Политика 
23.01.2019

Радий Хабиров: «Мы с Татарстаном шли морда в морду, но…»

Врио главы Башкортостана об «учителе» Муртазе Рахимове, «братьях-татарах», договоренностях с Игорем Сечиным и борьбе с «байством»

«Есть такое понятие, как байство, но в современном мире нужно быть в хорошем смысле технократом», — заявляет врио главы РБ Радий Хабиров. В интервью «Ведомостям» Хабиров рассказал, хотел ли стать главой Башкортостана, чему научился в Москве, обижается ли на «Единую Россию» и в чем опасается «пробить дно», достигнутое его предшественником. «БИЗНЕС Online» публикует самые интересные тезисы материала.

Радий Хабиров: ««Разумеется, я пришел для того, чтобы сделать что-то лучше — начиная с жизни людей до улучшения эффективности нашей экономики» Фото: «БИЗНЕС Online»

«НЕ КЛАСТЬ АСФАЛЬТ НА ЛУЖИ ЗИМОЙ — ЭТО ВЫСОКОЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ИСКУССТВО»

До сентябрьского единого дня голосования еще более полугода, но врио главы Башкирии Радий Хабиров начинает готовить «телегу зимой», то есть — заранее выстраивать свой имидж в прессе. До сих пор он считался вполне себе перспективным, но очень закрытым политическим деятелем: его интервью телеканалу «Россия», данное вскоре после назначения главой республики в октябре 2018 года, не раскрывало Радия Фаритовича как человека. Зато «откровенный разговор», появившийся накануне в «Ведомостях», практически впервые представляет нам Хабирова как человека. Он выглядит все таким же «рыцарем системы», принципиально не отвечающим на некоторые вопросы, но его точка зрения на взаимодействие Уфы с федеральным центром, на «пассионарность» чиновников и перспективы республики, лидером которой он был назначен всего несколько месяцев назад, становится яснее и понятнее. Собственно, журналист Елена Мухаметшина и начинает свою беседу с главой РБ с вопроса об его управленческих амбициях. «Можно ли сказать, что лозунг, под которым вы пришли на пост главы Башкирии, — Make Bashkiriya Great Again?» — спрашивает она.

«Разумеется, я пришел для того, чтобы сделать что-то лучше — начиная с жизни людей до улучшения эффективности нашей экономики, — резонно соглашается Радий Фаритович. — Я далек от того, чтобы считать это лозунгом, но эти слова объясняют смысл того, зачем я возглавил Башкирию». При этом неприязни к чиновникам, которая распространена в самых широких слоях россиян, Хабиров не испытывает, поскольку «сам чиновник». «У нас привыкли ругать чиновников, а я сторонник того, чтобы видеть в них армию людей, искренне пассионарно работающих, — добавляет он. — У каждого свой стиль управления, у меня нет задачи кого-то поругать или испугать. Я вроде бы большой руководитель, а инструментарий у меня небольшой, я даю распоряжения небольшому кругу людей, мои решения должны быть услышаны и качественно исполнены. Так что я никого не пугаю, просто никакую работу нельзя выполнять, если не вкладывать в нее эмоции. Наверное, иногда эти эмоции кого-то смущают. Но когда руководитель не бездушная машина, то и люди работают эффективнее».

Своим уникальным чиновничьим опытом новоиспеченный глава Башкирии может только гордиться. Он работал и на уровне субъекта, и в федеральном центре, а в завершение накануне своего стремительного возвращения в РБ «возглавлял «довольно крупный муниципалитет» в Красногорске. В сумме это дает понимание механизмов власти на всех ее уровнях. «Опыт в федеральном центре позволяет наладить единую цепочку действий, которая бы работала, — рассуждает Радий Фаритович. — Но людей же среди прочего волнуют самые обычные вещи — например, в каком окружении они живут. Одно дело, когда человек выходит из квартиры и подъезд обшарпанный, другое — когда в подъезде чисто и светло, когда во дворе детские площадки, есть парковка. Кажется, это лишь фрагмент комфортной окружающей среды, но по сути — масштабная задача, для которой нужно большое число структур заставить работать. Опыт главы муниципалитета дал мне понимание сути вещей, условно, как работает система ЖКХ. Из администрации президента я взял дисциплину, умение организовать работу людей так, чтобы в очень творческой обстановке принять самое правильное решение и добиться его исполнения». А из муниципального опыта — умение «правильно перераспределить средства, пройти конкурсные процедуры и провести работы — не класть асфальт на лужи зимой, а сделать, как надо». «И это, оказывается, высокое управленческое искусство», — с иронией замечает глава РБ.

«После назначения многие знакомые говорили: „Радий, что ты творишь? Ты работал на Старой площади, а теперь оказался в Красногорске“, — вспоминает он. — Трудно людям объяснить, почему с высокой должности уходишь главой муниципалитета. Но я горжусь этим решением. Если глаз замылился, то, может, ты становишься не таким эффективным, поэтому иногда надо резко что-то менять».

Задача номер один для Башкортостана — стать республикой-донором Фото: «БИЗНЕС Online»

«Я ГОВОРЮ ГЛАВАМ РАЙОНОВ: ЕСЛИ ОНИ ВЕЧЕРОМ ВЫПИЛИ, ПУСТЬ НЕ ПИШУТ НИЧЕГО В СОЦСЕТЯХ»

Эпоха губернаторов-тяжеловесов в современной российской истории прошла, но сами «тяжеловесы» никуда не делись, убежден Хабиров. Прежних губернаторов «называли так, потому что они стояли во главе регионов по 20 лет», поясняет он. «Сейчас такая практика невозможна: требования закона — не более двух сроков подряд. Кроме того, сейчас мир более динамичен — и если ты за два срока не смог сделать динамичный рывок, то ты не тяжеловес. Но точно можно стать тяжеловесом в смысле стать авторитетным руководителем, если у тебя за два периода правления масса решенных проблем».

Подмосковный Красногорск научил нынешнего главу Башкирии общению с теми, кого в Кремле именуют электоратом. «Когда я пришел в Красногорск, то сразу пошел к людям, которые зачастую были агрессивно настроены, там и нахватался опыта, — вспоминает он. — Ты от людей можешь услышать много неприятного. Я готов услышать любую критику, но не допущу оскорбления лично себя и моих коллег. Элементом хорошего разговора с людьми является обещание, но люди тебе могут поверить один, два раза. Поэтому нужно исполнять, что обещал. Я, когда езжу по районам, то рядом со мной сотрудник, который ведет протоколы всех поездок. Если я что-то пообещал, значит, выполню, если не смогу, то приеду снова к людям и объясню, почему не получилось».

Налаживанию обратной связи в Башкирии способствует система «Инцидент». «Это программный продукт, благодаря которому мы можем отлавливать в соцсетях проблемы, которые носят не разовый, а системный характер и обладают потенциалом к росту негатива,  — раскрывает он секрет башкирской инновации. — Например, женщина пришла с ребенком в поликлинику — ей нахамили — ребенок не смог получить лечение. Она написала об этом в соцсетях. И еще несколько человек пишут то же самое про эту поликлинику. Это инцидент, нам показывают, что в этой больнице есть проблема, которую нужно решать. Мы выходим на руководство поликлиники, начинаем проверку, глава муниципалитета или глава учреждения должен дать объяснения. За два с половиной месяца было более 60 000 обращений. Иногда проблему можно решить просто: банально извиниться перед человеком и сделать так, чтобы ситуация не повторялась. У нас каждую неделю проходит „здравчас“, который начинается с доклада руководителя группы „Инцидент“, он рассказывает, сколько обращений было за неделю. Мы выводим на связь руководителей учреждений, отчитывается глава минздрава. Я надеюсь, что мы сбили первую волну жалоб, сейчас в 2 раза меньше обращений стало».

О чиновниках, которые иногда делают заявления  в духе «государство вам ничего не должно», Хабиров отзывается осторожно — хотя бы потому, что «много случаев, когда фразы вырваны из контекста». «В соцсетях моду пока задают люди, которые эффективнее чиновников в формировании смыслов и расстановке акцентов, — констатирует Радий Фаритович. — Мы здесь дети. В итоге можно уйти из соцсетей, чтобы не совершать подобных действий. Но правильнее самим навязывать повестку и рассказывать людям, что мы делаем. Просто страшно, что на основании неудачного заявления одного человека наносится удар по системе, по армии чиновников, в которой много добросовестных людей».

Тем не менее, «с того момента, как мир стал прозрачен, чиновники должны быть аккуратны со словами», призывает Хабиров. «Я, когда провожу обучающие встречи с главами районов, говорю им, что, если они вечером выпили, пусть не пишут ничего в соцсетях, потому что утром будет больно за это отвечать, — признается он. — На самом деле многие вещи раздуваются до серьезных скандалов, но, если покопаться в судьбе того или иного чиновника, на самом деле все не так».

О Рахимове-старшем, когда-то инициировавшем уголовное преследование Хабирова, нынешний башкирский лидер отзывается в самых превосходных тонах Фото: kremlin.ru

 «ЕЩЕ КОГДА Я РАБОТАЛ НА СТАРОЙ ПЛОЩАДИ, МОИМ ИМЕНЕМ В РЕСПУБЛИКЕ РАЗВОДИЛИ И ЖЕНИЛИ»

На расспросы об опыте работы с двумя кремлевскими кураторами внутренней политики, Владиславом Сурковым и Вячеславом Володиным, Хабиров реагирует скупо, объясняя, что научился у них «очень многому», но «это разговор на несколько десятков часов». «Я человек системы и всегда был закрытым человеком, — говорит он в свое оправдание. — Я готов объяснять, что делаю для людей, но рассказывать о внутренних механизмах принятия решений я не буду».

О том, имел ли он основания до октября 2018 года считать себя преемником Муртазы Рахимова и Рустэма Хамитова, Радий Фаритович отвечает односложно: тогда (в 2008 году) «эта версия была безосновательна». «Иногда определенные факты ведут к тому, что твой образ начинают демонизировать, и это приводит к таким последствиям, — говорит он. — Мне все время приписывают, что я всю жизнь сюда рвался. Никогда я сюда не рвался. Видимо, просто в череде каких-то кандидатур я по каким-то качествам подходил. Это, кстати, всегда создавало много проблем. Еще когда я работал на Старой площади, моим именем в республике разводили, женили, отнимали бизнес, дарили бизнес, решали уголовные дела. Мое имя жило своей жизнью. Мне это очень мешало. Те бурные события 2008 года оставили какой-то флер. Я же для себя решил, что не буду никуда напрашиваться. Я никогда об этом не думал, запрещал себе это. Не нужно гоняться за мечтой, надо жить тем, что есть сейчас. Я был счастлив, работая в Красногорске. Я занимался любимым делом, у меня это получалось».

Кстати, о Рахимове-старшем, когда-то инициировавшем уголовное преследование Хабирова, нынешний башкирский лидер отзывается в самых превосходных тонах: «Здесь (в РБ — прим. ред.) у меня тоже учитель — Муртаза Рахимов. И если взять меня образца 2003 года, когда я пришел на работу к Рахимову, и меня сейчас, то я теперь совершенно другой. Как человек я остался такой же, но профессиональные качества и видение жизни — другие, я вырос благодаря своим учителям».

На будущие сентябрьские выборы Хабиров планирует баллотироваться от «Единой России», несмотря на то, что в год размолвки с Рахимовым был демонстративно исключен из ее рядов, а потом также демонстративно восстановлен. «У меня есть коллеги, которые предлагают дистанцироваться от „Единой России“, — рассуждает он. — Но я по-другому устроен. Я член этой партии и горжусь этим. Хотя я уникальный член этой партии: меня дважды из нее исключали и дважды восстанавливали. Но как я могу не любить свою партию? Я искренне говорю. Я часть этой системы. И партию же надо рассматривать чисто утилитарно — это важнейший политический инструмент. Инструмент где-то может затупиться, где-то надо подправить его работу. Но партия много чего делает, у нас одно из лучших региональных отделений».

О нравах башкирской власти Радий Фаритович говорит: «Есть такое понятие, как байство, и у нас ряд руководителей был склонен к такому поведению с людьми. Но мир сейчас совсем другой. Нужно быть в хорошем смысле технократом. Здесь не люди для нас, а мы для них вообще-то».

Предстоящую избирательную кампанию в РБ глава республики намерен провести честно. «Я сделаю все, чтобы выборы были честными и прозрачными, — клянется он. «У меня же тоже были выборы в Красногорске, мы их вполне успешно прошли, мы разговаривали с людьми, делали, что обещали, и пахали с утра до ночи, — констатирует бывший подмосковный мэр. — Но вы мне скажите, проходят ли где-нибудь стерильные выборы? Стерильных выборов не бывает».

Из числа регионов РФ, которые могут стать примером для Башкортостана Хабиров называет не только РТ, но и Москву с ее областью, Екатеринбург и Челябинск. «Но татары для нас особая история, — оговаривается он. — Это наши братья. А нет ничего слаще, чем соревноваться со своим братом. В определенный период времени мы с Татарстаном шли морда в морду, как мы говорим. Но в какой-то момент Татарстан убежал вперед». Стратегию по отношению к соседнему региону глава РБ объясняет для себя так: «Я, когда был подростком, занимался борьбой. И мой тренер всегда ставил меня на соревнованиях на категорию выше: когда я был юношей — ставил на соревнования с юниорами, когда был юниором — ставил бороться со взрослыми. Я много в таких случаях проигрывал, это било по самолюбию. Но он говорил, что, чтобы чего-то достичь, я должен учиться и бороться с тем, кто сильнее меня. У нас есть брат и сосед, у которого мы учимся».

Задача номер один для Башкортостана — стать республикой-донором. «Если говорить на примере национальных проектов, то по ним мы получаем денег больше, чем Татарстан, но у нас и население больше, — рассуждает Радий Фаритович. — При этом Татарстан, будучи донором, тоже получает эти дотации. Я, когда возглавил республику, много ругался, потому что республика выбивала с трудом деньги, но их не осваивала. Перед Новым годом мы подвели итоги внешнеэкономической деятельности республики. Я был в ужасе. За 10 лет к 2018 году уровень внешнего оборота, объем иностранных инвестиций в прошлом году оказались самыми маленькими даже по сравнению с 2008 годом». При этом «только у наших соседей — начиная с Челябинска и Екатеринбурга — все не так. Для них 2018 год не такой плохой. В Башкирии нет единой инфраструктуры привлечения инвестиций, работа велась судорожно и разрозненно, не было последовательной работы с инвесторами. Кроме того, у нас многочисленные фонды, корпорации развития — нет единого органа по инвестициям. Тенденция снижения инвестиционной привлекательности республики идет последние несколько лет».

Бывшее национальное башкирское достояние — компанию «Башнефть» — Хабиров ни в коем случае не собирается оспаривать у хозяина «Роснефти» Игоря Сечина Фото: ©Григорий Сысоев, РИА «Новости»

«В ПЕРВУЮ НЕДЕЛЮ ПОСЛЕ НАЗНАЧЕНИЯ Я ПОЕХАЛ В «БАШНЕФТЬ»

Отставки в чиновничьем аппарате РБ Хабиров оправдывает тем фактом, что «они сами ушли». «Согласно конституции республики я ограничен в своих полномочиях, как временно исполняющий, я не имею права менять структуру правительства, — сожалеет он. — Когда мы подводили итоги внешнеэкономической деятельности, я сказал людям, что это дно. И сейчас понимаю, что через год должен буду подводить итоги и если все будет плохо, то мне придется сказать, что я это дно пробил. Но иногда надо загонять себя в такие рамки, это мотивирует и мобилизует».

Притока финансов в регион Радий Фаритович ожидает не только от федерального бюджета, но и от крупных инвесторов. «Мы посчитали, что общий пакет, с которым пришли инвесторы, — около 60 млрд руб, — констатирует он. — Самые крупные — от 2 млрд до 30 млрд. ГК ПСК-6 — 37 млрд, ООО „А7 агро-РБ“ — 3,4 млрд, группа компаний „Хевел“ — 10 млрд, ООО „Победа“ — 2,3 млрд. Часть из них — новые инвесторы, часть — те, кто приходил в республику, но не мог пробиться. У нас проходит каждую неделю инвестчас, где инвестор рассказывает о своих проблемах, мы сразу же связываемся с людьми, которые эти проблемы должны решить, даем на это время, минэкономразвития республики готовит помощь. Я думаю, когда мы создадим нормальную инфраструктуру, то и в России, и в мире поймут, что инвестировать в Башкортостан — это правильно».

В частности, Уфа намерена заявить о своем участии в глобальном инфраструктурном проекте, связанным со строительством ВСМ Москва-Казань. «Мы провели переговоры с главой РЖД Олегом Белозеровым, — заявляет Хабиров. — На данный момент пока точно принято решение о строительстве дороги Москва — Нижний Новгород. Когда будет принято окончательное решение по Москве — Казани и Казани — Екатеринбургу, здесь мы просто так сидеть не будем».

Бывшее национальное башкирское достояние — компанию «Башнефть» — Хабиров ни в коем случае не собирается оспаривать у хозяина «Роснефти» Игоря Сечина. С Игорем Ивановичем он уже встречался, обсуждал «рабочие вещи». «Было два важных момента, — перечисляет он. — Я сознавал, что с инвестициями в республике плохо, и мне хотелось понять дальнейшую инвестиционную политику компании. И я получил ответ, что имеется серьезная программа инвестирования в республику. В первую неделю после назначения я поехал в „Башнефть“, посмотрел уникальные биологические очистные сооружения, которые были сделаны в рамках инвестиционной программы „Башнефти“. Поэтому пока вроде слова с делом не расходятся. „Башнефть“ к тому же важный благотворитель, и важно понять, что будет с поддержкой различных проектов. Было подтверждено, что все обязательства будут выполняться, в том числе по финансированию хоккейного клуба „Салават Юлаев“, в прежнем объеме. Со стороны „Башнефти“ мы видим исключительно высокий уровень вовлеченности в экономические задачи республики и понимание социальной ответственности. Здесь ничего не изменилось. Компанией управляют люди, понимающие государственные задачи. К тому же „Башнефть“ — это часть истории республики, поэтому нам бы хотелось, чтобы она развивалась. И это еще порядка 100 000 человек, которые работают в компании».

«Ведомости»

Радий Хабиров родился в 1964 году в деревне Сайраново Ишимбайского района Башкирской АССР. Окончил юридический факультет Башкирского государственного университета (БашГУ) и магистратуру Университета Билькент (Турция). Трудовую деятельность начал в 1981 году учеником фрезеровщика. В 1982–1984 годах проходил срочную службу в армии

1989 — ассистент кафедры государственного права и советского строительства юридического факультета БашГУ, с 1994 по 2003 – старший преподаватель, доцент, заместитель декана юридического факультета. Также был директором Института права БашГУ

2003 — руководитель администрации президента Республики Башкортостан

2008 — руководитель департамента по взаимодействию с Федеральным собранием и политическими партиями управления президента Российской Федерации по внутренней политике, с 2009 года – замначальника управления

2017 — глава городского округа Красногорск Московской области

2018 — временно исполняющий обязанности главы Республики Башкортостан

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (136) Обновить комментарииОбновить комментарии
Моисей
23.01.2019 08:46

Благополучие Татарстана основано на том, что что под давлением властей бизнес становиться социально ориентированным
Татнефть, Таиф, КАМАЗ, и прочие бизмесмены вкладывают гигантские суммы в развитие Татарстана

А в Башкирии все прибыльные предприятия в руках чужих олигархов, далёких от Башкортостана
Которые выкачивают все ресурсы и ничего не в вкладывают в Башкирию, оставляя разрушенную экологию
Примеры Сибая или шиханов говорят сами за себя

  • Анонимно
    23.01.2019 08:12

    Шихан федералам отдал, Сибай федералы травят

    Хабиров вы с кем?

    • Моисей
      23.01.2019 08:46

      Благополучие Татарстана основано на том, что что под давлением властей бизнес становиться социально ориентированным
      Татнефть, Таиф, КАМАЗ, и прочие бизмесмены вкладывают гигантские суммы в развитие Татарстана

      А в Башкирии все прибыльные предприятия в руках чужих олигархов, далёких от Башкортостана
      Которые выкачивают все ресурсы и ничего не в вкладывают в Башкирию, оставляя разрушенную экологию
      Примеры Сибая или шиханов говорят сами за себя

      • Анонимно
        23.01.2019 10:34

        Из названия можно сделать вывод, что байство - оно именно в Москве.

        Ведь там говорится о договоренностях с Сечиным.
        Т.е. с Сечиным - отношения именно торговые (договор).

        А вот с Муртазой Рахимовым у Хабирова типа "учитель - ученик", а совсем не торговые.

        Поэтому байство - оно не в Башкортостане и нев Татарстане.

        У нас земли с холопами не дарят.

        • Анонимно
          23.01.2019 11:31

          "В Сибае нужно срочно вводить режим ЧС, объявлять город и прилегающие территории зоной чрезвычайной экологической ситуации, если там наблюдаются такие превышения ПДК. Почему этого не делают? Боятся на всю Россию прогреметь? Но жители должны знать, что им делать — оставаться, уезжать или хотя бы детей вывозить. И необходимо установить в городе режим максимального сокращения всех промышленных выбросов", — говорит председатель Союза экологов Башкортостана Александр Веселов.

          Родители требуют ввести карантин в школах и жалуются на Радия Хабирова: он игнорирует сообщения сибайцев.

        • Анонимно
          23.01.2019 11:36

          Откуда родом высшие должностные лица России, откуда значимая часть российских миллиардеров? Они из Санкт-Петербурга. Кумовство - оно везде.

        • Анонимно
          24.01.2019 09:26

          Почему-то после прочтения привязалось полузабытое: "ленинские принципы подбора и расстановки кадров". Второй день не отпускает.

      • Анонимно
        23.01.2019 11:28

        Что Таиф куда-то вкладывает? Деньги отдают их компании, которые им когда-то достались за смешные деньги. Оргсинтез за 40 миллионов долларов, Таиф-НК за чуть меньше 400 миллионов, Нижнекамскнефтехим с его коммандитным товариществом.

      • Анонимно
        23.01.2019 11:32

        Благополучие Татарии основано на том, что федеральные власти долгие годы Казани оставляли многие налоги, давали многие субсидии и передавали многие активы. Брали не так, как с прочих.

        • Анонимно
          23.01.2019 11:54

          Глупость пишите. Сколько официально потоками уплывает в федеральный бюджет и маленькими ручейками возвращается В Татарстан все прозрачно видно. А вы тут фантазируете.
          Простейшее сравнение показывает никчемность ваших домыслов.

        • Анонимно
          23.01.2019 12:09

          Так это уже больше 11 лет как прошло. С 2007 года никаких преференций нет. Большую часть "тучных" лет с высокими ценами на нефть Татарстан отдавал также, как отдают остальные.

          Вот то, что Татарстан не развили то, что другие регионы развалили, то, что в Татарстане осталось сельское хозяйство - это заслуга нашей системы управления, которая остается в меньшей степени зависимой от федерального центра, чем в других регионах. И это та черта, которую другим регионам стоит перенять.

        • Анонимно
          23.01.2019 18:52

          Татарстан

      • Анонимно
        23.01.2019 13:07

        А придет день, когда башкиры обставят нас по всем показателям?

      • Анонимно
        24.01.2019 00:26

        Благополучие Татарстана в зарплатах как в Дагестане и при этом в ценах на жильё как в Петербурге (а коммуналка дороже, чем в Питере даже)

      • Анонимно
        24.01.2019 22:19

        Что они вкладываеют?
        Скажит на милость.
        Ничекго они вкладывают.
        Кроме спорта, который никому и не нужен.
        Вот УГМК, Башнефть действительно тратят сотни миллионы и даже миллиарды для Башкирии. Точнее для башкир. Для развития башкирского народа. Башнефть башкирским гимназиям ежегодно перечисляет по 30 млн руб. Во времена Урала Рахимова, Урал просто подарил целый эшелон дизтоплива башкирской молодежной организации Кук Буре. Они все это за три года разбазаривали.

    • Анонимно
      23.01.2019 09:43

      У нас тут полно любителей "федералов", мол придут и порядок наведут. Есть что ответить?

      • Анонимно
        23.01.2019 11:29

        Есть. Посмотрим лет через 5, когда структура реальной власти в РТ поменяется. Посмотрим, что будут делать наследники, когда до конца получат в руки собственность. Кому продадут, как начнут выводить деньги из социалки.

      • Может хоть футбольныйт стадион станет футбольным а не черт знает каким!

      • Анонимно
        24.01.2019 11:41

        9.43. Неважно, кто хозяин, важно, что делает кампания для региона: налоги, достойные зарплаты, рабочие места, благотворительность.

      • Анонимно
        24.01.2019 11:42

        9.43. Местные хозяева зажимают местное население зарплатами.

  • Анонимно
    23.01.2019 08:19

    Очень интересно рассказано о внедрении системы «Инцидент» в Башкирии. Почему бы и в Татарстане не опробовать ее если она действительно эффективна ?

    • Анонимно
      23.01.2019 11:30

      Это типа Народного контроля и интернет-приемной правительства РТ получается.

    • Анонимно
      23.01.2019 12:00

      Инцидент-менеджмент в Татарстане тоже работает, это не новость.

  • Оптимист
    23.01.2019 08:19

    Пока Башнефть в чужих руках не догонишь

    • Анонимно
      23.01.2019 08:38

      А татнефть у кого в руках, кому 70% принадлежит?

      • Анонимно
        23.01.2019 11:30

        Кому, кому. Тем, кому надо. И доят они ничуть не меньше, чем Роснефть свою Башнефть.

      • Анонимно
        23.01.2019 11:38

        Государству. Зачем вы эти вопросы здесь задаёте? Пойдите на сайт Татнефти, там раскрыта информация о собственниках и структуре капитала. Если сможете сделать вывод, что Татнефтью владеет не государство, приходите с доказательствами.

  • Анонимно
    23.01.2019 08:23

    Обычный, рядовой человек системы. Он не понимает что система довела до того что люди хотят оскорблять эту систему. " Деятельность" будет направлена на внешние эффекты, люди как были так и будут на последнем плане. Татарстан выбран как раздражитель, красная тряпка, за скачкой многое будет незамечено. Тем не менее пожелаю Радию Хабирову успехов в работе и беззаветного служения населению Башкортстана и России.

    • Анонимно
      23.01.2019 08:58

      08.23

      предлагаю ему равняться на Москву

      дать любимой башкирии московские пенсии с надбавками, московские зарплаты, московские дороги, медицинское и иное обслуживание.

      метро и сады

      • Анонимно
        23.01.2019 10:38

        В Москве такая концентрация людей, машин и зданий, электромагнитных полей, что хочется назвать Москву концлагерем.
        И хотя зарплаты там в 2 раза больше, и деревья подсвечиваются, но уезжать жить туда явно не хочется.

        • Анонимно
          23.01.2019 18:37

          В Москве работяги получают 30000и все.Большие деньги получают менеджеры крупных и некрупных компаний.

        • Анонимно
          24.01.2019 11:51

          10.38. Сугубо субъективное мнение представителя меньшинства.

          В Москве и регионе, куда Вам не хочется, проживает 20% населения РФ и увеличивается огромными темпами.

        • Анонимно
          24.01.2019 11:52

          10.38. Мировой тренд: резкое увеличение населения мегаполисов и миллионников.

        • Анонимно
          24.01.2019 11:54

          10.38. В Москве и городах-миллионниках, включая Казань, почти одна и та же ситуация.

      • Анонимно
        24.01.2019 11:45

        8.58. Хотя бы довёл зарплаты до красногорских.

    • Анонимно
      23.01.2019 11:41

      Назначенцам Москвы нечего желать удачи. Главу субъекта федерации должны избирать граждане, а не президент России.

      То, что их отправили в отставку за год до единого дня голосования и дали такую фору для накачки рейтинга - несправедливо и недемократично.

      Да и вообще, ограничение на то, что глава субъекта федерации может избираться только в единый день голосования - курам на смех. Ушёл человек в отставку - будьте добры за два месяца провести выборы, чтобы все участвовали на равных, а не так, что у одного в руках административный ресурс, статус главы субъекта федерации, освещение его работы СМИ, а другим - ничего.

  • Анонимно
    23.01.2019 08:23

    Правильно начал ,главное незабронзоветь.

  • Анонимно
    23.01.2019 08:27

    Татарин Злой
    «Шли морда в морду...»...
    Попрошу, знаете ли, не обобщать...

    • Анонимно
      23.01.2019 08:58

      Татарстанцы просят не обобщать)))

      Башкотостанцы наверное тоже?

    • Анонимно
      23.01.2019 12:43

      Думает что народ там,внизу только так и разговаривает, соответственно хочет показаться своим «в доску». Вот это - самый что ни на.есть популизм! Недорогой, главное.

      • Анонимно
        23.01.2019 14:05

        вы может в своем кругу или семье - так и разговариваете

        мы же говорим лица

    • Анонимно
      23.01.2019 15:35

      Ладно хоть не "Рыло в рыло" или "Харя в харю".

  • Анонимно
    23.01.2019 08:29

    Короче понятно всё.

  • Анонимно
    23.01.2019 08:38

    Морда в морду . Н да ... Помнится наш татарский соловей - Салават так любил приветствовать своих зрителей на собственных концертах . Похоже - оба с одного аула .

  • Анонимно
    23.01.2019 08:44

    Жил в Уфе в 1990-1991годах,и переехал в Казань в 1992 году. Это такой контраст не в пользу Казани. Гряэь, мрак, туалеты в подворотнях Баумана, и многое другое. Одинаковые по возможностям условия старта, привели к тому что Татарстан намного опередил по ряду показателей Башкортостан. Люблю Бвшкирию, дай Бог ей процветания и людям жить в достойных условиях!

    • Анонимно
      23.01.2019 14:12

      8.44. Просвещу вас. В советское время Башкирия обеспечивалась ЛУЧШЕ Татарстана. Хотя из Татарии тоже выкачивали нефть . Уфа, соответственно, была благоустроеннее Казани, на союзные деньги. Несмотря на миллионы тонн выкачанной нефти из ТАССР, Казань обеспечивалась по 3 категории и была грязной и трущобной, а соседние были благоустроенными и Чебоксары, Ульяновск , Уфа обеспечивались по 2 категории.

      • Анонимно
        23.01.2019 15:48

        Да, вы правы, в советские времена все предельные субъекты федерации в десятки раз лучше были Татарстана. Как въезжаешь в Чувашию , совершенно другие дороги, в Ульяновскую область, чистота, новостройки, обеспечение иное. Башкирия даже среди них резко отличалась по всем показателям.
        Как писал древнегреческий философ -всё течет, все меняется. Чтобы здесь не говорили многие, но самостоятельность это лучше, чем централизованное регулирование

  • Анонимно
    23.01.2019 09:05

    Что за выражение: морда в морду! Никакого воспитания! О времена, о нравы! Один травит безщащитного спящего медведя, другой разговаривает на каком- то сленге!

    • Теперь понимаю английское выражение "Face to face"с башкирским переводом "Морда в морду". Это отличный мем для интернета.

      • Анонимно
        23.01.2019 13:27

        Фейс ту фейс - лицом к лицу.
        А морда - у лошади. Идиома про скачки на лошадях.

    • Анонимно
      23.01.2019 12:57

      Может он имел в виду лошадей? Как там они идут на скачках...?

  • Анонимно
    23.01.2019 09:17

    8:27. Согласен.Мог бы сказать бок о бок шли рядом.Откуда у него взялось такое сравнение как морда вроде похож на умного человека.Такое сравнение напоминает одно из выступлений сатирика Евдокимова мол морда красная такая.

    • Анонимно
      23.01.2019 10:45

      Он имел ввиду морду лошади, вроде как оба степных народа. Я так понял.

    • Анонимно
      23.01.2019 12:49

      Кажется говорят «ноздря в ноздрю».

    • Анонимно
      23.01.2019 16:03

      //Мог бы сказать бок о бок шли рядом//

      Наверное Радий перепутал другую подобную фразу - "Ноздря в ноздрю". Тоже "не фонтан" - но чуть поприличнее.

  • 2015
    23.01.2019 09:18

    Почему-то мне нравится Башкирия: финансы ближе к народу! Больше открытости и демократичнее! Какая разница в чьих руках нефть? У нас на Кулегеше огромнейшие залежи- выкачивают не первый год! Мы , кроме экологических проблем ничего не видим. Гибнут животные на пастбищах! По количеству онкобольных лидируем. Вода исчезает! И это за какие-то 10 лет! Что будет дальше?

    • Анонимно
      23.01.2019 09:27

      Если вы под народом имеете ввиду Роснефть, которой принадлежит Башнефть и Шиханы принадлежащие тоже москвичам, тогда вы правы на все 200% )..

    • Анонимно
      23.01.2019 09:45

      Люди ходят в черно-коричневых кожаных куртках, мечтают обновить Калину на Весту, БМВ 5 седан 2.0 литра берут в кредит на 5-7 лет, и массово валят в Татарстан в поисках работы, машины со 102 регионом заполонили все казанские дворы в новостройках.

  • Анонимно
    23.01.2019 09:19

    Да уж, все таки Красногорск был потолок.

  • Анонимно
    23.01.2019 09:32

    Но только Морды разные????

  • Моисей
    23.01.2019 09:39

    Башкортостан догоняй и обгоняй
    Нам нужны сильные соседи
    Мы только рады за вас

    • Анонимно
      23.01.2019 09:53

      Надеюсь, когда-нибудь Уфа достроит свою Соборную мечеть на Салавата Юлаева.
      Хабиров, попроси денег на мечеть у Сечина, это доля народа Башкирии.

  • Анонимно
    23.01.2019 09:40

    Башкирии надо избавиться от угнетения московских олигархов и требовать на референдуме вернуть Башнефть в Минзем Башкортостана.
    Почему народ Башкирии должен быть нищим, а московские олигархи в жиру? Где справедливость?

    • Анонимно
      23.01.2019 11:27

      Потому что Башнефть честно продана сыном "учителя" (так в статье) Хабирова. У него же нетт претензий к "учителю"?

    • Анонимно
      23.01.2019 16:07

      Национальность владельцев бизнеса - ничего не меняет.

      А звонить владельцам бизнеса и требовать у него деньги на разные сабантуи - это дополнительное налогообложение бизнеса, это ухудшение делового климата в регионе, это это уменьшение инвестиционной привлекательности региона.

      Пора уже отвыкать чиновникам звонить владельцам бизнеса с экстравагантными требованиями. Это то же самое, что коррупция.

  • Анонимно
    23.01.2019 09:50

    Есть выход Башкирии поправить свое отставание: снова стать Уфимским уездом Казанской Губернии, как это было много лет назад.

    КАЗА́НСКАЯ ГУБЕ́РНИЯ, адм.-терр. еди­ни­ца в Рос. им­пе­рии, в По­вол­жье. Об­ра­зо­ва­на ука­зом 18(29).12.1708 на тер­ри­то­рии, под­чи­няв­шей­ся ра­нее Ка­зан­ско­го двор­ца при­ка­зу. Адм. центр – г. Ка­зань. Наи­бо­лее круп­ные го­ро­да: Ас­т­ра­хань, Ца­ри­цын, Са­ра­тов, Уфа, Са­ма­ра, Сим­бирск, Сви­яжск, Ца­рё­во­кок­шайск (с 1928 Йош­кар-Ола), Ниж­ний Нов­го­род, Че­бок­са­ры, Му­ром

    • Беркли
      23.01.2019 16:13

      До революции Казанская губерния на востоке заканчивалась в районе Мамадыша.

      Нынешние восточные регионы РТ - это бывшие территории Уфимской губернии. Порой в Башкирии некоторые говорят о необходимости вернуть восточные регионы РТ к Башкирии.

      В исторических рамках Казанской губернии РТ осталась бы без всех нефтяных регионов и без Камаза. Зато прибавилась бы Чувашия и Марий Эл.
      Тогда Казань была в центре губернии, а не с краю региона, как сейчас.

      • Анонимно
        23.01.2019 16:54

        Вам говорят об исторической Казанской губернии (до этого Царство Казанское) времен Петра первого от Казани до Астрахани включительно, а вы пишите о поздней, усеченной Казанской губернии в границах 19 - начала 20 века.

  • Анонимно
    23.01.2019 09:54

    Интервью слабое, идей у человека нет. Чиновник, плоть от системы, бездушной и где- то наглой. Вообще ничего не прозвучало. Далеко не уедешь на такой риторике.

  • Анонимно
    23.01.2019 09:57

    И этот туда же. По поводу "морда вы морду"-интересно он с Галимом не "тусовался"-тот тоже борец такого же возраста..... А по поводу Кулягаша, так там РИТЕК вроде бы нефть качает-Лукойловская сьруктура.....

  • Анонимно
    23.01.2019 10:11

    Наконец РБ получила настоящего руководителя,предшественник Хамитов,был чрезмерно мягок и не смог покончить с байской рахимовщиной.Полагаю,что Хабиров,как и Минниханов ,успешно проведет модернизацию республики во всех сферах,хотя ему сделать это труднее, чем татарстанскому коллеге, принявшему процветающую республику.

  • Анонимно
    23.01.2019 10:18

    "Так что я никого не пугаю, просто никакую работу нельзя выполнять, если не вкладывать в нее эмоции".

    А если без конца орать на подчиненных и угрожать им, думает, что эффективней пойдет работа? Навный башкирский мальчик!

    • Анонимно
      24.01.2019 12:09

      10.18. Если вкладывать эмоции
      в слово "морда" - дела пойдут в гору.

      • Анонимно
        24.01.2019 13:01

        12.09. Морда + эмоции = по морде.
        Стиль управления 50-х годов прошлого столетия.

  • Анонимно
    23.01.2019 10:20

    "Так что я никого не пугаю, просто никакую работу нельзя выполнять, если не вкладывать в нее эмоции".

    А если без конца орать на подчиненных и угрожать им, думает, что эффективней пойдет работа? Навный башкирский мальчик...

  • Анонимно
    23.01.2019 10:21

    И снова чичиковщина.

  • Анонимно
    23.01.2019 10:23

    Когда он сказал про морды, видимо думал про скачущих лошадей (морда в морду), что для представителя Башкирии, где конь один из главных символов, простительно. Но для других регионов эта фраза получилась очень грубой. Поэтому, как он сам советует, думать о своих словах надо не только после пьянки, а будучи и вполне трезвым.

  • Анонимно
    23.01.2019 11:06

    Впечатение ,то пришел наконец руководитель, могущий дать ответ на вызовы 21 века,и помочь респубике опрвиться, после периодов: многолетнего ханско-хамского правления Рахимова, и короткого , интеллигентного,но чрезмерно мягокого для коренного поворота в республики, Хамитова.

  • Анонимно
    23.01.2019 11:35

    До выборов будет красоваться, после - посмотрим, будет на Москву работать скорее всего

  • Анонимно
    23.01.2019 12:07

    Сам себя не похвалишь, никто не похвалит. Зачем к нам зачастил , че надо.

  • Анонимно
    23.01.2019 12:10

    Своё коренное население, которое в Казани родилось, выросло и имело бизнес, выжили. Теперь откроем границы для сброда, чтобы все перемешались.

  • Анонимно
    23.01.2019 12:14

    Надо вернуть графу национальность, сразу будет ясно кто злой, кто добрый, кто завистливый. А то башкиры в Татарстане себя татарами называют.

    • Анонимно
      23.01.2019 13:06

      А сколько татар в Башкирии числятся башкирами?
      кто из коньюктурных соображений, кому все равно, кого просто незаметно посчитали башкиром.
      В Чекмагушском районе мне как-то сказали, что они никогда не встречали там башкир, хотя официально значительная часть населения посчитана башкирами без их ведома.
      Передачи на башкирском языке очень своеобразные:
      диктор задает вопрос на башкирском и идет ответ на банальном татарском.

      • Анонимно
        23.01.2019 16:39

        Проехал всю Башкирию (Сам из Татарстана) так вот скажу что весь север, запад и юг говорят на чистейшем Татарском, и Уфа тоже. Башкирский язык услышишь наверно только на востоке Башкирии и в Госструткурах.

        • Анонимно
          23.01.2019 16:44

          Воистину!
          Я увидел настоящих башкир и услышал их язык только в Сибае, на границе с Челябинской областью.
          Во всей Башкирии слышалась татарская речь, точно такая же как в моей деревне в Заказанье.

          • Анонимно
            23.01.2019 16:53

            Настоящие башкиры выглядят как казахи.
            Европеоидные башкиры - это на самом деле татары, которые или прикидываются башкирами из соображений выгоды, или искренне заблуждаются о своем истинном происхождении.

          • Анонимно
            23.01.2019 17:15

            А что удивляться?
            Татарский язык на территории Урала (включая современную Башкирию) и Поволжья всегда служил языком межнационального общения -лингва фрако - для всех народов, в том числе часто и для русских

    • Анонимно
      23.01.2019 16:53

      Ниразу не слышал что бы Башкир себя Татарином называл. Скорее это те Татары которых в свое время усиленно записывали в Башкир.

      • Анонимно
        24.01.2019 12:15

        16.53. В Москве в больших тусовках башкиры среди татар. Мировое сообщество башкир почти не знает.

      • Анонимно
        24.01.2019 12:18

        Вне РТ и РБ большинсто нац. обществ. организации называются татаро-башкирскими.
        И никаких проблем. Народ мудрее этнических сепаратистов.

    • Анонимно
      24.01.2019 12:12

      12.14. Дөрес эшлиләр.

  • Анонимно
    23.01.2019 12:48

    Вместо того чтобы развиваться и идти дальше, будем ещё 100 лет окультуривать эмигрантов.

    • Анонимно
      23.01.2019 21:58

      Казани это не помешает развиваться и о каких эмигрантах идет речь?

  • Анонимно
    23.01.2019 12:52

    Что это за речевые обороты...?

  • Анонимно
    23.01.2019 12:53

    Как же достали они со своим "морда в морду", "конкуренция", "соперничество".
    Ощущение, что башкирам для того, чтобы развивать качество жизни, нужно обязательно соперничать с татарами. Если фактически подходить к вопросу, то это никакое не соперничество, а просто зависть, с которой ментально надо бороться.

    • Анонимно
      24.01.2019 12:20

      12.53. Брат братның көтү көткәненә рад.
      Мишәр-татар халык әйтеме.

  • Анонимно
    23.01.2019 12:59

    Морда в морду, культуру не купишь. Пусть у себя такие интервью раздаёт....

  • Анонимно
    23.01.2019 13:33

    //Задача номер один для Башкортостана — стать республикой-донором//

    Она выполнена.

  • Анонимно
    23.01.2019 13:49

    Люди, которые бывали в уфимском РКБ и казанском, говорят, что условия содержания, отношение больным в УРКБ лучше!!!

    • Анонимно
      23.01.2019 14:44

      В нашей РКБ на людей вообще не смотрят, как будто они прозрачные. Не все конечно, но это очень заметно, в глаза бросается сразу, такое отношение. Не дай Бог туда попасть.

  • Анонимно
    23.01.2019 13:50

    Вообще в Башкортостане пока нет такого бюрократического прессинга, как в Татарстане!

    • Анонимно
      23.01.2019 16:52

      Без прессинга всю республику бы давно разворовали. Здесь нужен стальной КУЛАК!

      • Анонимно
        23.01.2019 17:01

        Добавлю, как раз имя первого нашего любимого президента Минтимер, практически так и звучит: я Железный - Стальной КУЛАК! Только такие люди добиваются в жизни высоких результатов и уважение Сильных мира сего!

  • Анонимно
    23.01.2019 13:52

    Говорят в Башкирии зарплаты и соцвыплаты больше и лучше, чем в Татарии...

  • Анонимно
    23.01.2019 13:55

    Друзья!!
    Радий мне нравится как настоящий ДЖИГИТ.
    Резкость так же необходима для обозначения невозможности договариваться с жуликами.
    Однако уважаемый Радий !!
    Немного мудрости мудрости и мудрости и с народом и ОСОБЕННО с ЧИНОВНИКАМИ из Москвы от которых зависит и бюджет и инвестиции.
    Тогда народы Башкортстана полюбят.
    Башкиры и Татары это настоящие братья которых из ...............
    травили между собой и ВЛАСТВОВАЛИ.
    Имейте это ввиду.
    с уважением

  • Анонимно
    23.01.2019 13:57

    Зато экономика Башкории не обременена долгами и кредитами от разных Универсиад и ЧМ по футболу...

    • Анонимно
      23.01.2019 14:09

      Зато экономика Башкории не обременена долгами и кредитами от разных Универсиад и ЧМ по футболу...

      ---------
      Сколько рублей в месяц ВЫ (в единственном числе) платите по этим кредитам?))

    • Анонимно
      23.01.2019 15:50

      Поэтому Уфа выглядит сейчас куда хуже Казани, потому и мотаются сюда для опыта.

      • Анонимно
        23.01.2019 16:10

        Вчера Ульфат Мустафин выглядел очень удрученным.
        Видимо. хорошо понял, что мэр Казани точно не будет рыдать через год, Уфа не станет лучше Казани ни через год, ни через 30 лет.

        • Анонимно
          23.01.2019 16:43

          Казань стала такой Казанью через 30 лет.
          Спасибо Исхакову Камилю Шамильевичу за его труд и вклады в развитие Татарстана и Казани в частности. И в первую очередь нашему бабаю, Шаймиеву Минтимеру Шариповичу за его труд, выдержку , юмор и умение вести переговоры с Москвой. Без булдырабыз!!!!!!!

          • Анонимно
            23.01.2019 16:48

            Действительно, благодаря Шаймиеву имя "татарин" стало звучать достойно.
            Но он недоработал в языковом вопросе и не закрепил успехи в доведении нашего языка до действительно государственного.
            Но все равно РӘХМӘТ!

            • Анонимно
              23.01.2019 16:55

              Наверно, думал, что само собой татарский закрепится как государственный, не прилагая усилий.

      • Анонимно
        23.01.2019 16:56

        Посмотрите как на фоне других регионов выглядит Республика Татарстан, ДА ДА, именно Татарстан со своими городами: Альметьевск, Нижнекамск, Набережные Челны, Зеленодольск итд, все города ухоженные, красивые, идет развитие инфраструктуры. Да! тяжело, т.к. в 80-90 был развал и этот период восстановления шел не быстро, понадобилось 30 лет что бы Республика стала тем регионом который сейчас есть. Казань действительно спортивный, культурный город.

  • Анонимно
    23.01.2019 14:53

    Посмотрите на людей, которых назначил новый ВРИО!!! Там же на некоторых печати ставить негде. Во-первых часть из них первоклассные воры, и другая часть первоклассные баи! Взять куратора строительства - и вор и бай и делает сейчас всё чтоб только свой карман набить. Короля определяет свита, так вот и посмотрите кого он в свиту взял - рвачи, без опыта, без знаний!!! За республику теперь реально обидно!!!

  • Анонимно
    23.01.2019 15:02

    Хабиров молодец!
    Удачи ему и терпения в начинаниях!
    Я думаю с Хабировым республику ждут хорошие времена, виден курс развития!
    Шиханы не отдал, в Сибай сам приехал - разруливает красиво, настоящий он!

    Его надо было ставить за место Хамитова еще в те времена.

    • Анонимно
      23.01.2019 15:51

      Пока это просто слова. Постоит ли за делом посмотрим.

    • Анонимно
      23.01.2019 17:47

      Да, молодец.
      Не начал работать, продал Шиханы,
      Скоро продаст всю Башкирию.
      За этого его туда и ставили.

  • Анонимно
    23.01.2019 15:40

    "...шли морда в морду, как мы говорим..."
    Куда шли, мордатые?

    • Анонимно
      24.01.2019 15:51

      Это они с замом гуляли вчера по скверу, шли морда в морду, общались.

  • Анонимно
    23.01.2019 15:44

    Он же не прочитает ваш коммент,зря стараетесь

  • Анонимно
    23.01.2019 17:48

    Этот человек никогда ничего хорошего не сделает. Он работал главой администрации у Рахимова, ничего хорошего тогда он не сделал.

  • Анонимно
    23.01.2019 17:57

    Республике Башкортостан мы пожелаем РАЗВИТИЯ в Реальном корне слова - РАЗВИТИЯ, умного и терпеливого Управленца в Лице Радия Фаритовича. Что бы Башкортостан стал как минимум как Татарстан - на это уйдет не 1 год, а лет 10-15.

  • Анонимно
    23.01.2019 21:57

    Татарстан вырвался вперед, спасибо за это руководству.)

  • Анонимно
    23.01.2019 23:21

    Короче понятно всё.

  • Анонимно
    24.01.2019 10:37

    Башкиры наши братья-тугандаш халык

    • Анонимно
      24.01.2019 12:33

      Татар-башкорт-казах - бер халык
      (Төрки каганат, Дәшт-Кыпчак, Алтын Урда...).

      Башкорт - уртада: бераз - татар, бераз казахка якын.

  • Анонимно
    26.01.2019 09:48

    недавно сын сделал открытие оказывется за выкачивание нефти коренным народам сибири и севера платят компенсацию к коренным относят и башкир с татарами

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль