Культура 
4.03.2019

Миляуша Таминдарова: «За пять минут до выхода на сцену у меня родился внук!»

«Танцы+» от камерного хора РТ: зулусские свадебные песни, кандидатка в детский «Голос» и Сергей Полунин под хоровой кавер Хозиера

В ГБКЗ им. Сайдашева устроили «Танцы+» — так назывался третий концерт абонемента «Хоровой crossover» Государственного камерного хора РТ под управлением Миляуши Таминдаровой. О том, что общего у Баха и казаков-некрасовцев, какой бывает вечеринка в стиле барокко и почему необходимо обольщать публику, — в репортаже «БИЗНЕС Online».

Миляуша Таминдарова Миляуша Таминдарова

АФРИКАНСКИЕ ТАНЦЫ И ДЖАЗОВЫЙ СТАНДАРТ С ТАТАРСКИМ НАСТРОЕНИЕМ

Створки органа открыты, но за пультом никого. Сцена погружена во тьму, а на экранах по бокам появляются танцоры. Они исполняют контемпорари, а из-за створок доносится акапельная «Ария» Баха. Звук объемный и прозрачный — создается впечатление, будто находишься в барочном соборе и наблюдаешь какой-то новый проект европейского режиссера.

Но на самом деле все происходило в Казани — так начинался третий концерт абонемента «Хоровой crossover» Государственного камерного хора РТ под управлением Миляуши Таминдаровой. Ирландский рок-музыкант Эндрю Хозиер и немецкий классик барокко Иоганн Себастьян Бах, российский поп-певец Константин Меладзе и итальянский композитор Джузеппе Верди — может ли быть что-то общее у этих музыкантов? Как оказалось, вполне — все они были в программе «Танцев+». «„Хоровой crossover“ — это вовсе не случайное сочетание слов в названии абонемента, — рассказала Таминдарова корреспонденту „БИЗНЕС Online“. — Я хотела поменять его в этом году, но оно действительно концептуальное. Мы всегда хотим выстроить в проекте какой-то путь, историю. Например, берем отдельную субстанцию: вода, воздух, национальности, духовная составляющая — и на нее нанизываем репертуар. Обычно музыкальные коллективы имеют достаточно определенное амплуа или являются приверженцами какого-то стиля в музыке. Но мы хотим бороздить времена, жанры, стили, поэтому мы слушателей берем и, как говорится, бросаем из огня да в полымя».

Тем не менее, несмотря на разнообразный репертуар концерта, он подчинен внутренней логике и последовательно раскрывает тему танцев народов мира. Следом за «Арией» Баха зазвучал «Танец дикарей» из оперы Жана-Филиппа Рамо «Галантные Индии» в исполнении струнного квартета «Казан нуры» и духовых под кадры фильма об африканских племенах. Через пару минут, пританцовывая, на сцене появились хористы с Таминдаровой во главе. Забегая вперед, отметим, что оптимистично-танцевальное настроение певцы сохраняли на протяжении всего концерта — такой драйв нечасто увидишь на сцене ГБКЗ.

А танцы были представлены самые разные, причем в лучших традициях камерного хора умело смиксованные: танго Por Una Cabeza удачно дополняло знаменитую хабанеру — арию Кармен L’amour est un oiseau rebelle из оперы Жоржа Бизе, джазовый стандарт Take Five отлично сочетался с песней «Яратам дисен син», а «Левантийский вечер» оказался очень кстати при исполнении «Хавы нагилы». «Кто часто приходит к нам в гости, наверняка знает, что мы очень любим миксовать, — отметил ведущий концерта, хорист Нияз Ярулин. — Сегодня в этом смысле даже необычная программа — миксов было очень мало. Но совсем без них обойтись нельзя». Неотъемлемым дополнением музыки была картинка — на экранах ГБКЗ показывали видеоролики, раскрывающие тему произведений. Вот Наташа Ростова и Андрей Болконский танцуют на балу под «Вальс» Арама Хачатуряна, вот кадры из фильма «Ромео и Джульетта» 2013 года иллюстрируют музыку Нино Роты, написанную для другой картины — классической экранизации, снятой Франко Дзефирелли. Кавер знаменитой песни Хозиера Take me to church сопровождался кадрами перформанса Сергея Полунина, который снял на видео голливудского фотографа Дэвида Лашапеля. Многие музыканты не приветствуют визуальное сопровождение, считая, что оно отвлекает от исполняемых произведений. Возможно, иногда так и происходит, но не в этот раз — наоборот, видеоролики помогали раскрыть новые смыслы знакомых композиций.

Татьяна Ефремова Татьяна Ефремова

«НУЖНО НЕ ТОЛЬКО ЗАИГРЫВАТЬ, НО И ОБОЛЬЩАТЬ ПУБЛИКУ»

«У нас сегодня будет вечеринка в стиле барокко. В эту эпоху не было устоявшихся оркестровых составов, играли на том, что было, и главный принцип — чтобы музыкант был крутой. А сегодня очень крутые музыканты», — объявил в начале концерта Ярулин. Таминдарова подтверждает — по ее словам, это виртуозы города: «Я считаю, что сегодня вместе со мной на сцене собрались настоящие виртуозы Казани. Такой трубы, как Яна Деликатная, просто нет в природе. Вы слышали, как она барочную музыку играет? Уровень высочайший. Баянисты Булат Хисматов и Наиль Сагдиев — тоже высочайшего уровня музыканты. Какое это наслаждение — открывать для себя людей! Я иногда себя ловлю на том, что стою на сцене и хлопаю, хотя, как дирижер, я не должна этого делать. А порой мои ребята так петь начинают! И, когда я слышу то, чему я их и не учила, они меня просто поражают».

Среди выступающих были и восходящие звезды — например, студентка Казанской консерватории Татьяна Ефремова, исполнившая песню казаков-некрасовцев «Ой, вы цыгане», и юная участница полуфинала детской «Новой волны» Полина Кузина. Ефремова по уровню вокала и уверенности на сцене производит впечатление состоявшейся певицы, и каково же было удивление корреспондента «БИЗНЕС Online», когда она узнала, что девушке еще год учиться в вузе. А Кузина — готовый материал для детского «Голоса», ведь в ее арсенале есть кавер «Вани» Тины Кузнецовой и мощная «Ласточка» Анны Пингиной, которая и была исполнена на сцене ГБКЗ, вызвав ожидаемые овации.

Полина Кузина Полина Кузина

Соглашаются ли такие таланты на сборную солянку, когда кроме академического репертуара приходится перестраиваться и на эстрадно-джазовый? «Семен Абрамович Казачков, мой профессор, сказал: „Отношения между руководителем и хором очень интимные, тайные, как между любовниками“. И это правда. Я всегда мечтала, что отношения с моим хором будут очень родные, теплые, близкие. Жесткое администрирование — это не для меня. Вся работа хора основана на доверительных отношениях. И теперь я уже получаю истинное удовольствие от плодов этого коллективного мышления. Потому что в какие-то моменты, когда мне кажется, что я просто иссякла в идеях, мне на помощь приходят мои ребята — талантливейшие артисты нашего хора, например, такие как Нияз Ярулин, который и сочиняет музыку, и поет, и играет на гитаре, и ведет концерты, не говоря уже о моих помощниках: Насте Чупруновой, Ксюше Романовой, Ильдаре Шамсутдинове. Каждый новый проект начинается с вопроса „Кто что хочет спеть?“ — и они мне приносят материал. Иногда это кончается ничем, я говорю: „Нет, это не твоя песня“. А порой предлагаю: „Давай мы дуэтом“. Но, когда идея стоящая, она может увлечь, заставить загореться весь коллектив. А что-то подкидывает нам сама жизнь. Вот мы встретились с Ренатом Ибрагимовым, спели с ним юбилейный концерт в Кремле и оттуда вытащили, как говорится, репертуар на миллион», — рассказала Таминдарова.

Как она отметила, ее хор ищет совершенный звук: «Это невероятно сложно, ведь звук Монтеверди и звук Хозиера — это разная эстетика, разные группы резонаторов, разная вокальная оснастка. Но, когда мы говорим о нашем направлении, мы не связываем звук напрямую со стилем произведения, он существует как субстанция. И мы ищем этот совершенный звук. Наш педагог по вокалу очень подробно рассматривает вопросы физиологии, биомеханики, теории звука. Для нас это очень важно, поэтому, какую бы музыку мы ни пели — барочную, классику, народную или еще что-то, единственное, что изменяется, — это конечная сумма резонаторов. И только стиль музыки определяет, как именно нам сложить данную сумму. Причем слушатель никогда не отдает себе отчета, почему ему нравится то или иное произведение. Профессионал же на то и профессионал, что предугадывает эти ощущения, управляет восприятием слушателя, подбирает исполнительские ключи. Однако важно не только заигрывать с публикой, с ее чувствами, но и любить ее и, я бы даже сказала, обольщать. Это хорошее слово „обольщать“ — значит завоевывать, влюблять в себя, очаровывать». Пожалуй, с этим у коллектива проблем нет — как объявила Таминдарова, все билеты на концерт были проданы еще за полтора месяца, крики «Браво!» слышны уже после первого номера, а по окончании особо эмоциональных песен зал без преувеличения взрывался аплодисментами.

«Я чувствую, как многим из вас наверняка понравилась наша искренность и уж точно понравилась наша любовь к музыке. Вы представляете, у меня сегодня такой праздник — за пять минут до выхода на сцену у меня родился внук! А у него (показывает на перкуссиониста Романа Алексеева — прим. ред.) родился сын! И теперь постараюсь все время 1 марта делать концерты, чтобы на них справлять его день рождения. Я не чтобы похвастаться, просто сегодня необычайный день — первый день весны», — сказала Таминдарова в финале концерта. Напоследок, не кокетничая и не бисуя, хор исполнил хит Меладзе «Как ты красива сегодня», и у них это получилось очень нежно и светло. С таким настроением расходилась и публика после концерта. 

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (4) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    4.03.2019 13:20

    если честно то НЕМНОГО надоело.


  • Анонимно
    4.03.2019 16:17

    Успехов талантливейшей женщине Мирового уровня Миляуше Таминдаровой. Выступление ее Камерного хора это шедевр. Браво Миляуша !!!

  • Анонимно
    4.03.2019 18:06

    Побольше таких концертов и статей!

  • Анонимно
    4.03.2019 21:37

    Браво! Не ожидал такого в Казани услышать увидеть! Огонь!!!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
Загрузка...
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль