Итоги 2018 года 
13.02.2019

Рустам Минниханов: «Не занимайтесь глупостями, прошло время, когда мы рисовали данные»

Марат Ахметов бичевал себя за отставание от Белгородской области, а «Агросила» получила приз «Тойоты» за подвиги сидящего в СИЗО директора

«Отстающие могут найти сотни причин, но лучше бы каждодневно заниматься реальным делом», — укорял Марат Ахметов глав отстающих районов и хозяйств, сокрушаясь о том, что Татарстан потерял место в тройке региональных лидеров. За тем, как Рустам Минниханов выбивал у нефтяников скидку на дизельное топливо, ругал ветеринаров за птичий грипп и агитировал экспортировать халяльную продукцию, наблюдал корреспондент «БИЗНЕС Online».


«2018 год для нас стал очередным испытанием»

Подведение итогов агропромышленного комплекса Татарстана за 2018 год сегодня состоялось на площадке «Казань Экспо», которая на пару дней стала главной житницей республики — так много на ней было представлено разнообразной сельхозпродукции. Ароматы по второму павильону выставки растекались невероятные. Прямо у входа на глазах у гостей пекли хлеб и осетинские пироги, сверкал румяными боками копченый поросенок от ТД «Карлинский», «царская рыба» стерлядь плескалась в аквариуме у стенда рыбоводного комплекса «Биосфера-Фиш». А уж напробоваться разнообразной молочной продукции можно было на славу — добрый десяток молокозаводов наперебой предлагали попробовать свои новинки. Гурманы могли отыскать даже камамбер родом из Камского Устья (ООО «Камамбер») и качотту с чеддером и чеширом made in Высокогорский район (ООО «Содружество»).

Традиционно снять пробу перед совещанием зашел президент РТ Рустам Минниханов в сопровождении госсоветника РТ Минтимера Шаймиева, спикера Госсовета Фарида Мухаметшина, министра сельского хозяйства РТ Марата Ахметова, а также других крупных чиновников и боссов отрасли. У самого входа всех встречали очаровательные девушки в зеленых фартуках с надписью «Бэрэкетле» — это бренд молочного комбината «Касымовский». Но Минниханов прошел мимо частого ряда стаканчиков со сметаной и йогуртом и прямиком направился отведать свои любимые перемячи с картофелем (шенге), которые неподалеку пекли умелицы из «Татпотребсоюза».

Наконец, все расселись в зале, Марат Готович приступил к докладу. «2018 год для нас стал очередным испытанием, половина республики оказалась в сильной засухе, остальную часть тоже нельзя было называть благоприятной», — традиционно начал он с невеселой ноты, рекомендуя впредь учиться на ошибках.

Подвела ли погода или сельчане еще недорабатывают, но Татарстан упустил в 2018 году свое место в тройке сильнейших сельскохозяйственных регионов в стране. «Лидерство в тройке нам пришлось уступить Белгородской области. Интенсивность производства у них заставляет думать, каков наш потенциал. У нас пашни в два раза больше», — дал Ахметов почву для размышления. Он перешел к анализу: где же резервы? Ответ оказался на поверхности: в улучшении работы отстающих районов и инвесторов, уж очень разительным становится расхождение показателей между лидерами отрасли и теми, кто плетется в хвосте.

«За последние два года высокую динамику производства обеспечили АПК „Продпрограмма“ с ростом в 2,3 раза и „Союз-Агро“ — 1,7 раза. Динамичнее среднереспубликанского (плюс 9 процентов) росли „Хузангаево“ (22 процента), „Сервис Агро“ (15 процентов) и „Агросила“ (14 процентов)», — начал Ахметов с похвалы.

«Однопроцентный рост у „Красного Востока“, 7 процентов „Ак Барс Холдинга“… Но это лучше, чем сокращение производства в таких компаниях, как АФ „Кулон“, „Органик Групп“, „Транс Агро“ и „Агро Инвест“, что вызывает много вопросов», — обратился он к сидящим в зале аграриям.

«Отстающие могут найти сотни причин, но лучше бы каждодневно заниматься реальным делом»

В районах также ситуация просто полярная. На всеобщее обозрение на слайдах был выставлен итоговый рейтинг районов РТ по сельскому хозяйству: лидером признан Зеленодольский, за ним следуют Атнинский, Тукаевский и Сабинский. В красной зоне замыкают районный топ-43 Менделеевский, Агрызский и Камско-Устьинский. «Отстающие могут найти сотни причин, но лучше бы каждодневно заниматься реальным делом», — советовал министр и добавил, что ему «приходится краснеть перед руководством за такую полярность между районами».

Как бы ни критиковал министр своих подопечных, сельское хозяйство остается одной из самых устойчивых сфер производства. Денежная выручка превысила 100 млрд рублей, прибыль — 8 млрд рублей. Рентабельность составила 9,5%, а удельный вес прибыльных компаний — 93% (в целом по Татарстану — около 75%).

«Имея зарплату 22,8 тысячи рублей, когда в среднем по экономике она 34 тысячи, труд на селе престижным сделать невозможно, а при 15 тысячах рублей в месяц работников даже не удержать, — продолжал говорить о наболевшем Марат Готович. — Несмотря ни на что, за предстоящие два года нам надо выходить на планку 30 тысяч рублей оплаты в месяц».

Впрочем, поводов для оптимизма тоже хватает: за год открыто 8 новых молочных комплексов на 8 тысяч голов дойного стада, два новых молочных завода на Высокой Горе. Завершается модернизация на Казанском, Альметьевском и ряде других молочных комбинатов. «Молочное животноводство является визитной карточкой АПК республики», — особо отметил Ахметов любимое направление. Здесь условную «пальмовую ветвь» получил глава Кукмора Сергей Димитриев — за пять лет район стал давать вдвое больше молока. «260 тонн — лучший показатель среди муниципальных районов страны! — восхищался Марат Готович. — Республика располагает выдающимися показателями интенсивности. Нафик Факилович (Хусаинов, СХПК им. Вахитово,прим. ред.) без инвесторов надоил по году 21 тысячу тонн молока — это почти как у Апастово или Агрыза. Одна „Продпрограмма“ имеет 49 тысяч тонн — это больше, чем целых 6 районов, которые в хвосте рейтинга по молоку».

Внизу оказались Менделеевский, Черемшанский, Бугульминский, Камско-Устьинский, Муслюмовский и Спасский районы. Главам районов, где «молочное животноводство как уклад сельской жизни в последние годы себя теряет», как считает министр, велено срочно менять ситуацию.


МОЛОЧНИКОВ ПОДКЛЮЧИТЬ К ЭКсПОРТУ, ВСЕХ — К ЦИФРОВИЗАЦИИ сельского хозяйства

Фермеры и личные подворья не подвели — есть рост поголовья КРС, но у жителей сел Ахметов разглядел «признаки рационального эгоизма». Все чаще смотрят на субсидии и гранты, коих только на 2019 год запланировано 900 млн рублей.

Ахметов поблагодарил «Татнефть» и ТАИФ, которые ежегодно дают сельчанам скидку на дизельное топливо — она спасала в прошлом году, когда цены на ГСМ скакали как бешеные, в итоге экономия получилась внушительная — 1 млрд рублей (всего аграрии тратят 10 млрд рублей на ГСМ).

Позже Минниханов проделал свой традиционный фокус, призвав НПЗ продолжить славную традицию и в этом году. Президент поискал в зале Альберта Шигабутдинова или Наиля Маганова, но в итоге с первого ряда поднялся председатель совета директоров ТАИФа Рустам Сультеев. Приветствие выдалось жидким. «С такими аплодисментами скидка будет небольшая», — с хитрой улыбкой прокомментировал президент, после чего таифовца буквально искупали в продолжительных овациях.

Экспорт представляется еще одной точкой роста реализации сельхозпродукции. «Минсельхозом России поставлена задача к 2024 году в два раза увеличить экспорт сельхозпродукции по РТ — с нынешних 180 до 360 миллионов долларов», — напомнил министр. Сейчас самыми крупными экспортерами являются: группа компаний «Нэфис», «Эссен Продакшн», «Татспиртпром», «Заинский сахар», «Акульчев», «Челны Холод».

«Пожелание нашим крупным переработчикам молока — Казанскому молкомбинату, „Азбуке сыра“, Зеленодольскому молкомбинату, „Агросила Молоко“  — взять в разработку это направление. От нас пока нет никого в списке 10 молочных компаний, получивших уже аккредитацию в Китай», — призвал глава минсельхозпрода РТ.

Наконец, министр объявил 2019-й годом начала масштабной цифровизации сельского хозяйства. «Уважаемые Ильшат Шаехович (Фардиев, „Агросила“,прим. ред.), Айрат Назипович (Хайруллин, „Красный Восток Агро“, прим. ред.), Иван Михайлович (Егоров, „Ак Барс Холдинг“, прим. ред.), Раис Ахтямович (Сулейманов, УК „Агро-Инвест“,прим. ред.), ваши компании хочется видеть самыми продвинутыми. В стране уже есть у кого учиться!» — обратился он к генералам отрасли.


«Значит, «Урал» Минтимер Шарипович «крышует»?

«Я выходил, но все слышал!» — предупредил всех Минниханов, который куда-то исчез во время доклада министра. 

Коллегия продолжилась не совсем обычно. Вместо очередного докладчика к трибуне вышел японец — президент компании «Тойота Инжиниринг Корпорейшн» Тасихиро Ямада, который вручил представителю «Заинского сахара» кубок серебряного уровня за успехи в деле развития бережливого производства (мировой сравнительный анализ на основе принципов «Тойоты»). С 2014 года на предприятии, как и в «Агросиле» в целом, проводились работы по повышению производительности труда. Как результат — рост производства при снижении издержек. Ирония судьбы в том, что экс-директор предприятия Шамиль Мингазов, при котором и происходила трансформация, сейчас сидит в СИЗО по обвинению в хищениях продукции.

После японского докладчики сразу перешли на татарский язык. Председатель СХПК «Урал» Кукморского района Газинур Хабибрахманов по традиции рассказал, как обстоят дела на вверенном ему производстве: там рост и поголовья КРС, и надоев молока. Но основная роль Хабибрахманова заключалась в том, чтобы выступить своего рода посланником от всех аграриев района. «Сегодня район производит 260 тонн молока, в летний период достигаем 300 тонн в сутки. Уважаемый Рустам Нургалиевич, прошу вас продумать вопрос выделения грантов районам, достигшим наибольших объемов суточного молока», — предложил спикер.

Второй стала просьба о проведении капитального ремонта дорог в районе. «К нам приезжают многочисленные гости из конгресса татар: из регионов России, из Европы, Америки, из Австралии тоже приезжали. Но вместе с улучшением качества жизни возрастают и потребности народа. Как нельзя уехать далеко, оседлав корову вместо лошади, так и трудно проехать на хороших машинах по плохим дорогам, особенно весной. Неудобно перед гостями!» — аргументировал глава «Урала».

— Это в счет гранта или отдельно? — осведомился Минниханов.

— Отдельно, — был ответ.

— Вот мне Марат Готович говорит: гранты аккуратно надо давать. Говорит, что, если им денег дать, они работать перестают. Оборудование для производства молока или кормозаготовительную технику — можно, а деньги — ни в коем случае. А насчет дороги — Ильдар здесь? Сибгатуллин здесь, нет? Ильдар! — позвал Минниханов, найдя глазами начальника управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства кабмина РТ. — Видишь, на мягкой машине, говорит, хочу ездить, дорогу надо исправить.

— Рустам Нургалиевич! Такому хозяину разве можно не дать? — сказал свое веское слово Шаймиев.

 — Значит, «Урал» Минтимер Шарипович «крышует», — пошутил Минниханов и после такого уже не смог отказать. — Насчет гранта надо подумать, в какой форме. А насчет дороги... в этом году летом включим ее в план.

Позже Рустам Нургалиевич еще раз восхитился показателями «Урала». «Солнце светит так же, дождь в таком же количестве, люди такие. Выходит на 70 тонн, ставит задачу 120 тонн [молока в сутки]. Одно хозяйство работает как стабильный, хороший район. Это говорит о человеческом факторе. Есть у нас такие хозяйства. Аплодисменты! — попросил президент РТ. — Чудес не бывает, это каждодневный труд, системная работа».

«О том, что корова содержала семью, узнаешь, когда она умерла»

Директор по экспорту Казанского МЭЗа Айрат Исмагилов рассказал, как его компании удалось выбиться в республиканские лидеры по экспорту. Он упомянул, что объем переработки маслосемян доведен до 1 млн т в год. Это подстегнуло и аграриев к возделыванию масличных культур — площади подсолнечника увеличились в десятки раз. Но, видимо, МЭЗ готов «переварить» и больше, поэтому Исмаилов призвал выращивать еще больше подсолнечника. «Пока есть время, сельхозпроизводители еще могут пересмотреть культуры посевных площадей для размещения масличных культур и работы с нами», — предложил он, обещая помощь как семенами, так и техникой.

«Сегодня Казанский МЭЗ и „Нэфис Биопродукт“ являются экспортерами подсолнечного и рапсового масла в 10 стран, — сообщил Исмаилов. — В планах развитие экспорта в Китай и Индию». 

Подвести итоги всему вышесказанному к трибуне вышел Минниханов. Он похвалил выставочный центр «Казань Экспо», который второй раз принимает столь крупную выставку (первой была «Дорога-2018»). «Скоро, к концу марта, наш премьер-министр обещает и киноконцертный зал на 3 тысяч мест, — посмотрел Рустам Нургалиевич на сидящего неподалеку премьер-министра РТ Алексея Песошина. — Это прекрасные возможности, и главное, что у нас есть возможности проводить любые крупные мероприятия».

Далее президент перешел к теме коллегии. «Впереди посевная кампания, каждый день — это потеря влаги, а значит, и потеря зерна, — предупредил Минниханов и дал ценные наставления. — Нам необходимо завершить ремонт сельхозтехники, подготовить посевные материалы и, главное, накопить необходимое количество минеральных удобрений. Неоднократно Марат Ахметов поднимает эту тему. У нас большая разница между районами в накопленных объемах удобрений, а без них работа будет неэффективна. Сегодня стоит задача достичь 70 килограммов действующего вещества на гектар».

Разумеется, без денег сделать это невозможно, здесь глава республики призвал не только ждать субсидий от государства, но и активнее взаимодействовать с партнерами и банками. «Всем надо работать на результат. Активизировать работу в части потребкооперации, объем заготовок личных подворий — здесь нам надо повысить эффективность, — уверен президент. — 10 лет назад на 100 дворов у нас приходилось 54 коровы. Сегодня показатель — 21 корова».

«Корма, пастбища — эти вопросы должны быть в районах решены. И мотивация у людей должна быть. В таких районах, как Верхне-Услонский, Пестречинский, Лаишевский, на 100 дворов приходится по 6 коров», — переживал Минниханов. Он даже привел пословицу про корову-кормилицу: «О том, что корова содержала семью, узнаешь, когда она умерла».

Но лидер РТ также предупредил аграриев — не нужно увлекаться приписками, мол, мы сами работали на селе, знаем, как это делается. «К сожалению, желание выглядеть благополучным ничем хорошим не кончается, — предупредил он сурово. — Надои, поголовье, задолженность по заплате… Это все, как снежный ком, будет увеличиваться, не занимайтесь глупостями, прошло время, когда мы рисовали отчетные данные». 

Порция критики выпала на долю ветеринарных врачей и Россельхознадзора за то, что в очередной раз прозевали вирус птичьего гриппа. «Друзья, это ваша работа, такого не должно быть!» — грозил Минниханов.

Наконец, президент, вдохновленный опытом экспорта Казанского МЭЗа, предложил активнее использовать конек татарстанских производителей — поставлять на экспорт халяльную продукцию в страны арабского мира.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (132) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
13.02.2019 18:48

Кто в курсе где татарстанские шемпиньоны, которыми обещали завалить всю республику и Европу детки и племяннички удащливых родителей? Года три назад завод начали строить в Елабуге. И где оно? Неурожай, засуха? Или слились молодые бизнесмены, удачно освоив бюджет?

  • Анонимно
    13.02.2019 18:48

    Кто в курсе где татарстанские шемпиньоны, которыми обещали завалить всю республику и Европу детки и племяннички удащливых родителей? Года три назад завод начали строить в Елабуге. И где оно? Неурожай, засуха? Или слились молодые бизнесмены, удачно освоив бюджет?

    • Анонимно
      13.02.2019 19:39

      Это СК по РТ знает!

    • Анонимно
      13.02.2019 19:59

      Азат Д

      Так же и с рыбой, из питомников.

      • Анонимно
        13.02.2019 22:32

        Да если бы все эти сказки в жизнь, то не жизнь была бы, а песня. Обеспечены были всеми продуктами высшего качества.

    • Анонимно
      13.02.2019 20:01

      Прежде чем писать . изучи тему. Шампиньоны на заводе ОЭЗ ALABUGA"" в тестовом режиме уже получают. Работаем подрядчиками на данном объекте.

      • Анонимно
        13.02.2019 20:08

        20:01. Подрядчики- это которые грибы по рынкам закупают и на завод везут для составления бодрого отчёта, мол вот они грибы татарстанские как и обещали! Где грибы то в продаже, пусть даже тестовые партии?

        • Анонимно
          13.02.2019 20:32

          Грибы вырастить это вам не редиску посадить, да и завод построить с нуля даже при норм финансировании не реально. Так, что по срокам там ничего такого нет. Успеем еще промышленных грибов поесть...

          • Анонимно
            14.02.2019 10:20

            Что там строить то))) СКАЗОЧНИКИ! У Нас стоят 3 завода таких с оборудованием еще с 90-х годов и как только не стучались и Минэконом и в Минсельхоз не нужны они !

      • Анонимно
        13.02.2019 21:15

        Где информация? Если вы подрядчик хотя бы ссылочку

      • Анонимно
        14.02.2019 00:13

        Этот умник даже не знает как пишется слово «шампиньоны», а все туда же-рассуждает об экономике.

      • Анонимно
        14.02.2019 07:19

        Да уж.
        Хороший пример проект "белая дача"- цены Космические.
        У конкурентов (Москва, Подмосковье, Челябинская обл. и.т.д) покупаешь, потому что и цена ниже и качество не уступает.

    • Анонимно
      13.02.2019 20:04

      Посмотрел на сайте ОЭЗ Алабуга - АйджиэсАгро в процессе строительства.

      На фото мощные корпуса построены.

    • Не знаю что там в Елабуге,но мне соседка биолог по образованию,приехавшая из Москвы на ПМЖ в Шелангу не только шампионы ,но и Шиитаки приносит на бартер на козье молоко детям своим ,а мне на жарюху!

    • ПанАлекс
      13.02.2019 20:15

      Там же где знаменитая "татарская" порода коров, которой так хвалился Шаймиев. Пока не выяснилось что вся "новая порода" заражена и бесперспективна, хотя деньги из бюджета РТ такие угрохали!

    • Анонимно
      13.02.2019 22:56

      Зато на прилавках магазинов Бэхетле появились грибы-вешенки с Аксубаевского района, деревня Старое Мокшино. Если не ошибаюсь этим делом занимается Самаренкин А.К. (Старший). Вот кому нужно учиться у молодежи. 80 летний дедушка смог за год завод отстроить, а вы 3 года пытаетесь и ничего не получается. Стыдно должно быть ребята, ой как стыдно(((

    • Анонимно
      14.02.2019 07:13

      У нас только и умеют"Вкусно угощаться", "важно щеки надувать", и в какой то момент что-то пробубнить (не важно, по теме или нет), самое главное что-то сказать.

    • Анонимно
      14.02.2019 10:17

      Это еще Таркаев А.Н. начинал в 1994г. так что не ново!

  • Анонимно
    13.02.2019 19:00

    А вы в курсе, что химию в кукморе начали давать коровам чтобы увеличить надой на 20 процентов ! Химия приводит к болезням людей , сами знаете каким!

    • Анонимно
      13.02.2019 19:08

      А ну ка название химии в студию, кудесник Вы наш!

    • Вся страна химию сейчас у крупняков добовляет! Весь день мне звонят дистрибьютеры разные и всякую дрянь предлагают и меня в справочник по птицеврдству и молочке кто то внес!Я как то заехал на передовую ферму в Нижнем Новгороде и там комбикормовый участок и стоит мужик добавляет в мешалку все подрят ,а ему лаборантка колбочки подносит ! А я спрашиваю что это! Он говорит чтобы молоко не кисло мы везем ево в Питер,это чтобы молока было больше,это антибиотик чтобы не болели, и так далее! Потом мне говорит всю химию нам из Казани татары возят 16 регион!

      • Анонимно
        13.02.2019 19:54

        Мурат ну в этом то хоть не врите.

      • Анонимно
        14.02.2019 11:33

        Мурат , какие антибиотики , если в молоке обнаружены антибиотики молоко обратно отправляют , вы как успеваете работать, под каждой статьёй коммент ? Смотрю у вас везде и во всем друзья ? Будет тебе показывать кто что добавляет и еще расскащывать , с колбочками это какой надо иметь смеситель комбикорма

        • Читай меня с лупой! Химию сейчас добовляют в комбикорм коровам и тогда и молоко больше и корова не болеет и молоко не киснет! Ты прав в молоко сейчас не химчат ,входеой контроль на крутых молокозаводах тоже крутой!

    • Анонимно
      13.02.2019 19:49

      Какую химию? Вы о чем? Поставщика назовите, химия нужна Камско-Устьинскому, Черемшанскому, Менделеевскому и другим отстающим районам...

    • Анонимно
      13.02.2019 19:53

      Что в вашем понимании химия? Если это витаминно-минеральный премикс, то смею вас заверить это БАД которые и люди применяют.
      Простой пример в рационе не хватает йода, развивается зоб и люди продолжают доить больную корову. Я бы не стал пить молоко от больной зобом коровы.
      Поэтому прежде чем что то писать включите мозги если они есть.

      • Анонимно
        13.02.2019 20:13

        Не путайте. У людей болезни лечите. А коров просто здоровым. Тиреоидит у коров лечить не надо , у них своих болезней полно и под видом добавки иода добавят черти что. Мозги тебе включить следует

        • Анонимно
          13.02.2019 20:31

          Тиреодит не нужно лечить, его надо профилактировать дачей йодных препаратов.

          • Анонимно
            13.02.2019 20:41

            Категорически нельзя йодные препараты при тиреодите!Поэтому только через опытного доктора!И профилактировать совсем другим способом!

            • Я конечно таких слов как тереодит не знаю и вас прошу не выражаться и не пудрить мозги народу и пугать его ! Надо скот держать на свободном выгуле,на соломе чистой. в тепдом сарае ,кормить хорошо натуральной едой ,не покупать импортных больных животных не трахать больной спермой и не лейкоза,не Туберкулеза,не бруцилеза и тем более Тиаредита не будет!

            • Анонимно
              14.02.2019 00:15

              При тиреоидите нельзя, а для профилактики можно.

            • Анонимно
              14.02.2019 10:53

              Йода,в организме не будет хватать,то Щитовидка не будет работать.А,это прямая дорога к РАКу.

    • Оптимист
      13.02.2019 20:14

      Давай ссылку

    • Анонимно
      13.02.2019 20:36

      Где это вы найдёте такую химию???? Интересно!!!!! Болтун

      • Анонимно
        14.02.2019 16:16

        Было-было - еще когда в колхозе в Саратовской области работал часто компреды присылали от московских и петербургских фирмешек с премиксами и прочими чудо-препаратами для скота. Это конец 90-х. Только тогда были бумажные письма на дорогой бумаге, а сейчас интернет

  • ПанАлекс
    13.02.2019 19:02

    Да, уже данные не рисуют - рисуют результаты и фальсифицируют отчеты.
    Беспокоит возможное банкротство всего холдинга Ак Барс! То есть это безнадежные управленцы - ведь в крупнейших банкротах или на грани банкротства доля Минземимущества РТ имеется. Вот возьмите ТФБ, Каучук, ОАО ЗЯБ, ХК АкБарс, Камгэсэнергострой и т.д.
    Как так управлять то можно? То есть если бы нефти не было - был бы самый отсталый регион???

    • Анонимно
      13.02.2019 19:55

      "Пока у нас есть нефть мы можем позволить сельское хозяйство"

      Шаймиев М.Ш. 2000 год.

  • Что то я не знаю кто из батраков в агрохолдингах получает в среднем 22 тысячи или опять поделили Випов,секюрите,бухгалтеров с одной стороны,и с доярками и скотниками с другой! А у фермеров и ЛРХ вообще зарплата ноль все уходит на транспорт,корма,комуунальные услуги,банкам и оборотням разным в погонах!

  • Анонимно
    13.02.2019 19:07

    освоили и испарились...

  • Анонимно
    13.02.2019 19:15

    Загидуллин,председатель колхоза Апастово молоко получает меньше колхоза Урал.Мясо нет,зерно на бумаге,полрайона в Казань на вахту ездит.Производства нет.Организации разграблены.Даже Яна юл,когда то передовой на всю республику-уничтожили.Ни свиней,ни зерна,ни нормальной зарплаты!Зачем району глава?

    • Анонимно
      13.02.2019 19:56

      Давно пора районы объединять как в Казани. Столько человек освободится...

    • Анонимно
      13.02.2019 20:02

      Азат Д

      Главу района должен избирать народ, и делить с ним ответственность.

      • Оптимист
        13.02.2019 20:17

        И главу, и шерифа и судей

      • Анонимно
        13.02.2019 21:35

        Азат Д (20:02), вы совершенно не знакомы с современным строением Государства российского. Согласно конституции РФ от 1993 года власть в районах, в города, республика/областях не является государственной властью! Республиканские/областные, Городские, районные, сельские муниципалитеты являются обычными юрлицами (эта информация открытая - всё есть на официальном сайте налоговой). А теперь подумайте сами - каким образом вы можете выбирать руководителя юрлица (губернатора, главу городского/районного/сельского муниципалитета), если вы не являетесь учредителем этого юрлица?

        • Анонимно
          14.02.2019 06:00

          Азат Д

          Народ источник власти

          "Статья 3

          1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

          2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

          3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы."

          А вы о чем пишете?
          приведите документ.

          • Анонимно
            14.02.2019 11:37

            6.00. Не путайте теорию с практикой.

          • Анонимно
            14.02.2019 14:56

            Азат Д (06:00), для Вас и всех читателей БО.
            Читаем Конституцию РФ и комментируем её:
            ГЛ 1. Ст 3. (как Вы и перепечатали)
            Ст 11.
            1. Государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное собрание (Совет Федерации и Государственная дума), Правительство РФ, Суды РФ.
            Ст 12. В РФ признаётся и гарантируется местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления НЕ ВХОДЯТ В СИСТЕМУ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ.
            ГЛ 8. Ст 130. Местное самоуправление осуществляется гражданами путём референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборы и другие органы местного самоуправления.
            Ст 131. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учётом исторических и местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

            Это то, что написано о государственной власти в Проекте Конституции РФ. В РФ принят именно ПРОЕКТ Конституции, а не сама Конституция.
            15.10.1993 г Б.Н.Ельцин подписал указ о Всенародном голосовании по ПРОЕКТУ Конституции России и утвердил "Положение о всенародном голосовании по ПРОЕКТУ Конституции РФ12.12.1993г."
            Термин "всенародное голосование" (а не референдум) был использован, чтобы обойти положение действующего Закона о референдуме РСФСР (Закон РСФСР от 16.10.1990 №241-I), согласно которого референдум мог был назначен лишь Съездом народных депутатов РСФСР или Верховным Советом РСФСР.
            И ещё немаловажный момент! Всенародное голосование по приёму ПРОЕКТА Конституции РФ прошло 12.12.1993 года, а опубликовали Конституцию РФ (кто её принимал эту Конституцию?) только 25.12.1993 года - нарушение сроков публикации принятого Закона является обнуление принятия этого закона. Т Е, если закон опубликован позже установленного срока, этот закон считается недействительным!

            Ну, а если говорить о том, что муниципалитеты являются юрлицами - так это является давно уже известным фактом. Информация по юрлицам (а областные/республиканские, городские, сельские, поселковые муниципалитеты являются юрлицами) имеется в открытом доступе на официальном сайте налоговой. На сайте налоговой Вы легко найдёте выписку ЕГРЮЛ городского муниципалитета (например), в этой выписке имеется сведение, кто является учредителем данного юрлица, а так же кто является руководителем этого юрлица. И не забывайте, что без волеизъявления учредителя невозможно назначить/выбрать руководителя юрлица.

    • Анонимно
      14.02.2019 14:59

      И БМВ служебн ОАА в аренду молодоженам сдает

  • Анонимно
    13.02.2019 19:18

    Главы даже при желании ничего не смогут. За свой счёт чтоли они построят коровники. Я вот поражаюсь хитрости министра. За с/х отвечает он, а виноваты Главы районов

    • Анонимно
      13.02.2019 19:28

      Если главы ничего не смогут, зачем они тогда нужны?

      • Анонимно
        13.02.2019 19:58

        Главы решают социальные вопросы.
        Вообще удивительно про Зеленодольский район, получается Тыгин крутой аграрий.
        Не смешите мои тапки.

      • Анонимно
        13.02.2019 20:16

        Главы должны обеспечивать населению комфортную жизнь, а не работать агрономами. Создавать инфраструктуру, благоприятный климат для бизнеса.
        Пришли например Вы к главе, говорите "хочу бизнесом заняться", а он Вам: "нужна пекарня там, химчистка здесь, автосервис в другом месте. Аренда такая, с лизингом поможем, коммуникациями обеспечим."

        • Анонимно
          13.02.2019 20:25

          Что за сказку написал 20.16? Ни комфортной жизни, ни условий доя бизнеса они не обеспечивают

          • Анонимно
            13.02.2019 20:31

            20.16. Вот именно - должны! Но не делают же и не обеспечивают

          • В Татарстане есть конечно такие главы у кого есть еще совесть и я их знаю и если Минниханов спросит список представлю и помогают народу чем могут ,но в Нашем районе Верхнеуслонском глава только махинациями земельными занимается по акту проверки счетной палаты РТ и вредит крестьянам и тем более ни чем не помогает!

            • Анонимно
              13.02.2019 21:22

              ВЫ же общественный советник, вот включили бы в доклад министра этот список. А то министр все погоду пересказывает которая была в прошлом году.

          • Анонимно
            13.02.2019 21:10

            Это он наверное в Европе побывал. Это там так принято. Но мы не Европа. У нас свой путь. А лёгких путей мы не ищем.

    • Анонимно
      13.02.2019 22:06

      У него ещё каждый год непогода виновата...

    • Анонимно
      14.02.2019 11:38

      Главы районов - гуттаперчатые мальчики для битья.

  • Анонимно
    13.02.2019 19:22

    Нет шампиньоны советский союз заваливал весь Татарстан хорошие шампиньоны были, только в Челнах разорили и разрушили весь комплекс, вот оно руководство без булдрабыз. А уже не говорю о тепличных комплексах где выращивали для всего Татарстан помидорами и огурцами,. Ни чего по ходу дело деньги хорошо освоили млрд рублей утекли и забугор.

    • Анонимно
      13.02.2019 20:47

      Да было такое - совхоз Весенний в радиусе 1000 км все магазины завалил тогда шампиньонами .

    • Я в начале 80 годов работал начальником Окса на Куркачинском сельском строительном комбинате и из обкома приходит приказ создать подсобное свиноводческое хозяйство в мертвой деревне Нижняя Ия и помню там был в школе всего один ученик Петя и учительница которая его учила,а школа в Ямашурме была только Татарская! Я прихожу с идеей к начальнику комбината и говорю у нас под заводом есть теплое бомбоубежище , ,а у меня есть ученые из военного института они грибы там выращивают и знают как! Он помогут сделать ферментеры,мы выращиваем мецелию,запускаем ферментеры и пророщенную солому из ферментеров на стеллажи раскладываем в бомбоубежище,даем в начале 25 градусов, а потом как взойдут 12 градусов и косим и продаем или меняем ,покупаем свинину и сдаем государству! Идея Гилязову с расчетами моими понравилась, но кто то нас сдал в Сельхоз отдел обкома и потом не свинины, не грибов мы на гора так и не дали ! Но грибы у меня были из совхоза Тепличный и они в столовую обкома КПСС поставляли! И помню у меня там друг работал и их послали в Израиль и он говорит у них там полив и витамины подаются автоматически к каждому кусту помидор и огурцов ,а мы отстали от них на 30 лет! А я ему показываю рижские насосы дозаторы и ротаметры ,которыми я подавал растворы при производстве пенопласта и говорю давай я тебе слелаю и мы Израиль догоним и перегоним за месяц ! А он говорит, а мне это что ли надо и потом в стране кто идеи подает таких не любят и сейчас 40 лет говорят прошло и мы их догнали и помидоры и огурцы у нас стали тоже пластмассовые,а у меня на гумусе и грядки покрытые соломой,а вкус как в детстве и в открытом грунте ,но по технологии Мгеладзе,человека которого При Брежневе сажали два раза в тюрьму за то что он не вступал в колхоз и как я был единоличник и сажали за предпринимательство и спекуляцию ранними помидорами,а потом приняли в партию при Андропове,а при Горбачеве,потом сделали министром сельского хозяйства Грузии!В челнах был легендарный совхоз весенний !

    • Анонимно
      14.02.2019 16:55

      "Спасибо" надо сказать "великому" управленцу Зиатдинову Р.Ш. развалил мега структуру под названием Татплодоовощпром!!! Оформил на дочек магазины, коровники, склады и распродал. Враг народа!!!

  • Анонимно
    13.02.2019 19:26

    Из Чистопольского района сельхозпроизводители бегут, хозяйства разваливаются..может там уже посмотреть надо, что там не так, или кто не так работает? Все от головы зависит

    • Анонимно
      13.02.2019 21:58

      Тоже самое и в Алькеевском районе, а именно где владеет землей или хозяйством КРАСНЫЙ ВОСТОК.....

    • Анонимно
      13.02.2019 21:59

      В Алькеев ком и в Алексеевском ЗВЕНИГОВО цветет!!!

  • Анонимно
    13.02.2019 19:29

    А данные все таки рисовали? Кто б удивлялся...

    • Анонимно
      13.02.2019 20:20

      Сами рисуют, сами удивляются, сами борются и сами продолжают делать то же самое

  • Antares
    13.02.2019 19:31

    Позабавило ноухау в виде хищения продукции для сокращения издержек. Нет человека - нет проблем, нет продукции - нет издержек:)))

  • Анонимно
    13.02.2019 19:32

    Интересно кто нибудь сидящие в этом зале,умеют хоть лошадь запрягать или кнут в руках держать?

    • У Нас начальник управления сельского хозяйства в Верхнеуслонском районе умеет! Козу держал,бычков держит и как то расказывает заезжает в одно ЛПХ и мужик с фингалом выходит встречать! Он спрашивает жена что ли поставила? Какой жена лежит с температурой и коз я ей доить к кравати привожу,а корова не идет домой и сам пытался доить два раза ведро с молоком пролила а сегодня копытом в глаз дала! Говорит дай платок,и ведро! Подошел к корове,та на платок смотрит и не хрена не поймет, а он подоил и не зря ветеринарный кончил и у Хайруллина работал управляющим!

      • Анонимно
        13.02.2019 20:02

        19:45. Если бы корова дояру бы "в глаз дала", он бы не с местным сельским начальником разговаривал, а с ангелами или чертями. Смотря что заслужил! Опять сказки на ночь глядя рассказываете, Мурат Абый!

        • Оптимист
          13.02.2019 20:20

          Зачем им лошадь запрягать?
          Сейчас беспилотные энергонасыщенные трактора

          В Челябинской области такой видел

  • Анонимно
    13.02.2019 19:33

    Кукморский район впечатляет своими ухоженными красивыми домами .Часто езжу ,сравниваю с другими районами.Мой родной Пестречинский вообще в упадке , печально.

  • Анонимно
    13.02.2019 19:37

    Азат Д

    Бичевание началось, после того как ввели объективные данные и приписки убрали. А так бы продолжались бравурные отчеты.

  • Анонимно
    13.02.2019 19:47

    Арифметика штука упрямая. Сколько зерна с поля собрано и сколько на хранение в элеватор поступило? В Республике есть хранилища для того объёма что с полей собрано??? Или прямиком с полей на Москву зерно)))

    • Анонимно
      13.02.2019 19:58

      Азат Д

      Есть ещё более объективные данные - сколько налогов уплачено сельхозпредприятиями. Теми же Красный Восток и Агросила. И сравнить сколько они субсидий получили.

      • Анонимно
        13.02.2019 20:51

        Приедут проверять в других регионах начали уже проверять.

  • Анонимно
    13.02.2019 19:48

    Да, Кукморский район действительно показывает что глава работает

  • Анонимно
    13.02.2019 19:50

    Похоже Мензелинского района в РТ уже нет , как нет сельхоз производства , которого действительно НЕТ так и самих проблем касающихся этой отрасли в этом районе Марат Готович доклад то не объективен , не надо нас в районе в заблуждение вводить считать и пересчитывать мы умеем , экономику и экономию во вред населению наших сел мы очень отчетливо видем в действии говорящей ГОЛОВЫ райна , тут видна явная ЛАТЕНТНАЯ заинтересованать в сокрытии реальной ситуации района как всегда к сожалению страдают от этого простые трудяги

    • Анонимно
      13.02.2019 21:03

      Рустам Нургалеевич конечно мы жители Мензелинского района ждали Вас на сессию района но приехал Шайхразеев это в сельхоз район но ведь он на заготовки говорящей ГОЛОВЫ не чего не сможет против аргументированно противопоставить так нет опыта работы в этой отрасли , но даже он пожелав прояснить ответ на некоторые вопросы в отрасле сельского хоз ва не смог услышать ответ на свой вопрос т к в районе даже нет утвержденного Министром Ахметовым начальника сельхоз управления и это сессия , и это отчет говорящей ГОЛОВЫ района, и это сельхоз район, и это когда последий в производстве молока район по РТ , и это когда нет оплаты зарплат Агроширмы Органик трупп , и много чего НЕТ в районе , плохо что власти верят приписками и заготовкам говорящей ГОЛОВЫ а не самих жителей района 43 место в сводке производства молока если вычесть приписки вот уровень района и говорящей ГоЛОВЫ района

    • Анонимно
      14.02.2019 11:42

      Мензелинцы отказались от свинофермы "Камского бекона",
      вот и др. инвесторы отвернулись. Догоняйте.

  • Анонимно
    13.02.2019 19:56

    Антибиотики, надо срузу прививку от гриппа коровам давать, может до нас часть дойдёт, меньше болеть будем.

  • Анонимно
    13.02.2019 19:59

    Председателю колхоза Урал неудобно перед гостями за плохие дороги,а перед собственниками земли за паи по 500 рублей за год выдавать не стесняется.

  • Анонимно
    13.02.2019 20:09

    Что же не рассказали о том, как в Заинске осенью свеклу в поле гнить вывозили? Зато при ее сборе отчитывались о больших урожаях. Очковтирательство кругом

  • Анонимно
    13.02.2019 20:13

    А из комментаторов кто-то умеет лошадь запрягать?

    • Анонимно
      13.02.2019 21:26

      А лошади у нас остались?

      • Анонимно
        13.02.2019 22:09

        У нас есть татарская порода, правда никто не знает чем они отличаются от других пород, но такая порода есть. И я верю что она есть....

  • Анонимно
    13.02.2019 20:14

    Интересно получается,говорят вроде по делу,в районе глава выступает заслушаешься,а по факту денег нет но вы держитесь,давайте,как нибудь...ну ни на что нет.советское наследие доколачиваем...

  • Анонимно
    13.02.2019 20:17

    Кайбицкий район тишина,его вроде как и нет...конторы меняют руководителей и названия успевай считать,народ работает от безнадёги,больше некуда податься,далековато...

    • Анонимно
      14.02.2019 08:32

      Зато глава чуть не стал министром!))

    • Анонимно
      15.02.2019 07:39

      В Кайбицком бардак. Что там ак барс вытворяет. Конечно до них золотой колос уже натворил, но нет конца и края издевкам над людьми. Задержки зарплат по 2,3,4, месяца. Зарплаты 5-7 тыс. И то задерживают

  • Анонимно
    13.02.2019 20:29

    откуда берутся средней зарплаты 23 тысяч непонятно работаю Агрохолдинг также близко доходить

  • Анонимно
    13.02.2019 21:02

    А где в отчете динамика потребления продуктов в РТ? За сокращением продажи сыры, говядины и сливочного масло идет сокращение продажи творога и молока. Надо бы экспорт ограничить. Продовольственная безопасность - это не сколько произведено, а сколько реализуется в рознице. А с розницей в РТ плохо.

  • Анонимно
    13.02.2019 21:08

    Азнакаевский молзавод зарплату платит в конвертах, да ещё кидает! Добавляют всякую хрень, сою, пальмовое масло, заменители! Куда смотрит прокуратура и роспотребнадзор? Зато по завышенным ценам загоняют школам и садикам. Бессовестные!

    • Да я поставлял натуральную молочку в Казань в детсады и школы ,но только учителям за наличный расчет и помню мне заведующая говорит Мурат, вы Бы знали мы какими продуктами кормим детей ? В Сша запрещено не только в Школы ,в армию,больницы поставлять Суррогаты и даже в Тюрьмы и только можно брать у мелких хозяйств производящих натуральную экопродукцию! Но в Россию ножки Буша можно поставлять и сою и кукурузу ГМО тоже на корм скоту! К сожалению наши российские госты разрешают делать суррогаты,ропотребнадзору главное чтобы народ сразу не умер,а потом то что он де пенсии не доживет от пальмы и прочих заменителей всем плевать!

    • Анонимно
      14.02.2019 10:52

      Кто поставляет пальму в Азнакаево? Разберемся

  • Анонимно
    13.02.2019 21:12

    Правильно госсоветник сказал, имеея нефть, можно позволить сельское хозяйство, теперь и нефть и химзаводы в руках Таифа и вся прибыль идёт в карман клана, поэтому и сельское хозяйство с перерабатывающими предприятиями кануло в лету.

  • Анонимно
    13.02.2019 21:13

    "Агрызский и Камско-Устьинский. «Отстающие могут найти сотни причин, но лучше бы каждодневно заниматься реальным делом».

    • Анонимно
      14.02.2019 07:30

      Конкретно по Камскому Устью общался с парнями , пришедшими с армии, они хотят работать, но у них нет денег начать фермерство. Они говорят: мы бы коров купили и сена, но неоткуда взять деньги, родители бедные.
      Минсельхоз продолжает "спонсировать" агробаронов, реально только половина доходит до сельского хозяйства.
      Необходимо в Минсельхозе созать департамент фермерского хозяйства, треть бюджета агрохолдингов урезать и направить в частное фермерское хозяйство с возвратом, создать конкуренцию между фермерами и агрохолдингами, выиграет потребитель.

  • Анонимно
    13.02.2019 21:15

    Ключевое слово," Палмовое ветьв " назвали так лидеров по производству молока. Случайность или это намек.

  • Анонимно
    13.02.2019 21:18

    наш Родной Мензелинский район конечно погибает , Рустам Нуралеевич село хуже и хуже город еще хуже нужна Ваша воля навести порядок в нашем районе , ждем ВАС !!!

    • Анонимно
      13.02.2019 21:39

      вас таких много,как успевать?Кырыкка ярылып булмый бит!Вон и Апастово приглашает,завтра надо туда ехать,разбираться как так оказалось у директора агрофирмы в своем хозяйстве оказалось 700 рулонов сена,которые изъяли ФСБ и СК,а телятам агрофирмы сена не хватает. 700 рулонов для его личных 70 лошадей подневольные крестьяне за бесплатно готовили.Теперь они директора агрофирм как помещики,что хотят то и творят. 1861 ом крепостное право вроде отменили

      • Вот сегодня ко мне второй раз на неделе на джипе приезжали с проверкой РОСВЕТНАДЗОР С АПАСТОВО и проверяли скот и чем я их комлю! Позвоните им и что они бензин жгут катаясь по республике и отвлекают крестьян и пусть проверят почему телята голодные в агрофирме у Вас! Ребята вроде не глупые и не похожи на сволочей!

  • Анонимно
    13.02.2019 21:30

    что то средняя зарплата по экономике и на селе сильно разниться с данными которыми нас кормит министр зарипова ... выходит она врёт ? тут написано 22 тыс ... она кричит что 40

  • Анонимно
    13.02.2019 21:40

    Дайте землю многодетным, пусть в районе но разработаейтке схему привлечения кадров на село

  • Анонимно
    13.02.2019 22:00

    Красный Восток - разваливается.... ПОМОГИТЕ!!!!

    • Анонимно
      13.02.2019 22:15

      22:00, в России всё разваливается! Что первое спасать будем? Образование? медицину? Красный Восток?

  • 2015
    13.02.2019 22:28

    эээээ...иптэшлэр! не дали бы субсидии один год, не подоили бы бюджет РТ, посмотрели бы где эти агросилы....

  • Анонимно
    13.02.2019 22:31

    Уважаемый теневой миллиардер Марат Готович, если бы зарплата на селе была 22000 рублей, люди бы в очередях стояли за работой. Не надо приписками заниматься, как сами говорите.

    • Анонимно
      14.02.2019 07:17

      А ведь эти миллиарды государственные и основные пути получения были через Вамин, а сейчас Агросила...

      • Анонимно
        14.02.2019 10:41

        Вамин был очень сладкий... Компания была специально создана для вытаскивания денег из России. Хотели Москву обмануть получили проблему с ТФБ. Не обманывайте.

  • Анонимно
    13.02.2019 22:53

    Что творится в Белгородской области?
    Там одни комплексы, которые кроме отравы ничего и не производят. Когда люди покупают свинину, они спрашивают, не белгородская ли? Потому что все знают, самые некачественные продукты оттуда, в них непомерное количество антибиотиков и стимуляторов роста. То же самое и в растениеводстве у них. И у нас тоже вроде сделают вторую Белгородскую область. Будут травить нас.
    Сколько можно нашему руководству гоняться за количеством, сколько можно гоняться за реордными урожаями и надоями?
    Не пора ли думать о самих сельчанах, как там люди живут.

    • Да Вы правы в Белгородской области их свинину называют ИНОМАРКА,а у нас свою Беконка! А домашних свиней в Татарстане уничтожают Щиновники и как при коммунистах было не разрешают пасти и лежать в лужах во дворе,а Хрущев с 6 лет пас свиней у помещика и только потом стал коммунистом и лидером страны! Почему в стране пьянство,разврат и бандитизм,потому что Щиновники,бандиты и оборотни крестьянам житья не дают и работы нет и помощи крестьянам и поэтому деревенские пьют паленку и сала нет закусывть и рукавом занюхиавают!

      • И вообще в США два с половиной миллиона фирм заятых в сельском хлзяйстве ,но идет процесс создание монстров,которык одну отраву выпускают и мы идем тем же путем и создаем агорохолдинги,где хозяева на вертолетах летают,на яхтах плавают и в своих заграничных фазендах и дворцах вдолб татарских рек баминтон играют,а что делают доярки и чем кормят скотники даже управляющие помещиков не знают и что мы едим народ узнает когда до пенсии не доживет! Путь один всем возвращаться в село,применять малую механизацию и цифровизацию,как в Европе создавать кооперативы единоличников и делать только натурпродукт ,но это не Бабаевцам не надо не тем более всем оборотням в погонах разных тем более не нужно!

      • Анонимно
        14.02.2019 07:19

        Свиней есть нельзя - яд!

  • Анонимно
    14.02.2019 07:26

    Доклады Ахметова - боролись с погодой, но проиграли, вот лидеры-маладис, вот отстающие-ай-яй-яй.

    • Анонимно
      14.02.2019 09:38

      так урожай-то он и отрезал не засеяв поля пшеницей, а сидератами...

  • Анонимно
    14.02.2019 11:29

    Сидераты тоже нужны, смысл сеять, если почва истощенная

  • Анонимно
    14.02.2019 15:34

    Закат Ахметова

    • Заката Ахметова не будет если он Агрохолдинги к чертовой матери разгонит и как в Европе создаст крестьянские хозяйства ,а на их базе кооперативы!

  • Анонимно
    14.02.2019 16:42

    Владелец - Красный Восток - Хайруллин - он же ДЕПУТАТ и занимается частным бизнесом, где справедливость? Он свои поля проверяет облетая на вертолете и рабочими некогда разговаривать, а те бедолаги пашут почти за копейки и многие зимой уходят на административные отпуска, где справедливость и потом откуда заработанная плата и ПЕНСИЯ!!!!!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль