Общество 
16.04.2019

«Будут говорить, что Франция недостойна своего собора»: как сгорела «душа Парижа»

Французские миллиардеры уже собирают сотни миллионов евро на возрождение Нотр-Дам де Пари — 400 пожарных потушили его лишь сегодня утром

Кровля, шпиль, часы и деревянные интерьеры — таковы потери собора Парижской Богоматери в пожаре, который длился более 12 часов. Спасти удалось алтарь, алтарный крест и часть религиозных святынь, включая терновый венец Христа. Прокуратура начала расследование по статье о неумышленном причинении ущерба в результате пожара. «Парижане стояли всю ночь перед собором и пели молитвы», — говорят очевидцы, с которыми побеседовал «БИЗНЕС Online».


«СЕРДЦЕ» ФРАНЦИИ В ОГНЕ, «ИСТОРИЯ РУШИТСЯ НА ГЛАЗАХ»

Накануне вечером Франция и весь мир потеряли в бушующем пламени готический шпиль, крышу, часы и одно из главных исторических наследий — собор Парижской Богоматери. Предположительно, пламя вспыхнуло на строительных лесах, которые окружали собор на время реставрационных работ. С них огонь перекинулся на крышу, шпиль и левую башню. Нотр-Дам де Пари полыхал несколько часов, огонь уничтожил 2/3 кровли и деревянные интерьеры здания. Но главным символом разрушения исторического наследия стали кадры падения 96-метрового горящего шпиля, облетевшие соцсети и вызвавшие взрыв скорбных комментариев. «Весь мир сегодня с ужасом наблюдает, как горит Нотр-Дам. История рушится на глазах», — так описывали парижане происходящее.

По информации французских СМИ, на которые ссылается Interfax, пожар начался в 18:30 по местному времени (19:30 по мск — прим. ред.). В это время сработала пожарная сигнализация. В момент возгорания внутри были туристы, в их числе граждане РФ. К счастью, жертв среди гражданского населения нет, сообщается лишь, что пострадали два сотрудника полиции и пожарный.

По предварительным данным, здание не было оборудовано системой пожаротушения, сообщает «Коммерсант». Огонь стремительно захватывал деревянные конструкции благодаря мощной тяге — она образовалась в результате того, что из некоторых окон собора на время реконструкции убрали витражи. Первой трудностью, с которой столкнулись пожарные, оказался подъезд к зданию — возгорание началось вечером, и спасателей задержали городские пробки. Кроме того, борьба с огнем осложнялась невозможностью сброса воды на собор с воздуха — пожарные заявили, что такой способ мог стать причиной обрушения всего строения. Спасатели утверждали, что при тушении данных строений вертолеты малоэффективны. В итоге даже близость реки не помогла — для того чтобы доставить воду к очагу возгорания, использовались коленчатые подъемники, которые не дотягивали до крыши. В результате вода не попадала даже на горевшие чердак и крышу. Всего в тушении принимали участие около 400 пожарных.

Сообщение о том, что пожар окончательно потушен, со ссылкой на официального представителя корпуса пожарных Парижа Габриэля Плюса появилось лишь сегодня в 10:45.

По факту случившегося начато расследование по статье о неумышленном причинении ущерба в результате пожара. Оно было поручено региональному управлению судебной полиции. Как сообщает газета Figaro со ссылкой на прокуратуру французской столицы, следователи уже допросили строителей. По словам главного архитектора, ответственного за работы в Нотр-Даме, Филиппа Вильнева, во время пожара на месте рабочих не было.


Отметим, рухнувший шпиль гораздо моложе самого здания Нотр-Дам де Пари, которому в этом году исполнилось 856 лет, — старый шпиль был уничтожен в революцию 1789 года и восстановлен реставратором собора Эженом Виолле-ле-Дюком в 1840-м. Сам собор возводился по инициативе парижского епископа Мориса де Сюлли в период с 1163 по 1345 год. Данное здание — один из самых известных памятников в Европе, символов французской столицы. Во многом за это следует благодарить Виктора Гюго, который прославил собор Парижской Богоматери в одноименном романе. Реставрация, которая проводилась перед пожаром, не первая в истории здания. После французской революции собор становится храмом Разума, где практиковался культ Разума и Верховного Существа. Он был возвращен церкви и вновь освящен в 1802 году, после чего проведена его реставрация. Ежегодно собор посещают 14 млн человек.

К счастью, огонь уничтожил не все — сохранились алтарь и алтарный крест, сообщает газета Monde со ссылкой на мэра Парижа Анн Идальго. По словам ответственного за богослужения священника Патрика Шове, часть святынь из собора удалось спасти, в том числе терновый венец Христа, а также две колокольни. В период реставрации из собора за три дня до пожара вынесли бронзовые скульптуры 12 апостолов и четырех крылатых фигур тетраморфа — это стало их спасением. Неизвестной остается судьба Владимирской иконы — подарка патриарха Алексия II. Ценности, которые удалось уберечь от огня, будут переданы на хранение в Лувр. 

Французские СМИ, исходя из степени разрушений, заявили, что собор Парижской Богоматери утерян для Франции и мира как исторический, культурный и религиозный объект.


МИЛЛИАРДЕРЫ ФРАНЦИИ ЖЕРТВУЮТ СОТНИ МИЛЛИОНОВ ЕВРО НА ВОССТАНОВЛЕНИЕ СОБОРА

Однако президент Франции Эммануэль Макрон был более оптимистичен. Прибыв на место, он констатировал, что худшего удалось избежать, и анонсировал международную кампанию по сбору средств на восстановление собора, а французский миллиардер, совладелец брендов Gucci, Saint Laurent Франсуа-Анри Пино уже пообещал 100 млн евро, сообщает The Guardian. Associated Press сообщает, что на призыв Макрона откликнулся и президент группы Louis Vuitton Бернар Арно, который пообещал на восстановление собора уже 200 млн евро. Эксперты обратили внимание на аналогичные пожары в исторических зданиях. Так, в 1992 году горел Виндзорский замок, на его реставрацию после пожара ушло пять лет.

Ватикан «с шоком и грустью» воспринял сообщение о пожаре в одном из знаменитейших католических соборов, символов христианства и Франции, передает CNN. Архиепископ Парижа Мишель Апети сообщил о том, что главный раввин Парижа уже выразил ему свою поддержку.

Премьер-министр Турции Мевлют Чавушоглу охарактеризовал пожар как трагедию для всего человечества, а мэр Лондона Садик Хан написал, что британская столица скорбит вместе с Парижем.

Президент США Дональд Трамп назвал пожар ужасным и предложил тушить его с самолетов. Барак Обама опубликовал в «Твиттере» фото посещения собора вместе со своей семьей, а канцлер Германии Ангела Меркель — фразу «Fluctuat nec mergitur», девиз города Парижа, что означает «Его бьют волны, но он не тонет».

Президент РФ Владимир Путин направил Макрону телеграмму, сообщает пресс-служба Кремля. «Нотр-Дам — исторический символ Франции, бесценное сокровище европейской и мировой культуры, одна из важнейших христианских святынь. Беда, произошедшая этой ночью в Париже, откликнулась болью в сердцах россиян», — сказано в сообщении. 

Президент РФ выразил соболезнования в связи с пожаром в храме. Он надеется, что великий собор удастся восстановить. «[Путин] предложил направить во Францию лучших российских специалистов, имеющих богатый опыт реставрации памятников мирового культурного наследия, в том числе произведений средневекового зодчества», — сообщили в Кремле.

Высказалась о произошедшем также журналистка и телеведущая Ксения Собчак. «Угробили мой самый любимый город в мире крысами, бомжами и радикальной толерантностью. А теперь еще и сожгли, — так она прокомментировала пожар в соборе. — Это дико все обидно. И я связываю это с тем, что Франция, в отличие от Великобритании, например, ведет крайне „левую“ политику». «Ну хоть крысы, коих там развелось великое множество, поджарятся», — резюмировала журналистка в своем телеграм-канале «Кровавая барыня».


«СОВЕРШЕННО БЕЗЗАЩИТНЫЕ ПОЖАРНЫЕ ЧЕРПАЛИ ВОДУ ИЗ СЕНЫ С ПОМОЩЬЮ ДВУХ МАЛЕНЬКИХ СУДЕНЫШЕК»

Корреспондент «БИЗНЕС Online» пообщался с русским гидом в Париже Вероникой Вьель-Мессе, которая узнала о пожаре во время посещения храма Святого Андрея в французском Бордо. «Мы увидели, что там большая месса проводилась во спасение храма. Только тогда мы узнали, что у нас собор Парижской Богоматери горит. Это стало трагедией для всех», — отметила она. По ее оценке, туристическая привлекательность Парижа из-за произошедшей трагедии не снизится ни на толику. Во многом это связано с тем, что уже среди французов идут разговоры о намерении восстановить собор в его первозданном виде, чего и ждут все местные жители.

«Туризм как был, так и будет, — отметила собеседница. — Что касается туризма, думаю, ничего не изменится. Париж был и есть. Париж — это всегда Париж. Народ ездит смотреть не только собор Парижской Богоматери, но и столицу Франции в целом. Жалко, конечно, что мы сейчас туда не сможем долго зайти внутрь. Но в любом случае история остается».

«Сейчас я читаю газету Figaro, где вышла редакционная статья под названием „Notre-Dame de la tristesse“ („Нотр-Дам. Наши печали“). Это великая трагедия для всей Франции. Все потрясены тем, что все произошло так неожиданно и быстро, и масштабами трагедии, конечно», — рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» радиожурналист, переводчик, проживающий в Париже, Анатолий Токмаков. По его словам, пожар начался в 18:30 по местному времени. В районе у острова Сите собрались толпы людей, которые специально приехали понаблюдать за случившимся. Они молились в момент единения и общей скорби. Как отмечает Токмаков, было видно, что силы неравны — 400 пожарных оказались беспомощны. Сначала им приходилось прорываться через толпу зевак, а потом тратить время для развертывания сил — остров Сите, как и весь Париж, очень тесен. Обсуждали активно парижане вчера вечером и заявление Трампа, который якобы даже звонил и предлагал направить самолет для тушения пожара, «что было отвергнуто французскими пожарными как совершенно неприемлемый жест, ибо несколько тонн воды полностью разрушили бы здание». Сами пожарные, по заверениям Токмакова, заявляли, что сил достаточно.


«Когда появились фотографии с дрона, то было видно, что полыхает просто крест. Это было для многих символично и значимо, — рассказал собеседника газеты, отметив, что пока во французском обществе никто не критикует оперативные службы. — Сейчас пожарным пока что аплодируют. Официально никакой критической информации нет. Хотя в репортаже по телевидению так или иначе проскальзывало удивление от того, что борьба с огнем выглядела совершенно неравной — огромный огонь и совершенно беззащитные пожарные. Они черпали воду из Сены с помощью двух таких маленьких суденышек, которые производили впечатление абсолютной беспомощности. Некоторые комментаторы по этому поводу высказались, но очень кратко. Из каких соображений? Наверное, чтобы не разводить желтизну».

По словам Токмакова, Макрон должен был выступить по центральным телеканалам Франции с заявлением по поводу кризиса «желтых жилетов». Но все было прервано — как известно, президент вместе с премьер-министром, министром культуры, мэром Парижа приехал на место пожара, где пробыл несколько часов. Приезд Макрона на пепелище французы оценили как само собой разумеющееся.

«Вопрос поиска виноватых — тема сегодняшнего дня. Вчера никто на этот счет не рассуждал. Прокуратура, конечно, открыла дело, и будет расследование. Основная выдвигаемая гипотеза в том, что пожар произошел из-за ремонтных работ, — отметил Токмаков. — Всякого рода спекуляции типа того, что это могло быть кому-то выгодно и прочее… Пока этого не видно. Даже всякого рода рассуждения на тему сравнения с событиями 11 сентября если и проскальзывают, то только из-за шока и картинки, эмоций людей».


«ОБИДНО ЗА ТО, ЧТО ГОРИТ И РАЗРУШАЕТСЯ В ПРЕДЕЛАХ НАШЕГО ОТЕЧЕСТВА»

По просьбе «БИЗНЕС Online» эксперты оценили потерю и порассуждали о том, удастся ли ее восстановить.

Борис Пастернак — главный архитектор центра историко-градостроительных исследований:

— Конечно, это большая трагедия, которая имеет символическое значение. Но, если говорить о вопросах реставрации, пока сложно понять всю широту проблемы. Французская школа реставрации известна своим мастерством, и те работы, которые там проводятся, носят эталонный характер. Бывали такие случаи — упала кампанила в Венеции на площади Святого Марка. Ее восстановили, и мало кто замечает, что это постройка XX века. Потому вопрос важнее, как сделать, чтобы такого больше не происходило. Утрата культурного наследия — вопрос невосполнимый, и это все носит трагический характер.

Не нужно быть человеком европейской культуры, чтобы понимать значимость и символическую, и историческую, и культурную, и архитектурную данных сооружений. Таких памятников во всем мире на пальцах двух рук можно пересчитать. Они настолько штучные, что здесь не работают сравнения. Это также чувствуют и туристы — любой, кто читал Виктора Гюго, проходил историю, знает, с какими европейскими событиями связано появление данного шедевра.

Мне сложно судить о причинах пожара, но, думаю, это вопрос технологии производства работ. Работы с деревянными конструкциями, стоявшими не одно десятилетие, требуют соблюдения аспектов безопасности. Хотя французы — великие организаторы и в вопросах реставрации тоже, так что не думаю, что это головотяпство.

Больше обидно за то, что горит и разрушается в пределах нашего Отечества, потому что и отношение общества, и консолидированная позиция властей, и реставрационная школа у нас не на том уровне.

Елена Чудинова — писательница, драматург, автор романа-антиутопии «Мечеть Парижской Богоматери»:

— Мы должны дождаться официальных заключений и определиться, верим ли им. Произошла беда, в которой либо человек не виноват, либо несомненен злой умысел. Мне совершенно не нравится, когда говорят: «Вот это символ того, что Европа не такая, не сякая». Когда человек лежит с топором в голове, говорить о том, что это символ того, что он плохо защищался, по меньшей мере безнравственно. Парижане стояли всю ночь перед собором Парижской Богоматери и пели молитвы. И мне еще будут говорить, ссылаясь на тупую левую массу, что Франция перестала быть достойной своего собора… К сожалению, так и во Франции некоторые сейчас утверждают. Но я с данным фактом не согласна категорически.

Это один из символов европейской цивилизации, в том числе и моей. Даже если человек никогда не был в этом шедевре, тем не менее знает литературные произведения, живописные произведения, в которых он был отображен, его след в мировой истории, какие события происходили в его стенах. Это символ не того, что Европа-де нехороша стала… Все мы нехороши сейчас. Но это символ европейского духа, христианской цивилизации — вот что это такое. Это культурный код, который считывает любой европеец. Это трагедия не одного народа, а цивилизации.

Мы же восстановили храм Христа Спасителя, хотя сопоставить его с шедевром Тона (архитектор храма — Константин Тон — прим. ред.) все-таки я бы не рискнула. Понадеемся на то, что восстанавливать собор будут с большим вниманием к каждому фрагменту, чтобы достичь полной идентичности. Да, его, разумеется, восстановят, понадеемся, что сделают это хорошо, но того шпиля, который простоял столетия, уже не будет.

Андрей Ершов — ректор Казанского института инновационного менеджмента и информатики, почетный консул Франции в Казани:

— Причины пока никто официальные не называет, одна из версий — строительные работы, которые там проводились. Это историческое здание со старыми перекрытиями, которые подвержены огню. Собор — объект непростой. Если сказать сухо и официально, он является визитной карточкой Парижа, как Эйфелева башня, но она более позднее сооружение, а собор — это душа Парижа. Остров Сите… Ни один человек, который приезжает туда, не обходит его стороной. Конечно же, я испытываю чувства сожаления, огорчения. Рядом со мной сейчас три французских сенатора, вчера вечером я их встретил в Казани, они, безусловно, тоже очень переживают.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (116) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
16.04.2019 12:23

А между тем Российский Минкульт предложил организовать сбор добровольных пожертвований на восстановление собора Парижской Богоматери. Вероятно, предложения помощи последуют и от государства.
Напомню, что в Волгограде идет реставрация мемориального комплекса на Мамаевом кургане. Стоимость работ более 2 млрд. рублей. Кто-то предлагал нам помощь? Там ведь люди гибли, в том числе, и ради спасения Европы, включая и французов. Если кто-то забыл: Франция, конечно, тоже воевала - главным образом на стороне Гитлера.
И еще: реставрация дворцов под Питером, разрушенных фашистами, продолжается и по сей день. Много нам в этом помогает Европа? Всё ли награбленное вернули?
Надо полагать, за предложения помощи в реставрации Нотр Дам французики подкинут нам новых санкций.
Мне, конечно, жаль, что собор пострадал, но помогать французам (кубинцам, вьетнамцам и прочая), когда у страны нет денег на ремонт сельских школ, дорог, на жилье детям-сиротам, когда сложилась постыдная практика - выпрашивать через телевидение денег на лечение детей, потому что государству на них наплевать - это неправильно. Никто этого не оценит. А французы сами управятся, не голодные. У вас есть лишние деньги? Помогите больной старухе, нищему студенту из провинции - и они будут с благодарностью помнить вас всю жизнь.

  • Анонимно
    16.04.2019 11:43

    Пожар - это тоже часть истории. ничего страшного не произошло.

    • Анонимно
      16.04.2019 12:16

      Ой нельзя было там проводить Сабантуй. Боги разгневались)

    • Анонимно
      16.04.2019 12:23

      А между тем Российский Минкульт предложил организовать сбор добровольных пожертвований на восстановление собора Парижской Богоматери. Вероятно, предложения помощи последуют и от государства.
      Напомню, что в Волгограде идет реставрация мемориального комплекса на Мамаевом кургане. Стоимость работ более 2 млрд. рублей. Кто-то предлагал нам помощь? Там ведь люди гибли, в том числе, и ради спасения Европы, включая и французов. Если кто-то забыл: Франция, конечно, тоже воевала - главным образом на стороне Гитлера.
      И еще: реставрация дворцов под Питером, разрушенных фашистами, продолжается и по сей день. Много нам в этом помогает Европа? Всё ли награбленное вернули?
      Надо полагать, за предложения помощи в реставрации Нотр Дам французики подкинут нам новых санкций.
      Мне, конечно, жаль, что собор пострадал, но помогать французам (кубинцам, вьетнамцам и прочая), когда у страны нет денег на ремонт сельских школ, дорог, на жилье детям-сиротам, когда сложилась постыдная практика - выпрашивать через телевидение денег на лечение детей, потому что государству на них наплевать - это неправильно. Никто этого не оценит. А французы сами управятся, не голодные. У вас есть лишние деньги? Помогите больной старухе, нищему студенту из провинции - и они будут с благодарностью помнить вас всю жизнь.

      • Анонимно
        16.04.2019 12:52

        Франция воевала на стороне Гитлера????

        • Анонимно
          16.04.2019 13:10

          Она как минимум капитулировала, и после чего промышленность работала на рейх.

          • Анонимно
            16.04.2019 13:29

            После оккупации в 1940 году Северной Франции и создания на юге страны режима Виши, до мая 1945 года множество французов стало добровольцами под знаменами десятков частей и соединений вооруженных сил и вспомогательных организаций Третьего рейха. Таких французских добровольцев было десятки тысяч, и в итоге граждане Франции составили крупнейший по численности западноевропейский народ, сражавшийся на стороне гитлеровской Германии во Второй мировой войне.

            • Анонимно
              16.04.2019 14:42

              Прям как наша Орловская и Брянская область - Лоскутское самоуправление

          • Анонимно
            16.04.2019 20:52

            12.52 Если кто-то еще не знает - вся Европа за Гитлера воевала.. И соответственно мы против всей совокупной Европы (кроме Англии и Сербии)

            • Анонимно
              17.04.2019 09:40

              16.04.2019 20:52
              СЕРБЫ-четники и СЕРБЫ Недича очень даже немцев поддерживали!
              А ТИТО был ХОРВАТ!

        • Анонимно
          16.04.2019 13:14

          А вы разве не знали. После сдачи Парижа многие французы вступили в войска вермахта. Была небольшая кучка именуемая сопротивлением

          • Анонимно
            16.04.2019 13:32

            Широко известна 33-я гренадерская бригада СС (затем дивизия) «Шарлемань» - названа в честь «Карла Великого» (фр. Charle Magne). Её формирование началось ещё в 1944 году – было создано два полка(57-й и 58-й), ядро 57-го полка составили ветераны французской штурмовой бригады, а 58-го - ветераны Легиона. В конце февраля 1945 года командование вермахта бросило дивизию затыкать брешь в районе города Чарне в Польше, она вступила в бой 25 февраля с частями 1-го Белорусского фронта. 4 марта остатки дивизии перебросили в Берлин, где они в мае 1945 года и закончили свой боевой путь. Французы приняли участие в важнейшей операции войны – обороне Берлина. При этом, согласно воспоминаниям немцев, они дрались до последнего, защищая рейхсканцелярию совместно с добровольцами из скандинавских стран из дивизии СС «Нордланд».

        • Анонимно
          16.04.2019 13:27

          Москва не раз горела.Однако отстроили.Фашисты многие города Советского Союза уничтожили полностью.Что то нам никто не помогал.Наоборот развязали холодную войну.

          • Анонимно
            16.04.2019 17:33

            Французы еще не ответили за сожжение Москвы в 1812г., а тут такое щедрое предложение. Нас что, уже завоевали, а мы и не знаем об этом ?

            • Анонимно
              16.04.2019 20:25

              16.04.2019 17:33
              Французы ответили в 1814 г., когда русские войска вступили в Париж.

        • Анонимно
          16.04.2019 16:10

          Берлин защищала в апреле 1945-го французская дивизия Шарлемань. Именно она спалила больше всего наших танков.

        • Анонимно
          17.04.2019 08:21

          а ты не знал? Французские дивизии были под Москвой...
          Плохо историю знаете.

      • Анонимно
        16.04.2019 13:23

        Хватит лепить горбатого!
        Именно союзники собрали средства для восстановления больницы именно в Волгограде, помимо всех остальных Фондов помощи, в которых было собрано сотни миллионов долларов, на которы бели закуплены самые необходимые средства. А работали такие фонды не только в войне.
        Вы лично живы только благодаря помощи американцев, во время Голода в Поволжье.

        • Анонимно
          16.04.2019 13:39

          Начните с себя -прекратите лепить горбатого.

          Голод в СССР в 30-е был по причине того, что Запад зная что в СССР был плохой урожай зерновых,отказался от золота, а требовал оплату поставленного оборудования для заводов - зерном.

          Эта гуманитарка выглядела также, как сейчас в Ливии ,где Запад все уничтожил ,заморозил 200 млрд. долларов Ливии в банках Запада, но шлет гуманитарку.

          • Анонимно
            16.04.2019 14:30

            У вас постоянно Запад во всем виноват. Вы одни в белом.

          • Анонимно
            16.04.2019 14:35

            Речь о Голоде 1921 года!
            Так что уберите свою методичку!

            • Анонимно
              16.04.2019 14:57

              Вы не родственник тех пролетариев, что воевали во Власовской Армии?
              Советская Власть стыдливо молчала, что 99% Власовской армии составляли красный пролетариат, активное крестьянство и красные командиры.
              Не зря в середине 50-х годов КПСС реабилитировала Власовцев, выдав им новые паспорта.
              Оставив тех же бывших военнопленных без всякой помощи.

      • Анонимно
        16.04.2019 14:28

        В Париже в самом центре есть станция метро "Сталинград" в честь победы русских в этом сражении. Весь мир тогда был поражен. Не надо передергивать историю. Война давно закончилась. Не надо это все доставать и выворачивать - кто там союзники и враги. Это как минимум глупо. Этот собор - действительно мировая ценность. Весь мир опечален. Даже мы тут с вами чего-то пишет на эту тему. Предложили скинуться - что плохого в этом. Предложил помощь Путин - что в этом плохого? Это по человечески правильно.
        А вот благодаря таким как вы - бездушным и мелочным - и живем мы в таком жестоком мире.

        • Анонимно
          16.04.2019 15:52

          Помоги нашим разрушающимся памятникам архитектуры, подними детские пособия, пособия матерям-одиночкам!!! Россия им уже построила красивейший мост в Париже АлександраIII, самый большой православный храм Парижа.
          Нотр Дам они сами сожгли - сами пусть и восстанавливают.

          • Анонимно
            16.04.2019 16:11

            ну так возьми и помоги! вместо бутылки водки, которую ты выпиваешь каждую субботу, переведи 500р на помощь! Хотя бы раз.

          • Анонимно
            16.04.2019 19:52

            Все люди взрослые, каждый сам может решить кому ему помогать и помогать ли вообще.

            Мне например очень больно от произошедшего, т.к. и в самом соборе бывала, это неописуемо, когда многовековое сооружение видело столько исторических эпох, людей, при этом само уникально, ни с чем сравнить нельзя эти статуи, эту мозаику...... Собор как живое существо, энергетика потрясающая там.

            Мне не жалко что-то пожертвовать на восстановление, пусть есть во Франции и в миллионы раз состоятельнее люди.

            Не надо быть слишком категоричными

      • Анонимно
        16.04.2019 15:59

        Вы думаете, "наши" действительно способны кому- то помочь? Их действия: либо подкуп, либо положить себе в карман. Другого им не дано.

      • Анонимно
        16.04.2019 17:30

        Да, конечно, пусть страна один день отработает на французов, когда целые области в центре РФ в разрухе...

      • Анонимно
        16.04.2019 20:30

        16.04.2019 12:23
        ЛИЧНО ВАШИХ денег никто НЕ требует! Можете НЕ волноваться!

    • Анонимно
      17.04.2019 07:52

      Чушь какая то! Нам, почему то, никто не помогает!!??
      Каждый год (5-10лет) все лето бесперестанно горят леса, рынки, заводы, культурные центры и т.д.!!! Никто не предлагает даже рубля помощи! А мы без штанов, хорахориться начинаем. Макрон каждый день о нас ноги вытирает, а министр Мединский??? Может он имеет французские корни??? Не пойму я? Обьясните пжлста.

  • Анонимно
    16.04.2019 11:49

    Одновременно еще и мечеть Аль Акса горела.....
    Печально, все это.
    Студент оптимист

    • Анонимно
      16.04.2019 12:31

      Для кого печальна? Для торговцев воздухом? Ну, неет)) Им-то как раз карта и поперла)))
      Идеальный инструмент по обтрясыванию простаков.
      Святоши сейчас просто лопнут от собственной важности)))

      • Анонимно
        16.04.2019 12:36

        В первую очередь, я смотрю на это., как на объекты культурного наследия, все-таки, это память, это история человечества.
        И только потом, как на религиозные объекты.
        Студент оптимист

        • Анонимно
          16.04.2019 13:19

          Если это и наследие, то это наследия самого трешевого свойства. Вся мерзость человечества - из такого наследия и состоит. Именно поэтому его разбирали, такое наследие. именно поэтому взрывали в других местах.
          И если уж говорить о культуре , то стоит прочесть ещё раз Гюго и понять и вникнуть - кто был уродом на самом деле.

      • Анонимно
        16.04.2019 12:39

        Дело не в том, что это собор и представляет какую-то святость для католиков, а то что это сооружение датировано 12 веком, в то время когда кочевники Монголии скакали по степям и резали друг друга с остервенением.

        • Анонимно
          16.04.2019 13:17

          Да чтож степи? Достаточно вспомнить Виктора Гюго!

        • Анонимно
          16.04.2019 15:07

          какая нам дело до кочевников Монголии? учите историю, а не фейки от немецких "историков ".

        • Булгарин
          16.04.2019 19:35

          А другие по болотам бродили, грабили всех кто мимо них проезжал. Тем и жили.

          • mad big
            16.04.2019 20:24

            Так вы бы сначала определились из чьих вы. А то неровен ошибётесь! Как жить то потом с этим будете.

            • Анонимно
              17.04.2019 01:29

              учитесь. "в полку..." четко написано болотах топили добро. научитесь читать и понимать. это вам не инструкция к допотопному АК -47.

  • Анонимно
    16.04.2019 11:49

    любой пожар - трагедия для одних и возможность заработка для других.
    рынок.

    • Анонимно
      16.04.2019 12:01

      Не надо говорить банальности, когда у людей горе.

    • Анонимно
      16.04.2019 13:03

      Скоро Париж будет столицей африканских народов.Не только европейцам суждено эксплуатировать африканцев.Долги нужно возвращать.

  • Анонимно
    16.04.2019 11:52

    Парижане стояли всю ночь перед собором и пели молитвы», — говорят очевидцы, с которыми побеседовал «БИЗНЕС Online».
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/421018

    А спалили надо думать, инопланетяне? Раз парижане рты разинули?
    Хватит из мухи слона делать. Дело-то житейское, он и так был скорее мертв чем жив. Там и остров поплыл, и фундамент. Ну, не пирамида Хеопса это - не пирамида)))

  • Моисей
    16.04.2019 11:54

    Жаль

  • Анонимно
    16.04.2019 11:56

    Деревянные стропила крыши и шпиля очень хорошо горели - не было огнестойкой пропитки?
    Или уже развилась такая температура, что "горел" (плавился) и металл?
    Соболезнования христианам и все людям, поддерживающим культуру на планете Земля (мусульманам, иудеям и др.).

    • Анонимно
      16.04.2019 13:53

      Собор - памятник, с 1991 года внесен в список всемирного наследия Юнеско. Любые работы в нем (в т.ч. противопожарные) требуют многочисленных согласований.

  • Анонимно
    16.04.2019 12:00

    Не уберегли.В мирное время.

  • Не курю
    16.04.2019 12:01

    Теперь и умирать то не за что

  • Анонимно
    16.04.2019 12:04

    Самое главное- никто не погиб. Ничего нет ценнее, чем жизнь.
    Восстановят. Еще краше будет.

  • Анонимно
    16.04.2019 12:11

    Пожар это следствие нарушений безопасности.
    Учитывая, что сгорел всемирно известный исторический памятник в центре столицы Франции символ неконтролируемых деструктивных процессов в Европе, власти которой не в состоянии (или не желают) противостоять современным угрозам, вполне возможно это был намеренный поджог, тем более плакаты с горящим собором давно размещены в Париже.

  • Анонимно
    16.04.2019 12:15

    Все циники Казани - на БО .....

  • Анонимно
    16.04.2019 12:24

    Когда были с семьей в Париже, приходили к нему, но тогда внутрь не пускали. Пофотографировались на фоне, покормили голубей. Решили в следующий раз, когда приедем, зайдем.
    Очень жаль.

  • Анонимно
    16.04.2019 12:28

    А куда смотрел пожарный надзор, надзор за промбезопасностью?

  • Анонимно
    16.04.2019 12:29

    Знак

    • Анонимно
      16.04.2019 13:38

      Всё как и предсказывалось.Сдедующее действо -религиозная война в центре европы,ядреные удары,кончина французской нации.

  • Анонимно
    16.04.2019 12:30

    Отреставрируют

  • Анонимно
    16.04.2019 12:32

    Наверное что то свыше
    Оставило Францию без символа
    Задуматься французам надо

  • Анонимно
    16.04.2019 12:39

    Венец коллекции Нотр-Дама — химера Стрикс. Ночной демон, несмотря на мужское имя, это полуженщина-полуптица, испускающая во мраке душераздирающий крик. По легендам она питается кровью новорождённых, похищает маленьких детей своими лапами с огромными, острыми когтями.

  • Анонимно
    16.04.2019 12:42

    Когда эмоции улеглись, возникают вопросы:
    Кому выгоден пожар?
    Почему так совпало - пожар и отмененное обращение Макрона к французам?
    Наверное для Макрона пожар собора-это последний шанс обьединить нацию ,расколотую движением желтоленточниками.
    И главное остаться на посту президента. Кто то все хорошо продумал .
    Никомуневерю.

    • Анонимно
      16.04.2019 13:10

      Последователи теории заговора снова активизировались.

  • mad big
    16.04.2019 12:47

    Если никто не погиб - то это самое главное. Все можно построить заново.

    • Анонимно
      16.04.2019 13:11

      Только это будет уже не тот прежний Нотр-Дам.

      • Анонимно
        16.04.2019 13:42

        А прежним он никогда и не был. Это не священная корова, а всего лишь культовое строение. Он сто раз ремонтировался и перестраивался, не говоря уже о том, что задуман был совсем другим!!!
        Даже у Гюго он другой!!!

    • Анонимно
      16.04.2019 13:56

      Лужкова из Австрии позвать, у него опыт большой. Снесёт и отстроит в монолите).

    • Анонимно
      16.04.2019 15:47

      Заново? А вы в жизни что нибудь строили? Так вот, завод двигателей строили 5 лет, а сгорел он за 5 часов. До сих пор не сумели его восстановить в полном обьеме. А за одну ночь 18 тыс. без работы остались. А 150 т. Камаз десять лет без зарплаты сидел, кредиты на восстановление платил. Может и сегодня еще платит- я не знаю. А город стал одним из самых нищих городов России.

  • Анонимно
    16.04.2019 12:53

    Ну сгорел и ладно, что трагедию великую раздули? Меня события разрушенных домов в России больше волнуют.

  • Анонимно
    16.04.2019 12:55

    По-любому было застраховано

  • Анонимно
    16.04.2019 13:04

    Забота о величии храмом и пренебрежение людьми - верх цинизма и лицемерия.

    • Анонимно
      16.04.2019 20:44

      16.04.2019 13:04
      И какое у них "пренебрежение"? Они от нищеты и безысходности в Африку бегут?

  • Анонимно
    16.04.2019 13:09

    В Чистополе бомжи три раза поджигали дом знаменитого доктора ДД Авдеева, прототипа доктора Живаго . Горят у нас и др памятники, плохо бережем, не ценим... А Чистополь - одна из жемчужин среди малых истор городов России. Скоро реставрация начнется на грант правительства РФ, могут и отказаться...

  • Анонимно
    16.04.2019 13:11

    Восстановят конечно. Но все равно жалко.

    • Анонимно
      17.04.2019 08:25

      Жалко только у пчелки! Человеческих жертв нет. Это главное! Отремонтируют. Зимняя вишня!? Вот это жалко - сколько детей, главное никто нам не помогал. Мединский пусть годовую зарплату отдает, не обеднеет. А то начал просить нищий народ скинуться. Ужас! Кошмар!

      • Анонимно
        17.04.2019 10:31

        17.04.2019 08:25
        Успокойтесь. У ВАС никто и ничего НЕ просит!

      • Анонимно
        17.04.2019 11:00

        17.04.2019 08:25
        А ВЫ думаете, что с Запада НЕ было соболезнований, в связи с трагедией в "Зимней вишне", в связи с Бесланом?!

    • Анонимно
      17.04.2019 10:14

      А когда НАТО бомбили Югославию,Ирак,Ливию,Сирию вам не жалко было мирное население и города?Ведь французы тоже принимали участие в уничтожении этих стран.

  • Анонимно
    16.04.2019 13:28

    Судя по передачам «Время покажет» и «60 минут» многие хотели бы обвинить в поджоге мусульман, чтобы развязать против них войну.

  • Анонимно
    16.04.2019 13:32

    Жаль Собор, но мне ещё более жалко людей, погибших в Магнитогорске в жилом доме. Хочу, чтобы помогли защитить наших людей в многоэтажках.

  • Анонимно
    16.04.2019 13:35

    А сколько в Сирии, Иране и Ираке разрушено объектов культурного наследия?! И намного более древних, ценных для человечества. И нет никаких сожалений по этому поводу.

    А у нас в России разве не рушатся, не погибают, не сносятся исторические памятники? Хватает и у самих о чём сожалеть, но что-то не слышно и не видно массового высказывания.

    Нотр Дам стал жертвой банальной жадности: как реконструировать, когда поток зевак-туристов так выгоден, несёт столько денег?! И сожалеют о нём теперь несостоявшиеся туристы. Сфотографироваться не успели на фоне...

    • Анонимно
      16.04.2019 20:47

      16.04.2019 13:35
      Насчет Ирана поподробнее!

    • Анонимно
      17.04.2019 10:16

      И причем разрушала и Франция в состав НАТО.Вот им и возврат пришел.

    • Анонимно
      17.04.2019 11:52

      16.04.2019 13:35
      И сколько награбленных камней с Востока находятся в Нотр Даме?

  • Анонимно
    16.04.2019 13:40

    "Профессиональный спорт" - средство обогащения для дельцов от спорта. Вот и всё, что про него надо знать.

  • Анонимно
    16.04.2019 14:21

    Прокурор Франции Реми Эйтс заявил, что «ничто не свидетельствует о предумышленном акте».
    Религиозной войны не будет, как бы этого ни хотелось нацистам.

  • Анонимно
    16.04.2019 14:36

    Устала Богоматерь быть Парижской! Не хочу вдаваться во французскую филологию, но правильно нужно было называть строение, если оно дорого верующим : Собор Богоматери в Париже. Православные свои храмы называют храмами ИКОН посвященных Богоматери и по месту их обретения. Как угодно рассматривайте это происшествие - мистическое, по халатности... .
    Однако для стран, узаконивших гомосексуализм, убравших понятие "мама" и "папа" и т.д. при этом считающих себя верующими в традиционные религии ( во всяком случае аврамические) это знак Бога (он терпелив), Богоматерь же (Мариам) святая заступница и молитвенница перед Всевышним, и она устала смотреть на все, что происходит внутри стен "собора" и вокруг него. Самое, что интересное: редкого атеиста хоронят как собаку. Или при жизни ( как правило в конце) идут к Богу или родственники хоронят по религиозным канонам. Что, это не так?

    • Анонимно
      16.04.2019 23:20

      Шансы есть - не вся Европа лишилась разума!

      В Италии больше не будет родителя-1 и родителя-2, власти страны вернули определения "мать" и "отец" в официальные документы. Об этом сообщил лично вице-премьер и глава МИД Италии Маттео Сальвини: "Сегодня я с радостью готов сообщить, что в Италии больше не будет родителя-1 и родителя-2. Это противоречит всем нашим многовековым устоям, и мы решили с этим покончить".

      Термины "родитель-1" и "родитель-2" были введены в 2016 году под лозунгами толерантности и прав гомосексуалистов. Нововведение вызвало возмущение многих итальянцев, но всё равно было принято либеральным правительством страны.

      Избранное в прошлом году новое правительство взяло курс на возвращение к традиционным ценностям и защите интересов страны. Первым делом Италия отказалась принимать навязываемых ей Европой мигрантов, теперь же очередь дошла до вычищения либеральных нововведений из законодательства страны.

  • Анонимно
    16.04.2019 14:36

    Если вы забыли, французы сожгли нам всю Москву в 1812 году,

    • Анонимно
      16.04.2019 14:56

      Смысл лицемерных стенаний по поводу сгоревшего храма сатаны в том, что расисты хотели бы, чтобы европейцы объявили войну мусульманам.

    • Анонимно
      16.04.2019 19:48

      Вообще-то, Москву сожгли сами русские, отступая из Москвы. По приказу Ростопчина и молчаливого согласия Кутузова.

  • Анонимно
    16.04.2019 14:49

    денег нет..но вы держитесь..

  • Анонимно
    16.04.2019 15:23

    прочитал, что сказали известные и публичные люди о пожаре, прочитал, что сказала на этот счет крестница ВВП, считающая себя публичной и известной личностью...все-таки дом-2 это ее предел развития во всех смыслах.

  • Анонимно
    16.04.2019 17:54

    Почему не используют эффективные средства предупреждения пожаров: пара баллонов с сжатым азотом - достаточно, чтобы своевременно без участия человека потушить любое возгорание. Особенно там, где находятся художественные ценности которые нельзя заливать водой

  • Булгарин
    16.04.2019 19:37

    Слушайте что Скабеева вещает, ее языком власть говорит с народом.

    • mad big
      16.04.2019 20:09

      Скобееву слушать моветон. Сами слушайте. А потом мы снизойдем и вас может быть послушаем.

      • Булгарин
        16.04.2019 20:25

        А мне всегда казалось, что это ваша говорящая голова. Что у вас в голове, то у нее на языке. Потому иногда и хотелось послушать ваши мысли. Забавно же.

  • Анонимно
    16.04.2019 20:31

    Козетта летает над пожаром стараясь ангельскими крылышками и слезами затушить пламя

  • Анонимно
    16.04.2019 21:09

    Веры у людей нет, в храмы ходят сфоткаться и посмотреть как на музей. В этом есть знак и предупреждение свыше, как бы это не прозвучало смешно теми кто не верит.

  • Анонимно
    16.04.2019 22:13

    Это божья кара.
    Кара Всевышнего всему Западу.
    За то, что они веками грабили и продолжают грабить весь остальной мир.
    Это именно Запад уничтожил столько культурных ценностей на Ираке, в Сирии, все богатство Европы - ограбленное, они грабили и Египет, и американских индейцев, и Индию, и Африку (да и нас тоже). Они возомнили себя чуть ли не богом. Считают себя правыми поменять режимы, бомбить Ливию, Югославию, Ирак и т.д.
    Когда уничтожали культурные ценности Ирака, которым 3-4 тыс лет - все молчали, а вот когда сгорел церковь в Париже - такой шум!

    • Анонимно
      16.04.2019 22:38

      Сталина на них не было. Уж давно бы от всех соборов ветер золу развеял.

    • Анонимно
      17.04.2019 05:51

      Сгорели завод двигателей- город бедствовал десятилетие; сгорел Адмирал. Это чья кара? Божья? А за что? За что такое наказание сотням ни в чем не повинных людей?
      Нет. Это и Собор- результат полного отсутствия надзора за обьектами. Это результат принципа " не кошмарьте бизнес"; бизнес будет кошмарить вас.

    • Анонимно
      17.04.2019 10:43

      16.04.2019 22:13
      Вы НЕ помните, что Франция была ПРОТИВ войны в Ираке?

  • Анонимно
    16.04.2019 22:33

    Все люди объединились в мире, когда сгорели просто стены, а когда сгорели люде в Одессе, не было такой эмоциональной реакции. Это и есть окончание европейской цивилизации.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
Загрузка...
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль