Общество 
8.12.2018

Рустам Батыр: «Авторитет ученого и его независимость выбешивали придворную челядь»

Жизнь Абу-Ханифы как молчаливый укор духовным иерархам, которые забывают об истинном служении людям

«Скажи ей, что я борюсь за свою религию и делаю это только ради Бога, а не ради близости к кому бы то ни было», — говорил великий имам Абу-Ханифа. Знаменитый мыслитель ислама не выступал против власти, не был анархистом или революционером, однако от властей предержащих ученый всегда предпочитал держаться на расстоянии. Известный мусульманский и общественный деятель Рустам Батыр объясняет, почему такое поведение — это образец для подражания.

Великий имам Абу-Ханифа — нравственный идеал, на который татары ориентировались множество столетий в рамках своей религиозной традиции «Великий имам Абу-Ханифа — нравственный идеал, на который татары ориентировались множество столетий в рамках своей религиозной традиции» Фото: ©Эдуард Песов, РИА «Новости»

«ПОВЕЛИТЕЛИ УВАЖАЛИ ЕГО»

Великий имам Абу-Ханифа — нравственный идеал, на который татары ориентировались множество столетий в рамках своей религиозной традиции. Идеалом он был не в том смысле, что являлся безгрешным и никогда не ошибался, а в том, что высокая планка нравственности, которую мыслитель смог поднять в своей жизни, для многих его последователей так и осталась недосягаемой. Прежде всего это видно в контексте взаимоотношений ученого с властью — пожалуй, самому суровому испытанию для любого мыслителя. Сегодня пример Абу-Ханифы ни в коей мере не утратил своей актуальности, ибо служит молчаливым укором многим нашим духовным иерархам, причем разных конфессий, которые вместо истинного служения людям грезят, порой, совсем другим — как бы понежиться у чиновников за пазухой и вкусить с их руки кусок пожирнее.

Сказанное не означает, что великий мыслитель ислама выступал против власти. Нет, он не был анархистом, революционером или неустанным борцом с режимом. Однако от властей предержащих ученый всегда предпочитал держаться на расстоянии. Губернатор Куфы однажды спросил имама, почему тот сторонится его. «Ломоть хлеба, чаша воды и рваная одежда в спокойствии лучше роскошной жизни, после которой наступит сожаление», — ответил он.

Вместе с тем Абу-Ханифа не был маргиналом. «Повелители уважали его», — говорится в источниках.  «Нам бы хотелось, чтобы вы чаще навещали нас», — сказал как-то наместник Куфы ученому. «И что же я буду делать при вас, — ответил Абу-Ханифа. — Приблизив к себе, вы совратите меня, отдалив же — опозорите». А один из современников ученого так обрисовал отношения имама с властью: «Он шел рядом с сильными мира сего, но не боролся за его могущество».

«СКАЖИ ЕЙ, ЧТО Я БОРЮСЬ ЗА СВОЮ РЕЛИГИЮ И ДЕЛАЮ ЭТО ТОЛЬКО РАДИ БОГА»

Независимость ученого зиждилась на том, что Абу-Ханифа зарабатывал себе на жизнь собственным трудом и потому был избавлен от необходимости вешаться на шею власти в поисках пропитания. Ученый всю жизнь торговал шелком. По некоторым сведениям, он также владел производственным пошивочным цехом. Согласно биографам имама, первую половину дня он проводил на рынке, а вторую — в мечети, где вел занятия со студентами и отвечал на вопросы простых людей. По мере роста его популярности в народе Абу-Ханифа все чаще перепоручал торговые дела компаньонам, ибо желающих получить консультацию у ученого было настолько много, что половины дня уже не хватало.

При этом имам принципиально отказывался брать деньги за преподавательскую деятельность и свои религиозно-правовые консультации. «Абу-Ханифа ни от кого не брал платы и подарков», — говорится об этом в источниках. Более того, «тех, кто был беден, Абу-Ханифа обогащал и поддерживал деньгами его и его семью, дабы тот мог учиться». Именно благодаря такой поддержке смогли получить образование Абу-Юсуф, происходивший из бедной семьи, ставший «судьей трех халифов» и первым верховным судьей в истории ислама, аль-Хасан ибн Зияд, единственный брат у нуждающихся в его содействии сестрах, один из ведущих разработчиков ханафитского толка, и многие другие. Ученый поддерживал своих учеников, понимая, что при заботе о заработке хлеба насущного они не смогут всецело посвятить себя науке.

Не брал ученый никакой платы и подарков и от правителей. «Почему ты не принимаешь мои подарки?» — спросил однажды халиф Мансур Абу-Ханифу. «Я никогда не отказывался, — ответил Абу-Ханифа, — ни от чего, чем награждал меня повелитель правоверных из своего имущества. Если бы он наградил меня этим, то я принял бы. Но повелитель правоверных награждает меня из общей казны мусульман, а на нее я не имею права. Я не воин, который сражается за них, чтобы брать то, что берут воины. Я не их родитель, чтобы брать то, что берут родители. Я не из бедных, чтобы брать то, что берут бедняки».

В другой истории рассказывается, как ученый был приглашен ко двору по поводу ссоры халифа Мансура и его супруги. Халиф много предавался любовным утехам со своими наложницами и мало уделял внимания законной жене, требовавшей от него справедливости. В высочайшей семье разгорелся спор, разрешить который и позвали Абу-Ханифу. Ученый был вынужден подтвердить, что по исламу мужчина действительно имеет право обзавестись четырьмя женами. Более того, он имеет право завести себе и неограниченное число наложниц, то есть женщин, которые находятся в собственности человека и с которыми, по исламским законам, можно заниматься сексом без никаха. На какое-то мгновение присутствующим показалось, что правда на стороне халифа. Однако ученый продолжил: «Но Бог позволил это лишь людям справедливым, кто же несправедлив или же боится, что будет несправедлив, тому надлежит не превышать одной, ибо сказано Всевышним: „А коль боитесь, что будете несправедливы, то — одна!“ (4:3)». Халиф, гласят историки, был смущен и не нашелся, чем ответить.

Когда Абу-Ханифа достиг своего жилища, посланец супруги халифа в знак ее благодарности доставил ученому денег, одежд, наложницу и дорогого египетского осла (читай: Bugatti Veyron). Однако имам не принял подарки. «Передай ей мои приветствия, — сказал он посыльному, — и скажи ей, что я борюсь за свою религию и делаю это только ради Бога, а не ради близости к кому бы то ни было».

«ТВОЯ СВИТА НУЖДАЕТСЯ В ТОМ, КТО БУДЕТ УБЛАЖАТЬ ИХ ПЕРЕД ТОБОЙ. Я НЕ ПРИГОДЕН ДЛЯ ЭТОГО»

Авторитет ученого и его независимость, естественно, выбешивали придворную челядь, которая была лишена такой привилегии, как внутренняя свобода. Особенно он раздражал официального казыя Куфы Ибн-Абу-Ляйлю. Ведь многие люди отказывались решать свои тяжбы у него, а шли за третейским судом только к Абу-Ханифе, хотя тот и не занимал никаких  официальных должностей.

В этой связи ненавистники ученого частенько пытались спровоцировать его на какое-нибудь нелояльное высказывание с тем, чтобы обернуть затем слова против имама. Однако у них это никогда не получалось. «Повелитель подозвал одного из нас и повелел рубить человеку шею. Можно ли рубить ему шею, не зная, за что?» — спросил как-то Абу-аль-Аббас ат-Тусы, крупный аббасидский военноначальник. «Абу-аль-Аббас! Повелитель правоверных приказывает истину или ложь?» — парировал Абу-Ханифа. «Истину», — был вынужден ответить интриган. «Следуй истине, какой бы она ни была, и не спрашивай о ней!» — не дал подловить себя ученый.

Впрочем, не стоит полагать, что независимость ученому давалась легко. Нет. За отказ пойти на государственную службу и при омейядах, и при аббасидах ученого подвергали телесному бичеванию и заточали в темницу.

«Если бы он пожелал, — говорил имам в ответ на предложение омейядского губернатора Куфы Ибн-Хубайры стать судьей, — чтобы я пересчитал ему врата центральной мечети, то я бы не согласился. А как он может желать, предписывая кровь человеку, рубить ему шею и чтобы я ставил под сим печать! Клянусь Богом, я никогда не сделаю этого!» В ответ наместник пригрозил ученому наказанием. Однако Абу-Ханифа был непреклонен: «Бичевание в этой жизни легче для меня, чем железные дубины в жизни иной! Ей-богу, я никогда не буду делать [того, что он просит], даже если он убьет меня!» Когда подобные слова передали Ибн-Хубайре, он пригрозил ему смертью. «Так это будет лишь одна смерть!» — отреагировал Абу-Ханифа. Ученого наказали телесным бичеванием. Но он держался не как осужденный: «Подумай о своем положении перед Богом, — бросил имам своему мучителю, — оно будет более унизительным, чем мое перед тобой! Ты не сломаешь меня, ибо я говорю: нет божества, кроме Бога! А Бог спросит с тебя обо мне и не примет от тебя никакого ответа, разве что истинного!» В конечном итоге, так ничего и не добившись, Ибн-Хубайра был вынужден отпустить ученого. Абу-Ханифа не стал больше испытывать судьбу и уехал в Мекку, где прожил целых шесть лет вплоть до низвержения омейядской династии, то есть, по сути, провел большой кусок своей жизни фактически в изгнании.

Преследования мыслителя продолжились и при аббасидах. Сначала ученому запретили вести свои занятия. А затем за отказ принять пост судьи халиф Мансур заточил Абу-Ханифу в темницу. Через некоторое время глава государства вызволил его из тюрьмы и повторно сделал свое предложение, однако Абу-Ханифа и на сей раз отказался и снова был лишен свободы. «Побойся Бога! — говорил имам халифу. — И доверяй лишь тем, кто страшится Его. Ей-богу! Даже когда ты доволен, я не чувствую себя в безопасности. Как же я буду чувствовать себя в безопасности, когда ты будешь в гневе? Если мое решение будет принято против тебя и ты пригрозишь утопить меня в Евфрате, если я не изменю решения, то я предпочту быть утопленным! К тому же твоя свита нуждается в том, кто будет ублажать их перед тобой. Я не пригоден для этого». «Лжешь, пригоден!» — вскричал халиф. «Вот ты и сам постановил за меня. Как же ты можешь назначать и доверять судье, когда он — лжец?!» — парировал мыслитель. Абу-Ханифу вновь высекли, несмотря на его почтенный возраст, а в конечном итоге, как сообщают средневековые источники, отравили прямо в темнице.

Таковы лишь в общих чертах некоторые страницы из истории отношения Абу-Ханифы и властей предержащих. Величайший предстоятель, как принято называть Абу-Ханифу в мусульманской традиции, был, безо всякого преувеличения, масштабной личностью в истории исламского мира. Он не был противником власти, но всегда оставался поборником истины. В этом состоял его главный «грех» и в этом кроятся причины его нынешнего забвения, ведь, по сути, сегодня он превращен лишь в безмолвную «икону», которую все почитают, но уже и не помнят, за что.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (43) Обновить комментарииОбновить комментарии

О ЛУЧИСТОМ ФАНИСЕ-ХАЗРАТЕ.
Видел как рос этот слепой и необыкновенный мальчик, проживающий на Карбышева. Впервые он заговорил сам со мной, когда ему было 9-10 лет. Очень общительным был ребенком. Любознательным, все обьясняющим. Сам даже планировал о нем что-то снять или написать. Необыкновенно общительным был! Этот ребенок уже своей необыкновенной духовностью , уже тогда в своем детстве достойно нес миссию духовника, сам того не замечая этого. Объяснял многое прохожим. Люди останавливались , общались, очищались, были слезы очищения. Потом я переехал и вот вижу сюжет. Не удивился, что он стал Фанисом-хазратом. Это его миссия и она уже началась в глубоком детстве. Ах, да вспомнил, он семечки очень любил щёлкать...
Отличный сюжет...
Если мы с ним пересекаемся на Братьев Касимовых, то обязательно здороваемся. И после этого у меня бывает хороший день. Фанис -хазрат - лучистый человек! По сути, он мой коллега и много полезного мне у него можно взять для своей работы! Успехов ему передайте!

  • Анонимно
    8.12.2018 09:29

    Никто не забыл Абу Ханифу. Мусульмане следуют мазхабу этого величайшего ученого и чтят его. Да прибудет он в раю

    • Анонимно
      8.12.2018 10:49

      НАДО БОЛЬШЕ ТАКИХ СТАТЕЙ О БОЛЬШОМ И РАЗНООБРАЗНОМ МУСУЛЬМАНСКОМ МИРЕ

      КУДА БОЛЬШИНСТВО ТАТАР И ОТНОСИТСЯ

      БОЛЬШЕ ХОРОШИХ И ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ПРИМЕРОВ

    • Анонимно
      8.12.2018 11:35

      Но чем больше Батров рекламирует Абу Ханифу, тем больше сомнений относительно него

      • Анонимно
        8.12.2018 11:49

        Согласен, чем больше Батров критикует Самигуллина - тем больше мыслей о том, что, видимо, Самигуллин действительно делает что-то полезное для народа Татарстана.

    • О ЛУЧИСТОМ ФАНИСЕ-ХАЗРАТЕ.
      Видел как рос этот слепой и необыкновенный мальчик, проживающий на Карбышева. Впервые он заговорил сам со мной, когда ему было 9-10 лет. Очень общительным был ребенком. Любознательным, все обьясняющим. Сам даже планировал о нем что-то снять или написать. Необыкновенно общительным был! Этот ребенок уже своей необыкновенной духовностью , уже тогда в своем детстве достойно нес миссию духовника, сам того не замечая этого. Объяснял многое прохожим. Люди останавливались , общались, очищались, были слезы очищения. Потом я переехал и вот вижу сюжет. Не удивился, что он стал Фанисом-хазратом. Это его миссия и она уже началась в глубоком детстве. Ах, да вспомнил, он семечки очень любил щёлкать...
      Отличный сюжет...
      Если мы с ним пересекаемся на Братьев Касимовых, то обязательно здороваемся. И после этого у меня бывает хороший день. Фанис -хазрат - лучистый человек! По сути, он мой коллега и много полезного мне у него можно взять для своей работы! Успехов ему передайте!

    • Анонимно
      9.12.2018 10:42

      Татары из мусульман, называющие себя последователями Абу Ханифы, выполняют малую часть того , что делал этот благородный ученый. Жесткого запрета на музыку в четырех масхабах придерживался именно Абу ханифа , а татары-мусульмане вовсю соревнуются в песнопениях-манажатах на религиозных собраниях .Абу Ханифа также жестко придерживался отпускания бороды , а большинство имамов в татарстанских мечетях имеют ее жалкое подобие . Кричат , что мы последователи имама Абу Ханифы , а на деле не следуют своему мазхабу , используя только то , что выгодно .

  • Анонимно
    8.12.2018 10:16

    Что меня смутило в этой истории, то, как Абу Ханифа пытали, держали в темнице чуть ли не за малейший отказ. Ладно он не сломался, выстоял. Но мы многое ли знаем о тех временах, и может ли быть у нас уверенности в том, что до нас дошли религиозные учения, не угодные власти имущим. Мы можем ли быть в них так уверены, чтобы принимать за истину?

    • Анонимно
      8.12.2018 10:33

      Так скорее и было.

    • Анонимно
      8.12.2018 12:16

      Богобоязненность (читай: совестливость) - универсальное мерило для всех времён и народов. Если вам не ведомо что это такое, вам и очевидное покажется невероятным.

      Если вы не читаете книг, а только комментируете чьи-то статьи - это указывает на то, что вы плюс к этому ещё и неэрудированы.

      Но пока человек жив у него есть возможность исправить и исправиться.

  • Рашид
    8.12.2018 10:17

    Это что было? Проповедь от Батыра))

  • Анонимно
    8.12.2018 10:30

    Отличный пост, Рустам, поучительный для многих. Спасибо . От сердца. Единственно: все мы слабы верой, даже тв в свое время не следовал этому примеру....не в упрёк. О слабости веры и духа нашей эпохи и ее людей.

  • Анонимно
    8.12.2018 10:35

    хорошая статья

    огромное спасибо

    как мало мы знаем о мусульманском мире и его деятелей

    которые до крестовых походов были на сотни лет впереди всех

    еще раз тысячи спасибо за статью

  • Анонимно
    8.12.2018 10:39

    На счет того, что существовал абу ханифа у меня нет сомнений. Но все эти истории похожи на выдумки. Это было так давно, что по большей части похожи на чудеса в "житии святых".

    • Фидарис
      8.12.2018 12:34

      Есть научные методы проверки источников. Главное - чтобы они (источники) были. Исламский мир сохранил какую-то их часть, хвала Всевышнему. В отличие от мира христианства, особенно католического, уничтожившего все неугодные письмена в огне инквизиции.

      А люди, любящие и боявшиеся Аллаhа больше чем любого правителя, - они были всегда и в том числе среди самой просвещенной части мусульман. Например, отец и сын Джемали - я не помню, чтобы они пресмыкались перед властью.

    • Анонимно
      8.12.2018 12:35

      а ты о существовании и подвигах своего например прадедушки что-нибудь знаешь?

      • Анонимно
        8.12.2018 19:29

        Нет, не знаю. Но знаю, что он был.

        Фидарис, как можно проверить источник на достоверность?

  • Анонимно
    8.12.2018 10:49

    Спасибо Рустем , кино бы снимать о жизни Абу Ханифы. Было бы отлично . Человек примерный во всех отношениях .

  • Анонимно
    8.12.2018 11:10

    прочитал статью и опять вернулся к материалу о посещении Миннихановым РИИ, где он вручает ректору трех исламских вузов Мухаметшину Рафику орден за заслуги, который, как видно из фотографии, сияет от радости. Это и есть истина...

    • Анонимно
      8.12.2018 12:27

      Это не ИСТИНА, а ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ, помимо котрой ещё есть РЕАЛЬНОСТЬ и конечно же ПРАВДА которая у каждого своя что тоже верно.

      ИСТИНА она абсолютна и ни от кого не зависит (примерно как все известные в природе силы и величины), кто-то этим пользуется, кто-то этому поклоняется, а кто-то к ней приспосабливается.

  • Анонимно
    8.12.2018 12:29

    Его наши муллы почитают (на словах), но ведут себя иначе... Духовное наследие Абу-Ханифа позабыто?

  • Анонимно
    8.12.2018 12:40

    Ректор РИУ всегда был и есть большой конъектурщик - слуга двух господ. В этом истина...

    • Анонимно
      8.12.2018 12:51

      ... не истина - а действительность т.к. никакой истины в этом нет

  • Анонимно
    8.12.2018 12:46

    Очень жаль конечно, но такое ощущение, что в Исламе нет места глубоким мыслителям, нельзя там попытаться размышлять, ты уже грешник, если хоть что-то подвергнул сомнению. Но ведь истину можно узнать, лишь сопоставляя несколько точек зрения, и это нелегкий процесс, тут надо трудиться умом, душой, но по другому любое учение становится закостеневшим и неинтересным человеку, у кого душа и разум чувствуют цену мысли, истины, и поэтому Ислам часто привлекателен только для людей, не обладающим критическим мышлением. Хочется верить, что не должно было так быть.

    • Анонимно
      8.12.2018 13:33

      Иилам дал столько ученных чьими изобретениями и открытиями пользуется все человечество

      не подозревая об этом

    • Фидарис
      8.12.2018 13:56

      Ну, что вы, любезный!? Ислам не запрещает, а наоборот призывает познавать мир, в том числе, через гуманитарные, общественные и естественные науки. Конечно нужно иметь базовое исламское образование и некий уровень исламского просвещения, достигнутое через постижение основ Корана и Сунны, и это - труд., серьезный труд. Но это еще необходимый инструмент для критического осмысления мира с исламских позиций.

  • Фидарис
    8.12.2018 13:02

    Хочешь не хочешь, ДУМы должны строить отношения с властью - так устроена жизнь. Это очень не просто - когда ты вынужден быть в политике. Если попытаться в двух словах дать им какой-то совет, то я бы сказал, что они должны быть в постоянной оппозиции к власти, но - уважаемой оппозицией. Это возможно только если в приоритете имамов стоит уважение к Умме, исходящее из братского отношения к своим единоверцам, что вовсе не противоречит необходимости уважительного отношения ко всем членам общества.

  • Анонимно
    8.12.2018 14:07

    Если этих ученых человечество не помнит, значит это очень давно, когда люди были открыты сердцем Всевышнему, получившие Божественную Любовь вместе с новой религией. Но власть имущим это наверно не очень понравилось, много чего потом наверно напридумывали, чтобы не потерять свою власть.

  • Анонимно
    8.12.2018 15:47

    Почему-то автор умолчал , что Абу Ханифа был на стороне тех, кто низверг омеядскую династию. Нехорошо передёргивать и недоговаривать.

  • Анонимно
    8.12.2018 18:48

    Я что-то не понял, автор уже не работая на государство хочет сравнить себя с Абу Ханифой и за критику гос.учреждения ДумРТ не сесть за решётку? : "Знаменитый мыслитель ислама не выступал против власти, не был анархистом или революционером, однако от властей предержащих ученый всегда предпочитал держаться на расстоянии".
    Не получиться, так как "Он не был противником власти, но всегда оставался поборником истины", а вы уже работали на власть и ублажая её интересы врали про имамов.

    • Анонимно
      8.12.2018 21:40

      Тоже с гадливым чувством вспоминаю ту историю, когда комиссия ДУМ РТ под руководством Батрова в отношении СаидЖагфара хазрата из Закабанной мечети вынесла решение, что он плохой хазрат. Хотя СаидЖагфар из детских домов не вылезал, постоянно кормил бедняков в социальной столовой и т.д.

  • Анонимно
    8.12.2018 21:54

    Каждый народ, каждая нация имеет в своей истории великих и достойных личностей.
    Достойно уважения, что арабский народ сохранил и передал человечеству память о таком удивительном человеке.
    Вне всякого сомнения, что подобные примеры «жития святых» людей есть у любого народа. Природа во все века одаривала человечество великими необыкновенными личностями.
    Всех просто не возможно знать и чтить, а прежде всего хочется знать и чтить великие личности своего родного народа, влиявших на ход истории и оказавших огромное влияние на людей.

    И очень жаль, что современные татары, вместо популяризации «жития» своих национальных исторических личностей, так увлечённо и самозабвенно погружаются в изучение жизни деятелей, пусть и очень достойных, но с очень далекого Аравийского полуострова.
    Где они и где наша страна? Нас разделяет колоссальное различие национальных культур и традиций, языка и менталитета, не говоря уже о географических и политических различиях. Так было и тогда, более тысячи лет назад, так и сейчас...

    Почему не помним своих корней, своих предков, своих праотцов и своих пророков?.. их же было не мало, достойных восхищения и уважения...

    Поклоняемся чужим, далеким лидерам, словно манкурты, предавшие свой род, ослеплённые чужим сиянием и глухие к зову своих предков. Бездумно принимаем чуждые и странные обычаи и правила жизни, до исступления следуем им, не понимая ни смысла, ни причин их возникновения...

    Господи, когда-нибудь кончится эта немыслимая исламская экспансия в наших мозгах? Неужели, мы, татары так и не прозреем никогда? Это же только на руку всем, кто ждёт нашего медленного самоуничтожения...

    Наши предки дали себя опутать этой религией почти десять веков назад, и с тех пор народ медленно теряет свои силы и свой дух, это ведь подтверждается всем ходом нашей истории... и кончится, скорее всего печально...

    • Анонимно
      9.12.2018 12:01

      Я не знаю из какого я народа. кого мне чтить?

    • Фидарис
      10.12.2018 01:40

      8.12.2018 21:54, Что вы так исстрадались-то? Слушайте,. поклоняйтесь вы кому хотите, мы же поклоняемся только одному Аллаhу Всевышнему.

      Идите мимо, не ваша эта страничка.

  • Анонимно
    9.12.2018 09:39

    21.54.Вы и правы и неправы.
    Людям никогда не понять человеческим разумом полностью Божественную логику, мы только часть Целого. Но наша душа она от Всевышнего, она с Ним. И наша душа счастлива, когда она постоянно устремлена к Всевышнему.
    Но часто людям тяжело совместить жизнь и устремленность к Всевышнему. И поэтому нужны религии, чтобы помочь в этом. Всевышнее вместе с религией Дает Книгу, чтобы разум помогал душе, служил душе, устремленной к Всевышнему. Но в святых книгах информация как-то зашифрована, ее еще надо "распаковывать" усилиями разума и души. Их нелегко освоить.
    Всевышнему виднее, где должны быть переданы святые книги, почему-то они все в близких друг другу местах передаются. Кто знает, может там Космос ближе к Земле.
    Для татар очень большое благо, что им удалось соприкоснуться с Кораном очень давно.
    Но соприкоснуться одно,а освоить разумом и душой-это другое, это тяжелый труд, если ты сам этого не сделаешь, то другие вместо тебя сделают, часто в свою пользу, причем иногда так, что уже не выкарабкаться из их сетей, или вообще, чтобы было страшно подойти.
    И человек остается часто один на один в этой жизни, без помощи Всевышнего. А жить, чувствуя душой Всевышнего-это такая благодать!

    • Анонимно
      9.12.2018 23:46


      «Для татар очень большое благо, что им удалось соприкоснуться с Кораном очень давно.»

      Ну зачем же так умалять татар? Наши древние предки были бы удивлены такому суждению несведущих потомков...

      Это арабский мир должен благодарить далеких предков современных татар, с чьими древнейшими духовными учениями удалось очень давно соприкоснуться арабским мыслителям и создать Коран.
      Не с неба же этот Коран свалился и был рассказан современникам устами Мохаммеда...
      И до него лучшие умы арабской нации, стремясь привести свой несчастный народ к единству и более прогрессивному на то время единобожию, по сравнению с царившим язычеством, брали на вооружение известные на тот период духовные учения о едином Боге и пытались адаптировать к своему народу. Просто Мохаммед оказался удачливей и дальновидней...

      При этом, Тюркское единобожие, имевшее уже тогда глубочайшие и древнейшие корни в общей картине духовного развития человечества, сыграло в возникновении ислама не последнюю, если не главную роль... Как, впрочем, и в возникновении иудаизма, и христианства, и даже намного более раннего буддизма... Звучит невероятно, но это так...

      Вот только ученики забыли своих Учителей, и Коран, в итоге - история и учебник жизни лишь одного народа. Разумеется, евреи в нем также упоминаются, братский народ все таки, от общего Праотца идущий...
      В целом же, получился арабский ответ на еврейскую Библию, на основе более древнего общетюркского Единобожия...
      просто под себя приспособили и себя над всеми предыдущими пророками подняли...
      А предыдущие пророки, Моисей и Иисус, тоже ведь не с неба свалились, и они на свой народ и на свои цели работали...

    • Фидарис
      10.12.2018 01:41

      Это вы так сами себе решили ответить.

      • Анонимно
        10.12.2018 08:04

        Я всегда сам отвечаю на все поставленные жизнью вопросы, не ищу помощи ни у какого всевышнего, а руководствуюсь только Разумом и общечеловеческим Знанием...Потому что верю не в Бога, а в Человека...

        • Анонимно
          10.12.2018 09:31

          Вот вам вопрос: как называется священная книга татар?

        • Фидарис
          10.12.2018 09:47

          Ну и "отвечайте, и руководствуйтесь и верьте в Человека" В интернете много мест, где вы могли бы предметно, в полемике и с задором отстаивать свою позицию. На этой странице обсуждают конкретную статью, а не "широту" вашего "кругозора" и мышления.

  • Анонимно
    9.12.2018 17:14

    И в наше время рядом снами живут такие принципиальные люди, мы просто их не замечаем.

  • Анонимно
    10.12.2018 08:18

    Если вы верите только в человека, почему даже только одна клеточка человеческого организма почти недосягаема для человеческого разума, человек не может создать даже чуть-чуть подобие этого.

  • Анонимно
    10.12.2018 08:39

    Самыми первыми духовными книгами, известными современному человечеству были индийские Веды, и они в письменном варианте как-бы дошли до наших дней, нет же святой книги, подтверждающей Тюркское единобожие. Ну это и не трагедия, есть же Коран, при желании каждый человек сам может найти путь к Всевышнему с ее помощью. Путь к Всевышнему-это прежде всего страдания души, который каждый человек сам должен пройти, святые книги-только как путеводители.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль