Машиностроение 
16.03.2019

«Как Зеленодольск ни шифровался…»: завод им. Горького попал под санкции Трампа

Предприятие попало «под замес» за активы в Крыму и стахановское строительство для ВМФ России, считают эксперты

Рано или поздно это должно было произойти. Так можно оценить появившуюся вчера вечером информацию о том, что Зеленодольский завод им. Горького попал под санкции США — уж больно заметно предприятие строит боевые корабли. Эксперты «БИЗНЕС Online» отмечают, что новость эта, безусловно, неприятная и сулит немало проблем, но указывают, что завод и так фактически уже живет в санкциях и не факт, что они помешают даже экспортным планам.

Минфин США внес в санкционный список еще 8 российских организаций, в их числе — АО «Зеленодольский завод им. Горького» Минфин США внес в санкционный список еще 8 российских организаций, в их числе — АО «Зеленодольский завод им. Горького» Фото: prav.tatarstan.ru

МЕСТЬ ЗА КРЫМ

Минфин США внес в санкционный список еще 8 российских организаций, в их числе — АО «Зеленодольский завод им. Горького». Среди «провинившихся» компаний — концерн «Океанприбор», завод «Фиолент», «Судокомпозит», «Новые проекты», «Консоль-Строй», «Звезда», Ярославский судостроительный завод. Причиной введения новых ограничительных мер назван инцидент с задержанием 25 ноября 2018 года в Керченском проливе украинских кораблей. Эксперты «БИЗНЕС Online» полагают, что зеленодольское предприятие наказывают по двум реальным причинам.

Первая — активное участие в строительстве кораблей для ВМФ России и ФСБ. «Можно сказать, что завод попал в список „до кучи“, — отметил в беседе с „БИЗНЕС Online“ главный редактор журнала „Экспорт вооружений“ Андрей Фролов. — Мы видим, что американцы постепенно все наши оборонно-промышленные компании под благовидными предлогами включают в список, а зеленодольское предприятие к тому же серьезный игрок в строительстве заказов для флота».

Напомним, что по количеству заказов и тиражам Зеленодольск остается верфью №1 России: там построили и строят противодиверсионные катера проекта «Грачонок», малые ракетные корабли (МРК) проекта 21631 «Буян-М», сторожевые корабли проекта 22100 «Океан», патрульные корабли проекта 22160, МРК проекта «Каракурт», плавучий док проекта 22570 «Квартира», кабельные суда проекта 15310. Напомним, что зеленодольские «Буяны-М» били по ДАИШ (арабское название запрещенной в РФ группировки «ИГИЛ» прим. ред.), несут службу у берегов Сирии и на Балтике.

Вторая причина — в наличии крымских активов: зеленодольское предприятие фактически руководит керченским заводом «Залив». «В первую очередь к санкциям прицепили, конечно, за Керчь, — указывает Фролов. — Наши оборонные промышленники в этом вопросе несколько удивляют — они все думают, что, если будут „шифроваться“, их минет чаша санкций. Нет. И как Зеленодольск ни шифровался (утверждал, что „Залив“ — это не мы, не надо об этом говорить), все равно попал в список».

Напомним, в августе 2014 года украинские власти обвинили завод им. Горького в силовом захвате ОАО «Керченский судостроительный завод „Залив“», принадлежащего украинскому олигарху Константину Жеваго. Хотя эксперты отмечали, что предприятие было доведено украинцами до ручки, они говорили: если актив не будет приобретен официально, то против зеленодольцев могут быть введены санкции со стороны США, Европы и ряда других стран. Впрочем, указывалось и на то, что санкции введут, даже если за завод заплатят полную цену.

Отметим, что то же самое произошло и с другими крымскими активами — их попросту закрепили за различными российскими ведущими предприятиями. Это особо и не скрывалось. Так, в то время «оборонный» вице-премьер правительства РФ Дмитрий Рогозин открыто говорил, что завод им. Горького уже назвал ряд кораблей и судов, которые будет строить в Крыму. Впрочем, в Татарстане продолжали делать из этого тайну по принципу «то, о чем не говорим, не может нам повредить».

Зеленодольское предприятие фактически руководит керченским заводом «Залив». «В первую очередь, к санкциям прицепили, конечно, за Керчь, — указывает Андрей Фролов Зеленодольское предприятие фактически руководит керченским заводом «Залив». «В первую очередь к санкциям прицепили, конечно, за Керчь», — указывает Андрей Фролов Фото ИТАР-ТАСС/Лев Федосеев

»…И ЛЕГКО НАДАВЯТ НА ТЕХ ЖЕ НЕМЦЕВ»

Как санкции отразятся на заводе?

«Это плохо в любом случае, — уверен источник „БИЗНЕС Online“ в судостроении. — Начиная с элементарных вещей. Иностранные банки могут внешние денежные операции прекратить, а они у завода есть. Все зарегистрированные на компанию счета будут заблокированы. И в первую очередь санкции отразятся на возможном экспорте. Страны, которые могли бы заказать в Зеленодольске корабли, предпочтут воздержаться из соображений угроз блокировки счетов, а также по политическим причинам — ведь американцы не советуют покупать вооружение у России. А что могут сделать против США Шри-Ланка или Малайзия?» Напомним, эти страны упоминались в качестве возможных покупателей зеленодольских фрегатов проекта «Гепард».

«Патрульными кораблями проекта 22160 серьезно заинтересовался Алжир, — продолжает источник. — Также недавно была выставка в Абу-Даби, и предполагалось, что завод просил ВМФ направить туда один такой патрульный корабль и чуть ли не Минниханов должен был ехать и рассказывать одуревшим от своих богатств ближневосточным товарищам, какой это хороший корабль. Не получилось — корабль не готов, экипаж не до конца подобран и обучен, никто не разрешил, но дело не в этом, а в том, что мы видим растущую экспортную активность предприятия… Словом, ребята могут отказаться от закупок. А это работа, валюта. Американцы знают болезненные места, понимают, куда надо бить».

Экспортные шансы зеленодольцев и правда были весьма высоки. Сегодня из России на экспорт идет всего два проекта больших кораблей — «Гепарды» и фрегаты Северного ПКБ проекта 11356 в Индию, но реальные сроки сдачи питерских кораблей пока неблизкие. Получается, кроме зеленодольцев кораблей основных классов на экспорт никто и не поставляет.

Напомним, в декабре 2006 года Рособоронэкспорт заключил контракт с Вьетнамом на строительство двух сторожевых кораблей проекта «Гепард-3.9». В октябре 2012-го был подписан контракт на еще одну пару «Гепардов-3.9». Не раз говорилось, что вьетнамцы могут заказать еще пару «Гепардов». Выходит, он сегодня под угрозой? Опасность есть, но, как полагает Фролов, скорее всего, если дело дойдет до контракта, все будет нормально. Он напомнил, что США вводят санкции и против страны, которые покупают у России вооружение и военную технику, но для Индонезии, Индии и Вьетнама американцы сделали исключение.

Санкции могут сказаться на производстве гражданской продукции. Как известно, на главном «цивильном» продукте завода им. Горького  — скоростных теплоходах проекта А145 — устанавливают немецкие двигатели, вся электроника также импортная. «Вряд ли теперь кто-то будет разбираться, гражданская техника или военная, — санкции включены, — считает источник. — Американцы легко надавят на тех же немцев. Купить у китайцев? Я бы на это в долгосрочной перспективе не рассчитывал. Посмотрите, многие финансовые учреждения Китая, завязанные на Запад, с нами не сотрудничают».

Словом, санкции были ожидаемы, но у завода есть все, чтобы минимизировать их последствия — мощности и компетентные люди Словом, санкции были ожидаемы, но у завода есть все, чтобы минимизировать их последствия, — мощности и компетентные люди Фото: «БИЗНЕС Online»

«БЫЛИ ПОД САНКЦИЯМИ ДЕ-ЮРЕ, А СТАЛИ ДЕ-ФАКТО»

Впрочем, эксперты призывают все-таки не впадать в панику.

Важную ремарку сделал Фролов. Он напомнил, что завод фактически и так живет под санкциями: «В импортных двигателях зеленодольцам отказали давно, так что были под санкциями де-юре, а стали де-факто. Принципиально ничего не изменилось». Речь идет о том, что 5 первых (из 12) «Буянов-М» были оснащены немецкими дизелями MTU, но после введения санкций немцы отказались продолжать поставки. Далее военные приняли решение устанавливать на МРК данного проекта российско-китайские двигатели.

«Все это политическая борьба — экономически завод доказал, что способен работать, — отмечает источник. — Государство может дать предприятию налоговые поблажки, заказать гражданские суда для внутреннего рынка. Да, это во многом тяжелее для раскачки, не так прибыльно, как экспорт, но свое. Надо работать и увеличивать горизонт планирования — понимать, что санкции не пропадут, что надо развиваться по своим, не зависящим от кого-то планам. Вообще, если бы в России было бы что-то вроде советского госплана, то санкции были бы даже в плюс — развивали бы свое. Но ведь нет! Наши менеджеры все пытались сэкономить на разработках и купить готовое за границей, но получилось классически — скупой платит дважды. Да и в целом всем было все равно, всем хотелось только хапнуть! Турбины? Да зачем? Купим за границей. Но обломилось. В конце концов, турбины сделали, но нет редукторов. И все это тянется, сроков никто не называет. А что? Особо не торопят, в шарашки не сажают, к стенке не ставят, ну снимут с должности того, кто слишком уж замазался или крышу не ту взял... Словом, санкции были ожидаемы, но у завода есть все, чтобы минимизировать их последствия, — мощности и компетентные люди, есть куда идти. Думаю, это потеря лишь во времени и темпе».

Добавим, что санкции против завода им. Горького введены в момент его перехода под полный контроль Татарстана. По данным «СПАРК-Интерфакс», 63,1% предприятия принадлежит холдинговой компании «Ак Барс» (доля РТ в которой составляет 42,4%), 25% — минземимуществу РТ, 11,9% — Росимуществу. Ранее «Интерфакс» со ссылкой на указ президента РФ сообщал, что Татарстану будут переданы находящиеся в федеральной собственности 11,9% акций Зеленодольского судостроительного завода им. Горького. Правительству РФ поручено обеспечить передачу акций в течение 18 месяцев.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (61) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
16.03.2019 16:09

Перемен, требуют наши сердца!

  • Анонимно
    16.03.2019 15:22

    На экспорт военные суда с Зеленодольска по моему не идут. Санкции эти побоку, тем более что это всего лишь очередная профанация. Как сотрудничали и американцы и Европейцы с Россией, так и продолжают

    • Анонимно
      16.03.2019 16:14

      Станки лазерные с точностью микрон на метр у китайцев купите? Проводку в жгута, гироскопы, генераторы? Пленкокраску наружнюю?

      • Анонимно
        16.03.2019 16:35

        Китайцы не дураки такую "санкционку" продавать. Скажу больше, они будут "страсьно" рады такое НЕ продавать.

      • Анонимно
        16.03.2019 22:29

        что уж не на километр? нет там таких допусков и быть не может.

    • Анонимно
      16.03.2019 16:16

      Не уверен. Продукцию покупать, это одно. А станки, а оборудование, а технологии? От санкций еще никому лучше не становилось, чего бы кто ни говорил.

    • Азат Д
      16.03.2019 16:38


      Вьетнаму продавали.

    • Ваше плохо знает .. идут..

    • Анонимно
      20.03.2019 14:59

      дохвастались епрст, правильно говорят-молчание это ЗОЛОТО!

  • Анонимно
    16.03.2019 15:27

    Чьи двигатели будут ставить? Китайские?

    • Анонимно
      16.03.2019 15:45

      А какие до этого ставили? Такие и будут ставить.

    • Анонимно
      16.03.2019 16:15

      а двигатели зачем?

    • Анонимно
      16.03.2019 16:22

      А там что ещё и двигатели есть?

      • Анонимно
        17.03.2019 06:21

        В России издревле было развито веселное судоходство. Нужно весла и паруса развивать. Хватит кормить Китай.
        А на весла можно посадить много безработных граждан, тем самым решив вопрос безработицы. Нас не сломить! Мы едины!

      • Анонимно
        17.03.2019 06:34

        Вёсла приспособят

    • Анонимно
      16.03.2019 16:31

      С 2014 года отечественные дизеля стоят. Все норм.
      В 2020 году выходит новое поколение двигателей. Они и будут в дальнейшем.

    • Анонимно
      16.03.2019 22:24

      КМПО построит двигатели.

  • Анонимно
    16.03.2019 15:29

    Да просто болтать меньше надо. В т.ч. и журналистам. Надеюсь это все понимают. И по КАПО и по Серго и по КБ кто работает на ВПК. Ну и взятки меньше брать и давать. Это я думаю внимание и к предприятию и к Татарстану дополнительно привлекло. Хайп и бдительность враги дрдр. А сейчас нужно быть бдительными особенно.

    • Анонимно
      16.03.2019 18:00

      Надо каждый раз при использовании обозначений Ту-160 и Ту-22М3 добавлять "казанский" )))

  • Анонимно
    16.03.2019 15:34

    Нужно направить в США к сенаторам наших полковников ГИБДД. Уж больно наши ребята крутые. Объяснят, что те ввели санкции против "непростых людей", и что им просто так не дадут дальше спокойно работать.

  • Анонимно
    16.03.2019 15:35

    Заводу станет объективно хуже. Стоили "пляски" в заливе этого или нет, я не знаю. А вы?

    • Man_16rus
      16.03.2019 17:37

      Если бы взорвали мост и погибли бы мирные люди вы были бы счастливы?
      А если бы допустим погибли ваши близкие родственники или вы сами на мосту?

  • Анонимно
    16.03.2019 15:43

    Ну что , господа? Вы поняли кто является супердержавой? И как не стыдно по каналам ТВ нести своим соотечествинникам неправду?

    • Анонимно
      16.03.2019 16:42

      Причем тут супердержавы? Ну Россия по всем параметрам. Дала по зубам провокаторам, но ни одна ведущая держава с Россией на вооруженный конфликт не пойдет.
      Что касается санкций - в отношении СССР они действовали всегда и жили люди, пока Горбатый не пришёл. Но больше аналогов Горбатого в России не допустят.

      • Анонимно
        16.03.2019 17:45

        вот посмеялся)) Россия держава)) С нищим населением с повышенным пенсионным, ндс и бешенными ценами.

        • Анонимно
          16.03.2019 20:06

          Как же вы достали с нищим населением то! Смените уже ваши методички! Если вы конкретно нищий, то не надо думать, что все остальные такие как вы.

      • Анонимно
        16.03.2019 17:47

        Турки сбили самолёт, кому она дала по зубам или отмазалась помидорами?

      • Анонимно
        27.03.2019 19:21

        Много амбиций, а где же результат. Уже сколько лет не можете решить вопросы, а налоги с яростен собирать не забываете ....

  • Анонимно
    16.03.2019 15:53

    Без паники -призывают нас,хотя понятно,что это будущее фиаско...потому как никаких альтернатив статья не предлагает....ну разве что "Китай нам поможет"...и конечно же патриотизм..."умрёмте ж под Москвой!"

  • Анонимно
    16.03.2019 16:09

    Поменьше таким горлопанам как Рогозин слово давать.

  • Анонимно
    16.03.2019 16:09

    Перемен, требуют наши сердца!

  • Трампа в президенты РСФСР.

  • Анонимно
    16.03.2019 16:16

    Двигатели будут « Егоровские»

  • Анонимно
    16.03.2019 16:21

    Следующими клиентами могут оказаться Татнефть, Ак Барс банк!!!

  • Анонимно
    16.03.2019 16:25

    Я рад, что мне пофиг. Да пусть этого завода не будет совсем - моё какое дело? А так, глядишь, хотя бы 4500 чел., о чем то задумаются. Согласен, цинично, но что делать?

  • Анонимно
    16.03.2019 17:14

    Я рада этому. Отключили бы ещё Свифт, глядишь бы быстрее развязка в стране произошла.

    • Man_16rus
      16.03.2019 17:35

      Какая развязка тебе нужно? Что тебе и твоим родственникам живот вспороли?
      Тебе Третья Мировая или гражданская счастья добавить должна??

      • Анонимно
        16.03.2019 22:21

        17 35 Вашему хозяину не хочется развивать производство и потребление внутри страны. Тогда придется его убрать с шеи народа. Когда и как это произойдет - от правящей клики зависит.

  • ПанАлекс
    16.03.2019 17:23

    Про санкции вспоминается рассказ отца, как закупали оборудование фирмы Фата в 1976г. на строящийся Литейный завод КАМАЗа. Для ПТК в те времена, как и любая электроника, была производства США. По закону Веника из за санкций эту электронику не имели права поставлять в СССР. Но "запах денег" и электронику спокойно включили в комплект оборудования, правда без перевода документации и не всю...

    • Анонимно
      16.03.2019 20:30

      Все эти торговые операции проходили через Третьи , Четвёртые страны.
      Потом бывшие сотрудники внешней разведки КГБ по этим путям и работали.
      Тот же будущий банкир Лебедев.
      И тот же Бут.

  • Man_16rus
    16.03.2019 17:54

    Правительство должна ввести санкции против Boeing!
    Сколько уже людей они угробили!?

  • Анонимно
    16.03.2019 18:44

    работать надо !
    а китайцы нам помогут. выжгут всю землю, высушат наши озера и реки, вырубят леса.
    зато будем "сытыми" и "счастливыми".

  • Анонимно
    16.03.2019 19:37

    Антироссийская риторика достала!
    БО, присмотритесь!

    • Анонимно
      16.03.2019 23:07

      К чему "присмотреться"? Это и есть vox populi, глас народа. Там думает уже большинство мыслящих людей.
      Это вам задуматься пора. Нет у вас опоры, уходит из под ног, как бы вам не хотелось в это верить.

  • Анонимно
    16.03.2019 20:00

    дело не в том, что завод строит военные корабли, а в том, что восстанавливает керченский судоремонтный завод и строит в керчи дома.

  • Анонимно
    16.03.2019 20:14

    Рабочие завода действительно в напряжении, либо сокращение и зарплаты только вниз.

  • Анонимно
    16.03.2019 20:24

    так они давно под санкциями - мы им IT оборудование от американских производителей продать не можем. но зато вместо Cisco зарабатывает например Huawei- причем ТТХ у него ничуть не хуже!

    • Анонимно
      16.03.2019 23:08

      Китайская зависимость- страшное дело. Еще даст о себе знать.

      • Анонимно
        17.03.2019 21:34

        иди мимо, болезный! не знаешь о чем речь - не лезь с советами. а IT железки и отечественные вполне неплохие стали делать.

    • Анонимно
      17.03.2019 12:29

      Давно пора запретить продажу продукции этих компаний США на территории РФ

  • Анонимно
    16.03.2019 20:29

    Зеленодольцы молодцы !!!!!

  • Анонимно
    17.03.2019 09:35


    Токсичный актив в республике, кто с ним свяжется, если не санкции введут, минимум на заметку там попадет. Зато как радовались, когда эти корабли бортанули украинские.



  • Анонимно
    17.03.2019 09:36


    Американцы последовательны в своих действиях. Им теоретические больше Ту22 и Ту160 угрожают, но санкции вводят только против тех кто конкретно быкует в мире.

  • Анонимно
    17.03.2019 12:13

    Мск подставила под удар важнейший завод и людей республики.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль