Машиностроение 
12.03.2019

«Челны уже перенасыщены»: электробусы КАМАЗа жаждут выпускать в Энгельсе

Чтобы выполнить грядущий мегазаказ от Собянина, автогиганту придется искать новые площадки — уже ведутся переговоры с «Тролза»

Производство автобусов в Нефтекамске подошло к пределу мощности, а строить новый корпус неоправданно дорого. КАМАЗ всерьез задумался о переносе производства электробусов из Нефтекамска в город Энгельс Саратовской области. Как стало известно «БИЗНЕС Online», в рамках возможного СП троллейбусный завод, за которым, как считается, стоят местные «майонезные короли», готов поделиться и производственными площадями, и работниками. Последнее слово — за Сергеем Когогиным.

ЗАО «Тролза» из города Энгельса Саратовской области готово предоставить КАМАЗу производственную площадку для производства до 2 тыс. электробусов ежегодно Фото: «БИЗНЕС Online»

из нефтекамска в ЭНГЕЛЬС?

ЗАО «Тролза» из города Энгельса Саратовской области готово предоставить КАМАЗу площадку для производства до 2 тыс. электробусов ежегодно, сообщил газете «БИЗНЕС Online» генеральный директор ЗАО «Тролза» Иван Котвицкий. Мощности необходимы челнинскому автогиганту, чтобы выполнить намечающийся в перспективе масштабный московский заказ. На данный момент у КАМАЗа заключено два контракта на поставку 200 электробусов стоимостью около 33 млн рублей каждый, а также на их сервисное обслуживание в течение 15 лет. Однако Москва намерена и впредь покупать по 300 электробусов ежегодно, а после 2021-го закупки могут вырасти до 800 машин в год.

Сейчас электробусы выпускаются на заводе «НЕФАЗ» в Башкортостане, который входит в группу компаний «КАМАЗ». На заводе в Нефтекамске два корпуса: в одном выпускается специальная и прицепная техника, в другом — автобусы, включая электробусы, а также прицепная техника. Замгендиректора челнинского автогиганта Николай Пронин сообщил «Интерфаксу», что уместить все производства на одной площадке уже невозможно. «Все, что можно было сделать для оптимизации производства, уже сделано, а строить третий корпус неоправданно дорого, поэтому прорабатываем варианты перевода производства электробусов на другие площадки. На какую конкретно — сказать не могу, решение пока не принято. Кузовное производство, скорее всего, оставим на НЕФАЗе», — заявил Пронин.

Площадки в автограде даже не рассматриваются. «Челны уже перенасыщены в смысле производства», — заявил Пронин. Один из вариантов — создание СП с «Тролза», компании уже находятся «в процессе обсуждения возможной интеграции», говорит замгендиректора КАМАЗа. О покупке «Тролзы» речи не идет, видимо, подобраны другие варианты.

«У них есть компетенции в электротранспорте. У нас тоже, и мы их тоже хотим сохранить, поэтому, например, не обсуждаем контрактную сборку. Решение о форме интеграции примем до конца года», — говорит топ-менеджер КАМАЗа. Он затруднился определить общую сумму инвестиций в «электробусный» проект, лишь заметив, что расходы могут исчисляться сотнями миллионов рублей.

На вопрос о рентабельности поставок электробусов Пронин отметил, что она «мизерная» и ниже, чем у дизелей, но убытков не приносит.  По оценкам, рынок автобусов большого класса в ближайшем будущем составит около 4–4,5 тыс. машин против 4 тыс. в 2018 году. В 2019-м КАМАЗ планирует произвести до 1,5 тыс. автобусов.

Иван Котвицкий подтвердил, что вариант размещения производства камазовских электробусов на «Тролзе» он обсуждал в прошлом году, когда КАМАЗ подисывал соглашение с Саратовской областью Иван Котвицкий: «Не наш электробус похож на камазовский, это камазовский электробус похож на наш, потому что первый электробус в 2008 году мы выпустили» Фото: Роман Пименов/Интерпресс/ТАСС

«КАМАЗ только вступает в электрическую эпоху, а мы-то всю жизнь [в ней работаем]!»

ЗАО «Тролза» — крупнейший производитель троллейбусов в России. Согласно базе данных «Контур.Фокус», акционерами, в соответствии с последними открытыми данными, выступают некие Роман Лаврин и Ирина Попова, однако в СМИ завод связывают с ГК «Букет» и ее совладельцем Владисловом Буровым. Группа владеет, в частности, одним из крупнейших в России масложировых холдингов, «Солнечные продукты», а ранее в числе бенефициаров присутствовала семья спикера Госдумы РФ Вячеслава Володина

Котвицкий подтвердил, что вариант размещения производства камазовских электробусов на «Тролзе» он обсуждал в прошлом году, когда КАМАЗ подписывал соглашение с Саратовской областью.

«Решение за КАМАЗом. У нас есть свободные производственные мощности, — говорит он. — Мы же троллейбусный завод. Мы выпускаем троллейбусы. Троллейбус — это тот же самый электробус, только у нас „рожки“, а там „пантограф“», — говорит руководитель «Тролзы».

Сейчас на предприятии делают от 100 до 400 троллейбусов и электробусов в год. Что касается конкретно электробусов, на «Тролзе» их на данный момент выпущено 300 штук.

«Не наш электробус похож на камазовский, это камазовский электробус похож на наш, потому что первый электробус в 2008 году мы выпустили! У нас единственный в стране автобус на газовом топливе „Евро-6“. КАМАЗ только вступает в электрическую эпоху, а мы-то всю жизнь [в ней работаем]!» — с гордостью отмечает Котвицкий, который добавляет, что сам проработал на челнинском автозаводе 8 лет.

По словам директора, его предприятие владеет всем необходимым для того, чтобы расширить производство.

«Мы можем производить больше, что как раз соответствует потребности КАМАЗа. Для нас это дополнительная загрузка производственных мощностей и более устойчивое производство. На наших площадях можно было бы производить до 2 тысяч электробусов в год», — добавляет Котвицкий.

При этом глава «Тролзы» не стал говорить о том, на каких условиях КАМАЗ смог бы зайти на площадку, назвав это «техническим вопросом».

«Дело не только в производственной площадке, у нас есть профессионалы, которые всю жизнь занимаются электрическим транспортом, — это наш основной плюс. А если создавать новые площади, людей ведь надо будет найти и обучить. Это же не 5–10 человек! Автобусный и троллейбусный парки — это принципиально разные вещи. Электрическая машина на порядок сложнее, чем обычный автобус», — рассказывает Котвицкий.

 Москва намерена и впредь покупать по 300 электробусов ежегодно, а после 2021-го закупки могут вырасти до 800 машин в год Фото: «БИЗНЕС Online»

«производство автобусов в Нефтекамске вышло уже на свои максимальные пики»

Руководитель пресс-службы КАМАЗа Олег Афанасьев в разговоре с «БИЗНЕС Online», в свою очередь, отметил, что размещение производства электробусов на «Тролза» — это лишь один из возможных вариантов, которые в настоящее время рассматривает автогигант. 

«В настоящее момент никакого сотрудничества, никакой кооперации с „Тролза“ у КАМАЗа нет, никакой покупки завода нет. Энгельский завод рассматривается КАМАЗом как один из возможных вариантов для сборки электробусов и троллейбусов», — заявил Афанасьев.

При этом руководитель пресс-службы отметил, что для выполнения имеющихся на сегодняшний день у КАМАЗа контрактов на поставку электробусов мощностей НЕФАЗа вполне достаточно, а варианты увеличения производства электробусов рассматриваются на перспективу.

«На данный момент на исполнение контрактов по поставкам электробусов, которые у КАМАЗа имеются, мощностей производства в Нефтекамске хватает. У нас сегодня есть контракт на поставку 200 электробусов для Москвы, почти половину из них мы уже поставили», — отметил Афанасьев.

«Москва в перспективе планирует закупать по 800 электробусов ежегодно, КАМАЗ рассчитывает, что по крайней мере до половины из них будет поставлять он. Если еще учесть заказы, которые могут прийти и из других городов, а это примерно еще 200 штук, конечно, такие объемы нефтекамский завод произвести будет не в состоянии. На сегодня производство автобусов в Нефтекамске вышло уже на свои максимальные пики — там производится больше 1 тысячи автобусов в год, в то время как общая мощность нашего производства в Башкортостане — 1,2 тысячи единиц в год. И конечно, в какой-то момент встанет вопрос о том, что что-то нужно будет делать с увеличением производства. В этом смысле легче переносить новое производство электробусов, чем производство дизельных автобусов», — заявил он. 

Афанасьев отказался перечислить площадки, с которыми КАМАЗ ведет переговоры о возможном начале сборки электробусов.

Предприятия: КАМАЗ
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (53) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
12.03.2019 12:39

А Татарстан когда начнет сам избавляться от рычащих дымящих монстров и переходить на экологичную технику?

  • Анонимно
    12.03.2019 12:39

    А Татарстан когда начнет сам избавляться от рычащих дымящих монстров и переходить на экологичную технику?

    • Анонимно
      12.03.2019 13:29

      Видно кому то выгодно белорусские МАЗы проталкивать... Весь вопрос в лоббировании и откатах.. А слова об инновациях и экологичности - это сарыкларнын колака макарон электерерга.

      • Анонимно
        12.03.2019 13:43

        а чем тебе белорусские МАЗы плохи ?) сам видел как выглядит МАЗ двухлетней давности и аналогичный НЕФАЗ, занешь что лучше из них едет ?)

  • Анонимно
    12.03.2019 12:40

    Азат Д

    В Казани когда электробусы будут?

  • Какие экологические преимущества имеет электротранспорт.
    При выработке ээ также сжигается топливо.

    • Анонимно
      12.03.2019 13:41

      Ну оно сжигается за пределами и так загазованного города.

      • Моисей
        12.03.2019 14:02

        Как за пределами?
        ТЭЦ 1,2,3 все в черте города

        • Анонимно
          12.03.2019 17:59

          Азат Д

          Слабо в Татрстане с инновациями. Например в Башкирии солнечные электростанции, а у нас МСЗ тянут.

        • Анонимно
          12.03.2019 20:21

          У них трубы высокие, их выбросы не попадают в городской воздух, а рассеиваются в большом радиусе в атмосфере. Экологичность сгорания топлива на ТЭЦ намного выше, чем в ДВС.

      • И обратно ветром заносится в город.
        Это всё бутафория..

        • Анонимно
          12.03.2019 14:45

          С топливом загрязнение происходит из нескольких источников:
          1. На нефтеперерабатывающем заводе
          2. Транспортные выхлопы
          А с электромобилями - только на производстве батарей

          • Анонимно
            12.03.2019 15:04

            Немцы уже посчитали, что произвести батареи нужно изгадить примерно в десять раз больше чем просто проехать на ДВС.
            Просто все молятся на новые технологии, которые помогут решить и эту проблему.

        • Анонимно
          12.03.2019 18:00

          Азат Д

          Поэтому и не нужен МСЗ.

    • Анонимно
      12.03.2019 21:15

      ГЭС???? нет не слышал!!!!

  • Panda
    12.03.2019 13:19

    А почему не в Елабугу например?

    Или на Бугульму например...

  • Panda
    12.03.2019 13:20

    На данный момент у «КАМАЗа» заключено два контракта на поставку 200 электробусов стоимостью около 33 млн. рублей каждый, а также на их сервисное обслуживание в течение 15 лет. Однако Москва намерена и впредь покупать по 300 электробусов ежегодно, а после 2021 года закупки могут вырасти до 800 машин в год.


    А в Казани или Челнах хоть один электробус есть?

    • Анонимно
      12.03.2019 16:13

      Дорогой, электробус этот сам не едет.
      Он должен на каждой остановке подзаряжаться. На станциях "быстрой зарядки" через подъемный пантограф.
      Чтобы такой "полуэлектробус" использовать хоть на одном маршруте, надо массу денег вложить в "полуэлектробусную" инфраструктуру. То есть, построить и оснастить эти станции "быстрой подзарядки". И оснастить "полуэлектробусами" весь маршрут, тогда эта инфраструктура будет загружена. Нет смысла для одной одинокой машины городить такой огород.
      Поэтому, вопрос "когда будет хоть один электробус в Казани" могут задать только дилетанты.

      • Анонимно
        12.03.2019 18:02

        Азат Д

        Так туристов на ЧМ возил же электробус? Зачем его забрали, если говорили что инфраструктура городу останется?

  • Panda
    12.03.2019 13:21

    Кузовное производство, скорее всего, оставим на „НефАЗе“


    И потом эту кучу железа переть до Саратова? Зачем??? Дорого же

    • Анонимно
      12.03.2019 15:00

      Кузов автобуса - это пространственная ферма-«клетка» из труб, на которой закреплены панели. В разобранном состоянии на одном полуприцепе можно перевезти несколько кузовов. Это дешевле, чем строить кузовной цех.

    • Анонимно
      12.03.2019 18:03

      Азат Д

      Аэробус вообще в разных странах части делают.

  • Panda
    12.03.2019 13:26

    Зачем нужны троллейбусы?

    Сотни тонн железа под напряжением над головой и кривые столбы

    • Анонимно
      12.03.2019 20:24

      Давайте демонтируем столбы и оставим улицы без освещения.

  • ЛП
    12.03.2019 14:02

    Сын "камазовского" Котвицкого? Ну, тогда в Саратове.

  • Анонимно
    12.03.2019 14:14

    Доводы Пронина очень малообоснованы. Он выступает чьим -то рупором. Что очень некрасиво для директора завода "НефАЗ", расположенного в Башкортостане. Получается, он враг Башкортостана. В Нефтекамске есть свободные площади, есть прекрасные корпуса. Руководство Башкортостана всегда решит эти вопросы.

    • Анонимно
      14.03.2019 06:37

      Пронин много чего не красивого делает, но любит это делать красиво. Простите за тафтологию. Как был консультантом, так и остался. Его печальный опыт работы на НЕФАЗе и Мотовилихе тому пример. Теперь он хочет добить то, что не успел в прошлый раз.

  • Анонимно
    12.03.2019 14:36

    Почему не в Татарстане?

    • Анонимно
      12.03.2019 18:04

      Азат Д

      Интересно, в инновационногм городе Иннополисе, сколько электробусов?

    • Анонимно
      12.03.2019 21:12

      Там рулят федералы, поэтому и не в Татарстане

  • Анонимно
    12.03.2019 15:03

    нефиг из Башкирии что то переносить или расширять в других Регионах, бред это все ! Либо в НЕФТЕКАМСКЕ либо в ЧЕЛНАХ все можно организовать и сделать.Я так полагаю они просто боятся платить людям нормальную зарплату, за те же 15 - 20 ТЫС в нищем САРАТОВЕ хотят производство наладить. Позорники

    • Анонимно
      14.03.2019 06:39

      Вы смешной. Почитайте новейшую историю Кореи, Китая и Малайзии. Это глупость со стороны бизнеса не пользоваться конкурентным преимуществом.

  • Анонимно
    12.03.2019 15:05

    Научный факт - в сильные морозы мощность электродвигателя падает. А вот расход растет.

    • Анонимно
      12.03.2019 18:07

      Азат Д

      Почему мощность электродвигателя падает?
      Научный факт - расход ДВС в морозы растет.

    • Анонимно
      12.03.2019 18:48

      Мощность электродвигателя не зависит от температуры, но вот емкость батареи падает с понижением температуры. Гуглите инет.

    • Анонимно
      12.03.2019 20:25

      Где такое услышали?

  • Анонимно
    12.03.2019 16:31

    Летом был в Минске. Электро усы работают на линиях городского транспорта. Довольно таки удобный бесшумный транспорт. На конечных остановках подзаряжается. Может проще, как у нас у татар принято, покупаем Электробусы в Минске и продаем в Москву.

  • Анонимно
    12.03.2019 18:34

    А не скажете, у этих электробусов, аккумуляторные батареи сколько стоят? А на сколько лет работы хватает этих аккумуляторных батарей? Или это очередная пиар компания?

    • Анонимно
      12.03.2019 20:32

      Азат Д

      В Китае массово ездят электробусы. Это для России это чудо.

  • Анонимно
    12.03.2019 20:29

    Уверяю вас, на сегодняшний день имеются накопители и преобразователи напряжения для экологичного транспорта.

  • Анонимно
    12.03.2019 21:02

    Азат Д

    Челны без электробусов, как сапожник без сапог.

    • Анонимно
      14.03.2019 06:41

      Челны ещё за автобусы не расплатились и учитывая как работают городские власти, никогда не расплатятся

  • Анонимно
    13.03.2019 02:31

    Электробус это круто!Действительно транспорт будущего,едит бесшумно,и экологически чистый,нет дыма!И ездит быстро-понравилось!!!!Ставлю 10балов из 10!

  • Анонимно
    13.03.2019 20:03

    В Уфе есть свой троллейбусный завод, куда смотрит правительство республики.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль