Шаляпинский фестиваль-2019 
27.01.2019

Вадим Журавлев: «Шаляпинский фестиваль вновь прикидывается антрепризой»

«Маски» вместо «души»: самый обсуждаемый музыкальный критик России о том, почему казанский оперный форум остается глубоко провинциальным

1 февраля открывается XXXVII Шаляпинский фестиваль. В рамках этого ежегодного форума на сцене Татарского театра оперы и балета им. Мусы Джалиля будут показаны 10 спектаклей и даны 2 концерта, состоится премьера новой постановки оперы «Царская невеста» Римского-Корсакова. О месте фестиваля в современной оперной России по просьбе «БИЗНЕС Online» размышляет автор популярного YouTube-канала «Сумерки богов» Вадим Журавлев, который много лет изучает феномен мирового фестивального движения.

1 февраля открывается XXXVII Шаляпинский фестивальФото: «БИЗНЕС Online»

«ПРИДАНИЕ ВСЕМУ АТМОСФЕРЫ ДЕТСКОГО УТРЕННИКА И ПРИПОДНЯТОГО ВЕСЕЛЬЯ…»

Когда казанский оперный форум только начинал свою жизнь, само понятие фестиваля было еще чем-то свежим и сулило новые горизонты. За почти четыре десятка лет, прошедших с того времени, фестивальное движение у нас расцвело пышным цветом, а само это слово уже даже дискредитировали создатели многочисленных музыкальных сборищ. Сегодня на территории России вроде бы зарегистрировано более 400 фестивалей. И это не считая того, что сейчас любую серию концертов принято называть фестивалем. Поскольку классическое искусство на наших глазах проигрывает битву за зрителя искусству массовому, придание всему атмосферы детского утренника и приподнятого веселья кажется нашим менеджерам от театра главным спасением.

Тем не менее фестивальное движение захватило Европу с 60-х годов в противовес традиционному репертуарному театру. То, что сегодня половина Европы перемещается с одного фестиваля на другой, — заслуга исторических монстров данного дела, фестивалей в Зальцбурге, Байройте, Авиньоне… Есть теория, которая видит корни этого в том, что люди пережили страх войны в замкнутых городах и для ощущения счастья им теперь надо покинуть город, где они живут постоянно. Кстати, такой эффект ощущается и в нашем культурном ландшафте. Сегодня самый желанный для наших меломанов фестиваль — Дягилевский в Перми. Туристические компании, которые занимаются турами на Дягилевский фестиваль, объявили еще в конце ноября, что все туры из Москвы и Петербурга проданы. При том, что даже нет еще программы фестиваля!

В рамках Шаляпинского фестиваля на сцене театра им. М. Джалиля будут показаны 10 спектаклей и даны 2 концерта, также состоится премьера новой постановки оперы «Царская невеста»Фото: Андрей Титов

Конечно, за минувшие годы оперные театры тоже стали создавать свои собственные фестивали на базе репертуара. Достаточно вспомнить Баварскую государственную оперу, которая украшает в июле свои спектакли мировыми звездами первого порядка, или Мариинский театр, который на время своего ежегодного фестиваля «Звезды белых ночей» тоже пытается приглашать артистов типа Пласидо Доминго. Но в основном фестивальность этого форума определяется валом туристов, приезжающих в Петербург во время сезона белых ночей.

Оперный театр сегодня еще сохранил вектор движения от простого к сложному (на фото: Рауфаль Мухаметзянов – директор театра оперы и балета им. М.Джалиля)Фото: «БИЗНЕС Online»

«ИДЕОЛОГИЯ ФЕСТИВАЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ — СТРЕМЛЕНИЕ К РЕАЛИЗАЦИИ НОВОГО ВИДЕНИЯ ТЕАТРА ЗА ПРЕДЕЛАМИ ТРАДИЦИОННЫХ ЦЕНТРОВ»

Идеология фестивального движения — стремление к реализации нового видения театра за пределами традиционных центров — наиболее полно реализуется на примере именно оперных фестивалей. Оперный театр сегодня еще сохранил вектор движения от простого к сложному. Если в драматическом театре на коне спектакли разного рода малой формы, обильно приправленные пластикой и минималистскими декорациями, то опера еще остается последним бастионом того, что мы привыкли считать настоящим театром, в котором возможен пафос, а большие бюджеты позволяют реализовать новые концепции. Именно на территории оперного театра сейчас в мире разворачивается движение делать театр не просто развлекательным, а задающим важные вопросы существования человеческого общества. Кстати, за последние годы и в нашей стране мы наблюдали, как это может происходить. Вспомним хотя бы истории с постановками «Детей Розенталя» и «Руслана и Людмилы» в Большом театре.

Сегодня все чаще раздаются вопросы, почему в России нет фестиваля уровня Зальцбурга или Авиньона. В деньгах ли дело? Скорее всего, в том, что сегодня руководители фестивалей в разных городах и театрах заняты реализацией собственных амбиций, меньше всего у них желание задавать вопросы обществу. Фестиваль для них остается поводом для получения дополнительных бюджетных средств, которые реализуются как раз как бытовые услуги. Оперные спектакли и концерты становятся в один ряд с другими признаками общества потребления, отсюда желание сделать поставку красивой, с обилием золота и парчи, балетными дивертисментами в пачках. Музыка классиков активно используется как форма досуга или социального маркера: главное сделать чекин в оперном театре, а что происходит потом — уже не имеет значения. Необязательность художников на сцене рождает такую же необязательность в зале, где люди не торопятся отключить телефоны или позволяют себе красить губы во время представления.


Я был пару раз на Шаляпинском фестивале и наблюдал примерно такую картину. Удивительно, что, обладая такой богатой историей и уникальным именем в названии, фестиваль не стремится реализовать на практике все то, что стало визитной карточкой Шаляпина. Ведь он был одним из тех артистов, который стремился к эксперименту на сцене, все время вступал в борьбу с рутиной и косностью музыкального театра. Достаточно взглянуть на афишу нынешнего Шаляпинского форума — и становится понятно: здесь мало что изменилось с того времени, когда фестиваль был всероссийским. Мало назвать себя международным, а потом все время пытаться подогнать под это клише артистов из Беларуси и других бывших соотечественников.

Даже на базе оперного театра фестиваль мог бы стать интересным для многих в нашей стране, но пока он, увы, вызывает лишь локальный интерес. Реальных исполнителей международного уровня фестиваль не предъявляет, за исключением опять-таки отечественных солистов, которые выступают и на Западе. А уж солисты московской «Новой оперы» или театра «Санкт-Петербург Опера» с натяжкой могут придать ему статус международного. Кстати, возникает и этическая проблема: думаю, что многие солисты Татарского театра оперы и балета уж точно поют не хуже. Зачем тогда мнимое ощущение напускной звездности?


«СЕГОДНЯ БЫ ШАЛЯПИН, УВИДЕВ ТО, ЧТО ПРОДАЕТСЯ С ЕГО ИМЕНЕМ, ЗАПЛАКАЛ БЫ, НАВЕРНОЕ»

Странно выглядит и афиша фестиваля, в которой пять итальянских опер и четыре русских национальных шедевра. Отсутствие разнообразия национальных музыкальных школ, современных произведений, даже музыки ХХ века — все это тоже показатель провинциального уровня фестиваля. Да и может ли сегодня быть интересным фестиваль, в котором 6 из 10 спектаклей — постановки одного режиссера (Михаила Панджавидзе — прим. ред.), каким бы профессиональным и хорошим он ни был? Оперный театр в мире сегодня живет благодаря тому, что не существует единой эстетики, подходящей для всех театров и опер. Именно благодаря широкому спектру режиссерских направлений интерес к оперному искусству очевидно растет.

Глядя на афишу фестиваля, задаешься естественным вопросом: возможно ли сегодня продолжать эксплуатировать консервативную традицию оперного искусства? Мировой опыт подсказывает, что уже нет. Даже самый консервативный театр в мире Метрополитен-опера в Нью-Йорке (кстати, целиком частное предприятие) занимается, например, заказом новых сочинений, внедряет в череду костюмированных концертов спектакли иной эстетики. Но и другие театры вроде Королевской оперы Ковент-Гарден понимают, что сегодня уже невозможно быть приверженцем тотального консерватизма, это может привести только к естественному отмиранию оперной аудитории, ведь кругом средний возраст посетителей музыкальных театров — 55–60 лет. Если не начать формировать новую аудиторию сейчас, то в следующих поколениях оперные театры надо будет отдавать под автомобильные или мебельные салоны, как это было еще недавно с кинотеатрами.

Если только представить на минуту, какой фестиваль действительно можно было бы устроить в Казани под вывеской самого знаменитого русского оперного певца, ставшего для всего мира реальным символом динамично развивающегося оперного искусства! Сегодня бы Шаляпин, увидев то, что продается с его именем, заплакал бы, наверное. Федор Иванович точно предпочитал все самое лучшее и иностранное. В своей книге «Маска и душа» он это многократно описывал.

Но сегодня я вижу желание подменить непростую задачу создания настоящего фестиваля быстрым десантированием в театр ассорти из оперных певцов разного калибра. Как много в этом «маски» вместо «души». Дирекции любого фестиваля не к лицу быть всего лишь провинциальным антрепренерским агентством.

Вадим Журавлев — кандидат искусствоведения, защитил диссертацию об особенностях режиссерских решений в рамках летних фестивальных постановок на примере Зальцбургского фестиваля конца XX – начала XXI веков.

Опубликовал более тысячи статей о музыке и музыкальном театре в «Независимой газете», «Ежедневной газете», газетах «Коммерсант», «Сегодня», «Ведомости», «Известия», «Русская мысль» (Франция),  журналах «Итоги», «Огонек», «Эксперт», «Афиша», «Вечерняя Москва», Opernwelt (Германия), «Петербургском театральном журнале» и других. Вел авторскую программу «Человеческий голос» на радио «Эхо Москвы». Сотрудничал с программой «Вести» телеканала РТР.

Был членом жюри международных вокальных конкурсов в Марселе, Риме, Марманде (Франция), Буссето-Парме («Вердиевские голоса»). Неоднократно являлся членом экспертного совета и жюри национального театрального фестиваля «Золотая маска».

С 2002 года возглавлял отдел творческого планирования государственного академического Большого театра России, сотрудничал с ведущими мастерами сцены: Робертом Уилсоном, Петером Конвичным, Дэвидом Паунтни, Грэмом Виком, Декланом Доннелланом, Эймунтасом Някрошюсом. Был инициатором создания совместных постановок Большого театра и Баварской государственной оперы, театра в Кальяри (Италия), фестиваля «Флорентийский музыкальный май». Являлся председателем имиджевой коллегии Большого театра.

С 2009 года – советник президента Московского международного дома музыки, принимал участие в организации концертов мировых оперных звезд: Рене Флеминг, Виолеты Урмана, Вальтрауд Майер, Анджелы Георгиу, Маттиаса Герне и других.

Музыкальный редактор программы «Сати. Нескучная классика» (она удостоена премии ТЭФИ-2011 как лучшая программа о классической музыке), был ведущим постоянной рубрики в программе «Правила жизни» на телеканале «Культура» и редактором телепрограммы «Культура как бизнес» на канале РБК.

Автор YouTube-канала «Сумерки богов».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (8) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    27.01.2019 10:01

    Шаляпинский фестиваль мог бы быть успешным и в существующем формате, если бы организаторы не отказались от его первоначальных идей:
    1. Фестиваль должен состоять из опер, в которых блистал Шаляпин.
    2. В главных партиях, особенно басовых, должны выступать солисты, уровень которых выше уровня солистов, поющих в рядовых спектаклях.
    К сожалению в фестивали последних лет кроме «Бориса» практически не включали партий, где могли бы блистать басы – наследники Шаляпина, а состав исполнителей (кроме гала-концерта) был вовсе не фестивальный.
    Весь «фестивальный» репертуар можно услышать, причем с теми же солистами, но за меньшие деньги в репертуарных спектаклях.
    А билеты на фестиваль я купил только по привычке и по тому, что «душа праздника просит».

    • Анонимно
      27.01.2019 11:20

      Да уж. Привычка -великая вещь. Вот и идем по традиции, как же без Шаляпинского . Особого ничего не ждем, все заранее известно. Интересно, когда нибудь это изменится, увидим что-то новенькое?

      • Анонимно
        27.01.2019 18:38

        К сожалению, Шаляпин уже больше ничего нового не споет!))

  • Анонимно
    27.01.2019 10:06

    Согласен с автором.

  • Анонимно
    27.01.2019 10:48

    Если заглянуть в словари, то выяснится, что "...Антрепри́за (фр. entreprise — предприятие) — форма организации театрального дела, в котором организатор (антрепренёр) приглашает для участия в спектакле актёров из различных театров (в отличие от формы репертуарного театра с постоянной труппой)."

    Сможете ли вы назвать хоть один ОПЕРНЫЙ спектакль татарского театра оперы и балета, в котором НЕ было бы приглашенных артистов? А что делать, если своих голосов не хватает?

    И чем фестивальные оперные спектакли в Казани отличаются от обычных репертуарных КРОМЕ ЦЕНЫ на билеты? Если и тут, и там присутствуют приглашенные артисты из других театров! Мы привыкли...

    Другое дело, когда под антрепризой понимают какое-то новое действо. Например, вводить в репертуарные спектакли молодых артистов, учащихся казанской консерватории. Всё равно они после окончания учебы уезжают из Казани - кто в столицы, кто за рубежи РФ. А так - возможно и задержались БЫ...

  • Анонимно
    27.01.2019 18:36

    Кого-кого, а Михаила Панджавидзе - не трогайте! Этот человек знает как надо ставить оперные спектакли! Я бы дал ему больше возможностей! Наконец-то его вернули - иначе и быть не могло!
    Я ему верю, как бы сказал Константин Сергеевич Станиславский!
    Владимир Васильев

    • Анонимно
      27.01.2019 19:07

      А его никто не трогает.

      В татарском театре оперы и балета нет своего режиссера-постановщика. Поэтому приглашают со стороны. Спасибо им за постановки!

  • Анонимно
    6.02.2019 18:26

    в театре были "новомодные ” современные иностранные режиссерские постановки,например "Фальстаф",где вместо деревьев висели канаты и почти не было декораций.При том, что это была изумительная музыкальная работа Марко Боэми.Но публике оказалось нужна не современная постановка,а старомодная опера в старомодной трактовке.Прекрасный пример последняя шикарная постановка ”Царской невесты".

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль