Общество 
24.03.2019

Шамиль Усманов. «Он умер от побоев прямо на допросе»

В 1927 году татарское радио его голосом произнесло свои первые слова «Говорит Казань!»

100 лет назад, 24 марта 1919 года, в Казани началось формирование Первой отдельной Приволжской татарской стрелковой бригады, которая прошла в боях с белогвардейцами и басмачами от Оренбурга до предгорий Тянь-Шаня. Ее первым военным комиссаром стал будущий классик татарской литературы Шамиль Усманов.

Шамиль Усманов Шамиль Усманов Фото: общественное достояние, commons.wikimedia.org

«С ОГРОМНЫМ МАУЗЕРОМ НЕ РАССТАВАЛСЯ ДАЖЕ ВО СНЕ»

«…Мальчишки с восторгом разглядывали одетого в выцветшую солдатскую гимнастерку невысокого черноглазого парня. Еще бы, ведь их брат не раз рассказывал о своем храбром друге Шамиле, члене партии большевиков. На маленькой железнодорожной станции, где они жили, большевиков еще не видели, хотя и слышали о них кое-что. Когда в их доме поселился настоящий большевик, да еще с огромным маузером на боку, с которым не расставался даже во сне, ребята твердо решили тоже идти в большевики», — так описывает своего отца в книге «Перебитые крылья» Айслу Сагайдак-Усманова.

Абдулла (Шамиль) Хайруллович Усманов родился 26 декабря 1898 года в деревне Пенделька Кузнецкого уезда Саратовской губернии в семье учителя. Позже он взял себе имя Шамиль. Начальное образование получил в Астрахани. Обучался в Оренбургском медресе «Хусаиния», в 1911–1914 годах — в Оренбургском ремесленном училище.

В 1914-м Шамиль переехал в Сызрань, где до 1917 года работал слесарем на суконных фабриках Акчуриных оборонного значения в Старотимошкино и Гурьевке Симбирской губернии. Здесь в марте 1917-го он вступил в ряды РСДРП. Попав в партию, Усманов был мобилизован в армию, где он проводил среди солдат Сызранского гарнизона разъяснительную революционную работу. В начале 1918 года как член Казанского военного округа он организует партизанские отряды из рабочих – фронтовиков Гурьевской и Старо-Тимошкинской фабрик, с этим отрядом выезжает под Оренбург на фронт. Борьба с белоказаками дала богатый материал для будущего писателя. Недаром Усманов назвал одну из своих книг «Путь легиона».

В июне 1917-го он направляется для большевистской агитации в 119-й запасной пехотный полк, стоявший в Сызрани. Избирается секретарем Сызранского гарнизонного комитета. В ноябре 1917 года, участвуя в качестве делегата в работе II Казанского окружного съезда делегатов солдатских Советов, Усманов получает полномочия комиссара по формированию частей Красной армии в Сызрани. В мае 1918-го мусульманский батальон в количестве 500 штыков (командир — К. Хайруллин, комиссар — Усманов) направляется на Восточный фронт. Объединившись в Оренбурге с добровольцами из числа военнопленных венгров, немцев и поляков, часть, получившая название III интернационального легиона, отличилась в боях под Переволоцким и Орском. Проделав путь от Актюбинска до Оренбурга, легион 22 января 1919 года освобождает город от войск Александра Дутова.

В январе 1919-го центральная мусульманская военная коллегия принимает решение о создании в Казани, Самаре и других поволжских городах мусульманских военных частей. Инициатива Усманова о формировании мусульманского полка на базе интернационального легиона не была поддержана Реввоенсоветом 1-й армии.

КОМИССАР ПЕРВОЙ ТАТАРСКОЙ СТРЕЛКОВОЙ БРИГАДЫ

24 марта 1919 года в Казани началось формирование Первой отдельной Приволжской татарской стрелковой бригады, комиссаром которой был назначен будущий писатель. Командиром роты в ней служил будущий герой Великой Отечественной войны генерал Якуб Чанышев. «Трудность формирования бригады обусловливалась не только организационными помехами, но и прежде всего острой нехваткой винтовок, пулеметов, снаряжения и обмундирования, — читаем в книге Чанышева «Вспоминая былые походы». — В тот период во всех крупных городах Поволжья создавались так называемые укрепленные районы и добровольческие отряды для борьбы с Колчаком. Все оружие, равно как и снаряжение, в первую очередь поступало туда. Тем не менее бригада постепенно, шаг за шагом преодолевала возникавшие затруднения. <…> Но боевые успехи, поздравление командования фронта, улучшение продовольственного дела — все это способствовало улучшению настроения бойцов и командиров».

«Партийные организации, политотдел бригады и военные комиссары полков развернули большую агитационно-пропагандистскую работу среди местного населения, состоящего в большинстве из казахов, башкир и татар, разоблачая контрреволюционную сущность верхушки казачества (атаманов и офицеров) и призывая рядовых казаков переходить на сторону советской власти. Эта работа способствовала укреплению дружбы и взаимной помощи между населением и частями Красной армии, — рассказывает в своей книге генерал. — Красные бойцы и командиры, быстро усвоив родственный им язык местного населения, устанавливали с жителями тесный контакт. Казахи доставляли нам мясо, молоко, творог и хороших коней для кавалерийских подразделений и артиллерии, за что мы расплачивались наличными или выдавали расписки, хотя они отказывались от этого. Многие казахи своевременно предупреждали нас о скоплении крупной конницы противника, о ее передвижениях, а некоторые служили в наших полках и эскадронах в качестве проводников, переводчиков и рядовых бойцов».

«Психическая атака, — пишет о его военных воспоминаниях дочь Усманова, — знакомый прием, частенько обращающий противника в паническое бегство. Да что там, наконец, с пулеметом! Но пулеметчик Саид уже выбросил застрявший патрон, захлопнул крышку приемника и нажал на гашетку. Пулеметный огонь, молниеносно пройдя по цепи противника, срезал, словно острой косой, весь первый ряд. Но что это? «Максим» снова захлебнулся и, беспомощно дернув корпусом, смолк.

Шамиль шагнул вперед, наклонился над дымящимся стволом:

— Что с ним?

Саид молча указал на лопнувший от перегрева кожух.

Сзади крикнули:

— Комиссар! Берегись!

Шамиль поднял голову и увидел бегущую к нему со штыками наперевес группу юнкеров. Он выхватил маузер, нажал на курок и хотя ощутил привычный толчок отдачи, но выстрела не услышал. Нажал во второй, в третий раз — результат тот же. А белые — вот они, Шамиль уже слышит их тяжелое дыхание… Тогда он резко отбросил в сторону маузер, достал гранату и, выдернув зубами чеку, швырнул в ноги противнику.

Раздался взрыв. Падая, Шамиль ощутил резкую боль в спине — и проснулся…

Боль в позвоночнике была вполне реальной. Контузия, полученная в боях, все еще давала о себе знать. Ему, комиссару, чаще всего снится одно и то же: Гражданская война. Сколько воды утекло с той тревожной поры, сколько событий произошло в стране, да и в его личной жизни, а она все еще здесь, словно срослась с ним и будет в его памяти вечно!

Интернационалисты. Семь стрелковых рот из татар, башкир, казахов, узбеков, а также из бывших российских военнопленных, пожелавших воевать за советскую власть, — мадьяр, немцев, румын, чехов, поляков. Единый легион «III Интернационал» — и единый запал, одно общее стремление освободить Россию от иностранных интервентов».

ЕГО ГОЛОСОМ ВПЕРВЫЕ ЗАГОВОРИЛО ТАТАРСКОЕ РАДИО

В 20-х годах Усманов — секретарь революционного комитета ТАССР, начальник политотдела пехотных командных курсов в Казани, а затем комиссар объединенной татаро-башкирской военной школы. В 1927-м Шамиль демобилизовался из рядов Красной армии.

Работая начальником татарского управления зрелищными предприятиями, реализовал идею о радиофикации Татарии. Возглавил строительство в Казани широковещательной радиостанции. 7 ноября 1927 года татарское радио голосом Усманова произнесло свои первые слова «Говорит Казань!» и поздравило радиослушателей с десятилетием Октября. Усманов участвовал в работе III пленума Всесоюзного центрального комитета нового тюркского алфавита (ВЦК НТА) в 1925 году (Казань), состоял членом IAREV (международной ассоциации революционных писателей-эсперантистов), участвовал в 1933-м в издании брошюры со сборником мнений об эсперанто делегатов всесоюзного съезда писателей, в выпуске пособий по изучению международного языка.

События Гражданской войны побудили Усманова взяться за перо. Уже в боях под Оренбургом он задумал написать пьесу — создал ее вскоре после освобождения города, назвав «В кровавые дни». Пьеса ставилась более тысячи раз. Автор писал: «Она оказалась моим духовным капиталом и открыла мне дорогу к писательской деятельности в будущем».

Тему Гражданской войны писатель продолжает и в дилогии «Путь легиона», в драме «Запоздалый приказ». «Усманов — писатель глубокой жизненной правды, — читаем про него в книге «Борцы за счастье народное». — Он считал, что автор должен быть тесно связан с жизнью и судьбой народа, что он должен отражать дух времени». «Каждое произведение, — вспоминал Шамиль, — я создаю под непосредственным впечатлением жизненных явлений». В 1934 году Усманов вступил в союз писателей СССР. Его книги выдержали многократные переиздания, переведены на многие языки народов бывшего СССР.

«ШАМИЛЮ ИЗ-ЗА ЕГО НЕСГОВОРЧИВОСТИ ДОСТАВАЛОСЬ БОЛЬШЕ ДРУГИХ»

8 апреля 1937 года писатель был арестован как участник националистической султан-галиевской организации. Его имя теперь произносится не иначе как с приставкой «враг народа», произведения Усманова были изъяты из магазинов и библиотек.

Дочь писателя приводит в своей книге воспоминания знакомого ее отца Сергея Федоровича Кожевникова, который позже лежал с инфарктом миокарда в больнице, где она работала врачом: «Так уж случилось, что летом 1937 года они с моим отцом оказались в одной камере».

«В августе вы частенько приходили к тюрьме, и ваш зовущий полудетский голосок возвращал Шамиля к жизни, — вспоминал он. — Мы пытались отвечать вам из камеры, но ничего, кроме неприятностей, из этого не выходило. Режим был жесткий: отбой в восемь вечера, подъем в четыре утра. Спали прямо на каменном полу — ни коек, ни каких-либо подстилок не полагалось. Мы с Шамилем снимали пиджаки — один расстилали, другой клали под голову. И порой до рассвета шептались, рассказывая о себе, об оставленных на воле близких, анализировали причины случившейся беды и вычисляли своих предателей. В последнем нам помогали сидевшие в камере этажом выше женщины, которые общались с нами при помощи спускаемой из окна на нитке „почты“».

Сергей Федорович рассказал о том, какие нелепые обвинения предъявляло Шамилю следствие. Его обвиняли в тайной связи с Турцией и Афганистаном. В том, что в 1918 году он лишь искусно маскировался под революционера, на самом же деле был одним из ярых националистов и агентом Султан-Галиева. А в своих произведениях открыто пропагандировал контрреволюционные идеи, извращал историю Гражданской войны в Средней Азии и непомерно раздувал роль татарских бойцов, намеренно оставляя в тени подвиги русских, и т. п.

«Допросы были долгими и жестокими, — рассказывал Кожевников. — Шамилю из-за его несговорчивости доставалось больше, чем другим. К тому же он очень страдал морально — его угнетало предательство знакомых, сослуживцев и даже друзей, которые в свое время буквально дневали и ночевали в его доме, а теперь оговаривали в своих показаниях».

«Сокамерников поражали его оптимизм и душевная доброта, с которыми он к ним относился. Едва отлежавшись после очередного допроса, Шамиль поднимался и сам чуть живой принимался рассеивать царившую в камере гнетущую атмосферу. Заводил споры на отвлеченные темы, увлекал рассказами об искусстве, декламировал Пушкина, Тукая. А уж его фантастических рассказов с продолжениями мы ждали просто с нетерпением, — говорит Сергей Федорович. — Как-то раз он вылепил из хлеба шахматные фигурки — и в камере начались настоящие турниры! Таким неунывающим, таким сильным казался он своим сокамерникам! Один я знал, чего это ему стоило, как тосковал он по дочери, родным, как болел. Постоянные жестокие издевательства и побои не проходили даром. Иногда он даже терял логику в разговорах и растерянно умолкал на полуфразе, потирая лоб. А порой хватался за сердце и откидывался назад, бледнея и ловя ртом воздух. Как-то раз его приволокли с допроса почти замертво. Оказалось, что по дороге он увидел в щелку „черного ворона“ свою дочь. Плохонько одетая, она шла куда-то с портфелем и показалась ему очень грустной. В тот день следователи, как ни старались, не смогли добиться от него ни слова».

На допрос, ставший для него последним, он был доставлен вечером 2 декабря 1937 года. В течение нескольких часов его избивали офицеры НКВД. Об этом, опираясь на архивные документы, пишет в своей книге «Запрет на жизнь» доктор исторических наук, профессор Алексей Литвин: «Убийц было трое: Шелудченко, Марголин и Крохичев. Усманов умер от побоев и издевательств в 3 часа ночи 3 декабря 1937 года. Не было никакой врачебной помощи. Только в 7 часов утра был вызван начальник санитарной части Шулутко и послушно, по сговору с душегубами, подписал вместе с ними акт о том, что писатель умер от паралича сердца. Труп вынесли из кабинета и тайно, без медицинского вскрытия, похоронили».

Лишь весной 1939-го стала известна правда о кончине писателя… В начале 1964 года в Казани назвали его именем одну из улиц Московского района.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (152) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
24.03.2019 09:07

Ну, поддерживающие, сталинскую эпоху, не хотите ли подобной участи?

  • Анонимно
    24.03.2019 09:07

    Ну, поддерживающие, сталинскую эпоху, не хотите ли подобной участи?

    • Анонимно
      24.03.2019 09:38

      Марксисты думают, что они "избранные" и им не грозит наказание (ни Б-жье, ни человеческое) - у них же самое "передовое" учение в мире.

      • Анонимно
        24.03.2019 13:06

        Это судьба народных "моторолл".

      • Анонимно
        24.03.2019 16:48

        А капиталисты ангелы во плоти. Не смеши

        • Анонимно
          24.03.2019 16:52

          Под влиянием Маркса и Октябрьской революции капиталисты стали умнее и начали делиться с народом. Правда, в современной РФ это работает намного хуже, чем в Западной Европе или в Канаде.

          • Анонимно
            24.03.2019 18:34

            А почему надо делиться? Работать иди, не жди, когда кусок в рот положат. И в заднице мы не потому, что кто-то ворует, а потому что большинство ничего делать не хочет, только ноет, обвиняет и ищет виноватых

            • Анонимно
              24.03.2019 18:50

              Делиться надо не с нищими, а с работающими! Топ-менеджеры в России часто получают в разы больше своих коллег на Западе, а средняя зарплата квалифицированного российского рабочего примерно в 4-6 раз меньше, чем у немецкого, при равном объёме работы.

            • Анонимно
              24.03.2019 19:13

              // ...И в заднице мы не потому, что кто-то ворует, а потому что большинство ничего делать не хочет...//
              А в "заднице", мы - все", находимся только потому, что "позволяем" и воровать, а также - несправедливо распределять прибавочную стоимость, точнее - прибыль!

              • Анонимно
                24.03.2019 20:54

                в 1917 народ восстал против несправедливого распределения. и 70 лет существовала система альтернативная капитализму.

        • Анонимно
          25.03.2019 10:43

          Современному капиталисту выгодно чтобы его работники жили хорошо. Они тогда ему больше прибыли приносят.

          • Анонимно
            25.03.2019 16:58

            то то все норовят бесправных гастарбайтеров нанять. у тебя кривое восприятие. запомни капиталист всегда ищет на чем экономить.

    • Анонимно
      24.03.2019 09:50

      А сейчас лучше,што ле?
      При Сталине страна развивалась,строились заводы и фабрики,процветала наука,образование и медицина,благосостояние Народа росло ежегодно,а сейчас полная деградация,разруха,нищета,бедность и уничтожение-распродажа всего,что было создано при СССР.

      • Анонимно
        24.03.2019 10:27

        Чушь не пишите да может и развивалась но цена этому развитию была огромная. Сейчас при всем плохом, можно при желании уехать, да сложно но это возможно.

      • Анонимно
        24.03.2019 10:28

        Да, похоже вы совсем оторваны от реальности.
        Оглянитесь вокруг и посмотрите хотя бы фотографии времен сталина, для сравнения.

      • Анонимно
        24.03.2019 10:46

        Цена этих заводов и фабрик раскулаченные трудяги, нищие деревни, а далее миллионы рабов и лишенные жизни интеллектуалы и активные граждане страны. И неудивительно, что государственная система, созданная на крови долго существовать не могла.

      • Анонимно
        24.03.2019 10:50

        А при Ленине, что?
        Страна не развивалась?
        Промышленность, что - уничтожалась?
        Науку и культуру стирали в порошок?
        Вы ещё скажите, что народ при Ленине от голода миллионами погибал.

        • Анонимно
          24.03.2019 11:13

          Погибал миллионами, при Ленине и как раз в Поволжье. Голод в Поволжье 1921—1922 годов — массовый голод после Гражданской войны в России в европейской части страны и на прилегающих территориях. Известен как голод в Поволжье, в связи с тем, что регионы Южного Урала и Поволжья пострадали наиболее длительно и массово. Число жертв голода составило около 5 миллионов человек. В ходе борьбы с голодом большевистское правительство впервые приняло помощь от капиталистических стран. Изъятие церковных ценностей для борьбы с голодом одновременно послужило властям массированной атакой на православную церковь.

          • Анонимно
            24.03.2019 18:25

            вижу судьба людей тебе не безразлична. тогда прокомментируй голод в россии в 1892 году и голод в Бенгалии в 1943 годах. интересно как будешь выкручиваться.
            а по факту изучай историю прежде чем пытатся вглядить умным. Голод в России повторялся почтикаждые 10 лет на протяжении веков. Причины особенность нашего климата и отсутствие транспорта, чтобы перевозить продовольствие на большие расстояния.
            Может вспомнишь как в 2010 году была засуха. картошку возили из Белоруссии и Сибири. Советую почитать про это. Прежде чем строчить пасквили

            • Анонимно
              24.03.2019 18:39

              Климат в США несильно отличается он нашего, но там почему-то голод никогда не наблюдался. Проблемы с продовольствием исчезли сразу после распада СССР, причём несколько последних лет зерно мы экспортируем, в то время как при колхозах его закупали за океаном, если на это находились деньги. Картошку, в принципе, надо есть поменьше - это самый бесполезный овощ.

              • Анонимно
                24.03.2019 19:36

                В России в 19 веке были неоднократные голодные годы после которых только официальная статистика признавала миллионные смерти.
                посмотри в интернете про голод 1892 года потом посмотрим что напишешь. хотя сказать то тебе и нечего будет

                • Анонимно
                  24.03.2019 19:40

                  Знаю я про голод в той России, только справлялись при царе с ним лучше, чем при Ленине-Сталине, которые обещали народу сытую жизнь, когда революцию устраивали, но, в итоге, талоны или карточки на продукты фактически существовали во все годы СССР, лишь с очень небольшими перерывами.

                  • Анонимно
                    24.03.2019 20:57

                    сразу видно что в Советском союзе ты не жил. Другого объяснения твоей глупости нет

                    • Анонимно
                      24.03.2019 21:06

                      К сожалению, жил так долго, что в СССР на всю жизнь получил отвращение к любым очередям, особенно, за продуктами.

                      • Анонимно
                        24.03.2019 21:25

                        вот тебя швыряет то гулаг то очереди.

                        • Анонимно
                          24.03.2019 21:38

                          СССР=ГУЛАГ с очередями. Из него даже уехать было невозможно, только сбежать.

                      • Анонимно
                        25.03.2019 14:36

                        А по поводу 30 ти последних лет не хочешь высказаться?

              • Анонимно
                25.03.2019 17:42

                Человеку в год нужно 70 кг. зерновых, выращивают и выращивали по 700 кг. на человека. Куда уходили 630 кг. - на корм скоту. Сейчас продают. Скота нет.

                • Анонимно
                  25.03.2019 17:52

                  Скота нет, зато мяса в магазинах, которое в СССР было по талонам,
                  навалом..

                  • Анонимно
                    25.03.2019 18:24

                    Не для всех навалом. И тогда было три места, где можно было купить мясо: за 2-20 по талонам (с середины 70-х, до этих лет свободно), в магазинах сельхозпродуктов за 3-50 (навалом разного мяса и колбас) и на рынках по 5 руб. - изобилие. Все хотели за 2-20 (это и понятно).

                    • Анонимно
                      25.03.2019 18:31

                      Такого разнообразия мяса и такого качества (вплоть да южноамериканских стейков) в СССР не было. Тогда вообще не было разделения на мясные и молочные породы, а Гайдая в Бриллиантовой Руке даже заставили заменить на "дичь" в сцене в ресторане первоначальную "вырезку", так как о вырезке в СССР многие просто уже и не помнили.

                    • Анонимно
                      25.03.2019 18:34

                      Всех одинаково кормят только в тюрьме и пионерском лагере. При этом, как правило, одинаково плохо.

        • Анонимно
          24.03.2019 11:22

          Человечество знает два зла - фашизм и коммунизм.
          Надо посчитать на чьей совести больше крови.

          • Анонимно
            24.03.2019 16:12

            Добавьте сюда тогда западные дерьмократии во главе США и Великобритании,а то либерастией попахивает.

          • Анонимно
            24.03.2019 16:57

            назови хоть одно общество в 30-е годы в котором было торжество человеколюбия и свободы личности. Смешат подобные вам нивные которые например забывают что в америке в великую депрессию вс тране погибло масса людей. И вылезли они из этой ямы благодаря второй мировой.

            • Анонимно
              24.03.2019 17:12

              В США никакого массового террора, как и в большинстве европейских стран, тогда не было. Единственный, кто в этом отличился, - бывший друг Сталина - Гитлер.

              • Анонимно
                24.03.2019 18:36

                Зато сейчас есть. Посмотри, сколько народа убили при построении демократии во многих странах

                • Анонимно
                  24.03.2019 18:53

                  Где эти жертвы в современной России? Убитые в бандитских разборках 90-х сами сознательно рисковали и выбрали свою судьбу. Коммунисты убили несравненно больше, а 2 лидера из них - Пол Пот и Сталин.

                  • Анонимно
                    24.03.2019 19:42

                    факты есть? нет.
                    А в 90-е тебе похоже не довелось жить. Молодые здоровые парни шли в криминал не от хорошей жизни. А сколько спилось и в наркоте сгинули? Это все нистого ни сего произошло? Чего сейчас то нет такого разгула смертей то?

                    • Анонимно
                      24.03.2019 19:58

                      При Сталине людей убивали против их воли и незаконно. Криминал, наркоту и пьянство молодые и здоровые выбирали добровольно.

              • Анонимно
                24.03.2019 19:39

                в любой стране после гражданской войны требуется десятки лет на переход в мирное русло. про массовый террор я много слышу от вам подобных. но мои предки жившие в те времена о каком то массовом терроре не слышали. И кстати сейчас точно так же в тюрьмах сидят люди как и тогда.

                • Анонимно
                  24.03.2019 19:44

                  Никаких десятков лет на переход в мирное русло после гражданской войны в США не потребовалось даже в 19 веке. В 20 веке такой террор и гражданские войны устраивали как раз коммунисты. Ваши предки, возможно, просто сами сажали, допрашивали и охраняли тех, кого они искренне считали врагами народа.

              • Анонимно
                25.03.2019 00:48

                Почитайте американскую классику, например "Гроздья гнева"

              • Анонимно
                25.03.2019 00:49

                Про Испанию забыли?

          • Анонимно
            24.03.2019 19:40

            мальчик ты когда родился? о каком таком зле пишешь? Я родился в 60-е и никакого зла не видел. Ты чего сам видел то? наслушался брехни и строчишь тут коменты

          • Анонимно
            25.03.2019 17:35

            а человечество это кто? Китай живет в коммунистическом обществе. Их больше миллиарда. Но судя по всему вы будете решать кому можно считаться Человечеством а кто рылом не вышел

            • Анонимно
              25.03.2019 17:46

              Лучше жить как 5 миллионов норвежцев, чем как миллиард китайцев.

              • Анонимно
                25.03.2019 21:43

                ну ты прямо капитан очевидность.только забыл добавить как сделать так чтобы мы жили как в норвегии?. Тридцать лет как СССР нет, и все ждем когда заживем.

        • Марат Ш
          24.03.2019 12:14

          Ленин и Троцкий по-своему были «хороши». Устроили «красный террор» и загнали страну в безвременье. Тут всё взаимосвязано. Если бы не они, то не было бы и Сталина и 74 лет мрака.

      • Анонимно
        24.03.2019 12:58

        Сталинизм ,страшная вещь...

      • Анонимно
        24.03.2019 13:24

        Кредитными мордами переполнена Россия.Однако никто из них не требует признать себя гением промышлености или экономики. Сталин напихался американским заводами в кредит, обрекая население на нищенскую жизнь на десятилетия и расплачиваясь миллионами трупов погибших от полуголодного труда в колхозах и Гулаге.

        • Анонимно
          24.03.2019 16:58

          приведи фактические данные сидевших в Гулаге , по статьям и сколько была смертность в те годы.

          • Анонимно
            24.03.2019 17:34

            А Вы сами не в состоянии заниматься самообразованием - Вы школьник?

            • Анонимно
              24.03.2019 19:44

              у меня данные есть. никаких десяктов миллионов заморенных в гулаге не существует. а у тебя из фактов книга архипелаг гулаг. Я сказочникам солженицину или свинидзе не верю. ни один из них ни разу ни в одном архиве не был.
              самообразование от подобных знатоков это глупость. тебе не чем хвалится

    • Анонимно
      24.03.2019 09:53

      имхо, среди них разные люди. в целом, все холуи (по Ленину ). большинство из них мечтает, что именно он будет сажать и пытать. а историю они воспринимать не в состоянии, что даже если на первом этапе у них так и выйдет, потом и за ними придут. Человеком надо быть, вне зависимости от внешних обстоятельств.

    • mad big
      24.03.2019 10:54

      Тогда начните сначала с революции и гражданской воны. Тогда сами поймете. Людоеды ели людоедов.

    • Анонимно
      24.03.2019 11:34

      А как в наши дни тоже напиши

    • Анонимно
      24.03.2019 11:38

      А самое интересное, те кто топит за Сталинскую политику, даже не подумают о том чтобы отписать квартиры государству.
      Лицемерные лицемеры)

    • Анонимно
      24.03.2019 12:30

      Я работаю на производстве. Мастером участка. В 6:30 я уже на работе, в 17:00 еще на работе. Получаю 60 тыр. Сталина не боюсь.
      Сталина боятся чинушы, банкиры, торгаши, клерки офисные

      • Анонимно
        24.03.2019 13:24

        Хе-хе, наивный, бояться надо того, кто на ваше место метит...

      • Анонимно
        24.03.2019 13:54

        сколько у тебя план? утроим. сколько у тебя брак? тебя кто надоумил сделать брак? иностранная индийская разведка? пойдемте с нами гражданин. поджилки затряслись? нет - а зря, очень даже зря...

      • Анонимно
        24.03.2019 14:12

        Удивил. Я тоже Сталина не боюсь. А чего мертвых бояться?

      • Анонимно
        24.03.2019 14:16

        При Сталине получали бы 200 руб, плюс шестидневная рабочая неделя, плюс обязательные государственные займы в размере месячной зарплаты, плюс постоянный страх, что обвинят во вредительстве, плюс парт- и проф- и проч собрания после работы, плюс невозможность купить еды и т.д. Плюс обучение детей в школе в старших классах платное.
        Историю плохо знаете.

        • Анонимно
          25.03.2019 18:54

          История и жизнь - две большие разницы. Середина 50-х - 70-е годы: Он электрик на заводе РТИ (Казань), Она простая работница завода Искож (Казань). В 56-м рождается дочь сразу же получают комнату в сталинке, в 64-м рождается сын - получают всю двухкомнатную сталинку. Каждое (каждое!) лето отдых на Кавказе, в Прибалтике, в Закарпатье, туры по Волге. Уж про детские сады и пионерлагеря молчу (кто жил в то время знает - для всех и практически бесплатно, а ЖКХ, а проезд, а медицина, а образование .....). Страшно было только жулью и прохиндеям.

    • AlexRubin
      24.03.2019 13:13

      Как Сталина воспринимает стандартная чернь?
      Вот, сидит огромный Сталин и, время от времени, позёвывая, приказывает кого-нибудь расстрелять.
      Черни бесполезно объяснять, что абсолютной власти не бывает, что существует Реальная Действительность, что убогие торгаши в принципе не способны адекватно воспринимать и оценивать таких личностей как Сталин. Миллионы несуразных уродцев, копошащихся в копеечных делишках и неспособных взять на себя ответственность за судьбы хотя бы нескольких десятков людей, считают себя вправе судить человека, который двадцать пять лет управлял огромной страной. Люди, для которых бытийный максимум – это годами писать бредятину в Интернете, люди, не способные управлять ротой десантников или заводом, люди, которые никогда не сталкивались с той колоссальной экзистенциальной нагрузкой, которая есть управление гигантской государственной машиной, сидят дома перед мониторами и бредят – именно бредят! – о Сталине. Я смотрю на их дешёвую трескотню и думаю: а они сами-то понимают, что они все поголовно – дебилы? Дебилы – в самом что ни на есть медицинском смысле этого слова, в глубоко-антропологическом?! Если человек не способен вырасти до того – хотя бы социального – уровня, где ему приходится принимать конкретные решения по вопросам ценности человеческой жизни, где ему необходимо распоряжаться судьбами миллионов живых людей – такой человек вообще не имеет “нравственного права” произносить вслух что-либо об Иосифе Виссарионовиче. Сталин мыслил эпохами, народами и континентами. У этого человека было двести пятьдесят миллионов детей, которых до Сталина за несколько столетий иноземного рабства довели до такого состояния, что без такого отца как Сталин они были обречены на то, чтобы служить навозом для удобрения почвы Западной цивилизации.
      Зло?
      Да, делая добро, Сталину пришлось сделать много так называемого “зла”, чем он спас страну от ещё большего – настоящего – зла.
      Правильно и адекватно оценивать политическую реальность невозможно, обладая мировоззрением миллионов домашних интернетовских недоумков...

      • Анонимно
        24.03.2019 15:06

        Сам-то себя не считаешь "чернью"?
        И в числе пострадавших от "зла" думаешь себя никогда не увидеть? Типа "а меня за что?"
        По иронии судьбы, как раз такие и идут первыми под нож.
        Слово на "Д" в твоем тексте- ровно про тебя.

        • Анонимно
          24.03.2019 15:22

          13:13 Это выплеск рабской психологии, столь свойственной той части нашего народа, которая считает, что вся власть - от Бога. Парадокс состоит в том, что именно Сталин своей политикой поставил этот народ на грань уничтожения в Великой Отечественной. Все восхваления в его адрес - стандартное проявление т.н. стокгольмского синдрома, когда жертвы садиста и мучителя начинают симпатизировать, сочувствовать ему или даже отождествлять себя с ним. ..

          • Анонимно
            24.03.2019 15:51

            Я не вижу никакого стокгольмского синдрома. Только страх, страх и страх. Этот страх и сейчас, спустя несколько поколений мгновенно вспомнился и возобновился, стоило только чуть-чуть плетку показать. И войну на страхе выиграли, особенно в первой половине. как Сталин сам говорил, что советский солдат меньше боится погибнуть от немецких пулеметов, чем быть расстрелянным своими за "трусость". Сейчас много выходит правдивых воспоминаний о войне настоящих фронтовиков, они пишут, что творили СМЕРШ и НКВД, на пушечный выстрел не подходившие к передовой, но которым нужно было оправдывать свое существование. Хватали и расстреливали за незначительные проступки, а то и просто невиновных. В тылу было тоже самое. Поэтому страх впитался в подкорку, передается уже с генами. А чтобы скрыть и оправдать свой страх, начинаются такие вот восхваления и оправдания. Типа, да, я боюсь, но ведь не просто так!

        • AlexRubin
          24.03.2019 22:48

          ..а почему это "вы", говорите мне "ты"..?

    • Анонимно
      24.03.2019 14:50

      Те кто его поддерживает, хотят Сталина не для себя, а для окружющих

      • Анонимно
        24.03.2019 15:08

        14:50 Абсолютно верно. Они надеются быть среди тех, КТО сажает, а не среди тех, кого сажают. Но жизнь бывает очень остроумна.

    • Анонимно
      24.03.2019 16:47

      а тебе в голову не пришло что следователи которые запытали человека, были выявлены и наказаны попной?
      Злопыхатели охотно вешают все зло совершенное конкретными людьми на Сталина. Он лично пытал и сажал?
      Нет, это делали соседи и сограждане. Это была такая эпоха. И началась она после революции. Репрессии 37 года были остановлены уже в 38 году. почему бы об этом не узнать и не сказать?
      Все почему то не хотят понять что в тот далекий 37 год многое было не так как сейчас. Ни интернета ни телевидения ни других средств связи.
      Никто не оправдывает репрессии.
      НО не разобравшись в их причинах мы так и будем блуждать по кругу.
      вникать и разбираться никто не хочет. проще готовыми рецептами пользоваться.
      Почитайте о роли Хрущева в репрессиях. а потом сравните с тем как Хрущев свалил на Сталина все собственные злодеяния


      • Анонимно
        24.03.2019 16:59

        Наказали очень немногих - например, непосредственный исполнитель расстрельных приговоров В.М. Блохин, расстрелявший, по разным оценкам, около 10 тыс. человек, в том числе Якира и Тухачевского, после смерти Сталина уволен (02.04.1953) из органов МГБ по состоянию здоровья, умер своей смертью и похоронен на Донском кладбище, неподалёку от братской могилы своих жертв.

        • Анонимно
          24.03.2019 19:47

          факты о 10 тысячах растреляных есть? Нет. Тогда нафига эту брехню тут пишешь? Вранье надоело.

          • Анонимно
            24.03.2019 20:00

            Погугли - палач Блохин - и факты найдёшь, даже фамилии им расстрелянных.

            • Анонимно
              24.03.2019 21:33

              погугли в интернете?
              Вот такие как ты начитаются наслушаются бредней из интернета потом сами начинают строчить небылицы.

              • Анонимно
                24.03.2019 21:44

                Видишь ли, история КПСС и краткий курс ВКП(б) об этом писать не хотели. Я же ни виноват, что ты только им веришь.

              • Анонимно
                24.03.2019 21:48

                Раз ты гуглить не умеешь, вот тебе список книжек:
                1. Петров Н. В., Скоркин К. В. Кто руководил НКВД. 1934—1941. Справочник / под ред. Охотина Н. Г. и Рогинского А. Б.. — М.: Звенья, 1999. — 504 с. — 3000 экз. — ISBN 5-7870-0032-3.
                2. Петров Н. В. Кто руководил органами госбезопасности. 1941—1954. Справочник / под ред. Рогинского А. Б., Мироненко С. В., Охотина Н. Г. и др.. — М.: Звенья, 2010. — 1008 с. — 3000 экз. — ISBN 5-7870-0032-3.
                3/ Дональд Рейфилд. Сталин и его подручные = англ. Stalin and his hangmen. — М.: Новое литературное обозрение, 2008. — 500 с. — 1 5 тыс, экз. — ISBN 978-5-86793-651-8.

                • Анонимно
                  25.03.2019 07:10

                  Петров Н,В, В 80 году окончил химико-технологический институт. Поступил в аспирантуру, где пытался работать над диссертацией о химических соединениях плутония. Дисертацию так и не написал. НА волне перестройки попал в общество Мемориал, с тех пор его главной целью в жизни рассказывать об ужасах Сталинских репрессий.Когда такие клоуны вдруг становятся специалистами по истории а другие клоуны им верят, становится страшно что творится в головах невежд.
                  Ты еще забыл солженицина и сванидзе в пример привести.
                  а что мешает почитать настоящих историков работавших в архивах и имеющих профильное образование? Чем ужаснее ложь тем охотнее в нее верите....

                  • Анонимно
                    25.03.2019 08:35

                    Опровергните эти данные вместо перехода на личности. Не можете, тогда помолчите о Ваших историках из архивов, которые оправдывают Сталина, компартию и их преступления..

                    • Анонимно
                      25.03.2019 10:27

                      Есть официальные архивы и документальные данные. Опровергать каждый чих химика или литератора нет необходимости. Если у тебя есть факты предоставь. Но их у тебя нет. Предоставил некие умозаключения непонятных мутных деятелей мнишь себя знатоком истории. Самому то не смешно? С тем же успехом ты докажешь что на марсе есть жизнь. Погугли в интернете там найдешь массу фактов )))

                      • Анонимно
                        25.03.2019 13:57

                        Ты почему-то даже своих данных привести не хочешь, только требуешь этого от других.

                        • Анонимно
                          25.03.2019 21:46

                          смотри официальную версию. я ей верю. все документы и архивы в доступе. официально осуждение репрессий есть. Данные о репрессированных есть. Только вашему брату это не нравится, вот и лепите сказки про миллионы убитых

                          • Анонимно
                            25.03.2019 22:03

                            Какой официальной версии у нас можно верить, если у нас до сих пор неизвестны точные данные по потерям в Великой Отечественной? Если у нас 50 лет скрывали секретные протоколы к Пакту Молотова-Риббентропа, то официальные данные по репрессиям того времени, в которые ты веришь, достоверными быть не могут по определению.

                  • Анонимно
                    25.03.2019 14:15

                    Академик Сахаров, трижды Герой Соцтруда и создатель нашей водородной бомбы, тоже для тебя не авторитет? Чем невежественные индивид, тем более у него оснований защищать Сталина и коммунистов...

                    • Анонимно
                      25.03.2019 14:39

                      Сазвров свои слова чем подтвердил? Ничем. Тогда о чем разговор?

      • Анонимно
        24.03.2019 17:10

        Послевоенных репрессий уже не было? Кузнецова, Вознесенского, Михоэлса, не убивали и в лагеря, многих уже освобождённых, снова не сажали? Почему только Хрущёва вспоминаешь - всё тогдашнее Политбюро - такие же упыри, как и сам Сталин.

        • Анонимно
          24.03.2019 19:48

          А сейчас не сажают,? Не увольняют? сейчас то все прекрасно? Тогда объясни почему сейчас больше заключенных на 1000 человек чем при Сталине?

    • Анонимно
      24.03.2019 19:29

      а что сейчас разве в тюрьмах пионер лагерь? Если мало информирован познакомься с человеком который сидел. Он тебе подробно в деталях расскажет как ломают и калечат. А потом расскажешь хочешь ли ты этой участи

      • Анонимно
        24.03.2019 19:37

        Невиновных политических, тем более в таких масштабах, как при Сталине, за анекдот или украденные с полей колоски, не сажают. То, что ломают и калечат уголовников, охотно верю, но избежать их участи не так сложно.

        • Анонимно
          24.03.2019 21:42

          ты фактические данные приведи. а не кидай фразы "масштабные репрессии"

          • Анонимно
            24.03.2019 21:57

            Оценки числа жертв репрессий разнятся и зависят от методики подсчета. Если учитывать только осужденных по политическим статьям, то по данным анализа статистики областных управлений КГБ СССР, проведенного в 1988 году, органами ВЧК-ГПУ-ОГПУ-НКВД-НКГБ-МГБ были арестованы 4 308 487 человек, из них 835 194 были расстреляны. По этим же данным, в лагерях погибло около 1,76 млн. человек. По подсчетам Общества «Мемориал», осужденных по политическим мотивам было больше – 4,5-4,8 млн. человек, из них 1,1 млн. человек были расстреляны.

            • Анонимно
              25.03.2019 07:17

              Эти данные за период с 21 года по 53 год 4.3 миллиона это всех включая отпетых уголовников.
              То что мемориал насчитал должно быть подтверждено.
              Да же ваши данные говорят не о десятках миллионов расстрелянных.
              Но вы как то забываете что все эти репрессии давно уже изучены и осуждены Советскими людьми. И забываете о причинах репрессий. ПО факту все пытаются на основе репрессий поставить крест на Советском проекте как о варианте развития общества. Если же брать период с 50-х по 80-е то ничего плохого и ужасного в подобное строе не вижу. Сейчас ни лучше

              • Анонимно
                25.03.2019 08:40

                Не врите! Уголовников в этой статистике нет. И если даже 4 миллиона, а не десять , без вины уничтожены, никакие "причины репрессий" оправдать коммунистов не смогут. С таким же успехом можете оправдывать Гитлера построенными в Третьем рейхе заводами и автобанами.

                • Анонимно
                  25.03.2019 10:30

                  Ты свой же текст перечитай. Какие 4 миллиона ты нашел? По 58 статье за все годы осуждено около 700 тысяч. Включая тех же чекистов которые фабриковали дела. Или они тоже не винные?

                  • Анонимно
                    25.03.2019 13:54

                    Всех репрессированных без вины около 4 млн. Расстрелянных и умерших в лагере - более 2 млн. Тебе этого мало???

    • Анонимно
      26.03.2019 08:47

      Племенное стадо только так и управляется. Через страх и насилие. Да, тех кто вне стада - перемалывают.

  • Анонимно
    24.03.2019 09:26

    Потребовалось 25 лет, чтобы назвать улицу в Казани именем Усманова. С Назарбаевым разобрались намного быстрее.

  • Анонимно
    24.03.2019 09:29

    Интересно и символично.

    "Недаром Шамиль Усманов назвал одну из своих книг «Путь легиона».
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/418053

    Из Википедии:

    "Легион — именование демонов, изгнанных Иисусом Христом из человека в Гадаре (одно из Чудес Христовых — «Исцеление бесноватых в стране Гадаринской»).
    «Имя мне — легион», «имя ему — легион», «имя им — легион» (лат. nomen illis legio) — крылатое выражение, обозначающее несметное количество чего-либо, причём с негативной[1] оценкой исчисляемого".

    "Объединившись в Оренбурге с добровольцами из числа военнопленных венгров, немцев и поляков часть, получившая название III Интернационального легиона отличилась в боях под Переволоцким и Орском".
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/418053

    Т.Е III Интернациональный легион в переводе это III Интернациональные демоны.

    Зная сатанинские наклонности международных марксистов-террористов можно быть уверенным, что название "легион", вооруженным "интернациональным" бандам, выполняющим террор, они дали не случайно.

    "— Допросы были долгими и жестокими, — рассказывал Кожевников. — Шамилю из-за его несговорчивости доставалось больше, чем другим. К тому же он очень страдал морально — его угнетало предательство знакомых, сослуживцев и даже друзей, которые в свое время буквально дневали и ночевали в его доме, а теперь оговаривали в своих показаниях".
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/418053

    За всё в жизни приходится платить - сперва Шамиль отбирал чужие жизни, потом "коллеги" отобрали у него его жизнь...

    Действительно "имя им - ЛЕГИОН"...

  • Анонимно
    24.03.2019 09:36

    Насилие порождает жестокость.
    И так далее.
    Произвол порождается беззаконностью.
    Урок для всех.

  • Анонимно
    24.03.2019 09:43

    Татарлар ин нык халык ул.

  • Анонимно
    24.03.2019 09:44

    И снова Усманов мишарин.

    • Анонимно
      24.03.2019 11:24

      Он прежде всего татарский человек!
      Не забывая при этом, что он мишарского происхождения.

  • Анонимно
    24.03.2019 09:45

    Революция всегда пожирает своих детей.

  • Анонимно
    24.03.2019 09:52

    Напишите ещё кто такой вахитов, а то в Челнах проспект усманова и вахитов... Вообще непонятно кто такие

    • Анонимно
      24.03.2019 13:47

      Ещё есть улица Раскольникова,ещё тот мясник был в гражданскую

  • Анонимно
    24.03.2019 09:56

    Пора уже Ильича в музей в месте с соркофагом перенести.

    • Анонимно
      24.03.2019 10:27

      Похоронить, как он сам хотел или хотели его родственники.

  • Анонимно
    24.03.2019 10:19

    Сначала сам убивал, потом и самого убили. Совпадение?

  • Анонимно
    24.03.2019 10:21

    Надо боятся друзей...

  • Анонимно
    24.03.2019 10:29

    В гражданской войне нет победителей. Печальная и мрачная страница истории России.

    • Анонимно
      24.03.2019 10:45

      Это правда.
      И правду о "революционерах" надо знать.
      "Выжимки" из этой статьи надо поместить на улице имени Шамиля.

      • Анонимно
        24.03.2019 19:50

        ни стого не с сего миллионы людей пошли воевать против помещиков и кулаков? Если все так было хорошо, крестьяне работал 5 дней в неделю по 8 часов, с ежегодными отпусками то чего воевать то пошли?

  • Анонимно
    24.03.2019 11:14

    Читал,что глаз выколол
    Сам себе ручкой на допросе

  • Анонимно
    24.03.2019 11:24

    При Ленине голод в Поволжье -5 млн жертв политики продразверстки. Любители хаять Америку не хотят знать про АРА и ее помощь голодающим. Нансен пытался спасти от голода, организовав международную помощь.

    • Анонимно
      25.03.2019 10:43

      Ты,подучи Историю.Голод создали Белогвардейцы и АНТАНТА.Последние,Англия,США,Япония все,кто испугался Власти Советов.

  • Анонимно
    24.03.2019 11:43

    Да, предки его из с. Большая Цильна Дрожжановского района

  • Анонимно
    24.03.2019 11:47

    10.45.Полностью поддерживаю, но нынешние правители боятся волнений, памятные знаки с описанием деяний (просто описания) нужны и на ул. Ш.Усманова, и на улице М.Фрунзе (топитель людей живьём в Крыму), без Дзержинского (основоположника-основателя в Европе (в России) концлагерей (до этого немцы первыми основали их только в Африке в колониях)) никак не обойтись. Может быть улицы и переименовывать не надо, пусть люди знают своих "героев", знают кому поклонялись их родители вольно или невольно, кто был идеалом для нынешних руководителей города, республики, страны (особо - нынешние руководители частично до сих пор поклоняются, видать мечтают о возвращении своей людоедской власти).

    • Анонимно
      24.03.2019 14:21

      Первые концлагеря были придуманы англичанами в англо-бурской войне в Южной Африке в начале 20 века.
      В них одни белые (англичане) уничтожали других белых (буров, т.е. голландцев).
      Большевики эту практику переняли и расширили.
      А немцы довели до "совершенства", как и положено немцам.

      • Анонимно
        24.03.2019 15:02

        Это не так! Первые концлагеря возникли в США во время гражданской войны между Севером и Югом. При этом события, связанные с ужасами «Андерсонвилля», организованного южанами для содержания федералов, получили огласку, а ужасы 11-ти (!!!) концлагерей (в том числе – лагерь «Дуглас»), организованных северянами для содержания конфедератов, были преданы забвению. Молчание длилось 130 лет, и только в конце XX века начались расследования историков, которые подняли старые архивы и обнародовали документы, связанные с концентрационным лагерем «Дуглас». Федеральный концентрационный лагерь "Дуглас" был создан в феврале 1862 года у озера Мичиган, недалеко от Чикаго. В лагере содержались как пленные конфедераты-военные, так и просто гражданские лица с территорий южных штатов. Условия содержания заключенных в «Дугласе» были ужасающими. Мизерные продовольственные пайки удерживались за малейшие проступки, вследствие чего заключённые голодали. В перенаселённом, лишённом медикаментов лагере десятки тысяч заключённых (у которых не было даже чем накрыться) жили в драных палатках в любое время года, и люди погибали от холода.

  • Анонимно
    24.03.2019 12:49

    читается как свежая сводка из застенков МВД

  • Анонимно
    24.03.2019 13:05

    Должно, в конце концов, придти осознание того, что вооруженный захват власти международными марксистами-террористами в России в 1917 году, развязывание ими Гражданской войны и их последствия сравнимы по трагедии со 2-й Мировой войной и Холокостом.

    И Шамиль один из многочисленных помощников этих марксистов, которые по учению своего кумира Маркса вырезали целые социальные слои для удержания власти.

  • Анонимно
    24.03.2019 13:24

    Много мифов о смерти Усманова,в том числе и профессорских. Известно ,что один из участников избиений,был наказан по служебной линии,с формулировкой ,что применял физическое воздействие, так назывались тогда пытки,когда подследственный был готов дать показания.Советую тем кто интересуется не мифами,а правдивой историей этого трагического периода, внимательно прочитать уникальную книгу доктора исторических наук, главного редактора книги Памяти, наиболее надежного источника сведений о репрессиях, Анатолия Александровича Иванова, имевшего в отличие от ряда авторов занимательных книжек, полный доступ ко всем источникам, включая архив
    КГБ: "Политические репрессии в Татарской АССР сквозь призму подлинных документов и воспоминаний".Там есть и фото Усаманова с дочерью, находившеесяся в следственном деле.

  • Анонимно
    24.03.2019 13:59

    Если он такой нехороший то зачем в Челнах его именем назвали улицу в Новом городе. Срочно нужно переименовать в улицу Васильева Л.Б.

  • Анонимно
    24.03.2019 15:14

    Примерно так же издевались над писателем Кави Наджми, когда выпытавали показания против Г. Ибрагимова и др. Он держался два месяца, но когда поняли, что не сломить, то указали на его сына и жену, что им будет оч плохо. Тогда он подписал, но ему повезло больше, он успел выйти, а надзерателей осудили. Но сколько таких душ погибло?.. просто ни за что или за свой ум и честь. Но и сегодня от этого никто не застрахован... Когда за чтение неприемлемой литературы дают по 20 лет

  • М.К.
    24.03.2019 15:45

    "Радио с Памира" читается на одном дыхании. Изумительная приключенческая повесть.

  • Анонимно
    24.03.2019 15:48

    Напомню читателям,что по, по миновани надобности многие ежовцы из НКВД,в 1939-40 гг. были репрессированы а немало из них ,особенно начальники областных управлений и республиканские наркомы расстреляны. Казанские ежовцы: нарком Михайлов,его зам. Шелудченко расстреляны в начале 1940 г.около десятка, включая Марголина и Курбанова,избивавших Усманова получили сроки.

  • Анонимно
    24.03.2019 19:49

    Сталин все рассчитал, вначале палачей первых, затем, для уничтожения прямых улик-уничтожили вторых палачей, затем хотел приступить к третьей волне,но пришла война, затем репрессии 1946 -1952 годов. Палач всегда палач, как бы и чем бы не оправдывался (оправдывали).

    • Анонимно
      24.03.2019 20:38

      Сталин лучший ученик Ленина и Троцкого, хотя и не такой талантливый, как первые два диктатора-убийцы.

      • М.К.
        24.03.2019 22:49

        Троцкого зачем сюда приплели?

        • Анонимно
          25.03.2019 09:00

          Сталин всегда ему завидовал, потому что был не столь хорошо образован и не был таким же хорошим оратором, но при этом все основные сталинские идеи заимствованы именно у Льва Давидовича. Если бы в их внутрипартийной борьбе победил Троцкий, его политика мало бы чем отличалась от сталинской.

          • М.К.
            25.03.2019 10:13

            Да ладно!
            Троцкий был образованным, культурным, а главное - порядочным человеком.
            В чем он был слаб, так это в разного рода интригах, поскольку всегда ставил общественное выше личного.

            • Анонимно
              25.03.2019 13:50

              Образованный и культурный человек не вводил бы расстрел в виде наказания каждого десятого в строю красноармейца

              • Анонимно
                25.03.2019 20:15

                13.50.повторяете ложь сталинских времен о Троцком. Единственный случай расстрела,по приговору трибунала,под Свияжском в 18 г. ,когда полк ,а это не менее 1000 человек,бросил позиции, открыв дорогу прртивнику, захватили пароход и потребовали отвезти в Нижний.Расстреляли командира,комиссрара и 18 человек зачинщиков массового дезертирства.

                • Анонимно
                  25.03.2019 20:33

                  Это не было единичным случаем! Во время Гражданской войны в России децимация неоднократно применялась Наркомом по военным и морским делам Л. Д. Троцким. В августе 1918 года он использовал для наказания 2-го Петроградского полка Красной Армии, самовольно бежавшего со своих боевых позиций. Во время обороны Петрограда в октябре 1919 года в отступающих красноармейских частях расстреливали каждого десятого. Революция и гражданская война в России: 1917—1923 гг. Энциклопедия в 4 томах. — М.: Терра, 2008. — Т. 3. — С. 316. — 560 с. — (Большая энциклопедия). — 100 000 экз. — ISBN 978-5-273-00560-0.
                  Во время Великой Отечественной эту же тактику использовал Сталин, подписав приказ №224 "Ни шагу назад!"

                  • Анонимно
                    26.03.2019 18:17

                    20.31.Децимаыия расстрел каждого десятого,под Свияжскои, не огульно ,а по приговору трибунала расстреляли 18 зачинщиков бегстса и захватм парохода, а таже командира и комисмара полка,где более 900 человек.
                    Не употребляйте термин децимация не к месту.Никто не был так оболган как Троцкий.В сериии жзл издана недавно его биография,ряд документов, включенных в нее рисуют совершенно другую фигуру.

  • Анонимно
    24.03.2019 21:26

    И несмотря на все доказанные преступления большевистского теорористического правительства и его карательных органов мы видим в Казани в 21 веке улицу имени кровавого палача и наркомана Дзержинского(на которой стоит памятник жертвам репрессий). Такое безумное смешение символов возможно не в каждой стране.

    • Анонимно
      25.03.2019 10:37

      Лихо ты всех большевиков в террористы записал. По твоей логике всех кто жил во времена ссср надо судить включая потомков. Ты сам то с луны или твои предки строили социалистическое государство?.пообщайся с бабушкой и дедушкой они правду раскажут. Или озотнее веришь всем подряд кроме родни?

  • Анонимно
    27.03.2019 07:11

    Много в комментах генералов диванных войск, строчащих разоблачилки,только о большевиках.Тем кто действительно хочет знать историю,советую читать книги и особенно сборники документов,показывающие,что террор в годы гражданской был обоюдный и карательные отряды колсаковцев и денинкинцев не уступали,а нередко по массововым жестоким расправам превосходили чекистов и войска красных .О т.н. децимации Троцкого, под Свияжском,где Петроградский полк, бежал с позиции, захватил пароход и открыл участок фронта врагу, но комиссар Волжской флотилии Маркин,остановил предателей и заставив дезертиров сложив оружие сойти на берег, рекомендую прочитать очерк Кораблева в книге РВС Республики, изданной в 1991 г.имеющейся в библиотеках.Советую некоторым комментунам читать книги и особенно сборники документов,прежде чем стросить стеб о большевиках или Троцком.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
Загрузка...
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль