Шаляпинский фестиваль-2019 
4.02.2019

Шаляпинский «псевдофестиваль»: «У меня была какая-то стратегия, и я ее придерживался»

Казанская опера показала премьеру безопасной «Царской невесты» с соболиной бровью и косами до пола

Открывшийся в эти выходные культурный проект эпохи советского Татарстана — Шаляпинский оперный фестиваль, разменявший четвертый десяток, — сегодня смотрится неубедительно и даже карикатурно, но из года в год твердо выходит к публике с одним и тем же художественным манифестом: остерегаться эксперимента и закрывать кассу проверенными методами. О том, как в 2019 году здравый смысл снова уступил место предосторожности, рассказывает побывавшая на спектакле Михаила Панджавидзе критик Полина Дорожкова.

О том, что в неприступных стенах театра Мусы Джалиля прямо сейчас проходит крупнейший оперный фестиваль региона, нелегко догадаться О том, что в неприступных стенах театра им. Мусы Джалиля прямо сейчас проходит крупнейший оперный фестиваль региона, нелегко догадаться Фото: Андрей Титов

ЗАЧЕМ ШАЛЯПИНСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ ПРЯЧЕТСЯ ОТ [НОВОГО] ЗРИТЕЛЯ

О том, что в неприступных стенах театра им. Мусы Джалиля прямо сейчас проходит крупнейший оперный фестиваль региона, нелегко догадаться — в первую очередь из-за запрета городских властей портить внешний облик памятника рекламными конструкциями. Но и рядом со зданием найти афишу или постер фестиваля затруднительно. Единственный знак жизни оперного театра вообще — это безликая нейтральная афиша с «Евгением Онегиным», «Мадам Баттерфляй» и «Аидой», которая могла появиться у театра в любой другой месяц.

Но программа Шаляпинского фестиваля выглядит именно так. Как будто фестиваль не просто прячется от зрителя, но еще и призывает на помощь могущественный ресурс руководства, которое хочет одного — замереть, заморозить удачное решение и доставать из холодильника по строгому графику.

Фестиваль по-прежнему можно назвать старейшим (возражений нет), международным (Беларусь — действительно другая страна), востребованным (при входе спрашивают лишний билетик) — для формальной отчетности все основные пункты на месте. В контексте Года театра ничего особенного можно не делать, главное — проверить, на месте ли эмблематично-русское (под этой статьей обычно проходят Чайковский, Римский-Корсаков и Мусоргский), и можно выпускать в производство.

Кажется, что у менеджмента Шаляпинского фестиваля все-таки есть одна мощная амбиция — продлить жизнь проекту, игнорируя тревожные симптомы, продлить иллюзию его успешности и приманить публику добротными и безопасными с репертуарной точки зрения спектаклями. Этой откровенной инертности никто не стесняется, но выдавать ее за безусловное достоинство с каждым годом становится все сложней.

В первую очередь — из-за метаморфоз в соседних регионах. Дягилевский или Платоновский фестивали, ребрендинг уральской оперы — повод не только для местечковых разговоров. Шаляпинскому фестивалю в этой дискуссии нечего сказать — разве что появиться в этой компании в качестве примера настоящего «псевдофестиваля». В его идеологии не предусмотрены конфликт, эклектичность и разнообразие — только строго выдержанный, но уже заигранный эстетический конструктор, который каждый год невозмутимо пересобирают.

Единственный знак жизни оперного театра вообще — это безликая нейтральная афиша с «Евгением Онегиным», «Мадам Баттерфляй» и «Аидой», которая могла появиться у театра в любой другой месяц Единственный знак жизни оперного театра вообще — это безликая нейтральная афиша с «Евгением Онегиным», «Мадам Баттерфляй» и «Аидой», которая могла появиться у театра в любой другой месяц Фото: Андрей Титов

«ЦАРСКАЯ НЕВЕСТА»: СТИЛЬ БЛАГОРОДНЫЙ PREMIUM

Увешанная юбилейными датами, фестиваль открыла «Царская невеста» Римского-Корсакова — не последний лот в репертуарной сетке российских театров, который почему-то  отсутствовал в Казани целых 10 лет. Вернуть распевную русскую оперу поручили режиссеру Михаилу Панджавидзе, работающему на две сцены — в Беларуси и Татарстане. В его режиссерском режиме казанская публика живет уже довольно давно — и его монополия на спектакли нынешнего фестиваля (6 из 10) укладывается в привычный ход вещей.  

Позиционировать «Царскую невесту» как новинку могут только ответственные модернисты — вроде режиссеров Дмитрия Чернякова или Андрея Могучего. Чтобы откреститься от такого рода новизны, в буклете зрителя предупреждают: постановка выполнена в классическом ключе. Главный акцент в этой модели —  на вокальной стороне.

Без передергиваний сюжета перед нами действительно разворачивается любовная драма: Любаша любит Грязного, Грязной любит Марфу, Марфа любит Лыкова. Всем четырем, согласно закону жанра, живыми из этой ситуации не выбраться — в ход пойдут истерики, зелья, интриги и холодное оружие. Градус драмы будет высоким, но безопасным, а темные страсти — умеренными.

Вернуть распевную русскую оперу поручили режиссеру Михаилу Панджавидзе, работающему на две сцены — в Беларуси и Татарстане Вернуть распевную русскую оперу поручили режиссеру Михаилу Панджавидзе, работающему на две сцены — в Беларуси и Татарстане Фото: «БИЗНЕС Online»

Стилистически «Царская невеста» Панджавидзе — это рифма к тому, как сейчас выглядят элитные жилые комплексы. Стиль этот можно назвать «Благородный premium» — почтенное отношение к традиции, визуальная приятность, прозрачность и доступность функционала.

На первых минутах спектакля становится понятно, уживется ли гость в этом элитном комплексе. Для одних проекция со словами  «Царская невеста» выглядит как доподлинная русскость, для других — как опасное заигрывание со «скрепами», которое еще к тому же и болезненно напоминает вывеску магазина «Хлеб» одиозного бизнесмена Германа Стерлигова.

Этот экран внезапно становится смысловым образом — он одновременно и гробовая доска для тех, кто надеялся на актуальное экспериментальное искусство, и дверь для любителей пересматривать привычное и знакомое. Из-за доски (или двери) выглядывает полновесный псевдорусский мир — контуры посадских построек, а вместе с ними соболья бровь, косы до пола, охабни и шестоперы. Звучит это, может быть, и экзотично, но в реальности выглядит как бутафорский реквизит из гайдаевской комедии, которую вспоминаешь чаще, чем эйзенштейновский фильм.

Это отыгрывание постановочных штампов и клише при этом не мешает спектаклю состояться с формальной точки зрения — и хотя драматургически здесь нет никаких открытий, новшеств и интересных ходов, все они исправно выполняют свою техническую функцию, позволяя декларировать верность «замыслу автора» и «заветам историзма». В простоте режиссуры есть еще одно преимущество — она позволяет минимальными средствами вывести на первый взгляд голоса (вокальный компонент всегда был в приоритете для Шаляпинского фестиваля) и представить публике эмоциональный триллер.

В «Невесте» — как и в других спектаклях Шаляпинского фестиваля — основную приманку для слушателя составляют приглашенные вокалистыФото: журнал «Республика. XXI век»

«БЕЗОПАСНОЕ РЕЖИССЕРСКОЕ ПРОЧТЕНИЕ СНИМАЕТ СО СЛУШАТЕЛЯ И ЗРИТЕЛЯ ЛЮБУЮ НАГРУЗКУ»

В «Невесте» — как и в других спектаклях Шаляпинского фестиваля — основную приманку для слушателя составляют приглашенные вокалисты.

В «Царской невесте» сфокусироваться можно было только на одном дуэте — темпераментного, но конвенционального Грязного (Станислав Трифонов) и Любаши (Екатерины Сергеевой). Своему обаянию этот дуэт во многом обязан именно Сергеевой — с увесистым, убеждающим и напористым тембром, которая и сценически производила впечатление человека, который знает, что делает.

В партии Марфы друг друга сменили резидентки татарской оперы Гульнора Гатина и Венера Протасова. И в первом, и во втором составе дуэт Марфы и Лыкова получился не совсем равномерным — и не в пользу приглашенных гостей. В компании Богдана Волкова из московской «Новой Оперы» и Сергея Семишкура из Мариинки девушки ярко выделялись — так что это можно было считать как сигнал местной публике не засматриваться на чужаков, а внимательнее присмотреться к собственным героям.

Большим открытием не стало и приглашение за дирижерский пульт Арифа Дадашева — оркестр под его управлением полностью подчинялся прихоти солистов, гремел и звенел в специально отведенных для этого местах, но в целом оставил после себя ощущение дежурного исполнения.

Найти уязвимые места в спектакле Панджавидзе непросто — в первую очередь в силу его простоты. Схематичные мизансцены приглашенные солисты отыгрывают,  несмотря на минимальное количество совместных репетиций, а возможность развернуться вокально производит убойный эмоциональный эффект даже в тривиальных декорациях опричной Руси.

В уязвимой ситуации здесь оказываются не столько зрители, сколько солисты и труппа театра — за них просто становится обидно. Очевидно, что у них очень много витальности и они с удовольствием ее при каждом случае используют, но вся энергия, которую можно было использовать более смело и радикально, уходит на очередной костюмный спектакль.

Такое безопасное режиссерское прочтение снимает со зрителя любую интеллектуальную нагрузку — происходящую одномерную драму можно воспринимать буквально, не задаваясь сопутствующими вопросами. Этот формат не предполагает двойственности, ребусов и концентрации: человек в костюме опричника — это действительно опричник, а если женщина в кокошнике поет, что любит, сомневаться в этом не приходится. Можно расслабиться и не ждать никаких подвохов — ни опасных политических аллюзий, ни экспериментальных ходов. 

О том, что премьерная «Царская невеста» каким-то образом связана с современностью, выходящим зрителям напомнят разве что машины, припаркованные рядом с театром, — таких моделей  20 лет назад еще не было.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (72) Обновить комментарииОбновить комментарии

Да уж, если на премьере спектакля, только декорации которого стоят 12,5 млн рублей, падают двери, значит, театр подошел к периоду полураспада. Раньше такого в ТГАТОиБ им. Джалиля не наблюдалось, скрепы-шурупы всегда были привинчены крепко.

А что будет, когда директора Мухаметзянова заставят через электронную систему билетов отчитываться за каждый проданный квиток? И уж совсем становится страшно, что кто-то из ответственных органов задастся вопросом: а куда идут заработки казанской оперы за 120 ежегодных спектаклей в Голландии, которых по официальным документам как-будто и не существует? Вот это и будет настоящая драма, похлеще разборок Грязного с Любашей.

  • Анонимно
    4.02.2019 09:04

    М-да... Рецензия беспощадная! К сожалению, будет воспринята как инспирированная конкурентами и завистниками. Судя по-всему, фестиваль трансформируется в "Неделю классической оперы" театра.
    За отсутствием афиши в остальное время года, это "пойдет".

  • Анонимно
    4.02.2019 09:15

    короче всё плохо... а какие предложения?

    • Анонимно
      4.02.2019 09:42

      Менять систему. Как в анекдоте. А нужно начать с директора жэка, то бишь директора театра.

      • Анонимно
        4.02.2019 16:35

        Там с билетерш хабалок нужно начать. Уже давно прошли времена тотального дефицита. Обслуживающий персонал воспитывать надо. Именно "обслуживания", а не "служения", для тех кто понимает разницу.

        • Анонимно
          4.02.2019 16:46

          вот да!
          эти высокомерные женщины в кассе, раздраженные уже с первого вопроса, с поджатыми губами и брюзгливыми лицами.....

    • Анонимно
      4.02.2019 10:02

      Поменять голову рыбы - чтобы вся рыба не сгнила.
      И сократить сроки гастролей, пусть на родине пляшут и поют. Ребенка на балет/оперу сводить невозможно, билетов нет через неделю начала продаж.

  • Анонимно
    4.02.2019 09:19

    Провинция до мозга костей.

  • Анонимно
    4.02.2019 09:40

    При всем уважении, подбор актеров оставляет желать лучшего, Венера Протасова прекрасно исполнила роль Марфы, но яркая восточная красавица никак не подходит под картинку боярской русской дочки, уж простите...
    Ну, и декорации падали на спектакле 2-го февраля, с грохотом таким с петель вывалилась дверь, актеры молодцы, просто в недоумении посмотрели на сие и продолжили как ни в чем не бывало. но зрителю всякий раз после этого приходилось не столько наслаждаться звучанием, сколько опасаться за актеров, не пришибет ли их очередная дверь

    • Анонимно
      4.02.2019 10:56

      Вы не видели княгиню Тверскую в "Анне Каренине")

    • Да уж, если на премьере спектакля, только декорации которого стоят 12,5 млн рублей, падают двери, значит, театр подошел к периоду полураспада. Раньше такого в ТГАТОиБ им. Джалиля не наблюдалось, скрепы-шурупы всегда были привинчены крепко.

      А что будет, когда директора Мухаметзянова заставят через электронную систему билетов отчитываться за каждый проданный квиток? И уж совсем становится страшно, что кто-то из ответственных органов задастся вопросом: а куда идут заработки казанской оперы за 120 ежегодных спектаклей в Голландии, которых по официальным документам как-будто и не существует? Вот это и будет настоящая драма, похлеще разборок Грязного с Любашей.

      • Анонимно
        7.02.2019 09:54

        Конечно, хорошо отчитываться за каждый проданный квиток. Но в нашем театре много зрителей и по НЕпроданным квиткам.

        Например, когда мы попадаем в центральную ложу 1-го яруса, там всегда в первом ряду стоит дополнительный 6-ой стул, хотя по плану зала в первом ряду должно сидеть только 5 зрителей.

    • Анонимно
      4.02.2019 11:03

      да дверь грохнулась перед появлением самого грозного, в этом какой то знак свыше для этого фестиваля

  • Анонимно
    4.02.2019 10:24

    Видимо, чтобы "Царская невеста " стала современной ( с чего бы это?) , надо было какую нибудь припаркованную машину на сцену притащить. Диванный критик. Гнать с работы. Спектакль хороший!

  • Анонимно
    4.02.2019 10:51

    Первый раз слушала Царскую невесту в нашем театре в 1986 году. Оперу любила, люблю и , каждый раз, посещая наш оперный, жду праздника. Последние лет 8-10 не получала. Я не претендую на истину в последней инстанции, я не критик, но прочитав рецензию, хочу сказать следующее. "Пусть сапоги шьет сапожник". То есть, пусть классические оперы ими и останутся. Лично мне не интересна Лючия ди Ламмермур в кожанках и на мотоциклах. И я не хочу задаваться глубокомысленными вопросами, слушая оперу. Их и в обычной жизни полно.Я хожу слушать прекрасную МУЗЫКУ, пение и отдыхать. Поэтому огромное спасибо за удовольствие, которое я получила а пятницу. Браво!

    • Анонимно
      4.02.2019 10:57

      Мнение обывателя. Тоже имеет право быть высказанным.

      • Анонимно
        4.02.2019 11:43

        Конечно обывателя. А вы, простите, для кого этот фестиваль устраиваете? Междусобойчик?

    • Анонимно
      4.02.2019 11:02

      "Большим открытием не стало и приглашение за дирижерский пульт Арифа Дадашева — оркестр под его управлением полностью подчинялся прихоти солистов, гремел и звенел в специально отведенных для этого местах, но в целом оставил после себя ощущение дежурного исполнения".
      Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/412058

      Вот оценка уровня оркестра. Вот вам и "праздник". Дело не в экспериментах, которые вы не приемлете - дело в даже в уровне профессинализма. Ребята не тянут... Нет ярких звезд, голосов, звезд, ярких постановок.

      Ну а про эстетику 50-60-х годов прошлого года помолчим. Это как смотреть кино Летят журавли или Москва слезам не верит. Да еще в посредственной поставновке и игре. Хорошо, нр скучно. Мир другой.

    • Анонимно
      4.02.2019 11:06

      Вам крупно повезло ! Как и ещё 1000 любителям оперы в 1,5 млн-ом городе!
      Наслаждайтесь!

    • А что вам мешало получать удовольствие последние 8-10 лет? Театр все эти годы работает именно для такого зрителя, как вы. Забывая, что зритель бывает очень разным, значит, и театр должен быть разным.

      • Анонимно
        4.02.2019 11:28

        все-таки опера -это, прежде всего, классика и классическое исполнение. нет?

      • Анонимно
        4.02.2019 14:18

        для разных зрителей есть разные театры. театр оперы и балета всё же подразумевают склонность к классике. желающим посмотреть на эксперименты можно пойти в, простигосподи, театр на Булаке, например.

        • Анонимно
          4.02.2019 15:46

          Сколько можно смотреть устаревшие уже к началу текущего века все эти эсмиральды, тщетные предостосторожности и коппелии ( еще и спящую красавицу сюда, там кажется ползала засыпает на этих бесконечных выходах кардебалета) ?Больше одного раза не могу никак. Из-за этого более современногопер гюнта посмотрела раз 5, а дальше что смотреть,
          Посоветуйте ? Ромео и джульетту дадут пару раз в год, Анюту также, билетов не купить.
          Бона деа поживей поставили, но в том году ни разу вроде не давали.
          Вот я, простой человек, тянусь к вечному и прекрасному, да репертуар не дает!

    • Анонимно
      6.02.2019 09:35

      ту мотоциклетную Лючию не могла спасти и Шагимуратова.
      Вообще чем отличаются модернистские постановки классики- в них никто не вызывает сочувствия.Вот сейчас- в Мариинке гангстерская "Сицилтйская вечерня" идёт,там ни одного положительного героя нет,что у Верди совершенно недопустимо...Смотреть бывает интересно- но при этом никаких чувств,кроме ностальгии по прошлым временам

  • Анонимно
    4.02.2019 10:53

    Кто заказывает эти статьи и для чего? Во-первых в театре всегда аншлаг,билетов не купить,во-вторых постоянно ежегодно меняется состав ведущих певцов,в- третьих не надо лишать зрителей хорошего репертуара ради ваших личных обид или непонятно каких-то надуманных поводов.Ясно же,что это какие- то междуусобицы.

    • настоящие эксперты подъехали)
      Но и есть и свежая мысль - "ежегодно меняется состав ведущих певцов". Передавайте привет участвующим в Шаляпинском фестивале-2019 Борису Стаценко (лучший певец Шаляпинского фестиваля-1993) и Ахмеду Агади (лучший певец Шаляпинского фестиваля-1998).

      • Анонимно
        12.02.2019 21:00

        Вы назвали только двух певцов. Дальше что? Певцы разные всегда.

  • Анонимно
    4.02.2019 11:51

    На Шаляпинский хожу регулярно, смотрю по 2 - 3 оперы. Всё обыденно, привычно, застойно квалифицировано, начиная с того, что меня в фойе последние годы вторгает в ступор - на оперу разрешают приходить в джинсах и в иной рабочей одежде. Можно понять галёрку - студентов, однако, всё же уважать необходимо прежде всего искусство и артистов, напишите на билетах "вход на вечерние спектакли в соответствующей одежде (грязно-рваная одежда не допускается, билеты возврату не подлежат)" и установите контроль." Не надо руководству гнаться за псевдодозволеной свободой Запада. Театр начинается с вешалки, которую необходимо контролировать первому лицу театра, мне кажется он устал.

    • Анонимно
      4.02.2019 13:15

      Вы полагаете, что за рубежом все вечерних нарядах ходят в театр? Ошибаетесь, у нас еще терпимо, много молодежи, а в той же Вене ходят будто с лошади только что слезли. Но я о другом. Каждый год, к фестивалю , вот эти публикации, которые привлекают к обсуждению единицы, да и те, по большей части не из зрителей. Неужели БО свои дорогие выпуски согласно отдавать под эту тему, которая высосана из пальца? Даже рекламы на нее жалко. Уважаемый Айрат, весь пар " твоих котлов" уходит в свисток, а твой " броненосец" стоит на месте. Не сможете вы отлучить зрителя от нашего замечательного театра, как бы вы ни старались и каких бы " великих" критиков не привлекали.

      • Анонимно
        4.02.2019 14:02

        Уважаемый апологет нынешнего Оперного театра! Есть в медиа такой принцип - оперативный повод. Каждый год пишем про президентские послания, про годовые отчеты наших предпритиятий, встречаем новый год и пишем про криминал, если что случается и тд. и тд. Вот и фестивали наши "отписываем". Все очень просто.

        Весь пар в гудок не уходид. Поверьте. Уже вся республика прекрасно знает и билетные хитрости вашего театра, и про "европейские " гастроли по городкам Голландии, и про архаику ваших фестивалей. Вода камень точит. Уверен, что придет день, когда с почетом проводим на пенсию ваших заслуженных пенсионеров, скажем им искреннее спасибо (да-да!), переманим Курензиса и Казань станет не спортивной столицей, а культурной. Если не России, то Поволжья. Айрат, так держать - работать честно и беспристрастно, с креативом!
        Журналист БО

        • Анонимно
          4.02.2019 18:20

          билетные хитрости вашего театра,
          Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/412058
          в смысле "вашего"? а почему не"нашего"? вы вообще кто и откуда пишете?

      • "Отлучать зрителя от театра" - это какая-то странная задача для СМИ. Пусть театры заполняются публикой, что в этом плохо.

        А задача наша очень простая - мы хотим, чтобы Казань во всем была продвинутым и современным городом, в том числе, в культуре и искусстве. Поэтому и пишем,как о тех, кто этому способствует, так и о тех, кто пытается оставить нас тухлой замшелой провинцией. Только и всего.

      • Анонимно
        4.02.2019 21:11

        Я знаю реально в чем ходят в оперу на Западе, поэтому и предлагаю не опускаться до уровня идиотии (извините). Искусство должно подтягивать до уровня прекрасного, а не опускаться вниз со словами "...ну что-же поделать, пусть так смотрят." Здесь ...так, там ... так, вот и живём рас... так....(извините).

    • Анонимно
      5.02.2019 12:28

      Женщин в брючных костюмах, надеюсь, не пускают? Этак можно и до котелков вместо цилиндров дойти!

  • Анонимно
    4.02.2019 12:41

    Была 1.02. Понравилось, так как ожидала худшего. Прекрасные голоса, хор, как всегда великолепен, декорации. Слава богу, ничего не упало и не отвалилось. Декорации,по всей видимости, были рассчитаны на одноразовое использование, если уж на втором спектакле начали рушиться. Классическое прочтение , скорее порадовало. Хорошо, что опричники не выехали на танке или мотоциклетке. Новшества в нашем театре странновато выглядят. Так что уж лучше без изысков, по старинке.

    • Анонимно
      7.02.2019 09:38

      А как вам понравились костюмы опричников?

      Лично я увидела в них городовых совсем не из эпохи Ивана Грозного. Или банду черносотенцев. Явно напрашивался пистолет в кобуре на боку и сабля в ножнах - плюс к ремням на поясе и груди.

      Единственное исторически верно - черный цвет одеяний опричников.

  • Анонимно
    4.02.2019 12:48

    Почему я могу спокойно купить билеты в Большой в Москве на их сайте, билеты же в наш оперный нет. Интрига? Странно, что в нашей ай-ти продвинутой республике никто на это не обратил еще внимание.

  • Анонимно
    4.02.2019 14:09

    Обращаюсь ко всем любителям оперы,уже побывавших на спектаклях и к тем, кто там будет,поделитесь информацией, где вы покупаете билеты ,оставьте телефончик кассиров или других доверенных лиц! Тоже хотим увидеть падающие декорации и изменения в театре за 8-10 лет! Обещаем,что придем в вечерних нарядах!

    • Если у вас есть знакомый министр или мэр, который может позвонить директору Мухаметзянову или замдиректора по билетам Ларионову, то уверен, что они тут же найдутся, причем на любые спектакли)

      • Анонимно
        4.02.2019 18:23

        У меня нет знакомого министра или мэра. Мы всегда покупаем билеты через распространителей.

        • Анонимно
          5.02.2019 12:43

          А можно телефон распространителя. Будем очень признательны.

    • Анонимно
      4.02.2019 15:45

      В этот раз знакомые стояли в очереди с ночи. Спасибо им огромное, сама на такое не сподвиглась бы никогда. А после начала продаж пару дней были билеты на кассир.ру. Но места на большого любителя

  • Анонимно
    4.02.2019 14:17

    Работники минкультуры почему нет билетов в свободном доступе, а валяются на столах у тех кто в силу загруженности никогда не пойдет на спектакль, продавайте через кассу для всех желающих жителей РТ.

  • Анонимно
    4.02.2019 14:43

    Хожу на Шаляпинский фестиваль с детства; сначала с родителями, потом со своей семьей. За все тридцать с лишним лет его существования можно по пальцам пересчитать случаи, когда мне не удавалось попасть на спектакли. Что хочу сказать. Действительно есть спектакли не очень удачные, есть просто шикарные. Есть находки и есть потери. Это нормально для любого крупного мероприятия. Но что мне не нравится, так это то, что в последние годы БО, которого отлучили от звания информационного спонсора фестиваля несколько лет назад, скатился на публикацию лишь негативных статей никому неизвестных критиков, банальное критиканство, недостойное солидного издания, каковым оно себя позиционирует. Ну не можете Вы наладить хорошие отношения с руководством театра, так это же не повод обливать людей грязью. Мелко это, подленько. Вот скажите, с какой радости в классическом оперном театре должны идти "революционные" прочтения тех или иных классических произведений? Многие, и я в том числе, не очень их люблю. Конечно, есть их любители, но почему такие спектакли должны ставиться в рамках Шаляпинского фестиваля и на площадке нашего оперного театра? Для этого есть другое время и другие места. Пусть в Казани будет организован фестиваль современной оперы, открытый как для новых постановок, так и нового прочтения классических произведений. Таким образом в городе появится еще один центр притяжения для любителей музыки. Что касается "Царской невесты", то спектакль был просто замечательный, и упавшая дверь ничего не испортила. Спасибо и артистам, и постановщикам, и техническим работникам. Уверен, что такую бы оценку дали бы большинство людей, если бы провели блиц-опрос на выходе со спектакля. Но есть одно пожелание - в самом начале своей истории на фестивале значительную часть репертуара составляли оперы, в которых пел Федор Иванович Шаляпин, а сейчас таковых практически нет. Хотелось бы, что репертуар года 2020 включал такие произведения. А комментаторам, пишущим не сходя с дивана советую: ходите в театр и не пишите ерунду про невозможность достать билеты - мы с друзьями купили их заранее, у распространителей, с накруткой, но мы хотели сходить на премьеру, и попали на нее и пойдем еще на один спектакль. Успехов всем.

    • Ничего себе, оказывается загадочные официальные распространители театра оперы и балета еще и с накруткой продают билеты, ну замдиректора Ларионов, красавец, официально барыжит билетами)

      Для вас, кстати, оперной жизни вне Шаляпинского фестиваля не существует? Вы хотя бы заметили, что театр практически не работал с ноября по февраля? Что в ноябре и в декабре было 2-3 спектакля, а в январе ни одного, поэтому весь январь в "Репертуар на месяц" на здании театра красовалась афиша на февраль. Здесь вас ничего не смущает, все устраивает?

      А уж про "никому не известных критиков" - это вы меня просто насмешили. Свою необразованность по этой части не стоит нести сюда, даже анонимно.

      • Анонимно
        12.02.2019 21:09

        А где эти критики ? Их огромное количество, я лично их не знаю. То, что у них есть консерваторское образование, поверьте, погоды не делает. Должен быть талант в этой профессии...
        Покажите этих критиков людям, мне хочется посмотреть на их лица, ознакомиться с творчеством.
        То, что вы пишите о спектаклях и певцах-это зачастую непрофессионально. Вас поэтому и записывают в провинциалы, потому что вы пользуетесь такими методами. Оскорбить, написать статейку очередную и бесконечно отвечать всем на комментарии злым языком.
        И , кстати, это мое личное мнение . Ваша интернет- газета может писать свои « глубокомысленные статьи» и мы тоже можем)

    • Анонимно
      4.02.2019 15:45

      14.43.Дайте телефон распространителей,плиз,чтобы мы диваные критики в 2020 году хотя бы с накруткой смогли посетить Шаляпинский фестиваль! Билеты на подобные мероприятия должны быть в свободном доступе,если хотим быть культурной столицей! В Советское время хоть какая то часть билетов приобреталась через кассы! А вы гордитесь тем ,что приобрели билеты у перекупов и обвиняете объективную статью издания в негативе!

      • Анонимно
        6.02.2019 15:20

        помню в Ленинграде в советское время по распоряжению городских властей билеты могли распространяться по предприятиям и вообще в кассы не поступать, а если в кассах билеты были всегда только с нагрузкой. А так в основном- ловили лишние билеты у входа.

  • Анонимно
    4.02.2019 15:19

    Уважаемый Журналист БО, ваш Айрат и сам хорошо справляется со своей ролью, без вашей помощи. Я к театру имею отношение только как зритель и моя пенсия, слава Аллаху, не зависит от вас. А руководство театра , разумеется, когда придет время, уйдет , но это зависит не от вас, лично. А большую часть читателей это вообще не интересует, есть темы и посерьезнее. Если вы даете просто информацию, то и давайте, а зачем ядом брызгать при этом каждые пол года? Успехов моей любимой БО!

  • Анонимно
    4.02.2019 16:06

    Аншлаги, которыми так бахвалится руководство театра - всего лишь следствие очень ограниченного количества спектаклей в год.
    Ограничьте их количество еще больше - пара спектаклей в месяц - да театралы будет драться за билеты!

    Другая сторона этой проблемы - руководство говорит, что если спектаклей будет больше, возникнет проблема наполняемости зала.

    То есть открытым текстом - мы можем обеспечить распродаваемость билетов только искуственно снижая количество спектаклей.

    Улучшать качество своей работы - сделать такой театр, чтобы билеты были востребованы всегда, им не по силам!

  • Анонимно
    4.02.2019 16:20

    Жаль, что у нас всегда критикуют люди, которые не умеют ничего сами. Стесняюсь спросить какое образование у этих зубров. На самом деле каждый комментарий уважаемого Айрата просто поднимает рейтинг) театр крепость) администрации респект) и не надо завидовать, для того чтобы иметь отношение к такой махине как оперный театр, надо понимать как работает эта система. Как по вашему, сколько по времени занимает поставить на сцене декорации к премьерному спектаклю и провести репетиции с несколькими составами? Не знаете? О я уверена что нет, это вытекает из ваших приземлённых комментариев. Я бы не стала говорить об образованности на вашем месте,если вы сами не знает элементарных вещей. А да, в декабре на сцене театра был ремонт, но вы не можете об этом знать конечно, чтобы быть в курсе, надо посещать театр. Но низкий уровень культуры позволяет это не каждому. Искренне вам сочувствую.

    • Анонимно
      4.02.2019 16:33

      Как же, интересно, театр существовал в советское время без всех этих нынешних "зубров"?

    • Вот это прекрасно. В ноябре не было спектаклей - готовились к "Узгэрэш жиле", в декабре - ремонт, в январе - готовили премьеру. Действительно, просто непонятно, когда спектакли-то играть при таком тяжелейшем графике. И, кстати, я не знал, что оказывается перед премьерой месяц не играют репертуарные спектакли - готовятся. Спасибо, что просветили. Такая система, видимо, в двух оперных театрах - Казани и Урюпинска.

      А у вас какое образование, вы то чего умеете, анонимная вы моя?
      Навскидку вспоминаю наших авторов: Елена Черемных - выпускница Московской консерватории, Ольга Федорченко - 20 лет преподавала историю балета в академии Ваганова, Богдан Королек - одногруппник Кристины Андреевой по Красноярскому хор училищу, а потом еще окончил в Питере университет как театральный критик. Это я кого сразу вспомнил, могу и продолжить список.

      • Анонимно
        4.02.2019 16:46

        К вашему сожалению, консерватория. И не надо преводить пример ваших именитых собратьев. К вам их достижения как я понимаю отношения не имеют. Если уж вы решили поливать грязью, делайте это исключительно от себя. Хотя мне не понять, зачем приземлять культуру в своём собственном городе.

        • Я называю авторов, которые пишут или писали об опере на страницах БО.

          И это как раз такие как вы, нетребовательные люди, пусть и с консерваторским образованием, приземляете культуру в моём родном городе. Раз считаете, что оперный театр может месяц не работать, готовя очередную вампучную премьеру, которая похожа на десятки таких же "Царских невест", которые ставят во всех провинциальных театрах.

          Приходится ездить в Большой театр за оперными событиями - "Альцина", "Билли Бад", "Путешествие в Реймс". Но хочу, чтобы в моем родном городе были такие события, и уверен, что у нас для этого есть и амбиции, и финансовые возможности.

          • Анонимно
            12.02.2019 21:13

            О Боже, это вечная изъезженная песня.
            А в Москве люди в БТ не ходят, они ездят в Метрополитан и Ковен- Гарден.
            Вам тоже советую туда поехать и посмотреть классные спектакли)
            Вы такой правовой защитник)Патриот! Случайно прикоснулись к опере и теперь приходится прилагать все усилия, чтобы быть компетентным) нелегкая, отнюдь, задача!

    • Анонимно
      4.02.2019 16:42

      Мой низкий уровень культуры говорит, что ремонты в театре надо делать в перерывах между театральными сезонами - во время отпусков у артистов театра.

  • Анонимно
    4.02.2019 17:09

    Господин Нигматуллин, хватит отзываться о пишущих комментарии в таком высокомерном, не придающем Вам достоинства, тоне. Не я писала предыдущий коммент, но и мой в 10.51 написанный, Вы прокомментировали в неприятной манере. Так вот. Докладываю Вам. Я окончила 131 школу и истфак. университета еще в советское время, где нам читала такая профессура, что Вам и не снилось, имею еще высшее финансовое образование, звание заслуженного экономиста и награды, работаю в сфере культуры. Не устраивает? Ваши проблемы. Да я обыватель. И не стыжусь этого. Большинство людей пишут, чтобы поделиться впечатлением, порадоваться и поднять тему приобретения билетов, а для Вас все время стакан наполовину пуст. То декорация упала, то люди необразованные. Вы как культурный человек просто порадуйтесь, что спектакль 90 процентам понравился. Значит народ еще не разучился восхищаться чужими достижениями. Надеюсь, Пиковая дама доставит мне не меньшее удовольствие. А Вы будьте добрее и мир потянется к Вам.

    • Во-первых, всегда удивляют люди, которые учат тебя быть добрее, а сами источают злобу. Во-вторых, моя реплика об образованности касалась конкретного пассажа анонимного комментатора, указавшего, что на БО "пишут никому неизвестные музыкальные критики", при этом сам автор этого сообщения, с большой долей вероятности, не знает ни одного музыкального критика. В-третьих, будучи дипломированным социологом, могу сказать, что ваши слова "спектакль понравился 90 процентам" - это лишь субъективное личное мнение, поскольку никто и никаких опросов не проводил.

      В-четвертых, как кандидат исторических наук могу сказать, что доверять сферу культуры и искусства исключительно мнению обывателя - это вредно и даже опасно для тех же культуры и искусства. Если бы мы опирались только на мнение обывателя, то, например, в татарском театре шли бы только глупые деревенские комедии.

      В-пятых, я человек добрый, поэтому мне от оперного театра нужно немного. Чтобы спектакли шли регулярно, чтобы была прозрачная система продажи билетов, чтобы лучшие певцы из Казани появлялись здесь в спектаклях, чтобы шли не только Верди и Чайковский, а были барочные оперы, была классика XX века, чтобы татарские оперы шли регулярно. Не так уж и много, правда?

      Позавчера кофе пили с Полиной Дорожковой, автором текста, под которым мы с вами беседуем. Она вспоминала, как ходила на "Геракла" Генделя в постановке Уфимской оперы. Показывали в Москве в рамках "Золотой маски". Полина рассказывала, что шла с таким столичным апломбом (дескать, какая-то Уфа), а потом неожиданно для себя увидела прекрасный спектакль. Барочная опера в Уфе! Если это возможно там, то почему нет в Казани?

      • Анонимно
        4.02.2019 21:59

        Тот кто не умеет создавать всегда критикует не так ли? Позиция лидера, не прогибаться под мнение большинства. И дирекция театра с успехом демонстрирует свой уровень.

    • Анонимно
      7.02.2019 09:51

      "... спектакль понравился 90 процентам..."???

      Совсем маленькое дополнение к сказанному - спектакль понравился 90 процентам зрителей, ПОПАВШИМ на спектакль. А как спектакль может понравиться тем, кто НЕ ПОПАЛ на спектакль? И таких - абсолютное большинство. Ведь в Казани примерно 1,2 миллиона жителей. Даже провинциальная Европа видит больше спектаклей татарского театра, чем местные жители.

  • Анонимно
    4.02.2019 17:41

    Как же всё-таки красиво интеллигенция отношения выясняет! Изысканные выражения, высокий стиль! Вспоминается мультик про оперу, где: "Вы съесть изволили мою морковь! К барьеру!" Может хватит уже собачиться, господа? Неужели боитесь хотя бы себе признаться, что Шаляпинский фестиваль уже не тот? Что касается ситуации в театре Оперы и Балета, Нигматуллин во многом прав! Менять надо кардинально всё и вся в нашем флагмане культуры!

  • Анонимно
    4.02.2019 18:06

    Вопрос Айрату Нигматуллину: Сколько спектаклей в год даёт казанская опера в родном городе? Спросил потому, что 120 спектаклей в Голландии- это нечто с чём-то, впечатляет! А нам то что остаётся? Вернее, сколько?

    • 104 или 108 - такая примерно цифра. Это госзаказ, то есть то количество спектаклей, которое нужно в год отыграть на своей сцене. Обычно эта цифра у российских театров в полтора-два раза больше.

      Кстати, из-за трех месяцев простоя они теперь и до сотни могут не добрать, так что в марте вас ждут 27 балетов (я столько насчитал)! Так что спешите видеть) представляю, в какой форме будут танцовщики к концу месяца...

      • Анонимно
        4.02.2019 18:22

        В марте нас ждут 14 балетов - всего! Увы и ах! Плюс один пятнадцатый в конце февраля.

      • Анонимно
        4.02.2019 18:22

        27 балетов в месяц???!!! Вспоминаются слова Штирлица: "Лихо!" А если уж совсем грубо, то как сказал Аркадий Райкин: "Балерина на сцене крутится. А привяжи к ней динамо-машину! Это ж сколько электричества выработать можно! Ух!"

        • Анонимно
          4.02.2019 19:05

          В Казани? 27 балетов в месяц? Не верю!!!

          И откуда взяться билетам, если артисты балета 3 (ТРИ) месяца отсутствуют в своем городе на своем рабочем месте. Если на миллионный город КАЗАНЬ театр заявил в афише:
          - в марте 14 спектаклей;
          - в апреле- 9 спектаклей.

          В то же время театр оперы и балета города НОВОСИБИРСКА заявил в афише:
          - в марте 32 спектакля;
          - в апреле - 26 спектаклей.

          Как говорится, почувствуйте разницу...

  • Анонимно
    4.02.2019 19:39

    Я тоже хочу вживую слушать оперу барокко,а то все по интернету, уши уже высохли.

  • Анонимно
    4.02.2019 23:11

    уже лет 5 не беру билеты на шаляпинский. в 2014, 15, точно уже не помню, на гала концерте, на закрытии, меня поразило то, что в оперном!! театре, в рамках оперного!! фестиваля идет джазовое!! выступление.
    Вам не кажется, что репертуар должен соответствовать тому что декларируется, иначе скоро в оперном театре рэп-спектакли будем слушать.

  • Анонимно
    5.02.2019 08:43

    В середине шестидесятых мой друг работал на казанском ТВ.А казанское ТВ регулярно баловало своих зрителей прямыми трансляциями спектаклей.Дело было прямо перед новым годом.Была прямая дневная трансляция и мы напросились в помошники к телевизионщикам.Нам повесили на плечи какие то провода и мы всё это затащили в зрительный зал.Там устанавливали аппаратуру.Зрителей не было.Но буфеты работали и ёлки стояли.Ну а в зале и ложах пораллельно с расстановкой аппаратуры накрывали столы.Начался спектакль.Операторы отсняв сцену со своего места подходили к столу пропустить рюмочку.Балерины увидев такой праздник жизни в зале тоже между плясками спускались с небес на землю и удостаивали нас своим присутствием.Ну а после дневного спектакля в фойе зазвучала музыка и стали подтягиваться зрители на вечерний спектакль.И невдомёк им было почему ещё до антракта в фойе так весело.А это просто мы решили продолжить банкет.Скажу честно.Больше я в театре не был чтоб не портить того приятного впечатления о том предновогоднем празднике жизни.

  • Анонимно
    12.02.2019 19:49

    Полина - большая молодчина. Объективно! Жму руку. Обидно, что умный и сложный человек, который автор, немного не в курсе отношений ТГАТОиБ с другим - тоже на самым глупым, и не самым просто устроенным человеком, который режиссер М. Панджавидзе. Информация об отношениях театра с этим режиссером вообще--то очень просто гуглится. Хотя, с другой стороны, выплескивать ребенка вместе с водой иногда получается именно у молодого и потому именно ближним ( а не дальним) зрением зоркого автора. ( В порядке обощения: вообще-то жертв Освенцима не осуждают за то, что они жертвы). Подпись: Елена Черемных.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль