Нефть и нефтехимия 
28.02.2019

Минниханов – Яруллину: «Ты проспал! Это же совершенно другое видение!»

Как 30-летний стартапер из Питера очаровал президента РТ «волшебной» переработкой мусора и кто обманул Козака

«Решение будет найдено, нужно его вытаскивать», — в очередной раз подтвердил Рустам Минниханов планы по спасению «КЗСК-Силикон». На февральское заседание прибыл очередной желающий закупать татарские силиконы — производитель аэрогелей. Помимо этого, генералы нефтехимии обсудили, как экспортировать за рубеж больше пластмасс, а министра Ирека Файзуллина командировали в Мичиган — смотреть на новую технологию переработки отходов. За мероприятием наблюдал корреспондент «БИЗНЕС Online».

Радик Хасанов рассказал,  что раньше экспортерам компенсировались 80% затрат на транспортировку продукции. Но по новым правилам компенсация начисляется только на объем прироста экспорта к прошлогоднему Радик Хасанов рассказал,  что раньше экспортерам компенсировались 80% затрат на транспортировку продукции. Но по новым правилам компенсация начисляется только на объем прироста экспорта к прошлогоднему Фото: president.tatarstan.ru

«ОКАЗЫВАЕТСЯ, ЧТО ДО ТЕБЯ РАБОТАЛИ ЛЮДИ, КОТОРЫЕ РАБОТАЛИ ЛУЧШЕ ТЕБЯ…»

Первым к микрофону позвали управляющего директора по клиентской работе АО «Российский экспортный центр» Максима Кобина, который рассказал о мерах поддержки российского экспорта. Он напомнил собравшимся о планах довести к 2024 году уровень несырьевого и неэнергетического экспорта из России до $250 млрд, плюс к этому экспорт услуг довести до $100 миллиардов.. Для сравнения, в 2018 году несырьевой и неэнергетический экспорт составил $150 млрд, или 33% от всего российского экспорта. На стимулирование экспорта через механизмы Росэксимбанка и АО «Эксар» в 2018 году потрачено порядка $17,9 миллиарда. Из них 19% получили химические и нефтехимические компании.

Президент РТ Рустам Минниханов поблагодарил Кобина за доклад и попросил специалистов РЭЦ провести ликбез для малого и среднего бизнеса, мол, крупняки справляются самостоятельно.

«У нас задача стоит к 2024 году в 2,2 раза увеличить экспортную несырьевую продукцию — это и пластмассы, и продукция нефтепереработки, и средства защиты, продукция «Кастамону интегре», — перечислял президент, напомнив, что большие задачи стоят и по сельхозпродукции. 

«Надо искать все направления, где и как мы можем найти новые рынки и поддержать предприятия. Нефтяники уже умеют это делать, а новым предприятиям, Иннополису [нужно помочь]. У нас есть „Алабуга“, „Химград“, есть достаточно большие предприятия, которые могут спокойно выходить на экспорт», — рассуждал Минниханов.

Здесь с места встал гендиректор «ПОЗиСа» Радик Хасанов. Он рассказал, что доволен работой с РЭЦ. В 2018 году рост экспорта продукции завода составил 60%, а за первые два месяца 2019 года — еще 50% к прошлому году. «Мы впервые вышли на дальнее зарубежье — Индию, Тайвань…» — радовался директор.

«Но, к сожалению, серьезное изменение, и не в лучшую сторону, было внесено в 496-е постановление», — заметил он. Позже, в беседе с журналистами, Хасанов пояснил, что раньше экспортерам компенсировались 80% затрат на транспортировку продукции, и «ПОЗИСу» доставалось до 60 млн рублей. Но по новым правилам компенсация начисляется только на объем прироста экспорта к прошлогоднему.

Минниханов дал понять, что в курсе проблемы, и обещал обратиться в правительство РФ по этому вопросу.  «Козака (Дмитрия Козака — вице-премьера РФ — прим. ред.) ввели в заблуждение, может, неспециально, потому что новая команда пришла. Оказывается, что до тебя работали люди, которые работали лучше тебя», — вставил президент РТ едкое замечание.

Генералы нефтехимии обсудили, как экспортировать за рубеж больше пластмасс Генералы нефтехимии обсудили, как экспортировать за рубеж больше пластмасс Фото: president.tatarstan.ru

«КЗСК-СИЛИКОН»: «РЕШЕНИЕ БУДЕТ НАЙДЕНО, НУЖНО ЕГО ВЫТАСКИВАТЬ»

Старший научный сотрудник международного учебно-научного центра трансфера фармацевтических и биотехнологий Российского химико-технологического университета им. Менделеева Артем Лебедев выступил с докладом об аэрогелях.

«Здесь химиков не так много, что такое аэрогель, вводную нам дай!» — рекомендовал молодому докладчику Рустам Нургалиевич.

Лебедев пояснил, что аэрогели — это вещества с крайне низкой плотностью. Фактически на 99% аэрогель состоит из воздуха. «74 процента мирового рынка аэрогелей  — это применение в теплоизоляции для нефтяной и нефтегазовой промышленности. Прочие применения — в авиакосмической промышленности, медицине, фармацевтике, строительстве — оставшиеся 24 процента», — рассказал ученый.

В Подмосковье, по его словам, уже построено опытное производство, и через два-три месяца планируется выпустить первую партию аэрогелей. Минниханов поинтересовался, какова себестоимость. Лебедев заверил, что если американский аналог стоит $50 за единицу товара, то их аэрогель — 1,5 тыс. рублей, то есть вдвое дешевле.

 Это новый материал, и он нужен, неплохо бы такое же предприятие создать в Татарстане, — бросил мысль президент РТ. — Для строительства будет дорого, а вот для космоса, авиации подойдет.

— И в Арктике, когда температура минус 196, минус 161, как раз применяются аэрогели, — добавил директор «Татнефтехиминвест-холдинга» Рафинат Яруллин.

В Татарстан «менделеевцы» прибыли не случайно — они хотели бы закупать сырье на «КЗСК-Силикон», если бы тот, наконец, заработал. Также есть планы по сотрудничеству с заводом им. Серго («ПОЗиС») и КНИТУ-КХТИ.

Тут же логично всплыл вопрос, а что же делать с «КЗСК-Силиконом»? «Решение будет найдено, нужно его вытаскивать», — повторил Рустам Нургалиевич фразу, которая уже звучит из совещания в совещание. Развел руками и глава минпромторга РТ Альберт Каримов, мол, пока работаем. Более информативен оказался исполнительный директор КЗСК Алексей Контуров. Он рассказал журналистам, что в марте должно заработать несколько новых цехов на старом заводе КЗСК, что связано с получением новых оборонных заказов, но в подробности вдаваться не стал, ссылаясь на секретность.

«БИЗНЕС-МОДЕЛЬ НЕ НУЖДАЕТСЯ В ГОССУБСИДИЯХ НА ПЕРЕРАБОТКУ»

Директор компании ARSKA Technologies (Санкт-Петербург) Артем Воловиков выступил, можно сказать, с докладом-сенсацией. Речь пошла о строительстве завода по переработке коммунальных и полимерных отходов, но без предварительной сортировки! Завод принимает 100% ТКО, что называется, в первозданном виде.

«Это дает возможность начать реализацию проекта без социальных преобразований», — заметил Воловиков, имея в виду сортировку мусора жителями.

Стоимость завода по переработке 150 тыс. тонн отходов в год составит 2,7 млрд рублей. По расчетам, эти инвестиции можно будет вернуть уже через два-три года, ежегодные налоговые отчисления составят 0,5 млрд рублей, прибыль предприятия — 700 млн рублей в год.

«Бизнес-модель не нуждается в госсубсидиях на переработку и может приносить прибыль оператору и налоги в бюджет», — расхваливал докладчик.

Поступающий на завод мусор сначала измельчают шредером, а затем отправляют в автоклав, где при температуре 150 градусов отходы обрабатывают паром, происходит их стерилизация и дезодорирование.

«С отходов удаляются все органические материалы, все остатки еды, любая патогенная флора», — рассказывал Воловиков. И только после этого мусор идет на сортировку. «После обработки паром мусор уже не имеет никакого запаха, ни липкой консистенции, я сам держал в руках», — заверил Воловиков присутствующих в зале.

Из полученной массы вручную забирают ценные фракции: черные и цветных металлы, стеклобой, а также смесь пластиков. Полиэтилен, полипропилен, полистирол без дополнительного разделения разрушают путем пиролиза.

«Изюминкой завода (то, чего в мире еще не было нигде!) является то, что смесь пластиков переводят в жидкие химические высокорентабельные и высокомаржинальные продукты, востребованные в лакокрасочной промышленности и на топливном рынке. Это керосиновые  и бензиновые растворители и цетаноповышающий компонент дизельного топлива. То есть мы разрушаем полимеры на молекулярном уровне и возвращаем молекулы углеводородов в исходное состояние!» — расписывал Воловиков.

Основная выручка будет идти от реализации химических продуктов, а также сбыта цветных металлов. А смываемые паром пищевые отходы можно вывозить на обычных ассенизаторских машинах, добавил представитель ARSKA Technologies.

«Если бы еще и это продать…» — мечтательно предположил Минниханов.

Ирека Файзуллина (слева) командировали в Мичиган — смотреть на новую технологию переработки отходов Ирека Файзуллина (слева) командировали в Мичиган — смотреть на новую технологию переработки отходов Фото: http://president.tatarstan.ru/...

Воловиков рассказал, что первый подобный завод уже построен в Америке, в Мичигане. «Нас туда пустят?» — живо поинтересовался президент РТ и, получив положительный ответ, тут же дал задание отправить туда делегацию во главе с министром строительства РТ Иреком Файзуллиным и «большим специалистом по мусору» вице-премьером РТ Рустамом Нигматуллиным.

Было заметен скепсис, с которым воспринял министр новую идею. Сомнения одолевали и президента РТ, он несколько раз проговаривал фразу, мол, «если это, конечно, правда, то…»

Но за докладчика горой встал Рафинат Яруллин, мол, всю упаковку от майонезов и кетчупов можно будет легко переработать.

— Вы не знали о нем, что ли? — удивился президент.

— Мы знали. Они выступали у нас на научно-техническом совете, — оправдывался глава холдинга.

— А почему ты о нем ничего не говорил? — недоумевал Минниханов.

— Мы не все говорим, мы же только три-четыре вопроса на совет выносим.

— Подожди, но если он говорит правду…

— Он говорит правду, — перебил президента Яруллин. — Давайте слово дадим Файзуллину.

— Он говорит правду. 150 тысяч тонн дают такую прибыль, это… сверх! — согласился министр, но тут же добавил и ложку дегтя. — А сколько газа потребляет?!

— На всех электростанциях не знают, куда девать пар, а тут вот — пожалуйста, есть куда девать пар, — нашелся что ответить Яруллин.

— Да, ты проспал, — почти схватился за голову Минниханов. — Ты [Яруллин] должен был нас туда пораньше отправить, то, что он рассказал, — это совершенно другое видение!

Действительно, территориальная схема обращения с отходами подписана, инвестпрограммы мусорных операторов утверждены, а тут — новые обстоятельства.

Правда, несколько смущает бэкграунд самого докладчика. По данным СМИ, 30-летний Волоковиков несколько лет занимался оптовой торговлей овощами, затем работал инженером-фрилансером и лишь в 2017 году зарегистрировал ООО «Арска Тек». С заводом в США по переработке пластика, которому требовались недорогие инжиниринговые услуги, его состыковал бывший студент-дипломник, и, похоже, пока это единственный серьезный проект молодого стартапа…

***

Интересно, что в перечне вопросов также значится вопрос по списку кандидатур в члены совета директоров ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг» на 2019–2020 годы, но вслух эта тема не обсуждалась. Голосование по ним предстоит на общем собрании акционеров.

После совещания Яруллин подтвердил, что в список кандидатов включен министр информатизации и связи Роман Шайхутдинов. Он займет место консультанта президента РТ по вопросам разработки нефтяных и нефтегазодобывающих Рената Муслимова. Также в члены совдира может войти генеральный директор ОЭЗ «Иннополис» Ренат Халимов.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (144) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
28.02.2019 08:24

Этому человеку 74 года, отпустите или отправьте его на заслуженный отдых.

  • Анонимно
    28.02.2019 08:08

    Яруллин спит и не знает какие бои идут по мсз?

    • Анонимно
      28.02.2019 09:25

      а Рафинат досиживает

    • Очередное перекладывание из пустого в порожнее.

    • Анонимно
      28.02.2019 09:35

      Яруллин просто здраво оценивает проект. Какие только фантастические идеи не пытались примазаться к бюджету и деньгам госкомпаний.

      • Анонимно
        28.02.2019 11:22

        ))) Он молодец, а результаты его здравых оценок в том, что никто не примазался к бюджету и деньгам госкомпаний, созданы и эксплуатируются новые заводы, такие как кзск силикон и менделевсказот, увеличивается число новых рабочих мест, рабочие и инженеры работают и богатеют, а республика движется к процветанию)))) Это сарказм.

        • Анонимно
          28.02.2019 11:45

          КЗСК-Силикон и Аммоний не его проекты. Не он придумывал, не он реализовывал, не он хотел.
          Но даже такие проекты провалились, которые имеют здравое зерно.
          А сколько вот таких инноваторов из торговли овощами отсекли? У нашего начальства-то ума хватит "каку в рот потащить", оного ума-то немного.

    • Анонимно
      28.02.2019 10:18

      Очень интересная сцена описана)

    • Анонимно
      28.02.2019 14:57

      У него нет дома в Осиново и квартиры в Салават Купере.

      • Анонимно
        1.03.2019 14:49

        14.57.
        Рафинад Саматович - человек советской эпохи.
        Он идейный и не станет дешёвые проекты толкать в Татарстан. Другое- если им прикрываются и замануху для инвесторов используют. "Рафинат Саматовичич виноват, но он не виноват" - это как из фильма , про Деточкина, помните?

    • Булгарин
      28.02.2019 19:01

      Думаю, не совсем этично в присутсвии СМИ так распекать, делать замечания. Это не только не этично, но и не продуктивно. Зачем расшатывать свои опоры?

  • Анонимно
    28.02.2019 08:12

    Там не химики собрались а волшебники не побоюсь этого слова

  • Псевдоним
    28.02.2019 08:18

    Конечно проспал. В таком возрасте уже тяжело быть на пике всех событий и адекватно воспринимать современный мир.

    • Анонимно
      28.02.2019 09:32

      "30-летний Волоковиков несколько лет занимался оптовой торговлей овощами, затем работал инженером-фрилансером и лишь в 2017 году зарегистрировал ООО «Арска Тек»."

      Ну, с таким бэкграундом он точно сможет умыть Яруллина.
      Правда, обычно с такими космическими идеями приходят или неумные или мошенники. Но этот точно не такой!

      • Анонимно
        28.02.2019 11:35

        А откуда Вы знаете. Очень сомнительный проект. Попробуйте из ПВХ получить товарные продукты пиролизом, с соблюдением экологических норм...

  • Анонимно
    28.02.2019 08:24

    Этому человеку 74 года, отпустите или отправьте его на заслуженный отдых.

    • Анонимно
      28.02.2019 08:54

      Брежнев в этом возрасте не раз умолял отпустить его на отдых. Дайте Яруллину отдохнуть.

    • Анонимно
      28.02.2019 09:34

      Если хочет, то пусть работает. Вокруг слишком много бесталанной поросли чиновничества, а этот хоть застал старые времена, когда умели отличать профессионализм от умения нравится начальству.

  • Анонимно
    28.02.2019 08:26

    Ну давайте, делегацию ещё в Америку отправим. Толку от этого не будет, это же ясно, свои НИИ нужны.

    • Анонимно
      28.02.2019 08:51

      Своих НИИ уже практически нет, все заново надо создавать, но кто это будет делать?, манегеры с финансовой академии не смогут...

      • Анонимно
        28.02.2019 13:35

        Юристы и бухгалтера будут из кгу. Они же знают кому платить а кому нет, какие бумажки оформить, и зарплаты с пенсиями у , например арбитражных судей огромные,, значит и тут все откроют и придумают!

    • Анонимно
      28.02.2019 10:23

      В смысле толку не будет? Приехали, изучили опыт, проконсультировались. У нас же как - если пытаются перенять зарубежный опыт, то где у нас все местное, импортозамещение? Если изобретают свое, то один скепсис - разворуют, технологии старые, материалы плохие и прочее.

    • Анонимно
      28.02.2019 13:38

      В Штатах такие же горы мусора, как Самосырово. Трамбует такая же гусеничная техника. Только раздельный сбор, сортировка и полный цикл переработки, частично решит проблему. Корректировка сознания мусорящих людей-это десятилетия.

    • Анонимно
      28.02.2019 19:00

      а вдруг будет ! свое все равно придумать не можем ! Пусть съездят посмотрят
      Кто знает в каком году завод был построен?
      Жидкие пищевые отходы предлагается вывозить ...куда? объемы наверно не маленькие будут .Интересно можно их в дальнейшем переработать используя калифорнийских червей? а получившуюся землю использовать на клумбах города , все равно ведь каждый год торф откуда-то привозят , а так будет безотходное производство

    • Анонимно
      1.03.2019 15:12

      Как такового, в изучении и заимствовании иностранного опыта ничего ужасного нет. Пример Китая Вам в помощь.

  • Анонимно
    28.02.2019 08:27

    Войны с США, конечно же, не будет! В противном случае, куда нашим чиновникам за опытом ездить?

    • Анонимно
      28.02.2019 08:49

      Вы хотите войну?

    • Анонимно
      28.02.2019 10:26

      Когда центральные правительства находятся в не самых простых отношениях, большую роль начинают приобретать культурные контакты, публичная дипломатия, внешнеэкономические связи акторов пониже уровнем (региональные правительства, города). Это нормальная практика. И хорошо, что Татарстан следует этой линии

  • Анонимно
    28.02.2019 08:30

    Как это министр связи будет консультантом по нефтянке ?

    • Анонимно
      28.02.2019 08:49

      ОН будет в совете директоров холдинга)

    • Анонимно
      28.02.2019 10:02

      Они просто друг друга передвигают и все. Эти люди уйдут с этих должностей только вперед ногами

  • Анонимно
    28.02.2019 08:31

    И чего все возбудились по поводу этого мифического нового проекта МСЗ. Самое главное слабое место во всей цепочке переработки мусора - это его сортировка, а она и здесь должна проводиться вручную!

    • Анонимно
      28.02.2019 10:27

      Да подождите вы судить, что там слабое место. Тут вопрос пока совершенно не изучен. Но если это реально работающая штука, то почему бы не попробовать. Тем более у нынешних строителей МСЗ все не так гладко

      • Анонимно
        28.02.2019 10:54

        Это не в проекте проблема, а во всей отрасли переработки мусора. Переработать мусор - это не проблема, есть множество технологий, основная сложность - собрать и отсортировать. А здесь предлагают это делать опять вручную, тысячи тонн мусора! И вся новизна лишь в том, что перед ручной сортировкой его отмоют паром.

    • Анонимно
      1.03.2019 15:18

      Мусоросжигательные не устраивают, мусороперерабатывающие тоже. Какой вариант предложите?

  • Анонимно
    28.02.2019 08:32

    Пусть отправят их не в Мичиган а в Энгельс Саратовской области и пусть посмотрят на мусороперерабатывающий завод а то больше денег промотают.

    • Анонимно
      28.02.2019 08:49

      Тут вот идея с переработкой батареек. Все за переработку, но стоило только подумать об их переработке, заорали про экологический вред! Что вреднее в итоге? Выкидывать миллионы "экологических бомбочек" или все-таки их пустить на вторсырье?

      • Анонимно
        28.02.2019 09:23

        ЧЕКА

        На БО истерят бездельники , недовольные всем и вся.
        Специфика Татарстана ( на сайтах Челябинска,Ебурга и т.д. этого практически не наблюдается), одним из основных двигателей истерики является ЗАВИСТЬ.

        И бездельники всегда против всего.

        Выходит допустим новость что будет построен завод, тут же начинается истерика - мол сколько можно строить заводов и перечисляют надуманные причины почему завод не нужен.

        Выходит новость что будет построен например ТРК, эти же бездельники истерят, что нужно заводы строить , а не ТРК.

        И так по-кругу)..

        • Анонимно
          28.02.2019 10:19

          А может просто потому, что люди видят истинные причины для строительства - украсть побольше. Никто из чиновников не генерирует идеи для улучшения жизни, они генерируются для освоения дружественными компаниями.
          Вот, например, Иннополис. Пока что землю купили у ПСО, здания строит ПСО. А польза в чем от Иннополиса?
          И таких проектов не то, что много, они все сделаны капиталоемкими и денежно наполненными.

          • Анонимно
            28.02.2019 11:37

            ЧЕКА

            Чисто из соображений обьективности.

            Именно в Татарстане чиновники генерируют больше всех идей направленные на улучшение жизни татарстанцев.

            Тысячелетие,Универсиада и т.д.
            В результате Татарстан - лучший среди регионов, а Казань лучший среди миллионников.

            Что касается Иннополиса.
            Для меня в таком огромном деле как Иннополис, Зиганшин на сотом месте..
            Заработал бы не Зиганшин, а условный - Хасаншин,Мусин,Семин или Иванов - вам было бы приятнее?

            Зато строится новый и красивый город, с умными и востребованными специалистами, прекрасным Университетом и огромными перспективами.

            И место расположение - очень удачное.Рядом Волга,горнолыжка, гольф-клуб.Когда построят мост через Волгу у аэропорта,то добираться из Иннополиса до аэропорта будет одно удовольствие по дороге на Ульяновск и потом через Волгу и ты сразу в аэропорту.

            Когда Иннополис вырастет до 10 тыс. жителей,то было бы здорово построить Канатку от ж.д.ст. Обсерватория до Иннополиса и далее до Горнолыжки.

            Чтоб житель Иннополиса мог на канатке добираться до Горнолыжки или до ст. Обсерватория и оттуда на электричке до Казани.
            Канатка выполняла бы практическую и развлекательную функции для казанцев, иннополясян и туристов.

          • Анонимно
            28.02.2019 12:36

            Приезжай в Иннополис,увидишь реальные дела,а так ты пустобрех

            • Анонимно
              28.02.2019 13:33

              Какие дела? Бетонные дома, построенные ПСО, посреди бывшей земли ПСО на федеральные деньги? Так я их и так вижу летом часто, когда еду мимо.
              Иннополис будет жить, это факт. Но только в одном статусе - закрытое территориально образование разведывательно-военного типа.
              Весь остальной функционал, который пытаются развить на ветру Свияги, жить там не будет. Только военное финансирование.

        • Анонимно
          28.02.2019 10:30

          Да, именно) самое тупое в этом то, что такой дискурс совершенно не способствует активности, предприимчивости. Читаешь реакцию на новость, так жить вообще не хочется. Мне кажется, те, кто желает положительных изменений в стране, должны как-то более творчески подходить к выражению своих мыслей, пусть они и носят критический характер. Вокруг очень много плохих новостей, а кислотная среда комментаторов загоняет в еще большую депрессию

        • Анонимно
          28.02.2019 10:54

          Согласен, Чека, с вами. То, чему в других регионах радуются или просто проходит малозамеченным, у татарстанских завсегдатаев БО вызывает истерику. Интересно, кто они?
          Рим Дашкин

          • Анонимно
            28.02.2019 11:21

            А кто танцует газету?
            Тот и заказывает музыку..
            Это же тайна Полишинеля.

          • Анонимно
            28.02.2019 11:25

            люди живущие в Татарстане, а вам москвичам не понять

            • Анонимно
              28.02.2019 11:51

              точнее - небольшая кучка глупых и ленивых нытиков, позорящих своими комментами татарстанцев ..

              • Анонимно
                28.02.2019 12:57

                Новые методички? Универсальные?

              • Анонимно
                28.02.2019 13:04

                ))) ой я понимаю вас))) ленивый это тот кто флагом не машет и когда его вручную снег убирать агитируют он спрашивает а трактор на что, это понятно, а глупых вы как определяете?

          • Булгарин
            28.02.2019 12:12

            Могу рассказать о некоторых причинах того, что тут истерят по поводу строительства некоторых производств. Самая главная причина в том, что в республике концентрируется довольно большое количество вредных производств. Понимаете, если вы тут не живете то и не поймете, что весь юго-восток республики - это нефтяные скважины для добычи высокосернистой нефти. А это предельно допустимые дозы того же сервоодорода, даже проезд по этим районам запоминается тем, что стоит запах тухлых яиц. А ведь кроме того при добыче нефти, особенно еще и тяжелой, а теперь там только такая, закачивают в пласты так много всякой дряни, что воду там уже надо везти откуда то, своя там грязная. Ситуация там еще больше усугубляется, так как планируют резко нарастить добычу битумной нефти. А это просто грязь причем вредная наружу. Это те районы. Районы более северные, это Нижнекамск, Менделеевск связаны с переработкой нефти и с нефтехимией. А это концентрация в одном месте из-за экономии на коммуникациях очень вредных производств. Те кто бывал в том же Нижнекамске могут рассказать о том, что там часто стоит смог, и очень часто запах ароматических углеводородов, т.е. того же бензола или толуола. А это уже даже по международным нормам признанные концерогены, вызывающие раковые заболевания. Даже в лабораториях там запрещено работать с бензолом как с растворителем. А тут целые города окутаны его запахом. Да, та же Казань с его Оргсинтезом тоже не подарок для экологии. Потому и рост онкобольных. Тут надо наряду с ростом производства таких веществ еще и больше больниц строить. А вместо этого еще хотят свозить в республику больше мусора со всей России, и тут его перерабатывать. Да те же батарейки. Из тонны использованных батареек можно при полной утилизации собрать немногим более полутонны различных металлов, а вот остальное надо будет куда то сваливать. А это щелочи, кислоты и соли. Тоже и с мусором. Построить то завод построят, но свозить на переработку будут со всех регионов России. Там ведь тоже не знаю, куда мусор девать. Вот и выход. В республику, сюда. Так что не так все просто.

            Вот если бы обсуждали, что тут будут строить заводы по производству микрочипов, микросхем, роботизированные производства блоков памяти для компьютеров и т.д. Или научно-технические центры по конструированию новых самолетов, автомобилей или, например, топливных элементов, то это было бы здоров. Тем более в этом случае и рабочие места с большими зарплатами были бы. А сортировщики мусора, кто им будет что-то платить. Это тоже нищету разводить тут. Потому и истерика, так как руководители больше думают о прибыли, а не о людях, об их здоровье, об их доходах. Им важно наполнить казну, а потом распоряжаться этими деньгами без оглядки на население. А казну можно наполнить вот таким проектами. Видите, через три года этот мусороперерабатывающий завод окупиться, а потом будет приносить прибыль, а значит и деньги в казну. В этом и проблема, что у руководителей одна забота, как можно больше собрать налогов, и не важно каким способом.

            • Анонимно
              28.02.2019 12:55

              ЧЕКА

              Приятно почитать развернутый и аргументированный коммент.

              Если бы здесь истерили только по-поводу вредных производств, то я бы это понимал и принимал.

              Но здесь же истерят по-любому поводу.
              Выше мой коммент об Иннополисе, где производят только интеллектуальный продукт - как того вы хотите,но этот мой коммент многочисленные нытики уже заминусовали.

              Или на днях была статья про подземную парковку у НКЦ, которую ТАИФ на собственные средства построила для города - нытики чуть слюной от ненависти не изошли.

              Сколько грязи вылито на благоустроенные парки и скверы. Именно грязи, в которой тонет справедливая и нужная критика.

              На сайтах других городов -Челябинска,Ебурга тоже присутствует критика,но она строится на относительном здравом смысле.

              И только в Татарстане я увидел критику построенную на черной зависти и не могу понять почему именно в Татарстане так развито это нехорошее чувство.

              Причем именно в Татарстане процент добрых людей и добрых дел, на мой субьективный взгляд выше чем в других регионах.

              Но оголтелые черные завистники на БО очень сильно бросаются в глаза,особенно мне, живущему в другом регионе и имею опыт для сравнительного анализа..

              • Анонимно
                28.02.2019 14:15

                ой))) еще один камингаут сделал, приезжайте сюда живите здесь, налаживайте быт и экономику тут и с вами будет о чем разговаривать, а пока только много букв и радужные посты. Хотя наверно вы бюджетник в очередном представительстве РТ в другом субъекте федерации, вам там удобнее)))

              • Анонимно
                28.02.2019 15:02

                Не истерят, а критически оценивают, народ сомневается и это нормально, а причин для недоверия много.

              • Анонимно
                28.02.2019 19:09

                Это московские казачки тут в коментариях воду мутят,я тоже это заметил,сравнивая теже самарские сми

              • Анонимно
                28.02.2019 19:26

                Чека , Вы не бываете в Иннополисе поэтому не
                стОит говорить , что там и как . Многие кто туда приехал в надежде на высокотехнологичную работу в итоге ищет работу в Казани .
                Не знаю какие екатеринбуржцы и о чем они говорят , но знаю как отзываются челябинцы о своих предприятиях , какая там экология !многие стараются уехать из Челябинска , если есть возможность .

            • Анонимно
              28.02.2019 14:17

              А потом уедут жить в Мичиган.

            • Анонимно
              1.03.2019 10:36

              Уважаемый Булгарин! В принципе вы пишете правильные вещи, но к сожалению не в полной мере владеете информацией и вводите людей в заблуждение:
              1. Никакой мусор к нам возить не будут. Республика поделена на 2 зоны сбора мусора, Казань и Челны будут аккумулировать сбор мусора с каждой зоны и там же его и должны перерабатывать.
              2. Технология переработки мусора, предложенная питерцами - американская. К сожалению наша наука отстает от мировой лет на 20-50, в зависимости от отрасли, поэтому мы своего современного придумать не можем. И от этого очень грустно.
              3. Касательно нефтепереработки и нефтехимии: у нас нефтяная республика и благодаря этому мы живем богато. Надо радоваться, что нефть у нас перерабатывается и мы таким образом увеличиваем добавленную стоимость своих природных богатств. Согласен с Вами на 100 %, что от этих денег нужно развивать науку и здравоохранение. Но к сожалению не в нашей с вами власти убрать в России и Татарстане олигархат и вороватых чиновников.

              • Булгарин
                1.03.2019 11:49

                Спасибо за конструктивный отклик. Попытаюсь ответить на ваши возражения.
                1. Естественно, никто в проекте не будет писать о том, что сюда будут свозить мусор из ближайших регионов. Но ведь уверен так и будет, потому как мощности по переработке этому будут соответствовать, у соседей таких предприятий не будет, а мусор надо куда то девать, а за переработку можно и цену хорошую назначить. Вот и стимул для ввоза мусора.
                Тоже относится и к батарейкам использованным. Если в стране нет таких предприятий, то куда, вы думаете их будут свозить. И ведь в конечном счете всем этим будет командовать даже не власти республики. А будут команды из Москвы.

                2. Да, этой технологии лет так пятьдесят. Пусть она и американская. Кстати, завод в штате Мичиган. Это примерно соответствует, если бы в России разместили такой завод, например, в Ивановской области, а не в пригородах Чикаго.

                3. Вопрос не в том, что мы должны радоваться, что нефть у нас перерабатывается. А где же та выгода, где рост доходов у населения, где рост общего благосостояния жителей республики? Да, конечно, хорошо, если добытая тут высокосернистая нефть и тут же и перерабатывается, но есть много но..
                Тут много пишут в комментариях, сравнивая жизнь жителей республики и соседей, таких как жителей Самары, Нижнего, Перми и Уфы. Может у нас жизнь намного лучше? Думаю, что нет. И причины ясны. Чем больше вы тут заводов таких по переработке нефти понастроете, тем больше доходов будет у Москвы. Да, еще и у наших чиновников. Конечно, это грубо, но все же это так. По мне было бы лучше, да и для республики, для его населения, если бы развивалась тут обычное производство, да той же мебели, оборудования, датчиков и т.д. То есть тех отраслей, где добавочная стоимость возникает от непосредственного труда самих людей.

                4. И вопрос. А в чей власти убрать вороватых чиновников?

          • Анонимно
            28.02.2019 12:39

            Рим,это наши друзья в кавычках,страшно завидующие успехам Нашего Татарстана-Булгарстана.

            • Анонимно
              28.02.2019 13:07

              ваши друзья тем временем дом поделить в центре москвы не могут)))

        • Анонимно
          28.02.2019 12:35

          Чека ты прав,все время одни и те же бездельники завидующие любым начинаниям Татарстана,начинают истерить.Значит все правильно делает руководство нашей Республики.

        • Анонимно
          28.02.2019 12:56

          Потому что там зарплата выше, а понтов меньше. Просто цели тут настолько ясны, что все становится всем ясно

    • Анонимно
      28.02.2019 08:57

      Полетят ещё бизнес классом , конечно же .

      • Анонимно
        28.02.2019 10:31

        Министры летают экономом. Сам множество раз видел

        • Анонимно
          28.02.2019 10:46

          НЕЕ министры летают н а джетах не надо врать

        • Анонимно
          28.02.2019 10:53

          Множество раз видел министров в бизнес-классе, где также летают ректор и некоторые проректоры КФУ.

          • Анонимно
            28.02.2019 12:25

            Может летали бизнесом раньше, но в ноябре-декабре стабильно видел Шайхутдинова, Фаттахова, министра труда в экономе

        • Анонимно
          28.02.2019 11:46

          Не все министры летают бизнесом, сам видел Бурганова, Шайхутдинова.
          Но есть отдельные люди, которые летят бизнесом.

    • Анонимно
      28.02.2019 09:18

      Ноу-хау??? Ха.... В Казани , на Васильченко такой завод стоит. Да, согласен, не хватает только автоклавной обработки)))

    • Анонимно
      28.02.2019 13:05

      Рад что все больше людей замечают неадекватную реакцию комментаторов на любую, казалось положительную новость. Чтобы оградить себя от "кислотной" среды просто вспоминаю Белякова из Наши Раши, который сидит перед телевизором и ноет)) И становится проще относится к неадекватной реакцией людей.

    • Анонимно
      28.02.2019 15:20

      В Саратовской области по обоим комплексам работает сильная PR-компания. Но показатели отбора видов отходов и видов вторичных ресурсов низкие. Там уже работают правоохранительные органы по региональному оператору. КМЛ

    • Анонимно
      1.03.2019 14:51

      08.32.
      А в Энгельсе, левобережье, думаете, экология от этого Лучше стала? С начала думай-потом говори.

  • Анонимно
    28.02.2019 08:37

    Ну если уж айтишники в химики пошли то точно будет прорыв. Для начала чтобы туда их принять ликбез по формулам химии хотя бы прошли.

    • Анонимно
      28.02.2019 10:32

      А вы думаете будет прорыв с местными горе-экоактивистами, которые тоже не особо в экологии и химии соображают?

    • Анонимно
      28.02.2019 11:42

      Химики ещё и отстанут. Без финансового образования.

  • Анонимно
    28.02.2019 08:42

    То, чего нигде нет в мире, но уже завод построен в Мичигане. Молодец! Нигде в мире не додумались до растворения отходов, а тут - оп и додумались... один маленький недостаток... из растворов вновь что-то делать очень тяжело, а в результате получаются очень тяжелые соли, которые тоже нужно утилизировать... но, цивилизация не научилась еще это делать.

  • BURE1
    28.02.2019 08:50

    Из пищевых отходов можно выробатывать биогаз путем брожения а остаточную массу использовать в выращивания технических культур .

    • Анонимно
      28.02.2019 09:42

      Таким способом в США значительную часть пищевых отходов перерабатывают, не сжигая.

    • Булгарин
      28.02.2019 13:22

      Вопрос только в одном, а кто и где будут сортировать весь этот мусор. Так в той же Германии или любой другой развитой стране Запада, на опыт которых тут часто ссылаются, идет раздельный сбор мусора. У каждого дома, у каждого подъезда стоят разные мусорные контейнеры. Обычно их четыре, для пищевых отходов, для пластика, для бумаги и металла. Кроме того, есть еще общие контейнеры (обычно еще три больших) для всего большого дома или небольшого квартал из частных домов, где собирают два вида стекла (цветные бутылки и прозрачные), а также лампы. В магазинах стоят автоматы для сбора пластиковых бутылок, которые собирают через так называемый "Зеленый сбор", т.е. в стоимость товара включает стоимость бутылки в размере где-то 1 евро, который можно будет получить обратно, кинув бутылку в автомат. Там же в магазинах и контейнеры для сбора батареек.

      Вот когда все это и будет организовано также, тогда и биогаз можно будет получать. Кстати, есть еще один способ. Роют большой котлован, дно его укрепляют, проводят гидроизоляцию, туда свозят весь мусор, включая и био. Затем накрывают его сверху также плотным пластиком, делают скважины, вставляют пластиковые трубки для отвода газа, соединяют их все, а потом собранный газ на переработку. А это тоже сложный процесс, так как биогаз, получаемый из свалки содержит много чего, от чего надо освободиться, включая и сероводород, углекислый газ.

  • Анонимно
    28.02.2019 08:51

    Территориальная схема не утверждена. Верховный суд отклонил

    • Анонимно
      28.02.2019 09:33

      Это Вы так думаете, а господа чиновники стоят на своем и их не интересует мнение народа и решения судов, пока президент страны не укажет им на их своеволие.

    • Анонимно
      28.02.2019 10:07

      Только в части мсз. В остальном с 1 января действует

  • Анонимно
    28.02.2019 08:55

    ....Из полученной массы вручную забирают ценные фракции....
    т.е. измельчённую массу ещё надо и руками перебрать?? Этож сколько людей для этого надо? Хороший вариант борьбы с безработицей..

    • Анонимно
      28.02.2019 16:19

      Я вообще под стол сполз когда эту чушню читал))))) Сразу вспомнил Остапа с его Васюками)))) Температура плавления полиэтилена в районе 130 градусов. Представляю как весь этот сплавленный в комок измельченный шлак рабочие рабочие перебирать будут. И главное ведь слушают весь этот бред.

  • Анонимно
    28.02.2019 09:09

    Если это остановит строительство МСЗ, пусть хоть еще три раза сьездят и сделают наконец высокотехнологичный завод не буржуйку для сжигания мусора

  • Анонимно
    28.02.2019 09:15

    Не понял.
    Стекло и металл после шредеры руками выбирают?????
    Как вы это представляете?

    • Анонимно
      28.02.2019 09:45

      Насчет металла и стекла похоже погорячились.
      Металл легко отделяется механическим способом от остальных отходов при использовании магнитов и других методов. Стекло также легко отделяется механизированными методами.

      • Анонимно
        28.02.2019 10:20

        Каким магнитом можно отделить медь, аллюминий и его сплавы, китайские силумины?
        А как механизированный способ сможет отделить стекло от поликарбоната или акрила?

        • Анонимно
          28.02.2019 12:32

          Для тебя лично написано, что отделение металлов возможно другими механизированными методами.
          Метал имеет значительно более высокую плотность относительно пластика, бумаги и пищевых отходов, на этом принципе и основаны сортировочные механизмы для отделения цветных металлов от остального мусора.

          • Анонимно
            28.02.2019 16:24

            Какими другими? Вы что считаете, что европейцы до сих пор сортируют мусор, потому что им это нравится?

            • Анонимно
              28.02.2019 16:30

              Послушайте! Почему Вы мешаете двум заслуженным людям за счёт госбюджета слетать в Мичиган и самим лишний раз убедиться, что мусор надо сортировать?

        • Анонимно
          28.02.2019 12:42

          внимательно изучаем что такое "вихревые сапараторы" ))
          для всего остального есть закон Архимеда!!

      • Анонимно
        28.02.2019 16:22

        Где вы видели железо в бытовом мусоре? Измельченное стекло отделять? Вы хоть понимаете какую чушь несете? При 150 градусах вы получите такой комок непонятно чего, что единственное что с ним можно будет сделать это закопать.

    • Анонимно
      28.02.2019 09:50

      Тоже не совсем понятно про шредеры и дальнейшую сортировку. И про 100 % тоже вродде преувеличение.

      • Анонимно
        28.02.2019 10:34

        Надо собственными ушами послушать презентацию. Не исключено, что со слов журналиста процесс мог быть описан неточно

      • Булгарин
        28.02.2019 16:56

        Могу прояснить. Вообще-то мусор сушат, измельчают, затем пропускают через довольно простое устройство, которое основано на том, что создаются горизонтальные потоки воздуха и падающий измельченный мусор в зависимости от плотности будет под действием потока воздуха увлекаться на разное расстояние. В итоге на земле или в бункере на неком расстоянии от точки сброса мусора будут образованы различные кучки в зависимости от плотности измельченной массы. Затем эти кучки могут быть подвергнуты дополнительному разделению по такому же принципу.

    • Анонимно
      28.02.2019 09:53

      Руки будут в перчатках, две пары в месяц будут выдавать

      • Анонимно
        28.02.2019 12:47

        Как измельченное стекло руками отбирать?
        Бред какой-то , а не технология

        • Анонимно
          10.03.2019 23:42

          Тут интересна и объем автоклавов, и соотношение в оном ТКО/Вода, и время "варки". В общем о производительности/скорости обработки тонны мусора ни слова...

  • Анонимно
    28.02.2019 09:30

    "Генералы нефтехимии"...как громко. разве они эту химию в строили? основную массу этих людей туда поставили рулить тем, что еще при СССР построено. Кто из них "болеет" заводами? никто. им нужны только деньги, чтобы прибыль для акционеров была, а потом её бездарно спускать на массовые развлечения, типа "ак барс", "рубин", о результатах которых все знают (сколько игроков выступают за сборные, какие места на международных турнирах, и т.д)

    Они никак не могут решить с "КЗСК-Силиконом".. А кто будет решать? Каримов и его люди? Вы биографию их видели? Кто из них промышленники, инженеры, химики, промышленные маркетологи хотя бы? Ответ очевиден.
    Зато бюджеты "игрушек", типа "ак барса" или "рубина" какие? на два их годовых бюджета можно несколько заводов построить, на которых бы сотни людей работали.
    Феодализм процветает.
    Фарит

  • Анонимно
    28.02.2019 09:59

    Почему всегда наступают на одни и те же грабли.
    Например, с высоковязкой нефтью, закупили американские и канадские технологии, а КИН оказался в несколько раз меньше, потому, что месторождения отличаются.
    Скорее всего и здесь, закупят завод по переработке мусора, а потом окажется, что у нас другой состав мусора, непригодный для переработки на этом заводе.

  • Анонимно
    28.02.2019 10:05

    А что совсем недавно говорил РНМ об МСЗ - что это единственный вариант решения проблемы с мусором, что его "эксперты" изучили весь международный опыт и бла-бла-бла. Оказывается, не все изучили-то? Может, люди, подающие ему такую информацию, мягко говоря некомпетентны?

    • Анонимно
      28.02.2019 10:21

      А может кому-то с сельхозобразованием перестать верить, что знает все.

      • Анонимно
        28.02.2019 17:02

        и начать хотя бы прислушиваться к жителям республики, на благо которых он работает

    • Анонимно
      28.02.2019 14:47

      Да просто копнуть глубже надо в эту новую технологию... если бы все было так просто...

  • Анонимно
    28.02.2019 10:09

    То, что лучше измельчать, чем прессовать, понятно. Только измельчать нужно после отбора видов отходов и видов ВР.
    Не понятно, запатентована ли данная технология? КМЛ

  • Анонимно
    28.02.2019 10:23

    Что касается отечественных НИИ. С завтрашнего дня переводят всех научных сотрудников на 0.6 ставки. Чтобы наша зарплата стала равна двукратной по региону. ИОФХ им Арбузова

    • Анонимно
      28.02.2019 11:48

      ИОФХ федеральная структура, а тут вроде как региональные решения.

  • Анонимно
    28.02.2019 11:10

    В РТ плохо поставлена переработка авторезины. Надо провести инвентаризацию шинопереработчиков, дать импульс сбыту вторичной продукции.

    • Анонимно
      28.02.2019 11:48

      Так Яруллин же продвигал эту идею. У него малиновый ангидрид и переработка резины когда-то были любимыми идеями.
      Видимо, с окупаемостью в этих проектах еще хуже, чем у Аммония.

      • Анонимно
        28.02.2019 13:24

        11.48. Этим проектам надо помочь со сбытом. Окупаемость будет.

        • Анонимно
          28.02.2019 13:35

          Если кому-то надо помогать со сбытом, то это уже проект уровня Аммония. Зачем они такие?

  • ПанАлекс
    28.02.2019 12:15

    Читаю этот бред и волосы дыбом - потратить 1,1 трлн.р. на "поощрение экспорта" - то есть колония тратит свои деньги для того, чтобы метрополии и олигархам лучше жилось? Вот откуда деньги в карманы большинства Форбс РФ идут!
    А ведь экспортерам еще и НДС возмещают весь, в льготном щадящем режиме! То есть такое вопиющее неравенство между экспортной экономикой и экономикой, ориентированной на российского конечного покупателя, то есть на население России.

    • Анонимно
      28.02.2019 12:37

      Ну так на внутреннем рынке не заработать больших денег, вот и экспорт развивают. Чего дыбом-то встают волосы.

  • Анонимно
    28.02.2019 13:29

    Таких разнообразных технологий по миру большое множество. Я бы и сам мог предложить подобные технологии. Почему те, кто должен это делать отсиживаются и отмалчиваются?

  • Анонимно
    28.02.2019 13:56

    Яруллин в свои 70 лет заткнет за пояс иных диванных комментаторов.

    • Анонимно
      28.02.2019 14:26

      именно поэтому все так хорошо, повсеместно внедрены и внедряются новые экологичные производства, развиваются наукоемкие технологии, увеличивается число высокоинтелектуальных рабочих мест, количество новых промышленных гигантов построенных в текущем десятилетии превзошло все успехи советского периода, население богатеет, появляются первые олигархи не связанные с партноменклатурой прошлого и сумевшие в период экономического подъема создать и развить свой бизнес не основанный на получении дотаций из бюджетов всех уровней. Есть чем гордиться и народу и его руководителям! Это сарказм.

  • Галеев Зуфар
    28.02.2019 14:28

    Молодому стартаперу не было возможности достучаться до этих бизнес-тяжеловесов. Значит есть благоприятные условия для дисфункций управления. Это же оборачивается миллионными убытками.

  • Анонимно
    28.02.2019 14:45

    С отходов удаляются все органические материалы, все остатки еды....

    Каким образом???? Допустим картофельные очистки. Ну они просто сварятся в пару и все. Никуда ж не денутся.

    • Анонимно
      28.02.2019 16:27

      Очистки это еще цветочки. Представьте что станет с целлюлозой (бумагой) и полиэтиленом при такой температуре и влажности))))

    • Анонимно
      28.02.2019 16:28

      Кроме того пар будет естественным образом конденсироваться и куда эту чистейшую воду девать))))

  • Анонимно
    28.02.2019 16:27

    И в Арктике, когда температура минус 196, минус 161, как раз применяются аэрогели, — добавил директор «Татнефтехиминвест-холдинга» Рафинат Яруллин.
    Возможно Яруллин в свои 70 лет заткнет за пояс иных диванных комментаторов, но климатические условия в Арктике для него явно "тайна за семью печатями". От этого и компетентность в других вопросам может быть поставлена под сомнение.

  • Анонимно
    28.02.2019 16:46

    Рафинат Саматович - Профессионал с большой буквы.

  • Анонимно
    28.02.2019 19:02

    Чтобы автоклавировать мусор - в РФ еще 20 АЭС нужно строить и еще один Байкал воды.

  • Анонимно
    28.02.2019 20:06

    Рафинат Яруллин даже не знает температуру в Арктике - говорит что там минус 161 минус 196.

    Полный бред насчет температуры в Арктике. Там минус 40 иногда минус 60.

    Вот и остальное у него в том же стиле - 500 миллионов рублей куда то делись в курируемом им проекте - была статья в БО.

    КЗСК, Аммоний - он же эти проекты курировал - он же отвечает за химию в республике............................................

    Президент здесь прав - проспал и не только это..........

  • Анонимно
    28.02.2019 22:15

    Сортировать свой мусор каждый должен сам. Если коммунальщики будут забирать ТОЛЬКО рассортированные ТКО, а оставшееся игнорировать, то все поймут, что нельзя бесконечно увеличивать горы мусора (они же вонять начнут...)

    • Азат Д
      1.03.2019 07:22


      Неотсортированный мусор за дорого вывозить, отсортированный как вторсырье бесплатно.

    • Анонимно
      1.03.2019 14:55

      22.15.
      Нужно монетезировать сбот мусора. Посредник УК или ТСЖ.
      Есть тарифы внутри тсж, есть тарифы на приём вторсырья от тсж. Сумма приёма вычитывается из стоимости квартплаты. Это стимулирует ответственных собственников и квартиросъёмщиков. Можно на примере одного дома тестирование в форме пилотного проекта.

  • Анонимно
    1.03.2019 08:05

    По мусору. Ну есть же очевидное решение. В мире есть лидеры этого бизнеса. Пригласить. Посмотрят компетентные люди и построят то что нужно. Да, будет не дёшево)) но на 1-2 примерах можно будет получить опыт и затем его масштабировать в рамках всей страны.

  • Анонимно
    1.03.2019 13:29

    Все, что рассматривается, планируется, реализуется в РТ, ведет к коллапсу. Нужны мини-комплексы, полностью изготовленные в РТ. Тогда и деньги большие сэкономятся, будет порядок и процветание, а затем и масштабирование по другим регионам и странам. Будущее - за технологией РОМХ. КМЛ

  • Анонимно
    2.03.2019 19:02

    По тяжелой нефти и битумам никаких американских и канадских технологий не закупалось, потому и коэффициент извлечения в проекте не хуже, а иногда и выше, чем в канадских проектах. Своя наука эффективно сработала.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
Загрузка...
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль