Культура 
24.03.2019

«Найти такого мужественного, обаятельного и жестокого Аттилу – это надо постараться»

Как Александр Сладковский и «предводитель гуннов» Ильдар Абдразаков устроили в Казани «Верди-гала»

«Народный артист Татарстана не мог оставить столицу республики без сольного концерта», — гордость российской оперной сцены Ильдар Абдразаков накануне в Казани вместе с Государственным симфоническим оркестром РТ под управлением Александра Сладковского исполнил знаменитые арии из опер Джузеппе Верди. О том, кто из республиканских VIP’ов пришел послушать Абдразакова и что лучший бас мира пообещал спеть со студентами Казанской консерватории, — в репортаже «БИЗНЕС Online».

Гордость российской оперной сцены Ильдар Абдразаков в Казани вместе с Государственным симфоническим оркестром РТ под управлением Александра Сладковского исполнил знаменитые арии из опер Джузеппе Верди

«ИЛЬДАР — ОДИН ИЗ САМЫХ ПРИЗНАННЫХ ВЕРДИЕВСКИХ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ»

«Роскошный был концерт, просто роскошный!» — слышалось накануне на выходе из ГБКЗ им. Сайдашева. Нельзя не согласиться с этой оценкой, ведь когда на сцене объединяются давние друзья — Государственный симфонический оркестр РТ под управлением Александра Сладковского и один из самых известных оперных певцов мира Ильдар Абдразаков, — других результатов быть не может. Знаменитый вокалист включил Казань и Альметьевск в число городов-участников своего II международного музыкального фестиваля. На его открытии в Уфе выступил именитый баритон и большой друг ГСО РТ Василий Ладюк, а также талантливые исполнители из молодежных программ вокальных академий Европы. Следующий концерт фестиваля прошел в московском «Зарядье» с участием американского тенора Лоуренса Браунли в сопровождении Государственного симфонического оркестра «Новая Россия».

Кстати, в текущем сезоне Абдразаков уже успел выступить на сцене Ла Скала с сольным концертом и в операх «Эрнани» и «Аттила», на площадке Метрополитен-оперы в «Дон Жуане» (вместе с Аидой Гарифуллиной). После Казани и Альметьевска вокалиста ждут Берлинская филармония, немецкий «Фестшпильхаус» и чикагский Symphony Center. Однако открытость залам не означает открытости зрителям и журналистам — цветы из рук казанской публики знаменитый бас милостиво принял, но от пресс-подхода и интервью категорически отказался, в общем, лишний раз продемонстрировав свой звездный статус. Увы, это иногда присуще именно воспитанникам российской оперной школы, в отличие от их западных коллег. Забегая вперед, отметим, что Абдразаков все-таки устроил небольшую автограф- и фотосессию с особо преданными поклонниками, однако широко она не объявлялась и прошла за кулисами, неподалеку от гримерки.

«Мой принцип — солисты сами подбирают репертуар. Если музыкант хочет что-то исполнить, это его право выбрать то, что хорошо чувствует и знает. В первую очередь я думаю не о том, что играть, а с кем, отталкиваюсь от того, какой с нами будет солист», — рассказывал Сладковский «БИЗНЕС Online». По словам худрука ГСО РТ, они дружат с Абдразаковым с 1996 года. «У нас будет „Верди-гала“, ведь Ильдар — один из самых признанных вердиевских исполнителей. Это подтверждает уже вышесказанное: неважно — что, важно — кто. Можно расписать такую программу, что публика станет слюнками исходить, но если ее плохо исполнят, то никому она не будет интересна», — считает маэстро.

Слушал «Верди-гала» переполненный ГБКЗ. Среди гостей были замечены республиканские министры — Ирада Аюпова и Рафис Бурганов, а также самая обсуждаемая пара республики — помощник президента РТ Наталия Фишман и режиссер Тимур Бекмамбетов. В ложе среди татарстанских VIP’ов выделялась жена певца Марика Абдразакова — президент фонда Ильдара Абдразакова по поддержке молодых талантов сопровождает супруга на концертах его фестиваля.

Юлиан Макаров: «Казань, к нашему общему счастью, отныне включена в орбиту фестиваля Абдразакова. Как может быть иначе — народный артист Татарстана не мог оставить столицу республики без своего главного сольного концерта»

ПУТЬ К ГАРМОНИИ ЧЕРЕЗ ДРАМУ

«Казань, к нашему общему счастью, отныне включена в орбиту фестиваля Абдразакова. Как может быть иначе — народный артист Татарстана не мог оставить столицу республики без своего главного сольного концерта», — такими словами открыл вечер ведущий концерта, тележурналист Юлиан Макаров. Для своего главного сольного концерта вокалист, как и было сказано выше, выбрал басовые партии опер Верди. Некоторые из них не слишком известны широкой публике, потому что их зачастую затмевают партии других голосов, не говоря уж о том, что «Эрнани» или «Сицилийскую вечерню» нечасто услышишь на российской сцене. Впрочем, именно «Сицилийская вечерня» на сцене родной для певца Мариинки в 2017 году — это едва ли не последняя на данный момент театральная премьера в России с участием Абдразакова, чей график расписан на годы вперед.

Изящная оркестровка, ясные и запоминающиеся темы, высокая эмоциональность, захватывающий драматический сюжет, яркие характеры, богатая палитра красок отличают оперы Верди. И все это в полной мере отразили оркестр Сладковского и солист, уже неоднократно доказавшие, что с блеском способны исполнять самые сложные и требующие максимальной отдачи произведения. Открывала концерт увертюра к опере «Набукко», в которой в полной мере проявилась удивительная гармония и синхронность, которую создал Сладковский за почти 9 лет руководства оркестром. Во всем блеске проявила себя духовая группа: глубокий, чистый звук медных, уверенное соло фагота, отточенный ритм флейты позволяли в полной мере насладиться музыкальной фактурой увертюры. Дирижер чутко отрегулировал ритм и звук струнных, которые звучали настолько гармонично, что создавалось впечатление, будто перед тобой не группа музыкантов, а единый организм, настроенный как часы, все члены которого работают в унисон.

Следом для исполнения арии Захарии вышел Абдразаков — в строгом черном костюме с красным платком в петлице. Аналогичный платок во втором отделении появился и в петлице маэстро Сладковского, что подчеркивало их готовность к абсолютной синхронности. И она произошла — лиричность и деликатность виолончелей подчеркнули кантилену (напевность) Абдразакова, которой восхищаются все музыкальные критики. Сладковский известен своим умением работать с исполнителями так, что они приезжают к нему снова и снова. И в этот раз он настроил оркестр сообразно солисту — не теряя присутствия и значения, музыканты словно подхватывали выразительный бас Абдразакова и наполняли его еще большей мелодичностью.

Далее в первом отделении прозвучали отрывки из «Макбета», «Дон Карлоса» и «Эрнани». Невероятную экспрессию и драматичность короткой увертюры к «Макбету» Сладковский подчеркнул с помощью точно расставленных пауз, подчас бьющих сильнее самых мощных tutti, которые у ГСО РТ особенно запоминаются. К слову, обычно по праву много похвал достанется медной духовой группе, однако после этого концерта нельзя не отметить мастерство струнных, которые показали широчайший диапазон своих возможностей. Тончайшее пианиссимо, мощное, объемное форте, мягкость и четкость, точность и чуткость, выверенность каждого движения смычка — всем этим в полной мере обладают струнные оркестра. Резкую смену ритма они совершают легко и изящно, не теряя ни такта, каждую ноту выписывая четко и вдумчиво. Гармония звучания создается благодаря тому, что Сладковский приучил музыкантов слушать и слышать друг друга, думать и чувствовать в унисон.

Едва ли не самой ожидаемой в исполнении Абдразакова была ария Аттилы, титульной роли для певца

«СУПРУГА ВАША — ПРЕЛЕСТЬ, ДАЙ БОГ ЕЙ ЗДОРОВЬЯ!»

Второе отделение открывал отрывок из «Силы судьбы». Одна из самых узнаваемых увертюр в мире оперы давно стала визитной карточкой ГСО РТ. Сладковский отлично проработал драматичность этой музыки, так что сердце слушателя то замирает от скорости и накала страстей, то млеет от нежного пения скрипок. Увертюра к «Аттиле» в исполнении ГСО РТ производит особенно сильное впечатление. Маэстро всегда знает, как подчеркнуть мощную партитуру, поэтому в исполнении его оркестра она всегда звучит объемно, возносится в космос и отзывается в сердце.

Едва ли не самой ожидаемой в исполнении Абдразакова была ария Аттилы, титульной роли для певца. Безусловно, другие партии тоже заслуживают высочайшей оценки — вдохновляющий Захария, влюбленный граф де Сильва, лиричный и усталый король Филипп. Они позволяют в полной мере проявить его дар драматического актера, многогранную кантилену, эмоциональную манеру пения. Но именно Аттилой Абдразаков открыл новый сезон Ла Скала. На премьере был президент Италии Серджо Маттарелла, а народный артист Башкортостана и Татарстана удостоился 14-минутных оваций. Многолетнее признание итальянской публикой (а в Ла Скала он регулярно поет еще с нулевых годов) означает полное и безоговорочное господство Абдразакова на мировой сцене. «Найти такого мужественного, мощного, обаятельного, гневного, жестокого Аттилу, как Абдразаков, — это надо было постараться», — пел дифирамбы Макаров. Вокалист успешно защитил титул лучшего баса мира и в Казани, энергично и чувственно изобразив грозного предводителя гуннов.

На бис Абдразаков под лиричнейший, нежнейший аккомпанемент оркестра исполнил «Персидскую песню» из репертуара Федора Шаляпина, что стало изящным реверансом в сторону родины певца. Как только растаяли последние ноты романса, взорвались овации, которые продолжались более 10 минут. Одна из зрительниц, даря цветы Абдразакову, что-то долго и горячо шептала ему на ухо — как выяснилось позже, она ездит на его концерты по всей Европе.

На бис Абдразаков под лиричнейший, нежнейший аккомпанемент оркестра исполнил «Персидскую песню» из репертуара Федора Шаляпина, что стало изящным реверансом в сторону родины певца

Публика ни в какую не хотела отпускать певца, поэтому у прохода в его гримерку после концерта собралась небольшая толпа, большую часть которой составили вдохновленные студенты консерватории. Через несколько минут Абдразаков вышел к ним, чтобы дать автографы и сфотографироваться, некоторые особо впечатлительные запищали. «Мы тут все поем!» — выпалила одна из них. «Любви всем хватит!» — подхватила другая в ответ на попытку организовать нестройную толпу. «Супруга ваша — прелесть, дай Бог ей крепкого здоровья!» — заявила третья, выпархивая из объятий певца. Абдразаков несколько удивленно согласился: «Я тоже ей каждый день говорю: дай Бог тебе крепкого здоровья!» Здесь же молодые коллеги певца задавали ему вопросы по физподготовке («Руки, ноги качать можно, живот и грудь — нельзя») и перспективах совместного выступления («Давайте что-нибудь придумаем! Мы можем сделать „Итальянку в Алжире“ в концертном исполнении»).

Напоследок Абдразаков пожелал студентам звучания и здоровья и почти что улетел, но обещал вернуться. Сегодня такая же программа ждет слушателей в Альметьевске — этим концертом завершится II международный музыкальный фестиваль Абдразакова.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (25) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
24.03.2019 10:32

Замечательный был концерт! Какое счастье, что мы можем это видеть, слышать , чувствовать в Казани ! Огромная благодарность маэстро Сладковскому! Не устаёт удивлять и восхищать публику !

  • Анонимно
    24.03.2019 09:24

    День Сурка

  • Анонимно
    24.03.2019 10:32

    Замечательный был концерт! Какое счастье, что мы можем это видеть, слышать , чувствовать в Казани ! Огромная благодарность маэстро Сладковскому! Не устаёт удивлять и восхищать публику !

    • Анонимно
      24.03.2019 11:52

      Слов нет, маэстро самоутверждается. Но 100лет слушать одно и то же - сил нет.

      • Анонимно
        24.03.2019 16:28

        А вот и не одно и тоже. Самоутверждение маэстро и развитие оркестра идет за счет исполнения все более сложного материала. Никогда раньше ГСО в таком количестве не играл Малера и Рих.Штрауса.
        Про вчерашний концерт. Замечательно звучащие медные духовые подчас перекрывали голос солиста.

      • Анонимно
        25.03.2019 12:28

        Слушайте Лепса или Стаса Михайлова. Это вам не ГСО со Сладковским и Верди.

        • Анонимно
          26.03.2019 07:04

          Лепс- да, но в первую очередь Меркьюри. Не перестает удивлять его самоотдача.
          Сладковскому- долгих лет жизни. Благородным делом занимается, но формат этого дела не поменялся за столетие.

  • Анонимно
    24.03.2019 11:11

    Когда поменяют ценовую политику на билеты концертов Сладковского? Основная масса по бесплатным пригласительным - богема и чиновники, а обычным зрителям билеты по высоким ценам. В результате истинные ценители не могут попасть на концерт, или только по выходным, а те кто пришел, чтобы только отметиться аплодируют в середине арии или уходят с концерта или после антракта. Тоже, кстати, было и на концерте А.Нетребко. Мы билеты ели достали через избранных, по приемлемой цене, т.к. в кассе Бали только по 25000, а те, которые даже видимо были не в курсе на какой концерт им достались бесплатные билеты, ушли со второго отделения.

    • Анонимно
      24.03.2019 13:01

      Простите, чушь сморозил полную. Я особо не разбираюсь, да и на концерты ГСО РТ не хожу и как формируется ценообразование тоже не знаю, а отредактировать уже 11:11 не могу.

    • Анонимно
      24.03.2019 13:49

      Наоборот, на концертах ГСО РТ всё вполне прозрачно. Есть приставной (!) ряд для журналистов, в ложе 12 мест для гостей (и это совсем не основная масса). и 700 мест зала для зрителей. Все места в продаже в кассе, можно любое купить, насколько цена приемлемая. Искусственного ажиотажа нет в отличие от оперного, где в день открытия продаж уже не купишь ничего !

      • Анонимно
        25.03.2019 10:09

        Может в Казани и так, но в Альметьевске на продажу обычно 2-3 ряда оставляют (остальные пригласительные) и о концерте сообщают когда билетов уже не остается ... К сожалению ... Хотя зал у нас и не меньше вместительностью, чем ГБКЗ ...

    • Анонимно
      24.03.2019 14:19

      Вы посмотрите сколько на концерте молодежи и студентов, вряд ли бы они себе позволили билеты за несколько тысяч. С ценами на концерты ГСО РТ всегда всё очень демократично

      • Анонимно
        25.03.2019 23:52

        Потому что пачками раздают бесплатные входные, вот студенты и заполняют зал - впечатление такое, что не в концертном зале, а в автобусе.

    • Анонимно
      24.03.2019 16:50

      Хотелось бы узнать, когда билеты на концерты симфонического оркестра Татарстана можно будет покупать в режиме онлайн на сайте оркестра, который преподносится как одно из главных достижений последних лет. Зайдите на сайт любого театра или концертного зала Москвы, Большого театра или Мариинского - Вы можете выбрать подходящие билеты и купить их, не выходя из дома. Причем цена билета известна заранее.

    • Анонимно
      24.03.2019 16:52

      Когда на конкурсе Евровидения в этом году заподозрили организаторов в распределении лучших мест среди своих друзей, то моментально прекратили продажу билетов. В Казани с симфоническим оркестром это продолжается 9 лет.

  • Анонимно
    24.03.2019 14:20

    Никогда не возникало проблем с покупкой билетов, в кассе всегда бывают доступные варианты до 500 руб. И вообще, на такие замечательные концерты никаких денег не жалко! Спасибо Александру Сладковскому за возможность услышать звёзд такой величины в Казани!

  • Анонимно
    24.03.2019 17:03

    Какой прекрасный был концерт! Голос Абдразакова - это что-то. Сильный, мягкий, бархатистый. Спасибо, что

  • vsarmaev
    24.03.2019 19:05

    Я вчера первый раз слышал Ильдара Абдразакова вживую. Если кратко: я реально офигел от исполнительной гениальности этого человека. Он как космос - всеобъемлющий.

  • Анонимно
    24.03.2019 19:22

    По поводу Марии Кравцовой: значит, может позволить себе женщина оставить троих детей в Вене и путешествовать с мужем. Это к вопросу о том, что любых денег не жалко на такие концерты...

  • Анонимно
    25.03.2019 10:00

    После убогого фестиваля, язык не поворачивается называть его именем великого Шаляпина, этот концерт как памятник великому певцу и нерукотворный памятник современному великому певцу Абдразакову. Громадное спасибо за то, что делает настоящий народный артист Сладковский и руководимый им замечательный оркестр. Жаль , что подарить это волшебство они могут только 700-ам зрителям в маленьком концертном зале, но с акустикой значительно лучшей , чем в оперном театре. Не дай бог потерять такое достояние республики Татарстан, как этот оркестр с его руководителем.

  • Анонимно
    25.03.2019 23:44

    А почему Вы решили, что оркестр можно потерять?

  • Анонимно
    25.03.2019 23:58

    Министра культуры не было на концерте

  • Анонимно
    27.03.2019 15:25

    Выходит так, что у казанской публики нет никаких шансов попасть на рядовой или абонементный концерт Абдразакова или Сладковского, абонементы только для московской аудитории. Казанские слушатели обречены посещать только фестивальные концерты "имени меня".

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
Загрузка...
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль