Культура 
17.04.2019

«Золотая маска» легитимизирует нас»: «Страшно место» из Свияжска покорило Москву

Второй год подряд главную сценическую премию страны получает проект из Татарстана, созданный вне традиционных репертуарных театров

Накануне на исторической сцене Большого театра состоялась церемония вручения наград национальной премии «Золотая маска». Среди претендентов были спектакли «Тормышмы бу?..» театра им. Камала, а также «Сны Иакова» фондов «Живой город» и Sforzando. Удача улыбнулась оперному проекту композитора и режиссера Александра Маноцкова, созданному с казанской командой на острове-граде Свияжске. Что думает об успехе Инна Яркова и министр Ирада Аюпова — в репортаже «БИЗНЕС Online».

Лариса Гоголевская вручила накануне на торжественной церемонии спецприз оперному спектаклю, поставленному в Свияжске Лариса Гоголевская вручила накануне на торжественной церемонии спецприз оперному спектаклю, поставленному в Свияжске Фото: «БИЗНЕС Online»

«СПАСИБО, ВИДИТЕ, МЫ ДАЖЕ НЕ ЗНАЕМ, КОМУ ВЗЯТЬ ЭТОТ ПРИЗ»

«Спектаклю „Сны Иакова, или Страшно место“ фонда поддержки современного искусства „Живой город“ и фонда развития исполнительского искусства Республики Татарстан Sforzando (Казань) — за освоение исторического материала средствами современной композиции и режиссуры», — с этими словами председатель жюри музыкального театра «Золотой маски», солистка Мариинского театра Лариса Гоголевская вручила накануне на торжественной церемонии спецприз оперному спектаклю, поставленному в Свияжске.

На историческую сцену Большого театра поднялись композитор и режиссер «Снов Иакова» Александр Маноцков, художник Ксения Шачнева, а также директор фонда «Живой город» и один из продюсеров проекта Инна Яркова. Все трое, судя по всему, были удивлены случившемуся и немного растеряны, так что пару секунд никто не хотел забирать из рук Гоголевской заветную награду — «изделие на зеркальной поверхности в раме, представляющее собой лицо в маскарадной маске», как гласит «Википедия».

В итоге слово взял главный творец проекта Маноцков: «Спасибо, видите, мы даже не знаем, кому взять этот приз, потому что действительно спектакль делала замечательная команда. Это очень неожиданно, что нам вручили „Маску“, поэтому я не подготовил длинного списка, чтобы, как подобало бы, всех перечислить. Это не репертуарный спектакль какой-то институции, а постановка, которую делала команда единомышленников и энтузиастов. И большое спасибо жюри. Мы надеемся, что награда привлечет внимание к нашему проекту, который, в общем, продолжается. Мы уже выпустили второй спектакль в этой серии, даст бог, будет и третий».

Напомним, что «Сны Иакова» — первая опера свияжской трилогии Маноцкова, вторая — «Красный сад» — впервые была показана на острове прошлым летом, в этом году ожидается премьера третьей работы.

На историческую сцену Большого театра поднялись композитор и режиссер «Снов Иакова» Александр Маноцков, художник Ксения Шачнева, а также директор фонда «Живой город» и один из продюсеров проекта Инна Яркова На историческую сцену Большого театра поднялись композитор и режиссер «Снов Иакова» Александр Маноцков, художник Ксения Шачнева, а также директор фонда «Живой город» и один из продюсеров проекта Инна Яркова Фото: ©Евгений Биятов, РИА «Новости»

Так Казань второй год подряд получила национальную театральную премию «Золотая маска», поскольку еще в памяти прошлогодний триумф Нурбека Батуллы за роль в спектакле «Әлиф» Туфана Имамутдинова. И, что интересно, российское профессиональное сообщество вновь отметило проект, созданный в Татарстане вне традиционных репертуарных театров.

Мы уже писали о том, как прошли показы «Снов Иакова» для «масочного» жюри в Москве, для чего спектакль, созданный в жанре site-specific (когда постановка максимально привязана к месту, где происходит действие), был вынужден переехать из естественных декораций Свияжска в атриум театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Тогда по окончании столичная публика с искренним интересом спрашивала у Маноцкова о том, как родилась сама идея проекта, что за артисты в нем участвуют и прочее. В общем, принята была опера, в которой довольно причудливо соединены совершенно разные тексты (от Ветхого Завета и монастырских летописей до личных дел заключенных свияжской тюрьмы и медицинских карт пациентов местной психиатрической больницы), благосклонно.

И уже тогда, судя по реакции профессиональной публики, можно было предположить, что работа будет замечена жюри. Конечно, тягаться в главных оперных номинациях с титанами вроде Ромео Кастеллуччи, Кэти Митчелл или Константина Богомолова маленькому свияжскому проекту было трудно. Но потому у жюри «Золотой маски» и есть практика спецпризов для ярких и самобытных работ, требующих внимания и поддержки.

Артем Силкин говорит, что ни минуты не сомневался — «Сны Иакова» должны получить «Золотую маску», а то, что спектакль получился, было понятно еще после премьеры летом 2017 года Артем Силкин говорит, что ни минуты не сомневался: «Сны Иакова» должны получить «Золотую маску», а то, что спектакль удался, было понятно еще после премьеры летом 2017 года Фото: «БИЗНЕС Online»

«ПРИХОДИТ ПОНИМАНИЕ ТОГО, ЧТО ТЫ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЗАНИМАЕШЬСЯ ВАЖНЫМ ДЕЛОМ»

Кто-то может спросить: а в чем здесь вклад Татарстана, если это работа московско-питерского композитора и режиссера? На данный вопрос отвечает один из соучредителей фонда «Живой город» Артем Силкин, который и предложил Маноцкову поставить оперу в Свияжске. «Важно то, что, кроме приглашенного композитора-режиссера, все остальные участники проекта были из нашей республики: художник Ксения Шачнева, генеральный продюсер фонда „Живой город“, музыкальный продюсер Данияр Соколов из Sforzando, а также наши замечательные оперные исполнители и музыканты», — сказал «БИЗНЕС Online» директор музея-заповедника «Остров-град Свияжск».

Кстати, Силкин говорит, что ни минуты не сомневался: «Сны Иакова» должны получить «Золотую маску», а то, что спектакль удался, было понятно еще после премьеры летом 2017 года. Он надеется, что эта награда привлечет дополнительное внимание к Свияжску как развивающейся фестивальной площадке федерального и международного уровня: «И наша республика, уже добившаяся признания как центр развития спорта, продолжит на программной основе развивать мероприятия и институции, связанные с современным искусством и культурой». А еще Силкин напомнил, что в прошлом году театральная лаборатория «Свияжск АРТель», проходящая в музее-заповеднике «Остров-град Свияжск», в качестве единственного примера от Российской Федерации вошла в обзор лучших практик сотрудничества музеев и креативных индустрий, подготовленный ассоциацией европейских музеев NEMO.

«Это признание театрального сообщества, чье мнение очень важно. И приходит понимание того, что ты действительно занимаешься важным делом. Это очень приятно и важно. „Золотая маска“ в некотором смысле легитимизирует факт нашей деятельности», — сказала нашему корреспонденту директор «Живого города» Яркова, которая пять лет назад создавала фонд поддержки современного искусства вместе с Силкиным и Дианой Сафаровой. «Мне кажется, здорово, что именно проект, созданный вне традиционных театральных пространств, получает „Золотую маску“. Значит, у таких спектаклей есть свое место. И надо понимать, что когда ты работаешь на острове, то это работа большой команды. Это и фонд Sforzando, и фонд „Живой город“, и Саша Маноцков», — продолжает Яркова.

«Конечно, испытываю гордость за республику, команду создателей, ребят-музыкантов. Огромный труд и терпение вылились в признание», — сказал «БИЗНЕС Online» директор Sforzando Данияр Соколов. Он отметил, что пока не может в полной мере насладиться успехом, поскольку вплотную занимается продолжающимся в Казани конкурсом им. Глинки.

Нужно отметить, что все создатели «золотомасочного» проекта отмечали поддержку республиканских властей. «Я только что об этом говорила с представителями управления культуры Москвы. Уникальность Татарстана, Казани в том, что у нас есть прямой диалог с властью, с тем же министерством культуры РТ. И когда мы делали самые первые шаги, то нас поддержала Ирада Хафизяновна Аюпова. Так что эта „Золотая маска“ и ее лично тоже», — говорит Яркова.

Саму Ираду Аюпову мы застали на пути в Уфу, где сегодня начинаются Дни Татарстана в Башкортостане. «То, что второй год подряд наши проекты, которые рождаются в творческом поиске, эксперименте, в рамках театральных лабораторий, получают признание профессионального сообщества, говорит о многом, — считает министр культуры РТ. —  Во-первых, это значит, что у нас имеется развитие в театральном искусстве. Во-вторых, у нас есть талантливая молодежь, и ей созданы условия для самореализации. В-третьих, я просто по-человечески радуюсь, что эти таланты — близкие мне по духу люди, что они рядом и могут открыто высказывать свою позицию, верят в победу и бесконечно любят театр. И отдельные слова поздравления коллегам из Башкортостана — театру имени Гафури — за спецприз спектаклю „Зулейха открывает глаза“. Камаловцы, у вас/нас все впереди!»

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (13) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
17.04.2019 12:23

Поздравляю! Молодцы! Успехов!
Делайте спектакли доступными для всех...

  • mad big
    17.04.2019 11:42

    Черт! Думал что справа божена.

  • Анонимно
    17.04.2019 11:49

    А как бы довести этот замечательный спектакль до зрителя? Найти атриум в Казани? Сделать доступную видео версию? А то создали "вещь в себе" для междусобойчика. Искусство должно принадлежать народу.

  • Анонимно
    17.04.2019 12:23

    Поздравляю! Молодцы! Успехов!
    Делайте спектакли доступными для всех...

    • Анонимно
      17.04.2019 17:00

      Тогда необходима четкая организация автобусов для всех желающих со стороны Минкультуры!!

  • Анонимно
    17.04.2019 12:59

    Исключительно для нашего традиционного театра надо учредить специальную премию "Вечный номинант".

  • Анонимно
    17.04.2019 15:58

    Молодцы!!!!

  • Анонимно
    17.04.2019 16:38

    Не люблю Свияжск какое то место гиблое неприятное гетто какое то

    • Анонимно
      17.04.2019 17:02

      Рука медвежьего новодела нарушила всю прелесть былого Свияжска

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
Загрузка...
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль