадис: Судный День будет идти 50 тыс лет, первыми в Рай войдут пророки, после их сподвижники, исламские учёные, а потом те, у кого красивые мусульманские имена с хорошим значением.

          • Анонимно
            4.12.2018 14:08

            Не существует мусульманских имен по определению и не может существовать. Потому что не существует мусульманского языка. Потому что мусульманин - это просто "верующий" человек на арабском. Поэтому имена будут либо арабские, либо любые другие на языке верующих людей. То есть, попросту говоря - любые...

        • Анонимно
          2.12.2018 14:24

          " ... рационального объяснения не имеет... Ну разве что чтобы не как у русских... Англоскасонские имена в явном пренебрежении у татар"
          При чем здесь это? Современные семьи, заводящие детей имеют любой набор именников. Информации более чем достаточно. Ничем не ограничен выбор у русских, татар и других.
          У русских тоже есть Викторы, Константины, Романы ...
          У татар встречаются Альберт, Альфред, Роберт, Фердинанд, Алиса, Изольда ...
          В общем не надо русскому укоряюще акцентировать постоянно на желании татар называть детей "нерусским" именем. Обратного явления я что-то здесь ни разу не читал.

          • Анонимно
            2.12.2018 14:31

            Если татары, в самом деле, так любят Тукая, почему так мало родителей называют своих сыновей Габдуллой?

            • Анонимно
              2.12.2018 15:32

              Габдулла,хорошее имя.Что мало родителей называли его именем,тому есть пояснение.После Социалистической Революции,эти Имена отвергались и не Регистрировались,как буржуазный пережиток.Народ был не в Грамоте.

              • Анонимно
                2.12.2018 16:40

                15-32 Если народ был не в Грамоте , то и народ не знал Тукая.В Казани может БЫТЬ знали кто такой Тукай. То на глубинке откуда им знать.Из каких источников?

                • Анонимно
                  2.12.2018 17:15

                  Да,Тукай возник в Эпоху,становления Татарской Буржуазии.Тукай,как Народный поэт,почувствовал и описал в Художественной форме,что Народ просыпается.Мы,Татары,своих капиталистов не отделяем от Народа.Творчество Габдуллы Тукая,не носит,всецело политический характер,скорее Всенародный.

            • Анонимно
              2.12.2018 16:20

              14:31 Потому что они впервые узнали ваше требование к ним.

        • Анонимно
          2.12.2018 15:30

          Татарская конница,наводила ужас Французам,при Наполеоне.Гуляя,по Парижу,им понравились Имена.Потому много имён у Татар,от французов.Нормальное явление.Только никто не подсчитывал,сколько француженок,воспитали детей Татар.Стоило бы провести Генетический анализ.

          • Анонимно
            2.12.2018 16:00

            автор от 15-30 Татарской конницы вообще не было. Была конница из Мишар, Нагайбаков,Тептяр, Башкир.Историю учите.

            • Анонимно
              2.12.2018 16:33

              Мишар, Нагайбаков,Тептяр-не пугайся,но они все Татары.

              • Анонимно
                2.12.2018 16:43

                (((Мишар, Нагайбаков,Тептяр-не пугайся,но они все Татары.\\\ Если было бы так .Писали бы ТАТАРЫ. А не называли бы каждый народ по отдельности. Это после Революции ИХ всех насильно записали в Татары.

                • Анонимно
                  2.12.2018 17:12

                  Сталин,начал Татар делить.Троцкисты активно помогали.

                  • Анонимно
                    2.12.2018 17:26

                    ((Сталин,начал Татар делить.Троцкисты активно помогали.)))
                    Нет. Это вы должны быть благодарны Сталину , нет , Иосифу Виссарионовичу. Смотрите , из каких народов вам сделал численность.Каких народов ВАМ приписал.

    • Анонимно
      1.12.2018 19:45

      Представляете как бы вас назвали родители благодаря английским народным балладам, уважаемый Мурат? Робином! Известным борцом с богатыми в пользу бедных! Который Гуд!)))

    • Анонимно
      2.12.2018 08:29

      Два значить имя у тебя кавказское ? А я то думал ... сейчас понял .

      • Анонимно
        2.12.2018 14:33

        08:09 Мурад (с разными рекомбинациями гласных и окончания) считается арабского происхождения и имеет "хождение" у арабо-, тюрко-, персоязычных народов и других, использующих "исламский" именник. И даже у грузин и других кавказцев

  • Анонимно
    1.12.2018 17:01

    Об местных индейцах толстой узнал от энгельса.

  • Анонимно
    1.12.2018 17:03

    Бюст старика, а Толстой грешил в Казани молодым.

    • Анонимно
      2.12.2018 15:35

      "Толстой грешил в Казани молодым"

      Любить молодых девок,с каких пор грех?Да,Лев,любил коней,шпагу и девок.Так Он был ДВОРЯНИНОМ.Его к этому и готовили.Что стал Писателем,это случайность.

  • Анонимно
    1.12.2018 17:05

    Ответственные лица могут спросить у меня, почему у большинства людей исчезло желание изучать татарский как родной! Надеюсь на перемены!

    • Анонимно
      2.12.2018 06:45

      17.05 наш вопрос застрял в горле. Мы и так знаем, пощему. Ответственное лицо

  • Анонимно
    1.12.2018 17:09

    Хорошо бы переиздать произведения Л Толстого на татарском языке.Гафуров пусть займется ,а то демагогию разводит

    • Анонимно
      1.12.2018 17:35

      Похоже, сначала Гафуров продублирует надпись на памятнике Толстому на татарском, английском и арабском. Так. на всякий случай...

    • Анонимно
      2.12.2018 14:36

      17:09 Ни к чему. Можно и нужно читать в оригинале. Все умеют.

  • Анонимно
    1.12.2018 17:10

    &

    Выбор прекрасный. Роман "Воскресенье" вещь! Не зря Толстого нынешние "федеральные" власти не любят. Воевал он, но был пацифистом, из знатного рода и крупный земельный собственник, но против лендлордов и сословных перегородок. Действительно матерый человечище!

  • Анонимно
    1.12.2018 17:11

    А Лев Толстой вообще что-то о татарах писал?

    • Анонимно
      1.12.2018 19:19

      Толстой писал о татарах.Кавказский пленник.Там он горцев называет татарами.Вот и все.Вся любовь.

      • Анонимно
        2.12.2018 00:09

        В рассказе После бала он описал солдата-. татарина,которого прогоняли сквозь строй.

      • Анонимно
        2.12.2018 04:42

        Да. Татарами называли и горцев, и азербайджанцев... общее название.

        • Анонимно
          4.12.2018 14:35

          в России было всего две официальных национальности коренного населения:
          - Русские (велико, мало, бело и т.д.)
          - Татары (горские, бакинские, поволжские и т.д.).

          Все остальные назывались иноземцами...

      • Анонимно
        2.12.2018 06:51

        Вам для сведения: до революции была нация кавказских татар, после политики Троцкого: разделяй и властвуй их переименовали в азербайджанцев и дагестанцев. Гугл в помощь.

        • Анонимно
          3.12.2018 12:47

          А так называемые "кавказские татары" как сами себя называли?
          Подскажу тебе по секрету - не называли они себя татарами, так как татарами и не были.

    • Анонимно
      2.12.2018 06:59

      "После бала"

  • Анонимно
    1.12.2018 17:19

    От куда такие сведения, что Толстой учился на 4 и 5 по татарскому языку? Вот его отметки при поступлении на восточный факультет - Закон Божий 4, История общая и русская 1, Статистика и география 1, Математика 4, Русская словесность 4, Логика 4, Латинский язык 2, Французский язык 5+, Немецкий язык 5, Арабский 5, Турецко-татарский 5, Английский язык 4. Но это все, что известно! Откуда тогда сведения, как он учился? Притом не понятно какому языку турецкому или татарскому!

    • Анонимно
      2.12.2018 07:23

      Татарский, турецкий, азербайджанский, узбекский, туркменский, карачай, черкес, казах, кыргыз, кумыкский, адыгейский- все эти народы 100 и более лет назад говорили на одном языке с разным диалектом. Основным фактором единения была сильная религия ислам и соответственно 40% слов были арабские.
      К примеру, если прочитать Габдуллу Тукая в оригинале, то современные татары мало, что поймут: " Коръэн белэн тулган садрагым"- садрак означает кукрэк- грудь и сегодня у татар не используется, в суре Корана Инширах мы читаем "Элем нашрак лэкэ садрак..."- разве мы не раскрыли твою грудь.
      Поэтому все татары: Поволжские, Кавказские, Азиатские, Дагестанские, Калмыцкие 150 лет назад говорили почти на одном языке и писали арабской вязью, что усиливало их понимание друг друга.
      Поэтому и Толстой понимал Казанских и Кавказских татар одинакого.

      • Анонимно
        2.12.2018 15:51

        07-23 Вывод такой. Современные Казанские татары сейчас разговаривают не на своем татарском татарском языке. Многие пишут про Кряшен , что они разговаривают на татарском языке. По вашим выводам , ссылаясь на вас , можно утверждать .Это татары сейчас разговаривают на кряшенском языке. ТО есть , ссылаясь на вас , татары утратили свой язык который был 150 лет назад.

        • Анонимно
          2.12.2018 16:44

          15:51 Какую ахинею вы написали!
          Не забывайте, что еще живы и вполне активны татары, деды и бабушки которых жили еще в 19 веке, и никаких проблем общения на татарском с ними у ныне живущих не было. Наоборот, это был кладезь богатств языка и мудрости жизни.

          • Анонимно
            2.12.2018 16:54

            (((15:51 Какую ахинею вы написали!/// Если и живы бабушки и дедушки , то им уже 100 !!!!лет. То есть они родились в 1918 году .Откуда этим столетним знать , если автор выше пишет , разговаривали 150 !!! лет назад ?? И, почему же тогда татары не разговаривают как 150 лет назад ? Значит сейчас разговаривают не на татарском языке, на языке своих предков.Или вы со мной не согласны?

          • Анонимно
            2.12.2018 17:05

            Сколько же им лет, тем, которые жили еще в 19 веке? И сколько их вообще? 1 или 2? Да и если подумать, то за 20 век (100 лет) они вполне могли научиться говорить на современном татарском языке.

            • Анонимно
              2.12.2018 17:45

              16:44 и 17:05 Вы оба подростки что ли? Неспособны даже воспринять, что написано 16:44. И похоже арифметикой не владеете.

              • Анонимно
                2.12.2018 18:14

                Нет мы не подростки совсем. А вы не можете ответить на вопрос, почему же ваши дедушки и бабушки утратили свой родной язык. Язык Тукая. А другие азиатские народы не утратили татарский язык.Ни один.Почему ?

                • Анонимно
                  2.12.2018 22:03

                  18:44 Мои деды читали книги, изданные еще до революции на арабской графике тат. письма.
                  Кстати, Тукай 1886 г. р. и сочинять начал в 20 веке. Зачем вы его втягиваете в свои невежественные языковые "упражнения".

                  • Анонимно
                    3.12.2018 10:02

                    22 03 Вам совет.Еще раз. ,если не читали прочтите автора от 07-23.
                    И себе задайте вопрос ,почемк же мы сейчас не разговариваем как наши не далекие предки.

  • Анонимно
    1.12.2018 17:52

    Очень плохой памятник. Такой же в сквере Толстого в Казани.

    Поставили, чтобы отвязаться. Мол, почтили... Мы пахали-с...

    Также и к Нуриеву отнеслись. У памятника Нуриеву неимоверно длинная стопа танцора".

    Как у лошади. Но ведь делала энто мастерская в Москве, Зураба. И почему бы и такой памятник не поставить... Так решили, видимо.

    Но... А нам, итак всё сойдет, робяты!

    И Толстой-старик и Нуриев со стопой, як у лошади...

    Такие у нас памятники...

    • Анонимно
      1.12.2018 20:18

      Для 17:52

      А вы видели подсветку Нуриева прожекторами?

      Мы ввечеру проходили мимо и были сильно удивлены - лицо Рудольфа в кромешной темноте. Его выразительные руки, вздыбленные в полете - в сплошной темноте. Все прожектора направлены на нижнюю часть туловища. Признайтесь, это такая креативная задумка? Или чей-то злой умысел?

      И какой размер обуви носил Нуриев, если судить о человеке по памятнику?

      • Анонимно
        2.12.2018 13:36

        Вы сделали прекрасную рекламу памятнику! Сейчас туда народ валом повалит!

        • Анонимно
          2.12.2018 14:12

          Дык, это же не просто ХОРОШО, а очень ХОРОШО!!!

        • Анонимно
          2.12.2018 15:44

          /////Вы сделали прекрасную рекламу памятнику! Сейчас туда народ валом повалит!//////
          Что они там будут смотреть ???

  • Анонимно
    1.12.2018 17:58

    Почему на такое мероприятие позвали Валеева?

    • Анонимно
      1.12.2018 22:22

      1. жоржик. он присидатель комитета, и как без него?
      2. и кто бы отметил, что тут 53% татар?
      3. интересно получается когда нужны % то всех в одну кучу, а когда назначать, то какие то мишары там, крещены и так далее;
      4. и Вы туда же.. ясно, что 53% у памятника надо сказать;
      5. и как человек может плохо сказать о татарах, если он сам татарин? присидатель что не знает, что весь графский род Толстых из ТАТАР? учить надо кое кому историю русского дворянства по романам другого Толстого, перед тем как речи толкать под запись..
      6. ну или фильмы смотреть э советские, которые тоже Толстые консультировали...Или у Нарышкиных спроси бы....

    • Анонимно
      2.12.2018 14:25

      Конечно, допустили ошибку, надо было пригласить вас.

  • Анонимно
    1.12.2018 18:18

    Откуда такие сведения, что Лев Толстой после 61 года отсутствия еще раз приезжал в Казань?

    • Анонимно
      2.12.2018 17:06

      Это от отсутствия образования! Он сюда больше никогда не приезжал!

  • Анонимно
    1.12.2018 18:46

    Ещё двух таких же народных забыли позвать - Минуллин Роберта и Хариса, их тоже читать невозможно! А гонору!!!

    • Анонимно
      1.12.2018 20:24

      Хариса и Миннулин достойные сыны татарского народа

      • Анонимно
        1.12.2018 22:42

        Это тоже шутка?

      • Анонимно
        5.12.2018 08:59

        Харис же не поэт, а либреттист. Р. Миннуллин писал стихи для детей, которые давно уже устарели и не пользуются сегодня популярностью.

  • Лев Толстой был татарских корней своими предками. Так же как и Гавриил Державин.

    • Анонимно
      1.12.2018 19:31

      Шутка года

    • Анонимно
      3.12.2018 16:47

      Если учитывать, что татары это отюркоизированные народы Поволжья, то да. Как это и было в действительности. Националистам этот факт неприятно признавать, так как он рушит всю их деятельность и делает их бессмыслицей

  • Анонимно
    1.12.2018 19:13

    не всякому дано осилить "Войну и мир".
    особенно "народному поэту РТ".
    тем более на родном языке.
    трудности перевода...

    • Анонимно
      1.12.2018 22:00

      Кстати,Тургенев тоже не смог осилить "Войну Мир".

    • Анонимно
      1.12.2018 22:47

      Валеев же говорит,что в детстве не смог осилить "Войну и мир". Думаю, позже,уже будучи студентом Литературного института ему,наверное, все же пришлось осилить его.

      • Анонимно
        2.12.2018 15:16

        22:47 Я как и все советские школьники изучал "Войну и мир" в 9 классе. Но прочитал не полностью, не все его философские, этические и др. "длинноты": книга большая,, была из библиотеки, времени было мало, наряду с другими предметами ...
        Вообще, этот роман не полностью приемлем для мальчика-подростка 15-16 лет. некоторые эпизоды, например, "любовные", "нравственные" сцены не воспринимаются адекватно, во всей полноте сопереживания. Батальные сцены, патриотические, природа, охота - это да, это "для пацанов". В 18 лет и позже - уже более осознанный подход ко всем линиям романа.
        У девочек в этом смысле - все раньше.

  • Анонимно
    1.12.2018 19:15

    А какое отношение к ним (Толстой.Державин) имеют казанские татары,потомки чуваши ,мари .удмуртов?Может нынешние Ногайцы имеют отношение?Так же и князь Юсупов .Из Ногайцев

  • Анонимно
    1.12.2018 19:23

    «Татарски песни из под спуду как луч потомству сообщю « Г. Державин .

  • Анонимно
    1.12.2018 19:25

    а я где-то читал-из мордвы оне происходят.
    финно-угорские корневища якобы у него.

    • Анонимно
      2.12.2018 15:18

      Там большой "винегрет" в предках.

      • Анонимно
        2.12.2018 15:42

        (((Там большой "винегрет" в предках.))) В его предках очень много народов. Только одного там нету. Нет татар.

  • Анонимно
    1.12.2018 19:29

    Не думал Лев Толстой, когда в кутеже проиграв за ночь именье во времена учебы, поставят ему там бюст!

    • Анонимно
      1.12.2018 20:02

      В знаменитых казанских публичных домах он вообще ни о чём не думал - иначе бы "деньги на ветер".
      Ну и что?
      После то начал думать.
      Лет через 40...

      • Анонимно
        2.12.2018 15:37

        "Лет через 40 ..."
        Но если в 23 года с Кавказа он отправил в редакцию рукопись повести "Детство" (а до этого еще кое-что сочинил), это уже имеет значение для оценки таланта.

  • Анонимно
    1.12.2018 19:39

    И думал ли он ,что он окажется татарским потомком .И что он в детстве разговаривал только по татарски.

  • Анонимно
    1.12.2018 20:29

    Прекрасный памятник

  • Анонимно
    1.12.2018 21:34

    Достойный памятник - "ЛЕВ ТОЛСТОЙ, КАК ЗЕРКАЛО РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ" В.И.Ленин

  • Анонимно
    1.12.2018 22:22

    Уважаемое КФУ ! Не приглашайте больше таких несомненно уважаемых людей как председатель верховного суда от Глазова читать собранным из многих вузов диктант на английском. Произношение ужасное. Много слов непонятно. Текст то по сложности плевый но многие студенты оставили пропуски в тексте т.к. просто не смогли понять уважаемого... Оценки будут соответственные несмотря на подготовку уверенную студентов. Ничего личного.

    • Анонимно
      2.12.2018 01:00

      Если студенты такие уверенные - пусть лучше сразу попробуют сдать TOEFL, какие проблемы?

    • Анонимно
      2.12.2018 09:04

      УважаемЫЙ КФУ (университет), а не уважаемОЕ КФУ ....

      • Анонимно
        2.12.2018 09:07

        Вы должны быть уже довольны, что нынешние студенты КФУ не написали "УважаемАЯ КФУ!"

  • Анонимно
    1.12.2018 22:27

    «Мне, как Толстому, очень приятно, что у прапрадеда отмечается юбилейная дата. Республика Татарстан — единственный субъект в РФ, который официально объявил Год Толстого, и это заслуживает огромного уважения.

    И нам жителям Татарстана огромная честь, что бюст великого русского писателя в Казани. Спасибо за высокую оценку. Лев Толстой публично поддерживал мусульман и писал в трудах своих об этом.
    "Прошу считать меня магометаниным" Ясная Поляна 1909 год.

    • Анонимно
      2.12.2018 04:49

      С чувством юмора у Толстого было всё в порядке.
      Чего не скажешь про нынешних татарских деятелей.

    • Анонимно
      2.12.2018 08:21

      У нас в Казани уже есть один бюст великого русского писателя Льва Толстого рядом с улицей, носящей его имя!

      • Анонимно
        2.12.2018 09:22

        Лишним бюстом Казань не испортишь! Вы ещё посчитайте, сколько в нашем городе Тукаев и Лениных...

  • Анонимно
    1.12.2018 23:57

    А почему на памятнике написано "Лев Толстой", а не Лев Николаевич Толстой????

    • Анонимно
      2.12.2018 15:40

      23-57 Если и ничего не писать , то все ровно люди будут знать . Кто это.Он писатель не местного уровня.Не надо его биографию на памятнике писать.

  • Анонимно
    2.12.2018 00:30

    у Валеева пунктик что ли на национальной почве? к месту и не к месту он об этом, кому интересно, что он читал Толстого на татарском, а почему не на русском? и все-таки не осилил "Войну и мир" , и при чем здесь государственные языки, и процент татарского населения? Какое отношение все это имеет к Толстому?

    • Анонимно
      2.12.2018 14:30

      А вы запретили бы ему говорить? А то,что вы пишете здесь интересно всем?

      • Анонимно
        2.12.2018 14:45

        Валеев - опытный политик, который хорошо понимает, что в трудные экономические времена народ от них можно отвлечь дискуссиями по национальному вопросу.

        • Анонимно
          2.12.2018 16:37

          Сегодня проблем в *национальном вопросе* не меньше, чем в экономике страны.

      • Анонимно
        2.12.2018 15:19

        говорил бы, но не в таком ключе, без приплетания национальной темы на открытии памятника великому русскому писателю

    • Анонимно
      2.12.2018 15:42

      А он об этом на митинге говорил?

      • Анонимно
        2.12.2018 16:28

        Я тоже там был,но Разиль Валеев на митинге не выступал. Наверное,после митинга корреспондент беседовал с ним один на один и изложил его мысли в своей интерпретации.

  • Анонимно
    2.12.2018 02:23

    Не люблю произведения Толстого: пафосные нравоучительные высокомерные. Ни иронии ни юмора. А в Казани студент Толстой слыл развратником и лечился, по слухам, от венерической болезни.

  • Анонимно
    2.12.2018 02:26

    Вроде бы давно стоит приличный бюст Толстому на остановке "ул Толстого" в сквере за стекляшкой. Зачем еще один?

  • Raphael-kzn
    2.12.2018 06:57

    Испанский стыд после прочтения репортажа...

    И насчёт бюста - лучше бы Льва Толстого изобразили молодым, ведь ему было менее 20 лет, когда он учился в Казанском университете.

  • Анонимно
    2.12.2018 07:36

    Бюст великому русскому писателю в Казани очень символично, это олицетворение добра и мира нашего города и души самого писателя. Казань является очень толерантным городом, примером взаимоуважения двух основных культур, о чём неоднократно писал Лев Толстой.

    • Анонимно
      2.12.2018 16:21

      Так уже был один памятник! Или для утверждения духа толерантности два надо?

  • Анонимно
    2.12.2018 07:37

    Надо провести конкурс по сравнению двух бюстов Толстого у нас в городе. Типа, найди пять отличий! Нет, пять много, лучше три! Вот нигде такого нет, только у нас, поэтому туристам однозначно понравится!

    • Анонимно
      2.12.2018 15:46

      А в Москве много памятников Л. Толстому?

      • Анонимно
        2.12.2018 16:22

        Мы, чай, не Москва! Можно было бы кого-то другого еще увековечить. В Казани в 19 веке много известных людей побывало.

  • Анонимно
    2.12.2018 07:40

    Бюст Льва Толстого очень похож лицом на бюст Рихарда Зорге в сквере на улице Зорге. Отличается только одеждой и прической. Видно лепили их с одной модели.

  • Анонимно
    2.12.2018 07:40

    У Толстого хорошо отражены «моменты», которые являются примером толерантного отношения двух основных культур в России и актуальны по сей день. Русская женщина, вышедшая замуж за мусульманина, Елена Ефимовна Векилова, писала Толстому, что ее сыновья хотят принять Ислам, и спрашивала у него совета. Толстой ответил ей тогда: «Что касается до самого предпочтения магометанства православию..., я могу только всей душой сочувствовать такому переходу. Как ни странно это сказать, для меня, ставящего выше христианские идеалы и христианское учение в его истинном смысле, для меня не может быть никакого сомнения в том, что магометанство по своим внешним формам стоит несравненно выше церковного православия. Так что, если человеку поставлено только два выбора: держаться церковного православия или магометанства, то для всякого разумного человека не может быть сомнения в выборе и всякий предпочтет магометанство с признанием одного догмата единого Бога и Его Пророка, вместо того сложного и непонятного в богословии - Троицы, искупления, таинств, святых и их изображений и сложных богослужений...»

  • Анонимно
    2.12.2018 08:20

    Вот в Нижнем Новгороде есть несколько памятников Горькому, но там то Горький сидит, то Горький стоит, то вместе с Шаляпиным. Почему у нас в Казани будет два практически одинаковых памятника Льву Толстому?

    • Анонимно
      2.12.2018 15:51

      В Мск у скульпторов много тренировочных этюдов для продажи по сходной цене.

  • Анонимно
    2.12.2018 08:34

    Не надо искажать Льва Толстого! С таким же успехом можете считать его коммунистом. Вот, что он писал на самом деле:

    Из писем Льва Толстого к А.А. Толстой 1884г. апрель. Ясная Поляна.
    «Я бы очень рад был, если бы вы были бы одной веры со мной. Вы вникните немножко в мою жизнь. Все прежние радости моей жизни, я всех лишился. Всякие успехи жизни – богатства, почестей, славы, всего этого у меня нет. Друзья мои, семейные даже, отворачиваются от меня.
    Одни – либералы и эстетики считают меня сумасшедшим или слабоумным вроде Гоголя; другие- революционеры, радикалы считают меня мистиком, болтуном; правительственные люди считают меня зловредным революционером; православные считают дьяволом. Признаюсь, что это тяжело мне.… И потому, пожалуйста, смотрите на меня, как на доброго магометанина, тогда все будет прекрасно».

  • Анонимно
    2.12.2018 08:40

    Памятники прекрасны , это дань памяти . Надо заказать у Зураба памятник ‘ Защитникам Казани от варваров 1552 гг» Было бы здорово , это было бы дань памяти потомков близким , родным, пра прадедам которые погибли Как герои защитя государство . ( ханство ). .

  • Анонимно
    2.12.2018 08:53

    Крылатые слова Льва Толстого « Прошу считать меня магометанином» необходимо вернуть во всех памятниках, портретах, музеях и в других местах.Все это будет больше сблизить народы России. Шовинистов прошу не стесняться от слов великого человека.

  • Анонимно
    2.12.2018 10:43

    08:53 1000% подерживаем Вас! Хорошие мысли.

  • Анонимно
    2.12.2018 13:40

    Немного жаль нашего сегодняшнего министра культуры, ведь это в ее эпоху в Казани появились два таких неудачных памятника - Толстому и Нурееву.

  • Анонимно
    2.12.2018 17:56

    Памятник в Казани лишены изящества.

    Их ставят для того, чтобы отвязаться, деньги освоить...

    Гляньте на памятник Сайдашеву. Разломанный постамент, стоит неуместно.

    И так практически везде. Памятник Нуриеву - он вообще позорище. Всё делают впопыхах. Бабки лишь отбить.

    • Анонимно
      3.12.2018 09:55

      Памятник Сайдашеву мне всегда напоминал призрака отца Гамлета. Очень неудачный памятник! Тоже можно сказать и про памятник Хади Такташу. Он умер молодым, а на нас смотрит старик! Зачем так сделали?

  • Анонимно
    2.12.2018 20:16

    Толстой не националист, а любой националист, это местячкового разума человек. Я всегда говорю, и мои друзья-татары и русские, все солидарны со мной, что национализм может быть только общероссийский. Всё остальное пагубно для нас. Толстой это наглядно показывает, что он человек континента и мира, самостийной цивилизации, прозванной на Западе срединной землёй, то есть не Европой и не Азией, а Россией. Это и есть мы, друзья. И это здорово, что у нас формируется такой склад мировосприятия, значит мы делаем правильные шаги.

  • Анонимно
    3.12.2018 09:20

    Этот новый памятник Толстому - просто факт неуважения к нашему городу. Ведь тот, кто его делал, даже не поинтересовался, есть ли памятник писателю в Казани и какой он. А тот, кто разрешил установить
    в городе этот бюст, похоже, тоже про существующий памятник ничего не знал, или ему было абсолютно все равно, что он делает. Велели установить, вот он и дал разрешение на установку.

  • Анонимно
    3.12.2018 14:41

    Толстой бросил учебу на Восточном факультете не потому ли, что не захотел учить тот же турецко-татарский язык?

    • Анонимно
      3.12.2018 15:52

      "Татар теле, дигән саен, бер дошманым арта, тел, дигән саен, нигәдер, мыскыллаучылар күбәя. "
      Каюм Насыйри.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль