Общество 
6.02.2019

«Его называли Николай Второй»: скончался первый генерал «Нижнекамскшины»

Сегодня не стало Николая Зеленова — основателя и первого руководителя шинного комплекса

«Если ты откажешься, мы на тебе крест поставим», — так Николая Зеленова почти полвека назад пригласили в Нижнекамск руководить шинным комплексом. 27 лет стоя у руля «Нижнекамскшины», Зеленов вошел в историю города и завода как создатель бренда шин «КАМА» и активный участник строительства социальной инфраструктуры. В день смерти Николая Александровича о нем вспоминают его коллеги, друзья и знакомые.

Николай Зеленов Ушел из жизни бывший легендарный гендиректор «Нижнекамскшины» Николай Зеленов Фото: e-nkama.ru

ЗАЧИНАТЕЛЬ ОТРАСЛИ И БРЕНДА

Сегодня не стало легендарного человека, основателя шинной промышленности Татарстана, первостроителя Нижнекамска Николая Зеленова. Николай Александрович, заслуженный работник промышленности СССР, заслуженный химик РСФСР, заслуженный химик РФ, скончался на 87-м году после продолжительной болезни. Значительную часть своей жизни — 27 лет — он посвятил шинной промышленности. Сейчас принято говорить, что каждая третья автомобильная шина в стране выпущена в Нижнекамске. Фундамент же этим успехам заложил именно Зеленов. К слову, идея логотипа и бренда «КАМА» принадлежит именно ему.

В 1971 году Зеленов приехал в молодой Нижнекамск, он был назначен приказом министерства нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности директором строящегося шинного завода. «Передо мной так поставили вопрос, что я не смог отказаться. Мне сказали: „Мы тебе предлагаем такую должность, если ты откажешься, мы на тебе ставим крест и забудем про тебя“», — вспоминал в одном из своих интервью генерал шинного производства.

Проект был небывалым не только по масштабу, но и по своей сути. Шинная отрасль на тот момент была абсолютно новой для Татарстана. Под руководством Зеленова в Нижнекамске в пустом поле появилось два шинных завода, позже с успехом прошла первая реконструкция производства, со временем установили оборудование фирмы Pirelli, прошел запуск производства высокоскоростных радиальных шин и прочее, прочее…

В 1971 году Зеленов приехал в Нижнекамск, он был назначен директором строящегося шинного завода Фото: e-nkama.ru

Каждый этап становления шинного комплекса неразрывно связан с именем Зеленова. При этом масштаб первооткрывателя сочетался в характере Николая Александровича с простотой. «Очень общительный, юморист, доступный. Все рабочие его очень уважали. По любому вопросу к нему можно было обратиться в любое время суток», — вспоминает Зеленова первый глава Нижнекамска Агтас Галиахметов. Николай Александрович — необычайной широты человек, необычный, уникальный. Он строил шинный комплекс, детские сады для детей своих рабочих, при этом увлекался охотой, рыбалкой, любил рисовать и музицировать.

Родился в 1931 году в небольшом городе Лысково Горьковской области. Образование по специальности «технология резины» будущий первостроитель Нижнекамска получал в Московском институте тонкой химической технологии. До своего назначения в будущий город нефтехимиков Зеленов 15 лет проработал на Воронежском шинном заводе: прошел путь от мастера до начальника производства. Здесь проходило становление специалиста, а прорывных результатов Зеленову суждено было достичь в Нижнекамске.

Под руководством Зеленова в Нижнекамске в пустом поле появилось два шинных заводаФото: e-nkama.ru

ДЯДЯ КОЛЯ

«Я приехал в Нижнекамск в 1970 году, в феврале 1971-го механизаторы треста „Строймеханизация“ (я там был начальником участка) зашли на строительство комплекса шинного завода. Николай Александрович Зеленов приехал в 1971 году. С этого времени наши судьбы шли рядом. Он, уже будучи генеральным директором завода грузовых шин, полностью руководил строительством. Всю жизнь посвятил шинному производству. Заводы шинного комплекса были самыми лучшими шинными заводами Советского Союза», — рассказывает Галиахметов.

Зеленов — это не только шинная отрасль, но и сам Нижнекамск. Город строился практически у него на глазах, при его активном участии. Это и детский лагерь «Чайка», существующий до сих пор, и культурно-спортивный комплекс «Ильинка», в народе «майдан», где каждый год проходят празднования Сабантуя и Дня города, восстановление и реконструкция церквей в Нижнекамске, Красном Ключе, Камских Полянах, селе Большие Аты и многое другое.

С успехом прошла первая реконструкция производства, установили оборудование фирмы Pirelli, прошел запуск производства высокоскоростных радиальных шин...Фото: ©Игорь Виноградов, РИА «Новости»

«Когда я стал главой администрации, у меня два спасателя были — Зеленов Николай Александрович и Сахапов Гаяз Зямикович (генеральный директор ОАО „Нижнекамскнефтехим“ c 1985 по 1997 год прим. ред.). Они очень здорово помогали по всем социальным вопросам. Зеленов был членом исполнительного комитета, во всех градостроительных вопросах он лично участвовал. Весь быт, социальные вопросы рабочих „Нижнекамскшины“ брал на себя, обеспечил своих работников жильем, детскими садами», — говорит Галиахметов.

«Когда стройка в 1970-х годах кипела, когда Николай Васильевич Лемаев еще был, в народе Лемаева называли Николай Первый, а Зеленова — Николай Второй. Его называли с уважением — дядя Коля. В Нижнекамске часто людей, которых уважают, называли „бабай“. А у православных вот „дядя“ — так его называли», — вспоминает Галиахметов.

Званий и титулов генерал шинной отрасли успел заработать немало, но самым дорогим для Николая Александровича было почетное звание «Заслуженный работник промышленности СССР» Фото: e-nkama.ru

Званий и титулов генерал шинной отрасли успел заработать немало, но самым дорогим для Николая Александровича было почетное звание «Заслуженный работник промышленности СССР». Интересно, что под указом стоит подпись Михаила Горбачева, а под ней дата — 20 декабря 1991 года. Это был последний указ первого и единственного президента СССР в данной должности. На следующий день страны не стало.

Прощание с Николаем Зеленовым состоится 8 февраля в 8:00 в Доме народного творчества, в 9:30 начнется гражданская панихида. Похоронят первого начальника нижнекамских шинников на городском кладбище.

Прощание с Николаем Зеленовым состоится 8 февраля в 8:00 в Доме народного творчества, в 9:30 начнется гражданская панихида Фото: e-nkama.ru

«ОН ГОВОРИЛ, ЧТО НУЖНО ВСЕМ ВМЕСТЕ ДЕРЖАТЬСЯ»

Айдар Метшин — мэр Нижнекамска:

— Это личность, это эпоха. Конечно, это потеря для Нижнекамска, для республики, для отрасли. Николай Александрович Зеленов — родоначальник нашей шинной промышленности, незаурядный человек… Это сейчас все кажется таким состоявшимся. Когда строительство заводов только начиналось, были совсем другие условия. Я встречался с ним в этом году, когда он уже был в больнице, был у него несколько раз. Во время одной из встреч мы разговаривали минут 40, полчаса из них говорил он. Говорил о том, что нужно сделать. Он все время жил делом, все время думал о заводе. Даже в этом тяжелом состоянии Николай Александрович был занят мыслями о городе, о людях. Когда я приходил, он всегда спрашивал, как в городе дела. Его хватало на всех.


Шамиль Агеев
 — председатель ТПП РТ:

— Он был замечательным организатором на ударной комсомольской стройке. Когда я был секретарем обкома комсомола, мы с ним занимались одним эшелоном с условными заключенными, который приехал в Нижнекамск на стройку. Было очень сложно с размещением. Я тогда удивился, как он смело работал с людьми, увидел его великолепные организаторские качества. Он великий профессионал. Зеленов был великолепным рассказчиком, душой компании. Николай Александрович всегда смотрел на перспективу, очень много его идей было заложено в шинное производство, так как он считался крупным инженером. Многое, что он заложил, и сейчас работает на предприятии. До последнего следил за своим детищем. Очень активный человек был. Шинное производство — это полностью его заслуга. При мне запустил три завода. Это по-настоящему большая потеря. Я с ним был знаком с 1974 года. Он поддержал инициативу первого секретаря Бикмаева — таким образом в Нижнекамске появились фруктовые деревья.

Я в последний раз видел Николая Александровича в прошлом году. Он не то чтобы жаловался на свое здоровье, просто говорил, что нужно всем вместе держаться. Умел всегда шутку вплести в работу. Я, если честно, до сих пор нахожусь под впечатлением от этой грустной новости. Мои соболезнования близким и друзьям.

Рафинат Яруллин — гендиректор ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг»:

— Интересным он был человеком. Производственник, промышленник. Умел работать с молодежью и всегда поддерживал ее. Он многое сделал как для предприятия, так и для самого Нижнекамска. Все-таки трудиться на шинном производстве — это непростая работа. И он всегда создавал условия для работников шинного. Были организованы лагеря для детей. Николай Александрович был человеком перспективным, смотрел, чтобы экономика производства была хорошей. Это мыслящий инженер. Жена работала начальником лаборатории, так что это был настоящий семейный подряд: оба химики — оба профессионалы.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (34) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
6.02.2019 18:49

АНОНИМНО 6.02.2019 18:41
Таких руководителей нет теперь практически - грамотных, беззаветных, безвозмездных патриотов страны!!! На таких людях держалась и развивалась страна. Это эпоха, глыба! Очень жаль!!!
Теперь руководители не думают о стране, только работают на себя и набивают карманы. При этом они не виноваты, страну такую построили под руководством запада (Гайдар, Чубайс, Ельцин, Горбачев и все остальные), к великому сожалению. Пока система остается античеловеческой - будет еще хуже. Главное - не видно луча света в конце тоннеля.

  • Анонимно
    6.02.2019 18:49

    АНОНИМНО 6.02.2019 18:41
    Таких руководителей нет теперь практически - грамотных, беззаветных, безвозмездных патриотов страны!!! На таких людях держалась и развивалась страна. Это эпоха, глыба! Очень жаль!!!
    Теперь руководители не думают о стране, только работают на себя и набивают карманы. При этом они не виноваты, страну такую построили под руководством запада (Гайдар, Чубайс, Ельцин, Горбачев и все остальные), к великому сожалению. Пока система остается античеловеческой - будет еще хуже. Главное - не видно луча света в конце тоннеля.

  • Анонимно
    6.02.2019 18:53

    Почему же Героя Соцтруда так и не дали! В Союзе шинных заводов мало было, по пальцам руки пересчитать можно было! Ярославский, Московский, Белоцерковский, Нижнекамский. Ну ещё 2-3, не больше

    • Анонимно
      7.02.2019 07:48

      Он ГЕРОЙ среди народа! Это главнее и честнее!!!
      Светлая память, ЕМУ!!!

    • Докукин
      7.02.2019 11:32

      Если не изменяет память,-в СССР было 19 шинных завода.
      Барнаульский, Белорусский, Белоцерковский, Кировский, Воронежский, Свердловский, Московский, Ленинградский, Ярославский, Нижнекамский, Бакинский, Ереванский, Красноярский, Волжский, Днепропетровский, Омский, Чимкентский... (При том, что в Нижнекамске было- 2 НШЗ, в Белой Церкви- 2 ШЗ и т.д.)

  • Анонимно
    6.02.2019 18:56

    Светлая память Легенде!

  • Анонимно
    6.02.2019 19:13

    Хорошие люди вложились душою в город. В городском музее зал Памяти лишним не будет

  • Анонимно
    6.02.2019 19:18

    С Зеленовым закончилась Эпоха Великих Людей!!!!! Которые построили Ту страну!!!!!

    • Булгарин
      6.02.2019 20:13

      Не они строили заводы, а те, кого на эти стройки загоняли. Зэки строили, как тут уже Агеев проговорился. Да и строили так, партия сказала, они под козырек и вперед. Самая большая проблема этого завода была в том, что завод грузовых шин проектировали под Камаз, под загрузку его производства, а они так и не достигли плановых значений. Но вся инфраструктура завода висела на этих плановых показателях выпуска шин для Камаза. Практически все было заморожено в начале 90-х. Спасал завод легковых шин. Но и там были проблемы. Наконец начали вести переговоры, чтобы начать производство шин Пирелли. Да и это не помогло, только под крыло Татнефти смогли залезть, и, думаю, по приказу сверху Татнефть согласился взять их себе. Так что при совках все было просто, не надо было думать, а слепо исполнять волю партии, но она тоже особо не напрягала мозги.

      • Докукин
        7.02.2019 00:08

        Булгарин, самое гадкое, когда человек не способен наступить себе на горло (в такой скорбный момент), если язык не может прикусить. В такой момент, действительно понимаешь, что в Вашем случае: "Молчание -золото".

        Не Вы, не он не святые, но то, что лично Николай Александрович Зеленов сделал в свои лучшие годы,-Вам и не снилось. Команда профессионалов, которую он собрал, рвала и метала, делала ЧУДЕСА. В те времена ходили разговоры, что НШЗ построили , в том числе, и для переработки бракованного нижнекамского каучука (для "подтверждения" знака качества), может быть...

        Присоединяюсь ко всем , кто разделяет боль утраты с родными и близкими Н.А.Зеленова. Пусть земля ему будет пухом.

        • Булгарин
          7.02.2019 13:46

          Видите ли, в таких случаях пишут некролог с подписями товарищей, а не статью о том, что он сделал. А раз статья, то и комментарии к нему не будут лишними, тем более, ничего такого не написал. Просто, немного опустил на землю тех, кто обычно делает себе кумиров. И в моих рассуждениях есть зерно правды. И оно в общем и не касается именно этого человека. Безмерное восхваление той эпохи просто глупо. Еще раз. Все это относится к людям, которые руководили такими стройкам, а затем и возглавляли эти предприятия. И проблема заключалась в том, что строили бездумно, не жалея ресурсов, не щадя людей. В итоге появились такие объекты, как тот же КАМАЗ, с которых до сих пор не знают что делать, убытки и убытки. Тоже и с шинным. Объем производства запланировали такие большие, даже не подумав, а верно ли так делать. Вот и ходил этот завод как неприкаянный, да и сейчас думаю положение не лучше. Бывает так, что лучше такие заводы разрушить, а на их месте построить что-то новое, более гибкое, более современное. Но на это нет денег, вот и тянут этот завод, передавая то Татнефти, то еще кому-то. А ведь вина тех, кто планировал, строил не малая в этом. Знаю таких. Они принципиальны со своими подчиненными, а вот когда идут на ковре к начальникам, то и принципиальность пропадает. Так была построена и фунционировала та система. И без относительно к конкретному человеку.

    • Анонимно
      6.02.2019 21:31

      Сидел распределял средства, которые лились рекой... не так уж много ума нужно

  • Анонимно
    6.02.2019 19:25

    Если аэропорт Бегишево теперь будет носить имя Лемаева, давайте Нижнекамскому шинному комплексу дадим имя Зеленова Николая Александровича! Было бы справедливо, а то теперь и просто Нижнекамский шинный комплекс потеряли, стали называть Кама Тайерс...

  • Анонимно
    6.02.2019 21:03

    Реалист.
    Смотришь старые фотографии, какие люди, лица, глаза горят... А сейчас...

    • Анонимно
      6.02.2019 21:32

      То то "горели": В колхозах 76 бензин сливали тоннами, с заводов железяки тащили сотнями. И на кухнях, в майке и рваных трекушках, партию материли и начальство. А то, вдруг, нахлынуло, небо голубое вспомнилось и трава, клочками, в пыли, но вроде зелёненькая. Вот так старость приходит.

      • Анонимно
        7.02.2019 08:10

        А Вы на своей кухне нахваливаете нынешнее руководство страны?

  • Анонимно
    6.02.2019 21:14

    Человек -эпоха! Очень жаль, уходит поколение Учителей!

  • Анонимно
    6.02.2019 21:24

    Опять все в руках удащливых?

  • Анонимно
    6.02.2019 21:38

    Ребята, те времена и нынешние не сравнивайте. Это все аврно, что умер великий мамонт или динозавр, коьорый к современным реалиям никакого отношения не имеет. Насколько я помню без поддержки Татнефти, которой этот завод по сути навязали, завод работал только один год в прибыль, и то после модернизации нехилой, проведенной на деньги той же Татнефти... Для той экономики, для того времени и так далее...

  • Анонимно
    6.02.2019 21:41

    Он лично моей бабушке, ныне здравствующей, неоднократно вручал нагрудные знаки и медали за доблестный труд на этом заводе. Очень хорошие впечатления у неё об этом человеке. Царствие ему небесное.

    • Анонимно
      6.02.2019 22:42

      Самые лучшие медали и знаки- это наличка и Недвижимость

  • Анонимно
    6.02.2019 21:45

    Булгарин! Сколько желчи и самолюбования!
    Умер человек, которому вы в подметки не годитесь, организатор производства, по советским меркам настоящий генерал (генеральный).
    Деликатнее надо, если хорошего сказать не можете, то, и на плохое не имеете право, так как подозреваю, что мало чего достигли, отсюда и всезнайство и кичливость. Сегодня ваши комменты не к месту, отодвиньте клавиатуру, подумайте хотя бы несколько минут, если на большее не хватает.
    Про таких, как Зеленов словами Лермонтова:
    .. Да, были люди в наше время,
    Не то, что нынешнее племя:
    Богатыри — не вы!

    • Булгарин
      6.02.2019 22:07

      Видите ли, у каждого своя судьба и не вам оценивать кто и чего достиг. Те времена были вполне простые и понятные. Не зря вы называете таких людей генералами. Они реально и были ими. То есть было генералы, которые шли и выполняли приказы, не считаясь с тем, во сколько это все обойдется стране. Да не их эта задача была. Взяли под козырек и пошли. Надо пригнать зэков, нагонят целую кучу. Строили же так Беломоро-Балтийский канал. Не будет хватать зэков, посадят, но работать за похлебку будут на таких стройках. На то они и генералы, также как в ту войну гнали вперед солдат, не считаясь с потерями. И вопрос, а входит ли этот завод хотя бы в двадцатку шинных заводов мира. Нет. И не войдет. Потому как родили его таким.

      Да, умер человек. Жаль его, как и всех тех, кто умирает. Ушел в мир иной, оставив родных и близких, которые будут скорбеть по нему. Но вот, если честно, то не я. Он всего лишь некая шестеренка той старой и раздолбленой машины. Я им некогда не был, даже маленьким винтиком.

      • Анонимно
        7.02.2019 07:58

        Ты сам хотя бы маленькую хибару построй. А потом подари любому бомжу, сколько их стало. А потом будешь рассуждать о Советской эпохе, при котором сыновья доярок в космос летали.

    • Анонимно
      6.02.2019 22:14

      Хорошо вы Булгарина на место поставили.

  • Анонимно
    6.02.2019 21:59

    Дядя Коля!
    спасибо тебе за уроки жизни
    дорогой и многоуважаемый.
    Живу по твоим канонам.

  • Анонимно
    6.02.2019 22:53

    Эпоха уходит, последний из могикан. Гвозди бы делать из этих людей, сказал поэт.

  • Анонимно
    7.02.2019 00:14

    Таких людей нет больше. Глыба. Лично знал его. Все что написано в статье правда. Очень помог мне в 90-х. Земля пухом

  • Анонимно
    7.02.2019 07:01

    Я сам проработал около 10 лет на этом заводе ... дядю Колю видел и знал... таких людей бы сейчас хотя бы 10 ток... и многое улучшилось бы в жизни... он находил время на каждого который к нему обращался

    • Анонимно
      7.02.2019 08:58

      Уходят Красные директора. Работал на шинном. Дядя Коля знал поименно даже уборщиц и сантехников. Ходил пешком по заводу в телогрейке. Мир ему!

  • Анонимно
    7.02.2019 07:31

    очень жаль.... соболезнование родным!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль