Бизнес 
19.02.2019

«Классификация проходила интересно: нам сказали, что в определенной фирме будет лучше...»

От мыльниц до температуры в номерах: правительство РФ определилось с критериями звездности гостиниц

До 2021 года все гостиницы, отели и хостелы России обязали раз в три года проходить классификацию, а в ответ им пообещали «звезды». 13,8 тыс. из 72 тыс. заведений уже прошли добровольную сертификацию при подготовке к ЧМ-2018. О том, как новые критерии оценили в бизнес-сообществе Татарстана, какие штрафы грозят за игнорирование новых правил и почему принятый порядок не окончательный, — в материале «БИЗНЕС Online».

Отныне отели будут классифицироваться по системе, в которой предусмотрено шесть категорий: «пять звезд», «четыре звезды», «три звезды», «две звезды», «одна звезда», «без звезд»

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ОТЕЛЕЙ: ОТ ВЫСОТЫ ПОТОЛКОВ ДО ШАМПУНЯ И ТУАЛЕТНОЙ БУМАГИ

Накануне правительство РФ опубликовало порядок классификации гостиниц в соответствии с принятыми год назад поправками в закон «Об основах туристской деятельности» и ответственностью в случае их нарушения. Принятый в 2018 году закон сделал обязательным классификацию отелей, которая ранее проводилась добровольно (за исключением установленных федеральными законами случаев), и уточнил требования к классификации гостиниц, горнолыжных трасс и пляжей.

Отныне отели будут классифицироваться по системе, в которой предусмотрено шесть категорий: «пять звезд», «четыре звезды», «три звезды», «две звезды», «одна звезда», «без звезд». В 86-страничном документе подробно прописаны критерии оценки звездности. Эксперты оценят высоту потолков, состояние санузлов, напольного покрытия, наличие/отсутствие тапочек, туалетных принадлежностей, коврика для ног, полотенец, туалетных принадлежностей (мыла, шампуня, зубной щетки, пасты, туалетной бумаги) в зависимости от категории, на которую претендует гостиница.

«Раньше эти классификационные звездочки присваивались по желанию самого отеля, — заявил на минувшем совещании с вице-премьерами в Горках глава правительства Дмитрий Медведев. — Кто хотел, рисовал себе эти звезды, причем зачастую вне зависимости от реальных услуг, которые они оказывали». 

В 2019 году под действие закона попадают отели, насчитывающие более 50 номеров (по приблизительным оценкам, это порядка 40 тыс. предприятий), с 2020-го — гостиницы, в которых более 15 номеров, а с 2021-го — все оставшиеся. 

Гульнара Сафина: «Не могу сказать, что процесс отрицательный, скорее положительный»

Для участников гостиничного рынка Казани и Татарстана появление порядка классификации не стало новостью. «Не могу сказать, что процесс отрицательный, скорее положительный, — рассказала „БИЗНЕС Online“ президент ассоциации отелей города Казани и Республики Татарстан, управляющая отелем Relita-Kazan Гульнара Сафина. — В целом бизнес удовлетворен. Положение вымученное, отрасль довольно активно участвовала в создании порядка классификации. До этого был несколько перегруженный проект минкульта, в котором предлагалось крупным отелям присваивать звезды, гостиницам поменьше — ключи, а хостелам — буквы».

Президент ассоциации хостелов РТ Илья Цыкунов в общении с нашим изданием назвал принятый порядок шагом в правильном направлении. «Потребитель будет понимать, за какую услугу он заплатил и действительно ли предоставленная услуга должна стоить именно столько», — говорит Цыкунов. 

В России насчитывается 31 тыс. гостиниц и 41 тыс. малых средств размещения. До 1 января 2019 года в рамках добровольной системы сертификации звезды были присвоены 13 881 объекту, в том числе в рамках подготовки к Кубку конфедераций – 2017 и ЧМ-2018 в России. В их числе и средства размещения из Татарстана, Казани. Срок действия у этой сертификации такой же, как и у новой, — три года.

 До 1 января 2019 года в рамках добровольной системы сертификации звезды были присвоены 13 881 объекту, в том числе в рамках подготовки к крупным спортивным мероприятиям

МИНУСЫ ПОЛОЖЕНИЯ, СТОИМОСТЬ ОЦЕНКИ И ШТРАФЫ ЗА ОТСУТСТВИЕ «ЗВЕЗДНОГО» СВИДЕТЕЛЬСТВА

Вице-премьер Ольга Голодец в ходе того же совещания рассказала, что работу системы будут отслеживать в течение трех месяцев. «Там есть вопросы, которые очень серьезно дебатируются в отрасли», — сказала вице-премьер. «Это понятно, — согласился Медведев. — Более того, документ готовился в довольно сжатом временном промежутке, достаточно быстро. Надо еще разбираться, кто там из ведомств за что отвечает. Но в любом случае я просил бы вас провести необходимые консультации с отраслью. И действительно, если возникнут какие-то разумные предложения, то не нужно от них закрываться, можно будет их тогда учесть и соответствующее положение изменить. Тем более что эта система и в мире развивается, и у нас может развиваться».

По словам Сафиной, возглавляемая ей ассоциация принимала участие в разработке уже принятого документа. В новой классификации с 14 до 7 сократилось количество вешалок на одного человека, правительство также учло предложение бизнеса по площади четырехзвездочных отелей, введенных по стандартам, действовавшим до 2014 года.

В числе минусов документа участники рынка, например, называют размытое определение гостевого дома. Бизнес также предлагает вернуть обязательное требование для гостиниц от трех до пяти звезд, касающееся входа в ресторан из отеля, а не через улицу. «Сейчас данное требование убрали, а ведь это конкурентное преимущество, если у тебя вход в ресторан из отеля», — считает Сафина и не исключает, что в течение года могут появиться корректировки уже принятого положения.

Контролировать процесс аккредитации будет министерство экономики РФ, уже запущен портал с перечнем туристических объектов. По словам Голодец, минэкономики гарантирует, что в течение пяти дней с момента подачи документов гостиница или объект, который претендует на получение звезд, получит свою квалификацию.

Оценкой мест размещения занимаются аккредитованные минэкономики организации, причем они могут быть и из других регионов (не обязательно из Татарстана). Срок действия свидетельства — три года. Стоимость прохождения классификации зависит от звездности, количества номеров. Например, за оценку хостела на 30 мест придется заплатить в среднем 20–25 тыс. рублей, четырехзвездочный отель стоит максимум 40–50 тыс. рублей. «В пределах разумного», — отмечает Сафина.

Илья Цыкунов: «Потребитель будет понимать, за какую услугу он заплатил и действительно ли предоставленная услуга должна стоить именно столько»

«Теперь ответственность лежит в том числе на этих компаниях, причем немаленькая, — полагает Цыкунов. — Кто-то из экспертов допустил ошибку, например завысил звездность, соответственно, он несет ответственность, инициируется проверка других средств размещения, которые оценивал эксперт».

Президент ассоциации хостелов отмечает, что система аккредитации в каком-то смысле отрегулирует работу хостелов на рынке. «Есть объекты качественные, хорошие, с большими инвестициями, а есть серые объекты, которые работают даже без юридического лица, не то что без классификации», — говорит Цыкунов.

Законодатель для нарушителей предусмотрел административную ответственность. Например, за предоставление гостиничных услуг без свидетельства о присвоении отелю определенной категории. Штрафы ждут и тех, кто использует в рекламе слово «гостиница» без соответствия заведения этому статусу. За прием посетителей без свидетельства гостиницы, по данным РБК, отель может быть оштрафован на 2,5–4% совокупной выручки за предыдущий календарный год. Штрафы, как следует из Кодекса об административных нарушениях, можно взимать с июля 2019 года с гостиниц более чем на 50 номеров, с января 2020-го — с гостиниц на 16–50 номеров, с января 2021 года — со всех остальных.

Чтобы обеспечить более плавный переход гостиниц к обязательной классификации, минэкономразвития предложило увеличить переходный период на полгода и инициировало поправки к КоАП.

Контролировать процесс аккредитации будет министерство экономики РФ, уже запущен портал с перечнем туристических объектов Фото: «БИЗНЕС Online»

«ТРЕБОВАНИЯ ВЫШЕ, ЧЕМ У ВСЕХ ЕВРОПЕЙСКИХ СИСТЕМ ВМЕСТЕ ВЗЯТЫХ»

Эксперты «БИЗНЕС Online» оценили принятые правительством критерии классификации гостиниц.

Елена Войтко — коммерческий директор гостинично-развлекательного комплекса «Казанская Ривьера»:

— Обязательная классификация гостиниц — это разумная мера, в рамках которой уже на протяжении длительного времени успешно функционируют развитые страны мира.

Внедрение обязательной классификации делает необходимым соответствие средства размещения определенным нормам и требованиям, что, безусловно, в определенной мере повышает уровень и качество предоставляемых услуг, однако важно, чтобы требования классификации были разумными в части вводимых стандартов.

На мой взгляд, здесь всегда есть смысл посмотреть и перенять успешный опыт коллег из других стран, где отрасль существует и успешно развивается на протяжении более длительного времени. Так, например, очень жаль, что тренды, задаваемые всем миром о бережливом производстве и заботливом отношении к окружающей среде, не в полной мере находят применение у нас и не поддерживаются нашей классификацией.

Если в других странах мира гость с длительным проживанием в отеле волен сам выбирать периодичность замены постельного белья и прочих махровых изделий в номере, то в нашей стране, вне зависимости от того, как на этот вопрос смотрит гость, белье, согласно требованиям классификации, стирается ежедневно, добавьте сюда количество махровых изделий, необходимых по требованиям классификации на человека, и можно с легкостью представить объем ежедневной стирки отеля только по части оснащения номерного фонда, скажем, гостиницы в 200 номеров, не говоря уже про деятельность ресторанов, баров и конференц-залов отеля. Только представьте, какой объем моющих средств ежедневно сливается в окружающую среду! А ведь если подумать: есть ли в этом реальная необходимость?

Как правило, отель имеет право выбора организации, аккредитованной на оказание подобного рода услуг. Цена вопроса всегда была достаточно демократичной, однако, претерпит ли она какие-то существенные изменения, пока не известно. 

В действительности не может не радовать тот факт, что конструктивные комментарии отельеров в части ряда пунктов классификации были приняты во внимание и учтены. Это касается площади номеров по категориям, количества номеров, необходимых для презентации при проведении классификации, вопросов входной группы, требований, предъявляемых к ресторанам. Однако вопросы есть, в том числе по части терминологии классификации, очевидно, что документ требует доработки.

Николай Нестягин — бывший директор гостиницы «Колви»:

— Вопрос неактуален, так как в связи с проведением чемпионата мира по футболу все гостиницы Казани должны были пройти классификацию. Это не для нашего региона вообще. Может быть, есть единицы гостиниц и отелей, которые без звезд, но остальные уже давно прошли. Это было требование правительства: там, где проходят матчи ЧМ-2018, все гостиницы должны пройти классификацию, потому что зарубежные гости должны были размещаться с комфортом. И экспертиза проходила не на бумаге, а приезжал специалист, писал замечания и давал сроки на их устранение.

У нас своя система классификации, кстати, не самая лучшая. Требования выше, чем у всех европейских систем вместе взятых. Люди, которые составляли российскую классификацию, мне кажется, подписывали ее, даже не читая. Например, там есть пункт, что в двухзвездочной гостинице должно быть 6 вешалок на человека.

Есть несколько уполномоченных агентств, которые проводят классификацию. Одно или два, по-моему, были в Казани, остальные — московские и питерские. У нас питерский эксперт приезжал. Процесс контролировал комитет по туризму РТ. Мы объединялись с другим отелем, чтобы подешевле было. Если говорить по расходам, то порядка 40 тысяч рублей. Классификацию мы получали на три года до ЧМ-2018, а затем ее надо было заново проходить.

Я считаю, что у нас довольно цивилизованный гостиничный рынок и ответственные отельеры, поэтому они адекватно отнесутся и никакой вакханалии не будет.

Тимур Дугин — хостел «Навигатор на Тукая»:

— В прошлом году к ЧМ-2018 мы и так все классифицировались, наши конкуренты тоже прошли процедуру. Процедура классификации проходила интересно: есть несколько компаний, которые могут присудить звезды, но нам дали определенную фирму. Я не знаю, в чем дело, но по умолчанию сказали, что в ней будет классифицироваться лучше. Это было два-три года назад. Потом оказалось, что из других регионов тоже можно было пригласить экспертов, было бы дешевле.

Сейчас рынок классификации монополизирован, я не поддерживаю инициативу Медведева. Раз конкуренция ниже, то и цены на процедуру выше. Если за 5 тысяч можно было бы квалифицировать любой отель, то я бы поддержал подобную инициативу. 

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (19) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
19.02.2019 15:30

Давно пора. А то у некоторых пять звезд (как у Миража), а он и до трех не дотягивает. Все обшарпанное, номера старые, кухня тоже оставляет желать лучшего, официанты меню не знают, качество блюд на твердую тройку

  • Анонимно
    19.02.2019 15:30

    Давно пора. А то у некоторых пять звезд (как у Миража), а он и до трех не дотягивает. Все обшарпанное, номера старые, кухня тоже оставляет желать лучшего, официанты меню не знают, качество блюд на твердую тройку

    • Анонимно
      19.02.2019 15:35

      к приезду эксперта все подтянут, а потом опять все вернется на свои места.

  • Анонимно
    19.02.2019 15:36

    целую нишу для экспертов создали, есть простор для взяточничества.

  • Анонимно
    19.02.2019 16:31

    Беда в том, что отельеров выворачивают наизнанку, постоянно проверки, контролеры, а тысячи квартир, которые сдают в серую и забирают на себя гостей Казани, никого не волнуют...

  • Анонимно
    19.02.2019 16:33

    Во всем мире это ( система классификации) давно и четко работает, а у нас опять велосипед изобретают. Не проще проанализировать проблему и выбрать оптимальный вариант для такой страны как наша? Ну и самое главное - изначально не вводить в искушение разводить на взятки отельеров чинушами- проверяющим, чтобы потом не бороться с взяточниками?!

  • Анонимно
    19.02.2019 16:43

    Мираж еще в 2011 году не тянул на 5 звезд...

    • Анонимно
      19.02.2019 17:03

      Но сейчас ситуация еще хуже с новым руководством. Старую команду убрали, а ведь там были профессионалы. На ключевых должностях теперь друзья, которые ни одного дня не работали в гостиницах, а только управляли кафешками

  • Анонимно
    19.02.2019 16:54

    Рейтинг и отзывы гостей честно оценивают отель.

    • Анонимно
      19.02.2019 17:13

      Отнюдь не так. Можно заплатить за хорошие отзывы, и будет им щастье.

      • Анонимно
        19.02.2019 21:03

        Как вы это представляете себе в Букинге?? Кто кому платить в Букинге будет?

        • Анонимно
          20.02.2019 13:41

          поверьте при желании и на Букинге можно понаписать отличных отзывов. отель сам бронирует номер у себя и пишет потом отзыв, заплатив только комиссию по этому номеру. и вуа-ля! рейтинг до небес

      • Анонимно
        20.02.2019 19:37

        17.13 Согласен ! Сегодня только ночевал ( начитавшись хороших отзывов , написанных скорее всего самой хозяйкой , рекламы неплохой , с нарисованной 5-ю звездами ) в так называемой гостинице с 3-мя номерами в подвале жилого дома в Солнечном городе , недалеко от РКБ , за 1800 руб . ! Но это не гостиница ! Кто хочет попасть в гостиницу - туда не советую ! Если переночевать больше нигде , то пожалуйста идите , для этого в принципе все есть !!

  • Анонимно
    19.02.2019 17:41

    Татарин Злой
    Маразм крепчает! Все эти звёзды и Классификация- из прошлого века, когда не было интернета. Сейчас это все неактуально. Если человеку нужно подобрать отель- он заходит на сайт любой службы бронирования (как правило это букинг), задаёт критерии цены, баллов по отзывам и местоположению, и уже из массива данных выбирает то, что ему нужно. И никто уже не парится со звёздами- в Реале мини-отель зачастую оказывается более крутым в плане отделки, материалов и качества услуг, чем 3-х или 4-х звездочный отель.
    А теперь я поясню, как присваиваются звезды. Смотрят, есть ли лифт, телефон в номере, тапочки, сколько полотенец, сколько мыльно-рыльных принадлежностей в ванной комнате, наличие столов, щёток и прочей лабуды, которая не является основой комфортного проживания.
    То есть я могу сделать номерной фонд из самых дешевых материалов, Мебель из ДСП в стиле советских пионерлагерей, бросить самый дешёвый матрас, на пол постелить самый дешевый линолеум и аттестоваться на 4*. На качество материалов никто не смотрит, главное соответствовать формальным критериям.

    • Анонимно
      19.02.2019 21:13

      В Европе оценка звездности не только так оценивается.
      Мы когда в Букинге подбираем нужную звездность всегда отмечаем, поотому как она в общем и целом отражает европейский уровень (класс) отеля.
      А по поводу отзывов и рейтингов - люди, обычно живущие в отелях 2-3*, оценивают их уровень на основе предыдущих сравнений с отелями такой же звездности, поэтому рейтинг 3*-го отеля, скажем, 9,7 на самом деле не отражает его реальный рейтинг среди отелей ВСЕХ звезд.
      Я к тому, что рейтинг 9.7 для 3* равен, грубо, рейтингу 5-6 для отеля уровня 5*.

  • Анонимно
    19.02.2019 21:35

    В Европе беру 3 звезды, главный критерий наличие хорошего завтрака и хорошего матраса на кровати, ну и душа с компонентами и феном.

    • Анонимно
      20.02.2019 00:01

      В отелях 3 звезды можно жить если это крупный город вне моря. Если на морских европейских курортах - в 99% случаев из них вида на море не будет. А если и будет, то через балконы и крыши соседних зданий, но точно не прямой.

    • Анонимно
      20.02.2019 00:03

      Кстати, в Турции половина отелей 5* не имеет прямого front view вида на моря из номера, если точнее, до моря не 20-50 метров, а 300-500 метров.

  • Анонимно
    19.02.2019 21:47

    Димону флаг и кисть в руки, пусть звезды рисует

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
Загрузка...
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль