Политика 
22.01.2019

Глеб Павловский: «Операция «Преемник» невозможна, будет перестройка»

Известный политтехнолог о цивилизации без профессионалов и вариантах преемников

Владимир Путин, утверждает Павловский, похож на позднего Ленина, который вел совершено авантюристическую политику и тем не менее выигрывал. «Путин, собственно, питается экстремальностью, это главное сырье системы, позволяющее именно воспроизводить режим катастрофы, а этот режим и есть условие существования такой России. При нем нет будущего, имитируется настоящее, но и смены ему не видно», — полагает Павловский. Однако до новой перестройки осталось ждать не так уж долго.

Глеб Павловский Глеб Павловский Фото: ©Илья Питалев, РИА «Новости»

«В РЕЖИМЕ ПЕРМАНЕНТНОЙ КАТАСТРОФЫ»

—  У вас в «Иронической империи» сказано, что система РФ неуязвима, пока в игру не включится время. Как же оно может включиться? Нефть обесценится?

—  Собственно, оно уже включилось. Я пытался проигрывать —  что называется, на промокашке —  разные сценарии коллапса и не находил их: потому что эта система уже возникла из коллапса. Он уже был.

—  То есть это посмертное существование.

—  Да, как у Лема в «Формуле Лимфатера»: система начинает жить, когда умирает то желе, из которого она создана.

Это больше всего похоже на ситуацию народов, живущих на границе Таиланда, Камбоджи и Лаоса. Их история сложилась так, что они избавились от всех структур, институтов —  и в конце концов даже от письменного языка. У них сохранилась память о нем, миф о том, что его украли, —  но вся их жизнь нацелена на то, чтобы их не захомутали, чтобы сознательно уничтожать все институты —  лишь бы не попасть в какую-нибудь структуру.

И вот я думаю, что корни нынешнего положения —  они не в Путине: это разрушение институтов началось при Горбачеве, более того —  оно было главным содержанием горбачевской эпохи и первых двух ельцинских лет. Лишь бы на свободу.

—  То есть вы согласны, что СССР, сколь бы плох он ни был, оказался сожран вещами худшими, чем он?

—  Люди давно не хотели государства, но при этом хотели его благ. Это как у меня в доме: попробуй сгони на собрание жильцов, но при этом они хотят, чтобы крыша не протекала. Как тогда добиться, чтобы ее починили? Началось избавление от государства, и в этом смысле сказался определенный мимесис Западу, подражание ему. Там тоже сказывается —  и сейчас в том числе —  усталость от государства-учителя, желание получать от него услуги и при этом обходиться без него.

В России на все это наложилась усталость от репрессий, во-первых, и идеологии, во-вторых, —  и стало складываться государство без идеологии. Государство несильное, но окоротившее бандитов с улицы (правда, бандиты перешли в аппарат —  но лучше пусть сидят в аппарате). Государство фактически приватизировало губернаторов, присвоило их, —  а ниже, под губернаторами, все осталось таким, как было.

И я, когда писал книгу, все думал: с одной стороны, мы жалуемся на избыток управления, а с другой —  его фактически нет. И понял: это стратегический, военный тип управления. Губернаторам делегированы все полномочия верховной власти, как во время войны полномочия Верховного главнокомандующего делегированы прапорщику. Правда, прапорщик может вас расстрелять, а губернатор пока не может, но в остальном это именно военный тип руководства, и для его воспроизводства нужно непрерывное военное положение. Режим перманентной катастрофы, которой эта экстремальность будет питаться.

«ЛЮДИ СОГЛАСНЫ ДАЖЕ НА ПОВТОРЕНИЕ 90-Х»

—  Да, управление —  довольно понятная вещь, но как объяснить, что люди сами, без всякого управления, выбирают наихудшее поведение?

—  А такое тоже было в истории Европы —  правда, давно. Когда еще была, но уже распадалась Римская империя. Это была варваризация, забывали язык, были какие-то остатки римского права, так ведь и у нас есть остатки советского… Такие варварские королевства, в которых люди прижимаются к земле —  и что ты с ними сделаешь?

Иной вопрос —  почему существует консенсусное терпение относительно постоянного ухудшения жизни.

Вероятно, согласие на это ухудшение связано со страхом ответственности, страхом решений, страхом структуры, в конце концов: люди согласны даже на повторение 90-х (хотя формально от них открещиваются) —  лишь бы не выходить из режима постисторического, посмертного существования.

—  На самом деле терпение продолжается потому, что никто не сформулировал альтернативы.

—  Нет, скорее потому, что нет и запроса на нее. Нет запроса на политику, вообще на жизнь —  потому что где нет жизни, нет и смерти.

Вот кто заставляет академиков голосовать так солидарно —  чего не было в Советском Союзе, где у Академии наук была иллюзия независимости? Какой топор над всеми висит? Его нет, есть жажда продлить квазибытие.

—  Обратите внимание, что и времени в этой системе как бы нет. Мальчишки и в пятьдесят остаются мальчишками, а вы так и не превращаетесь в патриарха…

—  Слава Богу!

—  У такого зависания есть и минусы. Годы сливаются. Вот и Навальный — вечно молодой, а ему почти 45, возраст серьезного политика.

—  Я категорически не согласен с тем, что Навальный — кремлевская фигура, но думаю, что в каком-то смысле он идеальная фигура для системы, идеальное альтер эго. И у него впереди свои 15 минут славы.

При Навальном безвременье, безусловно, кончится и надо будет что-то делать, но система рассматривает его, думаю, как наилучшего кандидата. И потому перед битвой за Кремль будет еще отдельная битва за Навального: в России человек из низов очень редко приходит к власти, и Ленин, к слову сказать, не был представителем народа, он к нему с самого начала обращался свыше, то есть с броневика.

Прежде чем Навального двинут к власти, его должны будут туда инкорпорировать —  в том или ином статусе. Какой они ему придумают — не знаю, но факт то, что операция «Преемник» невозможна: такая власть и в таком объеме не передается. Будет перестройка, причем крах системы будет напоминать крах злосчастного «Русского мира».

—  Ну, «Русский мир» вряд ли кто-то даже наверху воспринимал всерьез…

—  Это было как модернизация Медведева: такой же фантом, в который никто не верил. Попытка консервативной революции без малейших перемен и без серьезного отношения к ее ценностям.

—  Но «Русский мир» имел шансы?

— «Русский мир» в огромной степени состоял из реконструкторов, то есть людей, уверенных, что, если деревянный меч хорошо раскрасить серебрянкой, он становится металлическим. И я не понимаю, почему Путин с самого начала не признал, что самолет МН17 был сбит в 2014 году именно ими.

«ПУТИН АБСОЛЮТНО ВЕРИТ В ЗАПАДНЫХ ГНОМОВ»

—  А каково будущее Путина после краха системы?

—  Путин —  оригинальная фигура даже в качестве фронтмена. Мы смотрим на него, но не знаем, чего он хочет: он сам —  единственное содержание собственной стратегии. По отношению к советским временам в Путине есть элемент принципиальной новизны: Москва, конечно, дестабилизировала ситуацию в мире, но потом отыгрывала назад, стремясь ее ввести в рамки. Путин действует иначе — он ее дестабилизирует, абсолютно веря (и не без оснований), что стабилизировать ее будет Запад.

Есть как бы два Путина: сознание у него, положим, русское, даже советское, антиамериканское, но подсознание —  западническое. Он абсолютно доверяет благоразумию тех, против кого ведет игру: он не знает, где остановится, но он знает, что им есть что терять. Он почему-то убежден, что стоит ему в каком-то месте порвать ткань мира —  и западные лидеры, как гномы из сказки, ночью кинутся ее латать. И залатают!

Он, собственно, питается экстремальностью, это главное сырье системы, позволяющее именно воспроизводить режим катастрофы —  а этот режим и есть условие существования такой России. При нем нет будущего, имитируется настоящее — но и смены ему не видно.

—  То есть можно так еще хоть сто лет, даже и после Путина?

—  Ну нет, так мрачно я на вещи не смотрю. Уже пошла сетка трещин.

—  А в Кремле есть сейчас фигуры, видящие себя преемниками?

—  Ну, там будет большая гонка, Дмитрий Анатольевич точно не добежит. Рамзан Ахматович скорее всего захочет с кем-то блокироваться. Гипотетически власть может взять министр обороны.

—  Нынешний?

—  Или другой, тут важен статус. Но наиболее вероятный сценарий —  кто-то присвоит условного Навального и произведет перестройку во вполне обозримом будущем.

—  Ну хорошо, а декабрьские бунты во Франции? Может, западный мир тоже трещит?

—  Европа меняется, но она отнюдь не распадается. Заметьте, что в Париже не было «майдана»: чуть возникала попытка создать укрепленный лагерь, полиция налетала и разгоняла всех. Это сетевая форма самоуправления, при которой белые студенты выходят и поют национальный гимн, а черные не-студенты выходят и жгут автомобили. Но никакой распад не просматривается —  рано или поздно возвышается новый Саркози, который называет протестующих ракальями, и все входит в колею.

—  Вам не кажется, что во Франции нация сформировалась именно потому, что там была революция и разрушилась Бастилия?

—  Французская революция —  исключительно красивый исторический пример, на который лучше все же смотреть издали; но для формирования нации потребовался еще Наполеон, великий и кровавый мечтатель. И поражение Наполеона. Нация сформировалась в двадцатые —  пятидесятые годы XIX века.

«ЛЕНИН НЕ СОВЕРШИЛ, А ЗАДУШИЛ РЕВОЛЮЦИЮ»

—  Так почему же она у нас-то не сформировалась после Сталина? Вот была революция, был после нее свой Наполеон, а потом все распалось… Правда, Вандеи не было…

—  С революцией все несколько сложней, потому что октябрь семнадцатого был как раз не революцией —  он был таким специфическим русским термидором, ее концом. Революция происходила с февраля по октябрь, пик ее пришелся на лето, когда крестьяне грабили и жгли помещичьи усадьбы.

Вся революция исчерпалась к осени, потому что Ленин-то как раз никакой революции не хотел. Социализм, что называется, устанавливался по факту —  рабочие шли и захватывали предприятия, а Ленина вполне устраивал государственно-монополистический капитализм. Просто чтобы верхушка поменялась на большевистскую, а строй чтобы оставался. 

В семнадцатом году было вполне очевидно, что большевики —  не организаторы революции, а душители ее. Правда, поздний Ленин —  уже скорее предшественник нынешнего Путина: чистая азартная игра. Ведь Брестский мир —  совершенная авантюра: если бы летом германский фронт не рухнул, что бы он делал?

—  Как вы думаете, что было бы в случае победы Лужкова и Примакова в 1999 году? То же самое, только раньше?

—  Иногда я даже думаю: а хорошо бы… Но на самом деле —  конечно, монолитную конструкцию они бы не выстроили, очень быстро раскололи бы коалицию, Примаков бы переиграл Лужкова, поскольку был хитрее, и возникла бы скрыто-плюральная власть. Корпорации стали бы сближаться с регионами. Возникли бы множественные центры власти, что было бы жизнеполезней.

—  Напоследок: вам не кажется, что СССР строил Вавилонскую башню и мы в ее руинах сейчас живем?

—  Безусловно так. Это был титанизм и космизм в чистом виде.

—  Да, и главной целью был прорыв в стратосферу…

—  Конечно. Кому еще пришло бы в голову, что ракета нужна не только для доставки боезаряда, а для отправки человека в космос?

—  Перестроить эти руины, вероятно, нельзя…

—  Можно создавать на руинах что-то новое, островки просвещения, вроде монастыря Кассиодора. Был такой позднеримский просветитель, основавший монастырь Виварий. Но надо, чтобы эти центры просвещения были поддержаны населением, то есть что-то давали ему…

—  Престиж?

—  Одного престижа мало. Скорее «Теслу».

—  То есть нужна цивилизация профессионалов.

—  Да, но сейчас как раз идет атака на профессионализм в любой сфере. Фактически построена цивилизация без профессионалов, во что я в семидесятые никогда не поверил бы.

—  Почему, профессионалы есть —  в сфере пропаганды…

—  В этом смысле —  да. Они при всей своей антиамериканской риторике построили сугубо умозрительную конструкцию вроде американской. Разница та, что американская существует в реальности, а осажденная Россия —  только в их воображении. Но, пожалуй, современная Россия ничего профессионально не умеет, кроме как воображать.

С Глебом Павловским беседовал Дмитрий Быков
«Собеседник», 16.01.2019

Глеб Павловский — бывший советский диссидент, бывший кремлевский политтехнолог, соучредитель и директор фонда эффективной политики (с 1995-го), главный редактор и издатель «Русского журнала», директор «Русского института», профессор Высшей школы экономики.

Родился в 1951 году в Одессе в семье инженера-строителя.

Окончил исторический факультет Одесского университета.

Работал учителем в сельской школе.

1976 — вследствие задержания КГБ за распространение книги Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» был вынужден уволиться и трудился рабочим до 1983 года.

1982 — был арестован КГБ за диссидентскую деятельность. В ходе следствия покаялся и начал сотрудничать со следствием, за что вместо лагерей получил три года ссылки в Коми АССР.

В перестройку был учредителем информационного агентства PostFactum, главным редактором журнала «Век XX и мир», членом московского клуба «Перестройка», куда входили практически все будущие герои рыночных реформ. Павловский был противником программы приватизации Анатолия Чубайса.

До апреля 2011 года — советник руководителя администрации президента РФ. По некоторым данным, был уволен за то, что предлагал Дмитрию Медведеву выдвигаться кандидатом в президенты на второй срок.

Имеет шестерых детей от четырех жен.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (36) Обновить комментарииОбновить комментарии

Политолог «по вызову» в прошлом
И сейчас остаётся в строю.
Потому, что экспертом был дошлым,
Зная кухню Кремля как свою.

На предвыборном скором сафари
Он сорвать ещё может свой куш.
У него, как и у Мата Хари
Есть лицензия быть ловцом душ.

  • Анонимно
    22.01.2019 09:23

    Спасибо.
    Павловский всегда интересен и оригинален.

    • Анонимно
      22.01.2019 09:39

      Нда.
      Они на самом деле, там , в космосе своём живут.
      Как дети в детсаде, которым выдали много Лего, Пазлов.
      Из которых можно построить разные ракеты, трансформеров.
      И вот они сидят, мастерят, высунув язычки и сопя.
      И им не надо ни каши, ни яблочного пюре.
      Они заняты космизмом.

    • Анонимно
      22.01.2019 13:13

      Ну и что, что он интересен и оригинален??? Теперь много таких "экспертов", все умничают, предсказывают, советуют. А мы верим - стадо баранов, как говорит Кокорин. Что делать???? Вот главное. Этого не знает НИКТО, к сожалению.

    • Анонимно
      22.01.2019 17:02

      Как всегда у Павловского - муть. И сам всегда был мутным - никогда нельзя было сказать за кого или за что он.. Так : ни рыба - ни мясо. И нынешние его комментарии гроша ломаного не стоят..

      • Политолог «по вызову» в прошлом
        И сейчас остаётся в строю.
        Потому, что экспертом был дошлым,
        Зная кухню Кремля как свою.

        На предвыборном скором сафари
        Он сорвать ещё может свой куш.
        У него, как и у Мата Хари
        Есть лицензия быть ловцом душ.

  • Анонимно
    22.01.2019 09:35

    "Путин,собственно,питается экстремальностью,это главное сырье системы,позволяющее именно возводить режим катастрофы,а этот режим и есть условие существование такой России". Это понятно давно.Как в анекдоте который мне знакомый рассказал:" -Товарищи космонавты.Партия подумала и решила.Вы полетите на Солнце. -Леонид Ильич.Мы же там сгорим!!!-Партия подумала и об этом.Вы полетите ночью." А новой перестройки еще долго не будет.

  • Анонимно
    22.01.2019 10:15

    Спасибо за интересное интервью!

  • Анонимно
    22.01.2019 10:32

    Как всегда, смутно, не понятно и не о чем

    • Булгарин
      22.01.2019 11:39

      Все довольно просто, но с поправкой, что вся эта дребедень началось не с горбачевской перестройки, а с организации штаб-квартиры по избранию Путина, как преемника Ельцина, где как раз вместе восседали и Чубайс, и Сурков, и Юмашев с Татьяной, и вот автор этого интервью. А иначе так и будут пересматривать итоги революции 17 года, да и промывать дела Ленина и Сталина, да и валить на Горбачева все сегодняшние просчеты.

      • Анонимно
        23.01.2019 11:10

        &

        "вся эта дребедень началось не с горбачевской перестройки, а с организации штаб-квартиры по избранию Путина"

        А может гораздо раньше? Андроповский проект?

        У Максима Кантора об этом:

        ПЕРЕСТРОЙКА
        Комедия в пяти актах

        краткое содержание:
        акт первый) Горбачев хочет ГЛАСНОСТИ

        акт второй) Ельцин желает ОТМЕНИТЬ ПРИВИЛЕГИИ

        акт третий) Реформаторы объявляют приход рынка и демократии.

        акт четвертый) Либералы желают зафиксировать прибыль и приглашают Путина

        акт пятый) Путин прибыль зафиксировал.

        Подробнее по каждому акту в сети.

        • Булгарин
          23.01.2019 15:15

          Я имел в виду "дребедень", который тут автор интервью высказывает, а не вообще. Вообще, началось еще раньше. Как сказал Черномырдин, идеи коммунизма витали над Европой, а приземлились в России. Видимо, и это был чей то проект.

      • Анонимно
        23.01.2019 12:02

        &

        Началось все ИМХО в 70-80-е, когда советская номенклатура решила стать полноправной собственницей государственного имущества, см. проект Андропова и т.п.. Тогда и был задуман переход к новой (старой) формации, см. например, "Анатомия российского капитализма" Станислава Меньшикова (друг, соавтор одной из книг Джона Кеннета Гэлбрейта, а значит авторитет). Вот цитата из Анатомии:

        "Глава 1.7 Почему не менеджеризм?"

        "... привилегии относительно неустойчивы, они присутствуют вместе с должностью. ... передать их по наследству нельзя. Лучшим способом является отказ от менеджеризма в пользу капитализма".

  • Анонимно
    22.01.2019 10:49

    10:32.Да фсе понятно.Как почти фсе образно говоря кремлевские политологи вещуют мол потерпите мол еще чуть чуть и будет перестройка или счастье или светлое будущее.И так на протяжении фсей истории современной России они говорят об этом.

  • Галеев Зуфар
    22.01.2019 11:02

    Горбачёвская "перестройка" закончилась "перестрелкой". Чем же закончится новая "перестройка".

  • Анонимно
    22.01.2019 11:12

    Павловский, пожалуй лучший политолог, на фоне всех остальных.

    • Анонимно
      22.01.2019 12:07

      Все одинаковы. Если отделить болтовню от сути, то смысл транслируют один: ждите, скоро что-то поменяется.

      • Анонимно
        22.01.2019 12:42

        Ждите.
        Скоро пришествие.
        Кашпировский уже в пути.

        Проблема с Чумаком. Кто то должен поднять и его Знамя.

  • Анонимно
    22.01.2019 12:09

    Этот тип путем манипуляций,помог удержмтся на престоле Ельцину. Вроде его ноу хау и ,знаменитая коробка от ксерокса набитая деньгами.Видя его физиономию,вспоминаешь известную фразу,предупреждение о шулерах-Следите за руками!!!

  • Анонимно
    22.01.2019 12:31

    Но, пожалуй, современная Россия ничего профессионально не умеет, кроме как воображать.
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/410380

  • Анонимно
    22.01.2019 13:07

    Какой мощный бесстрашный ум!

  • Анонимно
    22.01.2019 13:18

    Хоть бы не было войны и революций. У меня все хорошо. Комната, работа, семья и автомобиль. Не хочется всё терять ради иллюзорного счастья завтра. Спокойствие и здоровье - не это ли счастье?!

    • Анонимно
      22.01.2019 13:56

      Ты ещё не знаешь вкус революции,это именно та сласть и романтика,которую должен вкусить каждый гражданин России.

  • Анонимно
    22.01.2019 13:34

    Алкоголика Ельцина нужно было в 1991 году посадить,сейчас жили бы в демократическом государстве.

  • Анонимно
    22.01.2019 13:41

    Владимир Владимирович пристально следит за ситуацией в стране. Россияне привыкли, что «царь» держит «крепкую руку на пульсе страны». Он – как Ильич, который, судя по большевистским преданиям, по ночам выходил из мавзолея и подвинчивал-подкручивал-вспахивал все, что не докрутили рабочие и не допахали крестьяне. Путин – великий трудоголик, организатор и вдохновитель всех наших побед, хлебопашец и вагоноразгружатель, разводящий руками тучи. Например по первому звонку от жительниц аварийного жилья вождь легким кистевым движением возводит новые корпуса, устраняет протечки, газифицирует и пускает электричество по проводам, сопровождая действия болезненными разрядами прямиком в полушария зарвавшихся чинуш. Демиург, да и только.

  • Анонимно
    22.01.2019 14:47

    Наблюдая за сонмом лучших умов, я пришёл к выводу, что у нас каждый политтехнолог имеет свою аудиторию и влияет на умозаключения определённой группы людей, если сказать по старинке, как священник окромляет свою паству, и никто не остаётся без их воздействия. Следовательно какие-либо изменения в государстве возможны по согласию верхов при возникновении внешней угрозы. Что касается бунта,о котором предупреждал классик, на этот вопрос смогут ответить только русские.

  • Булгарин
    22.01.2019 15:03

    Секта танкопоклонников :)
    Новая языческая "Религия войны" становится в России государственной. К культам: победы, предков-воинов, армии, крымской и сирийской агрессии прибавилось фетишистское поклонение оружию. Причем, как новым мифическим сверхракетам, так и мощам старых танков. Очередным шумным событием в религиозной жизни стала всероссийская гастроль святых мощей танков T-34, специально привезенных из Лаоса.

    Вангую :) Следующим шагом танкопоклонников станут иконы с танками Т-34 и путинскими чудо-ракетами во всех храмах РПЦ. А дальше верующие в великий Танк-победитель начнут молиться оружию. Новый "Отче наш" будет звучать примерно так:
    "Танк наш, МИГ наш и Сармат наш, сущие на небесах, земле и воде! Да святится имя Ваше; да приидет Царствие Ваше; да будет воля Ваша и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дайте нам на сей день. Ибо Ваше есть Царство и сила и слава во веки. Крыминь".

    В случае удачи, вместо "слава Богу!", верующие будут говорить: "слава Танку!"; а также регулярно проводить крестные ходы на танках, украшенных иконами Ивана Грозного, Сталина, Путина и других кровопийцев.

    В конце концов, Путин по примеру императора Калигулы, введшего своего коня в римский сенат, въедет на Т-З4 в священный синод РПЦ и провозгласит этот танк патриархом вместо вышедшего в тираж Гундяева.

    Смех-смехом, но праздники и обряды религии войны реально заменяют традиционные христианские. Власти уже буквально молятся на старые победы, мифические ракеты и сакральные танки. Видимо, надеяться им больше не на что и они уповают на силу оружия, как на господа-бога.

    Игорь Эйдман

  • Анонимно
    22.01.2019 15:24

    Могу объяснить – почему всё так вдруг случилось, что любовь ушла и помидорчики увяли. Да просто Владимир Владимирович взял и взорвал тот самый пьедестал, на котором так долго держалась любовь к нему. А любовь держалась на пенсионерах, на этих бабушках и дедушках. А теперь он взял и разрушил этот пьедестал. И стоять ему больше не на чем.
    Поэтому любви больше не будет.И как бы он ни пытался поднять свой рейтинг, рейтинг больше не поднимется. Рассказывать, конечно, можно что угодно, что он и будет делать через своих прикормленных социологов – рассказывать о поднимающемся рейтинге.
    Но нет, рейтинг Путина никогда больше не будет расти. Любовь ушла и больше никогда не вернется.

  • Анонимно
    22.01.2019 15:31

    Нынешний президентский срок Путина будет качественно отличаться от предыдущего. Если предыдущие шесть лет он доказывал, что он силен и любим, то теперь вдруг выяснилось, что он больше не любим – он свою основную массу избирателей предал, лишив людей пенсий. И его конфликт с населением вышел на новый уровень: если раньше у него был конфликт с несогласными, какими-то белоленточниками, очкариками, "засланцами Госдепа", то теперь у него уже конфликт на другом витке – конфликт с людьми пенсионного и предпенсионного возраста. Поэтому он постоянно демонстрирует новый комплекс "Стена", как будут разгонять людей, а также эти щиты, способные биться электрическим током, с электрошокерами. Все для вас, дорогие, все для разгона !

    • Булгарин
      22.01.2019 17:17

      Если вы называете пенсией то, что дают на то, чтобы они не сдохли. Это же смешно даже говорить, что пенсия у многих в 200 евро. И за это должна быть любовь у пенсионеров. Разве только у совсем на голову повернутых или памятью отмороженных.

  • Анонимно
    22.01.2019 15:47

    Полно сарказма и ехидства.И смеятся хочется,и плакать хочется.И исчезать хочется из этого дурдома.Очень плохо без веры и надежды жить. Тревожное ожидание окутало россиян.В тоннели света не видно,и остановится уже не можем.....

  • VasiliyTerzi
    22.01.2019 23:14

    На самом деле сегодня "терпение продолжается потому, что никто не сформулировал альтернативы" и не просто альтернативы, а именно позитивной альтернативы развития. К сожалению мы с Г. Павловским об этом много спорим в ФБ. Сегодня нет политического решения проблем развития РФ и регионов, когда в мире идет новая научно-технологическая революция, альтернативу должны предлагать научно-технологические институты развития, или новые научно-инженерные комплексы, которые как грибы растут в глобальных университетских системах развитых регионах мира.

  • Анонимно
    22.01.2019 23:21

    Но ведь бред. Просто поток сознания на хорошем русском языке. Вот что невостребованность делает

  • VasiliyTerzi
    23.01.2019 12:26

    Мы сами и только совместными силами можем улучшить свою жизнь и жизнь своих детей и внуков, никакие политики и политтехнологи нам не помогут. Мы можем их нанять только как профессионалов для определения компромиссных решений между профессиональными сообществами. Сегодня Интернет позволяет формировать любые профессиональные общества, что мы и делаем в ФБ. И наших яростных оппонентов призываем сделать тоже, создавайте свои сети партнерств и продвигайте свои позитивные идеи, хватит наводнять БО своим негативом по каждому поводу, из негатива хорошей жизни никогда не будет. Хотите поменять власть? Так предлагайте как это сделать.

    • Анонимно
      23.01.2019 12:46

      )))
      Тоже космизмом занимаетесь?
      Любой районный прокурор и обычный следователь СК из регионального управления приведёт вас в чувство за мечту "поменять власть".
      Потому что никто и ни за что не отвечает.

  • Анонимно
    23.01.2019 14:33

    Друзья!
    С этим тезисом Глеба Павловского согласен.
    Власть это сладкая и опасная штука.
    И не каждый может справится с ней и во время уйти.
    Уважаемый Путин В.В. хороший Президент РФ.
    Но не получилось бы как с Брежневым.
    Брежнев тоже был хороший человек и его не отпускали соратники по Политбюро отмечу почти на 90% состоявший из Украинцев
    ( Громыко,Щербицкий,Черненко,Горбачёв,Андропов и др.)
    И его тоже не отпускали соратники так нам Советским людям объясняли.
    Сейчас складывается такая же ситуация кстати соратники
    Путина В.В.
    это Тимченко,Ковальчук и др.выходцы с Украины.
    Прямо в точь в точь история повторяется.
    Что потом случилось??
    CCCР развалился.
    Жаль если всё это повторится.
    Уважаемое БО прошу сохранить на 10 лет этот мой комментарий.
    Это моё предсказание.
    с уважением

  • Анонимно
    25.01.2019 10:51

    там есть киндер сюрпризы и Чубайс такой молодой с советниками из Легли США.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль