Культура 
19.12.2018

Ирада Аюпова: «Здесь нужно рассматривать детали, пропускать их через себя»

«Это уровень международный, настоящий»: в казанской галерее «БИЗON» рассказывают о дружбе в «духе бесшабашности» Шемякина и Высоцкого

Казань стала вторым российским городом, который принял у себя выставку «История легенды. Шемякин, Высоцкий и русский Париж 1970-х» — экспозиция открылась в галерее современного искусства «БИЗON». О том, какие эксклюзивные материалы из архива Шемякина привезли в столицу РТ, почему пресс-секретарь президента РТ считает ее прорывной для этого выставочного пространства и что, по мнению министра культуры Татарстана, объединяет знаменитого художника и великого барда, — в репортаже «БИЗНЕС Online».

Казань стала вторым российским городом, который принял у себя выставку «История легенды. Шемякин, Высоцкий и русский Париж 1970-х» — экспозиция открылась в галерее современного искусства «БИЗON»

ФИЗИЧЕСКИЙ И МЕТАФИЗИЧЕСКИЙ ДИАЛОГ ШЕМЯКИНА И ВЫСОЦКОГО

Широкому зрителю Михаил Шемякин знаком прежде всего по своим скульптурам: его «Памятник жертвам политических репрессий» — сфинксов с наполовину изъеденными до костей лицами — показывают почти всем туристам в Санкт-Петербурге, а памятник Петру I с непропорционально маленькой головой до сих пор вызывает споры. Однако Шемякин — художник разносторонний: и живописец, и график, и создатель театральных декораций и костюмов, и иллюстратор, и издатель, и даже звукорежиссер. А еще — друг Владимира Высоцкого, с которым у них сложился творческий диалог, физический и метафизический. Именно этой дружбе посвящена выставка «История легенды. Шемякин, Высоцкий и русский Париж 1970-х», которую создал петербургский центр Михаила Шемякина. Выставку приурочили к 75-летнему юбилею художника и 80-летию со дня рождения поэта. Впервые ее показали в самом центре в январе, а теперь экспозиция, кропотливо собранная сотрудниками центра в фондах и архивах самого Шемякина, приехала в Казань.

Дружба двух великих русских творцов началась в Париже, куда Шемякин был выслан в 1971 году из СССР. В особняке сестры Марины Влади их познакомил Михаил Барышников, который позже исполнит пронзительный танец под «Коней привередливых» в голливудском фильме «Белые ночи». «Наша дружба родилась действительно внезапно, но было ясно, что это — навсегда. Ангелы наши, творящие и любящие Свет, Красоту и Справедливость, узнали друг друга, а духи бесшабашности, буйного отчаянного веселья и разгула, сидящие в каждом из нас, узнали друг друга тоже. Иногда Володя приезжал ко мне прямо из аэропорта, чтобы показать новые песни. Нас объединяло страстное желание обрести красоту и справедливость существования, возбудить это чувство в людях. Обоих била судьба, и потому особенно хотелось прорваться и найти все-таки свет истины», — пишет Шемякин в своей книге «Две судьбы», объединившей иллюстрации к стихам Высоцкого и воспоминания о нем.  Действительно, казалось, сама судьба вела их друг к другу — изгнанный из страны нонконформистский художник и постоянно подвергаемый цензуре поэт и певец. Их встреча спровоцировала настоящий творческий вихрь, в котором находилось место новым стихам, песням, рисункам и даже попойкам, которые очень нервировали Влади. «Единственная ваша точка соприкосновения, за исключением таланта, — это любовь к диким попойкам», — писала жена Высоцкого в своей книге «Прерванный полет».

Именно Шемякин сделал первую профессиональную запись песен Высоцкого, для чего специально окончил курсы звукозаписи и купил очень дорогое оборудование

Однако, кроме взаимного вдохновения, их дружба приносила и практическую пользу — именно Шемякин сделал первую профессиональную запись песен Высоцкого, для чего специально окончил курсы звукозаписи и купил очень дорогое оборудование. «До этого существовали очень плохо записанные под звон бокалов и лязгание вилок песни, которые пел Высоцкий в компании. Шемякин, когда их услышал, был очень расстроен и решил выпустить серию пластинок. Она вышла на знаменитой французской студии Polydor. И вместе с ней появились первые иллюстрации к стихам. Все остальные иллюстрации были созданы гораздо позже, ближе к 2012 году», — рассказала «БИЗНЕС Online» куратор выставки, художественный руководитель центра Шемякина Ольга Сазонова. А Высоцкий, в свою очередь, подсказал художнику идею его знаменитой скульптуры Петра I — он снимался в фильме «Арап Петра Великого» и, будучи в мастерской у Шемякина в Париже, спросил: «Почему ты, скульптор по образованию, столько раз обращавшийся к образу Петра в графике, в живописи, не делал его скульптуру?» На что Шемякин ответил: «Я не знаю, как его изобразить». А Высоцкий взял в руку копию прижизненной маски Петра I (она тоже есть в экспозиции выставки), вскочил на скульптурный табурет и водрузил маску себе на голову.

Ольга Сазонова Ольга Сазонова: «Мы открывали этот год в центре Шемякина в Петербурге 25 января, в день рождения Владимира Семеновича, когда ему исполнилось бы 80 лет, и завершаем его открытием выставки здесь, в Казани» 

«ЭТОТ ПРОЕКТ НЕСЕТ В СЕБЕ ПОДЛИННЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СМЫСЛ»

«Мы открывали этот год в центре Шемякина в Петербурге 25 января, в день рождения Владимира Семеновича, когда ему исполнилось бы 80 лет, и завершаем его открытием выставки здесь, в Казани. Это очень важно, что весь юбилейный год мы объединяем одним выставочным проектом», — сказала на открытии выставки в галерее «БИЗON» Сазонова. Старт выставке дало театрализованное представление от актеров «Театра на Булаке» Айнура Низамутдинова и Эрика Галлямова, которые перевоплотились в молодых Шемякина и Высоцкого и через стихи, отрывки из книги «Две судьбы» и пластику воссоздали атмосферу Парижа 1970-х и рассказали историю взаимоотношений двух гениев: взаимовлияние, ревность Влади, последнее воспоминание…

Старт выставке дало театрализованное представление от актеров «Театра на Булаке», которые перевоплотились в молодых Шемякина и Высоцкого и через стихи, отрывки из книги «Две судьбы» и пластику рассказали историю взаимоотношений двух гениев

«Я тоже выросла в то время, когда песни Высоцкого знали все мои друзья, все мои близкие люди. Есть много фотографий, где Высоцкий и Шемякин вместе. Но мне нравится одна — где они сидят, как братья, обнявшись друг с другом. Они еще совсем молодые, и неизвестно, что будет дальше. Но уже видно, что это родство душ — две души нашли друг друга. Потому что для них творчество было жизненной потребностью — не способом зарабатывания денег или имени», — отметила на открытии выставки министр культуры РТ Ирада Аюпова. Она добавила, что и у Высоцкого, и у Шемякина есть качество, которое является доминантой в творческом пути любого гениального художника — стремление в любой ситуации иметь право сказать свое мнение, оставаться верным себе.

Ирада Аюпова: «Для них творчество было жизненной потребностью — не способом зарабатывания денег или имени»

Индивидуальность и смелость Шемякина выделяет и пресс-секретарь президента РТ Эдуард Хайруллин, который тоже стал гостем выставки. «До сих пор мы воспринимаем его творчество как свежий критический взгляд на то, что у человека внутри. Так случилось, что в воскресенье я оказался в центре Шемякина в Петербурге на Садовой, и здесь для меня — продолжение знакомства с художником, — поделился Хайруллин с корреспондентом „БИЗНЕС Online“. — Выставка очень насыщенная и осмысленная, поэтому там для меня было начало, а здесь — мощное продолжение. Я считаю, что галерея мощно зазвучала именно с этой экспозицией, потому что это уровень международный, настоящий. Я всегда говорю, что нам не хватает таких ярких, насыщенных мазков современного искусства, которые уже становятся классикой».

Эдуард Хайруллин выделяет индивидуальность и смелость Шемякина 

Хайруллину вторит и известный татарстанский фотохудожник и фотожурналист Фарит Губаев: «Казань наконец-то подтягивается до уровня европейских городов, потому что именно такие выставки делают честь любому европейскому городу, а Казани — тем более. Буквально недавно открылась после реконструкции галерея современного искусства, и этот маленький зал запросто кладет на лопатки галерею — экспозиция здесь в разы притягательнее и интереснее». По словам Аюповой же, татарстанскому и общероссийскому искусству не хватает духа просветительства: «Мы не совсем понимаем современное искусство сегодня. Такие проекты нужны для того, чтобы понять всю многогранность мира искусства, что творчество вообще безгранично и поиск — это очень важный аспект».

Генеральным инфопартнером выставки стала радиостанция «БИМ-радио». Ее генеральный директор Илона Зинатова подчеркнула, что считает важным живое общение с аудиторией: «Скорость потока информации в современном мире трансформировала восприятие реальности людьми. И это произошло не только у поколения, которое родилось в XXI веке, но и у людей прошлой эпохи. Когда в бесконечном инфопотоке теряется способность к глубокому осмыслению важных вещей, в том числе потребность в глубинном переживании художественных образов, когда в большинстве сфер нашей жизни происходит замещение реальности имитацией, мы считаем, что очень важно сохранять живое общение с аудиторией. И мы с радостью поддержали проект, который несет в себе подлинный художественный смысл, сохраняет и транслирует культурологический код русского эгрегора. Спасибо „БИЗНЕС Online“, министерству культуры за то, что у казанцев есть возможность прийти на эту уникальную выставку и соприкоснуться с работами двух выдающихся творцов своего времени. Это прекрасная возможность вырваться из повседневных будней, осмыслить важные жизненные категории, бытовые и философские, а также найти вдохновение для создания чего-то значимого и нужного для современных людей».

Фарит Губаев: «Казань наконец-то подтягивается до уровня европейских городов, потому что именно такие выставки делают честь любому европейскому городу, а Казани — тем более»

«ТВОРЧЕСТВО ШЕМЯКИНА АБСОЛЮТНО АКТУАЛЬНО ДАЖЕ СЕГОДНЯ»

Формат выставки «История легенды» во многом был предложен самим Шемякиным и был призван показать, насколько интересной была культура русского Парижа 1970-х годов. Он разделен на несколько смысловых блоков: серии «Чрево Парижа» и «Метафизические бюсты», рисунки к песням и стихам Высоцкого, фотографии из жизни Шемякина и Высоцкого в 1970-х годах в Париже, альманах «Аполлон-77». Отдельный стенд посвящен истории взаимоотношений Шемякина с русскими цыганами — для них, как и для Высоцкого, художник устроил сеанс профессиональной звукозаписи.  «Помимо Высоцкого, Шемякин записывал еще и пластинки знаменитых русских цыган — Владимира Полякова и Алеши Дмитриевича, чувствуя, что это может уйти безвозвратно, он пытался сохранить и голос Высоцкого, и голоса этих великих цыган для потомков», — пояснила Сазонова.

Серия «Чрево Парижа» представляет собой серию рисунков, вдохновленных знаменитым одноименным парижским рынком. Тогда художник отказался от контракта с известной парижской галеристкой и ушел искать образы на улицу, где нашел этот рынок, который вот-вот будет закрыт. Больше месяца каждое утро он фотографировал жизнь рынка, всего сделав 5 тыс. снимков. Позже они превратились в знаменитую серию литографий, которые прославили Шемякина и вдохновили Высоцкого на создание стихотворения «Тушеноши». Деньги, вырученные от продажи литографий, художник потратил на издание альманаха «Аполлон-77» — памятника московскому и ленинградскому нонконформистскому искусству. На его обложке — человек в рамке из колючей проволоки, весь состоящий из нервов и с завязанным ртом, а внутри — произведения 55 авторов, неугодных советской власти: Эдуарда Лимонова, молодого Ильи Кабакова, Оскара Рабина и других.


В число выставленных рисунков к стихам Высоцкого вошли иллюстрации к произведениям «Райские яблоки», «Кони привередливые», «Охота на волков», «Мой черный человек» и другим. «Пространство галереи не позволило нам вместить все 42 рисунка (по годам жизни поэта), но мы смогли включить первые иллюстрации, которые были сделаны еще в 1987 году, плюс все иллюстрации к стихам и песням, которые были связаны с Шемякиным, посвящены ему, навеяны его рассказами», — пояснила куратор выставки.

Серия «Метафизические бюсты» выполнена в манере метафизического синтетизма. В 1967 году Шемякин создал художественную группу «Санкт-Петербург», в которой вместе с искусствоведом Владимиром Ивановым и сформулировал эту теорию, посвященную поискам новых форм иконописи, основанных на изучении религиозного искусства, древних архетипических образов всех эпох и народов. Метафизический он потому, что намекает, отсылает к иным процессам, неподвластным нашему восприятию. А синтетизм — потому что художник при создании произведения наполняется разными культурами, близкими ему по духу. «Мне очень трудно в присутствии такого количества людей смотреть на эти произведения, потому что они вторгаются в интимную сферу, — призналась на выставке министр культуры Татарстана. — Здесь нужно рассматривать детали, пропускать их через себя. Нужно оставаться наедине с каждым произведением и пытаться понять замысел художника, что же было сказано».

Знаменитый перформанс с бывшей женой писателя Лимонова Еленой Щаповой, которая восседает голая на деревянном коне рядом с подвешенной мертвой тушей и самим Шемякиным, сидящим в цилиндре напротив нее

Отдельная часть экспозиции посвящена личному фотоархиву Шемякина. Эти уникальные фотографии иллюстрируют жизнь русских художников в Париже с разных сторон — как со стороны знаменитого перформанса с бывшей женой писателя Лимонова Еленой Щаповой, которая восседает голая на деревянном коне рядом с подвешенной мертвой тушей и самим Шемякиным, сидящим в цилиндре напротив нее, так и со стороны посиделок  с его «братьями по искусству» — Александром Галичем, Владимиром Максимовым, Виктором Некрасовым и Андреем Синявским. При этом фотографии выглядят очень современно — нетрудно представить такую фотосъемку в каком-нибудь концептуальном модном журнале.

«Уже в 1960-х годах в условиях совершенно закрытых, в условиях железного занавеса Михаил Шемякин устраивал перформансы. И хотя это тогда так не называлось, это абсолютно актуально даже сегодня, — говорит Сазонова. — Конечно, он заслуженный, очень успешный, известный художник, и его можно отнести к классикам, кто-то скажет ретроградам, но даже сегодня Шемякин продолжает поражать! Он делает совершенно неожиданные вещи — чего стоят только те работы, которые выставлены сейчас в MMOMA, посвященные его новой серии, связанной с мобильными конструкциями, с абстракцией. Это очень интересные и абсолютно новаторские вещи, которые у посетителей выставки и профессионалов вызывают большой интерес. То есть Шемякин, который, казалось бы, невероятно узнаваем, продолжает раскрываться с неожиданной, новой стороны. Его работы, связанные с гербарием, тоже, на мой взгляд, абсолютно современны. Дело в том, что концептуальное искусство, которое основано исключительно на тексте, на концепции и на голом эпатаже не близко Шемякину, и он не будет создавать его в угоду современному арт-рынку. И в этом он, конечно, окажется классиком».

«Пространство галереи не позволило нам вместить все 42 рисунка, но мы смогли включить первые иллюстрации, которые были сделаны еще в 1987 году, плюс все иллюстрации к стихам и песням, которые были связаны с Шемякиным»

А пока у нас есть возможность познакомиться с мастерством всегда актуального Шемякина очень близко — выставка в галерее современного искусства «БИЗОN» по адресу ул. Мазита Гафури, 50 открыта уже сегодня с 12:00 до 19:30 и продлится до 31 марта.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (24) Обновить комментарииОбновить комментарии

Купив баночку пивка, чтоб расслабиться слегка,
Часто я в «Бизон» хожу и на хипстеров гляжу.

Там они по вечерам свой проводят арт-бедлам.
У меня их креатив вызывает позитив.

Куролесить сам люблю, кайф от этого ловлю.
Я про Уорхола читал, трезвым он не рисовал.

В этом с ним мы близнецы, допинг требуют творцы.
В магазин свершив маневр сотворю любой шедевр.

У нас часто во дворе пост-модерн на пустыре.
Стол, скамья, пивной баллон и затоптанный газон.

Биеннале здешних мест – в инсталляциях подъезд.
Знаком с детства мне поп-арт, срисовал наколки с карт.

Как – то шёл я подшофе, на пути стоит кафе.
И там наши пацаны, разливают в стаканы.

Предо мною выбор стал. Братаны или арт-зал.
Выбрал я конечно их. Написал об этом стих.

  • Анонимно
    19.12.2018 08:35

    Аюпова-красивая.стильная женщина....

    • Анонимно
      19.12.2018 10:23

      Царственная. Способная реформировать, созидать. Трепещите провинциальные культуртрегеры!

    • Анонимно
      19.12.2018 10:42

      С такими моральными качествами и с таким отношением к людям ни о какой красоте говорить не приходится

    • Анонимно
      19.12.2018 11:06

      Полностью согласен, молодец Ирада Хафизязовна!!!

  • Анонимно
    19.12.2018 08:47

    Респект организаторам выставки. Я всегда говорил: "Казань должна стать городом высокого европейского уровня".

    • Купив баночку пивка, чтоб расслабиться слегка,
      Часто я в «Бизон» хожу и на хипстеров гляжу.

      Там они по вечерам свой проводят арт-бедлам.
      У меня их креатив вызывает позитив.

      Куролесить сам люблю, кайф от этого ловлю.
      Я про Уорхола читал, трезвым он не рисовал.

      В этом с ним мы близнецы, допинг требуют творцы.
      В магазин свершив маневр сотворю любой шедевр.

      У нас часто во дворе пост-модерн на пустыре.
      Стол, скамья, пивной баллон и затоптанный газон.

      Биеннале здешних мест – в инсталляциях подъезд.
      Знаком с детства мне поп-арт, срисовал наколки с карт.

      Как – то шёл я подшофе, на пути стоит кафе.
      И там наши пацаны, разливают в стаканы.

      Предо мною выбор стал. Братаны или арт-зал.
      Выбрал я конечно их. Написал об этом стих.

  • КОНТРУДАР
    19.12.2018 09:28

    Мы давно подсели кто на телек, кто на youtube. Мозги - в кисель. Попа - в ширь. Высокое искусство - это ведь не бутылка пива в руке, здесь надо тянуться изо всех сил ввысь на цыпочках души. Способны ли мы теперь на это? Не знаю. Вот и посмотрим.

  • Анонимно
    19.12.2018 09:30

    Обожаем с женой ходить по выставкам и музеям. Берем новый адрес себе на заметку. Спасибо, БО.

  • Анонимно
    19.12.2018 09:41

    какие мощные у нас министерства, вот почему денег на дотации транспортникам нет.

    • Анонимно
      19.12.2018 10:29

      Вы не поняли. Выставка организована не на деньги министерства. Это полностью частная инициатива. Министр была просто гостем.

  • Анонимно
    19.12.2018 09:42

    Редкая , интересная выставка. Жаль,что временная. Успеть бы сходить.
    Напишите режим работы.

    • Анонимно
      19.12.2018 14:13

      Каждый день, кроме понедельника и вторника, с 12:00 до 19:30. До 31 марта.

  • Анонимно
    19.12.2018 10:06

    Шемякин с Высоцким на фоне казанского бомонда...

  • Анонимно
    19.12.2018 10:40

    Валерия и Сергей, отличный материал! Люблю Казань в таком исполнении)

  • Анонимно
    19.12.2018 12:09

    Сколько стоит входной билет?

  • Анонимно
    19.12.2018 14:34

    Мало монстров в жизни. Будем любоваться на них в живописи.

  • Анонимно
    19.12.2018 20:17

    нередко сейчас начинают сравнивать Высоцкого аж с Пушкиным! Окститесь, ребята! Вы что?! Талантливый бард, неплохо передал колорит своей эпохи...Но не Пушкин же!

  • Анонимно
    19.12.2018 20:19

    В минкульт, как ныне в нацархив, подбираются некомпетентные кадры. Что с этим делать, как беде помочь? Ведь разруха окончательно наступит, вспомните проф Преображенского.

  • Анонимно
    19.12.2018 21:47

    20.19 Некомпетентные, но все свои.. Первый зам. , например, - подруга.. А зачем Аюповой компетентные? Они ведь могут свое мнение иметь. Невеждами легче управлять. Ох, беда нашей культуре от такой команды "ух".

  • Анонимно
    19.12.2018 22:46

    Чушь пишите про министра. Вчера был на открытии выставки. Аюпова поразила своей открытостью и понимание темы. Порадовался за нашу культуру.

  • Анонимно
    21.12.2018 22:32

    Да, действительно, очень открытый человек и умная!

  • Анонимно
    22.12.2018 13:06

    Да уж... Как вела себя министр культуры на открытии Качаловского фестиваля даже неудобно вспоминать - чуть не плясала на сцене , никакого уважения к выступающим. Наверно, до сих пор не верится, что заняла это кресло.... и потом, о каком европейском уровне к которому мы должны стремиться. вы говорите. У нас очень самобытный город и такая же культура...Так зачем же нас причесывать под европейский образец...И я очень уважаю и люблю творчество Высоцкого, но совершенно не переношу Шемякина - мне от его работ становится физически плохо....

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль